Грех в иудаизме кратко
Обновлено: 30.06.2024
Цель оправдывает средства?
Что же такое грех? На первый взгляд ответ прост — нарушение божественных заповедей. Однако жизнь показывает, что все гораздо сложнее.
То же самое и в исламе, где важен не только сам поступок, но и его цель.
— Иисус Христос кнутом изгонял торговцев из храма и, надо полагать гневался при этом, — предполагает профессор Осипов. — Мать, отбирающая срамные картинки у сына-подростка, тоже испытывает гнев. Гнев любви. Гнев — естественное состояние человека. В разных ситуациях он может стать грехом, а может — и благом.
— На самом деле, влечение мужчины к женщине — явление нормальное, — говорит Осипов, — и ограничено оно лишь брачными узами. Более того, нигде нет указаний, что интимные отношения допустимы лишь для рождения детей и должны прекращаться, если женщина не может родить.
Такого же мнения придерживается и отец Михаил:
Отметим, что в исламе и иудаизме точно так же, как и в православии, грехом считаются сексуальные отношения вне брака, в том числе и рукоблудие. И точно так же рождение ребенка не считается единственной целью интимных отношений супругов.
Но списки грехов куда обширнее. Однако формализация нравственной жизни, сведение грехов в какой-то специальный список, по словам отца Михаила, вообще чуждо православию:
— Внутренняя жизнь человека определяется единой целью — обретением единства с Богом, которое разрушается грехом. Если забыть об этой цели, то заповеди превращаются в набор бессмысленных ограничений. Вообще, формализм — вещь недопустимая в отношениях с Богом. Человек в самой глубине своего существа понимает, что грешит. Ему не списки подсказывают, а совесть, упреки близких людей, обстоятельства жизни.
В одиночку не спастись
И православные, и иудеи, и мусульмане должны каяться в своих грехах.
Православные допускаются к Таинству покаяния (исповеди), как правило, с 7 лет. Священник Михаил Прокопенко подчеркивает:
По словам первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы хазрата Якупова, в исламе для покаяния существуют специальные молитвы. Но прежде всего мусульманин обязан сожалеть о совершенном, прекратить грешить.
Главные греховные страсти в православии
5. Печаль (связана с утратой чего-либо, предмета или служебного положения)
6. Уныние (Общая потеря духовной энергии и жизненного тонуса. Крайней степенью уныния считается отчаяние и попытка суицида)
Мир вам. Мне хотелось бы узнать еврейское понимание греха, а так же последствий греха. Спасибо.
Отвечает рав Реувен Куклин
Приведу Вам слова Рабейну Йоны в его книге Шеарэй Тшува (раздел 3):
Что касается Вашего вопроса о последствиях греха:
Человека, который совершил грех, ожидает наказание. Но обычно наказание не следует за нарушением немедленно, поэтому людям кажется, что наказания за грехи не существует.
Всё это — если человек не раскаялся в своих дурных делах. Если же он сожалеет о том, что совершил их, и принимает на себя обязанность не поступать впредь подобным образом, Всевышний прощает ему все грехи.
В то время, как некоторые из нас в современную эпоху привыкли думать о грехе как о плохих практиках или поступках, предпринятых против Божьего закона, понятие греха для меня гораздо глубже, чем просто неправильные поступки или добрые дела. Грех — это то, что воздействует и влияет намного сильнее, чем мы иногда поверхностно это понимаем.
Грех и грех
Когда вы внимательно читаете Библию, вы замечаете, что есть множество различных случаев, в которых авторы Библии используют термин грех. Например, под грехом может подразумеваться действие или практика, но также и состояние, положение или способность.
Ниже приведены несколько примеров стихов, касающихся греха не как действия, а как способности, состояния или положения:
“Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.” (Пс 50: 7)
“Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. ”(Ин. 1:29)
“Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.” (Рим. 3:9)
“Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными.” (Рим. 5:19)
“Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.” (Рим. 6:6)
“Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.” (Рим. 7:8)
“Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.” (Рим. 7:14)
“Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть.” (Рим. 5:12)
Грех (хет/хата) на иврите = “пропустить, промахнуться”
В иврите слово חֶטְא (хет, “грех”) буквально означает “пропустить, промахнуться” [1]. Из этого говорящий на иврите понимает, что “грешить” означает “промахнуться, не достичь цели” в исполнении воли Бога.
В отличие от Завета Моисея, в котором избегать греха означает не нарушать заповеди (например, такие, как не причинять вреда вашему соседу), в Новом Завете этого уже недостаточно! Вы видели своего соседа в нужде и вы не помогли ему? Вы согрешили — упустили исполнение воли Божьей.
“Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.” (Иак. 4:17)
Для Израиля Завет Моисея был как получение первой медицинской помощи. Закон Моисея ограничивал проступки наших нечестивых сердец, на которые в значительной степени влияли грешные цивилизации вокруг нас. Однако Новый Завет поднимает планку намного выше, устанавливая стандарт, как во дни творения, — конечную, совершенную волю Бога.
Понятие не промахнуться в исполнении воли Бога (то есть не грешить), следовательно, простирается гораздо глубже и гораздо дальше, чем не убивать кого-то или не грабить банк. Мы промахиваемся с исполнением Божьей воли в большей степени, чем мы себе представляем, — мы упускаем Божью волю в нашем образе жизни, в наших традициях, в нашем способе мышления, в том, что мы говорим, в том, что мы едим, в том, что мы покупаем, и во многих других вещах. Мы промахиваемся в исполнении воли Бога в простых повседневных делах, о которых мы даже не задумываемся, например, в загрязнении окружающего нас Божьего творения из-за использования электричества или вождения автомобиля (загрязнение, которое ведет не только к болезням, но и к стихийным бедствиям [2]). Или, когда мы покупаем iPhone, не понимая, что мы поддерживаем современное рабство, поскольку дети в возрасте от 13 лет вынуждены работать на шахтах всего за 2 доллара в день [3]. Или когда мы даем нашим малышам газированные напитки, накачивая их тела сахаром и искусственными химическими веществами, которые вызывают ожирение и другие болезни. Или когда наша материалистическая культура побуждает нас покупать лодку для отдыха за 50 тысяч долларов, в то время, как в другой части города голодают дети.
Есть бесконечное множество и других примеров реалий, ситуаций и вещей, которые мы делаем, “промахиваясь с исполнением воли Бога”, просто потому, что мы живем в мире, который находится в греховном состоянии, во многих случаях даже поддерживая это состояние, не осознавая этого.
Все спуталось и смешалось, и мы практически не можем избежать бесконечной космической петли греха, в которой мы все застряли. Смысл вот в чём, нравится нам это или нет, — мы являемся неотъемлемой частью эффекта бабочки, вызванной греховным состоянием мира — и нас самих.
Мы — это то, что мы делаем
Грех, конечно, гораздо глубже, чем внешние поступки, которые мы делаем, поскольку источник того, что выходит наружу, заключается в том, кто мы внутри. Это связано с нашим внутренним существом, с нашей внутренней идентичностью — и с промахом в исполнении Божьей воли в том, кем мы были изначально созданы.
В своей книге “The Reason for God” (Аргумент существования Бога) д-р Келлер даёт такое определение греха:
“Грех — это отчаянный отказ найти нашу глубокую идентичность в наших отношениях с Богом и служении Ему. Грех — это стремление стать самим собой, получить идентичность отдельно от Бога. Итак, согласно Библии, основной способ определения греха — это не просто совершение плохих дел, но и совершение добрых дел в качестве окончательной цели.” [4]
Или, как просто и красиво сказал датский теолог XIX века Сёрен Кьеркегор:
“Грех строит вашу идентичность на чём угодно, кроме Бога.” [5]
Это означает, что даже любить наших близких (что само по себе является хорошим делом) больше, чем мы любим Бога, — это промахнуться в исполнении воли Бога, то есть — грех.
Болото греха
Состояние греха подобно болоту — чем больше мы пытаемся бороться с ним сами, тем глубже мы тонем. Космическое болото, которое влияет на все творение.
Из-за греховного состояния, в котором находится человечество, никто не может убежать от этого, мы все вовлечены в это. Никто не может стать перед святым Богом и сказать: “Я не имел к этому никакого отношения.”
И точно так же, как и когда мы застреваем в болоте, мы ничего не можем сделать, кроме как надеяться, что кто-то извне протянет руку, чтобы спасти и вытащить нас — нам нужно, чтобы сам Бог обеспечил нам способ оправдания. Если учесть тот факт, что грех является состоянием, а не только действием, то переход от состояния греха к состоянию праведности — это не то, что мы можем “сделать” самостоятельно. Это также и не процесс или процедура, совершая которую, мы медленно достигаем чего-то или зарабатываем что-то у Бога, и это не то, что мы можем совершить своими собственными силами, — это Бог вытаскивает нас из болота, а не мы, вылезающие из него, чтобы ухватиться за Господа. Либо мы соглашаемся, что Он вытащит нас, либо мы откажемся от Его предложения о спасении. Это просто замена состояния — или вы всё ещё находитесь в болоте, потому что отвергли помощь, или вы уже вне его, потому что позволили Богу позаботиться о вас.
Мир делится на два лагеря: тех, кто оправдан, и тех, кто нет. Между ними нет никакого промежуточного состояния, никакого прогресса, никакого процесса медленного выхода из болота, подобного гонке в компьютерной игре, которую нужно пройти, чтобы успешно завершить игру.
Другими словами, это не ваши грехи удерживают вас от спасения, это ваше намеренное отвержение (неверие) помощи Спасителя удаляет спасение от вас и удерживает вас в состоянии греха (в болоте).
Единственный способом для вас НЕ быть спасенным, — это намеренно отказаться от единственной предлагаемой вам линии жизни, которая может вытащить вас из болота. Как вам ухватиться за эту линию жизни? Просто скажите “ДА” спасению, которое Бог предлагает в Мессии Йешуа (знаменитое “сола фиде”, оправдание только верой и только благодатью) [6].
Спаси меня!
Неспособность понять грех, прежде всего, как состояние, по моему мнению, заставляет добросердечных верующих терпеть неудачу в понимании этой фундаментальной доктрины спасения. Хороший пример — пятидесятнический пастор и автор Дэвид Поусон, который считает, что спасение — это то, что вам необходимо получить и сохранить своими собственными силами, держась подальше от греха: “Таким образом, спасение — это процесс. И процесс, который ещё не завершен ни для кого из нас!” [7].
Утверждение Поусона основано на его недостатке понимания понятия греха, прежде всего, как состояния: “Грехи одинаковы как у верующих, так и у неверующих. Если “святые” думают, что это сойдёт им с рук, это — фатальная ошибка, потому что, на самом деле, они собирают себе гнев на свою голову.”
Благая весть заключается в том, что я в безопасности в новом состоянии, которое у меня есть в Иешуа Мессии, — состоянии оправдания. И при всём уважении к Дэвиду Поусону, я могу спокойно спать по ночам, зная, что не в моих силах поддерживать это состояние, но я имею это всё благодаря тому, что Иешуа сделал для меня на кресте!
Цель оправдывает средства?
Что же такое грех? На первый взгляд ответ прост — нарушение божественных заповедей. Однако жизнь показывает, что все гораздо сложнее.
То же самое и в исламе, где важен не только сам поступок, но и его цель.
— Иисус Христос кнутом изгонял торговцев из храма и, надо полагать гневался при этом, — предполагает профессор Осипов. — Мать, отбирающая срамные картинки у сына-подростка, тоже испытывает гнев. Гнев любви. Гнев — естественное состояние человека. В разных ситуациях он может стать грехом, а может — и благом.
— На самом деле, влечение мужчины к женщине — явление нормальное, — говорит Осипов, — и ограничено оно лишь брачными узами. Более того, нигде нет указаний, что интимные отношения допустимы лишь для рождения детей и должны прекращаться, если женщина не может родить.
Такого же мнения придерживается и отец Михаил:
Отметим, что в исламе и иудаизме точно так же, как и в православии, грехом считаются сексуальные отношения вне брака, в том числе и рукоблудие. И точно так же рождение ребенка не считается единственной целью интимных отношений супругов.
Но списки грехов куда обширнее. Однако формализация нравственной жизни, сведение грехов в какой-то специальный список, по словам отца Михаила, вообще чуждо православию:
— Внутренняя жизнь человека определяется единой целью — обретением единства с Богом, которое разрушается грехом. Если забыть об этой цели, то заповеди превращаются в набор бессмысленных ограничений. Вообще, формализм — вещь недопустимая в отношениях с Богом. Человек в самой глубине своего существа понимает, что грешит. Ему не списки подсказывают, а совесть, упреки близких людей, обстоятельства жизни.
В одиночку не спастись
И православные, и иудеи, и мусульмане должны каяться в своих грехах.
Православные допускаются к Таинству покаяния (исповеди), как правило, с 7 лет. Священник Михаил Прокопенко подчеркивает:
По словам первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы хазрата Якупова, в исламе для покаяния существуют специальные молитвы. Но прежде всего мусульманин обязан сожалеть о совершенном, прекратить грешить.
Главные греховные страсти в православии
5. Печаль (связана с утратой чего-либо, предмета или служебного положения)
6. Уныние (Общая потеря духовной энергии и жизненного тонуса. Крайней степенью уныния считается отчаяние и попытка суицида)
Читайте также: