Греко римская мифология и картина мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Содержание

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:



Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д. [источник не указан 816 дней]

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

  • присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
  • обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии [1] :

  • 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
  • 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
  • 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
  • 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
  • 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (в рим. Кронос или Хронос, что означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны

Второе поколение титанов (Дети титанов)

Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена (персонификация луны), Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.

Олимпийцы

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

    — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена — Персефона (Прозерпина). — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница,золотая лира. — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж [2] Афродиты. — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница. — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница. — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница. — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани [источник не указан 243 дня] , диадема, шар, колесница. — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей). — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница. — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница. — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля. — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница. — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец [источник не указан 243 дня] , орел, молния, гром, дуб, колесница. — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

Боги и божества водной стихии

    — богиня моря, супруга Посейдона
  • Лимнады — нимфы озёр и болот — нимфы родников, источников и рек — морские нимфы, сестры Амфитриаты — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену — дочери Океана — бог внутреннего моря — бог моря — боги рек, сыновья Океана и Тефиды — титанида, жена Океана, мать океанид — свита Посейдона и Амфитриты — бог, вестник глубин

Боги и божества воздушной стихии

    — полубог, повелитель ветров — олицетворение северного бурного ветра — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер) — южный ветер — восточный ветер — персонификация лёгкого ветра, воздуха

Боги смерти и подземного мира

    — бог подземного царства мёртвых — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры — судья царства умерших — судья царства умерших — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений — демоны-женщины смерти — бог смерти — бог забвения, бог сна, брат-близнец Танатоса — богини мести
    — муза эпической поэзии — музаистории в древнегреческой мифологии — муза любовной поэзии — муза лирической поэзии и музыки — муза трагедии — муза торжественных гимнов — муза танца — муза комедии и лёгкой поэзии — музаастрономии

Киклопы

Гекатонхейры

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

Другие боги

    — богиня победы — богиня луны — бог любви — бог брака — богиня радуги — богиня заблуждения, помрачения ума — богиня обмана — божество страха, сын Ареса — бог ужаса, родной брат Фобоса — бог врачевания — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса) — бог плотской любви и любовного наслаждения — божество-воплощение неотвратимости, необходимости — древнее божество обмолоченного зерна

Неперсонифицированные боги

Другие божества

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Гиппокамп - полуконь-полурыба. Сверху конь, снизу рыба. Офиотавр - полукорова-полурыба. Сверху корова, снизу рыба. Пегас - конь с крыльями. Кентавр - получеловек-полуконь. Сфинкс - лев с головой женщины. Эмпуса - создание Гекаты, Вампирша с одной козлиной ногой.

Чудовища

Герои

Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.

См. также

Примечания

  1. ↑ Матвеев П. Е. Методическое пособие по хронологии истории стран и их религий. Часть 1. Владимир: Владимирский университет. 2006, стр.20
  2. ↑ Кун Н. А. 40

Ссылки

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

Представляется необходимым реорганизация и уточнение содержания. Улучшите его , обсудите области , требующие улучшения, или укажите разделы, которые нужно переработать, используя > .


Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Греко-римская мифология является синтезом того , что имеет в общем греческой мифологии и римская мифология . Наряду с философией и политической теорией мифология является одним из величайших вкладов классической античности в западное общество . В средние века и в эпоху Возрождения , в периоды, когда латынь была доминирующим языком научного дискурса в Европе , имена, связанные с мифологией и, следовательно, божества, в основном писались латинскими формами. С возрождением интереса к греческой цивилизации в 19 веке греческие наименования получили новое распространение и стали более преобладающими.

Резюме

Исторический

Общие божества

Эта статья содержит один или несколько списков . Эти списки выиграют, если будут написаны в форме синтетических абзацев, более удобных для чтения, причем списки можно будет также вводить в письменной и исходной части, чтобы правильно размещать различные элементы.
Действительно, Википедия не играет роли создания базы данных и отдает предпочтение энциклопедическому содержанию в поисках полноты.


Древнегреческая мифология является, пожалуй, самой известной мифологией на нашей планете. Даже те, кто не разбирается в этой теме, прекрасно знают кто такой Зевс, чем славился Геракл и как Одиссей захватил Трою с помощью Троянского коня. И древнегреческая мифология, даже спустя тысячелетия после гибели античности, продолжает вдохновлять людей — начиная со знаменитых художников и скульпторов Эпохи Ренессанса и заканчивая современными режиссёрами и игроделами. К сожалению, из-за этого многие не желают углубляться в детали, довольствуясь лишь поверхностными и наиболее известными фактами. Из-за этого и была создана эта статья — с целью поближе познакомить читателей с древнегреческой Ойкуменой, и показать им, что эллинский мир не ограничивался лишь Титаномахией, Гераклом и Троянской войной.

Следует также отметить, что греческие мифы, хоть и восходят к индоевропейской культуре [1] , но всё же не тождественны им — эллины вели бурную экспансию, активно контактировали с другими культурами и перенимали их особенности, а мифы неоднократно интерпретировались на свой лад философами и сказителями. Масла в огонь подлили и римляне — они приняли культуру и религию эллинов, но очень многое воспринимали совершенно иначе. Поэтому ставить знак равенства между греческой и римской мифологией неправильно, и последняя будет описана в статье отдельно.

Nota bene: не следует забывать, что греко-римская мифология не имеет единого сборника священных текстов, наподобие Библии или Корану, а мифы дошли до нас в первую очередь благодаря художественной литературе. Поэтому разногласия между разными вариантами одной и той же легенды — скорее правило, нежели исключение.

Содержание

С III по I тысячелетие до Н.Э., на территории современной Греции, а также на островах Эгейского моря и большей части Малой Азии [2] существовала Крито-Микенская культура, также известная как Эгейская цивилизация. Она была разделена на Западноанатолийскую (к которой относилась историческая Троя), Микенскую, Элладскую, Кикладскую и Минойскую культуры. Микенская культура была создана племенем ахейцев, которые ещё не полностью ассимилировали все доиндоевропейские племена (пеласги, лелеги например) населявшие другие регионы будущей Эллады, а на Крите по-гречески тогда вообще ещё не говорили. Язык этих древних ахейцев уже был ранней и архаической формой будущего греческого языка, на него уже начали оказывать влияние языки аборигенов Балкан — т. н. догреческий субстрат, но в целом он стал основой известного нам греческого языка.

В религии всё это отразилось в виде смены веков: сначала был утопический Золотой век, которому на смену пришел чуть более худший, Серебряный. Серебряный заменил Медный век, Медный — Бронзовый, а в итоге на Землю пришел Железный век, худший из всех. Во время Железного века люди рождаются седовласыми, не видят ничего плохого в убийствах и раздорах, и боги окончательно отворачиваются от них. [3] . О мифологии ранней Эллады известно мало — в основном то, что богов тогда было не очень много, у большинства (включая Зевса) было несколько имён мужского и женского рода, и они значительно отличались от привычного нам образа греческих божеств. Также тогда немалым влиянием пользовались различные мистерии, вроде культа Диониса, которые тоже оказали влияние на эволюцию облика олимпийцев.

В крито-микенский период имена богов, как и у жителей древних малоазиатских и ближневосточных цивилизаций были почти табулированы и без острой необходимости не передавались даже на письме — у древних семитов богов-мужчин обычно звали Баал (Господин), а богинь — Баалат (Госпожа). У микенцев примерно аналогично — Diwejos (Божественный) и Diweja (Божественная), чаще Diwe (Боже), да так привыкли, что оно подобно тем же семитам стало именем собственным: Diwejos — это архаичная форма Zeus (Зевс), а изначальное его имя — Дан (оно тоже скорее всего эпитет, но неиндоевропейского происхождения).

  • Циклопы и гекатонхейры — дети-великаны Урана и Геи, помогавшие Зевсу в борьбе с титанами. Внешность циклопов общеизвестна (единственный глаз во лбу), а гекатонхейры имели целых сто рук, вместо обычных двух. Циклопы, к тому же, были искусными кузнецами, ковавшими молнии самому Зевсу.
  • Сцилла и Харибда — два морских чудовища, с которыми пришлось встретиться Одиссею во время своих странствий. Живут они недалеко друг от друга, по разным сторонам некоего пролива [5] . Точно неизвестно, как выглядит Харибда, но, когда она заглатывает воду, в море появляется гигантский водоворот, способный затягивать корабли. Сцилла — хищная лающая тварь о шести головах на длинных шеях и двенадцати лапах. Одиссей, проходя в проливе, справедливо рассудил, что лучше потерять шесть человек, чем погибнуть всем и проплыл мимо Сциллы.

Чудовища, побеждённые Гераклом:

  • Немейский лев — детище Тифона и Ехидны, гигантский лев с непробиваемой шкурой, который опустошал окрестности города Немея. Геракл оглушил его ударом палицы, а потом задушил. Геракл снял с него шкуру (с помощью когтей самого льва) и стал носить, как накидку.
  • Лернейская гидра — родная сестра Немейского льва от тех же родителей, обитавшая у города Лерна. Эта тварь могла похвастаться крайней ядовитостью, способностью отращивать отрубленные головы в двойном числе и гигантским раком-союзником по имени Каркин. Гераклу пришлось заручиться помощью другого героя, Иолая, чтобы одолеть гидру и рака (Иолай убил рака и прижёг шеи гидры горящими деревьями, не дав им отрастать). Знаменитые ядовитые стрелы Геракла были смочены желчью гидры. Лернейская гидра стала, пожалуй, одним из самых известных чудищ греческой мифологии, породив многочисленных подражателей в фэнтези.
  • Стимфалийские птицы — жившие недалеко от аркадийского города Стимфала чудовища, пожиравшие людей и скот. Перья у этих птичек были из бронзы, поэтому они могли метать их в жертв, как стрелы. Впрочем, Гераклу удалось всполошить их ударами в тимпан [6] и перестрелять из лука.
  • Эриманфский вепрь — огромный свирепый кабан, обитатель горы Эриманф. Геракл одолел его, связал и принёс в Микены живьём.
  • Критский бык — подарок Посейдона царю Миносу для торжественного жертвоприношения. Миносу стало жалко такого замечательного производителя и он принёс в жертву другого быка. Разгневанный бог наслал на быка бешенство, и тот стал крушить всё на своём пути. Геракл, победивший быка, тоже принёс его в Микены живым, но трусливый царь Эврисфей не осмелился держать чудовище у себя и отпустил его на волю. Впоследствии, бык пал от руки Тесея.
  • Цербер — третий отпрыск Тифона и Ехидны, многоглавый пёс Аида с ядовитой слюной, стороживший вход в подземное царство. Геракл укротил его по приказу Эврисфея отвёл в Микены, а потом вернул Аиду.
  • Персей — см. отдельную статью.
  • Геракл — удостоен персональной статьи.
  • Тесей — см. персональную статью.
  • Аргонавты — группа героев во главе с Ясоном, искавших легендарное Золотое роно. За подробностями — соответствующую статью.
  • Герои Калидонской охоты — участники печально известной охоты на Калидонского вепря, приведшей к братоубийственной войне. За деталями — сюда.
  • Участники Троянской войны— так как их очень много, просьба пройти в отдельную статью.
  • Danmachi — в сеттинге со спустившимися на Землю богами, конечно, есть немало греческих богов. Они, правда, имеют ещё меньше общего со своими пропотипами, чем в предыдущем примере (Гефест, например — вообще женщина). Богиня Гестия — подруга и формальный начальник главного героя и один из центральных персонажей.

По официальной хронологии, Рим был основан примерно 2800 лет назад племенами латинов и сабинов, и в то время будущий Вечный город был просто группой поселков на берегах реки Тибр. Рим был самым северным крупным поселением латинов и граничил с городами-государствам этрусков, так что они оказали на них такое влияние и так часто селились в Риме, что стали считаться одними из основателей наряду с латинами и сединами. Этруски (в отличие от латинов и сабинов, неарийский и, по некоторым версиям, родственный помянутым минойцам и пеласгам) — в первом тысячелетии до нашей эры они занимали всю северо-западную часть Аппенинского полуострова [7] и основали развитую цивилизацию. У них (а не только у одних греков) римляне позаимствовали многих богов, традиции и обычаи. Впоследствии, окрепшие римляне ассимилировали этрусков — как отдельная культура, они прекратили своё существование в II веке до Н. Э. Греческая мифология также сыграла немалую роль в формировании римской, ибо почти вся южная Италия и Сицилия в то время были греческими колониями, которые активно торговали с этрусками через Рим, да и вообще есть подозрение что на одном из римских холмов изначально была греческая фактория, рядом с которой и стали селиться латиняне. Сами же римские патриции считали себя потомками троянцев, которым удалось спастись после разрушения Трои, а легендарные основатели Рима Ромул и Рем, согласно мифам, были пра-пра-правнуками Энея. А вот прочих кто не мог возвести себя к одному из спутников Энея — плебеями.

Несмотря на свою несамостоятельность и широкий пласт заимствований из греческой культуры, мифология Древнего Рима имеет огромное значение. Это особая форма, в которой отразился познавательный опыт людей прошлого, их представления о явлениях природы, течение жизни, создании мира. Некоторые самобытные черты делают ее уникальной и важной для изучения.

Мифология Древнего Рима

Общая характеристика

Мифы Древнего Рима для детей — это, прежде всего, познавательные и интересные истории о создании мира, о войнах. Это попытка людей объяснить то, что оказывалось за гранью их понимания. Римляне не обладали достаточными знаниями, чтобы разобраться в том, что такое гром, какими причинами вызывается молния. Именно поэтому и обращались к мифам. Отличным решением казалось им объяснить громовые раскаты волей могучего Юпитера, главы пантеона.

Можно выделить следующие отличительные черты римского мифотворчества:

Римский император

  1. Культура полностью подчинялась политики и нормам морали, принятым в государстве. Уже римские императоры поняли, что религиозные верования можно использовать для укрепления власти и для того, чтобы держать простых людей в добровольном рабстве. Понимание того, что правитель — это живое божество, сошедшее с небес, заставляло обычных граждан даже не думать о проявлении свободной воли.
  2. Мифотворчество было теснейшим образом переплетено с бытовой стороной жизни римлян. Заручившись помощью богов, жители современной Италии занимались сельскохозяйственными работами, строили дома и храмовые постройки, отправлялись в дальние страны.

Именно поэтому обрядовой стороне уделялось особое внимание. Малейшее нарушение канона церемонии становилось причиной того, что все ритуальные действа приходилось повторять сначала. В государстве, как и в Греции, почетом и уважением пользовались жрецы, однако древнеримские служители культа все же были в зависимом положении, вынуждены были подчиняться императору.

Основные божества

При подготовке доклада, посвященного римской мифологии, следует обязательно кратко описать основных представителей пантеона. Во многом эти боги имеют греческое происхождение, поменяли только имена, сохранив функции и легенды. Вот краткая информация о божествах:

Юпитер — верховный бог, громовержец

  1. Юпитер — верховный бог, громовержец, грозный покровитель не только людей, но и прочих богов. В Греции известен под именем Зевс.
  2. Юнона (Гера) — верховная богиня, супруга Зевса, покровительница семейных отношений.
  3. Нептун — покровитель стихии воды, соответствовал Посейдону.
  4. Венера (Афродита) — богиня любви и чувственного наслаждения.
  5. Диана (Артемида) — дева-охотница.
  6. Марс (Арес) — повелитель кровопролитных боев.
  7. Вулкан (Гефест) — покровитель кузнечного ремесла.
  8. Меркурий (Гермес) — легкомысленный и жуликоватый бог торговли.
  9. Минерва (Афина) — богиня справедливой войны, мудрости, ремесла.

Основным богом пантеона (сообщества всех божеств) является Юпитер, именно в его власти были судьбы не только людей, но и бессмертных небожителей. Каждый бог отвечал за какое-то определенное природное или социальное явление, например, Марс и Минерва покровительствовали военным действиям, а водной стихией заведовал седобородый Нептун.

Чтобы заручиться божественной поддержкой в каком-либо деле, небожителям приносили богатые дары, строили роскошные храмы и алтари — настоящие произведения искусства. Некоторые из творений древних римлян дошли до наших дней и поражают воображение своей монументальностью и вниманием к деталям.

Зарождение системы и источники информации

Работая над презентацией по легендам и сказаниям Древнего Рима, следует отметить, что эти тексты имели два основных источника — мифологические системы Греции и этрусков. При этом присутствуют и самобытные особенности.

Дата основания Рима

Точная дата создания мифов неизвестна, однако примерно во II — начале I тысячелетий до новой эры появились первые упоминания о древнейшей итальянской культуре. Именно этот период и можно условно считать временем зарождения мифологии. Датой основания Рима, согласно легенде, является 753 год до н. э. А в период, который в истории называется царским, шло формирование общественного строя и религиозных устоев. Как раз в это время и был сформирован римский пантеон, который в дальнейшем практически не изменился.

Отличительная особенность римской культуры — с завоеванием новых земель римляне с удовольствием заимствовали иных богов, включая их в свою мифологическую систему. В результате получилась совершенно уникальная система, в которой заимствованные черты переплелись с собственными.

Основные источники, которые позволяют получить знания о мифах Рима:

Все эти источники позволяют исследователям получать определенные данные о культуре тех времен, мифологической картине мира, о пантеоне небожителей, героях, ритуалах и обычаях.

Наиболее интересные сказания

Мир был создан богом Янусом

Все мифы Древнего Рима можно разделить на несколько групп. Это легенды о сотворении мира и человека, повествования о богах, а также сказания у героев. Очень многие особенности каждой категории были взяты из системы Древней Греции. Однако, например, миф о том, что мир был создан богом Янусом, является собственно римским. Это двуликое божество почиталось как покровитель ворот, римляне полагали, что одно из лиц Януса смотрит в прошлое, второе же направлено в будущее.

Второй необычный миф — о возникновении людей из дубовых корней. Священным деревом считалась и смоковница, под тенью раскидистой кроны которой проводились религиозные обряды, содержание многих из них до нас не дошло. Вот несколько примеров отображения в сказаниях и легендах силы представителей животного и растительного мира:

  1. Под смоковницей волчица кормила основателей Рима, Рема и Ромула.
  2. Капитолийскому дубу Ромул принес первую добычу.
  3. Священными почитались птицы: дятел, орел, гусь.
  4. А волку был посвящен отдельный праздник — луперкалий, который проводился для увеличения плодородия.

Постепенно сказания Рима усложняются, цельная система заменяет собой разрозненные примитивные легенды.

Об основании Рима

Жестокий царь Амулий

При составлении короткого реферата нужно обязательно описать этот самый известный римский миф о двух братьях. Жестокий царь Амулий обманом захватил свою власть и, как и все узурпаторы, очень боялся ее лишиться. Именно поэтому он убивает на охоте своего единственного племянника — основного конкурента, сына свергнутого им царя Нумитора. А Рею, свою племянницу, делает весталкой. Это жрица богини Весты, хранительницы очага. Проживала при храме и была обязана отказаться от создания семьи.

Бог войны Марс пленился красотой Реи, от их союза родились двое близнецов. Гнев царя был страшен, он не поверил Рее, утверждавшей, что детей она родила от бога. По традициям тех лет согрешившую весталку наказывали страшной карой — живьем замуровывали в стену. Эта участь ждала Рею. А ее малышей сбросили с обрыва в воду, также обрекая на смерть.

Однако мальчики выжили. Течение вынесло их на берег, где плач услышала волчица, отдыхавшая в тени смоковницы. Именно она накормила близнецов молоком, спасая их от голодной смерти. Затем дети попали на воспитание к пастуху Фавстулу, который воспитывал их как своих, а в тайну происхождения посвятил уже после взросления.

Рем и Ромул вернулись на свою родину, убили вероломного Амулия, восстановили в правах своего деда Нумитора. А сами решили основать новое государство на тех землях, где много лет назад они нашли свое спасение. Там появился Рим. Легенда на этом не завершается, братья поспорили, чьим именем будет называться новая столица. И Ромул убил своего близнеца, чтобы захватить власть полностью.

Героическое направление

Очень популярными были и мифы о героях, но появились они гораздо позднее, чем сказания о богах. Люди развивались, изучали науку, постигали тайны искусства и мироздания. Очень многое из того, что пугало их предков, постепенно становилось понятным. Поэтому на первый план стали выходить не бессмертные боги, а обычные люди. Так появилась героическая мифология. В этом пласте есть собственно римские элементы, а также заимствованные. Интересно, что героями могли быть не только мужчины, но и женщины.

Матрона Лукреция

Например, матрона Лукреция увековечена в легенде благодаря своей привлекательности и добродетели. Лукреция была замужем, однако ее красота стала причиной того, что царский наследник, не устояв, сделал женщину своей наложницей. Честная дама во всем призналась супругу, после чего у него на глазах покончила с собой, не в силах жить с пятном позора. Ее поступок вызвал бунт, результатом которого стало установление римской Республики.

Клелия — еще одна добродетельная и отважная римлянка. Будучи отданной в жены этрусскому царю, Клелия сумела бежать и на небольшой лодочке в одиночку переплыть могучий Тибр, чтобы вернуться на родину. Царь потребовал вернуть беглянку, на что римляне согласились. Однако сила воли этой девушки произвела на монарха неизгладимое впечатление, и он подарил ей свободу.

Таковы лишь некоторые из мифов Древнего Рима, многие из которых дошли до нас в поздних версиях, запечатленных на страницах книг Вергилия. Мифологическая система ценна сама по себе, а также дает возможность узнать много нового о жизни и традициях жителей Италии прошлых эпох.

Читайте также: