Грамматические особенности публицистического стиля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основные признаки публицистического стиля речи

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:
1) посетители, зрители, слушатели;
2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:
— логичность,
— образность,
— эмоциональность,
— оценочность,
— призывность
и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не столько…, сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.


Обычно выделяют три группы жанров:

— информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

— аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и

— художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.

Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

Публицистический стиль - это функциональный стиль речи, использующийся в таких жанрах, как очерк, статья, репортаж, интервью, фельетон, памфлет, ораторская речь.

Основные черты публицистического стиля

Публицистическому стилю принадлежит особое место в системе стилей литературного языка, так как он во многих случаях должен перерабатывать тексты, написанные в других стилях. Деловая и научная речь ориентирована на интеллектуальное отражение реальной действительности, а художественная речь – на эмоциональное. Публицистика стремиться удовлетворить и интеллектуальные, и эстетические потребности.

К основным языковым особенностям публицистического стиля относятся:

  • Использование эмоционально окрашенной речи, специальной терминологии, сочетание экспрессивных и стандартных языковых средств, использование конкретной и абстрактной лексики;
  • Принципиальная неоднородность стилистических средств;
  • Поиск актуальных форм изложения, общепонятных и одновременно отличающихся новизной и свежестью;
  • Использование метафорических употреблений слова и фразеологизмов.

Публицистика – основная сфера возникновения и распространения неологизмов.

Поэтому этот стиль оказывает значительное влияние на развитие языковых норм. Однако в случаях тиражирования неточной, небрежной речи такое влияние оказывается негативным – люди с невысокой речевой культурой ошибка воспринимают как норму. Еще одна особенность публицистического стиля – широкий охват лексики литературно языка, от слов обыденной речи до технических и научных терминов. В некоторых случаях публицист выходит за пределы литературного языка и использует в речи жаргонизмы.

Лексические черты публицистического стиля

Для публицистических произведений характерна необыкновенная широта тематики. И это сказывается на языковых особенностях публицистического стиля – появляется необходимость использовать специальную лексику, которая требует пояснений, а в некоторых случаях и развернутых комментариев.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом целый ряд тем находится в центре внимания общества, поэтому относящаяся к этим темам лексика приобретает публицистическую окраску. Так в составе словаря языка возникает круг лексических единиц, который характерны для публицистического стиля. К таким темам относятся политика, информация о выборах, заявлениях политических лидеров, о деятельности парламента и правительства и т. д.

Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. В таких текстах часто встречаются такие слова, как: коалиция, фракция, демократы, радикалы, доверие избирателей и т. д.

Для публицистического стиля важна также экономическая тематика. Для ее освещения часто используются такие специальные термины, как: инфляция, инвестиции, бюджет, аудит и т.д.

В публикациях на темы здравоохранения, образования, демографии журналисты часто используют такие обороты: государственная поддержка, дистанционное образование, обмен студентами, разгрузка школьной программы, информатизация образования, медицинский полис, прожиточный минимум, начисление пенсии и т.д.

Тексты на международные темы легко отличить по следующим словосочетаниям: официальный визит, мировое сообщество, стратегическое партнёрство, миротворческие силы, глобальные проблемы.

Такая лексика в публицистическом стиле приобретает особую функцию – она создает реальную картину событий и передает адресату впечатления журналиста о событиях, его отношение к ним. Поэтому одни и те же слова и выражения по-разному звучат в телевизионном репортаже, научной монографии и полицейском протоколе.

Публицистический стиль использует оценочную лексику, обладающую сильной эмоциональной окраской (безответственное заявление, подковёрная борьба, грязные избирательные технологии, гнусные измышления, небывалое наводнение, политический спектакль).

Выделяют две группы стилистических средств в языке СМИ: признаваемое и отвергаемое. К семантической сфере признаваемого относятся все предметы мысли (документы, лица, события, организации и т.д.), которые с точки зрения органа информации считаются позитивными. В сферу отвергаемого входят предметы мысли, считающиеся негативными.

Соотношение этих сфер зависит от информационной политики органа СМИ и отражается на стилистической окраске языковых средств, употребляемых в речи.

Соотношение этих двух сфер - принимаемого и отвергаемого, в истории нашей публицистики менялось.

В текстах советской печати, радио и телевидения в 70-е годы 20 века к сфере принимаемого относились: ударники труда, решения пленума, социалистическое соревнование, достижения науки и техники, национально-освободительная борьба, интернациональная дружба. А к сфере отвергаемого относились: буржуазная пропаганда, антисоветчики, антикоммунисты, тунеядцы, спекулянты, гонка вооружений, мир капитала, ревизионисты всех мастей, безыдейные обыватели.

Грамматические особенности публицистического стиля

Заметными морфологическими особенностями публицистического стиля являются особые способы использования грамматических форм. Например, часто единственное число используется в значении множественного. Также характерным является употребление несчитаемых существительных во множественном числе (происки, свободы, бюджеты, элиты, эфиры, настроения и т.д.).

В публицистике часто для привлечения внимания собеседника используется повелительная форма глагола (обратите внимание, вспомните и т.д.).

Встречаются стилистически возвышенные формы творительного падежа (кровию, жизнию, властию).

Заметными морфологическими чертами публицистического стиля являются особые способы употребления грамматических форм, например форм числа.

· Единственное число часто используется в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика.

· Характерно употребление нечитаемых существительных в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски, бизнесы, мафии, элиты, экономики, риски, власти, стратегии, приоритеты, бюджеты, подходы, структуры, эфиры, компроматы, прикидки, подвижки.

Такое употребление связано либо с упоминанием ряда однородных объектов (экономики, бюджеты), либо с тем, что слово обозначает марку, сорт, разновидность (масла, пасты), к этому близко значение слова риски; либо в экспрессивных целях (власти, поиски). Иногда такой выбор формы явно нарушает норму языка, например, распространившееся в последнее время в речи официальных лиц внешнеполитического ведомства слово озабоченности.

· Повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание.

· Иногда встречаются стилистически возвышенные формы творительного падежа: властию, жизнию, страною, кровию.

· Типично использование производных предлогов: в ходе, на основе, в качестве, на базе, на пути, в сторону, в духе, в интересах, с учетом, в условиях, в свете, в направлении, по причине.

· Для того чтобы усилить эмоциональное воздействие, подкрепить выражаемую мысль, ставятся риторические вопросы: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Разве заградительные пошлины смогут улучшить качество отечественных автомобилей? Чем же москвичи и гости столицы хуже берлинцев?

Таким образом, на современном этапе в языке публицистического стиля происходят эволюционные процессы, обусловленные внешними и внутренними причинами. В первую очередь эволюция публицистического стиля связана с совмещением разных функциональных стилей, с разрушением границ между высоким и низким стилями, книжной и разговорно-бытовой речью. Происходит становление новой лексической системности газеты за счет расширения объема лексической базы, перемещения сниженных лексических элементов разговорной речи из периферийных сфер языка в центр системы.

Явление активного усвоения публицистическим стилем элементов разговорной речи носит интенсивный, широкомасштабный и разноуровневый характер: разговорные лексические элементы, словообразовательные средства и синтаксические образцы небывалыми темпами и потоками проникают в публицистику, во все ее жанровые разновидности, даже на первые полосы газет, которые всегда отличались книжно-официальной манерой подачи информации с соответствующим подбором средств. По свидетельству исследователей языка публицистики, в до перестроечный период в информационных газетных материалах жаргонно-просторечные элементы не использовались, редким гостем в них была даже разговорная литературная лексика [23, с.9]. Сегодня же любая, даже самая официальная и строгая информация в современной газете может быть передана с использованием элементов разговорной речи. Проникновение сниженных лексических элементов разговорной речи в язык публицистики на рубеже столетий приобрело эволюционный характер и стало настолько значительным, что можно говорить о процессе формирования новой стилистической ценности, основанной на сближении с разговорной речью.

Заметными морфологическими чертами публицистического стиля являются особые способы употребления грамматических форм, например форм числа.

  • Единственное число часто используется в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика.
  • Характерно употребление нечитаемых существительных в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски, бизнесы, мафии, элиты, экономики, риски, власти, стратегии, приоритеты, бюджеты, подходы, структуры, эфиры, компроматы, прикидки, подвижки.

Такое употребление связано либо с упоминанием ряда однородных объектов (экономики, бюджеты), либо с тем, что слово обозначает марку, сорт, разновидность (масла, пасты), к этому близко значение слова риски; либо в экспрессивных целях (власти, поиски). Иногда такой выбор формы явно нарушает норму языка, например, распространившееся в последнее время в речи официальных лиц внешнеполитического ведомства слово озабоченности.

Учебные задания

  1. Какие важнейшие черты отличают публицистический стиль от других стилей русского литературного языка?
  2. Какие лексические явления характерны для языка публицистики?
  3. Почему в публицистическом стиле активно используются лексические единицы, характерные для других стилей?
  4. Приведите примеры неологизмов в современной прессе.
  5. Как долго слово остается неологизмом? Какова цель употребления новых слов и оборотов речи?
  6. Какие тематические группы слов характерны для языка средств массовой информации?
  7. Что такое эмоциональная окраска слова? Может ли публицистика обойтись без эмоционально окрашенной лексики? Всегда ли эта лексика употребляется уместно?
  8. Какие стилистические трудности возникают при анализе публицистического текста?
  9. Приведите примеры оценочных слов и устойчивых сочетаний в речи современных политиков и в газетных текстах.
  10. Какие трудности связаны с развитием многозначности слов в газетной речи?
  11. Приведите примеры употребления слов в новых значениях.
  12. Какова роль метафоры в речи журналиста и политика?
  13. Какие образы лежат в основе типичных газетных метафор?
  14. Какие ошибки возникают при употреблении метафор?
  15. Подберите синонимы к словам: визит, происшествие, беспорядок, переговоры, трансформация, лидер, внешность, тезис, формула, необычный, внятный, пиратский, поддержать, определить, обозначить, исследовать, препятствовать, защищать.
  16. Какова стилистическая функция синонимов?
  17. Какие новые синонимические связи возникли в русской газетной речи последних лет?
  18. Какие слова перестали быть синонимами?
  19. Как в публицистике используются антонимы?
  20. Как называются близкие по звучанию слова с различным значением?
  21. Определите цель использования в публицистической речи следующих историзмов: нэпман, продразверстка, лишенец, исполком, политбюро, райком, барщина, опричник, градоначальник, партийные князья, руководящий чин, дума, гимназия, лицей, губернатор, кадетский корпус.
  22. Термины каких наук чаще всего употребляются публицистами?
  23. Какие виды заимствованных слов встречаются в газетной речи?
  24. Почему заимствования широко применяются именно в газетном стиле речи?
  25. Приведите примеры слов, обозначающих явления, характерные для жизни зарубежных стран.
  26. Какие особенности характеризуют морфологические формы в публицистическом стиле?
  27. Какие новые оттенки значения возникают у существительных в форме множественного числа?
  28. Какую стилистическую функцию выполняет переносное употребление форм глагольного времени?
  29. Приведите примеры из газет, показывающие переносное употребление временных форм.
  30. Приведите примеры необычного порядка слов. Какую цель преследует изменение обычного порядка слов?

Учебный словарь

Антонимы речевые - слова, вступающие в антонимические отношения в данном тексте: Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Метафоризация - 1) процесс возникновения у слова нового, переносного значения; 2) употребление слова в необычном метафорическом значении; 3) насыщение речи метафорами.

Многозначность - наличие у единицы языка (слова, фразеологизма, грамматической формы) более чем одного значения. Каждое из значений многозначного слова связано с другими его значениями (на основе сходства, смежности обозначаемых понятий, предметов). В многозначном слове различаются прямое и переносное значения, общее и частное значения, общеупотребительные и специальные значения. Каждое из значений многозначного слова имеет свои синонимы и антонимы, свою сочетаемость: свежий хлеб - черствый хлеб, свежая газета - старая газета, свежая рыба - тухлая рыба.

Паронимы - слова, близкие по звучанию, но различные по значению: демократический - демократичный, элитный - элитарный.

Признаваемое - предмет мысли, т.е. лица, документы, организации, события, которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции автора текста массовой информации: подъем экономики, возрождение России.

Синонимы речевые - слова, вступающие в синонимические отношения в данном речевом произведении, например: вялая, глухая, лишенная всякого умственного интереса жизнь.

Читайте также: