Концепция освобождения души кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой главе Господь Шри Кришна объясняет Уддхаве разницу между обусловленными и освобожденными живыми существами, а также рассказывает об отличительных чертах святого человека и описывает различные аспекты практики преданного служения.

Тот, кто изучил все ведические писания и даже объяснял их другим, но при этом не сумел развить в своем сердце влечение к служению Личности Бога, напрасно потратил столько сил и времени. Изучать следует лишь те писания, в которых по-научному объясняется природа Верховного Господа, рассказывается о Его пленительных играх и обсуждаются нектарные повествования о Его различных воплощениях. Изучение этих книг приносит человеку наивысшую удачу, тогда как чтение писаний, в которых не обсуждаются эти темы, кончается злоключениями.

Преисполнившись решимости, следует правильно понять природу души и прекратить ошибочно отождествлять себя с материальным телом. После этого можно предложить свое сердце лотосным стопам Верховного Господа, Шри Кришны, источника всей любви, и обрести истинное умиротворение. Когда три гуны природы увлекают за собой ум, он больше не может должным образом медитировать на трансцендентную Высшую Истину. Религиозные люди, которые в течение многих жизней проводили ведические жертвоприношения, чтобы обрести благочестие, процветание и чувственные удовольствия, в конце концов обретают возможность слушать повествования о Верховном Господе, прославлять Господа и постоянно размышлять о Его всеблагих играх, очищающих всю вселенную. Занимаясь этой деятельностью, такие люди начинают общаться с истинным духовным учителем и другими святыми. Общаясь с ними, они по милости духовного учителя вступают на путь, проложенный общепризнанными знатоками духовной жизни, махаджанами, и в совершенстве осознаю́т свою истинную природу.

Выслушав от Господа Кришны эти наставления, Уддхава пожелал услышать о признаках подлинного святого, а также о различных аспектах практики преданного служения. Господь Кришна ответил, что настоящий садху, вайшнав, милосерден, независтлив, всегда говорит правду, владеет собой, безупречен, великодушен, добр, чист, свободен от собственнических чувств, готов помочь каждому, умиротворен, полагается только на Кришну, свободен от вожделения, не прилагает усилий, чтобы получить материальную выгоду, стоек, умеет обуздывать шесть врагов ума, умерен в еде, никогда не впадает в иллюзию, всегда почтителен к другим, не желает почтения к себе, рассудителен, сострадателен, дружелюбен, поэтичен, талантлив во многих областях и молчалив. Главная особенность садху заключается в том, что его единственным прибежищем является Кришна. Тот, кто занят исключительно служением Кришне и понимает, что Он безграничный, вездесущий Господь, в котором заключены вся вечность, знание и блаженство, считается лучшим из вайшнавов. Практика преданного служения состоит из шестидесяти четырех видов деятельности. Прежде всего, следует смотреть на Божество и на чистых преданных Господа, прикасаться к ним, проводить для них обряды, служить им, прославлять их и кланяться им (пункты 1–6); 7) развивать в себе вкус к повествованиям о качествах Господа, Его играх и т. п., а также стараться рассказывать о Господе другим людям; 8) постоянно размышлять о Господе; 9) предлагать Господу все свои приобретения; 10) считать себя слугой Господа; 11) предлагать Господу свое сердце и саму душу; 12) прославлять рождение и деяния Господа; 13) отмечать памятные дни, связанные с Господом; 14) проводить праздники в храме Господа, собираясь там вместе с другими преданными, чтобы играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать; 15) участвовать в ежегодных религиозных торжествах; 16) предлагать Господу пищу; 17) получить посвящение в соответствии с указаниями Вед и Тантр; 18) давать обеты, связанные со служением Господу; 19) стремиться изо всех сил установить Божество Господа; 20) в одиночку или вместе с другими сажать цветы и плодовые деревья, строить храмы, поселения, города и т. п., делая это как подношение Господу; 21) смиренно наводить чистоту в храме Господа; 22) служить дому Господа: красить, мыть и украшать благоприятными знаками.

В конце главы вкратце описывается процесс поклонения Божеству Верховного Господа.

Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя,
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
Н. Гумилев.

Душа – это Бог, нашедший приют в теле человека.
Сенека.

Свободная душа обретает вечную молодость.
Книга УФС.

По соотношению эмоциональности и ментальности люди образуют разнообразное множество эмоциональных и ментальных типов психики. Это различие наиболее ярко выражено в различии мужчины и женщины, у которых психоэнергетика имеет разные центры и противоположную векторную направленность. У мужчины центр энергетики совмещен с мозгом, а вектор направлен сверху вниз к земле. У женщины центр энергетики совмещен с маткой (примерно на ширину ладони ниже пупка), а вектор направлен снизу вверх к небу. Поэтому вполне верно утверждение, что мужчина ближе к небу (богу), а женщина к земле (природе) и так сложилось эволюционно.

Психоэнергетика людей не постоянна, и меняется в обстоятельствах жизни, слабеет или крепнет в переживаемых трудностях. При этом согласование внутренних векторов нарушается и начинает преобладать один из них, производя переключение психоэнергетики. В этих случаях их векторы меняют величину и направление вплоть до противоположного, что в обычной жизни называется охлаждением отношений или полным разрывом. Это наносит серьезные психические травмы, остающиеся порой на всю последующую жизнь, что особенно характерно для женщин. В силу повышенной эмоциональности в ситуации трудностей у них может произойти переполюсовка психоэнергетики на мужской тип. Это часто характерно для матерей-одиночек и не только лишает их всех радостей, но и создает различные комплексы у детей. У мужчин переполюсовка психики большая редкость, поскольку им легче прервать общение.

Душа утратившая свободу, становится Привычкой и обращается в ничто, в условный рефлекс поведения, сводя общение к животному уровню. Без души можно жить, но это смерть при жизни, существование в телесном облике в безразличии или ненависти к окружающему прекрасному миру. Это означает, что прошла первичная радость влюбленности и тогда надо расстаться или перейти на более взрослый высокий уровень осознаваемой любви. Тут есть два основных выхода.

Этот уровень достаточен для обычных людей и противопоставляется знаменитому Восьмеричному Пути буддизма, поскольку направлен не на уход из мира, а на полноценное присутствие и познание мира реальности. Дальнейшая практика необходима тем, кто желает стать полноценной Личностью, которая соответствует роли человека как Центра Вселенной [5]. Имеется множество определений личности, страдающих неполнотой и неопределенностью, а УФС предлагает три новых обобщающих дополняющих и уточняющих.

Личность есть свободный универсальный самоорганизующийся человек, являющийся высшим структурным элементом биосферы Земли. Личность – это человек, являющий собой целостную интегративную биологическую, социальную и духовную ЭМИ систему, существующую в резонансе со Вселенной и представляющую вершину его эволюции. Личность есть человек, ставший универсальным в Универсуме. Это представление близко к понятию Боддхисаттвы буддизма, но отличается направленностью не на спасение от страданий, а на совершенствование человека и окружающего мира. Чтобы стать подобной Личностью человек должен научиться трансформировать избыток сексуальной энергии (ЭИ) в поток духовной устремленности, для чего ему надо освоить третий этап освобождения души.

Цель упражнений – достичь определенного уровня духовного единства опираясь на телесно-душевное чувство и достигнуть уровня управления своим эго. В итоге трех этапов в сочетании с другими практиками и знанием принципов УФС, возможно сформировать самого себя в качестве Свободной Универсальной Личности, соответствующей масштабу планетарной цивилизации и готовой к выходу на космогалактический масштаб.
Существует множество определений свободы, что указывает на значительную неопределенность этого понятия, а также ее часто путают с волей. По УФС свобода человека есть осознанный выбор альтернатив в пределах принятых ограничений. Это означает, что человек свободен в рамках правил принятых в социуме или его части, а воля есть случайный выбор обусловленный желанием и существующий в пределах осуществимых возможностей. Свобода делится на внутреннюю и внешнюю и имеет три основания деньги, знание и понимание или источник дохода, языки и смысл или экономическую, информационную и нравственную. Свобода есть преодоление обусловленности инстинктами самосохранения (страх смерти), пищевого (страх голода) и неограниченной сексуальности (воля к сексу) которые ведут к инстинкту собственности (воля к обладанию и к власти). Подлинно свободный человек управляет своими инстинктами для достижения своих целей, то есть в рамках системы смыслов Бытия. Кроме того свобода человека есть самостоятельное мышление основанное на его универсальности – разносторонней образованности, обладании множеством умений, но не утратившим при этом глубину чувств и ощущающий всю целостность, полноту и целесообразность Жизни [3].

Теперь, когда мы согласились с тем, что между Пурушей и Пракрити существуют очень тесные отношения, нам нужно остановиться и посмотреть, к чему в итоге мы должны прийти; ибо это согласие означает, что практикуемая нами йога не преследует обычные человеческие цели. Она не приемлет наше земное существование в его нынешнем виде, ее не могут удовлетворить ни какое-то моральное совершенство, ни религиозный экстаз, ни запредельные небеса, ни некое растворение нашего существа, позволяющее нам навсегда избавиться от бед и тревог земного бытия. Мы ставим перед собой другую цель – мы хотим жить в Божественном сознании, в Бесконечном, в Боге, а не просто во временном и эгоистическом сознании, но в то же время не быть отделенными от Природы, отделенными от наших собратьев, от земли, от мирского существования, уподобляясь в этом отношении Божественному, которое не отделено ни от нас, ни от мира. Более того, Оно тесно связано с миром, Природой и всеми существами, но эта связь не уменьшает его абсолютной и неотъемлемой силы, свободы и знания себя. Чтобы достичь освобождения и совершенства, мы должны превзойти неведение, зависимость и слабость и жить в Нем, пребывая в связи и единстве с миром и Природой, обладая божественной силой, свободой и знанием себя. Ибо когда Пуруша полностью владеет Пракрити, когда он перестает быть невежественным рабом своей природы, когда он знает, превосходит, наслаждается, контролирует свое проявленное бытие и в своем самовыражении не испытывает практически никаких ограничений, отношения Души и существования достигают своего высочайшего уровня.

Вся игра души с Природой в ее космическом рождении и становлении сводится к единству, обретающему себя в различных формах проявления своей двойственности. Изначальной истиной бытия, которую мы хотим познать и к которой, в конце концов, приходит наше субъективное существование, является одна самосущая, безграничная, пребывающая повсюду Сат-Чит-Ананда, одно единство, не фрагментируемое бесчисленным многообразием форм своего проявления. Из этой истины берут начало все остальные, на ней они основываются, благодаря ей они в любой момент становятся возможны и в ней они, в конце концов, могут познать себя и друг друга, в ней они примиряются, подтверждаются и гармонизируются. Все взаимоотношения в мире, вплоть до величайших и самых шокирующих внешних проявлений враждебности и борьбы, есть отношения Вечного с самим собой в его универсальном существовании; они ни в какой момент времени и ни в какой точке пространства не являются противоборством отдельных существ, которых вместе свел случай или некая механическая необходимость космического существования. Поэтому главным в нашем познании себя является постижение того вечного факта, что всё всегда и везде едино; пребывание в этом единстве должно стать действенным принципом, позволяющим нам внутренне владеть собой и строить правильные и идеальные отношения с миром. Именно поэтому мы, прежде всего, единство делали главной и в каком-то смысле единственной целью Йоги знания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава XVIII. Обед у Строгановых

Глава XVIII. Обед у Строгановых Пробежала целая неделя нашей суетливой константинопольской жизни, с ежедневными визитами к больной княгине, к Жанне, к некоторым из наших спутников по пароходу, о чём просил капитан, и я не только не успевал читать, но еле мог вырвать

Человек, достигший максимума в своем духовном развитии считается дживанмутой — освобожденным при жизни. Что это за состояние? Разные духовные традиции описывают его поразному, т.к. люди, являющиеся основателями их, каждый по-своему, описывали свой субъективный и уникальный опыт. Я бы описал свое понимание, произошедшего после пробуждения и последующей трансформации в течении нескольких лет со мною, как состояние жизни человека, осознавшего себя, как планетарное существо или как Космическое Существо , или даже можно сказать, как не существо, но как Сущность. Осознание того, что ты - не эго, заключенное в оболочку из кожи и костей, а, Единство, видящее Себя во всех и всех (всё), в Себе.

Лестер Левенсон подобное осознание называет Состояние Свободы, Христос — Царство Божие, а Будда — Нирвана.

Читайте также: