Гюстав эйфель биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Один из величайших архитекторов Франции, Гюстав Эйфель, известен тем, что проектировал и строил самую известную достопримечательность Парижа, Эйфелеву башню. Она была построена в рекордно короткие сроки с января 1887 года по март 1889 года. Он также помог спроектировать еще одну культовую работу 19-го века – Статую Свободы Бартольди (1870-86) в нью-йоркской гавани – для которой он создал металлический каркас. Его другие главные архитектурные проекты включали Железнодорожный вокзал Будапешта (1876) и купол Обсерватории Ниццы (1886). Хотя опыт Эйфеля лежит в основном в архитектуре и технике, особенно в структурных свойствах и характеристиках кованого железа, его самые известные памятники рассматриваются как уникальные образцы публичного искусства, а не просто инженерные сооружения. В дополнение к этим работам Эйфель также известен многочисленными технически сложными мостами, которые он построил во Франции и других странах. К ним относятся железнодорожный мост Бордо, виадук Гарабит на юге Франции, а также мост Мария Пия, по которому проходит железная дорога Лиссабон-Порту через реку Дору в Португалии. В дальнейшей жизни Эйфель сосредоточил свое внимание на метеорологии и аэродинамике, сделав важный вклад в обеих областях. Талантливый и очень креативный человек, который также оказался в нужном месте в нужное время, он остается важной фигурой в современном искусстве, ключевые достижения которого не имеют себе равных по сей день.

Обучение и ранние работы

Он родившиеся в Дижоне, на Кот-д’Ор. Деловые обязательства его родителей обусловили то, что он провел большую часть своего детства проживая со своей бабушкой. Он учился в Королевском лицее в Дижоне, где получил степень бакалавра в области науки и гуманитарных наук. Его ободряли его дядя (промышленник) и Мишель Перре (химик), которые познакомили его со сложностями химии и горного дела. Из Дижона Эйфель отправился в Париж, где он учился в колледже Сент-Барбе в качестве трамплина для завоевания места в Центральной школе искусств и промышленности (ECP) (одна из самых престижных инженерных школ в стране). Специализируясь на химии, он окончил в 1855 году 13 из 80 классов.

После окончания Эйфель некоторое время работал в Compagnie des Chemins de Fer de l’Ouest , для которого он создал свой первый проект моста – железный мост длиной 22 метра для железной дороги Сен-Жермен. После этого ему предложили работу в качестве руководителя исследовательского отдела Compagnie Belge de Materiels de Chemin de Fer , фирмы, производящей материалы для железных дорог. В 1857 году компании было поручено построить железнодорожный мост через реку Гаронна в Бордо. Это включало строительство железного балочного моста длиной 500 метров (1600 футов), поддерживаемого шестью парами каменных столбов на дне реки. Фундаменты были сделаны с помощью кессонов сжатого воздуха и гидравлических плунжеров, оба экспериментальных метода в то время. Сначала Эйфель получил задание на сборку металлоконструкций, но в итоге взял на себя ответственность за весь проект. Успешный результат не только привел к его продвижению в качестве главного инженера компании, но и привлек его внимание влиятельных фигур, в том числе инженера-строителя Станислава де ла Роша Тулая (1817–1881 гг.), инженера-политика Жана Батиста Кранца (1817 г.). -99) и немециого инженера Вильгельма Нордлинга (1821-1908).

Карьера в качестве инженера

Несмотря на дальнейшее продвижение в компании, падение ее состояния побудило Эйфеля уйти в отставку и начать работать в 1864 году в качестве независимого инженера-консультанта. Он стал предпринимателем, специализирующимся на металлических каркасах, и решительным сторонником железа из-за его упругости, легкости и устойчивости, а также из-за его легкого хранения и сборки. У него уже были независимые контракты на строительство двух железнодорожных станций в Тулузе и Ажене, к которым он добавил, в 1866 году, контракт на надзор за строительством тридцати локомотивов для египетского правительства, в ходе которого он посетил Суэцкий канал. который был построен французским дипломатом и бизнесменом Фердинандом де Лессепсом (1805-1894). Вдобавок ко всему этому он был нанят Жан-Батистом Кранцем, чтобы помочь спроектировать выставочный зал для выставки 1867 Universselle (World Fair) в Париже. Это включало проектирование и строительство арочных балок Galerie des Machines , в ходе которых он много узнал о структурных свойствах чугуна.

Eiffel & Cie Partnership

В конце 1866 года Эйфель основал собственные мастерские в пригороде Парижа Левалуа-Перре. Это позволило ему лучше контролировать будущие проекты: он не только проектировал, но и производил. Его первая крупная комиссия была для двух виадуков, несущих железнодорожную линию между Бордо и Лионом. Кроме того, он также выиграл несколько зарубежных контрактов, включая цельнометаллическую сборную церковь Сан-Маркос в Арике, Чили.

В октябре 1868 года Эйфель вступил в партнерство с бельгийским инженером Теофилом Сейригом (1843-1923), образовав компанию Eiffel et Cie . В 1875 году компании было поручено спроектировать и построить Будапешт-Ньюгати Паляудвар – конечную станцию для железной дороги Вена – Будапешт. Вместо того чтобы прятать металлический каркас железнодорожного вокзала за тщательно продуманным фасадом, Эйфель и Сейриг, как обычно, сделали его центральным элементом всего здания, окруженного с обеих сторон обычными каменными конструкциями, в которых размещаются административные помещения. Станция открылась вовремя в октябре 1877 года.

В 1875 году Eiffel & Cie выиграла еще один престижный контракт – на этот раз для Королевской португальской железнодорожной компании – на проектирование и строительство 563-метрового моста (мост Марии Пиа, обычно известного как Понте Дона Мария), по которому проходит магистраль Лиссабон – Порто через реку Дора. Из-за глубины и скорости реки никакие колонны не могли быть использованы для поддержки моста, который должен иметь центральный пролет длиной 160 метров – это больше, чем рекордный 156-метровый мост над Миссисипи, построенный в Сент-Луисе Джеймсом. Построенный из кованого железа, мост Eiffel стоял на пяти железных пирсах, опирающихся на центральной опорную дугу. Работы начались в январе 1876 года и были завершены в октябре 1877 года: мост открыла португальская королева Мария Пиа, в честь которой он был назван.

Всемирная выставка, Париж (1878)

Парижская всемирная выставка ( Exposition Universelle ) в 1878 году закрепила растущую репутацию Эйфеля как одного из ведущих дизайнеров и инженеров-строителей во Франции. Помимо демонстрации моделей и чертежей успешно выполненных архитектурных проектов широкому кругу влиятельных посетителей своего стенда, Эйфель мог также указать на несколько зданий на самой выставке, которые он также спроектировал и установил. Они включали в себя павильон для Парижской газовой компании, которая была первым совместным предприятием Эйфеля со Стивеном Совестром (1847-1919), который впоследствии стал главой архитектурного бюро компании.

Compagnie des Etablissements Eiffel

В 1879 году партнерство с Сейригом было расторгнуто, и активы были переименованы в Eiffel Compagnie des Etablissements . Почти сразу же, благодаря успеху проекта моста через Пиа Мария, Эйфель был уполномочен построить виадук Гарабит, железнодорожный мост возле Рюйнс ан Маргериде в Кантале. Чтобы помочь ему в проекте, он нанял нескольких людей, которые позже учавствовали в разработке дизайна Эйфелевой башни. Среди них были Морис Кёхлин (1856-1946), молодой выпускник Цюрихского политехникума и Эмиль Нугье (1840-98), которые помогали в строительстве Понте Донья Мария. В то же время компания Эйфеля начала создавать систему стандартных сборных мостов для использования в Кочин-Китай, южной части французского Индокитая.

Статуя Свободы

В 1881 году с Эйфелем связался Огюст Бартольди (1834-1904), один из самых уважаемых французских скульпторов 19-го века, которому понадобилась дополнительная инженерная экспертиза для завершения Статуи Свободы после смерти Юджина Виолье-ле-Дюка (1814- 79). Эйфель был выбран из-за его опыта в железе и ветровых нагрузках. В конце концов, Eiffel разработала совершенно новую внутреннюю железную конструкцию для поддержки медного тела статуи и вся конструкция была возведена на заводах Eiffel в Париже, а затем была разобрана и отправлена в Соединенные Штаты. (Постамент статуи был спроектирован отдельно в Америке Ричардом Моррисом Хантом : 1827-1895.)

 Photo: Emily | Unsplash

Photo: Emily | Unsplash

Эйфелева башня (1887-89)

Башня была успешным представлением Эйфеля на Всемирной выставке 1889 года в Париже, посвященной столетию Французской революции. Первоначальный дизайн был сделан Морисом Коеклином и Эмилем Нугье с дополнительными предложениями (декоративные арки в основании и венчающий купол) от Стивена Совестра. Окончательный дизайн представлял собой гигантский пилон, состоящий из четырех ножек, расставленных у основания, но сближающихся по мере их подъема, в конечном итоге сходящихся наверху. Каждая нога состояла из решетчатой рамы из кованых балок, и все четыре ноги были соединены между собой металлическими фермами через равные промежутки.

Несмотря на массу споров (по поводу того, далжна ли Эйфелева башня была принята), а также критики в отношении эстетики (уродства) предлагаемой конструкции из кованого железа, Эйфелева башня была построена в рекордно короткие сроки (2 года и 7 недель) без особых травм среди рабочей силы из 300 человек. Гонорар Эйфеля составлял 25 процентов его расходов. Взамен, чтобы помочь ему восстановить баланс и получить прибыль, он получил эксклюзивные права на башню в течение следующих 20 лет. Он окупил все свои расходы в течение 12 месяцев и продолжил зарабатывать. Башня была готова в марте 1889 года. С тех пор ее посетило более 250 миллионов туристов, уничтожив при этом аргументы критиков Эйфеля, что делает ее одним из величайших произведений авангардного искусства и иконой французской культуры.

Панамский скандал

В 1888 году Эйфель оказался вовлеченным в скандал, вызванный внезапным банкротством французской компании, строящей Панамский канаа, возглавляемой Фердинандом де Лессепсом, которому было поручено построить канал через Панамский перешеек. Хотя Эйфель был просто подрядчиком, нанятым для проектирования шлюзов канала, он оказался вовлеченным в последовавший за этим финансовый скандал, обвиняемый вместе с директорами в сборе средств под фальшивыми предлогами и их нецелевом использовании. В 1893 году он был признан виновным по обвинению в нецелевом использовании средств и приговорен к двум годам тюремного заключения. К счастью, он был оправдан по апелляции.

Отставка

Незадолго до суда Эйфель оставил строительство и ушел в отставку, посвятив остаток своей жизни научным экспериментам, связанным с метеорологией и аэродинамикой. Таким образом, он обнаружил ценное использование для Эйфелевой башни: метеорологическая станция и гигантская радиоантенна. Действительно, именно из-за его ценности в этих областях позволили структуре остаться на месте. Он умер дома в Париже в возрасте 91 года, предположительно, слушая вступление 5-й симфонии Бетховена.

В последующие годы он, несомненно, был бы рад видеть, что его вера в металлические каркасы подтверждается другими – особенно в американской архитектуре – поскольку железо и сталь заменили каменную кладку и камень при проектировании и строительстве высоких зданий по всему миру. В любом случае он был пионером в использовании металлоконструкций, которые сейчас широко распространены в архитектуре небоскребов и во многих других приложениях архитектуры 20-го века по всему миру.

Для получения дополнительной информации о прогрессивных дизайнерах и их использовании металлических конструкций, пожалуйста, смотрите: American Architects (c.1700-2000).

Архитектурные проекты

Вот краткий список некоторых из зданий, мостов и виадуков, спроектированных и построенных Густавом Эйфелем, в дополнение к тем, которые были упомянуты выше.

Железнодорожный вокзал, Тулуза, Франция (1862)
Церковь Нотр-Дам де Шам, Париж (1867)
Виадук Сиуле, Пюи-де-Дом, Франция (1867)
Синагога на улице Пасарель, Париж (1867 г.)
Новый виадук, Ганнат, Овернь, Франция (1867)
Качающийся мост, Дьепп, Франция (1870)
Газовый завод, Ла-Пас, Боливия (1873)
Газовый завод, Такна, Перу (1873)
Кафедральный собор Сан-Педро-де-Такна, Перу (1875 г.)
Эйфелева башня, Жирона, Испания (1876 г.)
Эйфелев мост, Унгень, между Молдовой и Румынией (1877)
Маяк Рухну, остров Рухну, Эстония (1877 г.)
Эйфелев мост, Виана-ду-Каштелу, Португалия (1878)
Мост Кура, Каминья, Португалия (1878 г.)
Мост Кубзака, река Дордонь, Франция (1880)
Тисский мост, Сегед, Венгрия (1881 г.)
Гранд Отель Траян, Яссы, Румыния (1882)
Мост Колберта, Дьепп, Франция (1888)
Латинский театр Паради, Париж, Франция (1889)
Каса де Фиерро, Икитос, Перу (1892)
Мост Имбаба, Каир, Египет (1892 г.)
Виадук Souleuvre, La Ferriere-Harang, Нормандия, Франция (1893)
Церковь Санта-Барбара, Санта-Розалия, Мексика (1896)

Александр Гюстав Эйфель (15 декабря 1832 – 27 декабря 1923) – французский инженер, специализировался на проектировании металлических конструкций. Получил большую популярность после строительства металлической башни в Париже к всемирной выставке 1889 года. Башня, получившая название в честь её создателя, входит в список замечательнейших технических сооружений XIX века.

Родился Гюстав Эйфель во французском департаменте под названием Кот-д’Ор. В семье Александра Эйфеля и Катрин-Мелани был первым ребенком. Будущий архитектор учился в Королевском лицее в Дижоне, однако учеба давалась ему весьма тяжело до старших классов. Позже Эйфель взялся за занятия под влиянием учителей истории литературы и успешно сдал экзамены на звание бакалавра по естественным и гуманитарным наукам.

Главную роль в образовании Эйфеля сыграл его дядя Жан-Батист Моллерат, владевший крупным химическим производством недалеко от Дижона. После окончания школы Гюстав Эйфель поступает в Коллеж Сен-Барб для подготовки к трудным вступительным экзаменам в лучшие технические вузы Франции. Эйфель стремился в Политехническую школу, но преподаватели оценивали его результаты, как недостаточные. В этой связи Эйфель поступает в более прикладную Центральную школу искусств и мануфактур и принимает решение специализироваться на химии, заканчивает учреждение тринадцатым в рейтинге из восьмидесяти выпускников в 1855 году. В этом же году в Париже состоялась всемирная выставка трудов промышленного и сельского хозяйства, билет на которую Гюставу приобрела мать.

Гюстав Эйфель прожил 91 год и скончался 27 декабря 1923 года от пневмонии

Карьера Гюстава Эйфеля

Примечательно, что Гюстав Эйфель принимал участие в проектировании статуи свободы в США, а также в конкурсе на возведение Троицкого моста в Петербурге.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Эйфелева Башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эйфель являлся инженером Панамского общества и поставщиком машин для его нужд, в связи с тем, что являлся владельцем машиностроительного завода в Леваллуа-Перре, располагающимся недалеко от Парижа.

Известно, что финансовый скандал, связанный с разоблачением мошенничества при строительстве Панамского канала коснулся Гюстава Эйфеля. Его обвиняли в получении средств от Панамского общества за проведение фиктивных работ. По решению суда Эйфеля приговорили к двум годам тюрьмы и штрафу в 20000 франков, но кассационный суд отменил приговор за истечением срока давности.

Гюставу Эйфелю принадлежит разработка идеи вращающегося купола обсерватории в Ницце. Купол имеет вес в 100 тонн и приводится в движение одним человеком. Также к числу инновационных разработок того времени следует отнести усовершенствованную систему подвижных мостов.

В целом, с начала XX века Эйфель занимался инженерными исследованиями в области аэродинамики. Известно, что для проведения ряда испытаний была применена его собственная башня. В 1908 году под руководством Эйфеля была построена аэродинамическая лаборатория на Марсовом поле.

Благодаря многим инженерным разработкам, команда Гюстава Эйфеля запроектировала и построила такие здания, как:

  • железный дом, Перу в 1887 году;
  • центральная автобусная станция в Боливии;
  • лифт Санта-Жушта в Португалии в 1901 году, был предназначен для помощи пешеходам в преодолении крутого склона;
  • виадук Гараби, Франция, 1878 год.

Рисунок 2. Мост Марии Пии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сооружения Гюстава Эйфеля

Наиболее известными и импозантными стальными конструкциями, запроектированными Эйфелем можно назвать:

Выпускник École Centrale des Arts et Manufactures в Париже, он присоединился к компании, специализирующейся на строительстве железнодорожных мостов. Ему потребовалось несколько лет, чтобы освоить эту работу, и вскоре он стал руководить строительством моста, а затем основал свою собственную компанию Eiffel & Cie.

Самой известной работой, которая принесла ему международную известность и закрепила его имя в истории, была парижская Эйфелева башня.

После выхода на пенсию из инженерии он посвятил остаток своей жизни метеорологии и аэродинамике.

Ранняя жизнь

Его отец был бывшим военным и служил во французской армии в качестве администратора, а его мать занималась угольным бизнесом, который был передан ей от родителей. Позже его отец оставил работу, чтобы присоединиться к бизнесу. Поскольку его мать должна была заниматься бизнесом, он провел большую часть своего детства с бабушкой.

Карьера

Когда компания Непвеу обанкротилась, он организовал работы по проектированию моста для Эйфеля, который должен был быть построен для железной дороги Сен-Жермен. Compagnie Belge de Matériels de Chemin de Fer, компания, которая выкупила несколько предприятий Непвеу, сделала его управляющим директором двух своих заводов, а в конце концов Эйфель возглавил исследовательский отдел.

В 1857 году Непвеу получил контракт на строительство железнодорожного моста через реку Гаронна, Бордо и Эйфель получил работу по монтажу металлоконструкций. Позже, с марта 1860 года, Эйфель руководил всем проектом после отставки Непвеу. Эйфель был назначен главным инженером Compagnie Belge de Matériels de Chemin de Fer и получил дальнейшее повышение. Поскольку бизнес компании пришел в упадок, он ушел в отставку в 1865 году.

Гюстав Эйфель начал работать самостоятельно в качестве инженера-консультанта и принимал участие в строительстве железнодорожных вокзалов в Тулузе и Ажене. В 1866 году он получил контракт на надзор за постройкой локомотивов для правительства Египта, и с этой целью он посетил Египет.

Его репутация архитектора и инженера-строителя принесла ему больше проектов, и в 1866 году он основал собственную мастерскую и реализовывал проекты в разных странах. Одним из таких проектов стало строительство цельнометаллической церкви Сан-Маркос в Арике, Чили. Различные части проекта были изготовлены во Франции и отправлены на площадку для сборки. Его технические новшества были новаторскими (особенно сборное изготовление консольных конструкций).

6 октября 1868 года он вместе с Теофилем Сейригом основал компанию Eiffel et Cie и получил несколько важных проектов.

Всемирная выставка 1878 года укрепила его позицию ведущего инженера своего времени. Многие здания выставки построены им.

Гюстав Эйфель и Теофиль Сейриг прекратили партнерство в 1879 году, и компания была переименована в Compagnie des Établissements Eiffel. В том же году компания реализовала проект строительства железнодорожного моста Гарабит Виадук во Франции. Мост, построенный в 1884 году, в то время считался самым высоким мостом в мире, добавляя еще одно перо в шапке Эйфеля.

Ему потребовалось два года, чтобы построить Эйфелеву башню, высота которой составляет 300 метров. Это не только известная туристическая достопримечательность Франции, но и сегодня парижане и критики считают его произведением искусства.

Награды и достижения

Хотя за свою выдающуюся карьеру он спроектировал и построил ряд великих сооружений, его самым известным и знаковым сооружением является всемирно известная Эйфелева башня.

Личная жизнь

Гюстав Эйфель женился на Мари Годле 8 июля 1862 года. Пара оставалась в браке в течение пятнадцати лет и родила пятерых детей (трех девочек и двух мальчиков), прежде чем Мари заболела пневмонией и умерла в 1887 году. Гюстав больше никогда не женился.

27 декабря 1923 года Александр Гюстав Эйфель умер в своем особняке на улице Рабле в Париже и был похоронен на кладбище Левалуа-Перре в семейной гробнице.

Двенадцатую Всемирную промышленную выставку 1889 года было решено провести в Париже. Столица Франции уже в четвертый раз удостоилась чести стать местом форума достижений современной науки и техники. Это льстило самолюбию французов, и никто не сомневался в том, что к выставке 1889 года Париж должен преподнести миру сенсацию, тем более что выставка была приурочена к сотой годовщине Французской революции. Французы хотели создать сооружение, способное поразить современников. Был объявлен конкурс на лучший проект, главной задачей которого была демонстрация успехов инженерной мысли и использование их в будущем. Позднее эта задача была сформулирована так создать произведение, которое служило бы эмблемой технических достижений XIX века.

На конкурс поступило семьсот работ, но выбрать нужно было только одну. Победителем конкурса стал проект Триумфального портала выставки, который представлял из себя стальную решетчатую башню высотой около трехсот метров. Ее предложил знаменитый французский архитектор и инженер Эйфель. Александр Гюстав Эйфель родился в 1832 году. Он происходил из Бургундии, родины многих знаменитых конструкторов. Эйфель получил прекрасное образование в Политехнической и Центральной школах. Он очень быстро прославил себя как строитель-новатор, оригинально и с успехом применявший новые лучшие методы проектирования и монтажа. В 1858 году в возрасте двадцати шести лет при строительстве своего первого сооружения - железного моста в Бордо - одним из первых во Франции он использовал силу сжатого воздуха.

Решение технических проблем Эйфелем можно оценить, рассматривая снаружи крутую стеклянную крышу зенитных фонарей, расположенных над торговыми залами-пассажами. Переходные мостики фантастическим образом повисли в воздухе над наклонными плоскостями этой стеклянной кровли. С этого времени различные функциональные элементы из железа и бетона стали появляться на фасадах зданий в незамаскированном виде, украшая их своей естественной выразительностью. Это относится в первую очередь к бесчисленным железнодорожным вокзалам и промышленным зданиям.

Устроители Парижских выставок также пользовались услугами Эйфеля. В 1867 году он опытным путем проверил расчеты главных зданий, а еще через одиннадцать лет сам спроектировал главный фасад выставки, с потрясающими стеклянными стенами огромного вестибюля.

Эйфель прославился как непревзойденный строитель мостов. Проектируя в своем бюро дерзкие конструкции мостов через глубокие реки Европы и Африки, а также через огромные водные артерии Индокитая, он стремился учитывать факторы погоды, уровня воды, направления и силы ветра. Сваи его первого моста возле Бордо были погружены на глубину двадцати пяти метров от зеркала воды посредством гидравлического пресса.

Позднее, когда перед ним встала задача перекрыть глубокие ущелья, он возвел стройные пилоны в виде сужающихся кверху стальных пирамид, несущих настил моста. Большие пролеты, которые удалось таким образом перекрыть, и большая эксплуатационная нагрузка на пролетное строение, которую удалось таким образом воспринять, - все это было достигнуто благодаря применению решетчатых опор, запроектированных в соответствии с самыми современными методами расчета.

Эта работа способствовала близкому ознакомлению Эйфеля и его сотрудников с действием ветровой нагрузки. Очень рано Эйфель начал интересоваться метеорологическими условиями эксплуатации сооружения и один из первых на собственные средства основал аэродинамическую лабораторию. С верхней площадки своей башни он сбрасывал изобретенный им аппарат для определения давления ветра на плоские поверхности. Позднее в своей лаборатории в Отейле он создал большую аэродинамическую трубу для экспериментов в области авиации.

История жизни Александра Гюстава Эйфеля

Гюстав Эйфель - признанный мастер сооружения изящных металлических башен-пилонов и воздушных двухшарнирных арок, которые, будучи связанными с горизонтальным настилом, образуют конструкцию транспортных мостов. Эти сооружения являют собой грандиозную, непревзойденную демонстрацию торжества принципа гибкого равновесия в мостостроении.

Мост Эйфеля через реку Дуро в Португалии включен в справочники и энциклопедии. Река Дуро в Северной Португалии имеет сильное и меняющееся течение, ее глубина от тринадцати до 18 метров. Мягкий, сильно размывающийся грунт на дне реки не позволял применять сваи. Эйфель перекрыл реку единственным пролетом длиной около ста шестидесяти метров. В то время это был самый большой пролет в мире, за исключением, разумеется, висячих мостов. Эйфель возвел двухшарнирную арку с помощью стального троса, натянутого между высокими пилонами, не прибегая к сооружению подмостей (1876-1877).

Памятник Гюста́ву Эйфе́лю в основании Эйфелевой башни

Самым смелым проектом Эйфеля в области мостостроения остается виадук Гарабит (1880-1884). Его общая длина равна почти пятистам метрам, он перекрывает одной аркой пролетом 165 метров ущелье, по которому протекает река Тюйер. Эйфель использовал всевозможные графические, аналитические и экспериментальные методы расчета при проектировании параболических арок, которые касаются земли лишь в точках опоры. Именно здесь Эйфель и работавшие с ним инженеры научились преодолевать трудности точного монтажа объемных элементов, так что впоследствии при монтаже Эйфелевой башни удалось обеспечить совпадение заклепочных отверстий сборных элементов с точностью до десятых долей миллиметра.

Эйфелева башня воплотила в себе весь опыт, накопленный архитектором в области устройства фундаментов и возведения опор в зависимости от свойств грунта и величины ветровой нагрузки.

Самыми высокими сооружениями в мире в то время были пирамиды Хеопса, Кельнский и Ульмский соборы. Эйфель же предлагал построить сооружение в два раза выше. В том, что это возможно, сомнений не было, но многие считали, что такое сооружение вряд ли украсит Париж - жемчужину мирового градостроительного искусства.

Все это было написано еще до начала строительства. Можно себе представить, сколько настойчивости и упорства нужно было, чтобы отстоять свою правоту. То, что башня была все-таки построена, доказывает огромный авторитет, которым обладал автор проекта. Ведь ему безоговорочно поверили в деле, не имевшем аналогов ни в области строительной техники, ни в архитектуре. Александр Гюстав Эйфель как раз и был человеком с таким авторитетом. Его репутация лучшего создателя металлических конструкций второй половины XIX века была безупречна.

В июне 1886 года Эйфель представил чертежи и расчеты в главный совет выставки, а уже в ноябре получил первые полтора миллионов франков ассигнований для ее строительства. 28 января 1887 года на левом берегу реки Сены напротив Йенского моста началось грандиозное строительство. Полтора года было затрачено на закладку фундамента, а на монтаж башни ушло всего чуть больше восьми месяцев. Два года и два месяца на все строительство - для тех времен срок поистине рекордный!

Множество проблем пришлось решить Эйфелю тогда впервые тщательное исследование свойств и напластований грунта, использование сжатого воздуха и кессонов для устройства основания, установка 800-тонных домкратов для регулирования положения башни, специальные монтажные краны для работы на высоте. Почти все его находки, все созданное им новое механическое оборудование были серьезным шагом в развитии техники.

Сборка каждого из трех этажей башни требовала своего решения. Три этажа - три усеченные квадратные пирамиды, поставленные одна на другую. По сути, это были четыре ноги, не связанные друг с другом по диагоналям и соединенные между собой на разных уровнях только поясами горизонтальных балок по сторонам квадрата. И если в основании эти ноги образовывали квадрат со стороной 123,4 метра, то на вершине поперечник был всего 16 метров. Это представляло труднейшую техническую задачу.

Первый этаж поднимался до уровня 58 метров, и его можно было собирать с использованием кранов и лебедок. Но непонятно было, что делать со сборкой второго этажа, верхняя платформа которого была на высоте 116 метров. Тут Эйфель изобрел особые краны для работы на высоте. Четыре крана, каждый массой 12 тонн и грузоподъемностью в две тонны, были установлены на рабочих платформах с рельсами, и специальное устройство поднимало их вверх. Последнюю пирамиду уже собирали рабочие, которые висели в люльках.

Все расчеты Эйфеля были настолько точны, что в процессе сборки не потребовалось никаких изменений. На его заводе в Левалуа-Перре было изготовлено двенадцать тысяч различной величины деталей, и ни одна из них не нуждалась в переделке при сборке. Безопасность работ была продумана до таких мельчайших подробностей, что за два года не было ни одного несчастного случая.

Кроме способа монтажа Эйфелю предстояло решить ряд чрезвычайно сложных технических проблем. Во-первых, необходимо было рассчитать прочность башни под ветровой нагрузкой, вопрос особенно злободневный после того, как в декабре 1879 года самый длинный в те времена 85-пролетный мост Тай Бридж рухнул под напором ветра вместе с ехавшим по нему пассажирским поездом. Эйфель решил эту задачу, придав боковым стойкам своей пирамиды такую кривизну, которая исключала даже самые небольшие колебания башни. В результате теперь даже во время сильных бурь отклонение башни от вертикали не превышает 15 сантиметров.

За два с небольшим года были смонтированы металлические детали общей массой 7 миллионов 300 тысяч тонн, из которых 450 тонн составляли только заклепки. Это был невиданный доселе проект, и то, что вся работа была завершена за каких-то восемь месяцев, можно приравнять к подвигу.

31 марта 1889 года все было закончено. Для двадцати пяти миллионов посетителей Всемирной выставки башня стала главной притягательной силой. В ней воплощалось все, что дал строительной технике целый век. Башня стала одним из самых смелых и прогрессивных достижений технической мысли, подлинным памятником инженерному искусству.

Миллионы килограммов металла и три сотни метров высоты кажутся воздушно легкими в ажурном сплетении железных кружев.

Имя Александра Эйфеля прочно вошло в мировую историю, увековеченное в названии созданной им башни. Это был его триумф, но это было и последним его инженерным детищем. В 1890 году он оставил предпринимательскую деятельность и посвятил свою жизнь научным исследованиям в области метрологии и аэродинамики. Свой рабочий кабинет он устроил на самой высокой площадке своей башни.

Эйфель сконструировал ряд новых приборов и устройств для прочностных испытаний, написал несколько работ по авиационной технике. Он уже ничего не строил, но авторитет его был настолько велик, что когда в 1890 году к очередной, уже Шестнадцатой Всемирной, выставке предполагалось пустить первую линию парижского метрополитена, к этой работе был привлечен и автор Эйфелевой башни.

Башню тем временем стали использовать и для практических целей. С 1910 года и до наших дней она обеспечивает службу международного времени. С 1918 года с нее ведутся радиопередачи, а после установки антенны телевизионного центра башня достигла высоты 320 метров.

Александр Гюстав Эйфель

Александр Гюстав Эйфель

Гениальный инженер-строитель, специалист по проектированию металлических конструкций Гюстав Эйфель стал всемирно известным, благодаря своему творению — башне в Париже, которая сегодня считается выдающимся техническим сооружением 19 века и символом французской столицы. Недаром она носит имя своего создателя — Эйфелева башня.

Александр Гюстав Эйфель (фр. Gustave Eiffel) родился 15 декабря 1832 года в Дижоне.

В юности Эйфель учился в Политехнической школе. Уже в студенческие годы отличался особым новаторским подходом к постройке стальных конструкций. Свой первый проект осуществил в 26 лет. Это был железный мост в Бордо, при воздвижении которого инженер применил силу сжатого воздуха.

Инженер Эйфель принимал участие в постройке многих массивных зданий 19 века как во Франции, так и в других Европейских странах. Именно он спроектировал купол обсерватории в Ницце, шлюзы Панамского канала.

Интересно, что даже символ Америки – Статуя Свободы, своим появлением тоже отчасти обязана Эйфелю. Инженер в 1881 году разработал для нее каркас.

Не оставлял Эйфель и строительства мостов. Кроме своего первого моста в Бордо, инженер прославился проектами сложнейших конструкций Европы, Африки, Индокитая. В их числе мост через реку Дуро в Португалии, 500 метровый виадук Гарабит.

Эйфелева башня - самое известное творение инженера (Фото: Samot, Shutterstock)

Ну и, конечно же, самое известное строение Эйфеля, жемчужина Парижа – Эйфелева башня. Ее строительство началось в 1887 году и продлилось чуть более 2-х лет (рекордный по тем временам срок!). Высота башни 300 метров (с антенной – 324 метра), на самой высокой площадке башни Эйфель расположил свой кабинет и с 1890 года полностью занялся теоретическими исследованиями.

Начиная с 1900 года свои исследования инженер сосредоточил в основном в области аэродинамики, при этом для проведения многих экспериментов он использовал свою башню, а в 1908 году даже построил аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле - первую на тот момент (через несколько лет открыл еще одну под Парижем, оборудованную более современными приборами и аэродинамической трубой).

Также Эйфель является автором нескольких книг по аэродинамике, где он изложил результаты своих исследований, привел аэродинамические характеристики различных моделей самолетов, аэродинамических поверхностей и тел различной формы и разработал теорию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Именно он предложил методику расчета характеристик самолета и переноса результатов модельных испытаний в аэродинамической трубе на реальные конструкции.

Умер гениальный инженер Александр Гюстав Эйфель 28 декабря 1923 года в Париже.

Читайте также: