Расскажите об изменениях произошедших в музыкальной культуре после 1917 года кратко
Обновлено: 08.07.2024
Как известно, события 1917 года в России оказали сильнейшее и неоднозначное воздействие на ход истории нашей страны и мира в целом. Цель научного конгресса — попытка осмыслить весь спектр влияний революционных событий как самогó 1917 года, так и всей последующей истории Советского Союза. В то же время, это далеко не единственный революционный год в истории, принёсший крупные социальные потрясения, которые всегда вызывают к жизни новое мироощущение и новое искусство, — поэтому в качестве основных тем (секций) конгресса предлагаются следующие:
К работе последней секции приурочены 35-я Генеральная ассамблея CIME — ICEM (Международной конфедерации электроакустической музыки) и фестиваль, в рамках которого состоятся выступления представителей конфедерации, а также концерты трёх Научно-творческих центров: междисциплинарных исследований музыкального творчества, электроакустической музыки и современной музыки.
В истории музыкального воспитания в России после 1917г. можно выделить следующие этапы:
Создается первая программа по музыке для единой трудовой школы
Урок музыки теперь - это не просто урок хорового пения или ансамблевого музицирования, как в дореволюционной России. Он должен давать комплексное музыкальное воспитание. Перед уроком ставятся следующие ЗАДАЧИ:
1. развитие способности воспринимать и эмоционально переживать музыку,
2. развитие необходимых для этого музыкальных способностей и умений,
3. усвоение нужных для этого знаний. (Это примерно те же задачи, которые поставит в конце ХХ века Кабалевский)
ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ: пение, изучение нотной грамоты; новые виды деятельности: слушание музыки (Б.Л.Яворский), движение под музыку (ритмика), детское творчество. До революции эти формы работы встречались лишь у отдельных педагогов.
К созданию первой программы и учебных планов по музыке Наркомат Просвещения (Наркомпрос) привлекает авторитетных музыкантов и педагогов Б.В. Асафьева, В.Г. Каратыгина, Н.Я. Брюсову, Н.Л. Гродзенскую. Разрабатывается содержание и методика проведения уроков, выпускаются учебные пособия.
Важнейшей проблемой массового музыкального воспитания в 20-е годы является КАДРОВАЯ проблема(до революции учителя – регенты), для ее решения открываются рабфак (подготовительный факультет для рабочих и крестьян) и инструкторско-педагогический факультеты в консерваториях. Постановлением наркома просвещения Луначарского устанавливается свободный доступ народных учителей в специальные музыкальные школы, инструментальные и хоровые, всех ступеней. Однако квалифицированных педагогов было немного, пение часто преподавали малоподготовленные учителя, хоровыми кружками в пионерских лагерях руководили пионерважатые. Репертуара, написанного специально для детей, не хватало, поэтому часто исполнялись произведения, написанные для взрослых, с высокой тесситурой, в большом диапазоне, что неблагоприятно отражалось на детских голосах.
В 1921 г. учреждается ГИМН (гос. институт муз. науки), одна из комиссий ГИМН`а, возглавляемая профессором Всеволодом Алавердиевичем БАГАДУРОВЫМ, изучала свойства детского голоса. Здесь впервые была поставлена проблема охраны и воспитания детского голоса.
1. Какие изменения произошли в музыкальной жизни страны после революции?
2. Основной метод советского искусства, его сущность.
3. Важнейшие черты, отличающие советскую музыку.
4. Музыкальный жанр возрождённый революцией.
После революции к власти пришли большевики и "буржуазная" музыка считалась типа плохой. Музыка стала более социалистической, призывала к труду и прочем советским ценностям. В культуре после революции стали происходить изменения опять же связанные с социализмом и коммунизмом.
Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения в судьбу России. Начались интенсивные радикальные реформы во всех сферах – политической, социальной, экономической, культурной. Многие видные деятели искусства, науки, философы, богословы были либо сосланы, либо расстреляны, либо эмигрировали. За рубеж уехали Рахманинов, Зилоти, Шаляпин, Метнер, Гречанинов, несколько позже – Глазунов. С начала первой мировой войны за границей оказался Стравинский. Более 15 лет провел в отрыве от родины Прокофьев.
Это, наряду с тяжелейшим военным и экономическим положением государства, могло привести к упадку, кризису искусства. Однако этого не произошло. Несмотря на все трудности, музыкальная жизнь продолжала развиваться.
Невиданный прежде размах приобретает музыкальная самодеятельность. В армии, на заводах и фабриках создаются музыкальные и театральные кружки, студии, открываются клубы. Из самодеятельности вышло немало известных впоследствии музыкантов: например, выдающиеся певцы Козловский, Лемешев, Петров, Пирогов. Самодеятельными были вначале и такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски Красной Армии Александрова, Русский народный хор Пятницкого. Возникает много новых музыкальных коллективов – симфонические оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, ансамбли.
В 1920-е годы получила большое распространение форма концертов-лекций. Так, в ленинградской филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произносил Соллертинский – человек редкой эрудиции, знавший 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур.
Пропаганде музыкального искусства активно содействовали радиопередачи. Началась новая эпоха в музыкальной культуре – эпоха распространения музыки с помощью технических средств.
В эти же годы формируется советская исполнительская школа. Она была представлена такими именами, как Гилельс, Рихтер (пианисты), Ойстрах, Гольдштейн (скрипачи), Кнушевицкий, шафран (виолончелисты), Иванов, Мравинский (дирижеры). Появляются новые музыкальные коллективы: ГСО, Гос. оркестр народных инструментов, Гос.духовой оркестр и др. Их исполнительское искусство стимулировало развитие всех жанров музыкального творчества.
Жанры советской музыки
Песня
Песня имеет много разновидностей, но в послереволюционные годы на первый план выдвинулась массовая песня. В ней слились различные традиции. Элементы крестьянской песни и городского романса, частушки и эстрадной музыки, революционного и солдатского фольклора – все переплавлялось в новый песенный стиль. Песня первых советских лет была преимущественно хоровой, рассчитанной на коллективное исполнение.
Опера
Балет
Симфония
Один из ведущих жанров 20 века. В ее создание большой вклад внес Мясковский. Он автор 27 симфоний. Шестая симфония Мясковского (1923) – одно из самых значительных созданий композитора и первая в советской музыке симфония, в которой атмосфера революционных лет предстала в трагедийном ракурсе. Прокофьев – 7 симфоний, Шостакович – 15. Тема войны и мира – самая актуальная в первой половине 1940-х годов – была, в частности, воплощена в 7 и 8 симфониях Шостаковича и Пятой симфонии Прокофьева.
Кантата и оратория
Музыка для детей
Огромный скачок сделала после 1917 года детская музыка. Детская музыка вышла за пределы фортепианной и вокальной миниатюры в мир опер, балетов, симфоний, кантат, массовой песни. В городах и селах открывались музыкальные школы, устраивались концерты-лекции, проводились конкурсы. В академических оперных театрах появился детский репертуар.
Читайте также: