Возрождение в нидерландах кратко

Обновлено: 07.07.2024

До 1500 года искусство Возрождения в Италии почти не влияло на развитие живописи и скульптуры в Северной Европе. (Во всяком случае, Италия находилась под влиянием Севера.) Даже после 1500 года, во воемена расцвета Высокого Возрождения, такие проблемы, как религия, политика, климат и различные художественные традиции, как правило, сводили к минимуму принятие культурных идей из Флоренции и Рима.

Ренессанс в Северной Европе
О фламандской и голландской масляной живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О росписи и резьбе по дереву в Германии (1430-1580):
Искусство немецкого Возрождения.

Скульптура эпохи Возрождения
Подробнее о трехмерных пластических произведениях искусства из мрамора, бронзы, дерева и их авторах:
Скульпторы эпохи Возрождения (1400-1600).

Эволюция визуального искусства
Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти здесь: Хронология истории искусства.

Готические традиции

Что касается форм искусства, то Север знал об истинном Возрождении так же мало, как Италия о подлинном готическом стиле искусства, но интеллектуальное движение, благодаря которому Западная Европа вышла из Средневековья, было столь же сильным на Севере, как и на Юге. Если мы датируем начало новой эры примерно 1492 годом, годом открытия Нового Света, то это только поворотный момент революции. Движение, которое привело к этому, началось в начале века и с тех пор Европа пережила полную реконструкцию своей культуры.

Северные страны, особенно Фландрия (с ее процветающими центрами, такими как Антверпен, Гент и Брюгге) – в то время часть большого герцогства Бургундия – были, наряду с Флоренцией, самым богатым и наиболее экономически развитым регионом Европы. Как и в Италии, здесь развивалась городская культура, в которой усиливалось влияние буржуазии. Несмотря на это общее социальное сходство, на севере не было сопоставимой революции в искусстве. Живопись значительно дольше оставалась привязанной к средневековым традициям. Лишь постепенно в реальном мире появились священные темы. В своих религиозных картинах художники пытались максимально естественно передать пространство, цвет, объем и свет.

В отличие от итальянских художников, северные художники не были заинтересованы в повторном открытии духа Древней Греции. Вместо этого они стремились использовать весь потенциал масляной краски и запечатлеть природу именно такой, какой они ее находили. (Примечание: Подробнее о пигментах, использованных в масляной живописи эпохи Возрождения: Цветовая палитра эпохи Возрождения)

Ренессанс в Нидерландах – характеристика

Фламандская живопись и голландская живопись, которые охватывали как светские, так и религиозные темы, отличались широким распространением использования масла и яркими цветами. Фрески были редкостью. Гентский алтарь – пример нидерландского христианского искусства начала 15-го века, хотя Босе и Брейгель Старшие создавали свои собственные инновационные религиозные произведения.

Детальный Реализм

В то время как итальянское искусство 15 века было основано на математически рассчитанной линейной перспективе, Голландское искусство определялось эмпирической перспективой. В отличие от итальянских художников эпохи Возрождения, которые стремились к научному и рациональному пониманию мира и создавали картину, так сказать, изнутри, голландцы пытались докопаться до тайн мира с точным наблюдением за всеми вещами, фиксируя каждую деталь. Художники учились на непосредственном наблюдении и знании последовательности вещей. Они рисовали то, что видели – и, таким образом, как на рисунке выложенного плиткой пола в работе Рогира ван дер Вейдена, они очень близко подошли к эффекту центральной перспективы. Этот подход, основанный на наблюдении и опыте, показал художникам, что формы теряют свои очертания по мере удаления от них, а интенсивность цвета уменьшается и приобретает голубоватый оттенок.

Для пейзажных видов, которые придавали глубину их интерьерам, они изобрели – задолго до Леонардо – воздушную и цветовую перспективу. Вовремя эпохи голландского барокко 17 века, внимание нидерландцев к детализированным повседневным темам легло в основу Золотого века голландского реализма (около 1600–1680 гг.).

Нидерландские художники

Возрождение в Германии – характеристики

Графика

Новая техника гравировки по металлу предназначалась не только для воспроизведения эфемерных рисунков; более гибкое искусство и еще одно способное к развитию, оно взяло на себя задачу книжной иллюстрации от художников-миниатюр. В свободной идиоме линии можно было выразить многие вещи, которые было бы запрещено воспроизводить более сложным использованием цвета. По этой причине даже великие мастера шестнадцатого века прибегали к рисованию линий, чтобы выразить свои глубочайшие чувства.

Портретная живопись, как и резьба по дереву, была еще одной областью, в которой немецкие художники сияли. Экспрессионистская сторона немецкого характера проявилась в ряде ярких религиозных произведений, в том числе выдающихся запрестольных образах и панно.

Величайшие художники Северного Возрождения

Величайшие скульпторы Северного Возрождения

Ведущие немецкие скульпторы: Ханс Малтшер (1400-1467) автор алтарей в городах Вурцахер (1437) и Штерцинг (1457); Михаэль Пахер (1430-98), наиболее известный из-за Алтаря Святого Вольфганга (1471-81); Вейт Штосс (около 1447-1533) создатель алтаря Смерти Богородицы и Святой Марии , Краков (1477-89); Тильман Рименшнайдер (ок. 1460-1531), скульптор Алтаря Святой Крови (1499-1504); Грегор Эрхарт (c.1460-1540), который вырезал известную Марию Магдалину ("La Belle Allemande") (c.1500).

Величайшие картины Северного Возрождения (1430-1580)

Альбрехт Альтдорфер (1480-1538)
Битва при Александре при Иссе (1529) Старая пинакотека Мюнхена.

Ханс Бальдунг Грин (1484-1545)
Коронация Алтаря Богородицы (1512-16) Фрибург-им-Брайсгау.
Три возраста человека со смертью (около 1540 г.) Прадо, Мадрид.

Иероним Босх (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1504) Музей Прадо, Мадрид.
Страшный суд (Триптих) (1505-10) Венский сецессион, Вена.
Ecce Homo (1515-6) Музей изобразительных искусств, Гент.
Триптих Хейвейн (1516) Прадо, Мадрид.

Дьерек Баутс (1415-1475)
Алтарь Тайной вечери (1464-7) Церковь Святого Петра, Лувен, Бельгия.

Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Нидерландские пословицы (1559) Государственный музей, Берлин
Битва между карнавалом и Великим постом (1559) Исторический музей, Вена
Безумная Мег Дулле Грит (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Вавилонская башня (1563) Исторический музей, Вена
Резня младенцев (c.1565-7) Исторический музей, Вена
Охотники в снегу (1565) Исторический музей, Вена
Вифлеемская перепись (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Притча о слепых (1568) Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Крестьянская свадьба (1568) Исторический музей, Вена.

Роберт Кампен (1375-1444)
Триптих Зайлерн (Положение во гроб) (1410) Институт Курто, Лондон.
Алтарь Мероде (около 1427) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Алтарь Верля (Диптих) (1438) Музей Прадо, Испания.

Петрус Христос (ок. 1410-1475)
Портрет молодой девушки (1470) Галерея старых мастеров, Берлин.

Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Портрет Лютера и жены (Диптих) (1529) Уффици, Флоренция.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Молодой Заяц (1502) Альбертина, Вена.
Большой кусок дерна (1503) Альбертина, Вена.
Адам и Ева (1507) Музей Прадо, Мадрид.
Четыре апостола (1526) Старая пинакотека, Мюнхен.

Ян ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) Святой Бавон Катердал, Гент.
Человек в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Арнольфини (1434) Национальная галерея, Лондон.
Мадонна Ролен (1435 г.) Лувр, Париж.

Хуго Ван дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.

Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенхеймский алтарь (1512-15) Музей Унтерлинден, Колмар.

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)
Тело мертвого Христа в гробнице (1521) Художественный музей Базеля.
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Портрет Эразма Роттердамского (1523 г.) Национальная галерея, Лондон.
Портрет сэра Томаса Мора (1527) Собрание Фрика, Нью-Йорк.
Портрет дамы с белкой и скворцом (1527–28) Национальная галерея, Лондон.
Портрет купца Георга Гизе (1532 г.) Государственные музеи Берлина.
Портрет Томаса Кромвеля (1532–1532). Национальная портретная галерея, Лондон.

Стефан Лохнер (1400-1451)
Страшный суд (ок. 1440) Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн.

Ганс Мемлинг (1433-1494)
Триптих Страшного суда (1471) Народный музе, Гданьск.
Доннский Триптих (1480 г.), Национальная галерея, Лондон.

Михаэль Пахер (1434-1498)
Алтарь Вольфганга (1471-81) Зальцкаммергут.
Алтарь отцов церкви (1484 г.) Старая пинакотека, Мюнхен.

Иоахим Патенье (Патинье или Патинир) (1485-1524)
Путешествие в подземный мир (1522) Прадо, Мадрид.
Отдых на пути в Египет (1515 г.) Музей Конинклейка.

Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Снятие с креста (1435-40) Музей Прадо.
Алтарь семи таинств (1445) Музей изящных искусств Конинклейк, Антверпен.
Оплакивание гроба (1450 г.) Галерея Уффици.

Основные черты искусства Возрождения Нидерландов

Искусство XV столетия — золотой век нидерландской живописи.
Ярчайший ее представитель Ян Ван Эйк. Ок. 1400—1441.
Величайший мастер европейской живописи:
открыл своим творчеством новую эпоху Раннего Возрождения в нидерландском искусстве.
Был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго.
Одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма).

Крупнейшим произведением Ван Эйка стал Гентский алтарь, который он исполнил вместе со своим братом.
Гентский алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих. Его высота в центральной части - 3,5 м, ширина в раскрытом виде — 5 м.
На внешней стороне алтаря (когда он закрыт) изображен повседневный цикл:
- в нижнем ряду изображены донаторы - горожанин Йодок Вейдт с супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, покровителей церкви и капеллы.
- выше расположена сцена Благовещения, причем фигуры Богоматери и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором вырисовывается городской пейзаж.

Гентский алтарь (в закрытом виде) . 1422—32.


Гентский алтарь (в закрытом виде) . 1422—32.

Праздничный цикл изображен на внутренней части алтаря.
Когда алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит поистине ошеломляющее превращение:
- размеры полиптиха увеличиваются в два раза,
- картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая.
- исчезают тесные и сумрачные каморки, и мир словно распахивается: просторный ландшафт загорается всеми красками палитры, яркими и свежими.
Живопись праздничного цикла посвящена редкой в христианском изобразительном искусстве теме торжества преображенного мира, которое должно наступить после совершения Страшного суда, когда зло будет побеждено окончательно и на земле утвердятся правда и согласие.

Гентский алтарь 1422—32.

В верхнем ряду:
- в центральной части алтаря, изображен Бог-Отец, сидящий на престоле,
- слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель,
- далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы,
- замыкают ряд нагие фигуры Адама и Евы.
Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу.
- в середине луга возвышается жертвенник, на нем стоит белый Агнец, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь
- ближе к зрителю находится колодец, из которого изливается живая вода.

Мадонна канцлера Ролена . Около 1436.


Мадонна канцлера Ролена . Около 1436.

Мадонна каноника ван дер Пале . 1436.


Мадонна каноника ван дер Пале . 1436.

Портрет четы Арнольфини . 1434.


Портрет четы Арнольфини . 1434.

Человек в красном головном уборе. 1433.


Человек в красном головном уборе. 1433.


Иероним Босх (1450 - 1516)
Связь его искусства с народными традициями, фольклором.
В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч.
Произведения Босха наполнены многочисленными сценами и эпизодами, острожизненными и причудливо-фантастическими образами и деталями, полны иронии и иносказания.

Большинство картин Босха зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие глубокий философский подтекст.


Искушение св. Антония. Триптих . Центральная часть Дерево, масло. 131,5 x 119 см (центр. часть), 131,5 х 53 см (створки) Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Центральная часть
Дерево, масло. 220 x 195 см (центр. часть), 220 х 97 см (створки) Музей Прадо, Мадрид

Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Правая створка: Ад


Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Правая створка: Ад

Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Левая створка: Рай


Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Левая створка: Рай

Битва Масленицы и Поста . 1559.


Битва Масленицы и Поста . 1559.
В работах Брейгеля - близость к нравоучительным представлениями средневекового народного театра.
Шутовской поединок Масленицы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы.
Повсюду кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить…

Крестьянский танец . 1568—69


Крестьянский танец . 1568—69
Толпа крестьян, захваченная стремительным ритмом танца.

Возрождение в Нидерландах

С конца XV в. Нидерланды в результате династического брака становятся владением Габсбургов и входят в состав Священной Римской империи. В начале XV в. в Нидерландах рождается национальная художественная школа со свойственным ей чувством единства человека и природы.



Рогир ван дер Вейден (1399-1464) в совершенстве владел техникой масляной живописи, переходами света и воздуха. В центре внимания художника - сложный комплекс чувств и переживаний человека. Он не выписывал тщательно окружающую среду, сосредоточив свое внимание на изображении самого человека. Рогир был крупнейшим портретистом своей эпохи, среди его моделей - представители крупной бургундской знати.




Работам худож-ника свойственны одновременно прос-тота и философская глубина.

Искусство Северного Возрождения

Возрождение в Нидерландах

С конца XV в. Нидерланды в результате династического брака становятся владением Габсбургов и входят в состав Священной Римской империи. В начале XV в. в Нидерландах рождается национальная художественная школа со свойственным ей чувством единства человека и природы.



Рогир ван дер Вейден (1399-1464) в совершенстве владел техникой масляной живописи, переходами света и воздуха. В центре внимания художника - сложный комплекс чувств и переживаний человека. Он не выписывал тщательно окружающую среду, сосредоточив свое внимание на изображении самого человека. Рогир был крупнейшим портретистом своей эпохи, среди его моделей - представители крупной бургундской знати.

Работам худож-ника свойственны одновременно прос-тота и философская глубина.

Искусство Северного Возрождения

Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов (Голландии), Германии, Франции XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали традиции средневековой готики с ее эмоциональностью, глубокой верой. Но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни. Я предлагаю вам презентацию и краткий иллюстрированный рассказ о самых известных художниках Северного Возрождения. Ян ван Эйк первым стал применять масляные краски, и его картины поражали насыщенностью цвета и точностью деталей. Иероним Босх писал картины, полные жутких и загадочных изображений, которые должны были заставить современников задуматься о проблемах нравственности, о грехах и наказании за них. Питер Брейгель Старший создавал эпические картины земной жизни, повествуя о трудах человека и радостях, которые он получает на земле. Современник Реформации, возможно, он первым говорил о трудолюбии как одной из главных добродетелей человека. Альбрехт Дюрер был и живописцем, и графиком, блестящим мастером портрета и автопортрета. Он, подобно итальянцам, не уставал изучать природу и раздумывать о сущности человека, его внутреннем мире. В конце поста есть вопросы для учеников художественной школы.

Особенности искусства северного Возрождения. Живопись, скульптура, архитектура

человек северного возрождения


Люди на портретах Рогира ван дер Вейдена углублены в себя, словно пребывают в непрерывном общении с Богом.

На картинах художников Северного Возрождения люди не так красивы, как те, что нарисованы, у Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру. Итальянские художники создают картины все более светского характера. У северян сохраняется религиозный дух средневековья с его законами. Так, если у итальянцев обнаженное тело в искусстве воспринималось спокойно, и Микеланджело написал их множество даже на потолке Сикстинской капеллы, то подобные примеры на севере редки. Так, изображения Адама и Евы на Гентском алтаре ван Эйка и диптихе Дюрера имели сложную судьбу и долго воспринимались как непристойные.

сюжеты Поклонение волхвов

У художников Северного возрождения, кроме умения показать внутренний мир человека, поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тонкой проработке деталей ощущался интерес к земному миру.

Скульптура и архитектура

Наибольший интерес в искусстве Северного Возрождения представляет живопись, но надо отметить, что во французской скульптуре XV- XVI веков наряду с готикой ощущается интерес к античной скульптуре, что было характерно и для итальянского Возрождения. Здесь надо назвать скульпторов Ж. Гужона и Ж. Пилона.

Скульптура северного возрождения

В искусстве Нидерландов выделяются скульпторы: Клаус Слютер и его племянник Клаус де Верве. Их работы отличаются портретным сходством и эмоциональностью.

Если говорить об архитектуре северного возрождения, то в Нидерландах это, в основном, готика. Зато во Франции, которая гораздо теснее, чем северные страны взаимодействовала с Италией. В XV-XVI веках строились замки в долине реки Луары, которые до сих пор являются одной из главных достопримечательностей страны. Одним из прославленных архитекторов Франции был Филибер Делорм (XVI в). Он автор дворца Тюильри и замка Шенонсо в долине Луары. К строительству замка Шамбор, который находится неподалеку, как считается, имел отношение Леонардо да Винчи. Он в последние годы жизни жил во Франции по приглашению короля Филиппа I, большого поклонника итальянского Ренессанса.

Ян ван Эйк ( (1385 — 1441).

Ван Эйк Мадонна

Северяне не заботились о красоте лиц. А вот детали — каждая, как маленькая драгоценность, и наш взгляд от основных фигур перебегает на заросли роз и лилий, городской пейзаж, павлинов и галок, — все они прописаны с удивительной тщательностью, даже если предметы находятся далеко. Кстати, современники ван Эйка понимали, что галки — символ тщеславия, а павлины — гордыни.

Портрет супругов Арнольфини. По крайней мере, так принято думать. Джованни Арнольфини был богатым купцом. Справа его портрет кисти ван Эйка. Похож? Известно, что он был женат на Констанце Трента которая умерла через несколько лет после свадьбы. Так что когда писался портрет, ее уже не было в живых. Тогда кто эта женщина? Как и другие картины ван Эйка, этот портрет вызывает много вопросов.


Если же не думать о тайнах и просто смотреть на картину, то мы видим двух людей, каждый из которых погружен в свой мир. Они некрасивы, но так трогательно держатся за руки, так серьезны и торжественны, что хочется верить в любовь, которая их соединяет. А на задней стене зеркало и в нем отражается вся сцена, но с другой точки. И как ни мелко изображение, мы видим четко 4 людей, а еще религиозные сюжеты, расположенные на раме.

6 мая 1432 года в городе Гент в соборе святого Бавона был освящен Алтарь, одно из самых грандиозных произведений мировой живописи. Столько людей хотели увидеть это чудо ван Эйка, что решили держать его створки закрытыми и открывать лишь по праздникам.

Гентский алтарь

Но ни одно произведение искусства не претерпело столько приключений, как этот шедевр ван Эйка. Первыми убрали изображения Адама и Евы, потому что в отличие от итальянского Возрождения к обнаженной натуре на севере относились с предубеждением, и австрийский император Иосиф, увидев алтарь во время путешествия, приказал эти доски убрать. С этого начнется разворовывание или продажа отдельных частей алтаря. Частично или полностью его крали 13 раз. И сейчас одна из его досок находится в розыске с 1934 года.

Ад и рай Иеронима Босха (1450-1516).

В конце XV века в Европе в очередной раз ждали конца света. Находили тому множество подтверждений. Тема конца света, Царствия Божьего, где вечно будут благоденствовать праведники и ада, где после Страшного суда будут вечно мучиться грешники, найдет свое отражение и в литературе, и в живописи.

Босх

Левая часть изображает рай. Адам и Ева только что сотворены Богом. А вокруг цветы, животные. Если присмотреться, в раю все не так уж прекрасно. В центре — фонтан жизни, но почему там в окошке довольно мрачная сова? Кошка уже убила мышку, а среди более крупных зверей и вовсе идет поедание друг друга. Так что рай у Босха, несмотря на нежные краски, вовсе не идиллия.

В центре — жизнь людей, которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами. Сегодня опять много говорят о том, что люди должны получать удовольствие, и все СМИ рассказывают о вкусной еде, красивых домах дорогой одежде, приучая людей к мысли о том, что именно так надо жить.

Босх

Босх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что падали в обморок, фантастические образы должны были действовать очень сильно.

Левая часть изображает рай. Адам и Ева только что сотворены Богом. А вокруг цветы, животные. Если присмотреться, в раю все не так уж прекрасно. В центре — фонтан жизни, но почему там в окошке довольно мрачная сова? Кошка уже убила мышку, а среди более крупных зверей и вовсе идет поедание друг друга. Так что рай у Босха, несмотря на нежные краски, вовсе не идиллия.

В центре — жизнь людей , которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами. Сегодня опять много говорят о том, что люди должны получать удовольствие, и все СМИ рассказывают о вкусной еде, красивых домах дорогой одежде, приучая людей к мысли о том, что именно так надо жить.

Босх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что падали в обморок, фантастические образы должны были действовать очень сильно.

Босх И.

Тем более, что они куда лучше нас представляли их символическое значение. Вот эти полые дерево и яйцо — символы пьянства. Посмотрите, стволы дерева или ноги обуты в лодки. Качает его. А странное существо с клювом, по разным толкованиям, то ли дьявол, то ли безжалостное время.

Перевернутый стол, карты на полу. Эти грешники — картежники и прочие игроки. А вот почему в аду у Босха так много музыкальных инструментов? Предполагают, что музыка, даже церковная, тогда не приветствовалась. Ну уж это слишком. А вот что значит ухо, пронзенное ножом? Не нашла ответа. Может, муки сплетников?


Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569).

Питер Брейгель Старший или Мужицкий писал картины о том, как люди работают, причем всегда его симпатии именно на стороне трудящихся даже если это вразрез с общепринятыми взглядами. Скажем, в Библии Вавилонская башня — символ людской гордыни: надо же, люди решили добраться до Бога. А Брейгель с особой тщательностью рисует те приспособления, которые люди придумали, чтоб построить такую громаду.

Вавилонская башня

Брейгель Питер

Питер Брейгель

Брейгель П.

Великий немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Альбрехт Дюрер

Дюрер написал 13 автопортретов, первый в 13 лет. На некоторых он молод и красив, не других измучен болезнью. Наверное, для него автопортреты были способом познать себя. Один он написал в 1500 году, когда ждали конца света. Говорят, когда его старый отец увидел эту картину, он посчитал, что это Христос, и лишь приглядевшись, узнал своего сына. Он писал автопортрет даже когда был очень болен, желтое пятно — место, где он чувствует сильную боль. Так он пытался рассказать врачу о своей болезни. Самый известный автопортрет 1497 года, он написал его в 26 лет, вернувшись из своей второй поездки в Италию. Дюрер здесь одет нарядно, так одеваться было не принято среди немецких мастеров живописи. Белые кожаные перчатки, тоже привезенные из Италии, тонкая шелковая рубаха, своего рода вызов: он теперь чувствует себя не ремесленником, но творцом.

Дюрер Автопортреты и гравюры

  • Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
  • И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
  • И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
  • И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.


Вопросы для учеников художественной школы

Читайте также: