Гуго сен викторский биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 217.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: в кн.: Migne, PL, t. 175—177. Штекль Α., История ср.-вен. философии, пер. с нем., М., 1912; Ebner J., Die Erkennthislehre Richard v. St. Viktor, Münster, 1917; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.

Гуго Сен-Викторский (Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, замок Бланкенбург, Саксония (?) — 11 февраля 1141, Париж) — средневековый богослов и философ августинианского направления, глава Сен-Викторской школы.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 566.

Далее читайте:

Сочинения:

MPL, t. 175—177; Didascalicon. De Studio Legendi, a critical text by С. H. Buttimer. Wash., 1939;

De contemplatione et ejus speciebus. introduction, texte, traduction et notes par R. Baron. Tournai etc., 1958;

Opera propaedeutica (Practice geometriae. De graramatica. Epitome Dindimi inphilosophiam), ed. R. Baron. Notre Dame, 1966; в рус. пер.: О созерцании и его видах: о пяти способах познания Бога, пер., прим. и послесловие М. А. Гарнцева. — В кн.: Знание за пределами науки. М., 1996, с. 304—314.

Литература:

Baron R. Science et sagesse chez Huguesde Saint-Victor. P., 1957;

Ehlers J. Hugo von St. Viktor. Studien zum Geschichtsdenken und zur Geschichtsschreibungdes 12 Jahrhunderts. Wiesbaden, 1973;

Kleins J. P. The Theory of Knowledge of Hugh of Saint Victor. Wash., 1944;

Schlette H. R. Die Nichtigkeit der Welt. Derphilosophische Horizqntdes Hugo von St. Viktor. Munch., 1961.

Гуго Сен-Викторский — главный представитель средневекового философского течения, сочетавшего религиозную мистику с умозрительным мышлением. Рассмотрим положения умеренного реализма и доказательства бытия Бога.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


💁🏻‍♂️ Гуго Сен-Викторский (1096–1141) — философ и теолог, один из ярких представителей августинизма в средневековой схоластике. Это направление стремилось сочетать широкую схоластическую ученость и мистическое отношение к Богу.

💒 Гуго родился в Саксонии в аристократической семье, затем переехал в Париж, в аббатство Сен-Виктор. Благодаря его деятельности Сен-Викторская школа стала одной из самых влиятельных богословских школ своей эпохи. Она делала упор не на разум, а на внутреннее созерцание души и Бога — как завещал еще Святой Августин.

📚 В аббатстве Сен-Виктор Гуго вел преподавание по оригинальной методике, сочетавшей широкое изучение светских научных дисциплин (во всей полноте их взаимных связей) с ориентацией слушателей на постоянный поиск духовного смысла всякого научного знания и его рассмотрение в свете богооткровенных истин и норм духовной жизни человека.

Синтез схоластики и мистики был предпринят уже в XII в. Местом, где он был произведен, было аббатство св. Виктора под Парижем, а главным инициатором стал Гуго Сен-Викторский.

Гуго считал, что науки имеют эмпирическую основу. Знание мы должны основывать на опыте и развивать его при помощи абстракций, как это было установлено еще Аристотелем. Математика не составляет исключения: ее числа и прямые абстрагируются из опыта.

В то же время Гуго отрицал, что наука ограничивается только собиранием опыта. В действительности не существует прямых без плоскостей и тел, о которых говорит математика, поскольку они необходимы для того, чтобы запутанную и невыразительную действительность сделать ясной и выразительной. Подобную же роль играет и физика: она стремится к тому, чтобы то, что в действительности переменно, выделить и определить. В действительности существуют только сложные тела, наука же ищет их простые элементы.

Внутренний опыт Гуго считал более истинным, чем внешний. Мистические позиции склоняли его к непосредственному рассмотрению собственной души, и он утверждал, как когда-то Августин, что самопознание дает нам незамутненную истинность, если дело касается существования, особенностей и субстанциональности души.

2. Мистическое знание. Сколь бы ни были важны для Гуго светские науки, еще более важной для него была теология; более важным, чем рациональное знание, было мистическое знание.

3. Вера. О Божественных деяниях невозможно полное знание, поскольку оно основывается на понимании вещей как наличных. Для такого понимания Божественных деяний у нас нет условий. По-настоящему действуют только наши телесные глаза, глаза же разума темны, тем более темны глаза созерцания. Поскольку мы не можем видеть эти истины, мы должны принимать их на веру. Гуго, который оставил после себя много ценных догадок о знании, дал также глубокий анализ веры. Вера - это знание будущих деяний, которых еще нет в действительности. Она менее истинна, чем знание, но более истинна, чем домысел. Объект имеет совместимую со знанием, но иную природу; она проявляется не рациональным путем, а с помощью волевого побуждения. Вера необходима там, где знание невозможно, поскольку знания во многих случаях мы получить не можем. Это происходит не только в силу слабости нашего разума, но и в тех случаях, когда некоторые истины по своей природе не могут быть доступны разуму и не могут стать объектом знания. Истины по своей природе четверояки: выводящиеся из разума, соответствующие разуму, превышающие разум и сопротивляющиеся разуму. Истины, которые выводятся из разума, являются объектом знания, и вера по отношению к ним не нужна. Не могут же быть объектом веры истины, которые противны разуму и которые разум отбрасывает. Объектом веры могут быть, в то же время, истины, которые соответствуют разуму, и те истины, которые существуют над разумом. В первом случае вера может быть со временем заменена знанием.

Существует два пути познания Бога: с помощью разума и с помощью веры на основе Откровения. Разум, в свою очередь, двояко познает Бога: на основании либо того, что он обнаруживает в себе, либо того, что он видит во внешнем мире. Подобно этому и Божественное Откровение является двояким: оно познается либо через внутреннее просвещение, либо через поучение, которое идет извне и проникнуто чудесами. Так различными путями происходит познание Бога: посредством разума и мистических состояний, с помощью внутреннего и внешнего, через природу и благодаря милости.

Значение Гуго. Он был выдающимся философским умом, которому выпало жить в период между творческой деятельностью Ансельма и расцветом средневековой философии в XIII в. Гуго был творцом синтетической системы схоластики и мистики так же, как Ансельм являлся творцом схоластики, а Бернар - средневековой мистики. Своей доктриной, которая объединила два крупных философских течения, он оказал влияние на каждое из них: 1) существенно повлиял на то, что мистика приняла участие в развитии схоластики. В чистой схоластике, пользовавшейся дискурсивным мышлением, не уделялось внимания интуитивным и интроспективным элементам в познании. Если более поздние системы схоластики дополнили диалектическую трактовку явлений интуицией, а спекуляцию - опытом и интроспекцией, то это произошло благодаря сближению с мистикой; 2) благодаря своей философии, основывавшей истинность на самопознании и провозглашавшей абсолютную свободу Бога, он принадлежал к тому ряду христианских мыслителей, которые строили философию на внутреннем опыте, на воле и свободе и представляли собой важное историческое звено между Августином, Бонавентурой и Дунсом Скотом; 3) отдельные идеи Гуго имели значительное влияние. В схоластическую традицию вошли его схема систематической теологии, определение веры и отделение ее от знания. Его классификация светских наук сохранила свое значение и для XIII в.

Гуго Сен-Викторский[164]

Гуго Сен-Викторский[164] О соединении тела и духа[165](…) В теле не может быть ничего более высокого или близкого к духовной природе, нежели то, в чем вслед за чувством и над чувством появляется представляющая сила. И оно настолько возвышенно, что все находящееся над ним есть

Св. Бернар и начало средневековой мистики

Св. Бернар и начало средневековой мистики Мистицизм в средневековой философии представлял второе после схоластики крупное ортодоксальное течение. Он имел с ней общие задачи: познание сверхъестественных истин. Однако в то время, как схоластика усматривала путь к ним в

Гуго из монастыря св. Виктора и синтез схоластики и мистики

Гуго из монастыря св. Виктора и синтез схоластики и мистики Синтез схоластики и мистики был предпринят уже в XII в. Местом, где он был произведен, было аббатство св. Виктора под Парижем, а главным инициатором стал Гуго Сен-Викторский.Биография. Гуго( 1096-1141 гг.) родился в

Св. Бернар и начало средневековой мистики

Св. Бернар и начало средневековой мистики Мистицизм в средневековой философии представлял второе после схоластики крупное ортодоксальное течение. Он имел с ней общие задачи: познание сверхъестественных истин. Однако в то время, как схоластика усматривала путь к ним в

ШКОЛА СВ. ВИКТОРА

6. Мистики

6. Мистики Этим мы уже указали главные моменты, которые нам следует принять во внимание при рассмотрении схоластической философии. Что касается этого внесения рассудочных различий и чувственных отношений в то, чт? само по себе, согласно своей природе, представляет собой

2. Гуго Гроций

2. Гуго Гроций Гуго Гроций сделал предметом своего рассмотрения международное право одновременно с Локком, и у него мы также видим вышеуказанный способ рассуждения, так как он впадает в совершенно эмпирический набор сведений о международных отношениях, комбинированных

Мистики и интеллектуалы

МИСТИКИ

МИСТИКИ В.: Как различается отношение представителей различных религий к деньгам?О.: Это слишком всеобъемлющий вопрос для короткого ответа. Впрочем, я слышал одну историю, описывающую некоторые денежные операции подобных людей.Умер один человек, и его друзья — группа

Значение мистики

Предисловие настоятеля монастыря Шаолинь

Предисловие настоятеля монастыря Шаолинь Чаньское учение, возникнув полтора тысячелетия назад, сегодня приобрело поистине всемирную известность. Когда-то начав формироваться как небольшая буддийская школа, уделявшая особое внимание практике созерцания и очищению

В XII в . заинтересованный наблюдатель увидит непростой переходный период , который подводит итог раннему Средневековью , формируя при этом установки и горизонты для эпохи позднего Средневековья. Именно поэтому жизнь духовных лидеров этого времени особенно напряженка и даже драматична — ведь в своих творениях о ни стремятся соединить прошлое с будущим , найти в ставшем уже традиционным взгляде на мир новые перспективы , показать органичную близость схоластических понятий и мистических откровений , трудно уживающихся вместе и зачастую даже просто несовместимых.

Может быть , наиболее ярко эта проблемная ситуация отражена в се н -викторской школе и особенно в произведениях Гуго Сен-Викторского , ставшего в 1138 г. главой этой школы после смерти ее основателя , Гильома из Шампо. К этому времени схоластика в традиционной классической форме уже подошла к пику своего принципиального содержательного развития , поэтому вставала проблема открытия новых горизонтов и

Гуго Сен-Викторский не ограничивался в своем творчестве схоластической дидактикой и схоластическим способом мышления. Влияние Аристотеля на ход его построений было существенным, но, пожалуй, более определяющей являлась связь с мистической

Читайте также: