Государство право и личность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта тема охватывает вопросы взаимосвязи государства и права с личностью. Личность в государственно-организованном обществе не существует автономно от государства и позитивного права. Она связана с ними самым непосредственным образом. В свою очередь государство и право тоже связаны с личностью и оказывают на нее воздействие, от которого зависит свобода личности и ее положение в обществе. Не претендуя на исчерпывающее изложение темы, рас­смотрим в ее рамках два основных вопроса: 1. Связь личности с го­сударством и правом и 2. Правовой статус личности. Права человека и гражданина.

1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. К Ю. Шведовой. М.,
1987. С. 264.

2 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993. С. 226.

3 См.: Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М., 1968.
С. 185.

Личность как человек, обладающий определенными соци­альными качествами и включенный в систему общественных от­ношений, в государственно-организованном обществе не может не быть связана с государством и правом. В таком обществе го­сударство, как известно, является официальным представителем

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 3.

2 Там же. Т. 1. С. 242.

и выразителем публичной власти — власти всего общества. Эта власть распространяется на всех без исключения членов общест­ва, и ее веления носят общеобязательный характер, т. е. распро­страняются опять же на всех членов общества. Более того, эта власть распространяется и на других лиц, которые оказываются на территории соответствующего государства, например, ино­странцев. Поэтому любая личность, проживающая или временно находящаяся на территории государства, всегда связана с госу­дарством и его позитивным правом.

Связь личности с государством и правом (позитивным) но­сит самый разнообразный характер, поскольку зависит от раз­личных обстоятельств: конкретных исторических условий, поли­тического режима, социального положения личности, ее возраста, пола, наличия у нее определенной профессии, занимаемой долж­ности и т. д. Но, прежде всего, связь личности с государством и правом зависит от принадлежности личности к конкретному го­сударству, от того, в каком политико-правовом качестве выступа­ет личность по отношению к этому государству: гражданина, иностранцаили лица без гражданства.

Связь личности с государством и правом, когда личность выступает в качестве гражданина или подданного, является наи­более тесной. Личность, будучи гражданином (подданным) госу­дарства, пользуется всеми юридическими правами, установлен-

ными данным государством, а также несет перед государством все юридические обязанности. Государство же в свою очередь гарантирует личности ее права, защищает ее, покровительствует ей за границей.

Иностранец- это гражданин (подданный) другого государ­ства. Связь личности с государством и правом, когда она высту­пает в качестве иностранца, является не такой тесной, как у граж­дан. Иностранцы, как правило, не обладают многими политиче­скими правами, не могут занимать отдельные должности (напри­мер, должности, связанные с государственными или военными секретами, работать на радио, телевидении, быть судьями, проку­рорами, нотариусами и т. д.), не несут некоторых обязанностей (например, не обязаны служить в армии страны пребывания). В то же время иностранцы пользуются многими правами, что и граждане государства, а также обязаны исполнять законы и дру­гие нормативные акты страны пребывания. В случае совершения преступления или иного правонарушения они несут ответствен­ность по законодательству этой страны.

Лицобез гражданства(апатрид) - это лицо, не являющееся гражданином какого-либо государства. Его связь с государством и правом во многом аналогична связи с государством и правом иностранца. Лица без гражданства тоже не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должно­сти, не несут некоторых обязанностей. Вместе с тем в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой како­го-либо государства.

Кроме названных личность по отношению к государству может выступать и в некоторых других качествах. Она может быть лицом с двойным (и более) гражданством, беженцем, выну­жденным переселенцем и т. д. Однако в этих случаях она все равно выступает в качестве либо гражданина, либо иностранца, либо лица без гражданства. Так, например, беженцы - это граж­дане иностранных государств, а вынужденные переселенцы -граждане данного государства.

Существует два основных способа приобретения гражданст­ва: в силу факта рождения (филиация) и путем натурализации (укоренение). Приобретение гражданства в силу факта рождения осуществляется автоматически и не требует со стороны лица Со­вершения каких-либо действий. При этом применяется (чаще все­го в сочетании) два принципа: права крови и права почвы. Со­гласно принципу права крови гражданином признается ребенок, родившийся от граждан данного государства независимо от того, на территории какого государства он родился. Если родители ре­бенка имеют разное гражданство, то по законодательству боль­шинства стран вопрос о гражданстве ребенка решается на осно­вании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. В соответствии с принципом права почвы гражданином государства признается ребенок, родившийся на территории дан­ного государства, независимо от гражданства его родителей.

Приобретение гражданства путем натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с прось­бой о предоставлении ему гражданства. Чаще всего этого доби­ваются лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также лица, усыновленные гражданином данного государства, вступившие в брак и т. д. Процедура натурализации носит сложный и зачастую унизитель­ный характер. Обычно законодательство требует от иммигрантов

знания государственного языка данной страны, наличия средств к существованию, доказательств отсутствия тяжелых заболеваний. В США, например, требуется давать клятву верности этой стране. Немаловажное значение придается политическим взглядам им­мигрантов. Сложность процедуры предоставления гражданства нередко заставляет иммигрантов вообще не обращаться за полу­чением гражданства и жить без признания и защиты своих прав и свобод.

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгла­шая право человека на гражданство, говорит и о том, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Анало­гичные положения закреплены в конституциях многих демокра­тических государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации (часть 3 ст. 6). Вместе с тем во многих странах зако­нодательство позволяет органам исполнительной власти лишать человека гражданства, если он в течение определенного срока живет в другой стране, перешел в гражданство другого государ­ства, поступил на государственную службу в иностранном госу­дарстве и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны.

Таким образом, связь личности с государством и правом за­висит в первую очередь от ее гражданства. Если личность по от­ношению к конкретному государству выступает как гражданин или подданный, ее связь с данным государством и действующим в нем позитивным правом будет наиболее тесной. Если же она не является гражданином или подданным данного государства, а выступает по отношению к нему как иностранный гражданин или лицо без гражданства, то связь этой личности с государством и соответственно с действующим в нем позитивным правом будет менее тесной.

Связь личности с государством и правом имеет еще один ас­пект. Независимо от гражданства она, находясь на территории государства, выступает как субъект права,т. е. лицо, способное иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности.Это обусловлено тем, что практически любое со­временное государство признает за любой личностью, находя­щейся на территории государства, способность (возможность)

иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять. Такая способность именуется правосубъектно­стью. Как говорится в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, где бы он не находился, имеет право на призна­ние его правосубъектности. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства, обладая правосубъектностью, в отличие от граждан (подданных) не могут, тем не менее, иметь некоторые юридиче­ские права, а также нести отдельные юридические обязанности.

2. Правовой статус личности. Права человека и гражданина.Связь личности с государством и правом выража­ется главным образом в юридических правах, свободах и обязан­ностях, которые признаются государством за личностью и кото­рыми она может реально обладать в данном конкретном государ­стве. Совокупность таких прав, свобод и обязанностей личности принято называть ее правовым статусом.Вопрос о понятии правового статуса личности относится в научной литературе к числу дискуссионных, поскольку разные авторы включают в со­став правового статуса различные элементы. В частности, кроме прав, свобод и обязанностей в состав правового статуса личности предлагается включать гражданство, правосубъектность, гаран­тии прав и свобод, юридическую ответственность и некоторые другие элементы. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что наибо­лее распространенной является точка зрения, согласно которой под правовым статусом личности понимается совокупность зако­нодательно установленных государством прав, свобод и обязан­ностей личности.

Соглашаясь с подобным пониманием правового статуса личности, считаю вместе с тем необходимым отметить, что пра­вовой статус личности - это не просто совокупность законода­тельно установленных прав, свобод и обязанностей, а совокуп­ность таких прав, свобод и обязанностей, которые гарантируются государством, вследствие чего личность реально может ими об­ладать. В этой связи едва ли правильно включать в правовой ста­тус личности права и свободы, которые формально декларируют-

ся государством (что характерно для государств с антидемокра­тическими режимами), но фактически им не гарантируются. Та­кие права и свободы остаются лишь на бумаге и человек реально обладать ими не может. Поэтому под правовым статусом лично­сти следует понимать совокупность законодательно установ­ленных и гарантированных государством прав, свобод и обя­занностей личности.

В основе правового статуса личности лежит, как принято считать, ее фактический социальный статус, т. е. реальное поло­жение личности в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет, юридически оформляет это положение, признавая личность субъектом права и наделяя ее правосубъект­ностью. В связи с этим социальный и правовой статусы соотно­сятся соответственно как содержание и форма.

Говоря о правовом статусе личности, необходимо иметь в виду, что его составляют не только те права, свободы и обязанно­сти, которыми личность в данный момент времени обладает, но и те права, свободы и обязанности, которыми личность в данный момент времени не обладает, но при определенных обстоятельст­вах сможет ими обладать. Исходя из этого, представляется воз­можным различать формальныйи фактическийправовой ста­тус личности. Формальныйстатус составляют все права, свобо­ды и обязанности, которыми личность в принципе может обла­дать в данном государстве, фактическийже статус составляют лишь те права, свободы и обязанности, которыми личность уже реально обладает. В этой связи формальный статус личности все­гда является относительно стабильным, поскольку изменения в

нем происходят лишь при изменениях в законодательстве, факти­ческий же статус, наоборот, более динамичен, поскольку может изменяться достаточно быстро.

В зависимости от широты охвата можно выделить общий, специальныйи индивидуальныйправовой статус. Общийпра­вовой статус составляют права, свободы и обязанности, которы­ми могут обладать все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства, пребывающие на территории данного государства. Как правило, общий правовой статус закрепляется в конституции государства, в связи с чем его называют также конституцион­ным.Общий правовой статус, как принято считать, является ба­зовым, исходным для специального и индивидуального статуса. Специальный(родовой) правовой статус составляют права, сво­боды и обязанности, которыми могут обладать отдельные катего­рии граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства (напри­мер, военнослужащие, ветераны войны, студенты и т. д.). Нако­нец, индивидуальныйправовой статус составляют права, свобо­ды и обязанности, которыми обладает конкретная личность. Ин­дивидуальный правовой статус достаточно динамичен и изменя-

ется вместе с происходящими в жизни человека изменениями. Он зависит от положения человека в обществе, его пола, возраста, профессии и ряда других факторов.

По времени возникновения принято выделять три поколе­нияправ человека.

Первое поколениеправ человека составили традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций и призваны были обеспечить индивиду­альную свободу личности от вмешательства со стороны государ­ства и других субъектов. Это гражданские (личные) и политиче­ские права и свободы: право на жизнь, свободу и безопасность; свобода слова, совести и религии; равенство перед законом; сво­бода от произвольного ареста, задержания и изгнания; право на правосудие и др.

Второе поколениеправ человека сформировалось в процес­се борьбы народов за улучшение своего экономического и соци­ально-культурного уровня и отражало ценности социально ори­ентированного общества. Это поколение прав человека и гражда­нина составили социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и др. В отличие от прав первого поколения, которые призваны были обеспечить индивидуальную свободу от какого-либо вмешательства, в том, числе и государственного, права второго поколения, наоборот, обязывают государство создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность по обеспечению этих прав.

Третье поколениеправ человека, которое начало формиро­ваться после Второй мировой войны, составляют так называемые коллективные (или солидарные) права. К ним относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на ядерную безопасность и др. В отличие от прав первых двух поко­лений права третьего поколения принадлежат не отдельной лич­ности, а коллективу людей и поэтому не могут быть реализованы непосредственно отдельным человеком. Личность может прини­мать участие в реализации этих прав, но лишь как член того или иного коллектива, той или иной общности.

Начиная с середины XX в., права человека получили все­мирное признание и закрепление в целом ряде международных документов. К наиболее важным из них относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гра­жданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт

об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о граждан­ских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953 г.).

Права человека и гражданина (права и свободы личности) в зависимости от сфер жизнедеятельности принято подразделять на гражданские (личные), политические, экономические, соци­альныеи культурные.

Гражданскиеправа призваны обеспечивать свободу челове­ка как члена гражданского общества от какого-либо незаконного внешнего вмешательства, в том числе и государственного. К ним относятся фундаментальные права и свободы личности, выра­жающие демократические принципы любого демократически ор­ганизованного общества: право на жизнь и достоинство лично­сти; право на свободу и личную неприкосновенность, а также не­прикосновенность частной жизни, жилища; свободу передвиже­ния и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения и некоторые другие.

Политическиеправа и свободы представляют собой обес­печенную законом возможность индивидуально или коллективно участвовать в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Такие права и свободы обычно признаются лишь за гражданами государства. К основ­ным политическим правам и свободам относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право при-

нимать участие в управлении делами государства; свобода слова и убеждений; свобода собраний, митингов, шествий и демонстра­ций; право на объединение в общественные организации (свобода союзов и ассоциаций); право петиций и др.

Экономическиеправа призваны обеспечивать материаль­ные потребности личности. К ним относятся: право частной соб­ственности, право на труд, свобода предпринимательства, право на забастовки и др.

Социальныеправа направлены на обеспечение достойного уровня жизни и социальную защищенность личности. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая со­циальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. К социальным правам относятся также право на удовлетворительный жизненный уровень; на охрану и помощь семье, материнству и детству; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на жилище и ряд других.

Контрольные вопросы

2. Чем, прежде всего, обусловлена связь личности с государством и правом? Что такое гражданство? Существует ли какое-либо различие между гражданством и подданством?

3. Что следует понимать под правовым статусом личности? Каковы его разновидности?

4. Что означают права человека и права гражданина? Какие поко­ления прав человека выделяются в литературе? Как права чело­века и гражданина делятся в зависимости от сфер жизнедея­тельности?

Литература

1. Абдулаев М. И. Права человека и закон: историко-теоретические аспекты / М. И. Абдулаев. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.

2. Бережное А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А. Г. Бережное. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.

3. Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР / Н. В. Витрук. -М. : Юрид. лит., 1985. - 176 с. - (Реальный социализм: теория и практика).

4. Дмитриев Ю. А. Гражданин и власть / Ю. А. Дмитриев, А. А. Зла-топольская. - М. : [б. и.], 1994. - 160 с.

5. Златопольский Д. Л. Государство и личность: основы взаимоот­ношений / Д. Л. Златопольский // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. -1993.-№1.-С. 3-12.

6. Защита прав человека в современном мире : сб. ст. / отв. ред. И. А. Ледях. - М. : Изд-во ИГПАН, 1993. - 144 с.

7. Кучинский В. А. Личность, свобода, право / В. А. Кучинский. - М. : Юрид. лит., 1978. - 208 с.

9. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Ф. Люшер. - М. : Прогресс ; Универс, 1993. - 384 с.

10. Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность / Р. А. Мюллерсон. - М. : Юрид. лит., 1991. - 160 с.

11. Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. - М. : Норма, 1996.-510 с.

12. Права человека. Сборник международных документов. - М. : Изд-во МГУ, 1986.-232 с.

13. Права человека : учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. -М. : Норма - Инфра ■ М, 1999. - 573 с.

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности -является ее конституционный статус, где права, свободы и обяз-ти в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В каждой отрасли права существуют свои особенные им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

-В обществах, где господствуют тоталитарные принципы правовой статус личности устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

-В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности, правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства.

Гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям относят: экономические ( материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами); политические ( установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством); идеологические (поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности).

К юридическим гарантиям относят: совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право.

129)Правовой статус личности:

Правовой статус личности - выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом.

Правовой статус личности - признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности.

структура правового статуса:

— права и обязанности;

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус - фиксирует особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.




Индивидуальный статус -отражает конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Понятие правовой статус имеет собирательный характер, т.к. вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина.

4. Принцип единства прав и обязанностей граждан.

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности -является ее конституционный статус, где права, свободы и обяз-ти в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В каждой отрасли права существуют свои особенные им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

-В обществах, где господствуют тоталитарные принципы правовой статус личности устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

-В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности, правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства.

Гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям относят: экономические ( материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами); политические ( установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством); идеологические (поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности).

К юридическим гарантиям относят: совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право.

129)Правовой статус личности:

Правовой статус личности - выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом.

Правовой статус личности - признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности.

структура правового статуса:

— права и обязанности;

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус - фиксирует особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус -отражает конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Понятие правовой статус имеет собирательный характер, т.к. вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения.

Государство - организация публичной, политической, суверенной власти, распространяющая свои веления на население на закрепленной за ним территории, использующая право, взимающая налоги и имеющая аппарат принуждения.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных, неперсонифицированных норм, установленных и охранаяемых государством и направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.) В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов, либералы, демократы, анархисты с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций определяют хар-р соотношения между этими важнейшими социальными институтами.

В системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность. Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития.

Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие "личности" является более узким по сравнению с понятием "человек".

Проблема личности обширна и многогранна, имеет разные аспекты. Важнейший из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.

В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.

К личности обращены юридические предписания. От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

Правовое понятие личности сводится к тому, что она МБ субъектом правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным.

В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти.

Правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по-разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

либеральная (право выше государства);

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

· во внутренней организации государства;

· в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юр. предпосылки для эффективной работы всех звеньев гос. машины.

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Тема 20. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)

В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус , где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина;
2) правовой статус иностранца;
3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.

В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением "национального режима".

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям , как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы). .

В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.

Вопросы для самоконтроля

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл.8, с. 132-150.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г.Н., М., 1995. Гл. 9, с. 217-243.

Читайте также: