Государство и право сша в новейшее время кратко

Обновлено: 28.06.2024

В конце 19-начале 20 ст. США являлись наиболее развитой в мире страной. Если до Первой мировой войны эта страна получала кредиты в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Швейцарии, то после Первой мировой войны США уже сами стали кредитовать другие страны мира. Необходимо отметить, что США по сравнению с другими странами мира понесли весьма незначительные людские потери. Во время этой войны США потеряли убитыми примерно 50 000 человек и раненными примерно 230 000 человек. В результате в начале 20ст. США добывали примерно 50% угля. Они производили 3/5 чугуна и стали, 2/3 добычи нефти, на долю США приходилось 85% всех автомобилей мира. После Первой мировой войны США как и другие страны мира переживали определенный экономический кризис, связанный с переходом от военных методов руководства страной, промышленностью, с/х и т.д. Этот кризис продолжался во всех странах мира примерно до 1922-1923гг. и первыми из этого кризиса вышли США, а за ними и другие страны капиталистического мира. Ученые пришли к следующему выводу: что в капиталистических странах период стабилизации начался 1923-1924гг. За врем периода стабилизации объем производства в странах возрос. В данном случае в США этот показатель составил 78%. Период стабилизации продолжался с 1923-1924 до 1929г. После этого начинается мировой экономический кризис. Данный кризис имеет 2 особенности:

  1. Кризис охватил практически все страны мира.
  2. Кризис охватил все сферы человеческой жизни деятельности.

В своем развитии он прошёл 3 этапа:

  1. 1929-1932/33гг.
  2. 1932/33, 1937гг. – период стагнации, период застоя, когда экономика должным образом не развивалась.
  3. 1937-1939гг. – произошёл очередной спад экономики.
  1. Вмешиваться в экономическую жизнь монополии.
  2. Регулировать развитие экономики.

Сущность реформ Рузвельта:

    Была проведена реформа банковской системы. В стране имелось 25 000 банков. В результате реформы 10 000 банков были закрыты. из сбережения были переданы в рентабельные банки, была установлена монополия государства на продажу золота. Государство выделило банкам из резерва значительные суммы денег.
  1. Рабочие получили право создавать профсоюзы.
  2. Рабочие получили право на заключение коллективных договоров и добивались их исполнения.
  3. Предприниматели должны были выполнять указания о едином рабочем дне.
  4. Предприниматели должны были выплачивать рабочим единый размер зарплаты в час. (примерно 6$ в час). При нарушении данного положения предприниматели, руководители фабрик и заводов штрафовались.

По данной реформе было проведено принудительное картелирование – это значит, что рентабельные предприятия были объединены под руководством одного руководителя и им были выделены дополнительные суммы денег.

В 1935г. в июле был принят закон Вагнера, в соответствии с которым США официально признали права всех профсоюзов и гарантировали эти права. данный закон предоставил право рабочим на забастовки, на заключение коллективных договоров с предпринимателями и право отстаивать эти коллективные договоры. По данному закону 1935г. в определенной степени были ущемлены важные права предпринимателей и со времени принятия этого закона предприниматели начали борьбу против него. В 1938г. был принят закон о социальном развитии, страховании и т.д. В соответствии с этим законом все граждане США по достижении определенного возраста получили право на пенсию, право на пособие. Эти же права получили и инвалиды с детства и безработные. Размер социальной помощи составлял примерно 75% от средней заработной платы.

В 20ст. был принят ряд поправок:

  1. 20 поправка 1933г.
  2. 22 поправка 1951г.
  3. 25 поправка 1967г.

Три эти поправки определили окончательно продолжительность нахождения во власти президента. В соответствии с этой поправкой президент может избираться на указанную должность 2 срока по 4 года. Рузвельт создал прецедент, по которому президент избирался 4 раза. По данным поправкам был определен порядок замещения вице-президентом президента, который по каким-то причинам не в состоянии был выполнять свои обязанности. 24 поправка 1964г. 1971г. – 26, 1920г. – 19 поправка. В соответствии с 19 поправкой избирательные права получили женщины. 24 поправка отменила дискриминацию избирателей за неуплату любых налогов. 26 поправка установила, что избирательное право принадлежит гражданам, которым исполнилось 18 лет.

В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее характерные черты эволюции современных либеральнодемократических государств.

В XX веке наиболее значительными были изменения, внесенные XIX поправкой (1920 г.) к конституции, установившей равенство избирательных прав мужчин и женщин во всех штатах, и XXVI поправкой (1971 г.), по которой возраст избирателей был снижен до 18 лет. Принятый в 1974 г. федеральный закон об избирательных компаниях впервые в истории США ввел в действие механизм государственного финансирования выборов. Право на государственное финансирование было предоставлено официальным кандидатам на пост президента, но лишь после того как они соберут частные пожертвования на сумму 5 тысяч долларов по крайней мере в 20 штатах, причем взносы крупнее 250 долларов не допустимы,

Также были проведены изменения в системе функционирования некоторых государственных институтов, прежде всего президентства. Так, в 1951 году была принята XXII поправка к конституции США, ограничившая время пребывания на посту президента двумя сроками подряд, а XXV поправка (1967 г.) предоставила право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента.

3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

Острейший экономический кризис, охвативший Соединенные Штаты в 1929 году, привел к падению производства до 56% от докризисного, банкротству 40% банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального дохода на 48%. Правящая элита во главе с президентом Гувером, исповедуя принципы невмешательства государства в экономику, не приняла никаких существенных мер.

В 1935 г. был принят также общефедеральный закон о социальном обеспечении. Были установлены выплаты пенсий по старости гражданам США от 65 лет, имеющим определенный ценз оседлости и определенный уровень заработка. Для формирования пенсионного фонда были установлены налоги на предпринимателей в 1% от выплаченной зарплаты и на доходы работников в 1%. И тот и другой налоги должны были увеличиваться на 0,5% каждые три года.

В 1938 г. принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени и минимальный уровень заработной платы.

С целью пополнить казну Людовик XVI обратился к Генеральным штатам с целью получить согласие на новые налоги. Сословие буржуа значительно увеличили количество своих депутатов — больше половины всœех штатов. В результате дебатов обозначился резкий конфликт с королем. Буржуа, поддержанные частью духовенства и аристократии, провозгласили себя Национальным собранием (собрание началось 5 мая, 17 июня провозгласили Национальное собрание). Депутаты стали говорить об интересах всœей нации, а не только своего сословия. 9 июля 1789 года депутаты провозглашают себя Учредительным собранием, т. е. берут на себя право и обязанность обосновать новые правовые институты, учредить Конституцию. Король попытался арестовать депутатов. На их защиту встал народ Парижа. 14 июля 1789 года взята Бастилия. Революция охватила всю страну. Брали штурмом тюрьмы, смещали чиновников, создавались вооруженные отряды — милиция.

В ходе революции выделяется ряд этапов:

1. 14 июля 1789 года — 10 августа 1792 года (у власти фейяны)

2. 10 августа 1792 года — 2 июня 1793 года (у власти жирондисты)

3. 2 июня 1793 года — 27 июля 1794 года (у власти якобинцы)

1 период считается периодом конституционного течения революции. Из всœех событий этого периода важнейшим явилось провозглашение Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789 года) (в ее подготовке участвовали Лафайет, Мирабо, Марат). Декларация должна была представлять собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени народа. Состоит и преамбулы и статей, напоминавших заповеди. … Зафиксировала гарантии прав личности. Презумпция невиновности. Соразмерность наказания преступлению и др.

Фейяны, придя к власти через несколько дней после Декларации, принимают избирательный закон (31 августа). Все населœение поделœено на активных и пассивных (малоимущие и неимущие). Пассивные лишены права голоса. Из 24 миллионов граждан в выборах могли участвовать только 4. Получив власть, крупная буржуазия стала тяготиться давлением демократических сил народа. Она стремилась остановить дальнейшее развитие революции, добившись своих целœей и интересов.

Октябрь 1789 года — закон, разрешающий применять вооруженные силы для подавления народных выступлений

Июль 1791 года — закон Ле-Шапелье. Он запрещал создавать рабочие профсоюзные организации под страхом уголовного преследования, тем более запрещались стачки и забастовки. Это завершилось расстрелом мирной демонстрации.

Октябрь 1791 года — принимается Конституция. По форме правления Франция провозглашается конституционной монархией. Высшая законодательная власть вручалась однопалатному парламенту. В конституции оговаривалось, кто есть активные граждане (мужчины старше 25 лет, уплачивающие прямой налог, живущие в определœенной местности не менее года, не находящийся в услужении, зачисленный в списки национальной гвардии). Значительная часть граждан была конституционно отстранена от выборов. Исполнительная власть принадлежала королю, он же был главнокомандующим. Судебная власть осуществлялась выбранными судьями.

Система отражала временное равновесие между противоборствующими политическими силами — буржуазией и аристократией. При этом эта Конституция не полностью удовлетворяла аристократию, короля и среднюю буржуазию. По этой причине в планах была реставрация монархии.

В законодательном собрании фейянам противостояли жирондисты (во главе с Бриссо, Верньо — средняя буржуазия) и якобинцы (Дантон, Робеспьер, Марат — массы трудящихся). Стало открытым противостояние законодательной и исполнительной власти. По призыву якобинского клуба народ Парижа восстал, 10 августа 1792 года королевская власть свергнута. Законодательное собрание вынуждено арестовать короля. Революция вступает во второй этап. К власти приходят жирондисты.

Проведены выборы в законодательный орган Национальный Конвент без делœения граждан на активных и пассивных. Конвент отменил Конституцию, упразднил королевскую власть и объявил Первую Республику.

Единство между жирондистами и якобинцами сменилось противостоянием. Якобинцы требовали проведения законов в интересах рабочих и крестьян, ликвидации феодального строя. Фейяны и жирондисты противились. Голосованием была выбрана казнь Людовика XVI.

Жирондисты приняли ряд законов, но закон о земле не провели. Установлены твердые цены на зерно. Назначалась смертная казнь за мнение о передаче земли крестьянам.

Имело место иностранная интервенция.

Народ Парижа снова восстал. Основной властью становятся якобинцы. Наступает третий этап революции.

Земли общин подлежали немедленному разделу между крестьянами, с этого момента мелкое землевладение стало основной формой во Франции.

Только якобинцы смогли решить земельный вопрос.

Следующим важным событием стало создание революционной армии. На должности командующих выдвигались талантливые люди из простых людей (Журдан, Марсо, Клебер, Гош). С этого момента началась карьера и Наполеона Бонапарта. Революционная армия разгромила интервентов и королевские войска, освободила Францию, сохранив суверенитет. В качестве критики высказываются мнения о диктатуре якобинцев.

Якобинцы разработали проект Конституции (1793 год). Вступить в силу она должна была после переизбрания Конвента͵ куда не вошли бы прежние депутаты, и одобрения народа. Провести новые выборы в Конвент не удалось, конституция не была принята. Это была самая демократическая конституция за всю история Франции. К примеру, для принятия закона было недостаточно одобрения законодательного органа, нужно было одобрение всœех граждан. Власть якобинцев в данный период принадлежала Конвенту, его комиссары имели очень большие полномочия. Также был Комитет Общественного Спасения, главный революционный орган.

Власть якобинцев перестала устраивать населœение, т. к. крестьяне, получившие землю, хотели ею владеть, а вынуждены были воевать за революционную армию.

Буржуазия, осознав, что ей ничего не угрожает, подготовила политический переворот. Робеспьер арестован (Термидорианский переворот, 9 термидора по революционному календарю или 27 августа). К власти приходят умеренные депутаты буржуазии и принимают Конституцию (август 1795 года).

Конституция отменила всœеобщее избирательное право, создан двухпалатный законодательный орган (Совет старейшин и Совет 500). Исполнительная власть принадлежала директории. Директория состояла из 5 членов, избираемых законодательным собранием; ежегодно один из 5 членов переизбирался, председательствовал один из членов в течение 3 месяцев. Политика директории была противоречива и непопулярна; преследовала и якобинцев, и дворян, и духовенство.

9 ноября (18 Брюмера) 1799 года — заговор во главе с Бонапартом Наполеоном. Директория упразднена; создан консулат (коллегия из 3 консулов из числа депутатов директории, председатель Бонапарт).

Принимается очередная конституция. Ее особенность в том, что введены сложные многоступенчатые выборы. Местная власть назначалась сверху, а не выбиралась.

1802 год — Наполеон в результате референдума, проведенного не демократическим путем, становится пожизненным консулом;

1804 год — аналогично становится императором Наполеоном I. Франция становится империей.

Высшие чиновники составляли Высокий Совет императора, из наиболее приближенных составлялся Тайный Совет. Министерства — основные органы управления (к концу правления Наполеона их было 12). Армия превратилась из революционной в захватническую, агрессивную. Развита полицейская система, политический сыск. Для борьбы с политической оппозицией создан корпус жандармов.

1814 год — прекращение власти Наполеона.

1814 год — реставрация монархии в конституционной форме. Это провозглашено в Королевской хартии. Власть оказалась в руках аристократии и короля. У короля обширные полномочия. Законодательная власть осуществлялась королем и 2 палатами: пэров (назначается пожизненно и наследуется) и депутатов (на 5 лет).

Преемники — Людовик XVII и Карл X — стремились к абсолютной власти. Их действия привели к новой революции 1830 года. В результате монархия сохранилась, династия сменилась. Пришел к власти Луи-Филипп Орлеанский. Он издает свою хартию 1830 года; монархия ограничивается представительным органом.

При этом противоречия сохранились, полицейские репрессии и надзор спровоцировали революцию 1848 года — восстание лионских ткачей. Луи-Филипп свергнут, сформировано Временное правительство, провозгласившее Францию республикой. Проведены выборы в Учредительное собрание, подготовлена Конституция 2 Республики 1848 года.

В ней была попытка провозгласить национальный суверенитет; принцип свободы, равенства, братства; принцип разделœения властей. Выборы всœеобщие, прямые, при тайном голосовании для мужчин старше 21 года. Законодательная власть у однопалатного органа. Исполнительная власть принадлежала президенту, выбираемому на 4 года.

Первый президент — Луи Бонапарт, племянник Наполеона. Он стремился стать единоличным правителœем. 1851 год — под предлогом защиты республики и с нарушением конституции разогнал собрание и установил личную диктатуру. 1852 год — провел референдум о назначении себя императором Наполеоном III (Наполеон II — его отец, отказался от политики).

Проводил политику лавирования. Усиливал репрессии против рабочего движения, с другой стороны отменил закон Ле-Шателье. Ограничил политические права буржуазии, при этом поощряя предпринимательство. Такая же политика проводилась в отношении других стран. Это привело к войне с Германией. Франция потерпела поражение и перестала существовать как империя, а Германия стала 2 империей (после Священной Римской).

Народ снова восстает после краха империи во главе с Советом Национальной Гвардии. В результате референдума власть передается Совету парижской коммуны. Ее главная задача — установление подлинной демократической республики, которая состояла бы из добровольной федерации автономных коммун. Гласность судопроизводства, суд присяжных. Реформа школьного образования. Банк не национализирован.

Парижская коммуна — попытка создать демократическое государство трудящихся.

Аристократия, буржуазия и интервенты объединились против Парижской коммуны и ее политики. Через 3 месяца коммуна свергнута͵ коммунары расстреляны и замучены.

1875 год — принимаются 3 конституционных закона, которые определяют государственный строй Франции после поражения коммуны.

Среди них Закон об организации сената͵ Закон об организации государственной власти, Закон об отношениях между государственными властями.

– президент избирается на 7 лет, имеет широкие полномочия и право переизбираться; может пролонгировать законы, право законодательной инициативы, право роспуска нижней палаты с согласия верхней; руководство вооруженными силами, право помилования; не нес политической ответственности за свои действия;

– законодательная власть осуществляется Палатой депутатов (нижняя — на 4 года всœеобщим голосованием, верхняя — сенат — 75 пожизненных сенаторов, 225 сенаторов косвенным голосованием на 9 лет); сенат не мог быть распущен, каждые 3 года обновлялся на 1/3; сенат: право законодательной инициативы, контроль за деятельностью правительства; каждая палата работает самостоятельно; если заседание совместное — национальное собрание — в случае переизбрания президента или пересмотра конституции;

– исполнительная власть представлена правительством и министерствами.

Дальнейшее развитие 3 Республики характеризуется сокращением власти и полномочий президента͵ из-под его контроля выходит деятельность правительства, за ней наблюдает парламент. Усилились противоречия между верхней и нижней палатами. Правительство становится зависимым от парламента.

Важную роль стал играть государственный совет. Его члены назначались президентом с согласия совета министров.

Низшей единицей местного самоуправления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет и его глава.

3 Республика просуществовала до 1940 года, когда Германия разгромила вооруженные силы Франции и оккупировала ее.

После освобождения Франции в августе 1945 по инициативе временного правительства состояла референдум о будущем социальном строе. Большинство высказалось за принятие новой конституции.

Апрель 1946 года — подготовлен проект новой конституции, отклоненный в ходе референдума.

Проведены новые выборы в учредительное собрание, подготовлен новый проект.

Октябрь 1946 года — Конституция одобрена большинством (2/3 голосов)

Конституция провозгласила Францию 4 Республикой, парламентской. Парламент состоял из Национального собрания (нижняя палата͵ всœеобщим голосованием на 5 лет) и Совета Республики (избирался коммунами). Исполнительную власть представлял президент (срок полномочий 7 лет) мог быть переизбран парламентом еще на один срок. Был также председатель совета министров.

В последующем вносятся изменения:

1948 год — мажоритарная система выборов в Совет Республики и Национальное собрание (выборы по округам; в каждом округе выбирают депутата͵ который входит в правительство).

Изменился статус Совета Республики, ее полномочия существенно расширились.

Усилилась власть правительства, оно стало меньше зависеть от парламента.

4 Республика существовала до 1958 года.

Весной 1958 года резко обострилась социально-политическая ситуация, это было связано с событиями в Алжире и других колониях. В них начались национально-освободительные движения. Возникли разногласия, подавить ли восстания вооруженными силами или освободить. Франция сама оказалась на грани гражданской войны. Для разрешения конфликта найдет компромисс: к власти призвали авторитетного генерала Шарля де Голля. Ему предоставлены чрезвычайные полномочия для подготовки новой конституции. Она одобрена на референдуме 1958 года.

Это было началом 5 Республики, существующей до сих пор.

Республика стала президентской. Президент избирался на 7 лет и мог распускать Национальное Собрание, вводить чрезвычайное положение, передавать на референдум любой законопроект, предложенный парламентом; мог назначать министров и председательствовать в Совете министров; главнокомандующий вооруженными силами; в чрезвычайных ситуациях — практически вся полнота власти.

Парламент — Национальное Собрание (нижняя, прямое голосование) и Сенат (верхняя, косвенное голосование); полномочия равноценны.

Новый государственный орган — Конституционный совет (9 членов на 9 лет). Решает вопросы законности выбора президента͵ сенаторов, организует референдум, утверждает соответствие принятых законов конституции.

1962 год — президент избирается всœеобщим голосованием.

2000 год — срок полномочий президента сократился до 5 лет.

Основные источники права — законодательные акты.

– Декларация прав человека и гражданина 1789 года

– Конституция 1791 года

– Конституция 4 Республики

– Действующая Конституция 5 Республики

– Кодексы периода правления Наполеона Бонапарта: Гражданский Кодекс 1804 года, Гражданско-процессуальный кодекс 1806 года, Торговый кодекс 1807, Уголовно-процессуальный Кодекс 1808 года, Уголовный Кодекс 1810 года (Кодексы Наполеона).

Возрастает значение указов президента и постановлений правительства.

ГК 1804 года состоит из 3 книг: 1 книга ʼʼО лицахʼʼ, 2 книга ʼʼОб имуществах и различных видоизменениях собственностиʼʼ, 3 книга ʼʼО различных способах, которыми приобретается собственностьʼʼ.

1 книга содержит нормы о французском гражданстве, правах гражданина, причинах лишения этих прав; раскрываются положения о браке, разводе, усыновлении, опеке, правовом статусе несовершеннолетних.

2 книга содержит нормы о движимом и недвижимом имуществе, содержании права собственности (сервитуты, повинности и др.)

3 книга о способах приобретения собственности (наследование, дарение и др.), о завещаниях, брачных договорах, имуществе супругов, раскрываются различные виды договоров и обязательства по ним.

В конце XIX века принимаются законы, запрещающие труд детей до 13 лет, ограничения рабочего дня для женщин и подростков (1898 год); устанавливается ответственность работодателя за производственный травматизм.

1910 год — принимается первый Трудовой Кодекс.

В конституциях 4 и 5 Республик в преамбуле перечислены всœе права трудящихся.

1994 год — новый УК

2000 год — новый УПК

Принципы: закон может воспрещать лишь деяния, вредные обществу. Все, что не запрещено — разрешено. Никто не может подвергнуться обвинœению, задержанию или заключению кроме случаев, предусмотренных законом и по форме, предусмотренной законом. Закон может устанавливать лишь наказания строгие и необходимые. Презумпция невиновности.

1981 год — отменена смертная казнь.

Закрепляется принцип презумпции невиновности, прав потерпевших; различные формы защиты свидетелœей.

Государство и право США в Новейшее время. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государство и право США в Новейшее время." 2017, 2018.

1. Кто является главой правительства в США: а) президент б) премьер-министр в) специальный госсекретарь 2. Смертная казнь в современных США: а) применяется в 36 штатах б) не применяется в) применяется в 11 штатах 3. В США существует система наказаний: а) смертная казнь. [читать подробнее].

Тема 27. Государство и право Великобритании в Новейшее время Раздел 5. Государство и право в Новейшее время 1. Какой вид систематизации права являлся основной формой ревизии и упорядочения многочисленных законов в Великобритании? а) консолидация б). [читать подробнее].

Тема 27. Государство и право Великобритании в Новейшее время Раздел 5. Государство и право в Новейшее время 1. Какой вид систематизации права являлся основной формой ревизии и упорядочения многочисленных законов в Великобритании? а) консолидация б). [читать подробнее].

Государство и право Великобритании в новейшее время 1. эволюция госстроя 2. система источников права. Развитие права: · партии · основные тенденции в развитии государственного аппарата · эволюция парламента · избирательная система · корона, ее прерогативы. [читать подробнее].

1. Основные государственно-правовые институты современных США.

2. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство США.

4. Эволюция федерального законодательства о выборах в США (поправки к Конституции XIX, XXII, XXIV, XXVI)

5. Права человека и законодательство США.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Власов И.С. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права / И.С. Власов [и др.]; отв. ред.: Н.Ф. Кузнецова. – М.: Юрид. лит., 1991. – 188 с.

2. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции: учеб. пособие / под ред. В.К. Пугинского, М.И. Кулагина. – М. Изд. УДН, 1987. – 260 с.

3. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия / сост.: В.В. Маклаков. – М.: ВотерсКлувер, 2009. – 602 с.

4. Томсинов, В.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / В.А. Томсинов. – М.: Зерцало-М, 2012. – 456 с.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т./ отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Инфра-М, 2012. – Т.2: Современное государство и право. – 672 с.

Учебная и научная литература:

1. Вениосов, А.В. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие: в 2 ч./ А.В. Вениосов, В.В. Сажина. – Минск: Акад. МВД Республики Беларусь, 2008. – Ч. 2. История государства и права Нового и Новейшего времени. –544 с.

2. Всеобщая история государства и права. В 2 т. Т. 2. Новое время. Новейшее время: Учебник / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2013. – 640 с.

3. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник / В.Г. Графский. – М.: Норма, 2014. – 816 с.

4. Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. — 959 с.

5. История государства и права зарубежных стран : учеб. для курсантов и слушателей высших учебных заведений М-ва внутр. дел Респ. Беларусь / А.В. Вениосов [и др.]; под ред. А.В. Вениосова. — 2-е изд. — Минск : ТетраСистемс, 2012. — 543, [1] с.

6. Мухаев, Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2014. – 1006 с.

7. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учеб. для высших учеб. завед. по специальности и направлениям "Юриспруденция": в 2 т. / О.А. Омельченко. – М.: Эксмо, 2006. – Т.2. – 592 с.

8. Рубаник, В.Е. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / В.Е. Рубаник. – М.: ЭКСМО, 2011. – 480 с.

9. Сажина, В.В. История государства и права зарубежных стран: учебник / А.В. Вениосов [и др.]; под ред.А.В. Вениосова. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 544 с.

10. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права: учеб. для вузов / З.М. Черниловский. – М.: Юристъ, 2002. – 574, [1] с.

1. Алебастрова, И.А.Основы американского конституционализма / И.А. Алебастрова. – М.: Юриспруденция, 2001. – 160с.

2. Бельсон, Я.М., Ливанцев, К.Е. История государства и права США / Я.М. Бельсон, К.Е. Ливанцев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 167с.

3. Бернам, У. Правовая система США / У. Бернам. – Вып. 3. – М.: Новая юстиция, 2007. – 1216с.

4. Боботов, С.В., Жигачев, И.Ю. Введение в правовую систему США /С.В. Боботов, И.Ю. Жигачев. – М.:Норма, 1997. – 333с.

5. Иванян, Э.А. История США / Э.А. Иванян. – М.: Владос, 2004. – 346с.

6. Лафитский, В.И. Основы конституционного строя США /В.И. Лафитский. – М.:Норма, 1998. – 272с.

7. Лафитский, В.И. Правовое регулирование президентских выборов в США / В.И. Лафитский. – М.: РЦОИТ, 2004. – 144с.

8. Лоуренс, М. Введение в американское право / М. Лоуренс. – М.: Прогресс, 1992. – 286с.

9. Мальков, В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии / В.Л. Мальков. – М.:Мысль,1988. – 102 с.

10. Соломатин, А.Ю. История государства и права США, конец XIII–XIX вв. (от войны за независимость до завоевания экономического лидерства) / А.Ю. Соломатин. – М.:Юрист, 2006. – 296 с.

11. Супян, В.Б. Роль государства в американской экономике: теория и практика / В.Б. Супян // США – Канада. – 2002. – №1 – С. 3-17.

12. Чудаков, М.Ф. Конституционное право США. Основные институты / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Тесей, 2003. – 192 с.

13. Шумилов, В.М.Правовая система США: учебное пособие / В.М. Шумилов. – М.: Международные отношения, 2006. – 408 с.

Т Е М А XXI (2 часа)

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИТАЯ И ЯПОНИИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

1. Государственное строительство в Китае (ХIХ–ХХI в.в.)

2. Основные черты китайского права и эволюция системы его источников в XIX–XXI вв.

3. Государственно-правовое развитие Японии в XIX–начале XX в.в. Установление военно-монархической тоталитарной диктатуры в Японии.

4. Государственное строительство в Японии в XX–XXI вв.

5. Японское право: система источников и основные тенденции развития.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ислам. Энциклопедический словарь / отв. ред. С.М. Прозоров. – М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991. – 315 c.

2. Тайпинское восстание 1850-1864 гг.: Сборник документов / сост.: В.П. Илюшечкин, О.Г. Соловьёв. – М.: Изд. вост. лит., 1960. – 324 с.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права [Текст]: учеб. пособие / ред. З. М. Черниловский, сост.: В.Н. Садиков. – М.: Гардарика, 1998. – 413 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2007. – Т. 2. Современное государство и право. – 672 с.

Учебная и научная литература:

1. Батыр, К.И. Всеобщая история государства и права/ К.И. Батыр [и др.]; под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: Проспект, 2011. – 576 с.

2. Всеобщая история государства и права. В 2 т. Т. 2. Новое время. Новейшее время: Учебник / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2013. – 640 с.

3. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник / В.Г. Графский. – М.: Норма, 2014. – 816 с.

4. История государства и права зарубежных стран : учеб. для курсантов и слушателей высших учебных заведений М-ва внутр. дел Респ. Беларусь / А.В. Вениосов [и др.]; под ред. А.В. Вениосова. — 2-е изд. — Минск : ТетраСистемс, 2012. — 543, [1] с.

5. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: в 2-х т. / под ред. Н. Крашенинниковой, О. Жидкова. – М.: Норма, 2008. – Т.2. – 816 с.

6. Мухаев, Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2014. – 1006 с.

7. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права: учеб. для вузов / З.М. Черниловский. – М.: Юристъ, 2002. – 574, [1] с.

1. Анисимцев, Н.В. Исполнительная власть Японии на рубеже веков: система и эволюция/ Н.В. Анисимцев. – М.: Ин-т Дальнего Востока РАН,2008. – 255 с.

2. Анисимцев, Н.В. Конституционные проблемы современной Японии / Н.В. Анисимцев // Право и политика. – 2001. – N 2. – С.62-71.

3. Ахмедшин, Н.Х. История уголовного права КНР/ Н.Х. Ахмедшин. – М.: МЗ-Пресс, 2005. – 343 с.

4. Власов И.С. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права/ И.С.Власов, Н.А Голованова., В.Н.Еремин, А.Н Игнатов [и др.]; отв. ред. Н.Ф. Кузнецова. – М.: Юрид. лит., 1991. – 188 с.

5. Елисеев, В. Цивилизация классического Китая / В. Елисеев, Д. Елисеев. – М.: У-фактория, 2007. –640с .

6. Елисеев, В. Японская цивилизация / В. Елисеев, Д. Елисеев. – М.: У-фактория, 2006. – 528 с.

7. Ефимов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая / Г.В. Ефимов. – М. Госполитиздат, 1951г. – 576 с.

8. Жуков Е.М. История Японии: в 2 т. / Е.М. Жуков. – М.: Институт Востоковедения, 1998.

9. Инако, Ц. Современное право Японии / Ц. Инако; пер. с японского В.В. Батуренко; под ред. В.Н. Еремина. – М.: Прогресс, 1981. – 270 с.

10. Пащенко, Е.Г. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики / Е.Г. Пащенко, Е.В. Куманин; отв. ред.: Б.А. Страшун. – М.: Наука, 1990. – 160 с.

11. Сенаторов, А.И. Очерки административной реформы Японии на рубеже веков / А.И. Сенаторов. – М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2004. – 183 с.

12. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л.Р. Сюкияйнен; Ин-т государства и права РАН. – М.: Изд-во ИГиП, 1997.– 44с.

13. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен; отв. ред. В.А. Туманов. – М.: Наука, 1986. – 256 с.

Читайте также: