Гуревич философская антропология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Павел Семенович Гуревич – специалист по философской антропологии, психоанализу, философии культуры и современной западной философии; доктор филологических наук и доктор философских наук, профессор. Родился в г. Улан-Удэ (Бурятия). В 1955 году окончил историко-филологический факультет Уральского университета.

С 1970 по 1984 год П.С. Гуревич занимался массовыми идеологическими процессами западного общества. Выдвинул идею о том, что социальная мифология представляет собой специфический феномен, рожденный выходом масс на историческую арену. Он показал, что в современных условиях пропаганда берет на себя функции идеологии; им раскрыто многообразие идеологических процессов. Получили признание мысли Гуревича о том, что процесс идеологизации постоянно сменяется иным феноменом – реидеологизацией.

Во второй половине 80-х годов Гуревич развил ряд идей, посвященных мистической духовной традиции; расширил число признаков, которые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий. Он представил мистическую духовную традицию как неотторжимый компонент культуры. Гуревич доказал, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует на толще культуры. Провел также компаративистский анализ мистических традиций.

В книгах и статьях, посвященных философии культуры, Гуревич развил ряд новых идей – идею форумности культур, т.е. их равнопредставленности, универсальности совокупного духовного опыта, роли контркультуры в развитии культуры. Отличие субкультуры, по Гуревичу, состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой духовной парадигмы.

Гуревич рассмотрел также соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутреннюю связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного. Представлены важные идеи о специфике, строении и структуре культуры. Гуревич определил философию культуры, проанализировал ее генезис и историю. Одна из идей Гуревича состоит в том, что феномены, рожденные культурой, не умирают, а вновь и вновь возрождаются в культуре.

П. Гуревич избран президентом Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, вице-президентом Академии гуманитарных исследований, действительным членом Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, Нью-Йоркской академии наук, Академии педагогики и социальных наук.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции.

Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект. – М., 2007. – 424

Антропология

Антропология В 1946 году парадигматический сдвиг от субстанции к отношениям произошел и в антропологии, когда Леви-Стросс принял структурную методологию Соссюра и создал свой собственный антропологический структурализм. [15] Леви-Стросс подчеркивал важность фонологии и

3.4.1. Глубинная психотерапия

3.4.1. Глубинная психотерапия Глубинная психотерапия связана, прежде всего, с трудами трех ученых, которые, бесспорно, занимают почетное место на вершине психотерапевтического Олимпа, а именно, с психоанализом Зигмунда Фрейда, индивидуальной психологией Альфреда Адлера и

60 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

60 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных,

ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА И ДАЛЕЕ

ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА И ДАЛЕЕ Как уже неоднократно говорилось, люди, которые приходят к психотерапевту, и желая, чтобы им помогли изменить, – приходят к нему обычно, потому что они чувствуют, что у них отсутствует достаточно богатый выбор, что «они не способны вести себя

Антропология

Антропология Мы можем расширить сферу обсуждения сравнительных данных, обратившись к этнологии. Самый беглый обзор материала подтверждает любому заинтересованному читателю, что уровень враждебности, агрессивности, деструктивного поведения в жизни примитивных

ГЛАВА 1 Каббала и глубинная психология

ГЛАВА 1 Каббала и глубинная психология Когда Карла Густава Юнга в поздние годы его жизни попросили прокомментировать "важность еврейского происхождения Фрейда в становлении, содержании и принятии психоанализа", Юнг ответил, что для того, чтобы адекватно ответить на этот

Гуревич П.С. - Философская антропология: учебное пособие

Гуревич Павел Семенович

Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину. Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналистической традиции. Издание содержит контрольные вопросы, темы для самостоятельных и контрольных работ.
Предназначено студентам гуманитарных вузов.

Содержание

Раздел первый
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Глава 2. ТИПЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 103
2.1. Систематика антропологических учений 103
Кого считать философским антропологом? 103
Бог, разум, природа 107
Типология Шелера 115
Новые человеческие образы 118
Литература 121
Контрольные вопросы 121
Темы самостоятельных и контрольных работ 121
2.2. Спектр антропологических идей 122
Мистическое откровение 122
Религиозная антропология 126
Научные идеи 129
Диалог идей 137
Литература 139
Контрольные вопросы 140
Темы самостоятельных и контрольных работ 140
2.3. Философская антропология и конкретные науки 140
Законодательница разума 141
Спор мудрецов 143
Положение философа трагично 148
Специфика философии 153
Литература 159
Контрольные вопросы 160
Темы самостоятельных и контрольных работ 160
2.4. Антропологическая катастрофа 160
Современный апокалипсис 160
Хрупкость жизни 164
Психологические ресурсы 169
Литература 174
Контрольные вопросы 174
Темы самостоятельных и контрольных работ 175

Раздел второй
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ

Глава 7. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ 434
7.1. Любовь— глубинное экзистенциальное переживание 434
Любовь как предмет философского постижения .434
Эрос как человеческая страсть 437
7.2. Образы любви в разных эпохах 438
Драма человеческого существования 438
Мистерии древних цивилизаций 439
7.3. Происхождение любви 442
Грех и раскаяние в язычестве 442
Соотношение язычества и христианства 444
Агапе -~ братская любовь 447
7.4. Любовь романтическая и плотская 451
Разные лики любви 451
Религиозный экстаз и мирское чувство 455
Литература 456
Контрольные вопросы 456
Темы самостоятельных и контрольных работ 457

Глава 8. СТРАДАНИЕ 458
8.1. Феномен мучений 458
Особое душевное состояние 458
Философское постижение страдания 459
Истинное предназначение страдания 463
8.2. Христианская версия страдания 467
Этика Божья 467
Можно ли понять страдание? 471
8.3. А. Шопенгауэр о страданиях мира 474
Несчастье как жизненное правило 474
Мучительность нашего существования 475
8.4. Экзистенциальная версия страдания 477
Одиночество 477
Беззащитность человека 479
Одно из глубинных экзистенциальных
переживаний 483
Литература 485
Контрольные вопросы 485
Темы самостоятельных и контрольных работ 485

Глава 9. ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ СМЕРТИ 488
9.1. Феномен смерти 488
Тайны бытия 488
Тема смерти в мифологическом сознании 489
Тотемизм и почитание предков 492
Египтяне и тибетцы о смерти 492
9.2. Античные и средневековые взгляды на смерть 494
Истолкование смерти у великих мужей Античности 494
Тема смерти в Средневековье 499
9.3. Идеализация и романтизация смерти 500
9.4. Фрейдистская трактовка Эроса и Танатоса 504
Зарождение идеи Танатоса 504
Фрейд об отношении к смерти первобытного
человека 508
Война как социальный феномен 510
9.5. Реален ли страх перед смертью? 513
Комплекс образов и символов 513
9.6. Истолкование смерти в современной философии 514
Неофрейдизм о смерти 514
Аналитическая психология о смерти 522
Экзистенциальный психоанализ о жизни и смерти 531
Трансперсональная психология о феномене смерти 537
Смерть и бессмертие 548
Литература 552
Контрольные вопросы 553
Темы самостоятельных и контрольных работ 554

Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину. Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналис- тической традиции. Издание содержит контрольные вопросы, темы для самостоятельных и контрольных работ.

Философская антропология, П. С. Гуревич - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Наука и общество

О книге

Краткое содержание

Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину. Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналистической традиции. Издание содержит контрольные вопросы, темы для самостоятельных и контрольных работ. Предназначено студентам гуманитарных вузов.

Читайте также: