Государство и церковь в 18 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

По указу 1702 г. свобода вероисповедания предоставлялась всем иностранцам, проживающим в России. Но свобода вероисповедания для иностранцев не означала признания равноправия вер. Категорически запрещалась пропаганда иностранцами своей веры в России. Каралось совращение православных в иную веру, но всячески поощрялся переход в православие. Иностранца-неправославного запрещено было хоронить на православных кладбищах 203 .

Важнейшим актом в конфессионатьной политике Петра I явилось подчинение церкви в политико-административном отношении, что выразилось в упразднении института патриаршества и учреждении взамен его высшего светского коллегиального органа по церковным делам – Святейшего Синода. Этот акт знаменовал собой начало нового, синодального, периода в истории Русской Православной Церкви.

Петр I с подозрением относился к российскому духовенству, усматривая в нем противодействующую силу своим преобразованиям. Для этого у него были резонные основания. Действительно, большинство иерархов Русской Православной Церкви не поддерживало петровские реформы, поэтому Петр нашел себе сторонников не среди церковников России, а на Украине, главным образом среди питомцев Киево-Могилянской духовной академии.

Духовный Регламент состоит из трех частей: в первой дано определение нового устройства церковного управления (Духовной коллегии), во второй определен круг компетенции и функций Духовной коллегии, в третьей подробно перечислены обязанности архиереев и приходских священников, об учреждении системы духовных учебных заведений (см. Приложение 3.1).

2. Конфессиональная политика при преемниках Петра I (1725–1762)

Репрессии обрушились и на архиереев. В 1730–1736 гг. прокатилась волна судебных архиерейских процессов, к которым был причастен и Феофан Прокопович. Первым в 1730 г. был осужден воронежский архиепископ Лев (Юрлов), обвиненный в том, что при получении известия о воцарении Анны Иоанновны не отслужил торжественного молебна. По той же причине осужден киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) и был сослан простым монахом в Кириллов Белозерский монастырь. Затем пострадали противники петровских церковных реформ и недружелюбно относившиеся к Феофану Прокоповичу: архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и архимандрит Гедеон (Вишневский). Всего в 1730–1736 гг. пострадали 6 архиереев. Репрессии против высших духовных лиц продолжались и после смерти Феофана Прокоповича в 1736 г., даже с еще большей суровостью. Известны имена не менее 10-ти архиереев, пострадавших в 1736–1740 гг. 215

Первая попытка провести секуляризацию церковных имений была предпринята в короткое царствование Петра III. Изданный 21 марта 1762 г. указ объявлял об изъятии у монастырей и архиерейских домов земель и крестьян и передаче их в казну. Однако этот указ реальной силы не имел. На места он дошел только летом 1762 г., когда император был уже свергнут с престола.

3. Конфессиональная политика Екатерины II и Павла I

27 ноября 1762 г. указом императрицы была образована Комиссия о духовных имениях, по своей значимости приравненная к коллегии, под председательством действительного тайного советника Г.Н. Теплова в составе обер-прокурора Св. Синода А.С.Козловского, трех высших иерархов Церкви и трех наиболее влиятельных вельмож из духовных и светских лиц 226 . 29 ноября 1762 г. последовала специальная инструкция, которая определяла ее компетенцию и порядок деятельности; инструкция обязывала Комиссию составить описи монастырской синодальной, церковной и архиерейской земельной собственности, и зафиксировать крестьянские повинности. Комиссия составила об этом основной законопроект, разъясняющий положения и другие нормативные акты, которые легли в основу реформы церковного землевладения.

1762 год был отмечен небывалым размахом волнений монастырских крестьян. Поводом к волнениям явилась отмена Екатериной II указа Петра III об отобрании монастырских земель и крестьян в казну. На подавление волнений были направлены воинские команды. В августе 1762 – июле 1763 гг. были изданы указы о принятии мер к прекращению волнений монастырских крестьян. В числе этих мер было некоторое сокращение повинностей крестьян.

Непосредственное проведение секуляризации церковных имений было возложено на Коллегию экономии, воссозданную 12 мая 1763 г. 227 , действующую согласно специальной инструкции от 6 июня 1763 г. На места были посланы 77 обер-офицеров, которые составили подробные описания монастырских владений.

Секуляризация церковных земель лишила церковную оппозицию ее материальной базы. Последней вспышкой церковной фронды явилось выступление в защиту старых (досинодальных) порядков (особенно против секуляризации церковных имуществ) митрополита Ростовского и Ярославского Арсения Мацеевича.

Однако прочие льготы и облегчения для сельского духовенства были сохранены и установлены новые. Увеличены земельные участки сельским приходам, на 112% увеличено жалованье от казны приходским священникам, были приняты меры к призрению и обеспечению вдов и сирот священников. В 1797 г. все духовное сословие было освобождено от сборов на содержание полиции. Царские милости распространились и на епархиальное духовенство. Расходы казны на содержание епархии возросли с 463 тыс. до 982 тыс. руб. В 1797 г. были удвоены размеры земельных участков архиерейских домов, а также дополнительно выделены мельницы, рыбные ловли и пр. угодья.

Проявлялась терпимость к униатам Белоруссии и Правобережной Украины: Киевская, Минская, Житомирская и Брацлавская епархии были предупреждены о том, что нельзя силой обращать униатов в православную веру. Священников, нарушивших этот запрет, лишали приходов. В 1798 г. был учрежден Департамент римско-католического исповедания. В ведении его находились как католики, так и униаты, за которыми признавалась свобода вероисповедания.

Павел I проводил благожелательную политику по отношению к католичеству. Он охотно отозвался на просьбу ликвидированного Наполеоном в 1798 г. при захвате о. Мальты Ордена Иоаннитов принять их под свое покровительство. Став магистром Мальтийского ордена, Павел наградил орденом святого Иоанна Иерусалимского некоторых епископов, а придворных священников возвел в звание кавалеров ордена.

4. Перемены в политике по отношению к старообрядчеству в последней трети XVIII века

Екатерина II подтвердила эти указы и даже предоставила ряд новых уступок старообрядцам. Она предписала местным властям, чтобы вышедшим из-за рубежа старообрядцам они оказывали покровительство, защищали их и не чинили принуждения в ношении указанного платья и бритья бороды.

В 1762 г. старообрядцам, вышедшим из Польши, она разрешила поселиться в Саратовском Заволжье по р. Иргизу, где им было отведено 70 тыс. десятин земли. В данном случае преследовалась цель колонизации этого слабо заселенного края. С той же целью в 1785 г. наместнику Новороссии Г.А. Потемкину было поведено поселить старообрядцев в Таврической губернии. Был принят и ряд мер на устранение административно-юридической обособленности старообрядцев.

В Стародубье и Новороссии открылось несколько единоверческих церквей и монастырей.

С начала XVIII столетия Русская православная церковь вступает в Синодальный период своего развития, означающий, что церковью теперь управляет не патриарх, а коллегиальный орган управления – Синод. Этот правительственный орган был создан Петром I в 1721 году и стал называться Святейший. Святейший Синод заменил патриарха и стал выполнять административные и судебные функции в отношении Русской православной церкви. В полномочия высшего духовного органа входило:

  • Просвещение прихожан и народа в плане духовного развития
  • Строительство церквей
  • Открытие кафедр
  • Выбор и назначение епископов
  • Определение церковных праздников
  • Судебные решения в отношении духовных лиц (борьба с еретиками, бракоразводные дела, предание анафеме мирян)
  • Осуществление цензуры в отношении церковной литературы
  • Канонизация святых

Святейший правительствующий синод состоял из президента, вице-президентов, архиепископов и митрополитов. Первым президентом высшего духовного органа в России стал Стефан Яворский.

Созданием Святейшего Синода, как высшего органа церковного управления, было окончательно закреплено подчинение церкви государству. Всё это было в духе абсолютизма того времени, когда император Пётр I стремился монополизировать власть, в частности включить церковь в аппарат государства. Вследствие этого, духовные лица приравнивались к чиновникам, выполнявшим ответственные государственные задачи. Одной из причин, по которой церковь была присоединена к государству, было нежелание императора делить власть с патриархом, который имел большое влияние на граждан.

Секуляризация церковных земель.

Со второй половины XVIII века, во время правления Екатерины II, начинается секуляризация церковной собственности, т.е. изъятие движимого и недвижимого имущества церквей в пользу государства. Происходило это по причине того, что церковь являлась крупнейшим российским землевладельцем, имеющим в своём распоряжении большое количество крестьян, называемых монастырскими. С этого момента монастыри переходят на государственное содержание, а монастырские крестьяне становятся государственными.

Известно, что не все духовные лица были согласны с политикой нового императора, а именно с его церковной реформой. Часть их них выступали против присвоения церковной собственности и желали восстановить патриарха в своих правах. Недовольных отправляли в ссылку или заточали в монастырях.

Церковный раскол.

В XVIII веке продолжалась борьба со старообрядчеством и ересью. Еретические движения появились на Руси ещё в 14 веке. Еретики критиковали Библию, иконы, церковные обряды, богослужебную и иную священную литературу, за что подвергались гонениям со стороны государства и церкви, а также простого народа. Известно, что во второй половине XVII века произошёл раскол русской церкви, связанный с церковной реформой патриарха Никона. Не все верующие приняли реформу, те, кто был против, стали называться старообрядцами. Они не приняли унификацию русских богослужебных обрядов и книг с греческими. Впоследствии, власти даже прибегали к карательным экспедициям в отношении приверженцев старых обрядов. Но в результате борьбы властей с раскольниками, со второй половины XVIII века государство стало терпимее относиться к ним и даже разрешило строить свои старообрядческие церкви.

Русская православная церковь в XVIII столетии уже не имела той свободы, власти и богатства, какое имела до этой поры. Её положение усугублялось не только расколом внутри самой церкви, но и гонениями со стороны иностранцев, которые в XVIII веке приобрели при дворе значимый вес.

Положение Русской церкви в 1725-конец XVIII в.

При Петре II – сыне царевича Алексея, пошли разговоры о реставрации допетровских правил и порядков, в частности вопрос шёл о восстановлении патриаршества. Пётр II долго не оставался на престоле, умерев от оспы в 1730 году. Со смертью этого императора надежды на возрождение патриаршества в России рухнули. При Анне Иоанновне, гонения на церковь удвоились. Племянница Петра I была неспособна к управлению страной, поэтому все дела взяли на себя иностранцы Бирон и Остерман. Бирон был известен как ненавистник православия, поэтому развернул в стране повсеместный террор.

В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна. С вступлением на престол дочери Петра среди людей появилась надежда на улучшение жизни в стране. Действительно, с этого момента иностранное засилье прекращается, при дворе появляются русские люди. Положение Русской православной церкви улучшается. Елизавета Петровна была набожной женщиной, которая окружала себя такими же людьми. Она много жертвовала для монастырей, по её указу возвращались из ссылок несправедливо осужденные духовные лица. Стоит отметить, что церковь не стала свободной, значение Святейшего синода было возвышено и переходило в подчинение верховной власти страны. Законы своего отца Петра она сделала своими законами, т.е. продолжала политику подчинения церкви государству. При императрице Елизавете открывались новые епархии, духовные школы.

При воцарении в 1761 году племянника Елизаветы Петра III , ситуация снова ухудшилась. Петр III был сыном немецкого герцога, поэтому всегда оставался приверженцем лютеранства и, естественно, противником православия. Русский народ и русскую церковь он не любил и не понимал. Он сокращал количество икон в церквях, приказывал духовенству брить бороды и носить короткие платья. При Петре III в 1762 году вышел указ о полной передаче церковной собственности в руки государства, который потряс русское духовенство.

Долго терпеть правителя не пришлось, и в том же 1762 году император был свергнут в результате заговора. Престол возглавила зачинщица заговора Екатерина II , приходившаяся вдовой Петра III . Екатерина II выставляла себя религиозным человеком, но в её вере у некоторого её окружения были сомнения. Она уважала веру, но не позволяла церкви влиять на государство. Её знаменитым указом 1764 года было окончательно упразднено церковное землевладение. Открывались новых духовные учреждения, развивалась система образования в них. Так как церкви и монастыри окончательно лишились земельных владений, то происходило их повсеместное закрытые. Закрылась часть монастырей, епархий и обителей. Скудного государственного содержания оставшимся монастырям крайне не хватало.

Таким образом, с начала XVIII века, во время правления Петра I , Русская православная церковь полностью перешла под власть государства, стала частью государственного аппарата. Главным духовным органом, осуществляющим административные и судебные функции, стал Святейший синод. Произошедшая секуляризация упразднила монастырские вотчины и способствовала закрытию более 80% монастырей. В то же время, имело место быть открытие новых духовных учреждений и их развитие.

В пореформерную эпоху церковь переживала кризис, который был связан с общественным движением, начавшимся в 60-е годы XIX в. и был основан на влиянии западных теорий (всплеск социалистических проектов в Западной Европе) и нигилизме русской интеллигенции, что вылилось в отрицание общественных порядков и нравов, религии, культуры. В правление Александра II церковь находилась в упадке, в подчиненом положении от государства, она являлась частью госусарственного аппарата,ее функции приближались к функциям полицейского органа надзора, что привело к падению авторитета церкви в обществе. В этом заключалась главная проблема. В эпоху Великих реформ эта проблема четко осознавалась, предприняты были некоторые шаги по ее решению.

Содержание

Церковь и государство в XIV-XVIII вв.

Секуляризационные мероприятия правительства Петра I

Предпосылки к необходимости проведения церковной реформы

Церковная реформа Петра I как опыт государственной секуляризации

Государство и церковь во второй половине XVI-XVIII

Прикрепленные файлы: 1 файл

3- история государственных органов и учреждений.docx

До самого воцарения Елизаветы Петровны протестантизм в России был как бы под неким особым и преимущественным покровительством государственных законов. Впоследствии Екатерина Великая утверждала, что нет "почти никакого различия" между православием и лютеранством.

В итоге, попущенное Петром, идеологическое разрушение Феофаном православно-канонического строя Русской Церкви "осталось в нашей истории никем не повторенным, лишь затуманенным забвением более чем в течение 250 лет" [4]. Так Петр, создавший Св.Синод по немецкому лютеранскому образцу, жестоко поработил и ослабил Церковь. Но эта церковная реформа так же стала возможна в результате внутреннего ослабления самой Церкви, невежества иерархии и потери ее нравственного авторитета. В этом-то и лежит основной урок петровской Реформации.

При этом, в XVIII веке Церковь лишилась почти всех своих земельных владений, а ее имущество попало под государственный контроль. Благосостояние иерархов, особенно членов Синода, зависело от государственного жалования. Священники были обязаны доносить начальству обо всем, что могло представлять угрозу государственному строю. Если эти сведения были получены на исповеди, когда священник выступает перед Богом свидетелем раскаяния человека в совершенных грехах, то духовник должен был разгласить тайну исповеди — совершить то, что по церковным канонам считается преступлением. Усилившийся бюрократический контроль вкупе с чиновным произволом превратил духовенство в "запуганное сословие". Его авторитет в обществе стал падать.

В то же время некая тайна сопровождает жизнь Церкви в синодальный период: подчинившись новым установлениям, в своей глубине Церковь их не приняла. Это неприятие выразилось не в сопротивлении — активном или пассивном (хотя было и такое, и за него в XVIII веке немало иерархов и мирян заплатили головой). В противовес полицейскому и бюрократическому давлению в Церкви возникали такие явления, в которых сосредоточивалась полнота внутренней духовной свободы.

Так, Русская церковь XVIII столетия освящена мудрой кротостью святителя Тихона Задонского (1724-1783). Будучи епископом, он отличался абсолютным бескорыстием, скромностью, особым талантом к воспитанию духовенства, неприятием обычных в то время телесных наказаний. Святитель Тихон прославился как замечательный церковный писатель, просветитель и благотворитель. Последние 16 лет жизни он провел в Задонском монастыре "на покое", а на деле — в непрерывных трудах, сочетая молитвенный подвиг с писательством, принимая паломников и ухаживая за больными.

Именно в эту эпоху начинается возрождение особого монашеского подвига безмолвной молитвы — "умного делания". Эта традиция, зародившаяся в Византии и почти исчезнувшая к XVIII веку на Руси, сохранилась на Афоне. Оттуда ее принес на земли Молдавии русский монах Паисий Величковский, впоследствии — архимандрит Нямецкого монастыря в Карпатах. Он известен и своими духовно-литературными трудами.

  1. Государство и церковь во второй половине XVI-XVIII

Правительственная политика в отношении православия и церкви несколько меняется лишь в конце XVIII столетия. Церкви возвращается ряд льгот, часть имущества, монастыри освобождаются от некоторых повинностей.
В XVIII- XIX веках правительством предпринимается ряд законодательных административных мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование.
Таким образом, положение русской православной церкви в Российской империи определялось реформой начала XVIII века, которая упразднила патриаршество и установила государственную церковность в лице православия. Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления. В последующие за реформой два столетия она обожествляла царскую власть, признавая царя верховным правителем церкви через Синод, находящийся под контролем и руководством обер-прокурора, назначаемого царем. Идея самодержавия была политическим символом веры русского православия.
Будучи частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство закреплялось в законе только за православной церковью.

Синодальное управление церковью после кончины С. Яворского (1722 г.) по-прежнему носило коллегиальный характер. Главную роль играл в нем архиепископ новгородский Дмитрий Сеченов. Он считался первоприсутствующим в Синоде (из 7 членов). Их главной заботой было обеспечение престижа духовенства, сохранение немалых его богатств. На этой почве происходили столкновения с обер-прокурором Синода (например, князем Я. П. Шаховским при Елизавете Петровне) и другими светскими лицами.

В руках церкви к середине века числилось без малого миллион душ крестьян мужского пола. Они давали сотни тысяч рублей дохода. Ей же принадлежали богатые торгово-промысловые села — Подол (Подольск), Егорьев, Макарьев, Ковров и др. Эксплуатация монастырских крестьян приобретала нередко откровенно грабительский характер, и они все чаще поднимались на восстания. Снова и снова встает в повестку дня вопрос о секуляризации церковных владений. Ее оформили сначала указом 21 марта 1762 г. и затем, уже окончательно, 26 февраля 1764 г.

Крестьяне, принадлежавшие ранее Церкви, переводились в положение государственных.

Вновь восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии, и к ней были приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архирейскими домами оставались значительные земельные наделы, несколько увеличенные в 1797 г.

Архиереи, монастыри, церкви лишились 2 млн. крестьян обоего пола; число монастырей уменьшилось, их содержание стало заботой государства. Бывшими монастырскими крестьянами стала управлять специальная Коллегия экономии, и они превратились в государственных крестьян. Их перевели на оброк, что улучшило положение тех, кто раньше сидел на барщине и вносил натуральные платежи. Увеличились доходы казны (более 600 тысяч рублей в год).

С протестом против конфискации церковных земель выступил ростовский митрополит Арсений Мацеевич. Он же требовал ликвидировать Синод и снова избирать патриарха, главу русской церкви. Митрополит совершил обряд отлучения от церкви всех покусившихся на имущество церкви, в том числе и Екатерины II. Синод лишил его сана, передал его дело в гражданский суд. Мацеевича отправили в ссылку, и он, как некогда Никон - патриарх, оказался в монастыре. Но и там неукротимый пастырь продолжал обличать Екатерину, ее политику, за что был вновь судим и умер в каземате Ревеля.

Светская власть делом Мацеевича показала, что она окончательно лишила церковь возможности противостоять “царству”.

Более терпимо власти стали относиться к старообрядцам, сектантам. Они ликвидировали Раскольническую контору (1763 г.),— учрежденная еще в 1725 г., она собирала налоге бород и двойную подушную подать с “ослушников”. В конце столетия старообрядцам разрешили заводить свои церкви и вести в них службу по старопечатным книгам.

Широко распространялись вероучения сектантов — христове-ров, духоборов, молокан и др. Как и еретики-вольнодумцы XIV —XVI вв., они отрицали институт церкви, почитание икон и “святых”, мощей и иных реликвий, таинства. Они не признавали иерархов, священников как посредников между Богом и верующими; сам человек, по их убеждению,— “храм Божий”, обиталище святого духа.

В сектантских, как и старообрядческих, общинах развивается неравенство. Богатые их члены сколачивали крупные капиталы на торговле и предпринимательстве, эксплуатировали своих бедных сообщинников.

Положение церкви к концу столетия сильно изменилось. Секуляризация нанесла ее позициям сильный удар. Более половины из почти 950 монастырей не получили штатного содержания, перешли на положение приходских церквей или попросту закрылись. Скопились по стране, особенно в крупных городах, многие сотни безместных священников. Получение места сопровождалось поборами, вымогательствами, клеветой. А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины века, пишет о порядках в тамбовском архиерейском доме: “Всему положена была цена и установление. Желающий быть попом должен был неотменно принести архиерею десять голов сахару, кусок какой-нибудь парчи и кой-чего другого, например гданской водки или иного чего”.

Но нередко священники, особенно сельские, влачили жалкое, нищенское существование. И посему участвовали в восстаниях на стороне односельчан, например в годы Пугачевского движения.

Большинство духовенства, особенно высшего, рассматривало себя как слуг государства. В связи с этим требовали (как, например, московский митрополит Платон (Левшин), наиболее талантливый из них), чтобы священный чин был хорошо обеспечен материально, иначе его не будет уважать простой народ. Платон выступал за подготовку новых людей к духовному званию с тем, чтобы они знакомились с основами вольнодумных воззрений, в том числе материалистических. Это-де дает им возможность противостоять губительным новым учениям (“против неприятелей самых сильных и самых страшных”).

Власти шли навстречу пожеланиям духовных лиц — предоставляли им привилегии (освобождение от телесных наказаний и др.), жаловали ордена, увеличивали земельные наделы и штатное жалованье. В ответ священники должны были исполнять некоторые полицейские функции в своих приходах. Так духовенство превращалось в привилегированное сословие.

На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России идет ожесточенная борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII в.

Петр III, презиравший все русское, соответственно относился и к православной церкви. При нем были закрыты привычные для состоятельных слоев домовые церкви, от духовенства требовали уничтожения икон, хотели заставить его носить светское платье. Невыгодно для духовенства был решен вопрос о церковных землях. В марте 1762 г. был издан указ о секуляризации населенных земель церкви: монастырские и архиерейские крестьяне с землями передавались в ведение Коллегии экономии, подчинявшейся Сенату.

Екатерина II, придя к власти и понимая важную роль духовенства в укреплении своего положения, желая заручиться его поддержкой, отменила указ о секуляризации. Однако приоритетными для императрицы были интересы дворянства, а ее отношение к церкви прекрасно характеризует тот факт, что в Уложенной комиссии все духовенство страны было представлено одним депутатом от Синода. В 1764 г. указ о секуляризации церковных земель был восстановлен. Екатерина заявила, что церковные земли принадлежат государству, духовенство же должно заниматься вопросами христианской веры, а не управлять земными богатствами. В результате секуляризации около миллиона церковных крестьян были превращены в особый разряд государственных крестьян, получивших название экономических (от управлявшей ими коллегии экономии), государству перешло более 8 млн. десятин земли, число монастырей сократилось более, чем в два раза. После секуляризации на содержание духовенства были назначены штатные оклады по трем классам, выдавалась земля - для монастырей до 30 десятин, для архиерейских домов - от 6 до 9 десятин.В 1786 г. секуляризация была распространена на Украину, тогда же была закрыта Коллегия экономии, и бывшие церковные земли окончательно слились с государственными.

Павел I, исходя из своих общих взглядов, в каком-то смысле рассматривал себя как главу церкви, а духовенство - как состоящее на службе у государства и в соответствии с этим заботился о своих "служащих". В 1797 г. штатное содержание духовенства было увеличено: денег стало выделяться примерно в два раза больше, чем при Екатерине II - до миллиона рублей; земельные наделы монастырям были увеличены до 60 десятин, архиерейским домам - до 30 десятин.

В целом секуляризация церковных земель во второй половине XVIII в. позволила государству увеличить земельный фонд, предназначенный для пожалований дворянству, окончательно поставила духовенство в зависимость от самодержавной власти.

В системе государственного управления в России второй половины XVIII в. можно выделить два неравнозначных по времени и по принципам его переустройства периода: время царствования Екатерины II и годы правления Павла I. При Екатерине II наиболее широкие права получило дворянское сословие: оно могло создавать свои сословно-корпоративные организации, дворянские общества на различных уровнях территориального деления. Получили определенные выгоды самоуправления городские жители. Екатерина II создала единообразную административно-территориальную структуру государства и оформила четкую систему сословного судопроизводства. Несмотря на то, что при Екатерине II роль Сената по сравнению с Петровским временем уменьшилась, и акцент преобразований был перенесен на местное звено управления, контрольные функции власти усилились - число губерний увеличилось, местные органы были разукрупнены, а в каждую губернию Сенатом назначался наместник, деятельность которого контролировалась самой императрицей. Там, где ситуация становилась взрывоопасной, Екатерина II расставалась с маской просвещенной на европейский манер государыни и ликвидировала, например, самоуправление на юге, осуществила перестройку казацких округов, включила их в зону действия крепостного права.

При Павле I, напротив, осуществлены попытки максимальной централизации управления, предельного усиления личной власти императора, сокращено число губерний, ограничено сословное самоуправление, что не принесло положительных результатов.




Вопросы для самоконтроля:

1. Чем обусловлено проведение губернской реформы 1775 г., какие принципы были положены в ее основу?

2. Какую роль в реформировании системы государственного управления сыграла Уложенная комиссия?

3. Расскажите о сословном самоуправлении во время царствования Екатерины II. Какое место оно занимало в государственной системе управления?

4. Как изменилась система государственного управления при Павле I; с чем это связано?

преподаватель кафедры УиИМК

капитан внутренней службы Т.В. Данилова

На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России идет ожесточенная борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII в.

Петр III, презиравший все русское, соответственно относился и к православной церкви. При нем были закрыты привычные для состоятельных слоев домовые церкви, от духовенства требовали уничтожения икон, хотели заставить его носить светское платье. Невыгодно для духовенства был решен вопрос о церковных землях. В марте 1762 г. был издан указ о секуляризации населенных земель церкви: монастырские и архиерейские крестьяне с землями передавались в ведение Коллегии экономии, подчинявшейся Сенату.

Екатерина II, придя к власти и понимая важную роль духовенства в укреплении своего положения, желая заручиться его поддержкой, отменила указ о секуляризации. Однако приоритетными для императрицы были интересы дворянства, а ее отношение к церкви прекрасно характеризует тот факт, что в Уложенной комиссии все духовенство страны было представлено одним депутатом от Синода. В 1764 г. указ о секуляризации церковных земель был восстановлен. Екатерина заявила, что церковные земли принадлежат государству, духовенство же должно заниматься вопросами христианской веры, а не управлять земными богатствами. В результате секуляризации около миллиона церковных крестьян были превращены в особый разряд государственных крестьян, получивших название экономических (от управлявшей ими коллегии экономии), государству перешло более 8 млн. десятин земли, число монастырей сократилось более, чем в два раза. После секуляризации на содержание духовенства были назначены штатные оклады по трем классам, выдавалась земля - для монастырей до 30 десятин, для архиерейских домов - от 6 до 9 десятин.В 1786 г. секуляризация была распространена на Украину, тогда же была закрыта Коллегия экономии, и бывшие церковные земли окончательно слились с государственными.

Павел I, исходя из своих общих взглядов, в каком-то смысле рассматривал себя как главу церкви, а духовенство - как состоящее на службе у государства и в соответствии с этим заботился о своих "служащих". В 1797 г. штатное содержание духовенства было увеличено: денег стало выделяться примерно в два раза больше, чем при Екатерине II - до миллиона рублей; земельные наделы монастырям были увеличены до 60 десятин, архиерейским домам - до 30 десятин.

В целом секуляризация церковных земель во второй половине XVIII в. позволила государству увеличить земельный фонд, предназначенный для пожалований дворянству, окончательно поставила духовенство в зависимость от самодержавной власти.

В системе государственного управления в России второй половины XVIII в. можно выделить два неравнозначных по времени и по принципам его переустройства периода: время царствования Екатерины II и годы правления Павла I. При Екатерине II наиболее широкие права получило дворянское сословие: оно могло создавать свои сословно-корпоративные организации, дворянские общества на различных уровнях территориального деления. Получили определенные выгоды самоуправления городские жители. Екатерина II создала единообразную административно-территориальную структуру государства и оформила четкую систему сословного судопроизводства. Несмотря на то, что при Екатерине II роль Сената по сравнению с Петровским временем уменьшилась, и акцент преобразований был перенесен на местное звено управления, контрольные функции власти усилились - число губерний увеличилось, местные органы были разукрупнены, а в каждую губернию Сенатом назначался наместник, деятельность которого контролировалась самой императрицей. Там, где ситуация становилась взрывоопасной, Екатерина II расставалась с маской просвещенной на европейский манер государыни и ликвидировала, например, самоуправление на юге, осуществила перестройку казацких округов, включила их в зону действия крепостного права.

При Павле I, напротив, осуществлены попытки максимальной централизации управления, предельного усиления личной власти императора, сокращено число губерний, ограничено сословное самоуправление, что не принесло положительных результатов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем обусловлено проведение губернской реформы 1775 г., какие принципы были положены в ее основу?

2. Какую роль в реформировании системы государственного управления сыграла Уложенная комиссия?

3. Расскажите о сословном самоуправлении во время царствования Екатерины II. Какое место оно занимало в государственной системе управления?

4. Как изменилась система государственного управления при Павле I; с чем это связано?

План лекции

Аннотация

XVIII столетие стало периодом противостояния государства и Церкви, закончившимся секуляризацией церковных земель при Екатерине II и окончательным утверждением власти обер-прокурора. Правление Павла можно рассматривать как попытку возвращения к допетровской модели власти, освященной Церковью. Однако при Александре I, чье правление стало началом пересмотра утилитарного отношения к Церкви, очевидно покровительство всем христианским церквям (Библейское общество) и усиление власти обер-прокурора (А.Н. Голицын).

Преобразования в Церкви в течение первой половины XIX в. преследовали только одну, высшую цель — охранение основ самодержавия. Во имя этой цели претерпела изменения церковно-административная система, во имя нее дважды подвергались пересмотру уставы духовно-учебных заведений, открывались новые епархии, вводились новые штаты причтов. Но все это усиливало правовую зависимость церкви от государства.

Попытки преодолеть кризисные явления в Церкви при Александре II (реформа, инициированная министром внутренних дел Валуевым) не достигли своей конечной цели. Не удалось ни поднять авторитет Церкви, ни даже существенно улучшить положение низшего духовенства. После трагической гибели Александра II новое правительство сделало вывод о неудаче церковной реформы, не оправдавшей охранительных надежд. Поэтому в середине 1880-х гг. церковь снова подверглась преобразованиям: были учреждены 13 новых архиерейских кафедр, восстановлены 2 тыс. приходов, учрежден Совет по церковно-приходским школам, проведено 14 крупных общественных празднеств, призванных укрепить новую модель государственности в народном сознании. Но церковные преобразования Победоносцева не принесли ни решения политических задач самодержавия, ни внутренних проблем Церкви.

Вопросы по теме лекции

Литература

Читайте также: