Гражданский пафос это кратко
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ЛИТЕРАТУРА Х V III ВЕКА (общий обзор).
ГРАЖДАНСКИЙ ПАФОС РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
Цели : вместе с учащимися вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей Х V III века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.
I . Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Запись в тетради эпиграфа к уроку:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Как же происходило становление русской государственности в Х V III в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I ?
Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце Х V III в. вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);
3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже — в Москве.
Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В Х V III в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян, было подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773—1775 гг.).
Дворянство же получило в Х V III в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура — моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателям и дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.
Запись в тетради второго эпиграфа:
Словесность наша явилась вдруг в Х V III веке.
— Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы Х V III и ХIХ вв.?
2. Составление опорной таблицы, обучение конспектированию по учебнику (с. 33—35). Работа по таблице
ГРАЖДА́НСКИЙ , -ая, -ое. 1. Относящийся к правовому положению граждан (в 1 знач.) в государстве. Гражданский кодекс. Гражданские законы. Гражданское право. Акты гражданского состояния. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «пафос»
ПА́ФОС , -а, м. 1. Страстное воодушевление, подъем. Говорить с пафосом. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коченеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «гражданский»
Ассоциации к слову «пафос»
Синонимы к словосочетанию «гражданский пафос»
Предложения со словосочетанием «гражданский пафос»
- Красочная и вместе с тем проникнутая рационализмом мифология, дидактическая философия и прагматическая история, изощрённая в изображении человеческих коллизий и чувствований поэзия и драматургия, исполненное гражданского пафоса красноречие, политическая теория и социальная утопия – вот перечень лишь наиболее важных направлений культурного развития античного мира.
Сочетаемость слова «гражданский»
Сочетаемость слова «пафос»
Афоризмы русских писателей со словом «гражданский»
-
законна.
Воля ни с чем не считается.
Свобода есть гражданское состояние человека.
Воля — чувство.
Дополнительно
Значение слова «гражданский»
ГРАЖДА́НСКИЙ , -ая, -ое. 1. Относящийся к правовому положению граждан (в 1 знач.) в государстве. Гражданский кодекс. Гражданские законы. Гражданское право. Акты гражданского состояния.
Значение слова «пафос»
ПА́ФОС , -а, м. 1. Страстное воодушевление, подъем. Говорить с пафосом.
Предложения со словосочетанием «гражданский пафос»
Красочная и вместе с тем проникнутая рационализмом мифология, дидактическая философия и прагматическая история, изощрённая в изображении человеческих коллизий и чувствований поэзия и драматургия, исполненное гражданского пафоса красноречие, политическая теория и социальная утопия – вот перечень лишь наиболее важных направлений культурного развития античного мира.
Его стихи – яростного публицистического звучания, исполненные глубокого гражданского пафоса, являются ярким и убедительным фактом современной поэзии, продолжающей высокую традицию русской гражданской лирики.
Творчество знаменитого русского поэта является одним из самых ценных наследий русской литературы, относящейся к натуральной школе, цель которой – изображение реально происходящих событий без приукрашивания обстановки, царящей в стране.
Помимо лирических стихотворений основное место в творчестве поэта занимают произведения гражданской направленности, в которых поэт стремится к изображению существующего положения в стране с точки зрения человека и гражданина, беспокоящегося о судьбе собственного народа, отягощенного непосильным трудом, бесправием, нищетой.
Поскольку в период жизни поэта в стране литературное творчество подвергалось жестокой цензуре и живое слово считалось запретным, поэт, имея собственную гражданскую позицию утверждал необходимость обличать и протестовать в целях защиты слабого, безгласного и приниженного народа, поддерживая демократические взгляды своих единомышленников.
Для того, что обойти требования цензуры, поэт в своей лирике зачастую использует приемы сатиры с целью завуалированной критики бюрократов и чиновников, состоящих на царской службе. При этом в данном случае можно наблюдать изменение стихотворной тональности, поскольку она начинает выражать авторский гнев, недовольство и злость в отношении жестокости, равнодушия и лжи представителей власти.
Следует отметить, что некоторые некрасовские произведения являются автобиографичными, отражающими личную авторскую позицию, а повествование в некоторых осуществляется от первого лица.
Впоследствии поэт принимает решение о введении в своих стихотворениях образа русского гражданина, цель которого заключается в активной и смелой защите прав молчащего народа. При этом данный образ, как правило, олицетворяет борца-одиночку, раскрывая тематику, связанную с одиночеством данных людей, отдающих свою жизнь в борьбе за свободу. В данном случае поэт характеризует своего героя в качестве мученика с использованием православных христианских символов.
Кроме обличения и критики поэт в своих произведениях предпринимает попытки раскрытия причин негативных событий, происходящих в русском обществе.
Таким образом, некрасовское творчество пронизано честной гражданской позицией поэта, которая выражает стремление обыкновенного русского человека к установлению справедливого и внимательного отношения к потребностям русского народа, исключению жестокого обращения с людьми, предоставлению им необходимых жизненно важных прав.
2 вариант
Большинство тем, которые описывал Николай Алексеевич, он черпал из своей жизни, писал от своего имени и ярко олицетворял свои чувства и эмоции. Писатель открыто говорил о том, о чем его предшественники и современники не могли даже подумать.
Стихотворения Некрасова крайне важны для русской культуры. В них чувствуется открытость и честность писателя, описаны важные и ключевые времена из истории государства.
Также читают:
Картинка к сочинению Гражданский пафос Лирики Некрасова
Популярные сегодня темы
Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе
Настоящее имя героя произведения Евграф Иванов. В его образе Тургенев показал человека, живущего никчемной жизнью.
Сербский сражатель - важный герой в рассказе "Старый гений" талантливого и всем известного писателя Н.С Лескова. События в рассказе происходят в конце 19 века. Сражатель (воитель) своим образом характеризует участника Сербско-турецкой войны
Считается, что лебеди создают пару на всю жизнь, храня верность своему партнеру до самой смерти. Говорят, что лебедь, оставшийся один, не может пережить случившегося и способен покончить с собой.
Блогосфера
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
Запомните:
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Проанализировать пафос в художественном произведении — значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, что и составляет сущность эпического мировидения. Эпико-драматический пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже он выступает в чистом виде.
Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Пафос трагизма — это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Объективной основой, трагического литературоведы и эстетики довольно давно считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. В сентиментальности — еще одном типе пафоса — мы, как и в романтике, наблюдаем преобладание субъективного над объективным.
Часто главенствующую роль пафос сентиментальности играл в произведениях Ричардсона, Руссо, Карамзина. Переходя к рассмотрению следующих типологических разновидностей пафоса — юмора и сатиры — отметим, что они базируются на общей основе комического. Помимо субъективной, у иронии как пафоса есть и объективная специфика. В отличие от всех других видов пафоса, она направлена не на предметы и явления действительности как таковые, а на их идейное или эмоциональное осмысление в той или иной философской, этической, худ системе.
Пафос - эмоциональный, субъективный в отношении автора.
Идея – осмысление темы, которое приводит к идеалу автора. Проблема – как тема осмысливается в произведении.
Пафос – в сюжет и персонажи – в худ.речь
Пафос = мысли и чувства. В русс-ой традиции впервые употребил это понятие Белинский. Пафос-это мысль писателя, которую он переживает особенно страстно. Пафос зависит от а)объекта изображения (герой) б) субъекта творчества (автора)
Виды пафоса:
а) героический (богатыри в мифах) оцениваются положительные черты характера;
б) идилический (отношение людей к природе, доверительные отношения люде друг к другу) положительно изображает отношения людей;
в) сентиментальный (уважает отношение автора к бедным людям, униженным и оскорбленным) – положительно изображает мир;
г) романтический (взволнованное изображение характеров людей);
д) драматизм – автор показывает противоречия между человеком и обстоятельствами, угрожающими его жизни;
е) трагизм – автор показывает героя, возделенного духовным миром;
ж) комический – реальность высмеивается, критикуется;
з) юмор – вид комического пафоса, где противоречия освещаются так, что слабости героев не приносят вреда.
Проанализировать пафос в художественном произведении — значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, что и составляет сущность эпического мировидения. Эпико-драматический пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже он выступает в чистом виде.
Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Пафос трагизма — это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Объективной основой, трагического литературоведы и эстетики довольно давно считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. В сентиментальности — еще одном типе пафоса — мы, как и в романтике, наблюдаем преобладание субъективного над объективным.
Часто главенствующую роль пафос сентиментальности играл в произведениях Ричардсона, Руссо, Карамзина. Переходя к рассмотрению следующих типологических разновидностей пафоса — юмора и сатиры — отметим, что они базируются на общей основе комического. Помимо субъективной, у иронии как пафоса есть и объективная специфика. В отличие от всех других видов пафоса, она направлена не на предметы и явления действительности как таковые, а на их идейное или эмоциональное осмысление в той или иной философской, этической, худ системе.
Пафос - эмоциональный, субъективный в отношении автора.
Идея – осмысление темы, которое приводит к идеалу автора. Проблема – как тема осмысливается в произведении.
Пафос – в сюжет и персонажи – в худ.речь
Пафос = мысли и чувства. В русс-ой традиции впервые употребил это понятие Белинский. Пафос-это мысль писателя, которую он переживает особенно страстно. Пафос зависит от а)объекта изображения (герой) б) субъекта творчества (автора)
Виды пафоса:
а) героический (богатыри в мифах) оцениваются положительные черты характера;
б) идилический (отношение людей к природе, доверительные отношения люде друг к другу) положительно изображает отношения людей;
в) сентиментальный (уважает отношение автора к бедным людям, униженным и оскорбленным) – положительно изображает мир;
г) романтический (взволнованное изображение характеров людей);
д) драматизм – автор показывает противоречия между человеком и обстоятельствами, угрожающими его жизни;
е) трагизм – автор показывает героя, возделенного духовным миром;
ж) комический – реальность высмеивается, критикуется;
з) юмор – вид комического пафоса, где противоречия освещаются так, что слабости героев не приносят вреда.
Читайте также: