Хай тек в архитектуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

На сегодняшний день существует множество архитектурных стилей. Хай-тек — это стиль, который знаком каждому, даже далёкому от архитектуры, человеку. Для полного понимания стоит разобрать более подробно основные черты с примерами зданий позднего и раннего хай-тека.

Основные черты направления

Многие путают между собой минимализм и хай-тек. Не смотря не то, что оба стиля являются эталоном лаконичного жилья, хай-тек имеет ряд особенностей и отличий.

  • Для хай-тека свойственно наличие большого количества современной техники в проектировании, строительстве, а также дизайне;
  • Упор на функциональность становится основной направления хай-тек;
  • Минимум декоративных элементов в оформлении;
  • Предпочтительные искусственные материалы: металл, бетон, стекло и пластик;
  • Характерный цвет для исполнения: серебристо-металлический;
  • Вынесение: лифтов, лестниц, вентиляций наружу;
  • Преобладание простых форм и линий при оформлении;
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.

Это ряд характерных черт для такого направления в архитектуре, как хай-тек.

Дом в стиле хай-тек

История развития

Само направление зародилось в Англии в конце 60-х годов. В то время возникновение хай-тека связалось с появление новых технологий и первыми полётами в космос. Также хай-тек принято считать логическим завершением постмодернизма. Конструктивизм, доминирующий в тот период в Британии сыграл не последнюю роль в формировании данного направления.

  1. Ранний хай-тек, которому присущ период 1960-1980 годов. Первым проектом, характерным для этого стиля стал Центр Помпиду в Париже, и хоть его реализация во многом воспринялась в штыки, сейчас здание считается одной из главных достопримечательностей Парижа.
  2. Поздний хай-тек, который берёт своё начало в 1980 годах и продолжается по сегодняшний день. Чаще всего стиль применяют при проектировании современных: аэропортов, офисных зданий и культурных центров.

Центр Помпиду в Париже Международный аэропорт Чикаго

Современный хай-тек направление стиля

Наиболее известные: эко-тек, био-тек, а также Бунгало, основная идея, заложенная в этих стилях — сближение с природой.

Сейчас хай-тек представляет собой синтез науки и архитектуры. Основной идея, которой придерживается стиль — это сделать пространство максимально удобным и функциональным, без лишних линий и деталей. И к основным направлениям относятся:

  • Геометрический. Из названия понятно, что основой направления служит использования простых геометрических фигур в оформлении. Дополняются эти конструкции: тросами, сложными каркасными системами, мягкими оболочками;
  • Слик-тек. В основе лежит облицовка здания зеркальными и светопрозрачными панелями. Здание становится похожим на кристалл и приобретает респектабельный вид;

Ранний хай-тек

Ему присущ особый размах и монументальность, переход структуры здания в его дизайн, с целью показания превосходства современных технологий.

Ранний хай-тек

Поздний хай-тек

Поздний хай-тек. Яйцеобразное здание Бомбей Индия

Архитектура и проекты зданий

  • Центр Помбидо принято считать вершиной высоких технологий, ведь авторы-проектировщики вынесли все второстепенные помещения наружу. Таким образом, внутреннюю часть здания можно было использовать под любые цели.

Центр Помбидо

  • Не менее популярной конструкцией стал дизайн терминала в аэропорту. Он удостоился высочайшей оценки, ведь все лабиринты были построены таким образом, что в них было невозможно заблудиться. В этом заключалась вся прозрачность и ясность архитектурного сооружения.

Архитектура аэропорт

  • Ещё одним ярким примером является детище архитектора Пэй Ио Минь. Он создал самое высокое в Азии здание, которое сейчас служит в качестве Китайского банка. Кстати, ещё один популярный проект архитектора — это пирамида у входа в Лувр, ведь она практически полностью выполнена из стекла.

Bank of China Tower в Гонконге Пирамида Лувра

Индустриальный хай-тек

Данное направление придерживается тематики промышленного развития, беря за основу образы различных фабрик и заводов, транспортных депо и теплоцентралей.

Иными словами, индустриальный стиль придерживается идеи самого первого проекта в стиле хай-тек. Отделка, так же, выполняется искусственными материалами. Никакого дерева или плетения, только: бетон, стекло, пластик и так далее.

Здания в стиле хай-тек

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology � высокие технологии) � стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в недрах позднего модернизма в 1970-х, нашедший широкое применение в 1980-х и актуальный сегодня.


Хай-тек (hi-tech) в архитектуре.

Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане � Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Хай-тек (hi-tech) в архитектуре.

Основные черты стиля хай-тек :
- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
- Основой хай-тека становится упор на функциональность.
- Максимально ограничивается использование декоративных элементов.
- Архитектура хай-тек отдает предпочтение стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.

- Широкое использование серебристо-металлического цвета.
- Не�приглядные технические детали больше не прячут: в век высоких технологий они ста�новятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиля�ционные шахты и трубопроводы декори�руются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.
- Конструкции в своем большинстве простые, преобладают простые формы и прямые линии. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку) .
- Архитекторы экспериментируют с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
- Высокий прагматизм в планировании пространства.
- В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Хай-тек (hi-tech) в архитектуре.

Хай-тек (hi-tech) в архитектуре.

В 70-80-х годах хай-тек был представлен чаще всего �зеркальными� зданиями (�Пасифик дизайн центр� в США).
Интерьеры зданий подчиняются тем же принципам: встраиваемая техника, стеклян�ные полки и полы, металлические каркасы, двери и стулья, настенные обогреватели � все элементы глубоко проникнуты технологичностью. Стиль отдает предпочтение приглушенным, спокойным тонам: металлик, белый, серый.
Хай-тек не ставит целью подчеркнуть декоративный аспект сооружения, но, несмотря на это, здания имеют несомненную эстетическую ценность.
Здания а-ля хай-тек создают эффект �вывернутых наизнанку� (Центр Помпиду в Париже): переходы, опорные конструкции и металлические каркасы расположены с внешней стороны здания.

Хай-тек (hi-tech) в архитектуре.


Сегодня стиль широко используется для офисных зданий. Он конкретный, четкий и деловитый.

Хай-тек (hi-tech) в архитектуре.

(Источник: Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства )

Стиль хай-тек в архитектуре

Стиль хай-тек в архитектуре берет свое начало в Великобритании приблизительно с 70-х годов. Он пришел на смену модернизма и начал активно проявляться начиная с 1980-х годов. От модернизма он сохранил в себе прагматизм, сложную простоту конструкции и технологичность.

Главные теоретики и практики hi — tech архитектуры — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

История стиля хай-тек

Основоположниками данного направления является Британский архитектор Ричард Роджерс, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано создали проект Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (1977 год). Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади. При этом, арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зеленым, электро подводка — желтым, а эскалаторы и лифты — красным.

центр искусства и культуры Жоржа Помпиду

Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду

Другими не менее важными идеологами hi-tech считаются: Норман Фостер, Николас Гримшоу и Джеймс Стирлинг. Норман Фостер два года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра и познакомился с Ричардом Роджерсом.

Течение, родившееся из совместных с Ричардом Роджерсом и другими соучениками по Йельскому университету проектных экспериментов, благодаря методической проработке и развитию в последующих сооружениях Нормана Фостера, после изначального недоверия, стало общепризнанным мировым архитектурным стилем. И, зачастую, многие крупные коммерческие организации стали формировать свой имидж благодаря использованию концепции hi-tech в проектировании своих офисных и производственных помещений. Начали преобладать трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания. Популярными стали серебристо-металлические цвета, применение конструкций из стекла.

небоскреб Hearst Tower

Небоскреб Hearst Tower (архитектор Норман Фостер)

Основные черты направления

Основные особенности и черты стиля высоких технологий выражены:

  • В использовании технологических решений в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Основой стиля становится упор на функциональность.
  • В максимальном ограничении использования декоративных элементов.
  • В предпочтении стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль хай-тек в архитектуре противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.
  • В широком использовании серебристо-металлического цвета.
  • В преобладании простых форм и прямых линии.Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В экспериментах с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение создает эффект просторного, хорошо освещенного помещения.
  • В высоком прагматизме в планировании пространства.
  • В виде исключения жертвования функционалом в угоду дизайну.

Соответственно, требования к таким архитектурным сооружениям (к декоративно-художественному оформлению и объемно-планировочному решению) предъявлялись несколько другие, нежели к постмодернизму. Тут имеет место и минимализм в геометрии и преобладание прямых, правильных геометрических форм, минимальное количество или отсутствие напрочь декоративных (особенно монументальных) элементов-украшений.

прямые геометрические формы

Прямые формы в архитектуре

Неприглядные технические детали больше не прячут. В век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.

Hi — tech материалы в архитектуре

Дело в том, что как правило используются швеллера, тавры и двутавры (их называют элементами открытого сечения) для набора каркаса зданий, но в данном случае они не применяются – применяются трубы с круглым и/или прямоугольным сечением. Кроме этого, имеется внедрение системы специальных жестких и тросовых элементов, помимо применяемых традиционных несущих конструкций рам и ферм.

Материалы, с помощью которых реализуются проекты данного направления, имеют сугубо искусственное происхождение. Так, в противовес направлениям, использующим натуральные материалы, здесь преобладает стекло, пластик, бетон, металлические прокатные и профилированные детали и конструктивные элементы. При этом проектирование зданий происходит с упором на функциональность, даже конструктивные элементы сооружений практически не скрываются.

hi-tech фасады домов

hi-tech фасады домов

Стиль хай-тек в архитектуре выделяется высотой, яркостью, зеркальным отражением света, строгостью форм. Среди таких сооружений чаще всего встречаются торговые, торгово-развлекательные центры, бизнес-центры, крупные административные центры и другие коммерческие зоны. Реже встречаются высотные жилые здания данного направления, так как изначально функциональность и другие показатели их направлены преимущественно на коммерческое строительство.

Стиль хай-тек в архитектуре и интерьере частного дома

Мало кто задумывается, что под понятием хай-тек (которое дословно переводится как стиль высоких технологий), скрывается не один архитектурный стиль. Существует несколько близкородственных направлений, объединенных базовыми признаками, но со своими особыми качествами. Здания в стиле хай тек, когда бы они не были построены, создают ощущение близости будущего, каким его представляют фантасты, а вместе с ними и все человечество.

История развития

Хай-тек, оформившийся в позднем модернизме, в 70-ых годах прошлого века, стал логичным продолжением более ранних архитектурных стилей. Динамичный и яркий стиль пришелся по вкусу, и уже через 10 лет оригинальные здания стали украшением городов по всему миру.

Большую роль в становлении техно-стиля сыграл британский архитектор Ричард Роджерс и его итальянский коллега Ренцо Пиано. Вместе они спроектировали парижский Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Огромный стеклянный параллелепипед с вынесенными наружу и выкрашенными разноцветными красками коммуникациями поначалу казался экстравагантной постройкой, а позже стал предметом гордости парижан.

Основные черты

Хай-тек, иногда причисляемый к позднему модернизму, характеризуется следующими чертами:

  • Прагматичный подход к проектированию зданий. Упор в планировании пространства делается на функциональность, откуда проистекает преобладание прямых линий и заимствование простых форм конструктивизма и кубизма.
  • Использование максимально технологичных решений в строительстве.
  • Предпочтение технологичных материалов: бетона, металлоконструкций, стекла, пластика.
  • Цветовая гамма определяется материалами; это белый, серый и черный цвет, оттенки металлов: алюминия, стали, меди.
  • Функциональные элементы (лестницы, лифты, системы вентиляции) не маскируются, а подчеркиваются — выносятся наружу здания.
  • Широкое использование зеркальных поверхностей и функционального, многоуровневого освещения с использованием локальной подсветки. Такой прием визуально увеличивает жилое пространство.
  • Почти полное отсутствие декоративных элементов; иногда строгие геометрические линии уступают место обтекаемым и футуристическим формам.

Современный хай-тек: направления стиля

Стиль хай тек в архитектуре, возникший под влиянием индустриальной архитектуры, к сегодняшнему дню разделился на несколько направлений:

  • Геометрический. Больше остальных использует наработки конструктивизма и кубизма. В форме здания просматривается сочетание простых геометрических форм. Дополнительно используются тросы, сложные каркасные системы, вантовые конструкции, мягкие оболочки.
  • Бионический (эко). Самое необычное и утонченное направление, в котором разрешены округлые формы и пластичные линии. Копирует строение живых организмов. Здания в стиле био-тек могут напоминать яйцо, волну, соты, кокон, каплю воды, раковину. Хотя большое внимание уделяется экологической безопасности и микроклимату дома, в частной архитектуре идеи био-тека применяются редко.
  • Слик-тек. Отдельная тенденция — создание глянцевой фасадной поверхности. Облицовка выполняется крупноформатными зеркальными или светопрозрачными панелями, которые эффектно сочетаются с бетоном, металлом, кирпичом. Дом становится похожим на кристалл и приобретает респектабельный вид.


Хай-тек в частном домостроении

Частные дома редко проектируются в чистом техно-стиле, обычно его дополняют элементами минимализма. Причем дому мало будет иметь внешние признаки хай-тека — форму, глянцевый фасад и строгий декор. Необходимо использовать достижения современной науки: элементы умного дома и энергосберегающие технологии. Современный частный дом в стиле хай-тек несет следующие черты:

  • Простые геометрические фигуры в основе постройки, прямые линии фасада, функциональность, сдержанность в цвете.
  • Интересные конструкторские решения: стеклянная крыша, большие панорамные окна для беспрепятственного доступа солнечного света и ощущения простора.
  • Плоская крыша, облегченная или эксплуатируемая. На крыше устанавливают солнечные батареи или размещают террасу.
  • Большинство типовых проектов возводится из газобетона, кирпича или каркаса; для фасадной отделки выбирают облицовочные панели, штукатурку, камень.
  • Использование энергосберегающих устройств: солнечные батареи, ветрогенераторы.
  • Соответствующее обрамление: строгий, но изысканный ландшафт.


Видео описание

О проекте дома в техно-стиле в следующем видео:

Плюсы и минусы стиля

Все конструктивные решения, призванные обеспечить высокое качество жизни владельцев, относятся к плюсам частных домов в техно-стиле. Жилые помещения отличаются простором и комфортом, в них достаточно места для габаритной мебели и техники. Несмотря на несомненные достоинства, стиль критикуют за следующие качества:

  • Приоритет функциональности придает интерьеру черты офиса или промышленного помещения. Хай-тек не подходит любителям уютного декора с обилием текстиля.
  • Проект под ключ предполагает серьезные финансовые вливания. Панорамные окна, футуристическая мебель и умные компоненты дома — не самый бюджетный вариант.

Особенности хай-тека создают в жилом пространстве атмосферу, далекую от привычной. Поэтому классический техно-стиль чаще всего разбавляется деталями из других направлений. Так, для оформления интерьера привлекаются более разнообразные и яркие цвета минимализма. Использование натуральных материалов и необычных форм современных стилей (скандинавский, лофт) позволяет смягчить восприятие пространства.

Хорошие результаты получаются с включением элементов эклектики; при этом важно выбирать неброскую отделку и предметы, объединенные цветовой гаммой или фактурой. Хорошо сочетается хай-тек и авангард; для декора можно использовать картины, часы и осветительные приборы в этом стиле.


Техно-стиль в интерьере

Если архитектурный стиль хай тек заключается в использовании новейших инженерных решений и технологичных материалов, то хай-тек в интерьере — это упор на передовые технологии и современную бытовую технику. Жилье снабжается не только солнечными батареями, но и всевозможными гаджетами, избавляющими от рутинных дел: датчиками контроля, умными розетками, погодными сенсорами, фильтрами воздуха и воды.

Простота и эргономичность декора дополняется выбором соответствующей мебели. Для нее главным критерием остается функциональность, что выражается в предельно лаконичной форме. На цвет никаких ограничений не накладывается — он может быть ярким. В обстановку хай-тек гармонично вписываются шкафы-купе, встроенные шкафы, полки в нишах. Обивка мягкой мебели — однотонная плотная ткань или мягкая кожа. При оформлении комнат используются следующие приемы:

  • Гостиная. Мебели должно быть немного, а встроенная мебель имеет тот же оттенок, что и стены. В качестве напольного покрытия подойдет глянцевый ламинат, плитка, паркетная доска или линолеум. Для стен выбирают штукатурку или флизелиновые обои, которые со временем можно покрасить. Потолок — реечный, натяжной или подвесной, нередко с точечной подсветкой.
  • Спальня. Она выглядит не только функционально, но и изысканно, благодаря спокойным цветам стен и многоуровневому освещению с регулировкой яркости и оттенка ламп. Пол украшает неброский ковролин или ковер с высоким ворсом, на окнах — горизонтальные жалюзи или темные шторы. Уютными деталями служат абстрактные панно и монохромные фото на стенах, а также более насыщенные оттенки декора.
  • Кухня. Идеальное место для воссоздания оригинального дизайна. Стильная обстановка достигается использованием износостойких высокотехнологичных материалов; предпочтение отдается пластику, алюминию, стеклу, нержавеющей стали. Эталон стиля — комната со специальной модульной мебелью и со всей требуемой техникой; удачный ход — использование акцентной светодиодной подсветки.
  • Ванная. Для отделки используется глянцевая однотонная плитка монохромных оттенков, такими же по цвету подбирают аксессуары. Стильно будет выглядеть современная душевая кабина, отрытые стеллажи и полки из матового или цветного стекла. Впечатление дополняет раковина из закаленного стекла и светодиодная подсветка.
  • Прихожая. Функциональность — девиз прихожей. Здесь нужны практичные решения: хорошее освещение, компактная мебель, зеркальные и глянцевые поверхности, увеличивающие пространство. Хороший вариант — шкаф-купе с дверями из матового стекла и хромированной фурнитурой.


Видео описание

О ремонте ванной в стиле хай-тек в следующем видео:

Заключение

Хай-тек задумывался как стиль, максимально отдаленный от природы. Чтобы техно-интерьер не выглядел скучным и безжизненным, помещение оформляют аксессуарами, при этом важно помнить об их уместности. Чужеродным будет выглядеть пестрый турецкий ковер, легкомысленные фарфоровые вазочки или резная шкатулка, инкрустированная перламутром (если только это не эклектика). Украшением интерьера хай-тек станет простая по форме однотонная ваза или часы в металлическом каркасе.

Еще немного внимания!

Как по-вашему, удачным ли решением будет оформление домашнего интерьера в таком офисно-официальном стиле, как хай-тек? Мало кто увидит комфорт в лишенной декора и цвета гостиной, и не вспомнит про операционную, зайдя в залитую светом белую кухню. У большинства людей понятие уюта связано совсем с другими вещами.


Стили и течения

Особенности стиля Хай-тек

Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освеще­ние. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.

Архитекто­ры хай-тека часто включали элемен­ты инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жест­ких и тросовых элементов.

Берлинский международный конгресс-центр

Берлинский международный конгресс-центр

Пожалуй, наиболее ярким и зна­чимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 — 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур Париже.

Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жор­жа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства Мис вен дер Роэ. Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонс­трации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Вит­ражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечет­кости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой нахо­дился эскалатор. Изначально эскала­тор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.

Из-за вынесенных на фасад всех конс­труктивных, инженерных и транспор­тных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.

Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых клас­сицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.

Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими эле­ментами и стремление к тектоничес­кой ясности сооружения.

Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Ко­лонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а между­этажные перекрытия устраива­лись по металлическим балкам.

Постепенно к зданию были пристро­ены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.

Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гон­конге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг. Оно имело ствольно-мостовую конструк­тивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объ­единялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол. Стволы объединялись однопролетными двух­консольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого распола­гались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекры­тий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.

Внешний вид HSBC Building. Гонконг

К концу 1990-х гг. второе направ­ление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге. Основ­ным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направ­ленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошен­ным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослежи­валась лишенная ненужных усложне­ний архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цве­том Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.

Направления стиля Хай-тек

В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклян­ных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуника­ции и перекрытия.

Другим направ­лением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто исполь­зовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.

Сиднейский оперный театр Йорна Утзона

Био-Тек

Самым современным направлением считался био-хай-тек. Подражая жи­вой природе, он пытался не спорить с ней, а найти взаимопонимание. Такая архитектура гармонировала с окружающим ландшафтом, используя природные части как продолжение здания. Например, одна часть дома могла являться естественной скалой а из пола могло расти дерево, являвшееся одновременно и элементом декора и несущей конструкцией.

Однако заимствование природ­ных форм не всегда было умес­тным, т. к. при проектировании сооружений появлялись нефункциональные зоны. На сегодняш­ний день данное архитектурное направление еще до конца не сформировалось. Пока исследо­вательская составляющая преоб­ладает над практической.

Николас Гримшоу

Купола выполнены из сотен шестиугольников и несколь­ких пятиугольников, каждый из которых изготовлялся из прочного светопроницаемого пластика. В оранжереях были воссозданы определенные природные комплексы: в пер­вой — тропический климат, во второй — средиземноморс­кий. После двух с половиной лет строительства в 2001 г. сад распахнул свои двери для посетителей.

Среди основных работ Н. Гримшоу необходимо отметить международный железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (1993 г.), Национальный космический центр Великобритании в Лестере (2001 г.) и мост Хеермы. в Амстердаме (2001 г.). Архитектор также проектировал для Мельбурна, Парижа, Ливерпуля, Берлина и др.

Башня Мэри-экс

Башня Мэри-Экс была построе­на в 2004 г. в Лондоне по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 г. Ирландской республиканс­кой армией. В ней расположилась штаб-квартира компании Swiss Reinsurance. Фостер стремился по максимуму использовать природ­ные ресурсы, поэтому на обслужи­вание его 40-этажного здания ухо­дило вдвое меньше электроэнер­гии. Это был первый экологический небоскреб. Его конструкция пред­ставляла собой сетчатую оболочку с центральным опорным основанием. Нижние этажи были доступны для всех посетителей, а верхние — отданы ресторанам.

Читайте также: