Готик рок это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Готик-рок (англ. gothic rock) — музыкальный жанр, являющийся поджанром альтернативного рока. Первые музыкальные коллективы, играющие в этом жанре были тесно связаны с английским панк-роком и пост-панком. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм, а также готическое направление в искусстве Нового времени. Лучшими примерами групп, исполнявшими готик-рок могут служить Bauhaus, The Cure, Siouxsie & the Banshees, The Sisters of Mercy и The Mission. Готик-рок стал основой для готиче… подробнее

Готик-рок (англ. gothic rock) — музыкальный жанр, являющийся поджанром альтернативного рока. Первые музыкальные коллективы, играющие в этом жанре были тесно связаны с английским панк-роком и пост-панком. В начале 1980-х жанр стал… подробнее

Готик-рок (англ. gothic rock) — музыкальный жанр, являющийся поджанром альтернативного рока. Первые музыкальные коллективы, играющие в этом жанре были тесно связаны с английским панк-роком и пост-панком. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные те… подробнее

Три взрывных аккорда

Готика вышла из панка, однако корни этой музыки следует искать в юношеских впечатлениях ее создателей, а впечатляли их меланхоличная медитативность The Velvet Underground и Нико, театрализованные шоу Элиса Купера, глэм-рокеры T-Rex и The Roxy Music, Дэвид Боуи и Джим Моррисон (и не только).

Несмотря на обилие экспериментов в постпанке, сегодня он в первую очередь ассоциируется с музыкой тех групп, которые не столько уходили в смежные жанры, сколько занимались самим звуком — The Cure и Joy Division. Отстраненный вокал, обволакивающие гитарные партии, чеканные ударные и акцентированный бас — всё это стало стилистическими особенностями постпанка, который от творческого хаоса перешел к жанровой определенности. Эти коллективы не только оказали влияние на британский готический рок, но также вынесли его за пределы Британии.

Разрушение Великобритании и презрение к готике


Фрагмент статьи The Face of Punk Gothique. Источник: архив автора

Музыкальное родство между UK Decay и нортгемптонской группой Bauhaus было подмечено и самими музыкантами, которые на заре их деятельности помогали друг другу с организацией концертов в своих городах. UK Decay высоко оценили Bela Lugosi’s Dead, дебютный сингл Bauhaus — исполненную черного юмора девятиминутную зарисовку об актере Беле Лугоши, прославившемся ролью графа Дракулы в начале 1930-х. Обе группы объединяла любовь к театральности и модернизму 1920-х годов, однако в дальнейшем их пути полностью разошлись.

UK Decay отметились лишь одним альбомом — вышедшей в 1981 году пластинкой с лаконичным названием For Madmen Only. Год спустя на Corpus Christi, лейбле флагманов британского анархо-панка Crass, вышла последняя EP группы Rising From The Dread, аккумулирующая в себе все особенности звучания punk gothique — варварские племенные барабаны, ведущий бас, растекающуюся едва ли не до полной абстракции гитару и гулкий вокал. Также UK Decay представляли собой полную противоположность зарождавшемуся тогда стрит-панку — убыстренной и утяжеленной версии оригинального британского панка под предводительством The Exploited и Charged GBH. Однако старшее поколение британцев не спешило вдаваться в нюансы, а вокалист UK Decay Аббо сетовал: туры группы часто проходили по тем же маршрутам, что и туры The Exploited. Прибыв в очередной город, музыканты видели следы погромов и узнавали, что местное правительство успело запретить проведение панк-концертов. Группа распалась на пике своей деятельности, собрав существенное количество последователей. Молодые команды присылали им свои демо, а UK Decay предлагали им совместные выступления.

Вечеринки у Бэтмена дома

Killing Joke отметились во множестве музыкальных областей — от сочетания даба с постпанком в 1970-е до экспериментов с индустриальным металлом в 1990-е. Однако наиболее приближенной к готическому звучанию работой группы является ее второй полноформатник What’s This For…!, вязкое и едва ли не ритуальное звучание которого дополнял образ группы на сцене — обмазанный какой-то мутью вокалист Джэз Коулмен походил за синтезатором на своеобразного первобытного проповедника.


Джонни Слат. Источник: фотография предоставлена Джонни Слатом


Разворот флаера клуба The Batcave с автографом Джона Кляйна (сооснователя клуба, а также гитариста Specimen и Siouxsie and the Banshees) автору статьи. Источник: архив автора

Другой активно выступающей в The Batcave группой были Sex Gang Children под предводительством Энди Секс Гэнга. Энди был идеалистом, мечтавшим взорвать музыкальную индустрию изнутри. Остается только гадать, насколько буквально он стремился это сделать. До создания Sex Gang Children он был членом радикальной коммунистической группы, которую, по его словам, в наши дни сочли бы террористической, а в середине 1980-х Энди даже был задержан в Италии по подозрению (впрочем, беспочвенному) во взрыве поезда.

Еще в конце 1980-х Энди Секс Гэнг записал сольную пластинку с гитаристом Боуи Миком Ронсоном, на которой, в частности, поведал о семи способах убийства человека, так что нежелание владельца Cherry Red выходить с ним на дуэль вполне объяснимо

К началу 1983 года Southern Death Cult стали новыми восходящими звездами готического панка. Они обличали колониализм и консьюмеризм и были подняты на щит как новые панк-мессии. Однако группа распалась, выпустив всего один сингл и посмертную коллекцию демозаписей, а Эстбери продолжил музыкальную карьеру в новых проектах с изобретательными названиями Death Cult и The Cult, а в начале 2000-х годов присоединился к воссоединившимся The Doors, чтобы покорять (кстати, весьма успешно) вершины музыкального косплея.

Вампиры в Америке

Пионерами дэтрока стали Christian Death и их фронтмен Розз Уильямс. Согласно одной из версий, название коллектива обыгрывало словосочетание Christian Dior, а сам Уильямс (урожденный Роджер Алан Пэйнтер) позаимствовал свой псевдоним с могильной плиты во время прогулки по кладбищу. Стоит сказать, что Уильямс также выходил за пределы готических рамок — он был не только одним из основателей дэтрока, но также экспериментальным музыкантом, поэтом и художником-коллажистом. Изданный в 1982 году дебютник Christian Death Only Theatre Of Pain стал одним из образцов готической музыки, хотя сам Уильямс считал, что человек с чувством собственного достоинства никогда не назвал бы себя готом.


Розз Уильямс (1981). Источник: фотография Розза Уильямса была любезно предоставлена Нико Б. — соавтором Розза по фильму Pig (1998), автором книги о его творчестве, а также владельцем фирмы Cult Epics, издающей шедевры эротического кино и культовые малобюджетные хорроры. Автор фото — Эдвард Калвер

Дэтрок был крайне неоднородным жанром уже в период своего становления, и зачастую этим термином характеризовали группы, тяготеющие к гротескной хоррор-эстетике. Впрочем, случалось, что дэтроком называли и совсем неожиданные команды, просто потому, что они были американскими и имели какое-то отношение к постпанку, например, The Gun Club Джеффри Ли Пирса, сочетавшую постпанк с роком, блюзом и кантри [малозначимый факт: в составе этой группы с 1982 по 1984 год была Патриша Моррисон — басистка The Sisters of Mercy времен альбома Floodland; ее можно увидеть в ролике по ссылке выше. — Прим. ред.].

Карнавальная эстетика дэтрока уже к середине 1980-х годов исчерпала себя и привела жанр в упадок. На короткий промежуток времени он обрел второе дыхание в конце 1980-х с появлением Red Temple Spirits, в равных пропорциях смешавших дэтрок с психоделическим роком и представивших вудстоковскую революцию 1960-х в обновленном и современном виде. Однако стиль Red Temple Spirits оказался слишком уникальным, чтобы найти достойных последователей.

В разных составах Christian Death переиграло множество талантливых музыкантов, которые впоследствии создавали собственные коллективы (и в том числе Mephisto Waltz). Драматичная история Christian Death достойна сериала — достаточно сказать, что в 1990-е существовали две конфликтующие друг с другом группы, которые носили это название

Впрочем, американский дэтрок не прошел незамеченным для музыки следующей эпохи: в частности, влияние Розза Уильямса и Christian Death признавали Мэрилин Мэнсон и Трент Резнор.

Гениальность и помешательство

Несмотря на отличия в звучании, интерес к темным сторонам сексуальности, черному юмору и эксцентричному андрогинному имиджу роднил американских дэтрокеров с британскими готами — и особенно с теми, кто тусовался в The Batcave. Однако британский дэтрок — точнее, то, что так назвали годы спустя, — пошел в совершенно ином направлении. В 1980 году в английской деревне Эбботс Лэнгли сформировалось трио, взявшее саркастичное и провокативное название в лучших традициях панка — Rudimentary Peni. По словам басиста группы, имя коллективу подсказала школьная программа, в которой утверждалось, что женский клитор есть не что иное, как рудиментарный пенис. Rudimentary Peni играли смесь анархо-панка с хардкором. Минималистичные, быстрые и напористые композиции, редко превышавшие по хронометражу две минуты, обличали бесчеловечность убийства животных и осуждали героев первой волны панка — Джонни Роттена из The Sex Pistols и Джо Страммера из The Clash — которые лишь притворялись идейными, но при первой же возможности продались.


Ник Блинко — Belle Jar (1984/85). Источник: альбом Nick Blinko, вышедший в издательстве Zagava в 2021 году. Публикуется с любезного разрешения издателя. В 2022 году Zagava планирует издать факсимиле альбома с рисунками Блинко, который, как сообщается, безуспешно пытался выкрасть Джон Бэланс из Coil

С творчеством Лавкрафта Блинко познакомил его друг, художник и гитарист Марк Ферелли из группы Part 1, которую также причисляют к британскому дэтроку. Если композиции Rudimentary Peni отличались высокими скоростями, то музыканты Part 1 явно никуда не спешили, отдавая предпочтение тягучему и давящему звучанию. Их тексты строились вокруг мистицизма и одержимости, а христианский бог представал у них кровожадным существом, наслаждающимся людскими страданиями. При этом музыканты не романтизировали смерть, представляя ее во всей своей неприглядности и физиологичности. Part 1 распались, имея за плечами лишь один EP и посмертно изданный мини-альбом. Однако мрачная аудиовизуальная эстетика и флер таинственности с годами обеспечили группе культовый статус: кратковременное воссоединение в первой половине 2010-х принесло им новых поклонников, а их пластинкам — переиздания на культовых лейблах All The Madmen и Sacred Bones.

Кстати, Ферелли под псевдонимом Марко Фаринелли появляется как один из персонажей в книге Блинко The Primal Screamer — написанной в лавкрафтианской манере автобиографической истории Rudimentary Peni.

Лидское — это не только пиво

Увидевший свет в 1985 году дебютник группы First And Last And Always, а также собрание их ранних записей Some Girls Wander By Mistake являются хрестоматийными образчиками готического рока — вопреки многочисленным попыткам лидера The Sisters of Mercy Эндрю Элдрича откреститься от своей принадлежности к готике, которые уже давно стали поводом для не менее многочисленных шуток. В частности, Элдрич прямо во время концертов признавался своей готической публике, что ненавидит готов. Впрочем, готы всех поколений до сих пор с восторгом принимают группу, не издавшую ни одного альбома с 1990-го года, а трансформация Элдрича из загадочного черноволосого юноши в лысого мужчину в спортивках, кажется, не нанесла никакого урона его готичности.

The Sisters of Mercy — Alice

Готы не умирают


Corpus Delicti, 1995. Источник: фотография любезно предоставлена группой. Автор фото — Karine Bizi

Shadow Project — один из проектов Розза Уильямса конца 1980-х — начала 1990-х

В XXI веке США стали явным центром готической музыки. Новые андеграундные группы сочетали в своем звучании наследие гот-панка с ноу-вейвом — наиболее радикальным и нигилистичным ответвлением постпанка, появившимся в Америке в конце 1970-х. Одной из наиболее колоритных новых групп стали The Phanton Limbs под предводительством Лото Балля — поклонника абсурдистского театра Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско, до формирования группы выступавшего клоуном в бродячем цирке. Группа радикализировала эстетику The Batcave, доведя готическое звучание до экстремального мрачного панк-кабаре.

Deadfly Ensemble — один из проектов Лукаса Лантье

От панков к темным романтикам

Именно в 1990-е годы готическая субкультура начала не только отдаляться от панка, но и выходить за сугубо музыкальные рамки. Герои 1980-х вовсю осваивали новые направления — принявший ислам Питер Мерфи из Bauhaus штурмовал мейнстрим сольным творчеством, сочетая альтернативный рок с ориентальными мотивами, Олли Уисдом из Specimen отрывался на пляжных вечеринках Бали и Гоа со своим пси-транс-проектом Space Tribe, а Энди Секс Гэнг пытался реанимировать глэм-рок на пару с гитаристом Боуи Миком Ронсоном. В то же время сформировавшиеся во второй половине 1980-х годов готические группы, такие как британцы Nosferatu или чехи XIII. Stoleti, обратились к прямолинейной вампирско-средневековой эстетике.

Новое поколение готических музыкантов благосклонно впитало в себя моду на печальный образ и романтизацию смерти. Одним из тех, кто воплотил собой эти тенденции, стал немецкий музыкант Тило Вольф. Первые записи проекта Вольфа Lacrimosa явно отмечены влиянием готического рока и наиболее мрачных образчиков нью-вейва 1980-х, однако уже к середине 1990-х Lacrimosa сменила направление, взяв за основу звучания симфонический метал. Крайне метко резонировал с новым готическим трендом и образ печального клоуна, использованный в логотипе группы.

Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows стал другим проектом, преобразившим готический стиль в 1990-е. Образ таинственного андрогинного существа, стоявшего за данным проектом и известного как Анна Варни Кантодеа, был окутан легендами едва ли не с основания проекта. Одни говорили, что Анна Варни живет в готическом замке, где каждый день предается страданиям и изысканному творчеству, другие спорили, что это лишь артистический имидж, а на самом деле Варни была неоднократно замечена в окружении девиц легкого поведения. Третьи же и вовсе утверждали, что Анна Варни не существует, и всё это грандиозная мистификация. Sopor Aeternus неоднократно менял стиль и буквально восставал из пепла, когда казалось, что ему не остается ничего кроме блеклых самоповторов. Так, во второй половине 2000-х Анна Варни записала посвящение Шарлю Бодлеру, сменила мрачный темный имидж на откровенный китч, а темы одиночества и стремления обрести покой в смерти сменили моча и сифилис.

Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows — A strange thing to say

В то время как готический панк продолжал развиваться на нишевом уровне, в массовой культуре готика окончательно порвала связь с постпанком и стала ассоциироваться с тяжелой музыкой, обладающей теми или иными готическими атрибутами. Готы с равным удовольствием слушали темных металлистов Moonspell, думстеров Theatre of Tragedy, симфо-металлистов Within Temptation и знаменитых сценическими bdsm-перформансами гот-металлистов Umbra et Imago. Тем не менее готические архетипы 1980-х нашли свои новые воплощения в новых звездах — в имидже и исполнительской манере Мэрилина Мэнсона отчетливо прослеживается влияние Розза Уильямса, а солист невероятно популярных в конце 2000-х The 69 Eyes предстает очевидным наследником Эндрю Элдрича.

Эпилог

Nox Novacula — одна из современных групп, продолжающих и отчасти переосмысляющих традиции готического рока

Во второй половине 2000-х появился ряд интернет-ресурсов, с юношеским максимализмом развенчивающих миф о том, что готика — это особое мировоззрение, а не музыкальный жанр. Вокруг этих ресурсов сформировалось сообщество людей, которые стали организовывать вечеринки и создавать собственные группы. На протяжении 2010-х годов готическая музыка в России прошла путь от локального сообщества энтузиастов до полноценной интеграции в мировую субкультуру. Остается открытым вопрос, сможет ли она выйти за субкультурные рамки или останется прозябать на периферии независимой сцены. Впрочем, мы знаем из истории, что готическая музыка невероятно живуча и способна преподносить сюрпризы.

Готический рок (gothic rock) – это жанр рок-музыки, который появился в конце 1970-х годов. Это направление выродилось из пост-панк культуры, что связывалось с явлением более мрачного звучания, затрагивания тем жизни и смерти. Среди основателей движения выделяются Joy Division, The Cure, Bauhaus. Для достижения необычного звучания используются басовые аккорды, ревебрация, меланхоличная лирика, идеализирующая смерть. Внимания заслуживает мода, которая зародилась на фоне музыкальной стилистики.

Формирование, стилистика, влияние

Формирование, стилистика, влияние

Впервые явление описал Саймон Рейнольдс (Simon Reynolds), который соотносил музыкальную стилистику с тяжелыми гитарными паттернами, высокими басовыми линиями и мелодичными ударными. В более поздних вариантах исполнения часто использовались драм-машины. Лирика атмосферная, затрагивает темные темы. Поэтическая сторона предполагает литературный романтизм, религиозную символику, мистику. Среди прародителей моды и музыки следует выделить Марка Болана (Marc Bolan), The Doors, Дэвида Боуи (David Bowie), Брайана Ино (Bryan Eno), Игги Поп (Iggy Pop).

Журналист Курт Лодер (Kurt Loder) отмечал необычайное влияние от Velvet Underground, Элиса Купера (Alice Cooper), которые относятся к основателям истинной, черной готики. Первым готическим альбомом часто считают The Marble Index от Nico. Здесь прослеживается мрачная лирика и звучание, что стало прототипом для дальнейших релизов. В 1976 дебютировала The Damned, которые поддержали стилистику и зародили модные тенденции.

Критик Джон Стикни (John Stickney) использовал определение gothic rock для описания музыки The Doors. В звучании создавалась мрачная атмосфера, которая в особенности прослеживалась во время концертов. В конце 70-х это понятие перекинулось на пост-панк культуру, где ключевыми исполнителями считалась Сиокси (Siouxsie), Magazine и Joy Division. Вскоре статус толкования оказался критическим.

Готический рок в 80-х и новые группы с мировой славой

Готический рок в 80-х и новые группы с мировой славой

Переломным моментом в популяризации стиля стало появление на английской сцене группы Bauhaus. Музыканты записывали ретроспективные композиции с лирическими текстами и нестандартной подачей. Первой культовой песней стала Bela Lugosi’s Dead. В начале 80-х появлялось существенное количество пост-панк проектов, в том числе Siouxsie and The Banshees, The Cure и другие. Ребята создали мрачность, которая проявлялась в звуковом и лирическом исполнении.

Удручающие трио альбомом Seventeen Seconds, Faith и Pornography от The Cure обозначило линию движения готического рока. Углубился в это направление и Nick Cave & The Bad Seeds, который совмещал блюз и жестокую ауру пост-панка. Существовал и другой путь развития. Killing Joke вдохновлялись беспорядки и нестандартность экспериментов от Public Image Ltd, что несвойственно для стилистики.

Расширение сцены и развитие жанра gothic rock

Расширение сцены и развитие жанра gothic rock

Ранняя готика перешла к непосредственному gothic rock. Появляются лидеры в жанре, где ключевой фигурой считается The Sisters of Mercy. Музыканты все больше экспериментируют, добавляют различные инструменты. Американский готический рок начал развиваться в середине 80-х. Многие появлялись через влияние европейской культуры. Среди выдающихся коллективов выделяется Christian Death, 45 Grave.

В 90-е готический рок возродился с новой силы. Это связывается с переходом на более яркие, сложные направления электронной и рок-музыки. Особое внимание уделяется стилистике, внешний вид создает всю атмосферу, которая желанна в больших городах. В 2000-х часто появляются проекты в gothic rock. Среди известных коллективов выделяется The Horrors, Зола Джизус (Zola Jesus). Некоторые артисты включали элементы готического рока в собственную музыку – ярким примером считаются Nine Inch Nails, Мерлин Мэнсон (Marilyn Manson), Manic Street Preachers.

1970-х и 1980-х годов. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм, а также готическое направление в искусстве Нового времени. Лучшими примерами групп, исполнявших готик-рок, могут служить Bauhaus, The Cure, Joy Division, Siouxsie & the Banshees, The Sisters of Mercy и The Mission. Готик-рок стал основой для готической субкультуры, которая впоследствии существенно расширилась.

История [ ]

Становление готик-рока [ ]

Важный период развития готического движения в полностью сформировавшуюся субкультуру был с середины 1982 до середины 1983, в котором следует особо отметить октябрь 1982, когда новое движение внезапно получило большое внимание со стороны средств массовой информации.

В 1982 году вышел культовый альбом группы Christian Death под названием Only Theatre of Pain, считающийся первым альбомом в стиле дэт-рок.

В июле 1982 открылся клуб Batcave. Сначала он рассчитывался как клуб для людей которым приелась коммерческая направленность New Romantic и они хотели чего-то нового и более тёмного. В первое время там игрались глэм и электронная музыка, но некоторые ранние готические группы также играли там, и репертуар постепенно стал более готическим.

Новая волна готических групп также стала получать серьёзное внимание со стороны СМИ, с попаданием Southern Death Cult на лицевую обложку NME (октябрь 1982) и Sex Gang Children на лицевую обложку Noise! (также октябрь 1982).

Важную роль в становлении жанра сыграл английский клуб Batcave, где выступали почти все родоначальники готик-рока.

На дальнейших этапах развития готик-рока выделяют исполнителей второй и третьей волны, которые привнесли в жанр новые музыкальные элементы и подняли его на новый уровень.

Читайте также: