Гуманитарное сотрудничество и создание экономического валютного союза кратко

Обновлено: 04.07.2024

В январе 1997 г. ЕВИ представил доклад “Единая валютная политика на третьем этапе”, в котором детализировал стратегию и инструменты политики Европейского Центрального банка. Далее события развивались достаточно быстро.

В марте 1998 г. Комиссия и ЕВИ опубликовали доклад о соответствии стран-членов Маастрихтским критериям конвергенции. В мае 1998 г. были определены страны-участницы Экономического и валютного союза (ЭВС). Первоначально это были 11 из 15 стран-членов Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Германия, Финляндия, Ирландия, Италия, Португалия и Испания. С 1 января 2001 г. к ним присоединилась и Греция. Были зафиксированы обменные курсы национальных валют по отношению к евро и между собой. В июне 1998 г. были учреждены Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк как ее основа. В том же году начинается производство евро в форме банкнот и монет для предстоящего обмена.

С 31 декабря 1998 г. по 3 января 1999 г. проходил так называемый конверсионный уикенд. За несколько праздничных дней была проделана гигантская по объему и значимости работа: внутренний государственный долг каждой из стран-участниц ЭВС был деноминирован в евро, фондовые биржи этих стран также перешли на операции в евро.

1998 г. ознаменовал собой первую фазу реального перехода к евро - фазу А ( подготовка условий для перехода к евро).

С 1 января 1999 г. началась фаза В (третий этап валютной интеграции по Маастрихтскому плану), а с 1 января 2002 г. - итоговая фаза С. Фаза В - сроком до 1 января 2002 г. - давала старт валютному союзу и обращению евро в безналичном обороте. Фаза С - с 1 января по 1 июля 2002 г. - предполагала замещение национальных денежных единиц на евро в наличном обороте и тем самым завершала переход к евро.

С 1999 г. по 2002 г. были окончательно зафиксированы обменные курсы валют по отношению к евро и друг другу без права отзыва. Ответственность за денежную и валютную политику была делегирована Европейскому центральному банку. Европейская система центральных банков стала осуществлять все операции на денежном и форексном рынках в евро и конвертировала в евро все счета. Евро стало функционировать как денежная единица для безналичных расчетов. Европейская система центральных банков ввела в действие систему брутто-урегулирования евро-платежей в режиме реального времени (TARGET). Были выпущены новые государственные облигации, деноминированные в евро. Все магазины стали указывать цены как в национальной валюте, так и в евро. Частные лица получили возможность открывать банковские счета в евро и проводить с ними безналичные операции.

С 1 января 2002 г. евро появился в наличном обороте. Полгода в обращении будут находиться как прежние национальные денежные единицы, так и евро, и будет проходить обмен денежных знаков. Не позднее чем с 1 июля 2002 г. в обращении будут циркулировать только евро.

Таким образом, завершается беспрецедентный эксперимент по объединению денежных систем независимых государств. Это явление, которое стало возможно благодаря многолетней и настойчиво осуществляемой политике по экономической интеграции, будет иметь далеко идущие экономические последствия как для стран-участниц валютного союза, так и для других стран, а также для всего мирового хозяйства.

Важная роль в функционировании Экономического и валютного союза отведена Европейскому центральному банку и Европейской системе центральных банков.

Европейский ЦБ входит в ЕСЦБ наравне с центробанками стран-членов валютного союза. Европейский ЦБ - независимая организация и свободен от инструктивного вмешательства со стороны политических органов власти как национального, так и наднационального уровня. Независимость ЕвроЦБ существует в четырех формах: институциональная, операционная, персональная и финансовая. При этом ЕвроЦБ должен отчитываться за свои действия перед общественностью и перед политическими органами власти Евросоюза.

Принятие решений в Европейском ЦБ осуществляет Совет управляющих, в который входят Исполнительный комитет и управляющие центральных банков стран, входящих в валютный союз. Члены Исполнительного комитета назначаются Европейским Советом глав государств и правительств по рекомендации Совета по экономике и финансам на срок 8 лет и не подлежат повторному назначению Управляющие национальных центробанков назначаются согласно национально принятым процедурам на срок 5 лет и могут быть назначены повторно. Совет управляющих принял на себя полномочия по формулированию и осуществлению единой денежной политики стран Евросоюза. Национальные банки должны содействовать ее реализации. ЕвроЦБ также ответственен за бесперебойное прохождение платежей и управление иностранными резервами стран-членов, депонированных в ЕвроЦБ. Исключительным полномочием ЕвроЦБ является эмиссия банкнот евро и их распределение между странами-членами валютного союза.

Главной целью Европейского ЦБ является поддержание ценовой стабильности. Уставом Банка предусмотрено, что с момента введения валютного союза национальные центробанки передают ему свои резервы в объеме пропорциональном их доле в уставном капитала Банка и максимум до 50 млрд.евро. Резервы в валюте стран, не входящих в Евросоюз, а также в золоте не разрешаются. Наибольшие платежи приходятся на долю Германии, Франции, Италии. По меньшей мере 80% прибыли от денежной политики Европейского центробанка распределяется между национальными банками, а 20% пополняют резервы ЕвроЦБ. Распределение прибыли между национальными банками происходит пропорционально доле выплаченного ими капитала. Голоса, которыми располагают национальные банки соответствуют их квоте в подписном капитале.

Быстрое установление единой валюты было одним из условий, выдвинутых президентом Франции Франсуа Миттераном в 1989 году для принятия им воссоединения Германии .

К настоящему времени 27 стран-членов ЕС реализовали соглашение о ЕВС по-разному. На данный момент 19 из 27 государств-членов Союза перешли на единую валюту - евро , образуя зону евро : Германия , Австрия , Бельгия , Кипр , Испания , Эстония , Финляндия , Франция , Греция , Ирландия , Италия , Латвия. , Люксембург , Мальта , Нидерланды , Португалия , Словакия , Словения и Литва в 2015 году. Эти 19 государств-членов координируют свою экономическую и финансовую политику в рамках Еврогруппы . Из девяти других государств-членов шесть государств должны сделать то же самое, как только они будут соответствовать установленным критериям конвергенции . Два других государств - членов ЕС , когда была создана евро - Дания и Швеция - имеют, де - юре или де - факто , неавтоматического из относительно обязательства по принятию евро. Остальные семь стран-членов ЕС, которые еще не входят в зону евро, в разной степени применяют правила ЕВС и координируют определенные области своей экономической и денежно-кредитной политики с 19 странами зоны евро .

После 2010 года и кризиса государственного долга Греции возникли споры о возможном выходе Греции из ЕВС, чтобы ограничить распространение инфекции. Однако Договор о функционировании Европейского Союза (TFEU) не содержит никаких указаний на выход государства из ЕВС. Выход из ЕВС возможно только в рамках статьи 50 этого Договора о Европейском Союзе (ДФЭ) или соглашение в форме дополнительного протокола , которые будут согласованы и включены в ДФЕС. Однако такой протокол должен быть ратифицирован всеми государствами-членами.

Резюме

История


Первые конкретные шаги к созданию экономического и валютного союза в Европе относятся к Римскому договору 1957 года об учреждении Европейского экономического сообщества . Договор предусматривал, в частности, создание общего европейского рынка . Однако политический интерес к валютному союзу был ограничен, поскольку Бреттон-Вудские соглашения все еще оставались в силе. С прекращением действия Бреттон-Вудских соглашений европейские государства будут стремиться поддерживать определенную стабильность обменных курсов между их соответствующими валютами. С этой целью они учреждают 10 апреля 1972 г. , согласно Базельскому соглашению , европейская денежная змея, цель которой - ограничить колебания обменных курсов между немецкой маркой , франком , гульденом , датской кроной и бельгийским франком . Однако оказалось, что существование нескольких валют искажает конкуренцию между компаниями государств-участников европейской валютной змеи, и, следовательно, решение о создании экономического и валютного союза было принято некоторыми государствами-членами.

В 1979 году была запущена европейская денежная система, которая включала три пункта: создание стандарта, ЭКЮ ( европейская денежная единица ), определяемого на основе корзины валют, национальные центральные банки должны поддерживать обменный курс своей валюты примерно на уровне центральная ставка, определяемая по отношению к ЭКЮ; и денежно-кредитное сотрудничество между центральными банками, которые должны поддерживать друг друга, чтобы гарантировать стабильность обменных курсов.

Однако до конца 1980-х годов вопрос о создании валютного союза оставался спорным. Комитет под председательством Жака Делора было поручено Европейским Советом в июне 1988 года , чтобы изучить шаги , ведущие к созданию ЭВС. В апреле 1989 г. был опубликован отчет Делора, в котором были определены три последовательных этапа для достижения окончательной фиксации обменных курсов и затем создания единой валюты .

В июне 1989 года Совет Европы принял решение начать первый этап создания ЕВС. Этот шаг заключается в отмене всех существующих ограничений на движение капитала. Для реализации второго и третьего этапов необходимо было изменить Договор об учреждении Европейского сообщества , чтобы создать необходимую институциональную структуру. С этой целью Европейский совет 8 и 9 декабря 1989 г. решил созвать межправительственную конференцию по ЭВС. Он проводился в 1991 году одновременно с Межправительственной конференцией по политическому союзу. Переговоры привели к Договору о Европейском союзе , который был утвержден в декабре 1991 года и подписан в Маастрихте 7 февраля 1992 г. Однако из - за медлительности процесса ратификации, договор не вступал в силу до 1 - го ноября 1993 года . Чтобы обеспечить определенную гармонию, необходимую для валютного союза, были определены критерии конвергенции для интеграции валютного союза.

25 мая 1998 года правительства одиннадцати участвующих государств-членов назначили президента, вице-президента и четырех других членов Исполнительного совета ЕЦБ. Их назначение, вступившие в силу с 1 - го июня 1998 года ознаменовало создание ЕЦБ и ликвидации EMI.

В 1 - й Январь 1999 , третий и заключительный этап ЕВС вступил в силу с безвозвратной фиксацией обменных курсов валют одиннадцати участвующих государств-членов с момента создания валютного союза и проведения единой денежно-кредитной политики под ответственностью ЕЦБ . Евро был введен в 1999 году в зоне евро (для финансовых рынков), то в 2002 году в качестве декретной валюты .

Государства-члены ЕВС

Страны-члены ЕВС являются государствами-членами Европейского Союза ; однако использование этого термина иногда ограничивается обозначением только участников третьей фазы ЕВС, то есть государств, принявших евро (19 государств в 2020 году). Это Германия , Австрия , Бельгия , Кипр , Испания , Эстония , Финляндия , Франция , Греция , Ирландия , Италия , Латвия , Литва , Люксембург , Мальта , Нидерланды , Португалия , Словакия и Словения .

Критерии сходимости

Чтобы участвовать в ЕВС, государства-члены должны соблюдать определенные правила, направленные на обеспечение определенного единообразия и стабильности экономической и финансовой ситуации. Критерии конвергенции Европейского Союза имеют свою правовую основу в статье 140 в ДФЕСЕ .

  1. стабильность цен: уровень инфляции в данном государстве-члене не должен превышать более чем на 1,5 пункта уровень инфляции в трех государствах-членах с наилучшими результатами с точки зрения стабильности цен.
  2. устойчивость государственных финансов: государственный долг должен составлять менее 60% ВВП, а годовой государственный дефицит должен быть менее 3% ВВП .
  3. обменный курс: государство должно участвовать в ERM II в течение двух лет без девальвации. Эта мера устарела для государств-членов зоны евро .
  4. долгосрочная процентная ставка: ставки не должны превышать более чем на 2% ставки трех государств-членов с лучшими результатами с точки зрения стабильности цен.

Европейская комиссия и Европейский центральный банк проверка по крайней мере , один раз в два года ли государства - члены , которые еще не приняли евро в соответствии с критериями конвергенции. Как только государство соответствует критериям конвергенции, оно может подать заявку на участие в заключительном этапе ЕВС. Затем Комиссия вынесет рекомендацию с учетом других критериев, таких как рыночная интеграция, текущий счет и удельные затраты на рабочую силу в стране. Эта рекомендация Комиссии подлежит обсуждению в Европейском совете и Европейском парламенте. Впоследствии Совет ECOFIN принимает решение квалифицированным большинством (в данном случае только страны-члены, принявшие евро) по рекомендации. До сих пор решения Совета ЭКОФИН всегда соответствовали рекомендациям Комиссии.

Делимитация зоны евро

Правовые основы

Основы экономической и денежно-кредитной политики Европейского Союза регулируются статьями 119–144 ДФЕС, в соответствии с которыми экономическая политика позволяет способствовать достижению целей Союза. Есть много других областей политики Европейского Союза , которые также имеют важные экономические выгоды (например, ЕС занятость политики , ЕС социальной политики и единый европейский рынок). Однако они обычно не включаются в выражение UEM, потому что их правовая база в договорах старше. В отличие от ЕВС, ЕС играет координирующую роль в этих областях, но также может принимать обязательные решения. Таким образом, влияние Европейской комиссии и Европейского парламента больше с точки зрения занятости, единого рынка и т. Д. чем в контексте ЕВС.

В области денежно-кредитной политики государства еврозоны передали многие суверенные полномочия Европейскому центральному банку, который может принимать решения в этой области. В государствах, которые не приняли евро, национальные центральные банки по-прежнему являются компетентными. Однако они должны уважать законодательство Союза, поскольку их решения должны приниматься автономно, независимо от других государственных органов в их соответствующем государстве-члене. Все национальные центральные банки в ЕС координируют свою деятельность в Европейской системе центральных банков .

Наконец, статья 140 ДФЕС определяет четыре критерия конвергенции, которые являются руководящими принципами ЕВС: стабильность цен, государственные финансы и надежное денежно-кредитное состояние, а также стабильность платежного баланса.

Правила экономической политики

Многостороннее наблюдение

Наряду с общими руководящими принципами экономической политики, которые применяются к ЕС в целом, Совет таким же методом подготавливает общие экономические руководящие принципы государств, принявших евро в качестве своей валюты. В этом контексте в голосовании принимают участие только члены Совета, представляющие государства-члены, валютой которых является евро.

Европейский парламент мало вовлечен в многостороннее наблюдение. Он информируется Советом Министров и Комиссией о рекомендациях и результатах мониторинга.

Стабильность и рост

Пакт стабильности и роста устанавливает более строгий метод координации национальной бюджетной политики и предотвращения возникновения чрезмерного государственного дефицита . В рамках пакта и критериев конвергенции государственный долг не должен превышать 60% ВВП, а годовой государственный дефицит не должен превышать 3% ВВП. Европейская комиссия ежегодно направляет уведомление всем государствам-членам, даже тем, в которых евро не является валютой. Если государство-член не соответствует критериям, Комиссия готовит отчет. На основании этого отчета Совет Союза принимает решение квалифицированным большинством голосов. Если данное государство приняло евро в качестве своей валюты, только государства-члены Еврогруппы имеют право голоса в Совете. Меры, которые могут быть приняты Советом, варьируются от простой рекомендации до штрафов, если государство упорно не предпринимает никаких усилий. Однако в соответствии со статьей 139 TFEU ​​эти принудительные меры используются только для государств-членов, которые приняли евро в качестве своей валюты. Другие государства также обязаны соблюдать Пакт о стабильности, однако Совет может только давать им рекомендации.

Хотя Комиссия уже приняла различные меры в случае нарушения Пакта стабильности, Совет не налагал никаких санкций. Причина отсутствия принудительных мер, предпринятых Советом, заключается в том, что наложение штрафов на уже имеющую чрезмерную задолженность страну только ухудшит ее положение. С другой стороны, окончательное решение о санкциях принимается национальными министрами финансов в Совете. Таким образом, более эффективное применение Пакта стабильности и роста является одной из основных тем для обсуждения вопроса о развитии ЕВС.

Межправительственная солидарность и положение об отказе от финансовой помощи

Однако солидарность между государствами-членами Европейского Союза ограничивается положением о недопустимости финансовой помощи, которое предусматривает, что Европейский Союз и государства-члены не могут нести ответственность по долгам других государств-членов. Следовательно, это нетипичный валютный союз, поскольку он не включает финансовый союз, который лежит в основе текущего долгового кризиса. Эта программа дополняет Пакт стабильности, гарантируя, что ни одно государство не использует свою бюджетную автономию для того, чтобы залезть в долги в ущерб другим государствам-членам. Каждое государство обязано поддерживать стабильный национальный дефицит во избежание морального риска .

Точное толкование этого пункта является спорным, особенно после кризиса государственного долга Греции, поскольку ссуды были одобрены государствами зоны евро в пользу другого государства-члена ЕВС в соответствии с европейским механизмом стабильности . Дополнительные ссуды были предоставлены Ирландии в 2010 году и Португалии в 2011 году. Таким образом, оговорка об отказе от помощи не запрещала бы спасательные меры и добровольное принятие долга других государств-членов, а просто предотвратила бы автоматическую и обязательную ответственность государств-членов.

Запрет на выдачу кредитов центральным банком

Одним из важнейших условий создания ЭВС была независимость всех национальных центральных банков. Цель заключалась в том, чтобы помешать правительствам стран-участниц финансировать свою экономическую политику путем увеличения денежной массы и, таким образом, создания инфляции, как это происходило в различных европейских странах до создания ЭВС. Статья 123 и статьи 124 поэтому TFEU запрещает любой вид кредита от Европейского центрального банка или национальных центральных банков и привилегированный доступ к финансовым учреждениям в государствах - членах , а сам даже Союза. Также прямая покупка государственных облигаций Центральным банком запрещена.

В условиях кризиса суверенного долга в зоне евро Европейский центральный банк начал интерпретировать эти два положения таким образом, чтобы не исключать косвенное приобретение государственных облигаций через покупку частных посредников. Критики видят в этом нарушение цели договора и добавляют, что экономические последствия прямой или косвенной покупки государственных облигаций центральным банком практически не отличаются. Они обвинили ЕЦБ в том, что он поддался политическому давлению со стороны Совета Европы. Однако ЕЦБ подчеркнул, что решение было принято независимо и что пока это не угрожало его независимости. Члены совета директоров, в частности президент Бундесбанка Аксель Вебер, раскритиковали позицию ЕЦБ. Впоследствии Аксель Вебер подал в отставку, предположительно в знак протеста, как и главный экономист ЕЦБ Юрген Штарк из Германии .

Специальные учреждения

Для облегчения координации экономической и фискальной политики между государствами-членами ЕС в целом и государствами-членами зоны евро в частности, были созданы специальные учреждения.


Валютный союз – это соглашение между странами об использовании в обороте определенной валюты, проведении расчетов в ней.

  1. Формирование валютных союзов: плюсы и минусы
  2. Европейский валютный союз
  3. Виды валютных союзов
  4. Существующие валютные союзы
  5. Формальные валютные союзы
  6. Планируемые к созданию валютные союзы
  7. Экономический и валютный союз: закономерности формирования

При заключении такого союза формируется валютная зона, где будут использоваться те денежные единицы, о которых идет речь в соглашении. Самым ярким примером валютного союза последних лет можно назвать Евросоюз.

Существует валютный союз и на территории России. По соглашению 2008 года российский рубль является официальной денежной единицей Южной Осетии, Абхазии.

Формирование валютных союзов: плюсы и минусы

В современных реалиях все шире между странами заключаются между государствами соглашения об использовании в обороте определенных денежных единиц. Рассмотрим возможности и угрозы, которые несет странам формирование валютных союзов: плюсы и минусы таких договоренностей очевидны. Из положительных моментов можно выделить экономическую интеграцию стран в международную экономику, расширение внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности. К отрицательным последствиям можно отнести сокращение самостоятельности государств в проведении валютно-финансовой политики.

Европейский валютный союз

В Европейский валютный союз входят 19 стран ЕС и 9 стран, не использующих евро. Датой его создания можно считать 1 июля 1990 года, когда был отменен валютный контроль и произошла либерализация движения капиталов внутри Евросоюза. 1 ноября 1993 года формирование ЭВС было завершено вступлением в силу Маастрихтского договора. 1 января 2002 года введены в обращение банкноты и монеты евро – единая валюта ЭВС. В настоящее время развитие ЭВС продолжается, формируется единая кредитно-денежная политика. Прис создании ЭВС был допущен ряд ошибок, поэтому сейчас ведется работа по преодолению кризиса, устраняются такие недостатки, как осутствие гибкости кредитно-денежной политики.

Виды валютных союзов

Два или несколько государств могут образовать объединение с закрытыми денежными связями. Существуют такие виды валютных союзов:

  • национальные, в которых кредитно-денежный и политический суверенитет сосредоточен в одних руках, как в Британском валютном союзе, включающем Англию, Уэльс и Северную Ирландию, Шотландию;
  • международные – сотрудничество нескольких независимых территорий, например ЭВС – Европейский экономический и валютный союз.

Территории, входящие в валютный союз, получают стабилизацию курсов национальных валют, снижение транзакционных издержек, развитие экономических связей.

Существующие валютные союзы

В настоящее время работает несколько договоров об использовании общих денежных средств. Крупнейшие существующие валютные союзы:

  • Еврозона;
  • Африканский, включающий 54 региональных и 23 нерегиональных членов;
  • Ямайская валютная система, в которую входят 187 стран;
  • Единая система региональных взаиморасчётов латиноамериканских государств;
  • Валютное соглашение Лихтенштейна и Швейцарии;
  • Долларовая зона;
  • Французское тихоокеанское банковское соглашение;
  • Западноафриканский экономический и валютный союз;
  • Экономическое сообщество стран Центральной Африки;
  • Организация Восточно-карибских государств и другие.

Формальные валютные союзы

Договор об использовании общей валюты – формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости денежных средств во внутренних расчетах. Всего с 1864 по настоящее время действовало 43 таких договора, но 19 из них уже не существуют. В настоящее время планируется создание еще нескольких подобных объединений в разных частях света. Сегодня в мире существуют такие формальные валютные союзы:

  • 3 объединения с расчетной денежной единицей;
  • 15 объединений с денежной единицей в обращении;
  • 6 объединений, включающих непризнанные и частично признанные государства, такие как Турецкая Республика Северного Кипра, Нагорно-Карабахская Республика.

Планируемые к созданию валютные союзы

В настоящее время начат процесс создания нескольких объединений государств для использования общей валюты. Все они должны начать работу до 2020-2025 года, а в настоящее время делают первые шаги к заключению договоров, определению планов введения единой валюты, обсуждению торговых соглашений. Планируемые к созданию валютные союзы:

  • Евразийский экономический союз;
  • Азиатская зона свободной торговли;
  • Восточноафриканское сообщество;
  • Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива;
  • Западно-Африканская валютная зона.

Экономический и валютный союз: закономерности формирования

  • создание единого рынка;
  • координация политики и сближение основных экономических показателей;
  • ввод единой валюты и создание единого центрального банка.

Совет от Сравни.ру: Почерпнуть знания о деятельности валютных союзов во всем мире можно из открытых источников. Изучение новой информации позволяет нам анализировать финансовое положение в мире, которое отражается на наших финансах.


Валютный союз – это соглашение между странами об использовании в обороте определенной валюты, проведении расчетов в ней.

  1. Формирование валютных союзов: плюсы и минусы
  2. Европейский валютный союз
  3. Виды валютных союзов
  4. Существующие валютные союзы
  5. Формальные валютные союзы
  6. Планируемые к созданию валютные союзы
  7. Экономический и валютный союз: закономерности формирования

При заключении такого союза формируется валютная зона, где будут использоваться те денежные единицы, о которых идет речь в соглашении. Самым ярким примером валютного союза последних лет можно назвать Евросоюз.

Существует валютный союз и на территории России. По соглашению 2008 года российский рубль является официальной денежной единицей Южной Осетии, Абхазии.

Формирование валютных союзов: плюсы и минусы

В современных реалиях все шире между странами заключаются между государствами соглашения об использовании в обороте определенных денежных единиц. Рассмотрим возможности и угрозы, которые несет странам формирование валютных союзов: плюсы и минусы таких договоренностей очевидны. Из положительных моментов можно выделить экономическую интеграцию стран в международную экономику, расширение внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности. К отрицательным последствиям можно отнести сокращение самостоятельности государств в проведении валютно-финансовой политики.

Европейский валютный союз

В Европейский валютный союз входят 19 стран ЕС и 9 стран, не использующих евро. Датой его создания можно считать 1 июля 1990 года, когда был отменен валютный контроль и произошла либерализация движения капиталов внутри Евросоюза. 1 ноября 1993 года формирование ЭВС было завершено вступлением в силу Маастрихтского договора. 1 января 2002 года введены в обращение банкноты и монеты евро – единая валюта ЭВС. В настоящее время развитие ЭВС продолжается, формируется единая кредитно-денежная политика. Прис создании ЭВС был допущен ряд ошибок, поэтому сейчас ведется работа по преодолению кризиса, устраняются такие недостатки, как осутствие гибкости кредитно-денежной политики.

Виды валютных союзов

Два или несколько государств могут образовать объединение с закрытыми денежными связями. Существуют такие виды валютных союзов:

  • национальные, в которых кредитно-денежный и политический суверенитет сосредоточен в одних руках, как в Британском валютном союзе, включающем Англию, Уэльс и Северную Ирландию, Шотландию;
  • международные – сотрудничество нескольких независимых территорий, например ЭВС – Европейский экономический и валютный союз.

Территории, входящие в валютный союз, получают стабилизацию курсов национальных валют, снижение транзакционных издержек, развитие экономических связей.

Существующие валютные союзы

В настоящее время работает несколько договоров об использовании общих денежных средств. Крупнейшие существующие валютные союзы:

  • Еврозона;
  • Африканский, включающий 54 региональных и 23 нерегиональных членов;
  • Ямайская валютная система, в которую входят 187 стран;
  • Единая система региональных взаиморасчётов латиноамериканских государств;
  • Валютное соглашение Лихтенштейна и Швейцарии;
  • Долларовая зона;
  • Французское тихоокеанское банковское соглашение;
  • Западноафриканский экономический и валютный союз;
  • Экономическое сообщество стран Центральной Африки;
  • Организация Восточно-карибских государств и другие.

Формальные валютные союзы

Договор об использовании общей валюты – формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости денежных средств во внутренних расчетах. Всего с 1864 по настоящее время действовало 43 таких договора, но 19 из них уже не существуют. В настоящее время планируется создание еще нескольких подобных объединений в разных частях света. Сегодня в мире существуют такие формальные валютные союзы:

  • 3 объединения с расчетной денежной единицей;
  • 15 объединений с денежной единицей в обращении;
  • 6 объединений, включающих непризнанные и частично признанные государства, такие как Турецкая Республика Северного Кипра, Нагорно-Карабахская Республика.

Планируемые к созданию валютные союзы

В настоящее время начат процесс создания нескольких объединений государств для использования общей валюты. Все они должны начать работу до 2020-2025 года, а в настоящее время делают первые шаги к заключению договоров, определению планов введения единой валюты, обсуждению торговых соглашений. Планируемые к созданию валютные союзы:

  • Евразийский экономический союз;
  • Азиатская зона свободной торговли;
  • Восточноафриканское сообщество;
  • Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива;
  • Западно-Африканская валютная зона.

Экономический и валютный союз: закономерности формирования

  • создание единого рынка;
  • координация политики и сближение основных экономических показателей;
  • ввод единой валюты и создание единого центрального банка.

Совет от Сравни.ру: Почерпнуть знания о деятельности валютных союзов во всем мире можно из открытых источников. Изучение новой информации позволяет нам анализировать финансовое положение в мире, которое отражается на наших финансах.

Читайте также: