Гражданская оборона сша кратко

Обновлено: 07.07.2024

ГО США начала создаваться в 1950 году после принятия федерального закона о ГО, определившего ее организационную структуру, задачи. При управлении мобилизационного (чрезвычайного) формирования было организовано Федеральное управление ГО, на которое первоначально возлагалось планирование мероприятий по защите городов, промышленных центров от массированного налета авиации противника.

В дальнейшем с развитием средств доставки ЯО главное внимание было сосредоточено на проведении мероприятий по защите населения и экономики страны в условиях РЯВ.

В 1961 году ответственность за организацию ГО была возложена на министра обороны. Одновременно с этим, в соответствии с директивой МО, управление ГО было преобразовано в управление гражданской готовности, и на него были возложены также задачи по борьбе со стихийными бедствиями, которые до этого осуществлялись управлением мобилизационной готовности.

В 1979 году в результате объединения ряда федеральных органов, участвовавших в выполнении различных программ, гражданская оборона США была выведена из состава министерства обороны и передана во вновь образованное Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА), подчиненные президенту США.

ФЕМА - координационный и консультативный орган, направляющий деятельность федеральных министерств и ведомств, правительств штатов и местных органов власти в планировании и практическом осуществлении, мероприятий, направленных на обеспечение мобилизационной готовности экономики; защиты и выживания населения, а также ликвидации их последствий; страхование и возмещение ущерба пострадавшему населению и ряд других вопросов жизнеобеспечения государства.

ФЕМА является головным учреждением федерального правительства США по чрезвычайному планированию и осуществлению мероприятий по подготовке к ЧС, предотвращению, реагированию на ЧС и восстановлению в целях защиты жизни, здоровья людей и материальных ценностей.

В своей работе ФЕМА руководствуется разработанным ею специальным федеральным планом реагирования, которой основан на законе № 93 - 288, известном как закон Роберта Т. Стафорда об оказании помощи при действиях в ЧС, и законе о полномочиях федерального правительства по реагированию на ЧС.

Особенности организации ГО в США на уровне штат-город. В случае возникновения ЧС, глава исполнительной власти города, штата, округа, а на федеральном уровне - президент США, получив информацию о прошедшем действии, задействует чрезвычайные оперативные центры (на региональном уровне создается только группа чрезвычайного реагирования из представителей 26 федеральных ведомств, учреждений и американского красного креста) и назначается федеральный координатор, который является представителем президента и руководит полевым штабом в районе бедствия.

За разработку руководящих указаний и рекомендаций отвечает группа реагирования на катастрофические бедствия, находящаяся в городе Вашингтон (округ Колумбия). Обеспечение действий ЧС осуществляется по 10 направлениям, за каждое из которых отвечает соответствующее учреждение.

Ежегодно фонд ФЕМА выделяет около одного миллиарда долларов на оказание помощи при действиях (и это соизмеримо с затратами РФ).

ФЕМА несет ответственность также за подготовку кадров, обучение населения и распространение информации по ГО, проведение научно - исследовательской работы, решение задач по борьбе с терроризмом, контроль использования радио и телевидения в период чрезвычайного положения, взаимодействие с вооруженными силами, участие промышленных предприятий и других организаций в мероприятиях ГО.

Общая численность личного состава ФЕМА - около 2 тыс. человек (рис. 8.1.1). Все сотрудники делятся на работающих в центральном аппарате (около 70%) и в округах ГО (с региональными центрами). Начальник ФЕМА является одновременно председателем комиссии по действиям в чрезвычайных условиях, куда входят помощники президента по национальной безопасности, внутренним делам и политике, внутриправительственным отношениям, а также по административным и бюджетным вопросам.

Эта комиссия является консультативным органом президента по вопросам выработки основных принципов строительства ГО, повышения эффективности ее развития и обладает необходимой властью, что позволяет ей проводить в жизнь широкий диапазон мероприятий гражданской обороны, координировать деятельность различных министерств и ведомств, административных органов на всех уровнях.

Для выработки наиболее эффективных, стратегических направлений развития и планирования деятельности ФЕМА на случай возникновения ЧС, по предупреждению и ликвидации их последствий, а также оказания консультаций руководству организации при директиве ФЕМА создан независимый консультативный совет. Члены совета (21 чел.) - генералы, ректоры колледжей, директора крупнейших корпораций, нобелевские лауреаты, другие видные специалисты в области науки, администрирования, управления, военного дела, бизнеса. Они не являются непосредственно сотрудниками ФЕМА, а заняты в различных отраслях деятельности, как в государственном, так и в частном секторе. Консультативный совет утверждается президентом страны, его члены работают безвозмездно. Регулярная работа членов совета осуществляется в четырех комиссиях, пленарные заседания совета проводятся 2-3 раза в год.

В целях эффективного планирования, организации и реализации мероприятий территория США разделена на 10 округов ГО с региональными центрами в таких городах: Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Атланта, Чикаго, Даллас, Канзас-Сити, Денвер, Сан-Франциско, Сиэтл.

В округах (региональных центрах) имеются штабы ГО численностью 40 - 60 человек. Работники штаба округа координируют и направляют во входящих в округ штабах деятельность по планированию и осуществлению конкретных мероприятий в области ГО.

Общее руководство деятельностью органов ГО в штате осуществляет губернатор, который совместно с созданным при администрации штата консультативным советом (комиссией по реагированию на чрезвычайную обстановку), выделяет средства на нужды гражданской обороны. За непосредственное руководство мероприятиями в этой области ответственность несет начальник ГО штата со своим штабом, численность аппарата которого в военное время может достигать 40 человек.

Органы ГО штатов (их всего 50) проводят намеченные мероприятия по подготовке населения к действиям в чрезвычайных условиях, собирают данные в интересах дальнейшего планирования деятельности ГО, а также привлекают имеющиеся силы и добровольные организации к участию в работах по линии ГО.

Особое внимание в системе ГО США уделяется готовности местных органов власти - мэрий городов (графств) и наиболее крупных населенных пунктов, на которые возлагается наибольший объем работ в случае возникновения ЧС. Мэры через подчиненные им штабы ГО организуют взаимодействие привлекаемых в чрезвычайных условиях сил и средств государственных и частных организаций, муниципальных служб частей и подразделений ВС (в первую очередь национальной гвардии), обеспечивают финансирование и взаимные расчеты за выполненные работы в процессе ликвидации последствий бедствий. На местные штабы ГО возлагается также задача по разработке планов использования убежищ и укрытий, эвакуации населения, обеспечения его индивидуальными средствами защиты, по поддержанию на необходимом уровне готовности средств связи и оповещения, а также по подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайной обстановки.

Как свидетельствуют публикации зарубежных специалистов, что показывает и практика, в системе ГО западных стран особое внимание уделяется вопросам планирования действий и поддержания постоянной готовности органов управления и формирований ГО на уровне местных органов власти - мэрий (графств, наиболее крупных населенных пунктов), на которые возлагается наибольший объем работ в условиях чрезвычайной обстановки.

При возникновении крупных стихийных бедствий, аварий, катастроф и при ликвидации их последствий местные органы власти наделяются чрезвычайными полномочиями, что наглядно представлено на примере США.

Для обеспечения непрерывности руководства мероприятиями ГО в масштабе страны построены подземные командные пункты для штабов всех 10 округов ГО. Командные пункты обеспечивают достаточную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. Они снабжены 30-дневными запасами топлива, продуктов питания, медикаментов и др. предметов довольствия, а также имеют автономные системы водоснабжения и аварийные энергоисточники. Командные пункты имеют средства связи и оповещения и являются узлами связи, через которые штабы входят в единую систему связи ГО страны.

С 1960 г. в США ведется строительство и оборудование защищенных пунктов управления (ЗПУ) для правительства и штабов ГО штатов, а также местных органов власти и ГО. Всего к середине 80-х годов в стране имелось более 4100 подобных пунктов управления. ЗПУ представляют собой оборудованные помещения, снабженные всем необходимым не менее 14 дней работы. Установленный коэффициент ослабления радиоактивного излучения для ЗПУ составляет 100, расчетная площадь помещений – 4,5 – 8 м2 на одного человека. До 50% расходов по проектированию, строительству и оборудованию ЗПУ покрывается за счет федеральной помощи правительствам штатов и местным органам власти. ЗПУ часто используются органами власти для руководства при различных стихийных бедствиях. Пункты управления многих общин являются местом постоянного пребывания в них местных органов ГО, полицейской и пожарной служб.

Подземный комплекс Маунт Уэтер расположен в 75 км западнее г. Вашингтон и считается убежищем №1 ФЕМА. Вместимость его - 4 тыс. человек. Комплекс включает помещения для президента, зал для заседаний, оперативный центр для руководства страной и вооруженными силами и центр связи. Планируемое время переброски высшего руководства на вертолетах - 30 мин.

Комплекс Форт-Ритци является запасным командным пунктом КНШ. Расположен в 95 км от Вашингтона в горе Рейвей-Рок. Имеет 5 трехэтажных помещений, толщина защитного слоя - около 180 м. Вмещает до 3 тыс. чел.

Система жизнеобеспечения всех трех комплексов в режиме полной изоляции рассчитана на 30 суток. Могут выдержать воздействие наземного ядерного взрыва около 1 мегатонны.

Директор ФЕМА подчинен непосредственно президенту страны и в своей работе поддерживает тесный контакт с национальным советом безопасности, кабинетом министров и Белым домом.

Для защиты населения в чрезвычайных условиях в США создана система убежищ и укрытий, позволяющая разместить 238 млн. человек, в том числе 120 млн. в противорадиационных укрытиях и 23 млн. (после соответствующего дооборудования) в противоатомных убежищах. В условиях чрезвычайной обстановки предусматривается эвакуация до 150 млн. человек из 400 угрожаемых районов.

Представляет интерес опыт США в доведении до населения планов эвакуации. Они публикуются в рекламных приложениях к телефонным справочникам с изложением указаний о действиях в ЧУ, порядке оповещения, маршрутах движения, районах приема эвакуированных, пунктов питания, оказания первой медпомощи.

Система связи и оповещения (НАВАС) включает 2 национальных и 10 окружных центров оповещения, по 50 основных и дублирующих пунктов оповещения в штатах и 2300 оконченных пунктов. Для передачи чрезвычайной информации от президента, федерального правительства и правительств штатов в стране функционирует система чрезвычайного радиовещания и телевидения (Эй-Би-Си), которая включает свыше 3 тыс. радио- и телевизионных станций.

Подготовка руководящего состава для органов ГО проводится в национальном учебном центре ФЕМА, которой включает в себя институт ФЕМА и национальную академию противопожарной защиты. Обучение населения ведется в учебных заведениях и различных курсах на местах.

В гражданской обороне США нет собственных Формирований, в этих целях предусмотрено использовать части и подразделения вооруженных сил и, в первую очередь, национальной гвардии (НГ).

В мирное время формирования НГ находятся в подчинении губернаторов штатов и используются для поддержания общественного порядка, обеспечения нормального функционирования правительственных учреждений, ликвидации последствий различных бедствий и решения других задач. Всего в ВС США насчитывается 570 тыс. человек личного состава НГ (457 тыс. - в ВС и 113 тыс. - в ВВС).

Для оказания помощи пострадавшему населению активно привлекаются: противопожарная служба (310 тыс. профессионалов и несколько сотен тыс. добровольцев), полиция (720 тыс. человек), местные службы скорой помощи, специализированные спасательные отряды на предприятиях, многочисленные добровольные и благотворительные организации. Структура сил, привлекаемых в ГО США, приведена на рис. 8.1.2.

Расходы на гражданскую оборону в США за последние годы стабилизировались. Из федерального бюджета на эти цели выделяется порядка 150 - 160 млн. долларов, у около половины указанной суммы выделяют местные органы власти.

Важное место отводится вопросам взаимодействия ВС и ГО. Взаимодействие ВС и ГО США осуществляется в соответствии с директивой МО Т 3025 - 10, где указано, что общая ответственность за организацию военной поддержки ГО возложена на командующего сухопутными войсками на континентальной части США. Все задачи поддержки ГО определены наставлением FM 20 - 10 и подразделяются на следующие категории.

В рамках месячника по гражданской обороне, мы будем знакомить вас с системой гражданской обороны разных стран мира. По сравнению с системами гражданской обороны других стран НАТО наиболее совершенной считается система гражданской обороны США. Американское военно-политическое руководство рассматривает её как составную часть стратегических сил страны.

До мировой войны

Гражданская оборона США в качестве системы подготовки населения и экономики страны к ракетно-ядерной войне получила своё юридическое оформление в 1950 году, после принятия федерального закона о гражданской обороне, определившего её организационную структуру и задачи. На основании этого закона было создано федеральное управление гражданской обороны, начальник которого подчинялся непосредственно президенту. Главная задача гражданской обороны того времени заключалась в защите городов и промышленных центров от возможного массированного налёта авиации противника. Эта задача считается в настоящее время вспомогательной, поскольку появление ракетно-ядерного оружия поставило перед системой гражданской обороны новые, более важные задачи.

Первая мировая война

Это была первая крупная тотальная война, которая потребовала участия и поддержки населения в целом. Стратегические бомбардировки во время Первой мировой войны привели к бомбардировкам дирижаблей и самолетов, в результате чего тысячи людей были ранены и погибли. 29 августа 1916 года организован Совет национальной обороны. Первая мировая война стала первым случаем, когда организованная гражданская оборона получила широкое распространение в Соединенных Штатах. Хотя гражданская оборона еще не достигла того масштаба и значимости, которые вскоре должны были достичь, многие из основных характеристик были заложены.

Вторая мировая война

Еще до нападения Совет национальной обороны был возобновлен президентом Рузвельтом и создал Отдел государственного и местного сотрудничества для дальнейшего содействия усилиям Совета. Таким образом, гражданская оборона Второй мировой войны началась в значительной степени как продолжение обороны Первой мировой войны.

Гражданский воздушный патруль поручил гражданским пилотам патрулировать побережье и границы и участвовать в поисково-спасательных миссиях по мере необходимости. Корпус гражданской обороны , управляемый ОКР, организовал около 10 миллионов добровольцев, которые обучились тушению пожаров, обеззараживанию после атак химическим оружием , оказанию первой помощи и другим обязанностям. Корпус наземных наблюдателей следил за самолетами противника.

Эти усилия не заменили тех видов гражданской обороны, которые имели место во время Первой мировой войны. Действительно, во время Второй мировой войны нормирование, переработка отходов и бдительность по борьбе с саботажниками стали еще шире, чем это было во время Первой мировой войны. I. Поскольку угроза воздушных налетов или вторжений в Соединенные Штаты казалась менее вероятной во время войны, упор на Корпус гражданской обороны, учения воздушных налетов и патрулирование границы снизился, но другие усилия продолжились. В отличие от окончания Первой мировой войны, США не отказались от всех своих усилий по гражданской обороне сразу после окончания Второй мировой войны. Вместо этого они продолжались после окончания войны и служили основой гражданской обороны в период холодной войны.

50-60 годы XX века и современность



Кроме того, в школах преподавали курсы домоводства. Обучали учащихся тому, как строить и содержать убежища от радиоактивных осадков, основам приготовления и хранения пищи, безопасности и санитарии, уходу за детьми и уходу за больными и ранеными. Эти уроки были перенесены на реальные жизненные ожидания, где даже взрослые постоянно получали инструкции о том, как управлять домами и готовить свои семьи к ядерной атаке.

С 1962 года была подготовка населения по оказанию первой медицинской помощи и лечению больных и раненых в чрезвычайных ситуациях. Осуществлялась министерством здравоохранения под контролем управления гражданской готовности. Ежегодно подготовку проходили около 2 миллионов человек. Её цель: чтобы в каждой семье был человек, умеющий оказать медицинскую помощь в условиях ЧС.

В 1963 году Федеральная комиссия по связи (FCC) создала систему экстренного вещания. EBS служила основной системой оповещения на протяжении эпохи межконтинентальных баллистических ракет холодной войны и вплоть до 1990-х годов.

В 60-е годы была предпринята попытка установить убежища от радиоактивных осадков по всей территории Соединенных Штатов. Некоторые из них даже располагались на верхних этажах небоскребов. Людей призвали строить их в пригородах вдали от ключевых объектов и учитывать потребности ядерной эпохи при строительстве домов и других построек.


Для обеспечения в условиях ЧС непрерывного руководства мероприятиями гражданской готовности в федеральном масштабе, на территории страны создаются командные пункты для штабов ГО. Предполагалось, что конструкция пунктов обеспечивает защиту от ядерного взрыва. Также велись работы по защите пунктов от воздействия электромагнитного импульса. Это были подземные железобетонные сооружения, а иногда и дооборудованные подвальные помещения общественных зданий, имеющие автономные источники водоснабжения, энергообеспечения, вентиляционную систему, средства связи и оповещения, 14-дневные запасы топлива, продовольствия, воды и медикаментов. Известно, что было создано около 4000 таких командных пунктов.

В каждом штате есть консультативный совет по вопросам Гражданской обороны. На промышленных предприятиях, где 50 и больше работающих, создаются комитеты Гражданской обороны, которые возглавляют руководители этих предприятий.

В США нет специальных формирований Гражданской обороны. Для решения их задач привлекаются подразделы национальной гвардии и вооруженных сил, главным образом сухопутных.

На протяжении всей холодной войны в США всегда очень сильно боялись ядерной войны с СССР. Страшно боялись. И у обоих стран палец уже лежал на спусковом крючке. Стратегические бомбардировщики Б-52 с термоядерным оружием на борту постоянно барражировали у границ СССР, чтобы в случае начала войны незамедлительно нанести удары. См. операция "Хромированный Купол".

Советы отставали не сильно -- вокруг США ходили подлодки с ядерными торпедами Т-5, а во время Кубинского Кризиса одну из торпед не запустили по Майами только чудом, благодаря выдержке капитана Василия Архипова. Если бы не он -- мы бы тут сейчас не сидели.

Учитывая всё это, в США регулярно проводились учения гражданской обороны в школах. Не знаю насчёт СССР -- лично я ту фазу, когда учеников учили нырять под парты чтобы уберечься от вспышки и осколков, как на фотографии ниже, не застал.


Нас только научили делать респираторы из марли и ваты. Что тоже неплохо -- в условиях наличия радиоактивной пыли.

Подход к обучению гражданской обороне в обоих странах был довольно серьёзный. И сегодня, когда мировая напряжённость снова, к сожалению, растёт, не лишне было бы ещё раз вспомнить основы.

Учебник, к сожалению, халтура и барахло. То-есть, некоторые вещи там рассказаны -- типа, как обеззараживать продукты, но в основном там написано в стиле "вот так должно происходить вот такое". Ну, написано, что такое дозиметр, показан измеритель мощности излучения ДП-5В, а что с того толку? Откуда он возмётся у гражданского? А если не гражданский -- то и так знаешь, как с ним обращаться.

Зато прекрасно расписаны средства ядерного нападения США. Послушай, какая разница, если на голову тебе упадёт Минитмен или бомба Б-61 с бомбардировщика?

Почему-то я не встречал нормальных советских книг по ГО. Вот 1940х была замечательная книга "В помощь партизану". Она не по ГО, но прекрасный образец того, КАК надо писать на такие темы. Там было просто, понятно, доходчиво, и всё по делу. То ли к 1980м разучились писать, то ли ещё что.

Если у кого-то есть ссылка на хороший -- буду премного благодарен.

Намного более практичный учебник по гражданской обороне -- это американский учебник "Пособие по выживанию в ядерной войне" (Nuclear War Survival Skills). Написал её майор Крессон Кирни, а предисловие к книге написал сам Эдвард Теллер (если кто не знает, Теллер для США это как Сахаров для СССР -- отец водородной бомбы). Вот тут всё сжато и по делу -- что делать, какие опасности подстерегают, как конкретно строить убежище-щель, как её перекрывать, как организовать отхожее место, чтобы не разводить антисанитарию, как фильтровать воздух от пыли, и даже рассказано, как сделать самодельный дозиметр.

Качественно другой уровень, и, что самое главное, написано для простых людей, с расчётом на собственные силы. Потому что до приезда нацгвардии ещё дожить надо, и не полагаться на дядю.

События в Украине ставят мир на порог кризиса, чем-то похожего на Карибский. TJ изучил, что будет в случае ядерного конфликта между Россией и НАТО, и как можно к нему подготовиться.

Крылатые ракеты Х-101 под крылом бомбардировщика Ту-95, могут иметь термоядерную боеголовку (этот вариант обозначается как Х-102), фото Минобороны РФ

В США также используют различные степени готовности, которые обозначены шкалой DEFCON от пятого до первого уровня, причём не только для ядерных сил, но и вообще для армии:

  • DEFCON 5 — обычный уровень боеготовности, используемый в мирное время;
  • DEFCON 4 — повышенный уровень с усиленными мерами безопасности и активной разведкой;
  • DEFCON 3 — ещё более высокий уровень, при котором авиация должна быть готова приступить к действиям через 15 минут после приказа;
  • DEFCON 2 — преддверие большой войны, в том числе с использованием ядерного оружия, все виды войск должны быть готовы к действиям через шесть часов после приказа или быстрее;
  • DEFCON 1 — ядерная война неминуема или уже началась.
  • Россия — 6255 всего и 1625 в боевой готовности;
  • США — 5550 всего и 1800 в боевой готовности;
  • Китай — 350 в резерве;
  • Франция — 290 всего и 280 в боевой готовности;
  • Великобритания — 225 всего и 120 в боевой готовности;
  • Пакистан — 165 в резерве;
  • Индия — 156 в резерве;
  • Израиль — 90 в резерве (официально не подтверждено);
  • КНДР — предположительно, от 40 до 50.

Таким образом, Россия и США с НАТО располагают по 1625 и 2200 единиц ядерного оружия в виде крылатых и межконтинентальных баллистических ракет, постоянно готовых к использованию. Всё остальное — это ракеты и бомбы на хранении в резерве или уже списанные из-за устаревания. Их использование возможно, но менее вероятно — можно просто не успеть.

Если масса куска урана или плутония больше критической (для шара из плутония это 9-13 килограммов, для шара из урана — более 52 килограммов), то распад ядер и раскол последующих ядер вылетающими нейтронами становится бурным и неконтролируемым — происходит цепная реакция. За считанные секунды распадается значительная часть ядер атомов, выделяя огромное количество энергии — происходит ядерный взрыв.

Проще говоря, для взрыва любого ядерного боеприпаса достаточно очень быстро сложить, состыковать или сжать куски урана или плутония в один кусок, резко превысив критическую массу. Сделать это не так легко, как может показаться: есть разные схемы подрыва, зависящие от чистоты урана или плутония, а также размеров, массы и мощности боеприпаса.

Термоядерное оружие работает не на распаде ядер урана или плутония, а на слиянии ядер атомов водорода, из-за чего его также называют водородным. Это намного более мощные боеприпасы, но и намного более сложные. Чтобы подорвать такую боеголовку, водород нужно сжать до огромного давления и накалить до сотен миллионов градусов. Для этого используют активаторы в виде небольших атомных зарядов.

Мощность атомных боеголовок измеряют в тротиловом эквиваленте: заряд в одну килотонну сопоставляется с тысячей тонн тротила, мегатонный заряд — с миллионом тонн тротила. Но это очень условное сравнение — химический взрыв не имеет такой мощной вспышки, проникающей радиации и других характерных черт ядерного взрыва, к тому же тысяча или миллион тонн тротила просто неспособны взорваться полностью.

Типичные боеголовки в современном ядерном арсенале имеют мощность от 100 до 500 килотонн, но на вооружении состоят и боеприпасы в одну мегатонну и более — например, американская бомба В83 и российская крылатая ракета Х-102. Взрывы в Хиросиме и Нагасаки имели мощность 15-20 килотонн, при этом почти стёрли города с лица земли и моментально убили более 100 тысяч человек в общей сложности. Обычные взрывы не могут с этим сравниться: тяжёлая авиабомба GBU-43/B имеет мощность всего 0,011 килотонны, и даже взрыв в порту Бейрута не превысил 0,5 килотонны.

Взрыв 2750 тонн аммиачной селитры в порту Бейрута 4 августа 2020 года, унёсший жизни 207 человек, видео РБК

Согласно модели американских учёных, даже небольшая ядерная война с использованием 50 маломощных атомных бомб по 15 килотонн приведёт к гибели более пяти миллионов человек и на несколько лет испортит климат целого континента. Война в Европе между Россией и НАТО с использованием нескольких сотен крылатых и баллистических ракет способна убить более 34 миллионов человек сразу, ещё 57 миллионов впоследствии, и вызвать гуманитарную катастрофу мирового масштаба.

Ещё более самоубийственной выглядит глобальная ядерная война с применением всех готовых к бою атомных боеприпасов. Сейчас Россия и НАТО в общей сложности имеют меньше четырёх тысяч активных ядерных боеголовок, что не идёт ни в какое сравнение с периодом Холодной войны, когда у США и СССР было по 30-40 тысяч боеголовок у каждого. Но и этого хватит, чтобы устроить настоящий конец света — если не для человечества вообще, то для цивилизации уж точно.

При таком сценарии с обеих сторон полетят сотни баллистических и крылатых ракет — все 3825 активных боеголовок. Сухопутные МБР, перелетев из одного полушария в другое, начнут подрывать боеголовки через 25-30 минут после запуска. Атомные подводные лодки с МБР на борту обычно дежурят в океанах поближе к противнику, так что их ракеты могут поразить цели уже через 12 минут после запуска. Судя по рассекреченным спискам и косвенным данным, среди этих целей могут быть:

  • крупнейшие группировки войск;
  • пусковые комплексы МБР и места хранения ядерных зарядов;
  • центры политического и военного управления страной;
  • крупнейшие военные базы, порты, аэродромы и заводы;
  • наиболее мощные электростанции, включая атомные;
  • крупные промышленные комплексы, включая химические заводы;
  • важные аэропорты, морские порты, железнодорожные узлы.

Даже если принять, что стороны не будут целенаправленно стараться уничтожить побольше людей — это всё равно означает гибель как минимум десятков или даже сотен миллионов человек в первый же день глобальной ядерной войны. Военные и политические центры, базы и заводы нередко расположены в крупных городах, что ставит их под удар. Разрушение атомных электростанций и химических заводов чревато повторением Чернобыльской катастрофы и трагедии в Бхопале, но уже в сотнях случаев, разбросанных по всей России, Европе и США.

Некоторые учёные считают, что глобальная атомная война с применением тысяч боеголовок приведёт к так называемой ядерной зиме. Огромные массы грунта и сажи, поднятые в атмосферу ядерными взрывами, окутают планету плотной пеленой, сквозь которую не смогут пробиться солнечные лучи. Средние температуры могут упасть, в зависимости от условий и региона, на 15-50 градусов. Сельское хозяйство станет невозможным, люди будут массово умирать от голода и холода.

В худших сценариях эта пелена будет оседать обратно на землю многие столетия, из-за чего на планете наступит новый ледниковый период и сложная многоклеточная жизнь сохранится только в океанах. Обычно предполагают, что ядерная зима продлится не меньше 10 лет.

Однако другие учёные сомневаются, что ядерная зима возможна — по их мнению, даже глобальная атомная война не сможет поднять в воздух такое количество сажи, а пелена осядет намного быстрее, чем считают оппоненты. Пример извержения Тамбора также неубедителен — несмотря на огромный выброс пепла, средние температуры снизились всего на 0,7 °C, что даже в условиях 1816 года не смогло вызвать массовых смертей от голода.

Впрочем, даже без ядерной зимы человечество попадёт под угрозу вымирания из-за разрушения промышленности, транспорта и энергетики — архаичные формы хозяйствования, которые обходятся без достижений цивилизации, просто не смогут прокормить 7,75 миллиарда землян.

Военно-политическое противостояние России и США с НАТО укладывается в теорию игр: в частности, ядерный паритет — точная реализация равновесия Нэша. В таком контексте оно гласит: если одна из сторон решит применить ядерное оружие или, наоборот, разоружиться — это с равной вероятностью спровоцирует другую сторону на нападение.

Более того, даже объявленное намерение сохранить человечество путём отказа от ответного ядерного удара нарушит равновесие Нэша и может привести к ядерной войне. Одну из сторон ничего не будет удерживать от масштабной агрессии, если она поймёт, что другая сторона не ударит в ответ.

Поэтому концепция взаимного гарантированного уничтожения выглядит единственной стратегией сохранения человечества в ядерном веке. То есть, обеим сторонам следует просто ничего не предпринимать в отношении друг друга — образно говоря, ни наступать вперёд, ни отступать назад.

Однако у этой концепции есть ряд проблем: в частности, системы противоракетной обороны и гиперзвуковое оружие нарушают равновесие сил. Также концепция опирается на абсолютную рациональность мышления обеих сторон, что в реальных условиях вряд ли возможно: высокопоставленные политики и военные остаются людьми со своими эмоциями и особенностями психики. Впрочем, это работает и в обратную сторону: нерациональные решения могут спасти мир от ядерной войны.

Ещё одна серьёзная проблема — неполнота данных о мотивах и мышлении каждой из сторон. Рассекреченные в 1990-х годах документы показывают, что американские власти переоценивали агрессивность СССР и сильно недооценивали страх Москвы перед США и НАТО. У советской стороны была примерно та же проблема — искажённое представление о США и НАТО, как о безусловно агрессивном блоке.

Особенно острую форму эта проблема обрела при Карибском кризисе, когда каждая из сторон хотела показать противнику своё нежелание начинать ядерную войну, но при этом не уступить ему — был страх, что уступки как раз послужат причиной ядерной войны.

У нас всё было намного спокойнее, чем у американцев. Всё-таки мы понимали, что американцы — цивилизованные люди, что они не пойдут на ядерную войну, которая может ополовинить их население. Американцы же подозревали в нас разбойников в некотором смысле.

кто бы мог подумать полгода назад, что у нас будет такой материал

Комментарий удален по просьбе пользователя

Сам в ахуе был, когда читал. Странно, но после прочтения статьи, стало не так страшно. Почитаю еще книги и пройду серию игр метро

Комментарий удален по просьбе пользователя

Это не паника, а ликбез

Да обычная жизненная ситуация (теперь)

Если увидите ядерный взрыв - не отворачивайтесь, такое можно увидеть только раз в жизни 🤯

В важнейших городах даже отвернувшись можно будет снова увидеть ядерный взрыв.

Рекомендуется равномерно вертеться на 360 градусов, чтобы получилась однородная корочка

Так и вижу теперь, как Все радуются, что не поехали в Москву

На 22-й год правления плешивого долбоеба мы начали на полном серьез обсуждать, что же делать при ядерной войне. Прогресс ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Надеюсь просто побыстрее испепелиться в ядерном пламени. Ну его нахер

Зачем сразу погибать? Не лучше ли месяцами пытаться выжить на радиоактивных развалинах в смертельных схватках, мучаясь от ран, поноса и звериной безнадёги?

И у мереть за бензак в битве с бандами на радиоактивной пустоши!

Да так и было бы. Человек в здравом уме никогда не выберет между умереть завтра или сегодня второе.

Крепись. Предки перенесли и войны, и рабство, и накартошку, а уж неандертальцев сколько съели. И ты выдержишь.

Не сомневаюсь. Из всякой хуйни вылезал и тут, к несчастью для некоторых, продержусь

Сохраню этот комментарий, как пример настоящей трусости

ну ты выдал конечно. с облегчением

Ну только вот что можно сделать , если успеешь

В видео про американскую бомбу Teapot дома и столбы начали дымиться почти мгновенно. То есть если ты в зоне поражения(а в городе ты везде в зоне поражения) и не успел укрыться от светового излучения - ты шашлык. Успел - дальше придет ударная волна и если ты не стал шашлыком, станешь отбивной. Если и ей не стал - добьют пожары, радиация, нехватка воды, еды, лекарств, в общем живые позавидуют мертвым.

Зачем сейчас кидать на город? Кинут на бункер и базы

регионы где военных частей практически нет могут выжить))

Я только знаю, что нужно показать грибу большой палец 👍

Как всегда - крайне познавательно и очень легко к прочтению. Спасибо! :)

Пожалуйста! И поищи убежище поближе :)

У меня их с десяток в радиусе километра, ближайшее - в 50 метрах от дома. Но не пойду, потому как есть пиво, а выживание после времени Ч лишено смысла. :)

Правильно я понимаю, что суетиться не имеет смысла, если я в 6км от "центр политического и военного управления страной;"?

а подвалы жилых домов насколько годятся для такой ситуации?

Выглядит надёжно, конечно.

Я ради интереса погуглил бомбоубежища рядом с домом, и у ближайшего был пользовательский комментарий что оно затоплено.
Поэтому я готовлюсь не к ядерной войне, а к инфляции, потому что в первом случае я просто сдохну после взрыва АЭС и никаких дополнительных действий предпринимать не нужно.

В Метро можно бежать, если рядом станция глубокого залегания. Но поможет это не надолго.

Читайте также: