Гражданское общество и местное самоуправление кратко

Обновлено: 05.07.2024

Местное самоуправление в системе гражданского общества - это институт гражданского общества, существующий в рамках государства, тесно взаимодействующий с ним и органами его управления при наличии автономии от государственной власти и осуществлении части функций этой власти, делегированных ему государством.

Концепция местного самоуправления в рамках гражданского общества

Местное самоуправление представляет собой специфический уровень власти, реализуемый в вырабатываемых населением организационных формах на самостоятельные основе в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Также местное самоуправление можно рассматривать в качестве сферы общественной активности и гражданской самостоятельности населения.

В концептуальном смысле местное самоуправление можно охарактеризовать следующим образом:

  • местное самоуправление выступает в качестве одной из разновидностей публичной власти. В определенном смысле местное самоуправление можно рассматривать как низший уровень государственного управления, наделенный юридической автономией и широкими возможностями в рамках отдельных муниципальных образований. Местное самоуправление выступает в качестве обязательного элемента общей системы государственного управления гражданским обществом, реализующего определенные полномочия;
  • местное самоуправление является институтом гражданского общества, предназначенным для самоорганизации населения. Местное самоуправления осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность. Его основное назначение состоит в решении вопросов местного уровня. Реализация местного самоуправления осуществляется либо в непосредственной форме населением, либо через систему органов муниципального управления. Первостепенное значение здесь имеет самостоятельность местного самоуправления и вторичность властных полномочий. Местное самоуправление обеспечивает отправление функций гражданского общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Эта специфика местного самоуправления обеспечивает решение задач оптимальности взаимодействия государства и гражданского общества, правильную структуризацию этого взаимодействия. Местное самоуправление является публичной властью, но представляет собой особый вид власти, реализуемый населением за счет более широких возможностей собственной самоорганизации. В отношении этого вида власти не применяются жесткие нормативы, характерные для государственной власти.

Местное самоуправление выступает в качестве элемента или института гражданского общества. Между гражданским обществом и местным самоуправлением существует тесная взаимосвязь. Становление гражданского общества способствует становлению и развитию муниципального управления и наоборот. Таким образом, местное самоуправление, являясь элементом гражданского общества, также выполняет роль ключевого фактора развития этого общества.

Специфические особенности местного самоуправления в системе гражданского общества

Местное самоуправление носит пограничный характер для общества и государства, выступая в качестве объединяющего фактора.

Местное самоуправление представляет собой институт гражданского общества, реализуемый в виде особого типа властной структуры, отсутствие которой не позволяет обществу быть полноценным. Местное самоуправление обеспечивает часть общественного самоуправления в целом, выступая в качестве канала воздействия гражданского общества на государство.

Существование местного самоуправления в качестве института гражданского общества невозможно без государственных рамок. Местное самоуправление не может существовать вне взаимодействия с органами государственной власти. Причем последние обеспечивают защиту автономии местного самоуправления от государственной власти, определяют полномочия местного самоуправления, делегируют ему часть своих функций.

Роль местного самоуправления в общественных отношениях имеет особый характер. Подлинное гражданское общество подразумевает свободное развитие разнообразных гражданских институтов, включая местное самоуправление. Значение местного самоуправления в системе гражданского общества объясняется ролью, которую оно выполняет в рамках демократического общества, реализуя связующую функцию общества и государства.

Принципиальные основы функционирования местного самоуправления в гражданском обществе

В основе функционирования местного самоуправления в рамках гражданского общества находятся следующие принципы:

  • во-первых, основу самоуправления составляет добровольное участие, получающее поддержку со стороны органов государственного управления, защищенное от навязанных высшими уровнями власти методов и форм функционирования;
  • во-вторых, фундамент местного самоуправления обеспечивается признанием населением муниципального образования осуществляемой муниципальной политики при соблюдении условия ее прозрачности для жителей;
  • в-третьих, деятельность местного самоуправления должна носить разнообразный, разнородный и поливариантный характер;
  • в-четвертых, самоуправление не является статичной социальной минисистемой;
  • в-пятых, самоуправление не должно проникать во все сферы жизнедеятельности муниципального образования, ограничиваясь лишь теми полномочиями, для которых имеются законные основания, инициативы, ресурсы.

В качестве перспектив развития местного самоуправления рассматривается не наличие государственного административного импульса в виде приказов и директив, а процесс готовности гражданского общества к разработке форм и методов реализации местного самоуправления. Признание местного самоуправления в качестве института гражданского общества формирует основу для вовлеченности населения в процесс управления муниципальным образованием и ее углубление.

Задача гражданского общества в развитии местного самоуправления состоит в защите и реализации того пространства, в рамках которого осуществляется это самоуправление.

Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

Местное самоуправление является важнейшим элементом организации публичной власти. Его специфика заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления объединены в единую систему управления страной, они имеют действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, могут самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ.

Особенно актуальное значение и звучание приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиций научного анализа, соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Опыт человечества свидетельствует, что не во все периоды развития государства решение повседневных вопросов на местах принимало форму самоорганизации. Это означает, что местное самоуправление как одна из форм самоорганизации населения существовало далеко не всегда. Современные принципы и формы местного самоуправления - результат сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов общества в лице территориальных сообществ и государства. Вероятно, исходя из этого, современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Государство возникает и конституируется как представительство общественных интересов, как сила, стоящая над обществом, но уже с самого начала оно выступало как система организованного политического господства одних людей над другими. Как бы то ни было, но ранние, так же как и более поздние, формы государства, будучи общественными институтами, редко выражали действительные общественные интересы.

В различных типах государства на разных этапах исторического развития существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка различных социальных групп, характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.




Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

Характерной чертой современного этапа развития Российской Федерации является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. В этой связи фактор самоорганизации территорий становится важнейшим условием дальнейшего осуществления реформ в Российской Федерации.

Существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. Процессы децентрализации государственной власти и управления, создание местного самоуправления происходят в нашем государстве весьма непросто и сопровождаются большими противоречиями и трудностями. С одной стороны, имеются попытки абсолютизировать самостоятельность местной власти, обособить местное самоуправление от государственного управления, что неизбежно приводит на практике к вседозволенности и нарушению нормального функционирования управленческой системы.

С другой стороны, обоснованные действия федерального центра по укреплению законности и наведению порядка в системе управления порождают у некоторой части общества и государственного аппарата стремление существенно ограничить права и возможности органов местного самоуправления, фактически свести на нет их самостоятельность в решении определенной части публичных дел. Для свободного демократического государства также необходимым является существование полноценного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть.

Вышеназванные крайности в подходах к местному самоуправлению были бы просто невозможны в условиях подлинного гражданского общества, в котором демократические ценности и институты, эффективно действующее местное самоуправление представляют самостоятельную ценность. Без них существование современного демократического государства и общества просто немыслимо. Все реформы в современной России половинчаты именно потому, что они не могли опереться на силу самодеятельного гражданского общества. Следовательно, насущной задачей государственного строительства в настоящее время является параллельное, одновременное развитие институтов гражданского общества и местного самоуправления, которую возможно решить лишь при условии разработки теоретической концепции их соотношения, а также законодательного закрепления и практического воплощения основных ее постулатов.

Однако при этом не учитывается тот факт, что местное самоуправление, в отличие от других институтов гражданского общества, является обязательным элементом государственного устройства, одной из основ конституционного строя РФ, что вытекает из положений первой главы Конституции РФ и свидетельствует о политической природе местной власти. Законодательно закрепляется обязательное наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании, обязательность решений этих органов, принятых в пределах их полномочий, и ответственность за их неисполнение. Все эти признаки говорят об общности местного самоуправления и государственного управления как разновидностей публичного управления. Тем не менее, органы и должностные лица местного самоуправления в своей деятельности не всегда руководствуются интересами населения, в силу чего возможны противоречия и конфликты между ними и жителями муниципальных образований, отчуждение органов муниципальной власти от местного сообщества, нарушение ими прав и законных интересов граждан. Так, в последнее время подобное противостояние представителей муниципальной власти и жителей муниципальных образований в ряде регионов России проявилось весьма остро по проблемам жилищно-коммунальной реформы.

Письменные обращения граждан в органы законодательной и исполнительной власти следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности.

Федеральный закон № 59-ФЗ, несмотря на свое название, распространяется на обращения всех физических лиц — не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства (статья 1). Основное предназначение данного Закона заключается в закреплении требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления.

Виды обращений граждан, согласно Федеральному закону от № 59-ФЗ (статья 4), представлены на рис.1 (с.2).

коллективное обращение - обращение двух или более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на собрании, конференции, митинге, сходе граждан, ином публичном мероприятии, подписанное его участниками, направленное в государственные органы автономного округа и к должностным лицам, а также устное обращение двух или более лиц в указанные органы или должностным лицам;

повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным законодательством срок рассмотрения или гражданин, подавший его, не удовлетворен данным ему ответом.


Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

Местное самоуправление является важнейшим элементом организации публичной власти. Его специфика заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления объединены в единую систему управления страной, они имеют действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, могут самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ.

Особенно актуальное значение и звучание приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиций научного анализа, соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Опыт человечества свидетельствует, что не во все периоды развития государства решение повседневных вопросов на местах принимало форму самоорганизации. Это означает, что местное самоуправление как одна из форм самоорганизации населения существовало далеко не всегда. Современные принципы и формы местного самоуправления - результат сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов общества в лице территориальных сообществ и государства. Вероятно, исходя из этого, современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Государство возникает и конституируется как представительство общественных интересов, как сила, стоящая над обществом, но уже с самого начала оно выступало как система организованного политического господства одних людей над другими. Как бы то ни было, но ранние, так же как и более поздние, формы государства, будучи общественными институтами, редко выражали действительные общественные интересы.

В различных типах государства на разных этапах исторического развития существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка различных социальных групп, характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

Характерной чертой современного этапа развития Российской Федерации является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. В этой связи фактор самоорганизации территорий становится важнейшим условием дальнейшего осуществления реформ в Российской Федерации.

Существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. Процессы децентрализации государственной власти и управления, создание местного самоуправления происходят в нашем государстве весьма непросто и сопровождаются большими противоречиями и трудностями. С одной стороны, имеются попытки абсолютизировать самостоятельность местной власти, обособить местное самоуправление от государственного управления, что неизбежно приводит на практике к вседозволенности и нарушению нормального функционирования управленческой системы.

С другой стороны, обоснованные действия федерального центра по укреплению законности и наведению порядка в системе управления порождают у некоторой части общества и государственного аппарата стремление существенно ограничить права и возможности органов местного самоуправления, фактически свести на нет их самостоятельность в решении определенной части публичных дел. Для свободного демократического государства также необходимым является существование полноценного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть.

Вышеназванные крайности в подходах к местному самоуправлению были бы просто невозможны в условиях подлинного гражданского общества, в котором демократические ценности и институты, эффективно действующее местное самоуправление представляют самостоятельную ценность. Без них существование современного демократического государства и общества просто немыслимо. Все реформы в современной России половинчаты именно потому, что они не могли опереться на силу самодеятельного гражданского общества. Следовательно, насущной задачей государственного строительства в настоящее время является параллельное, одновременное развитие институтов гражданского общества и местного самоуправления, которую возможно решить лишь при условии разработки теоретической концепции их соотношения, а также законодательного закрепления и практического воплощения основных ее постулатов.

Однако при этом не учитывается тот факт, что местное самоуправление, в отличие от других институтов гражданского общества, является обязательным элементом государственного устройства, одной из основ конституционного строя РФ, что вытекает из положений первой главы Конституции РФ и свидетельствует о политической природе местной власти. Законодательно закрепляется обязательное наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании, обязательность решений этих органов, принятых в пределах их полномочий, и ответственность за их неисполнение. Все эти признаки говорят об общности местного самоуправления и государственного управления как разновидностей публичного управления. Тем не менее, органы и должностные лица местного самоуправления в своей деятельности не всегда руководствуются интересами населения, в силу чего возможны противоречия и конфликты между ними и жителями муниципальных образований, отчуждение органов муниципальной власти от местного сообщества, нарушение ими прав и законных интересов граждан. Так, в последнее время подобное противостояние представителей муниципальной власти и жителей муниципальных образований в ряде регионов России проявилось весьма остро по проблемам жилищно-коммунальной реформы.

Письменные обращения граждан в органы законодательной и исполнительной власти следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности.

Федеральный закон № 59-ФЗ, несмотря на свое название, распространяется на обращения всех физических лиц — не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства (статья 1). Основное предназначение данного Закона заключается в закреплении требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления.

Виды обращений граждан, согласно Федеральному закону от № 59-ФЗ (статья 4), представлены на рис.1 (с.2).

коллективное обращение - обращение двух или более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на собрании, конференции, митинге, сходе граждан, ином публичном мероприятии, подписанное его участниками, направленное в государственные органы автономного округа и к должностным лицам, а также устное обращение двух или более лиц в указанные органы или должностным лицам;

повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным законодательством срок рассмотрения или гражданин, подавший его, не удовлетворен данным ему ответом.


В данной статье рассматривается роль местного самоуправления как института гражданского общества, его важность для демократического и свободного развития общества, а также его значимость в жизни общества.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, демократия, муниципальное управление.

Согласно Конституции РФ, местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивая в пределах, установленных законодательством, самостоятельно и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения непосредственно и или через органы местного самоуправления исходя из интересов населения, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

В России местное самоуправление является одним из основных институтов гражданского общества. Непосредственно на уровне местного самоуправления должны решаться главные задачи благоустройства территорий, вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства, правового просвещения жителей, помощи незащищенным слоям населения и т. д.

По данным Росстата число муниципальных образований в Российской Федерации на 1 января 2017 года составляет 22327.

Местное самоуправление оказывает огромное влияние на развитие человека, его персоны, ценностей, мировоззренческих направлений. Одной из первостепенных задач местного самоуправления является работа по изменению психологии людей, формированию у них способностей независимого, под свою ответственность решению вопросов местного значения, которые формируют базовую составляющую усовершенствования государства и гражданского общества.

В реформировании и деятельности местного самоуправления существует множество различных вопросов экономического, профессионального, технологического характера. Социальная активность жителей муниципальных образований является очень низкой и высок уровень недоверия к должностным лицам муниципальных образований. В большинстве случаев граждане проблемы личного, социального, экономического характера переносят на лиц, осуществляющих власть в муниципальных образованиях.

Практика организации местного самоуправления в России показывает надобность точного закрепления на законодательном уровне полномочий местных органов и разработку точных параметров форм организационного характера местного самоуправления. Ради решения организационных, экономических, правовых и других вопросов очень важно определиться с компетенцией местных органов, создать механизм их ответственности, сделать акты органов местного самоуправления более доступными для лиц, проживающих в муниципальных образованиях, увеличить формы участия населения в деятельности местных органов и т. п.

Роль местного самоуправления постоянно растет, невзирая на существующие проблемы, потому — что это обусловлено историей современного демократического развития страны.

Особую роль местное самоуправление играет при реализации государственных проектов в сферах здравоохранения, образования, жилищного обеспечения, сельскохозяйственного развития, потому что непосредственно на уровне муниципального образования отчётливо наблюдается механизм взаимосвязи населения и власти.

Существенная доля граждан не имеет понятия о потенциалах местного самоуправления в разных областях жизни общества, вследствие этого немыслимо рассуждать нельзя о полноценном гражданском обществе. Данная проблема должна решиться чтобы позволить реализовывать непосредственную власть народа эффективно.

Полномочия местного самоуправления достаточно широко закреплены в законодательстве, однако, как демонстрирует практическая деятельность, имеют необходимость в расширении.

18 мая 2018 года Глава российского государства В. В. Путин направил гостям, организаторам и участникам идущего в городе Москва Общероссийского конгресса муниципальных образований, отметив важную роль местного самоуправления для создания подходящей среды для жизни граждан и поддержания малого и среднего бизнеса.

Также он отметил, что конгресс является одним из важных мест для обсуждения подобных проблем, повышения эффективности и ресурсных возможностей местного самоуправления и совершенствования законодательства в данной сфере.

Глава государства также отметил что, непосредственно на представителях муниципальной власти будет возлагаться ответственность за реализацию значимых, многоплановых вопросов развития городских и сельских территорий, обновлению их инфраструктуры.

Одной из важных проблем в сфере местного самоуправления является проблема определения компетенции органов местного уровня, в первую очередь в контексте рассредоточения прав и обязанностей среди всех уровней власти.

Результативность деятельности страны, равно как и другой управленческой системы зависит от оптимального разделения обязанностей между различными уровнями власти.

Другая проблема российского местного самоуправления возникла из-за общей нестабильности состояния государственной экономики. Дефицит бюджета, который характерен для всех уровней территориального управления в стране, негативно влияет на положение местного самоуправления.

Непосредственно на местном уровне продолжает чувствоваться недостаток нужных материальных и финансовых средств позволяющих решать важные вопросы жизни и деятельности населения.

Развитие государства создаёт необходимость для изучения местного самоуправления как одной из важных частей демократической системы управления и необходимого компонента нынешнего устройства общества.

В отсутствие эффективного и полноценного местного самоуправления Россия не может считаться правовым демократическим государством.

На сегодняшний день особую важность имеет вопрос о взаимоотношения органов местного самоуправления и государства, который является предметом многих научных дискуссий и вопросом реальной политической деятельности.

Местное самоуправление представляет собой политический институт, который занимает опосредованное положение между гражданским обществом и государством, и обеспечивает в системе государственного управления реализацию прямых и обратных связей.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, гражданское общество, Россия, местное значение, местный уровень, образование, проблема.

Одним из институтов гражданского общества в РФ является местное самоуправление .

Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность граждан по решению вопросов местного значения с учётом исторических и культурных особенностей региона.

Местное самоуправление не входит в систему государственной власти.

  • осуществляется населением самостоятельно, а не по решению государственной власти;
  • является институтом гражданского общества;
  • распространяется на небольшую территорию (муниципалитет) в рамках города, села, района;
  • учитывает особенности территории, традиции народа, культуру населения.

МСУ.jpg



Функции местного самоуправления :

Читайте также: