Государство это кратко обществознание 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Человеческая жизнь напрямую зависит от государства. Еще в древности философы размышляли, что есть государство: машина чтобы держать в повиновении народ или союз людей, объединенных общими целями? С одной стороны, от государства зависит жизнь и безопасность человека, оно гарантирует реализацию его прав и свобод. С другой стороны, оно обладает практически неограниченными способностями для подавления личности. Когда появились первые государства, какие государства существуют сегодня и для чего - на эти вопросы вы найдете ответы в данном уроке.

План урока:

Государство – это форма организации политической власти, устанавливающая свой порядок на некоторой территории, располагающая аппаратом принуждения для поддержания этого порядка.

На сегодняшний день существует более 200 государств, часть из них остаются непризнанными другими странами мирового сообщества. Но государства появились не сразу, долгое время люди жили без власти, в первобытно-общинном обществе.

Для чего и когда создавались первые государства

Проживая независимо друг от друга, первобытные люди все же придерживались некоторых правил, подчинялись обычаям, принятым в данном племени. Со временем, власть в племени сосредоточилась в руках старейшин, племенных вождей. Они управляли жизнью племени, распределяли между соплеменниками добычу, награбленную у других племен, наказывали провинившихся.

В 4 тысячелетии до нашей эры возникло самое первое государство в мире - Междуречье. Свое название оно получило за расположение между долинами двух рек - Тигром и Евфратом. Его так же называли Месопотамия, Шумер, Двуречье. Жителями древнейшего государства являлась цивилизация шумеров, у них к моменту его возникновения уже была своя письменность, религия, культура.

Считается, что потребность в образовании государства у жителей Междуречья возникла из-за засушливого климата. Чтобы отстроить сложную оросительную систему необходимо было разграничение функций между людьми, организованное управление. Позднее возникли и другие знаменитые государства Древнего мира: Древний Египет, Вавилон, Рим, Греция и многие другие.

С чем связано образование первых государств, ученые спорят до сегодняшнего дня. Есть несколько общепризнанных версий:

  1. Появление частной собственности (имущества принадлежавшего не всему племени, а отдельным семьям) привело к формированию неравенства. Одни соплеменники становились богаче, другие беднее. Постепенно в руках богатых людей сосредоточилась власть и возникла потребность держать в повиновении остальных соплеменников. Для этого создавалось государство – организация общества, в которой представителей власти защищают воины, стражи, чиновники;
  2. С развитием военного дела у отдельных племен возникла потребность в объединении, сплочении, перед угрозой внешнего врага. Это привело их к необходимости создания системы управления, которая обеспечила бы безопасность всем участникам государственного устройства;
  3. С развитием племен у них возникали новые экономические и политические цели, достигнуть которых можно было, только объединившись между собой в союз. По прошествии времени племенной союз эволюционировал до состояния государства, свободные ранее члены союза стали полностью подконтрольны сформировавшейся системе власти.

Таковы основные причины возникновения государств, признанные историками. Отличить государство от племенного союза можно по признакам государства:

  • Наличию организованной власти, единой для всех проживающих на общей территории;
  • Существованию единых законов;
  • Организации системы сбора налогов;
  • Созданию аппарата принуждения (властной структуры, состоящей из стражей, воинов).

Первые государства Древнего мира были схожи между собой: являлись небольшими по размерам, с хорошо развитым земледелием и строгой иерархией общества.

Государство в своем историческом развитии

Принято выделять следующие периоды, этапы развития в истории возникновениягосударства:

  • Древний мир – период, охватывающий временной отрезок от 776г. до н.э. до 476г. н.э.;
  • Средневековье – начиная с 476 г. до окончания XVI в.;
  • Новое время - продолжалось с середины XVII в. до 1917г.;
  • Новейшее время – с 1917г. по сегодняшний день.

Свое могущество первые государства Древнего мира обретали благодаря завоевательным походам. Изначально небольшие по размерам, они постепенно увеличивали свои территории, завоевывали рабов, преумножали богатства. С появлением большого количества рабов, рабский труд стал основной производительной силой. Государства стали называться рабовладельческими, а система общественных отношений построенных на труде рабов - рабовладельческим строем.

В эпоху Средневековья рабовладельческий строй сменил феодальный, вместо труда рабов движущей силой развития экономики стал труд крепостных крестьян. В большинстве средневековых государств утвердилась монархия. Это форма правления, при которой в руках монарха (короля, царя) сосредотачивалась вся власть, передавалась по преемственности от отца к сыну.

В Новое время в Европе начинается переход от абсолютной монархии к конституционной, в некоторых странах создаются республики. Так постепенно, государство обретало те характерные признаки и особенности, по которым его характеризуют сегодня.

Признаки современных государств

На сегодняшний день каждое государство характеризует ряд отличительных особенностей. Признаки государства:

  1. Наличие единой отделенной границами территории;
  2. Суверенитет (независимость власти государства);
  3. Выпуск собственных денег, наличие денежной системы;
  4. Законодательная база, действующая на территории всего государства;
  5. Собственная налоговая система, устанавливающая размер налогов для населения;
  6. Наличие силовых структур (милиции, армии), права на применение силы;
  7. Дипломатическое признание международным сообществом (другими государствами);
  8. Собственный гимн, флаг, герб.

Это интересно! На сегодняшний день существует 5 непризнанных и 4 частично признанных государства. К непризнанным государствам относятся республики: Приднестровская Молдавская, Нагорно-Карабахская, Донецкая Народная, Луганская Народная и Сомалиленд. Эти территории обладают всеми признаками современных государств, но их границы и государственность не признаются законными.

Функции государства

Основные функции государства принято разделять на внешние (осуществляемые за его пределами) и внутренние (осуществляемые внутри страны).

Внешние и внутренние функции государства отражают его основные направления деятельности. Для реализации внешних функций государство входит в состав международных содружеств, межгосударственных организаций: ООН, СНГ, ОБСЕ и прочих.

Для выполнения экономических функций государство создает все условия для развития экономики, торговли, сельского хозяйства, промышленности. Оно взымает налоги с населения, создает законы для регулирования отношений между главными участниками экономики - производителями и потребителями.

На обеспечение правопорядка в обществе направлены политические функции государства. Культурные и идеологические функции направлены на воспитание населения, информационная – на предоставление достоверной информации обществу. Отдельно выделяют социальную функцию, через нее государство обеспечивает поддержку незащищенным слоям населения (инвалидам, пенсионерам, сиротам). Правоохранительная функция государства призвана защищать гражданские права и свободы.

Важно! Взамен за реализацию полезных функций, государство требует от своего народа полного подчинения, выплату налогов, имеет право на применение силы к незаконопослушным гражданам, вплоть до их физического уничтожения.

Виды государств

В зависимости от того, как устроено государство, какова его территориальная организация – выделяют разные виды государств.

Существует 2 основных вида государства, выделяемые по форме государственного правления:

Кроме того, выделяют виды территориального устройства государства:

Важно! Государство можно охарактеризовать одновременно и по форме правления, и по виду территориального устройства. Так, Россия по виду территориального устройства является федерацией, а по форме государственного правления республикой. Таким образом, Россия является Федеративной Республикой.

Взаимосвязь государства и общества

Государство управляет собственным народом, обеспечивает в обществе безопасность и порядок. При необходимости оно имеет право применять насилие, принуждение к любой личности, пребывающей на его землях. Желают того или нет, общество, и проживающие в нем отдельные личности не могут жить отдельно от своего государства.

Взаимосвязь государства и общества проявляется в том, что население обладает возможностью воздействовать на представителей власти, государство. Способы воздействия народа на государство:

  • Выборы;
  • Референдум;
  • Забастовки;
  • Митинги;
  • Акции протеста;
  • Демонстрации.

Самой радикальной, но незаконной формой воздействия общества на власть являются революции. Они происходят в тех государствах, в которых права и свободы основного населения долгое время игнорируются.


О чем эта статья:

Понятие государства

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Раздел ЕГЭ: 4.2. Государство, его функции

Наиболее важной функцией политики является поддерживание порядка, законов и власти в определённой стране. Издавна народ сам выражал свою волю, но с течением времени и ростом населения появилась необходимость в создании государства как наиболее удобной формы осуществления политики.

Государство — политическая организация, которая служит средством претворения в жизнь воли народа, проживающего на одной территории. Государство обязано выполнять определённые действия по основным направлениям общественной жизни, которые должны привести к осуществлению целей, поставленных народом.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теория Автор Характеристика
Теологическая Институт Церкви Государство сотворил Бог, а носитель его воли — правитель.
Патриархальная Роберт Филмер Семья была прообразом государства, поэтому подданные обязаны относиться к правителю, как дети к отцу.
Классовая Карл Маркс, Владимир Ленин Государство появилось в результате классовой борьбы и является орудием господствующих классов.
Договорная Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк Государство появилось в результате общественного договора между людьми и направлено на защиту их естественных прав.
Насилия Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович Государства появляются вследствие завоеваний, чтобы подчинять себе побеждённых.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

  • Издание законов. Только государство имеет право вводить новые и изменять старые законы.
  • Налоги, которые выплачивает население в бюджет. Налоговые поступления идут на покрытие социальных расходов.
  • Публичная власть, которая действует для всего населения страны и распространяется с помощью специально созданных для этого аппаратов управления и принуждения.
  • Монополия на легальное применение силы или физического принуждения.
  • Суверенитет, который обеспечивает независимость государства от других стран, а так-
  • же приоритет государственной власти внутри страны.
  • Территориальное единство. Власть государства охватывает население, проживающее на определённой территории.
  • Наличие собственной символики — символического обозначения государства.
  • Материально-технические средства.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции.

Политическая Обеспечение действия легитимной власти, управление, построение и исполнение эффективной политической системы.
Социальная Гарантия своевременного и постоянного предоставления населению минимума жизненных благ, обеспечение социальной защиты различным менее защищённым группам общества, предоставление страхования.
Экономическая Планомерное развитие экономики, постановка целей и их выполнение.
Правовая Гарантированное исполнение прав человека всем категориям общества. Постановка единых правил и обязанностей поведения, а также обеспечение равенства всех представителей народа перед законом и судом.
Научно-техническая Поддержка развития, содействие получению новых знаний.
Образовательная Государственное регулирование всех стадий обучения (от дошкольной до профессиональной) с целью улучшения качества уровня знаний населения.
Информационная Своевременное предоставление актуальной информации населению о делах в стране и мире.
Экологическая Защита окружающей среды, проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формированию бережного отношения к ней среди населения.
Культурная Формирование гражданского мировоззрения населения через удовлетворение культурных запросов.

Органы, исполняющие внутренние функции:

  • органы правопорядка (полиция, суд);
  • органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения социального обеспечения, коммунального хозяйства);
  • учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры).

Внешние функции:

Сотрудничество Поддержание и развитие международных отношений.
Обеспечение национальной безопасности Защита собственных границ.
Защита граждан, выехавших за пределы государства Гражданин страны даже за её пределами вправе рассчитывать на помощь и защиту родного государства при обращении в посольство.

Органы, исполняющие внешние функции:

  • Министерство иностранных дел РФ;
  • Вооружённые силы РФ;
  • органы межгосударственных отношений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Что такое государство.8кл

Цель: Формировать представление о государстве.

Задачи : рассмотреть понятие государство, его признаки

развивать умение выделять основные факторы, определяющие направления деятельности государства.

воспитать у школьников чувство патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания.

Речевой материал: Государство. Единая территория. Суверенитет. Налоги

Тип урока: комбинированный

I Орг.момент .

1.Приветствие, отчет дежурного, проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
На какой урок пришли?

И мы снова в мире “Обществознания”.

Зачем нужно изучать обществознание?

Я желаю вам на уроке активно работать, помогать друг другу, внимательно слушать учителя, тогда у вас все получится, и будут только хорошие оценки. У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, который вы должны заполнять на уроке. Оценивать себя, будете как вы сами, как и ваши одноклассники, так и я.

Если задания выполнено правильно, без ошибок, не было дополнений – вы можете поставить 3 балла;

Если ваш ответ дополняли и если при выполнении задания допустили 1 ошибку – 2 балла

Если при выполнении задания вам потребовалась, помощь учителя и ваш ответ был, не точным- 1 балл.

Давайте определим критерии оценивая.

Если вы набрали от 6 – 8 баллов – оценка 5

Если вы набрали от 4-5 баллов – оценка 4

Если набрали от 2-4 баллов – 3

Оформление тетради. Запишите число.

II Повторение пройденного материала

Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?

Кто такой гражданин? (“гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе)

Какие права есть у вас? Какими правами вы уже пользуетесь?

Как стать гражданином?

Каким должен быть настоящий гражданин России

Вспомните, кого вы можете считать гражданином своего Отечества?

Мы с вами будем на уроках изучать сферы общества, их четыре: социальная, экономическая, политическая, духовная. Мы начинаем изучать политическую сферу общества. Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство? Об этом сегодня и пойдет речь. Запишите тему урока

Что мы должны узнать?

Работать будем по плану. (на доске)

II Изучение нового материала.

Вопрос: Что такое государство?

Запишите понятие в тетрадь

Государство - важнейший институт общества, призванный обеспечить порядок и организовать жизнь людей. (Записать в тетрадь).

Государство решает проблемы, связанные с жизнью людей, внутри страны: организует хозяйственную деятельность, охраняет общественный порядок, помогает инвалидам, пенсионерам, сиротам. Кроме того, государство занимается вопросами, возникающими в отношениях с другими странами: оно защищает свою территорию и людей от нападений, заключает договоры с другими государствами, участвует в решении международных проблем.

Что такое государство?

Где, на каких уроках Вы уже сталкивались с этим понятие?

Какие древние государства Вы знаете?

Какие проблемы решает государство?

2. Признаки государства

Существует несколько главных признаков государства:

1.Единая территория. Гос. власть действует на определенной территории.

2.Суверенитет. Это понятие обозначает верховенство гос.власти внутри страны и её независимость в международных отношениях. То есть именно власть имеет право устанавливать единый порядок на территории всей страны и действовать от имени населения.

Дайте определение понятию “суверенитет” Запишите в тетрадь Суверенитет - государственная независимость

Словарная работа: Суверенитет.(Работа с толковым словарем Ожегова)

3. Аппарат управления, т.е особая группа людей, которые фактически осуществляют власть в стране.

Без налогов, которые собираются с населения, не может существовать и действовать ни одно государство. Налоги необходимы для содержания гос.аппарата, армии, милиции, а также для помощи части населения (инвалидам, сиротам), развития науки, искусства.

5. Наличие законов, в которых записаны обязательные правила поведения для людей, находящихся на территории государства. Несоблюдение законов влечет юридическую ответственность.

6.Гражданство.

Вопрос: Назовите признаки государства.

Запишите в тетрадь:

Основные признаки и функции государства

1 Власть (органы управления и органы подавления)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

1 Оборона 1 Охрана порядка

2 Дипломатия 2 Организация хозяйства

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

IV Закрепление пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

Используя, конспект в тетради ответьте, на вопросы:

Что такое государство?

Назовите основные признаки государства

Какие проблемы решает государство?

V Итог урока .

О чем шла речь сегодня на уроке?

Что интересное вы узнали?

Что на уроке было самым сложным, простым?

-Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, что мы должны были узнать?

Читайте также: