Грузия при саакашвили кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Саакашвили, реформы и экономический рост в Грузии

Михаил Саакашвили остается героем новостной ленты и будет таковым еще достаточно долгое время. При всей неоднозначности этой фигуры, Саакашвили выглядит бодро на фоне своих политических противников в Украине. Ко дню его рождения я решил подготовить текст, который бы в какой-то степени подытожил его экономическое наследие в Грузии и поставил его во временной и географический контекст. Вероятно, в будущем я продолжу работать над этой темой и превращу этот текст во что-то более серьезное, но уже сейчас он отвечает на несколько важных вопросов относительно экономики Грузии за последние 15 лет. Здесь я фокусируюсь только на одном аспекте – экономическом росте, тогда как такие вещи как безработица, рост по секторам, уровень доходов населения, финансовые показатели и т.д. остаются за бортом, поскольку это увеличило бы и без того большой текст.

  • Саакашвили: образ и реальность
  • Реформы и экономический рост. Что говорит теория
  • Пример Грузии. Насколько системными были реформы?
  • Реформы и экономический рост в Грузии
  • Выводы (те, кому лень, могут переходить сразу сюда)
  • Приложения
  • Источники

Саакашвили: образ и реальность

Фигура Михаила Саакашвили, пожалуй, по степени общественного внимания на постсоветском пространстве уступает лишь Путину, это еще не учитывая, что он был президентом страны с численностью населения в 4 миллиона человек. Хотя Саакашвили и предстает в образе украинского политика и пытается отмежеваться от того, что он не местный, его опыт государственного управления остается востребованным – в числе прочего, для многих жителей Армении и Азербайджана.

Пример революции роз в Грузии породил революционные настроения в ряде постсоветских стран, причем в Украине и Кыргызстане власть все же сменилась путем переворота[1]. Однако Кыргызстан и Украина не стали восприниматься в качестве модельных случаев постреволюционных трансформаций – таковым рассматривался лишь случай Грузии.

Реформы и экономический рост. Что говорит теория

Политики часто апеллируют к здравому смыслу: в условиях наличия коррупции, национальный доход распределяется неравномерно. При этом, неравномерность доходов в этом случае проистекает не от способностей или усилий, а от близости к механизмам распределению благ. При этом коррупция снижает мотивацию к работе обычных людей, а чиновники и связанные с ними олигархи в конечном счете тратят накопленные богатства на потребление, причем чаще всего – за границей. Таким образом, если решить проблему коррупции, можно будет добиться ускорения экономического роста практически сразу, а при достаточно коротком временном горизонте – и улучшения жизненного уровня населения страны. Как и любая политическая агитация, этот взгляд является упрощением. Однако в какой степени он в принципе обоснован?

В первую очередь необходимо понимать, что для долгосрочного экономического успеха необходима не просто воля и запрет на коррупцию, но и строительство функционирующих институтов, которые будут функционировать в новом виде и препятствовать формированию коррупционных практик[14]. Самой популярной работой на эту тему является книга “Why nations fail”, где вопрос влияния институтов на процветание страны возведен в абсолют, а прочие факторы считаются несущественными[15]. При этом, экономическая теория напрямую не связывает политическую либерализацию с экономической и если такая связь и наблюдается, то как правило, демократии более склонны к экономической либерализации, чем экономически либеральные авторитарные режимы к демократизации[16]. Именно эта предпосылка, судя по всему и использовалась грузинскими реформаторами в качестве теоретической основы их программы.

Помимо модернизации государственных институтов, крайне важную роль играет эффективное распределение средств с целью ускорить экономический рост или снизить социальную напряженность. Даже если определенные средства были сэкономлены в результате недопущения коррупции в верхних эшелонах власти, то трата их на крупные и неэффективные проекты может в конечном счете подорвать экономический рост.

Наконец, рассмотрим, что говорит экономическая теория по поводу влияния реформ на экономический рост. Во-первых, в списке основных реформ, которые влияют на экономический рост борьба с коррупцией в сфере полиции и других – как правило не является первоочередной[17] [18] [19] [20] [21], тогда как на первый план обычно выводятся вопросы либерализации внешней и внутренней торговли, операций с капиталом, фискальные реформы, приватизация, сфера регулирования труда и др. Впрочем, проблемы коррупции совсем сбрасывать со счетов не стоит, поскольку либерализация различных сфер обычно приводит к снижению коррупции, также коррупция напрямую связана с качеством государственного управления[22].

При этом, сам факт более высокого уровня экономического развития стран со сравнительно низким уровнем коррупции показывает, что коррупция влияет на экономическое развитие[23]. На примере Нигерии показано, что коррупция может подорвать уровень жизни в богатых ресурсами странах[24]. Это вполне применимо к ряду постсоветских стран, в первую очередь если говорить об Азербайджане, России и Туркменистане. В то же время, борьба с коррупцией сама по себе не будет приводить к экономическому росту, если она не сопровождалась другими реформами[25].

Пример Грузии. Насколько системными были реформы?

Исследователи Рехвиашвили и Полесе считают, что, хотя практики вмешательства в экономику и плохо совмещаются с либеральными реформами, они стали объективным следствием самостоятельного отказа государства от многих функций регулирования, в результате чего это пришлось осуществлять теневыми методами[37]. Это объяснение, однако не выглядит достаточным: при сохраняющемся заметном уровне тени в экономике[38] [39], а также сохраняющемся клиентелизме, проблема не только в использовании неформальности как инструмента решения государственных проблем. Исследование Диаконидзе показало, что ряд реформированных институтов функционировали поверхностно, и страна нуждалась в восстановлении некоторых регуляторных функций государства[40]. Наконец, важно понимать, что реформы в Грузии не привели к заметному росту уровня жизни и социальной защищенности населения[41].

Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, экономический рост в Грузии стал результатом ряда успешных реформ в Грузии[42]. Тот факт, что Грузию можно считать примером страны, которая провела серьезные экономические реформы, очевиден уже из рейтинга экономической свободы, приведенного выше, где Грузия поднялась с 93 до 31 места за два года.

Реформы и экономический рост в Грузии

В целом, экономический рост в Грузии, начиная с 1995 года, был выше, чем в регионе, к которому она относится по классификации Всемирного Банка (Центральная и Восточная Европа и Центральная Азия). Наиболее релевантной группой для сравнения экономического успеха Грузии будут страны этого региона в группе средних и низких доходов. Все данные взяты из базы данных Всемирного банка World Development Indicators[43], оценка на 2017 год на основании оперативных показателей за первые 9-11 месяцев 2017 года, согласно данным национальных статистических служб соответствующих стран, а оценка на 2017 год по странам Европы и Центральной Азии (за исключением стран с высоким доходом) на основании прогноза ООН[44].

Вообще в группе стран постсоветского пространства для сравнения с Грузией наиболее подходящими являются Украина, Молдова и Армения, поскольку политэкономическая система стран Центральной Азии и Балтии сильно отличается от Грузии, тогда как такие страны как Казахстан, Россия и Азербайджан имеют выраженный нефтегазовый сектор, из-за чего экономическая динамика сильно деформируется. Помимо этого, статистика ряда стран подвержена манипуляциям и поэтому недостоверна, в особенности это касается Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана. Агрегированная региональная статистика, однако, сглаживает большую часть перечисленных статистических отклонений.


Интересно, что сравнение с Молдовой показывает примерно те же результаты – более высокие темпы роста в Грузии, а поскольку Молдова выглядит страной, где реформы в сфере государственного управления были минимальными за весь период, она также и может служить в качестве baseline scenario отсутствия реформ в Грузии. В то же время, по сравнению с Арменией эффект более высоких темпов роста в Грузии практически незаметен. Я к этому вернусь позже.

Рассмотрим накопленный рост в Грузии, Армении, Молдове и регионом (где 2003 год принят за 100%)


(накопленный реальный рост ВВП, шкала логарифмическая)

Как мы видим, у Армении и Грузии показатели в последние годы примерно одинаковые, тогда как агрегированные показатели региона и Молдовы постепенно накапливают отставание от Грузии. Теперь рассмотрим чистое опережение Грузии относительно Армении, Молдовы и агрегированного регионального показателя.


По сравнению с Арменией видна другая тенденция. За 1999-2008 год проходило накапливание отставания, когда суммарно ВВП Грузии вырос в полтора раза медленнее, чем ВВП Армении. Однако в 2009-2010 гг. напротив – ВВП Грузии рос быстрее, чем ВВП Армении, в результате чего кумулятивный рост вернулся к соотношению 1 к 1, которое было в 2003 году. Если рассмотреть в деталях, то очевиден эффект более раннего старта экономических реформ в Армении, который длился несколько лет и был еще более значительным, чем в Грузии. В то же время, в более поздний период (в 2005-2008 гг.) он сопровождался углублением факторов неформальности, монополизации секторов экономики и, соответственно, снижения конкуретноспособности экономики, что некоторое время маскировалось огромным пузырем в сфере строительства. В 2009 году этот пузырь лопнул. В Грузии напротив, в 2008 году было раннее начало глобального кризиса (в марте), а в августе – война с Россией. Однако через год Грузия получила значительную помощь со стороны США, ЕС и международных экономических институтов, в результате чего был ускорен ее экономический рост.

Выводы

(1) Экономические реформы эпохи Саакашвили дали очевидный и положительный эффект – уже к 2012 году накопленный рост относительно агрегированного регионального составил 12%, который я здесь использовал в качестве симулякра baseline scenario, что даже несколько больше среднего ожидаемого опережения в модели, разработанной Мараццо и Терзи. Возможно, однако, следует разработать альтернативный сценарий для сравнения результатов роста Грузии.

(2) Временный провал в темпах роста в 2004 году легко объясним, учитывая модель Мараццо и Терзи; более того, он оказался короче, чем можно было бы ожидать по этой модели. Вероятным объяснением этого является то, что потери Грузии от политического противостояния с Россией в 2005-2007 гг. в сфере сельскохозяйственного экспорта перекрывались опережающими темпами роста трансфертов из России же, в то же время Грузия начала получать доходы от транзита энергоносителей через ее территорию (БТД, БТЭ), что позволило властям располагать дополнительными средствами, избежать долга и финансировать крупные внутренние инфраструктурные проекты.

(3) Помимо реформ в сфере государственного управления, большую роль в период правления Саакашвили сыграли – налоговая реформа, упрощение ведения бизнеса, снижение нетарифных барьеров в торговле, а также повышение качества инфрасруктуры.

(4) Уход Саакашвили из руководства Грузии никак не повлиял на темпы роста экономики Грузии – они продолжают обгонять региональный агрегированный показатель на 2% в год, причем теперь это происходит гораздо более стабильно, без резких колебаний, свойственных периоду, когда Саакашвили был у власти. То есть, по меньшей мере можно уверенно говорить о том, что реформы не были обращены вспять.

(6) Касательно Армении – важный пакет реформ в Армении был произведен еще в конце 1990-ых гг., затем они замедлились и получили некоторое ускорение уже в первой половине 2010-ых гг. Накопленный рост после 2003 года в Армении практически идентичен грузинскому, что показывает, что качество управления экономикой в обеих странах примерно одинаково.

Приложения

Среднегодовые темпы роста по 3-летним периодам.


Уровень экономической свободы в выбранных странах, согласно Heritage Foundation.


1) Баллы – по шкале от 0 до 100, где 0 – полное отсутствие экономической свободы, до 50 – репрессивная среда, 50-60 – преимущественно несвободная среда, 60-70 – умеренно свободная, 70-80 – преимущественно свободная среда, 80-90 – в почти свободная среда, 90-100 – свободная среда.

2) Баллы относятся к предыдущему году – так, рейтинг 2017 года описывает ситуацию за 2016 год.

[11] Åslund А., Djankov S. Introduction / Åslund А., Djankov S. (ed.) (2014). The Great Rebirth: Lessons from the Victory of Capitalism over Communism. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics. P. 149–165.

[15] Acemoglu, D. & Robinson, J.A., 2012. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. First., London: Profile Books.

[28] Lawson, Robert E., and Larisa Burakova. 2014. Georgia’s Rose Revolution: How One Country Beat the Odds, Transformed Its Economy, and Provided a Model for Reformers Everywhere. Guatemala City: Universidad Francisco Marroquin.

[33] В Грузии заработало Агентство по конкуренции. Business Time Georgia, 1 октября 2014.

[37] Lela Rekhviashvili and Abel Polese. Liberalism and shadow interventionism in post-revolutionary Georgia (2003–2012). Caucasus Survey, 2017.

[39] OECD. Interrelations between Public Policies, Migration and Development, OECD Publishing, Paris, 2017. P. 184

[40] Ana Diakonidze. Superficial institutions and challenges of reregulation in the Republic of Georgia. Caucasus Survey, Vol. 4, №2, 2016, стр. 149-164

[41] Huseyn Aliyev, “Institutional Transformation and Informality in Azerbaijan and Georgia.” In eds. J. Morris, A. Polese Informal Economies in Post-Socialist Spaces – Practices, Institutions and Networks, 2015, стр. 51–69. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan

Война в Южной Осетии в 2008 году уже успела несколько подзабыться: последующее десятилетие было богато на события. Однако это столкновение серьёзно повлияло на историю не только Кавказа, но и самой России и само по себе стало острым и ярким сюжетом.


Грузия к моменту приобретения независимости представляла собой настоящий клубок национальных и религиозных противоречий. Чтобы его распутать без кровопролития, требовались величайший такт и способность к компромиссам.

Однако у первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия не имелось ни того ни другого. Радикальный националист, он не хотел ничего слышать об учёте чьих-то интересов, кроме собственно грузинских. Об осетинах Гамсахурдиа говорил с нескрываемым презрением:

Осетинский народ — мусор, который надо вымести через Рокский тоннель. Мы пойдём по Осетии, и пусть осетины либо покорятся и станут грузинами, либо, если они так любят русских, уходят из Грузии в Россию.

Гамсахурдия не придумал ничего умнее, чем просто пугать политических противников злобной риторикой и маршами националистов. Неудивительно, что эффект от этой пляски слона в посудной лавке получился противоположным задуманному: Совет народных депутатов Южной Осетии провозгласил независимость.

Республика оказалась в очень тяжёлом положении. Местное ополчение имело только то оружие, которое смогла изъять у местной милиции или получить с военных баз распадающейся Советской армии. Однако Грузия тоже не располагала настоящей армией. На подступах к Цхинвали, столице Южной Осетии (позже осетины переименовали её на свой манер в Цхинвал), шли бои между едва вооружёнными и совершенно не обученными отрядами.

Вскоре в Тбилиси случился переворот, и вместо Гамсахурдия к власти после некоторых пертурбаций пришёл бывший советский функционер Эдуард Шеварднадзе. Однако позиции по поводу Осетии он не сменил. Россия в ходе конфликта негласно поддерживала Осетию, Грузия же была слишком слаба, чтобы разрешить спорные вопросы силой. Так что в 1992 году война завершилась переговорами при посредничестве России. В Южную Осетию были введены миротворцы — российский, осетинский и грузинский батальоны. Фактически республика приобрела независимость, хотя официально Грузия, разумеется, её не признала.

В течение довольно долгого времени осетинский вопрос оставался в подвешенном состоянии. Стороны дежурно бранили друг друга, но никаких попыток решить вопрос радикально никто не предпринимал. Однако после бархатной революции 2003 года в Тбилиси к власти пришёл Михаил Саакашвили.

Для Саакашвили одним из ключевых пунктов программы стала тема собирания земель. К тому моменту Грузия была густо усыпана плохо или никак не контролируемыми анклавами.

Саакашвили взял курс на возвращение утраченного, а во внешней политике начал сближение с США. Для американцев дружественная Грузия стала дешёвым, но полезным приобретением, так что страна получила разнообразную помощь. Одним из ключевых направлений внешней помощи стала военная сфера. Армия была реформирована по западному образцу и радикально переоснащена. Правда, при всём приобретённом внешнем лоске великолепной выучкой грузинские военные похвастаться не могли, а парк вооружения был очень пёстрым.

Вскоре Саакашвили без особого сопротивления вернул контроль над Аджарией и Кодорским ущельем. И готовился к новым завоеваниям.

Схватка за Цхинвал

План грузинской стороны строился на одном внезапном мощном ударе. Разумеется, Саакашвили и его генералы понимали, что, обрушься Россия на них всей мощью, армию Сакартвело просто сомнут. Однако никто и не собирался воевать против всей Российской армии. Южная Осетия связана с Россией только через Рокский туннель. На театре военных действий находился единственный миротворческий батальон. Соответственно, задача выглядела решаемой: обойти или занять Цхинвал, вырваться к туннелю, блокировать его и заставить сдаться миротворцев — и продиктовать условия мира с позиции силы. Грузия могла рассчитывать на медленную реакцию России, трату многих часов, а то и дней на принятие политического решения, а затем — медленное выдвижение войск.

Начало августа прошло во всё более нервозной обстановке. На границе между Осетией и Грузией постоянно вспыхивали перестрелки, Цхинвал обрабатывали из миномётов и даже пехотного оружия (город находится прямо у южной границы Осетии). Из города начали эвакуировать женщин и детей.

7 августа грузинские офицеры уехали из штаба миротворческих сил. А за 20 минут до полуночи 8 августа начался настоящий штурм. Цхинвал обстреливала тяжёлая артиллерия, включая три десятка "Градов". Для небольшого городка это была очень мощная артподготовка. Генерал Мамука Курашвили публично объявил для прессы о начале операции по "восстановлению конституционного порядка".

Однако план молниеносной операции начал терпеть неудачу уже в самые первые часы. Российская сторона ждала именно такого развития событий и готовилась, поэтому решение было принято уже ночью, первые тактические группы подняли в ружьё почти сразу, и, в момент когда город перепахивали снаряды, с севера уже на полном ходу шла помощь. В это время из Пскова аврально возвращали назад подразделения ВДВ — "крылатая пехота" только что вернулась с учений и теперь снова грузилась в самолёты, летевшие на юг.

На рассвете начался штурм Цхинвала. Из города толпами бежали жители, другие сидели по подвалам. Миротворческий батальон был блокирован в своём лагере. "Голубые каски" не позволяли ворваться на свою базу, сожгли как минимум один танк на подступах, но сразу понесли чувствительные потери и защитить могли только себя.

На улицах действовали ополченцы. Грузинские колонны довольно неуклюже втягивались в город и вскоре начали попадать в засады. Несколько танков было подбито, а одну машину Баранкевич сжёг лично выстрелом из гранатомёта. Башню, сорванную взрывом боекомплекта и врезавшуюся в крыльцо соседнего здания, осетины сохранили как памятник.

Днём сражение заполыхало в полную силу. Из России прибыли первые части мотострелков. К тому же в дело вмешалась авиация. В этот день на окраине Цхинвала отдыхал батальон грузинской 4-й бригады. Обнаружив в воздухе штурмовик, солдаты решили, что это грузинский самолёт, и не стали прятаться. Вскоре самолёт вернулся и сбросил бомбу, уложив сразу десятки людей.

Штурм Цхинвала сорвался. Жители метались под огнём, хирургические операции делались в подвалах. Практически никто из грузинских солдат раньше не был в бою, поэтому у бойцов сдавали нервы и они палили куда придётся. Один из эпизодов выглядит просто фарсом: солдаты обстреляли деревенский дом, вломились внутрь и увидели оглушённых пальбой старика со старухой. Поражённые воины задали поразительный вопрос: "Что вы здесь делаете?" — и получили очевидный ответ: "Мы тут живём".

9 августа баталия возобновилась. К миротворцам с севера пробился небольшой отряд с танками, несколько облегчив их положение. Казалось, всё идёт неплохо, но этот день стал чуть ли не самым горячим за всё время короткой войны. 9-го числа русские потеряли сразу несколько самолётов, включая дальний бомбардировщик.

Схватки в городе шли чрезвычайно хаотично, однако к вечеру стало ясно, что план Саакашвили терпит полное крушение. Вечером 9-го числа в грузинских частях начались спонтанные проявления паники, солдаты стали самовольно покидать Цхинвал. На подступах к городу развернулась сильная группировка российских войск с тяжёлым оружием. Не будет преувеличением сказать, что именно довоенная отработка маршей и расчёты логистов выиграли войну: к моменту когда силы ополченцев и миротворцев начали иссякать, в Осетии развернулась мощная группировка. К тому же началось наступление с моря и в Абхазии, пока не затронутой войной. Стало ясно, что наступил перелом.

Сбор урожая

Силы грузинской стороны иссякли. Российская армия постоянно накачивала группировку южнее Рокского туннеля. На противоположной стороне, наоборот, демонстрировали всё меньше желания сражаться. К моменту когда численность противостоящих армий сравнялась, грузинские части начали разбегаться, бросая оружие и технику.

Пока вокруг Цхинвала гремели последние выстрелы, Михаил Саакашвили старательно, хотя и не специально превращал трагедию в фарс. Сначала он выехал в Гори, но на передовых услышал шум самолёта и пал в объятия телохранителей, накрывших вождя своими телами. Бомбардировщик так и не прилетел, зато фотографии и видеозаписи с мечущимся перепуганным лидером нации обошли мир. Вскоре незадачливый витязь в тигровой шкуре на нервной почве сжевал собственный галстук в прямом эфире ТВ, чем окончательно закрепил свой образ.

Грузинские солдаты, находившиеся в Кодорском ущелье, бросали оружие и пешком покидали театр боевых действий. Им не препятствовали. Ни русские, ни грузины не хотели умирать под занавес не нужной никому маленькой войны.

Российская сторона не стала развивать наступление. Стало ясно, что неприятель полностью разбит и не в состоянии продолжать войну, а насильственная смена правительства в Тбилиси не входила в планы Кремля. Поэтому напряжение стало резко спадать. В Москву в роли голубя мира прилетел президент Франции Николя Саркози. При его посредничестве был разработан план прекращения огня, и с середины дня 12 августа боевые действия официально прекратились. Вскоре Россия публично признала государственную независимость Южной Осетии и Абхазии.

Авантюра Саакашвили была оплачена очень дорогой ценой. Погибло 67 российских и 183 грузинских солдата, 37 осетинских ополченцев, около 330 мирных осетин и 188 грузин.

Интересно, что отношения России и Грузии довольно быстро стабилизировались. Саакашвили, оставив президентский пост, был обвинён на родине в коррупции и превышении полномочий по делам, не связанным с событиями в Осетии, и уехал из Грузии. Что до российско-грузинских отношений, то в Тбилиси избрали прагматичный подход к делу. Хотя дипломатические отношения официально до сих пор не восстановлены, в том, что касается торговли, транспорта и поездок граждан обеих стран через границу, общий язык почти всегда удаётся находить. Любопытно, что и западные политики не стали слишком педалировать эту историю. Дошло до того, что посол США в Москве Байерли заявил, что Россия отреагировала на действия Тбилиси вполне адекватно.

Пятидневная война стала этапной для Российских вооружённых сил. Победа была несомненной, но именно конфликт в Осетии показал, что задел, оставленный Советским Союзом, исчерпался и армию придётся строить по-новому. Тяжёлые потери авиации, частые поломки техники, пропадающая связь — всё это не могло не заставить задуматься. Поворот к "вежливым людям" современного образца произошёл во многом именно по результатам осмысления событий в Осетии.

Я регулярно приезжаю в Грузию с 1992 года, и со стороны мне очень хорошо видно, как меняется страна. В 1992-м она произвела на меня неизгладимое впечатление своей непохожестью на Украину, а также тем, насколько просто здесь можно было решить любой вопрос за деньги. Приведу только такой пример: я должна была лететь в Тбилиси, но билетов на самолет не было. И мой будущий муж, находясь в Тбилиси, по телефону договорился с грузинским экипажем, чтобы меня пустили на борт в Борисполе без билета, а деньги я отдала пилоту. Вы себе можете такое вообще представить? Летела я на месте стюардессы – очень неудобно, кстати говоря.

Борьба с коррупцией была главным лозунгом Михаила Саакашвили, когда он шел к власти. И, став президентом, он развернулся по полной программе: упразднил пожарную инспекцию и санэпидемстанцию, уволил всех сотрудников ГАИ и половину сотрудников МВД. На их место набрали новых людей, которых пришлось обучать с нуля, а новые прозрачные здания полиции и минюста должны были стать символом того, что теперь в этих сферах все чисто и прозрачно.

Все это выглядело очень эффектно, особенно на фоне многочисленных публикаций в СМИ о победе над коррупцией. Но на самом деле победы не случилось.

- Саакашвили поначалу действительно что-то делал, а потом скатился в какой-то маразм, - считает жительница Тбилиси Нино. – Да и то немногое хорошее, что было при нем сделано, пошло самотеком и не в лучшую сторону. Полиции сейчас уже гораздо меньше доверяют, чем поначалу.

С полицией все было бы неплохо, если бы не эта показуха с прозрачными зданиями, добавляет Гиоргий. Летом в них жарко, а зимой холодно. В итоге на кондиционирование и на обогрев приходится тратить огромные деньги, а это же все из карманов налогоплательщиков!

- В общем, начинал Саакашвили неплохо – помню, многие тогда воодушевились. Но для мужчины главное не хорошо начать, а красиво закончить, - смеется Гиоргий. – А как раз этого и не случилось.


Мифы и фейки

С тем, что грузинских реформ не было, соглашается и аналитик Алексей Кущ. По его словам, это один из тех мифов, которые периодически формируются в истории.

- Чтобы определиться с тем, что на самом деле происходило в Грузии, давайте разберемся с понятиями, - предлагает эксперт. – Итак, реформа – это создание нового экономического профиля и нового социального качества для населения. Чтобы было понятнее, поясню на практических примерах. Например, реформы произошли в Сингапуре, который из колонии и порта, окруженного рыбацкими поселками, превратился в страну, выпускающую микроэлектронику и обеспечивающую населению высочайшие стандарты жизни. Или, например, они произошли в Китае, который из отсталой аграрной страны превратился в страну с инновационной экономикой.

- Так что же это за реформы, которые совершенно не поменяли экономический профиль? Мы не видим ни грузинских смартфонов, компьютеров и автомобилей, ни роста ВВП на душу населения, ни средней зарплаты на уровне 1000 долларов. Грузия была и остается одной из беднейших стран, а что касается роста экономики при Саакашвили, то в то время это было характерно для всех стран региона – и для Азербайджана, и для Армении, - констатировал эксперт.

Но не можем же мы говорить, что реформ в Грузии не было вообще? Как бы там ни было, и коррупцию, по крайней мере, на местах, они побороли, и дороги построили, и полицию новую создали. То есть что-то все же сделали!

Как уже говорилось выше, единственной более-менее удачной реформой сами граждане Грузии считают реформу полиции. Та же ГАИ была упразднена и создана с нуля из людей, которые прежде никакого отношения к полиции не имели.

Алексей Кущ считает, что в этом предложении кроется и вся суть грузинских реформ, и причина, по которой их не удалось скопировать в Украине.

Украинская же полиция – это сотни тысяч людей, и чтобы добиться такого эффекта, как в Грузии, нам потребуется несколько десятков миллиардов долларов в год только на зарплаты полицейским. К тому же, продолжает эксперт, в то время как в Грузии вопрос войны и мира решен, об Украине этого не скажешь. То есть к расходам на заоблачные зарплаты полицейским придется прибавить расходы на зарплаты военным. В украинском бюджете столько денег просто нет. ​

53 года. Грузинский и украинский политик, чиновник. По образованию юрист, имеет ученую степень доктора юридических наук.

Его грузинский политический послужной список выглядит так: депутат грузинского парламента трех созывов, министр юстиции Грузии, вице-президент ПАСЕ, дважды президент Грузии. В украинской политике Саакашвили тоже успел побывать в разных ипостасях. Он был советником президента Петра Порошенко, который потом назначил его главой Одесской ОГА, а спустя полтора года с разгромной критикой отправил в отставку. При президенте Владимире Зеленском Саакашвили возглавил Исполнительный комитет Нацсовета по реформам (консультативный орган при Офисе президента).

Грузию Михаил Саакашвили покинул в 2013-м году. На родине он является фигурантом четырех уголовных дел. Политик проходит по делу об убийстве банкира Сандро Гиргвилиани, по делу о растрате госсредств на личные нужды на сумму 9 миллионов грузинских лари, по делу о жестоком избиении депутата грузинского парламента Валерия Гелашвили, по делу о захвате и отъеме оппозиционной телекомпании "Имеди". Уже даже есть реальные приговоры Саакашвили. В январе 2018 года тбилисский горсуд признал Михэила Саакашвили виновным в злоупотреблении властью. Его заочно приговорили к четырем годам тюрьмы, после применения амнистии срок был сокращен до 3 лет.

Саакашвили принимал участие в Революции Достоинства в Украине. После смены власти осел в Киеве. В 2015 году получил украинское гражданство, отказавшись от грузинского гражданства. В 2017-м президент Петр Порошенко забрал у Саакашвили украинский паспорт. Причина – наличие у Михаила Саакашвили паспорта ЕС. На момент лишения украинского гражданства Саакашвили находился за границей и потерял возможность попасть обратно.

Затем был знаменитый "прорыв границы", когда с территории Польши политик с соратниками через КПП Шегини прям таки ворвался на территорию Украины. За такие действия в сентябре 2017 году украинский суд признал Саакашвили виновным в незаконном пересечении границы с Украиной. Экс-президент Грузии и Одесской ОГА безуспешно подавал в Госпогранслужбу заявление с просьбой предоставить политическое убежище, но ему отказали.

Вновь в Украину Саакашвили вернулся только в конце мая 2019 года, спустя несколько дней после инаугурации шестого президента Украины Владимира Зеленского. Преемник Петра Порошенко вернул Саакашвили украинское гражданство.

Михаил Саакашвили. Фото AP Photo/Irakli Gedenidze, Presidential Press Service, Pool

Михаил Саакашвили занимает пост президента Грузии с 25 января 2004 года. Выборы состоялись 4 января 2004 года, за кандидатуру Саакашвили проголосовали 96,27% избирателей. 5 января 2008 года он был переизбран на досрочных президентских выборах. Всего он находился у власти (на 27 октября 2013 года включительно) 3564 дня.

За время его правления население Грузии незначительно увеличилось: с 4,3 млн человек (с учетом Южной Осетии и Абхазии) в 2004 году до 4,5 млн человек (без учета Абхазии и Южной Осетии) в 2013 году.

Основная часть населения - грузины (83,7%), азербайджанцы (6,5%), армяне (5,7%), русские (1,5%). В настоящее время Грузия находится на 16-м месте в мире по уровню сокращения населения. В 2012 году в стране родился 57 тыс. человек, на 1,7% меньше, чем в 2011-м (58 тыс.), и на 9% меньше, чем в 2010-м (62,5 тыс. человек). Уровень смертности в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом на 1% и составил 49,3 тыс. человек. Уровень естественного прироста сократился на 6,3% и составил 7,6 тыс. человек. Демографическая ситуация осложняется оттоком населения за рубеж.

Валовый внутренний продукт страны увеличился более чем втрое -- с 5,1 млрд долларов в 2004 году до 16 млрд долларов в 2012 году. По данным Всемирного банка, в 2002-2011 гг. общий объем ВВП Грузии увеличивался в реальном выражении в среднем на 6,6% ежегодно. Бюджет Грузии на 2012 год составляет порядка 7,6 млрд лари или 4,5 млрд долларов.

Годовой уровень инфляции в 2002-2011 годах составлял в среднем 6,9%. Если в 2004 году этот показатель был равен 7,5%, то в 2009-м он снизился до 3%. 2010 год Грузия закончила с наивысшим за последнее десятилетие уровнем годовой инфляции - 11,2%. В 2011 году этот показатель годовой инфляции составил 2%, а в 2012 году он был зафиксирован на уровне -0,9%.

Уровень безработицы, по официальным данным, в последние годы повысился с 12,6% в 2004 году до 15% в 2012 году и на начало 2013 года. Основная часть населения занята в сельском хозяйстве - 55,6%, в промышленности - 8,9%, в сфере услуг - 35,5%. Однако по данным независимых экспертов, реальный уровень безработицы в стране гораздо выше. Согласно социологическому исследованию американского Национально-демократического института, проведенному в 2011 году, проблемы с занятостью в Грузии отметили 81% опрошенных. Трудовой кодекс, принятый в мае 2006 года, отменил минимальный размер оплаты труда и выплаты за сверхурочную работу, упростил процедуру увольнения работников.

Средний месячный доход на душу населения в настоящее время составляет около 195 лари (около 117 долларов). По данным Национальной службы статистики в первом квартале 2013 года средняя зарплата наемного занятого составляет 729,6 лари (около 437,7 долларов), что на 8% выше аналогичных показателей того же периода 2012 года - 676 лари. Доходы населения с 2003 по 2010 год выросли в среднем в 4 раза. Однако доля населения, проживающего за чертой бедности, с 2007 по 2009 год выросла с 6,4% до 9,7%.

В 2003 году средняя пенсия в стране составляла 17 лари при прожиточном минимуме 50-60 лари. С октября 2013 года размер пенсии увеличен до 150 лари (90 долларов). Прожиточный минимум в июле 2013 года в Грузии составил 144,8 лари (86,8 долларов). При этом только коммунальные расходы составляют зимой 300 лари (180 долларов).

После прихода к власти Михаила Саакашвили в стране начался быстрый рост численности и боевого потенциала грузинской армии. В сентябре 2007 года парламент Грузии принял решение об увеличении численности вооруженных сил с 28 до 32 тыс. человек, а в июле 2008 года - до 37 тыс. человек. Бюджет министерства обороны Грузии в 2007 году был больше суммарного военного бюджета за 2004-2006 гг. А в военном бюджете на 2008 год на закупку вооружения и снаряжения было выделено 291,8 млн лари (около 177 млн долларов). В 2004 году Грузия получила 30 млн долларов военной помощи США, а в 2005 году - 74 млн долларов. В 2007 году военный бюджет страны приблизился к 1 млрд долларов. Размер американской помощи Грузии после 2007 года сократился до 13-16 млн долларов в год, расходуемых в основном на обучение кадров. В 2013 году из бюджета на военные расходы выделено 660 млн лари (432,3 млн долларов).

В последние годы в Грузии отмечается ужесточение полицейских мер в целях борьбы с преступностью и коррупцией. По мнению международной неправительственной организации Transparency International, по индексу восприятия коррупции Грузия улучшила свою позицию с 89 места в мире в 2002 году до 66-68 места в 2009 году. В 2012 году Грузия заняла 51-е место среди 176 стран мира.

Transparency International считает, что полиция Грузии находится на пятом месте в мире по уровню некоррумпированности. В то же время в 2010 году американская неправительственная организация Freedom House опубликовала отчет, согласно которому уровень коррупции в Грузии остался таким же, каким был в 1999—2000 годах. Ряд источников отмечают, что в Грузии наблюдается высокая "элитарная коррупция".

Усиление полицейских мер привело к росту численности заключенных: с 2003 по 2006 год их количество в расчете на 100 тыс. человек выросло на 160%, к 2009 году - на 210%. По этому показателю страна опередила многие государства и вышла на одно из первых мест в мире. В настоящее время в Грузии около 24 тыс. заключенных.

Читайте также: