Гравюры фаворского слово о полку игореве кратко

Обновлено: 07.07.2024



Но в истории, в первую очередь, остался Фаворский-гравер. Даже книги, созданные им, по прошествии времени и изменении взгляда на книжную иллюстрацию, на ее взаимоотношение с литературным текстом, могут оказаться впоследствии лишь замечательным памятником своей эпохи. Но гравюры Фаворского вызывают и, я уверенна, будут вызывать неизменное восхищение и глубокий, живой интерес всегда – пока будет существовать искусство ксилографии.

Чем бы ни занимался художник: гравюра на дереве, рисунки, эскизы к прикладным вещам, живопись, трактаты об искусстве, работа над книгой и шрифтом, – во всем присутствует характер глубинной гуманистической философии мастера, и в первую очередь, в отношении к природе.

Люди такого характера, как Фаворский, редко встречаются, они как бы осуществляют связь прошлого с будущим, они не попадают в колеблющийся ряд представителей разных школ, а как бы соединяют их. Творчество их развивается на границе с наукой, с заходом в её сферы.

Жизнь и творчество этого удивительного художника – это непрерывный поиск, ежечасный рост и становление. Искусство Фаворского с годами приобретало все новые и новые качества, оставаясь всегда новаторским и современным. Неизменно сохраняя верность своим творческим принципам, непрерывно обогащая и совершенствуя свое мастерство, Фаворский от работы к работе обретал новое, добиваясь правды и совершенства.

После возвращения в 1908 году в Россию, Фаворский поступил на филологический факультет Московского университета, во вновь открывшееся специальное отделение с особым искусствоведческим уклоном, которое он окончил в 1913 году. Именно к этому периоду относятся и первые опыты Владимира Андреевича в гравюре. Художник был буквально заражен идеей целостности пространства и выразительностью композиции.


Свадьба Фаворских, 1912


Фаворские, 1913

В 1912 году в его личной жизни произошли большие перемены – он женился на художнице Марии Владимировне Дервиз, с которой познакомился годом раньше, когда они оба учились в Московском университете и обучались художественному ремеслу. Оба талантливы и перспективны, они быстро нашли общий язык, а затем и полюбили друг друга.

В 1915 году в семье родился долгожданный первенец Никита. Но уже через пару месяцев Владимира мобилизовали и отправили на фронт, шла Первая мировая война.

Чувства молодых были взаимно глубокими и искренними.

Впоследствии жизнь докажет, что семья для известного графика действительно была его главной опорой, местом вдохновения, обителью безграничной нежности и любви.

Осенью 1918 года, получив звание прапорщика, награжденный Георгиевским крестом за участие в Брусиловском прорыве, Фаворский вернулся с фронта. После возвращения Владимир вновь погрузился в работу, именно это время его первых известных гравюр. Но мирная, спокойная жизнь супругов продлилась недолго, началась Гражданская война. Владимир был призван в ряды Красной Армии, а Мария с сыном поселились в городе Загорск (подмосковный Сергиев Посад). И вот, пройдя в очередной раз через весь ужас фронтов гражданской войны, заболевший тифом и только усилиями любимой жены чудом выздоровевший, Владимир Фаворский наконец полностью отдается творчеству.





Графические приемы, используемые Фаворским, поразительно разнообразны. С одинаковой виртуозностью он владеет пятном, силуэтом, контуром, белым штрихом. Его гравюрам свойственен мягкий серебристый колорит, энергичные росчерки сообщают им динамику. Особенно ценны в них пластичность формы, объем и пространство, переданные простыми средствами, не нарушающими плоскости листа. Подобное сочетание можно увидеть только на старинных фресках древних мастеров.





Пушкиниана Фаворского – отдельная знаковая тема. Для меня наиболее важно отношение художника к творчеству Пушкина, это и понятно, ведь я более сорока лет работаю в библиотеке, носящей имя великого поэта. Художник считал Пушкина олицетворением России, и в течение своей жизни не раз обращался к творениям гениального соотечественника.




Позднее, уже в середине тридцатых годов, художник гравирует известный всем портрет Пушкина-лицеиста. У Фаворского – это юный поэт, взметнувшийся, встревоженный, весь – острота и стремительная зоркость.



Вся трагедия пронизана сквозным действием. Пушкин часто дает переходы, связывающие одну сцену с другой. И художник, следуя этому же приему, делает иллюстрации, по которым можно проследить динамичную канву действия.




Охватить разнообразный, богатейший мир Владимира Андреевича Фаворского в одной статье просто невозможно. О творческих исканиях Фаворского – Мастера с большой буквы, его теориях и их воплощении в созданном им уникальном стиле, раскрывающем индивидуальность художника, его многочисленных блистательных гравюрах, о выставках, победах написано много книг и монографий.

Профессор, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, народный художник СССР В. А. Фаворский – и сам оставил нам, кроме своих замечательных работ, емкое литературно-теоретическое наследие. Это доклады, выступления и статьи, посвященные теоретическим проблемам искусствознания; интервью, беседы, заметки – отклики на актуальные вопросы художественной жизни; лекционные курсы, программы, методические разработки для преподавателей, учебные пособия для студентов; его воспоминания о художниках, письма, автобиографические и другие материалы.

Подходя к завершению своего повествования о нашем замечательном соотечественнике, оставившем неизгладимый след в российском искусстве, чье 135-летие отмечается в эти дни, хочется еще раз остановиться на его человеческих качествах.

Прекрасный художник, Фаворский не замыкался только на своем творчестве, он был внимательным, умным и чутким педагогом, создавшим собственную систему преподавания и оставившим после себя целую плеяду молодых дарований, впоследствии ставшими известными советскими художниками: М. И. Пиков, Г. А. Ечеистов, А. Дейнека, А. Каневский, А. Д. Гончаров и многие другие. Общим для учеников В. А. Фаворского является мастерское владение техникой ксилографии и глубокое понимание специфики книжной графики. Однако каждый из них по-своему подходит к своей задаче, сохраняя индивидуальность в искусстве.

Действительно, Фаворский на протяжении всей жизни был человеком высокой порядочности и мужества. А жизнь не раз преподносила на его долю не только радостные моменты, но и серьезные испытания.

Фаворский часто с тревогой говорил о мире, о любви к миру – для мастера это не было риторической фразой. Она выстрадана художником в двух мировых войнах.

Более полувека Владимир Андреевич прожил с единственной избранницей Марией Владимировной. Они были счастливой парой, ведь у них родились два сына и дочь. Родители воспитали в них гражданственность, порядочность, а также привили им любовь к художественному мастерству. Но, ворвавшаяся в мирную жизнь Великая Отечественная война, разделила дружную семью Фаворских. Супругов отправили в эвакуацию в город Самарканд. А когда оба сына, блестяще одаренные молодые художники, ушли добровольцами на фронт и погибли – Фаворский стоически принял эту страшную данность. Горе и мужество народа тогда сплелись у художника с личной трагедией. Но его мудрое и глубокое отношение к жизни, к своей стране и народу пробудили в нем особенно напряженный интенсивный творческий подъем, моральную силу и стойкость.

За тысячи верст от древнего Самарканда шли жестокие бои, но и сюда доходил грохот военных раскатов. Однако Фаворский ни разу не погрешил против правды. Он не стал изображать военных сцен, то, чего он не знал, но, вернувшись в Москву, художник награвировал серию портретов великих полководцев, в которой отразилась его личная патриотическая гордость за свою Родину, победившую в самой тяжелой из войн. Михаил Кутузов, Александр Суворов, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Невский – полководцы, возглавлявшие народ в годины суровых испытаний. Для каждого образа Фаворский находит монументальную форму, адекватную их деяниям.




Духовная цельность Фаворского особенно выразилась в период его болезни. Ведь он до конца дней своих мыслил и творил. Когда он не смог делать гравюры на дереве, то перешел на линолеум, когда не смог гравировать, рисовал эскизы для керамики, когда не смог рисовать, выскабливал пинцетом рисунок на тарелочках. Когда же он не смог уже работать руками, диктовал статьи о художниках, творчестве, книге. И только когда не смог и этого делать – его не стало.

В 1964 году Владимир Фаворский был избран членом-корреспондентом Немецкой академии искусств, его персональная выставка экспонировалась в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 23 декабря прошел вечер, посвященный его творчеству, а 29 декабря 1964 года его не стало.

Владимир Андреевич Фаворский обладал той простой философией, под стать древним, которая соединяет мудрость и житейскую непосредственность. Мы должны чаще прикасаться к его творчеству, еще и еще вспоминая, исследуя и оценивая его жизненный подвиг.


Алпатов М.В. Мастерство Фаворского // Немеркнущее наследие: книга для учителя / М.В. Алпатов. – М., 1990. – С. 284-292.

Бакуменко В.М. Маленькие шедевры большого мастера: [о жизни и творчестве русского художника-графика В.А. Фаворского (1886-1964)] // Библиотековедение. – 2005. – Янв.-февр. (N 1). – С. 65-68.

Владимир Андреевич Фаворский. Сборник материалов// К выставке, посвященной 1000-летию со дня рождения. – М.: Союз художников РСФСР, 1986.

Турова В. В. Что такое гравюра // Молодежи об искусстве. – М.: Изобразительное искусство, 1986. –160 с., ил.

Фаворский в театре. Сборник / Сост. Авт. Вступ. ст. Г. И. Морозова; Ред. Н. И. Захава. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988.

Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988.

Главной и самой плодотворной областью творчества Фаворского была гравюра на дереве. Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии, стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма, однако внимательно следил и за новациями авангарда, в том числе кубизма, добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций. Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений.




Главной и самой плодотворной областью творчества Фаворского была гравюра на дереве. Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии, стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма, однако внимательно следил и за новациями авангарда, в том числе кубизма, добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций. Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений.




“Слово о полку Игореве” - гениальное произведение русского поэта двенадцатого века. “Слово о полку Игореве” - гениальное произведение русского поэта двенадцатого века. Единственный древний список рукописи, принадлежащий графу А. И. Мусину-Пушкину, сгорел во время пожара Москвы в 1812 году. Первое издание его, “с переложением на употребляемое ныне наречие”, вышло в 1800 году. Кроме того, известна одна копия, сделанная для Екатерины II. “Слово” вдохновило многих поэтов: Минаева, Мея, Гербеля, Майкова, Пушкина … Каждый из них толковал его и переводил по-своему.


Новую жизнь прославленному памятнику в истории отечественной художественной культуры дал художник Владимир Андреевич Фаворский. Новую жизнь прославленному памятнику в истории отечественной художественной культуры дал художник Владимир Андреевич Фаворский. Мир Игоревой песни он представил лаконичными средствами гравюры, пытаясь увидеть далекое прошлое, говоря его словами, `глазами первооткрывателя`. Блестящее прочтение литературного текста художником явилось значительным событием в культурной жизни нашей страны.





Боян. Гравюра на дереве. 1950. Иллюстрации к изданию 1954 года


Игорево войско в походе. Гравюра на дереве. 1950.


Затмение солнца. Гравюра на дереве. 1950.


Первая битва. Гравюра на дереве. 1950.


Воины Игоря захватывают половецкие вежи. Гравюра на дереве. 1950.


Вторая битва. Гравюра на дереве. 1950.


Буй Тур Всеволод в бою. Гравюра на дереве. 1950.



Бояре слушают Святослава Киевского. Гравюра на дереве. 1950.


Ярославна в Путивле. Гравюра на дереве. 1950.


Светлое и трижды светлое солнце. Гравюра на дереве. 1950.


Донец. Гравюра по дереву. 1950.


Разговор Игоря с Донцом. Гравюра по дереву. 1950.


Игорь-князь в Русской Земле. Гравюра по дереву. 1950.


Села рады, города веселы. Гравюра на дереве. 1950.


Художник-график Владимир Фаворский

Художник-график Владимир Фаворский

Когда думаю о Фаворском или рассматриваю его гравюры, в душе неизменно разливается отрада, утешение высочайшим искусством национального и всемирного значения, явленным русским гением в малых пластических формах, на книжных страницах.

Творчество Фаворского – одна из вершин искусства XX века. Художник был одним из европейских мастеров ксилографии, после почти трехсотлетнего упадка снова поднявших эту технику на уровень большого искусства.

Владимир Андреевич Фаворский родился 135 лет назад, 3/16 марта 1886 года, в Москве в семье юриста. Его мать О.В. Шервуд была художницей. Юноша в 1903–1905 годах получил художественное образование в школе-студии К.Ф. Юона. Считают, что как художник он формировался под воздействием древнерусской живописи – новгородской иконописи XV века и Андрея Рублева, русских художников А. Венецианова, А. Иванова, М. Врубеля. Его творчество проникнуто духом русской литературы, которую писатель Т. Манн справедливо называл святой.

Наследие Фаворского весьма разносторонне и обширно. Это гравюры, живопись, экслибрисы, рисунки, скульптура, керамика, работы для театра. Широкая же публика знает Фаворского прежде всего как книжного иллюстратора, отдавшего дань вершинам русской и мировой литературной классики. Этой стезе мастер посвятил огромную часть своей жизни.

Почти всю жизнь Фаворский работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), был там молодым ректором в 1923–1925 годах, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства.

Этот книжный разворот таков, что

В. Фаворский. Плач Ярославны

В. Фаворский. Плач Ярославны

И вот – Плач Ярославны:

В.А. Фаворский

В.А. Фаворский В картине бегства Игоря из плена князь представлен отдыхающим на берегу Донца. Фаворский не только драматично изобразил сцену, но и нашел для нас спустя годы в своей книге не только поэтичное, но и актуальное пояснение:

В. Фаворский. Пушкин в лицейские годы. Гравюра на дереве. 1935 г.

В. Фаворский. Пушкин в лицейские годы. Гравюра на дереве. 1935 г. Фаворский занимался также и портретным рисунком. В его портрете молодого Пушкина изображен вдохновенный мальчик лет двенадцати с широко раскрытыми глазами и овалом головы на тонкой шее. Так художник показывает нам начало гения.

Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В. Фаворский за работой. Автопортрет

В. Фаворский за работой. Автопортрет

Читайте также: