Губернский институт это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

История становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год. Передача полномочий советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Институт губернаторства в современной России. Борьба двух позиций в команде Бориса Ельцина.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.10.2013
Размер файла 38,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Тема является актуальной потому, что в контексте решения современных проблем территориальной организации государственной власти большой интерес представляет изучение структуры, места в системе органов власти и практики функционирования института губернаторства, существовавшего в дореволюционной России со времен Петра I.

Целью работы является исследование института губернаторства в России: истории и современности.

Задачами работы являются:

1. Рассмотрение истории становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год;

2. Изучение институт губернаторства в современной России.

Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие институт губернаторства в России, а также теоретический материал, посвященный данной теме.

Объектом работы является институт губернаторства в России.

1. История становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год

Институт губернаторства возник в России в период перехода к абсолютной монархии и просуществовал вплоть до 1917 г. Он был создан Петром I как орган местной власти вместо существовавшего ранее института воеводства. Новый институт должен был стать опорой центральной власти на местах в решении сложных задач государственного управления, одной из которых была острая необходимость финансового пополнения казны государства.

Прежнее административное деление не могло быть приспособлено к новым задачам, поставленным со времен Петра I перед Русским государством. Основными этапами в установлении нового административного деления являлись Указ 1708 г. об учреждении губерний и Указ 1714 г., который развивал основные положения Указа 1708 г.

По Указу 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний. При делении империи на губернии руководствовались не территориальными размерами, а количеством населения, причем реформа в целом преследовала главным образом фискальные и военные цели. Губернии делились на уезды (всего было 319 уездов). Вскоре в составе губерний стали создаваться более мелкие административные единицы - провинции. Не трудно понять, что организованные губернии, из коих многие включали свыше сорока провинций, были весьма обширны и включали в себя территории с различным национальным составом.

В 1715 г. губернии были разделены на доли (по 5536 дворов), но это деление было вскоре упразднено. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11, причем каждая губерния была разделена на провинции, а провинции на дистрикты. С течением времени число губерний увеличитесь, к началу царствования Екатерины II число их (достигло 17.

Благодаря проведению Петром I губернской реформы были ликвидированы последние особенности административного устройства некоторых частей Русского государства, которые вели свое начало с древнейшего времени (например, в Пскове, Новгороде, Вятке и т.д.) .

Накануне реформы Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. По реформе 1775 г. губернии разукрупнялись.

Реформа проводилась в жизнь в течение 20 лет, и к концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось уже 50 губерний.

Главный смысл реформы заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Поэтому единственным критерием выделения губерний и уездов являлось количество населения.

Губерния составляла территорию с населением в 300-400 тыс. душ и делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Провинции были упразднены, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое, кроме него, входили губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. В ведении приказа общественного призрения были школы, больницы.

Количество уездов увеличилось почти вдвое. Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Они избирались дворянством уезда и им принадлежала административная власть в уезде. Нижнему суду (нижний земский суд состоял из земского исправника и двух заседателей) поручались руководство земской полицией, исполнение законов, проведение в жизнь решений губернских правлений и т.д.

В городах была введена должность городничего. Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан такой аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления трудящихся.

Перелом в истории генерал-губернаторств произошел при Павле I. С целью уменьшения расходов он предпринял заметное сокращение административно-территориальных единиц, учреждений и штата чиновников. И, прежде всего, из губернских штатов были исключены генерал-губернаторы. К середине января 1797 г. из 19 наместников были смещены 15, а П.А. Румянцев умер. Институт генерал-губернаторства был фактически ликвидирован.

Однако одновременно появляется совершенно новая должность - военный губернатор. О ее введении, так же как и об упразднении генерал-губернаторов, не было издано никакого специального указа, но в январе 1797 г. военные губернаторы уже были в Петербурге, Москве, Архангельске, Астрахани, Екатеринославе, Казани, Каменце-Подольском, Киеве, Оренбурге, Риге, Смоленске, а позднее также в Иркутске, Выборге, Ревеле и Вильне.

Но Павел I возлагал на военных губернаторов и дополнительные обязанности: поручал управление губерниями (как правило, одной, редко двумя или тремя) и по гражданской части. Правда, происходило это нерегулярно, всякий раз относилось к конкретному лицу и оформлялось отдельным указом. Тем не менее, в Москве, Смоленске и Каменце-Подольском все военные губернаторы последовательно правили гражданскую часть, причем в последнем случае сразу в трех губерниях - Минской, Волынской и Подольской.

Военные губернаторы, управляющие и гражданской частью, функционально были очень близки генерал-губернаторам, хотя оставались прежде всего военными чиновниками, назначались не повсюду и не постоянно и не считались частью системы губернского управления.

Александр I, вступив на престол, поручил рассмотрение вопроса о губернском устройстве Непременному совету, который предложил восстановить упраздненные Павлом I губернии и генерал-губернаторов, но в меньшем числе (19 вместо 24, за счет укрупнения округов). В Негласном комитете также не раз высказывались за их возвращение, но император был против.

Однако попытка упорядочить систему военных губернаторов не увенчалась успехом: расписание 1801 г. в большинстве случаев не соблюдалось. Были назначены в первые годы и несколько генерал-губернаторов (в отличие от военных губернаторов, ими могли быть и гражданские чиновники), но устойчивые округа сложились лишь в Малороссии и Сибири.

Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях избирали депутатов (гласных) в уездные собрания (от 10 до 96). На уездных собраниях избирались члены губернского собрания (от 15 до 100). Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.

Земские собрания, как в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2-6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали постоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого определялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.

Не занимаясь политикой, земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской интеллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865-1867 гг., к примеру, дворяне составляли 46% гласных, свыше 34% крестьяне, 10,2% купцы, оставшуюся часть делили между собой духовенство и представители других сословий.

Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибалтике, где имело место своё особое национальное управление.

Они не распространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губернии (Архангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворянство и помещичье землевладение.

Таким образом, государственные реформы второй половины XIX в. были недостаточно эффективными. Российское самодержавие пыталось интегрировать органы местного самоуправления в существующую систему губернского управления, максимально сохранив значение института губернаторства на местах. Более того, на протяжении всего XIX в. принимаемые законы в отношении института губернаторства свидетельствовали о стремлении самодержавия к усилению роли губернаторов и генерал-губернаторов на местах путем значительного расширения их полномочий.

Уровень власти института губернаторства за весь период существования всецело зависел от степени личных взаимоотношений императора с каждым из своих ставленников. Однако часто на столь важные государственные посты назначались лица, не имеющие соответствующего административного опыта и способностей для успешного управления регионами.

Фактором низкой эффективности института губернаторства было также отсутствие преемственности в политике российских императоров по улучшению деятельности губернаторов и генерал-губернаторов на местах.

Российское самодержавие считало институт генерал-губернаторов наиболее приемлемой формой управления присоединенными окраинами. Генерал-губернаторы учитывали местную специфику, экономическое развитие, социально-политическую обстановку в регионе, налаживали взаимодействие между различными органами власти и осуществляли административный контроль за ними, что позволяло органично вводить новые территории в состав российского государства. Однако законодательство России четко не определяло место и роль генерал-губернаторов в системе государственного управления России. При назначении на должность каждому генерал-губернатору давались персональные инструкции.

Постоянные политические волнения в провинции вынудили центральное правительство прибегнуть к военно-карательным мерам. Военно-окружные штабы сделались центрами руководства деятельностью карательных отрядов, а военно-окружные суды распространили свои полномочия не только на военных, но и на гражданских лиц.

После победы Февральской революции новые органы власти должны были некоторое время сосуществовать с прежними государственными структурами, что было свойственно не только столицам, но и всем губерниям. Если центральные правительственные учреждения практически все сохранялись в дееспособном состоянии, то губернские органы управления подверглись радикальной реорганизации.

Характерной особенностью местного правления стало расширение объема полномочий и компетенции земских и городских органов самоуправления. Функции земств и городских органов самоуправления были расширены. В ряде регионов (Тамбовская, Оренбургская, Полтавская, Пермская губернии) земства обладали реальной политической властью, принимая активное участие в формировании органов местной власти 59 Земства были созданы в Сибири, Семиреченской, Акмолинской, Архангельской и Астраханской губерниях.

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. прежние институты губернского правления были упразднены, вся полнота власти перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и уполномоченных ими комиссаров. До начала советизации местных органов власти осколки прежней управленческой системы еще местами продолжали функционировать, но их окончательное разрушение было делом недалекого будущего.

2. Институт губернаторства в современной России

Институт губернаторства появился как результат демократической революции в России 90-х гг., приведшей к распаду СССР, смене общественного строя, переходу от унитарного к федеративному устройству Российского государства.

В своем развитии он прошел несколько этапов.

I этап. 12 июня 1991 г. избрание на всенародных выборах первого президента России Б. Ельцина, первого мэра Москвы Ю. Лужкова, первого мэра Санкт-Петербурга А. Собчака, президента республики Татарстан М. Шаймиева.

2 этап. Август 1991 г. Путч ГКЧП. Приход к власти команды Б. Ельцина

Борьба двух позиций в команде Б. Ельцина:

1) Избирать губернаторов, но к ним приставить представителей Президента РФ;

2) Назначать губернаторов.

22 августа 1991 г. Президент РФ Б. Ельцин назначил Василия Дъяконова - первым главой администрации (Краснодарского края). Победу одержала точка зрения о назначении губернаторов в связи опасениями, что на прямых губернаторских выборах в большинстве регионов победят коммунисты. Это однако не помешало в скором времени приставить к назначенным губернаторам еще и полпреда президента Ельцина.

За назначение губернаторов развернулась борьба в ельцинском окружении между Г. Бурбулисом, В. Илюшиным, Р. Хасбулатовым, А. Руцким, В. Петровым. Главным критерием были политические и идеологические взгляды кандидата, а уже затем деловые качества и профессионализм.

Губернаторами становились представители двух основных групп.

Во-первых, это демократическая интеллигенция, имевшая революционные взгляды, но не имевшая, как правило, опыта практической административной работы. В губернаторы тогда шли журналисты, врачи, ученые, преподаватели. Треть из них стала известной благодаря депутатству в Верховном Совете РСФСР.

Из 17 ельцинских назначенцев в дальнейшем прошли демократическую выборную процедуру только трое: это Б. Немцов (Нижегородская губерния, физик), М. Пруссак (Новгородская, директор совхоза) и К. Титов (Самарская, экономист). Остальные либо были вскоре заменены Ельциным на профессионалов, либо проиграли выборы.

Второй группой были представители старой региональной элиты, которые в августе 1991 г. переприсягнули Б. Ельцину (в основном это были председатели облисполкомов и председатели облсоветов).

3 этап. 1992 г. Назначение Президентом губернаторов с согласия областных Советов.

Усиление противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в стране. Элита поделилась на две партии: Партия Ельцина, куда вошли губернаторы и Партия Хасбулатова, куда вошли председатели областных советов регионов.

Таким образом, в 1991-1993 гг. в России сложился президентско-парламентский режим с относительным равновесием законодательной и исполнительной власти.

К этому времени, если на федеральном уровне сменилось 80% старой элиты, то в регионах только 40%.

4 этап. Конец 1993 г. - середина 1996 г. - разгон Верховного Совета и большинства оппозиционных областных советов, принятие Конституции суперпрезидентской республики, проведение вторых президентских выборов.

С уничтожением Советской власти в центр региональной власти встал губернатор, назначаемый Президентом страны. Произошел переход от президентско-парламентской к президентской модели власти в субъектах федерации.

5 этап. Вторая половина 1996 г. - 1997 гг. - прямое избрание губернаторов, мэров, депутатов законодательных и муниципальных собраний.

В результате выборов 1996-1997 гг. была разрушена единая вертикаль исполнительной власти, сформированная в 1991-1996 гг. Период диктата закончился. Было проведено разграничение полномочий между тремя уровнями власти. Центр стал искать новые сдержки и противовесы против избранных губернаторов в лице мэров столичных городов и представителей президента в регионах (1997 г. кампания двух первых вице-премьеров в Правительстве России А. Чубайса и Б. Немцова).

В этот период стала активно разворачиваться кампания по подписанию договоров между президентом Б. Ельциным и губернаторами. Это был способ политического торга между центром и региональными элитами, который вел к затягиванию создания новых федеративных отношений на демократических началах.

Президентские выборы 2000 г. были уже фактически безальтернативными и поддержанными подавляющим большинством губернаторского корпуса. В. Путин оказался вне конкуренции. Ему стало все равно, кто станет губернатором в том или ином регионе, ибо любой глава региона, при рейтинге Путина в 70%, будет поддерживать Президента.

Ставка В. Путина на федеральную бюрократию.

Начало строительства жесткой вертикали власти сверху:

1) Создание семи федеральных округов во главе с полпредами Президента.

- установление политического контроля над губернаторами

- выведения из их подчинения силовых и ряда других федеральных структур.

2) Выведение губернаторов и председателей законодательных собраний из верхней палаты парламента. Понижение их статуса с федерального до регионального. Путин избавился в лице губернаторов от конкурентов на президентских выборах.

Но новые законодательные механизмы не были ни разу использованы Президентом (Е. Ноздратенко, М. Машковцев). Вместо них использовались старые испытанные еще при Ельцине средства: Генпрокуратура и Счетная палата.

7 этап. Сентябрь 2004 год - до н.в. Завершение строительства вертикали власти, отказ от демократических институтов избрания губернаторов, переход к фактическому назначению губернаторов. Свертывание федерализма, возврат к унитарному государству.

4. Кроме губернаторов должны были перейти и к назначению мэров городов. Однако Совет муниципальных образований Европы выступил с резкой критикой позиции Кремля, после чего В. Путин дезавуировал свое заявление.

5. Реформы Кремля и Белого дома по разграничению полномочий привели к сильнейшей централизации финансов и других ресурсов в руках федерального центра и полной зависимости регионов и губернаторов он руководства страны.

Рассмотрев теоретический материал, посвященный институту губернаторства: истории и современности, можно сделать следующие выводы.

Таким образом, становление и развитие института губернаторства прошло долгий исторический путь.

Список литературы

губернаторство ельцин институт полномочие

1. Об учреждении губерний и расписании к ним городов от 18.12.1708 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2008. - 464 с.

2. Арутюнян В.Г. Генерал-губернаторства при Александре I: автореф. дис. канд. истор. наук. - М., 2008. - 26 с.

3. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.

5. Титов Ю.П. История государства и права России. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.

6. Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 736 с.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ГУБЕ'РНСКИЙ, ая, ое (истор.). Главный в губернии, относящийся ко всей губернии. Г. город. Г. архив. Губернское правление.

губе́рнский

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным губерния

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лесопарковый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «губернский»

Синонимы к слову «губернский»

Предложения со словом «губернский»

  • Небольшой губернский город N., весь обвеянный сумрачною прохладой, замолк, в ожидании минуты, когда с высоты соборной колокольни прозвенит первый удар.
  • В этот день вечером вся Тула осветилась иллюминацией. Светлейший въехал в город. Наместник, губернатор, вице-губернатор, губернские и уездные предводители с дворянством, многие военные генералы, штаб-офицеры, гарнизон, все чиновники присутственных мест встретили его у дворца.

Сочетаемость слова «губернский»

Губе́рнские учрежде́ния — совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел — губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом.

Губернский предводитель дворянства — выборный глава дворянства губернии Российской империи. Избирался дворянством губернии на 3 года и служил без вознаграждения, что делало эту должность почетной. Губернский предводитель дворянства, кроме исполнения им собственно дворянских сословных обязанностей, был активно вовлечен в общегосударственную деятельность. Закон предусматривал членство губернского предводителя дворянства во множестве комиссий (преимущественно называвшихся присутствиями), посредством.

Губернский архитектор — должность в Российский империи, связанная с осуществлением и регулированием архитектурно-строительной деятельности в губерниях. Существовала с последней четверти XVIII века до ликвидации государственного аппарата дореволюционной России.

Губернский (областной) статистический комитет — орган государственной (правительственной) статистики в губерниях и областях Российской империи.

Дополнительно

Предложения со словом «губернский»

Небольшой губернский город N., весь обвеянный сумрачною прохладой, замолк, в ожидании минуты, когда с высоты соборной колокольни прозвенит первый удар.

Он родился в простой, незнатной семье, в четырнадцать лет окончил уездное училище и отправился служить в канцелярию губернского правления, где показал себя старательным работником.

Затем было приступлено к выборам кандидатов губернского предводителя дворянства.

Урок в классе

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

  • согласование интересов членов общества;
  • реализация базовых потребностей каждого человека;
  • стабильность и развитие;
  • формирование общепринятых правил и норм.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

  • Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
  • Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
  • Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
  • Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
  • Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
  • Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
  • СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

  • нормы поведения;
  • специфические символы (герб государства, обручальное кольцо, иконы и прочее);
  • кодексы поведения (правила, предписания, запреты, законы);
  • материальные атрибуты (жилье семьи, территория государства, здание школы);
  • ценности и моральные нормы (любовь в семье, поклонение в религии, уважение и подчинение в государстве).

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

  1. Воспроизводство. Эту функцию выполняет в первую очередь семья, но задействованы также государство, медицина и прочие институты.
  2. Социализация. За данную функцию отвечают преимущественно семья, образование и религия.
  3. Обеспечение материальными благами. Данную функцию выполняют в первую очередь государство и экономические институты (рынок, частная собственность).
  4. Управление и контроль. Данная функция осуществляется государством, правом и, реже, религией.
  5. Воспроизводственная функция. Подразумевает обеспечение устойчивости и соблюдения правил, продиктованных институтом (к примеру, семья должны быть устойчивой, а возможность её распада – ограниченной).
  6. Регулятивная функция. Связана с регулированием отношений между людьми в рамках определенной сферы взаимодействия. Это обеспечивает предсказуемость требований и поведения людей.
  7. Интегративная функция. Обеспечивает сплоченность и взаимную ответственность людей, связанных между собой определенными отношениями.
  8. Транслирующая функция. Обеспечивает сохранение правил при смене поколений людей, представляющих определенный институт. Для её выполнения каждый институт предусматривает механизмы приобщения к его нормам.
  9. Коммуникативная функция. Обеспечивает распространение информации. Данная функция имеет особую важность для СМИ и науки.

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

  • главные (удовлетворяющие базовые потребности);
  • второстепенные (обеспечивающие деятельность главных институтов).

Классификация по сложности:

  • простые (самостоятельные институты без сложной внутренней структуры);
  • сложные (составные системы, в структуру которых входят другие институты).

Классификация по сфере деятельности:

  • семейные (семья, брак);
  • политические (государство, президентство, парламентаризм);
  • экономические (рынок, банки, торговля);
  • нормативные (право, суд);
  • религиозные (церковь, религия, секта);
  • социально-культурные (искусство, наука, образование).

Классификация по наличию нормативной базы:

  • Формальные. Это институты, действующие в соответствии с четко прописанными правилами и подразумевающие санкции за несоблюдение правил (часто также поощрение за их соблюдение). Формальные институты защищены законом и контролируются государством.
  • Неформальные. В качестве распространенных примеров можно привести культуру, дружбу и гражданский брак. В рамках неформальных институтов также существуют определенные правила, но никакие официальные органы не следят за их соблюдением. Обязанности контроля за соблюдением данных правил возложены на общество.

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

  • исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
  • система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
  • совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
  • система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.

Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т.д.).

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:

  • воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
  • регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
  • социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
  • интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
  • коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.

  • наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
  • наличие определенных норм и правил поведения;
  • наличие функции, выполняемой в обществе;
  • наличие сети учреждений.

↑ Виды социальных институтов

Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.);
  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты

В современном обществе существует несколько основных социальных институтов: институт семьи и брака, институт государства, институт производства и распределения, институт образования, институт религии, наличие которых делает общество более устойчивым.
Семья - важнейший социальный институт родства, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Государство - основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Церковь - социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.

Наука - особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.

Право - социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

↑ Развитие социальных институтов и институциализация

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Процесс становления социальных институтов в обществе называется институциализация.

Читайте также: