Григорий нисский биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Православные христиане мало знают о жизни святителя Григория Нисского. Он входил в Триаду Великих Каппадокийцев наряду с Григорием Богословом и Василием Великим, которому приходился младшим братом. Святитель Григорий происходил из благочестивой семьи. Его земной путь был трудным. Философ оставил богатое литературное наследие, развивал учение о Святой Троице и отстаивал традиционное христианство в борьбе с инакомыслием.

Биографическая справка

Григорий Нисский родился предположительно в 335-м году в Каппадокии. Святитель называл брата Василия наставником и отцом, поэтому предполагается, что был младше его. У Григория была и сестра, которая прославилась в христианстве как преподобная Макрина. Ее назвали в честь бабушки, пострадавшей за христианскую веру в период правления императора Галерия.

Мать занималась воспитанием детей, приучала их к ежедневной молитве и посещению службы в храме. Отец епископа умер в 341-м году. Факты биографии Григория Нисского:

  • начальное образование получил в школе Кесарии Каппадокийской;
  • женился на благочестивой девушке Феосевии;
  • служил чтецом на богослужениях;
  • в 365-м году овдовел;
  • на фоне увлечения античной литературой поселился в понтийском монастыре, который основал брат;
  • стал епископом Нисским по просьбе Василия, принявшего сан архиепископа Каппадокийского;
  • помогал брату бороться с представителями арианства, отрицавшими единосущность Бога-Отца и Бога-Сына;
  • по навету отступников был арестован и приговорен к суду в Анкире;
  • во время конвоирования в Анкиру сбежал и скитался три года;
  • вернулся в Ниссу после смерти императора Валента, поддерживавшего ариан, и восстановил доброе имя;
  • после смерти Василия в 379-м году участвовал в Антиохийском собрании против мелетианских еретиков, не согласных с политикой назначения епископов;
  • по принуждению принял должность митрополита Севастийского и возглавил борьбу против ереси в Аравии и Палестине;
  • на Втором Вселенском Соборе в 381-м году поддержал избрание Григория Богослова епископом Константинополя.

В столице Византии уважали свт. Григория Нисского как богослова и проповедника. При этом большую часть знаний епископ приобрел в молодости самостоятельно и благодаря урокам старшего брата. Василий учился в Афинах, а Григорий после школы посвятил время самообразованию.

Подробности жития

Несмотря на то, что почти все близкие родственники Григория Нисского стали святыми, в юности богослов не отличался религиозностью. Службы и молитвенные песнопения не пробуждали в душе молодого святителя возвышенных чувств и были повседневной обязанностью, пока с ним не произошел интересный случай.

григорий нисский

В родительском доме Григория проходил праздник в честь перенесения мощей сорока мучеников. Устав слушать молитвы, юноша пошел в сад и уснул в беседке. Во сне ему привиделись райские кущи, но путь к ним преградили стражники. Светлые воины хотели даже наказать непрошеного гостя за вторжение, но один из них уговорил отпустить юношу.

Странное видение подвигло Григория с большим рвением посещать службы и стать чтецом. Но постепенно духовный пыл угас. Следующим потрясением, наставившим будущего епископа на путь истинный, стала кончина жены. Григорий Богослов отзывался о Феосевии, как о добродетельной женщине. Утрата заставила молодого вдовца искать уединения в монастыре и вере.

За верность православному учению Григорий пострадал в должности епископа Нисского. Еретики-епископы обвинили святителя в растрате церковных средств. Григорий с детства не отличался крепким здоровьем. Чтобы не умереть от побоев конвоиров, арестант решился бежать. Но впоследствии испытывал немощи до конца жизни.

Как Григорий Нисский провел последние годы неизвестно, как и точная дата его смерти. Святитель успел побывать паломником в Иерусалиме. Но он вернулся со Святой Земли в угнетенном настроении, сделался противником религиозных путешествий. Свой антагонизм Григорий объяснил тем, что от перемены места Бог не становится ближе.

Епископ основал новый монастырь в Ниссе, занимался его обустройством, писательским трудом, отошел от богословских дискуссий и церковной политики. Также известно, что святитель снова посетил Константинополь для участия в соборе, посвященном проблемам священнослужителей Аравии. После этого события о Григории Нисском нет упоминаний, как и указаний места, где он похоронен.

Деятельность

Главной задачей Григория в должности епископа Нисского и митрополита Севастийского стала борьба с иноверцами. Но философ присоединился к противостоянию не по душевному порыву, а чтобы сначала помочь брату, а затем по императорскому указу. Во время искоренения ереси епископ часто попадался на интриги.

григорий нисский

Святитель Григорий вызывал необъяснимую неприязнь у митрополита и богатого вельможи Элладия Кесарийского, также объявленного императором хранителем чистоты веры в Понте. Желая преодолеть разногласия в честной беседе, немолодой и больной философ с трудом отыскал дом оппонента в горах, где тот отмечал христианский праздник.

Стражники не пустили Григория внутрь. Святитель долго стоял на улице под палящим солнцем. Когда усталого путника допустили к пиршеству, хозяин дома не поприветствовал его и не замечал. Наконец Григорий сам обратился к Элладию. Но митрополит выгнал его.

За годы служения Церкви святитель наблюдал за развитием теологии и соблюдением христианских традиций. Свои выводы он облек в литературную форму. Григорий Нисский стал выдающимся приверженцем учения о Святой Троице. Каппадокийский святой вошел в историю богословия как один из лидеров традиционного христианства и христианского платонизма, в основе которого лежит идея бессмертия души.

Творческое наследие

григорий нисский

  • сотворения мира, как исторически реального, а не мифического;
  • творения из ничего;
  • Божественных и природных законов бытия;
  • иерархического порядка сотворения мира;
  • энергийного происхождения материальных веществ.

В своем труде епископ Нисский указывает на соединение Бога и человека через любовь. Он также высказал мысль об обретении человеком Бога внутри собственной природы, а не во внешнем мире. Воспитанием христианина философ называл бесконечное стремление человека приблизиться к совершенству.

Сочинения святителя Григория Нисского посвящены следующим учениям:

  • о вере и разуме — вера приближает к Богу ищущий истину разум;
  • о Боге, Богопознании — важным аспектом является уподобление человеком образа Божия и очищение от греха;
  • о творении — концепция созидания материального из нематериального;
  • ангелологии — по мнению автора, ангелы бестелесные и неосязаемые, но при этом разумно мыслящие существа;
  • о падении ангелов — к грехопадению диавола привела зависть, а зло преобладает при ослаблении добра;
  • антропологии — через человека обретают связь телесный и духовный мир;
  • протологии — изначально человек был подобен ангелам по духовной чистоте и жил беззаботно в Эдеме;
  • амартологии — о воле выбирать между добром и злом, на темную сторону склоняет безрассудство, присущее человеческой природе;
  • христологии — Христос всецело является и Богом, и человеком;
  • мариологии — учение о Деве Марии, как об истинной Богородице, а не матери человека, о сохранении ее девства и после рождения Христа;
  • сотериологии — учение о спасении, исцелении и искуплении;
  • о церковных таинствах — о духовном соединении с Богом во время крещения и евхаристии;
  • эсхатологии — о воскресении мертвых и Страшном Суде.

Святитель Григорий также составил 29 проповедей. Философ писал простым слогом, поэтому его богословские суждения просты для понимания.

григорий нисский

Почитание святителя

Григория Нисского почитают в православной и католической церкви. День памяти святого — 10 января. Частицы мощей святителя хранятся в греческих и афонских монастырях: Эсфигмен, святого Пантелеймона, святого Стефана и Николая Чудотворца.

Тексты

О богослужебном восхвалении каппадокийского святого упоминается в источниках 10-го века. Святителю Григорию Нисскому читали последование, общее с преподобным Дометианом. В последование епископу входили тропарь, кондак, светилен и самогласны. Песнопения входили в чинопоследование попразднества Богоявления. Ныне святителя Григория прославляют в день памяти тремя основными молитвами.

Тропарь

  • Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак

  • Оком душевным бодрствуя, святителю, бодр пастырь явился еси миру, и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим вся отгнал еси злославныя, яко волки, невредно соблюд стадо, Григорие всемудре.

Ин кондак

Церкве Божественный иерарх и премудрости честный тайноглагольник, Ниссийский бодрый ум, Григорий, со Ангелы ликовствуя и наслаждался Божественным светом, молится непрестанно о всех нас.

Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Нис­ский, был млад­шим бра­том свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (па­мять 1 ян­ва­ря). Рож­де­ние и вос­пи­та­ние его сов­па­ло с са­мым раз­га­ром ари­ан­ских спо­ров. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, он был од­но вре­мя на­став­ни­ком крас­но­ре­чия. В 372 го­ду был ру­ко­по­ло­жен свя­тым Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким во епи­ско­па го­ро­да Нис­сы в Кап­па­до­кии.

Свя­той Гри­го­рий был твер­дым рев­ни­те­лем пра­во­сла­вия и вме­сте со сво­им бра­том Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким бо­рол­ся про­тив ари­ан­ской ере­си, пре­тер­пе­вая го­не­ния со сто­ро­ны ари­ан, ко­то­ры­ми в 376 го­ду был лож­но об­ви­нен в непра­виль­ном упо­треб­ле­нии цер­ков­но­го иму­ще­ства, ли­шен ка­фед­ры и со­слан в Ан­ки­ру. На сле­ду­ю­щий год свя­той Гри­го­рий был вновь за­оч­но низ­ло­жен со­бо­ром ари­ан­ству­ю­щих епи­ско­пов, но про­дол­жал укреп­лять свою паст­ву в пра­во­сла­вии, пе­ре­хо­дя с ме­ста на ме­сто. По­сле смер­ти ца­ря Ва­лен­та (378) был воз­вра­щен на свою ка­фед­ру и с ра­до­стью при­нят сво­ей паст­вой. В 379 го­ду скон­чал­ся брат его, свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий. Свя­той Гри­го­рий тя­же­ло пе­ре­жи­вал по­те­рю сво­е­го на­став­ни­ка. Он на­пи­сал ему над­гроб­ное сло­во и за­кон­чил со­став­лен­ное свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем опи­са­ние ше­сти дней тво­ре­ния, так на­зы­ва­е­мый "Ше­стод­нев". В том же го­ду свя­той Гри­го­рий участ­во­вал в Ан­тио­хий­ском Со­бо­ре про­тив ере­ти­ков, не чтив­ших непо­роч­но­го дев­ства Бо­жи­ей Ма­те­ри, и дру­гих, по­кло­няв­ших­ся Бо­го­ма­те­ри как Бо­же­ству. Он был из­бран Со­бо­ром для обо­зре­ния церк­вей в Ара­вии и Па­ле­стине и утвер­жде­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. На об­рат­ном пу­ти свя­той Гри­го­рий по­се­тил Иеру­са­лим и по­кло­нил­ся свя­тым ме­стам.

В 381 го­ду свя­той Гри­го­рий был од­ним из глав­ных де­я­те­лей II Все­лен­ско­го Со­бо­ра, со­зван­но­го в Кон­стан­ти­но­по­ле про­тив ере­си Ма­ке­до­ния, непра­виль­но учив­ше­го о сущ­но­сти Свя­то­го Ду­ха. На этом Со­бо­ре по ини­ци­а­ти­ве свя­то­го Гри­го­рия был до­пол­нен Ни­кей­ский Сим­вол ве­ры.

Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми свя­той Гри­го­рий утвер­дил в сане Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­пас­ты­ря свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.

В 383 го­ду свя­той Гри­го­рий Нис­ский был участ­ни­ком Со­бо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле, где про­из­нес сло­во о Бо­же­стве Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. В 386 го­ду он сно­ва был в Кон­стан­ти­но­по­ле, и ему бы­ло по­ру­че­но про­из­не­сти над­гроб­ное сло­во по­чив­шей ца­ри­це Пла­кил­ле. В 394 го­ду свя­той Гри­го­рий вновь при­сут­ству­ет в Кон­стан­ти­но­по­ле на По­мест­ном Со­бо­ре, со­зван­ном для ре­ше­ния цер­ков­ных дел в Ара­вии.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский был пла­мен­ный за­щит­ник пра­во­слав­ных дог­ма­тов и рев­ност­ный учи­тель сво­ей паст­вы, а так­же ми­ло­сти­вый и со­стра­да­тель­ный отец сво­их па­со­мых, за­ступ­ник их пе­ред су­дья­ми; от­ли­чал­ся ве­ли­ко­ду­ши­ем, тер­пе­ни­ем и ми­ро­лю­би­ем.

До­жив до глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Гри­го­рий Нис­ский мир­но скон­чал­ся вско­ре по­сле Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Со­бо­ра. Вме­сте со сво­и­ми ве­ли­ки­ми совре­мен­ни­ка­ми, свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом, свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский имел зна­чи­тель­ное вли­я­ние на цер­ков­ную жизнь сво­е­го вре­ме­ни. Его сест­ра, свя­тая Мак­ри­на, пи­са­ла ему: "Ты из­ве­стен и го­ро­дам, и на­род­ным со­бра­ни­ям, и це­лым об­ла­стям: Церк­ви по­сы­ла­ют и зо­вут те­бя на по­мощь". Свя­ти­тель Гри­го­рий во­шел в ис­то­рию как один из са­мых вид­ных бо­го­сло­вов и де­я­те­лей хри­сти­ан­ской мыс­ли IV ве­ка. Об­ла­дая глу­бо­ким фило­соф­ским да­ром, он по­ни­мал фило­со­фию толь­ко как сред­ство для бо­лее глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в под­лин­ный смысл Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния.

Свя­той Гри­го­рий оста­вил по­сле се­бя мно­го со­чи­не­ний дог­ма­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра, сло­ва и по­уче­ния.

Полное житие святителя Григория Нисского

Чтение жития святителя Григория утешительно для христиан начала XXI века, так как подобно многим из нас он в молодые годы имел теплохладное отношение к вере и лишь спустя годы стал благочестивым христианином и богословом. В его краткой, легко доступной читателю биографии обычно не упоминается тот факт, что благочестивая жизнь его матери Эмилии не казалась юноше особенно привлекательной. Теплые источники веры, обильно питавшие его сестру Макрину и брата Василия, оставляли его равнодушным. В детстве он обладал слабым здоровьем и потому получил хорошее, но несколько бессистемное образование. Похоже, не посещал Афинскую Академию. Погрузившись в изучение греческого и римского классического наследия, после смерти отца он поселился на причитавшейся ему части отцовских имений и не пожелал постоянно заниматься каким-либо делом.

Когда Григорию было около двадцати лет, в монастырь, где служила настоятельницей его мать, были привезены мощи сорока мучеников севастийских, и сестры готовились к торжественной службе в честь перенесения мощей в этот монастырь, расположенный в местечке Анесси в Понте (на территории современной Турции). Мать попросила Григория присутствовать на службе. Он пошел туда, скрепя сердце, но, как только она отвернулась, выскользнул из храма в сад, где рассчитывал переждать, пока окончится служба. Раздраженный, он уснул, и ему приснилось, что хочет вернуться в храм, но сорок вооруженных воинов-мучеников преграждают ему путь при попытке пройти в ворота. Они угрожали ему копьями, и если бы один из их числа не оказал ему милостивого заступления, воины применили бы к нему силу. Григорий проснулся в слезах — настолько ярким было сновидение — и в раскаянии вернулся в храм на службу.

На некоторое время он стал прилежным прихожанином и даже чтецом, ежедневно читал в храме положенные отрывки из Библии, но вскоре оставил это занятие, чтобы попробовать свои силы в риторике, подобно своему отцу, бывшему преуспевающим юристом. Друг будущего святого, Григорий Назианзин, который вместе с Василием уже успел связать себя обетами целомудрия и служения Церкви, писал ему: “Итак, ты решил называться ритором, а не христианином”. Знаешь, друг мой, не нужно долго на этом задерживаться. Лучше протрезвей, пока не поздно, снова стань самим собой и проси прощения у Бога и братьев-христиан”. Риторика, по словам Григория Назианзина, ведет к “неблагородной славе”. Кажется, это письмо не произвело на Григория большого впечатления. Несколько лет он старался сделать карьеру ритора, после чего женился на красавице по имени Теособия. О ней мало что известно. Похоже, они с Григорием прожили вместе как муж с женой весьма недолгое время, хотя она, возможно, и оставалась в его доме до конца своих дней. Двадцать лет спустя она умерла, оплакиваемая всеми, и святитель Григорий Назианзин воспел ее, назвав “славой Церкви, украшением Христа, помощницей нашего поколения, надеждой жен, прекраснейшей и славнейшей из всех верных”.

Долгие годы после этого брака Григорий оставался в Кесарии, проживая наследство, занимаясь чтением и написанием сочинений, но чувствовал себя “щепкой, плывущей по течению”, как он сам признавался Григорию Назианзину. Он все еще испытывал неуверенность, сомневался в своей вере, в своем будущем и в себе самом. В это время Василий пригласил его в Ибору пожить в лесу в основанной им общине. Именно здесь, как утверждает церковный историк Роберт Пэйн, “его религиозность усилилась, и к нему стало приходить ощущение вечной благости Божией и тленности всего сущего”. Здесь он написал свою первую книгу “О Девстве”, в которой говорится о скоротечности земного брака, родовых муках, о горечи потери ребенка и отчаянии при потере супруги. (Читатель задается вопросом, приходилось ли автору в браке самому терять любимое дитя, настолько правдоподобно он описывает боль матери.) Он противопоставляет всему этому безбрачную жизнь, чистоту целомудренной души и ее способность достичь Неба.

Священство он принял, вероятнее всего, около 362 года, в возрасте приблизительно двадцати семи лет и, возможно, в Иборе. Годы священства он провел тихо, живя в Понте, и лишь в 371 или 372 году помимо своей воли оказался на виду всей Церкви: его брат, Василий (теперь уже епископ Каппадокии), вынудил его стать иерархом Ниссы, малоизвестного небольшого селения в десяти милях от Каппадокии. Каппадокийская епархия, в свое время огромная и влиятельная, была намеренно поделена на части императором-арианином Валенсом с целью ослабить власть и авторитет святителя Василия. Василий отчаянно старался укрепить свою урезанную епархию в борьбе с соседом — еретиком Анфимом, епископом Тианы, и другими ставленниками ариан. Для этого он спешил устраивать новые епископские кафедры, открывая их, как только находились люди, способные их занять. И его друг Григорий Назианзин, и брат Григорий Нисский вынуждены были уступить его настойчивости и начать епископское служение, и оба были в связи с этим откровенно несчастны. Григорий Нисский потом говорил, что день посвящения в сан епископа был самым ужасным днем его жизни.

Святитель Василий часто жаловался на “полную простоту ума” Григория. Один из дошедших до нас эпизодов из их жизни обезоруживает своей слишком явной человеческой слабостью: Григорий как-то обнаружил, что Василий ожесточенно ссорится с их дядей, епископом Понта, по вопросам церковной политики. Зная силу характеров обоих, Григорий понял, что просто так помирить их не удастся. Тем не менее, он очень хотел положить конец этой борьбе. Он, ничтоже сумняшеся, написал святителю Василию три письма от имени дяди — его оппонента, в которых тот якобы просил о прощении и примирении. Святитель Василий поверил в их подлинность, но когда дядя горячо опроверг факт написания им этих писем, Василий с гневом укорил Григория: “Невозможно спорить с тобой в письме. Как мне наказать тебя, как ты того заслуживаешь, за крайнюю простоту твоего ума? Ты трижды попал в ловушку. Три раза ты позволил себе оказаться в западне. Фактически, ты подделал это письмо и принес его мне как бы от достойнейшего из епископов — нашего с тобой дяди, — и ты пытался обмануть меня! Не понимаю, зачем ты все это делаешь! Я получил это письмо как бы от самого епископа, считая, что ты лишь доставил его мне, да и как я мог думать иначе? Я был в восторге, показывал письмо друзьям, благодарил Бога за такую милость. А теперь обман раскрыт, епископ сам подтвердил, что не является его автором. И вот я пишу тебе, чтобы отругать тебя за необыкновенную простоту, каковая, по моему мнению, не подобает христианину, тем более в данном случае. Умоляю тебя в будущем думать, что делаешь, и не заставлять меня расхлебывать последствия твоих действий — я говорю сейчас предельно откровенно, поскольку ты не достоин решать великие дела”.

Тот факт, что Василий вообще поставил его епископом, показывает, как отчаянно он нуждался в православных иерархах. Уж он-то знал, насколько его брат не пригоден к исполнению обязанностей епископа. Григорий, не способный управлять и привести в порядок свою осажденную арианами епархию, вскоре запутался окончательно. Он призвал местный синод, состоявший из епископов окрестных провинций, оказать поддержку брату в его борьбе за Православие, но не смог действовать, как того требовала ситуация, и синод начал наносить по нему удары. Через три года после принятия им сана епископа человек по имени Филокарес, при поддержке правителя Понта, обвинил его в растрате епархиальных фондов. И хотя ложность этого обвинения была потом доказана, ариане уже были настроены против него и стремились завладеть его епархией. Григорий, болевший в то время плевритом, был взят под стражу и закован в цепи. Он должен был предстать перед церковным судом, но, как пишет Пэйн, “сбежал, что характерно”. Просто ушел от стражников в леса, потом годами скрывался в отдаленных имениях своих друзей. Синод епископов поспешил сместить его с кафедры. Епископский сан был возвращен ему лишь после смерти императора Валенса в 378 году. На следующий год умер его брат Василий, и Григорий остро чувствовал боль потери. Но, с другой стороны, теперь он, кажется, был свободен от прозябания в тени одного из поистине величайших иерархов в истории Церкви. Перед ним открывалась перспектива плодотворной деятельности.

Уже на протяжении многих лет Григорий писал, и его слово имело отклик в сердцах людей. Одно из самых прекрасных его произведений — это житие его сестры, преподобной Макрины, скончавшейся через несколько месяцев после смерти святителя Василия. Это одно из самых волнующих произведений житийного жанра. Автор рассказывает о последних днях жизни святой Макрины, своих долгих разговорах с ней о жизни, смерти и грядущем воскресении. Еще одна из его известных работ называется теперь “Великий Катехизис или Разговор о Религиозном Воспитании" — запись его неформальной беседы с катехизаторами в Ниссе. Его перу также принадлежат два пространных опровержения ересей Евномия и Апполинария, произведение под названием “Жизнь пророка Моисея", проповеди, очерки в похвалу различных святых и множество писем — около двадцати из них дошли до нас. Несмотря на то, что жизнь его была исполнена печали и сомнений, в глубине его души всегда цвела надежда, и сам он был мистиком. В его произведениях неизменно возникают и повторяются мотивы общего для них со святителем Василием восхищения природой, любви к истинному, богоподобному образу человека до грехопадения и после всеобщего Воскресения, надежды на спасение любовью Божией и Его милосердием. Не имея, в отличие от Василия, систематического, строго классического образования, он черпал из более скромного источника самообразования, и нашел свой драгоценный родник. Его обвиняли в склонности к универсализму, вере в восстановление всего и вся во Христе в последний день. Однако его работы Церковь никогда не предавала анафеме, как в случае с Оригеном. Вероятно, причина в том, что уже после первого прочтения становится ясно, что эта склонность проистекает не из рациональной философии, более всего озабоченной оправданием самой себя, а из сердца, преисполненного любовью к творению. Он не читает лекций, а уносит зачарованного собеседника на крыльях своего вдохновения. Чистота, вера, любовь к молитве, любовь к Богу - все его работы пронизаны жаждой Божественного Присутствия; пусть он и не стоял на земле так же твердо как святитель Василий, он восполнил этот недостаток ощущением Неба, наполняющего каждое мгновение повседневной жизни.

Произведения Григория исполнены подлинной духовности, и его современники это понимали. Григорий присутствовал на Антиохийском Соборе, рассматривавшем ереси Мелетия, и по просьбе участников Собора ездил в Палестину и Аравию для умирения нестроений, возникших в связи с этой ересью. Участвовал он и в работе Второго Вселенского Собора, созванного в 381 году в Константинополе. Собравшиеся говорили о нем как о “великом столпе Церкви”. В те времена быть на стороне Григория считалось достаточным доказательства того, что ты являешься истинно православным, и именно на этом Соборе было окончательно ниспровергнуто арианство. Помимо этого, многие считают, что Григорий мог быть автором той части Символа Веры, в которой говорится о Святом Духе: эта часть была добавлена к основному тексту Символа Веры на Втором Вселенском Соборе. Он был близким другом многих великих мужей и жен того времени: свят. Мелетия Антиохийского, св. Иеронима и св. Олимпиады, дружившей со свят. Иоанном Златоустом. Он заслужил уважение к себе точными, прекрасно выраженным формулировками и объяснением Православной веры, и уважение это было так велико, что в 787 году участники Седьмого Вселенского Собора, оглядываясь на прошедшие с тех времен пять столетий жизни Церкви, восславили его и назвали “отцом Отцов”. В каком-то смысле он оказался на месте Василия, а в чем-то и пошел дальше него.

Умер святитель Григорий примерно в 395 году, день его памяти празднуется 10 января.

Родился вероятно, как и его старший брат святитель Василий Великий, в поселении Аннеса или Аниса [1]. Рождение около 332 года и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Учился в Кесарии. Первыми наставниками Григория были его брат Василий и сестра Макрина. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. Изучал философию и писания Оригена. Под влиянием семьи позже он вернулся к церковному служению. И хотя вступил в брак, жизнь вел девственную и аскетичную.

Не имея жизненного опыта и сильного характера, он неудачно принял участие в смуте по поводу избрания Василия на Кесарийскую кафедру. Брат был недоволен, но с любовью принял раскаяние. В дальнейшем Василий считал его непригодным для ответственных поручений, и возражал, чтобы Григорий был во главе посольства в Рим. Однако в 371 или 372 году посвятил его в епископы города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.

В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский символ. В императорском эдикте от 381 года Григорий был включен в список епископов, общение с которыми обязательно для признания православным.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Творения

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

На русском языке издано:

  • Творения святого Григория Нисского.
    • Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе.- Об устроении человека.- О жизни Моисея Законодателя.- О молитве.
    • Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов.- На псалом шестой.- Точное истолкование Екклесиаста Соломона. - О блаженствах.
    • Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
    • Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав.- К Авлавию, о том, что не три Бога. - К Симплиикию о вере. - Против учения о судьбе. - К еллинам на основании общих понятий. - О чревовещательнице. - О душе и воскресении. - О младенцах, преждевременно похищенных смертью. - На свое рукоположение. - Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
    • Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. - Ответное послание к святителю Григорию Нисскому.- Опровержение Евномия (Книги 1-4).
    • Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
    • Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. - Слово о Святом Духе против македониан. - Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). - Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. - К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. - О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. - К Олимпию монаху. - О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. - О девстве. - О нищелюбии и благотворительности. - Против отлагающих Крещение. - На слова Писания: "А блудяй во свое тело согрешает" (1 Кор. 6, 18). - Против ростовщиков. - Против тяготящихся церковными наказаниями. - Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
    • Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. - Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. - Письма.

    Использованные материалы

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    Георгий Григорьевич Нисский (Georgy Nissky; родился 21 января 1903 года — умер 18 июня 1987 года) — яркий художник-пейзажист советской эпохи. Творчество Георгия Нисского связано с железнодорожной тематикой, изображением морской стихии. На картинах мастера природа предстает не только в первозданном виде, она пронизана красотой человеческого труда.

    Биография Георгия Григорьевича Нисского

    Георгий Нисский появился на свет 21 января 1903 г. в семье доктора вблизи Гомеля на станции Новобелице. С детства мальчик восхищался машинистами, вдыхал запах горячего металла, угольного дыма. О карьере художника он задумался в подростковом возрасте: местный студент-живописец оценил гимназические рисунки Георгия, познакомил его с шедеврами великих мастеров и посоветовал заняться изобразительным искусством.

    Георгий Нисский в 1919 г. начал учиться живописи в гомельской изостудии. Там заметили его талант и командировали в 1921 г. в московский ВХУТЕМАС. В столице юноша параллельно трудился иллюстратором в типографии и активно занимался спортом.

    Георгий Нисский. Фотография художника

    В 1928 г. Георгий Нисский отправился в Новороссийск, чтобы подготовить материал для дипломной работы. Он был покорен величием и романтикой моря. Этот образ навсегда вошел в творчество художника.

    Окончив в 1930 г. ВХУТЕМАС, Георгий Нисский занимался оформлением стенгазет, создавал монументальные панно, выпускал плакаты. В компании Дейнеки и других художников в 1936 г. он посетил города Крыма, где ходил на военных судах, летал на аэропланах. В следующем году состоялась поездка уже на Тихий океан, в 1940 г. — на Балтику. Многократно мастер бывал и на Баренцевом море. Итогом этих путешествий становились новые пейзажи.

    Во время Великой Отечественной войны живописец жил в Москве, создавал агитационные плакаты и картины. В них он выражал веру в предстоящую победу, укрепляя тем самым народный патриотизм.

    В последующие годы мастер много работал, создавая свои лучшие произведения — полные света, воздуха, энергии. Вместе с Дейнекой они заложили основы сурового стиля в советской живописи. Этот стиль относится к соцреализму, отличается той же точностью изображения, соответствием государственной идеологии, отсутствием метафор и абстракций. Его ключевыми принципами стали индустриализация, прославление тяжелого физического труда, натуралистичное изображение сельских картин без налета романтики.

    В 1951 г. Георгий Нисский удостоился за свои работы Государственной премии. В 1953 г. он путешествовал по Волге, в связи с чем написал цикл лирических пейзажей. Также Георгий Григорьевич иллюстрировал книги на морскую тематику.

    Последние годы жизни художник был тяжело болен и практически не работал. Скончался Георгий Нисский в доме престарелых 18 июня 1987 г.

    Самые известные картины Георгия Григорьевича Нисского

    Картины Георгия Нисского пользовались успехом в течение всей жизни мастера. Сегодня их хранят многие музеи бывшего СССР. Среди выдающихся произведений стоит отметить следующие:

    Творчество Георгия Нисского — значительное явление в советском искусстве. На портале Very Important Lot ценители искусства найдут биографии и других известных живописцев, а также смогут принять участие в аукционах и пополнить свои коллекции шедеврами антиквариата. Представляют интерес и работы современных художников, на сайте можно недорого купить картины напрямую у авторов.

    Читайте также: