Государство благосостояния в великобритании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Благосостояние до двадцатого века

По мере того как промышленная революция трансформировала Британию - население увеличивалось, мигрировало в расширяющиеся городские районы, чтобы найти новые рабочие места во все возрастающем количестве - поэтому система поддержки людей также развивалась. Этот процесс иногда требовал разъяснений со стороны правительства, установления размеров взносов и оказания помощи, но зачастую это был результат работы благотворительных организаций и независимых организаций. Реформаторы пытались объяснить реальность ситуации, но простые и ошибочные суждения об обездоленных продолжали широко распространяться. Эти суждения возлагали ответственность за бедность на безделье или плохое поведение человека, а не на социально-экономические факторы, и не было преобладающей веры в то, что государство должно управлять своей собственной системой всеобщего благосостояния. Людям, которые хотели помочь или сами нуждались в помощи, приходилось обращаться в волонтерский сектор.

Благосостояние XX века до Бевериджа

Реформы начала 20-го века включали пенсионное обеспечение с проверкой нуждаемости для людей старше семидесяти (Закон о пенсиях по старости), а также Закон о национальном страховании 1911 года, который предусматривал медицинское страхование. В рамках этой системы дружественные общества и другие организации продолжали управлять медицинскими учреждениями, но правительство организовывало выплаты и выплаты. Страхование было ключевой идеей, лежащей в основе этого, поскольку среди либералов было нежелание повышать подоходный налог для оплаты системы. Стоит отметить, что канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1815–1898) заключил аналогичную страховку от прямого налогообложения в Германии. Либералы столкнулись с оппозицией, но премьер-министр либералов Дэвид Ллойд Джордж (1863–1945) сумел убедить нацию.

В межвоенный период последовали и другие реформы, такие как Закон 1925 года о вдовах, сиротах и ​​накопительных пенсиях по старости. Но они вносили изменения в старую систему, добавляя новые части. По мере того как безработица, а затем депрессия создавали нагрузку на систему социального обеспечения, люди начали искать другие, гораздо более масштабные меры, которые полностью отбросили бы идею о заслуживающих и не заслуживающих внимания бедняках.

Отчет Бевериджа

Ключевая идея заключалась в том, что каждый, кто работал, будет платить правительству определенную сумму за весь период своей работы, а взамен получит доступ к государственной помощи безработным, больным, пенсионерам или вдовам, а также к дополнительным выплатам для помощи тем, кто вынужден работать. ограничение по детям. Использование универсального страхования сняло критерий нуждаемости из системы социального обеспечения, и некоторые нелюбимые люди могут предпочесть ненавистный довоенный способ определения того, кто должен получать помощь. Фактически, Беверидж не ожидал роста государственных расходов из-за поступающих страховых выплат, и он ожидал, что люди по-прежнему будут экономить деньги и делать все возможное для себя, в значительной степени в соответствии с британской либеральной традицией. Физическое лицо осталось, но государство обеспечило возврат по страхованию физического лица. Беверидж предвидел это в капиталистической системе: это не был коммунизм.

Современное государство всеобщего благосостояния

В последние дни Второй мировой войны Великобритания проголосовала за новое правительство, и кампания лейбористского правительства привела их к власти - Беверидж потерпел поражение, но был возведен в Палату лордов. Все основные партии были за реформы, и, поскольку лейбористы проводили кампанию за них и продвигали их как справедливую награду за военные усилия, для их введения был принят ряд актов и законов. К ним относятся Закон о национальном страховании 1945 года, предусматривающий обязательные взносы сотрудников и пособия по безработице, смерти, болезни и пенсии; Закон о семейных пособиях, предусматривающий выплаты многодетным семьям; Закон о производственном травматизме 1946 года, предусматривающий поддержку людей, пострадавших на работе; Закон о национальной помощи 1948 года для оказания помощи всем нуждающимся; и Закон о национальном здравоохранении 1948 года министра здравоохранения Аньюрина Бевана (1897–1960), который создал всеобщую бесплатную для всех социальную систему здравоохранения.

Закон об образовании 1944 года охватывал обучение детей, другие законы предусматривали предоставление муниципального жилья, а реконструкция стала сокращать безработицу. Обширная сеть добровольных социальных служб слилась с новой государственной системой. Поскольку действия 1948 года считаются ключевыми, этот год часто называют началом современного государства всеобщего благосостояния в Великобритании.

Эволюция

Государство всеобщего благосостояния не было принудительным; на самом деле, это было широко приветствовано нацией, которая в значительной степени требовала этого после войны. После того, как государство всеобщего благосостояния было создано, оно продолжало развиваться с течением времени, частично из-за меняющихся экономических обстоятельств в Великобритании, но частично из-за политической идеологии партий, которые приходили к власти и уходили из нее.

Основные проблемы металлургии: 1. Она не принадлежала инфраструктуре, 2.Не была убыточна

Пошли на компромисс лейбористы отложили покупку таких предприятий до 1955 г. т. к. были следующие выборы, на них они снова победили и началась национализация. Увеличились масштабы государственного регулирования экономики.

Был создан специальный Совет экономического планирования. Он распространял инвестиции (государственные и частные), стали регулировать импорт и экспорт, ввоз и вывоз капиталов. Контроль над занятостью, т.е. начали контролировать рабочую силу. Все это привело к быстрому развитию Великобритании.

Социальная реформа: 1)Реформа социального страхования (пособие по безработице, одиноким матерям и т.д.). 2)Создана национальная служба здравоохранения, которая оказывала бесплатную помощь населению. 3)Правительство организовало строительство жилых одноквартирных домов. Бесплатно предоставлялись для рабочих.

Закон 1927 г. о профсоюзах был отменен. Многие колонии Азии и Африки получили независимость. Почти все бывшие колонии вошли в состав Британское Содружество Наций.

Резко возросли государственные расходы за счет роста долга. У Лейбористов сохранялся дефицит бюджета. Поэтому они решили сократить социальные расходы. В правительстве раскол на левые и лейбористы. Левые вышли из правительства, выступали за продолжение реформ, лидер – Вильсон. В 1951 – лейбористы потерпели поражение.

17. Развитие и кризис государства всеобщего благоденствия.

Правительство Великобритании возглавила консервативное правительство. Было 4 представителя этой партии: Черчель 1951-1955, Иден 1955-1957, Макмиллан 1957-1963, Дуглас – Хьюм 1963-1964.

В 1952 г. умер Георг VI, и королевой стала Елизавета II. Консерваторы в целом приняли все реформы Лейбористов, использовали все чаги управления. Черчель лишь ограничил масштабы. Он ограничил металлургическую промышленность, сократил жилищное строительство и бесплатную помощь.

В 50-х годах импульс Лейбористских реформ действовал и экономика продолжала развиваться ( 2 место в мире по темпам роста).

Но появились трудности: 1. дефицит платежного баланса (сумма производственных платежей поступающих за границу превышает сумму поступающих). 2. дефицит государственного бюджета.

С нач. 60-х гг. экономика стала отставать от передовых стран Запада. Темпы экономического роста медленные, реализация производства проходила медленно, англ. банкиры стали вкладывать инвестиции за границу. В целом правление консерваторов продемонстрировало неэффективность. Огромный социальный сектор и различные проводимые программы неэффективны.

Был организован Евро Союз. Из-за того, что страны, входившие в ЕС, проводили согласованную политику, Великобритания начинает терять свои позиции. Первая попытка решить эту проблему – создали конкурирующее экономическое объединение Европейская ассоциаций Свободной торговли (ЕАСТ) в 60г. вошли: Великобритания, Австрия, Португалия, Скандинавия, Швейцария. Но она не могла конкурировать с ЕС и в 1961г. Макмиллан выразил желание Великобритании войти в ЕС, но ей отказали.

В 1964 г. на выборах победили Лейбористы, они заявили, что государство должно управлять экономикой. Это правительство возглавил Вильсон 1964-1970гг. Был принят пятилетний экономический план. Они национализировали металлургическую промышленность. Увеличили гос. расходы на бесплатную медицинскую помощь, увеличили пенсии, девальвировали фунт стерлингов, увеличили государственные инвестиции., прибегли к иностранным займам. Но все это не привело к улучшению. Пятилетний план не был выполнен. В 1967 г. вторая попытка поступить в ЕС.

Было создано национальное Управление по ценам и доходам. В 1969 г. Вильсон попытался провести закон, который усложнял организацию забастовок. Но его не приняли. Это означало провал его политики.

К концу 60-х гг. особую остроту приобрели ситуацию в Ольстере, участились противостояние католиков и протестантов. Большинство голосов в Ольстерский парламент получило Унианская партия. Это партия сторонников унии Великобритании и Ирландии. Это протестантская партия. В 1967 г. организовал Северо – ирландскую ассоциацию борьбы за гражданские права. Она выступала в защиту ирландцев и за прекращение дискриминации по религиозн. признаку. Усилилось действие военных организации (ИРА), Вильсону пришлось ввести правительственные войска в Ольстер.

В 1970 -1974 гг. выборы выиграл Хит (консерв.). Своей задачей он считал достижение экономического роста путем отказа государственного ограничения, свобода частного предпринимательства. Продолжался Ольстерский кризис, там было введено чрезвычайное положение.

Хит добился того, что в 1973 г. Великобританию приняли в ЕС. Но экономическое положение оставалось сложным. В 1974 г. к власти пришли Лейбористы. Сначала Вильсон 1974-76гг, Каллаген 1976-79.

Экономические трудности сохранялись, предполагали традиционные методы выхода из кризиса. Методами социального регулирование не смогли урегулировать этот процесс, не решили проблему с Ольстером.


Государство всеобщего благосостояния или государство всеобщего благоденствия (англ. Welfare state) — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни.

Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации. Социолог Томас Хамфри Маршалл определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Как правило, в такой модели посредством прогрессивного налогообложения осуществляется перераспределение богатства, благодаря которому гражданам, независимо от уровня их дохода, в качестве бесплатных услуг предоставляются среднее (часто и высшее) образование и всеобщее здравоохранение, а социально незащищённые получают адресные программы социальной помощи.

Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. При этом, появление современного государства благосостояния в основном было сопряжено с внедрением кейнсианской модели социально ориентированного капитализма, часто при участии социал-демократических партий.

Функции

  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
  • Охрана труда и здоровья людей;
  • Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;
  • Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;
  • Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
  • Борьба с безработицей.

История

Возникновение социального государства

В 1871 году Германия ввела государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австро-Венгрии в 1887 г. (при Эдуарде Тааффе), во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии — в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г. Довольно широкие программы социальной защиты были рано реализованы в таких странах, как Уругвай (при президенте Хосе Батлье-и-Ордоньесе) и Австралия (при лейбористских правительствах).

Кейнсианство и государство благосостояния

В Великобритании

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

В США

Послевоенная Европа

Критика и кризис

Классификация

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и образование

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Е.В. Аристов, кандидат юридических наук

Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Великобритании модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Великобритании. Описана история формирования и развития социального государства в Великобритании.

Ключевые слова: социальное государство, социальность государства, конституционное право, основа конституционного строя, конституционно-правовой принцип, государство благосостояния.

Опыт Великобритании в обеспечении социальности государства представляет особый интерес (в рамках исследования зарубежного опыта) ввиду его исторического развития, а также теоретической и практической значимости британской модели социального государства.

Британская модель государства благосостояния иногда используется в качестве примера для обеспечения социальности государства в других странах [13].

Эта модель характеризуется признанием значимой роли пособий для населения, предоставляемых с проверкой на действительную нуждаемость, универсальных пособий небольших размеров, а также социального страхования. Государство в Великобритании играет ограниченную роль в защите населения от основных жизненных рисков и обеспечивает некоторый общенационально установленный минимум. Размеры многих пособий, предоставляемых населению, являются единообразными [11, с. 6].

В Великобритании, по сути, была создана комплексная система социаль-

ного страхования человека на протяжении всей его жизни [13].

Несмотря на то, что социальная политика в Великобритании направлена на перераспределение ресурсов между людьми, живущими в условиях недостатка и бедности, это не является ее основной целью. С помощью такой политики государство обеспечивает возможности населения самому заботиться о себе, а также равенство возможностей в целом [11, с. 6].

В Великобритании (схоже с государствами, где реализована так называемая скандинавская модель социального государства) учреждения, оказывающие социальные услуги населению и ответственные за социальное обеспечение, как правило, функционируют в рамках органов, осуществляющих публичное управление, в отличие от Германии, где эти функции по большей части лежат на частном секторе [10, с. 34].

Касательно отнесения британской модели обеспечения благосостояния к существующим классификациям, исследователи, в основном, сходятся во

мнении о том, что ее можно отнести к так называемым либеральным.

При этом, как указывает Стивен Хиллмерт, в течение последних двух десятилетий Великобритания приблизилась к либеральной модели государства благосостояния еще более близко [9].

• разграничение между заслуживающими и незаслуживающими социального обеспечения нуждающимися слоями населения (социальными группами);

• ограниченные льготы и низкий уровень налогов;

• поощрение населения продолжать работать;

• привлечение частного сектора в той степени, насколько это является возможным [13].

Как указывает С. Мау, британская модель государства благосостояния является скорее эгалитарной, чем консервативной, и, в отличие от так называемой бисмаркской модели (которая предполагает права каждого работника пропорциональными тому вкладу, кото -рый он внес), в британской концепции центральную роль играет установление универсальных стандартов, направленных на предотвращение бедности в случае достижения пожилого возраста, безработицы и нищеты [11, с. 3].

Стоит отметить, что относительно проведения институциональных изменений в социальной политике в Великобритании наблюдается гораздо меньшая непрерывность, чем в других европейских социальных государствах, а развитие социальной политики в Великобритании сыграло немалую роль в развитии всей системы управления в целом [10, с. 94].

В целом, многие исследователи считают, что государство благосостояния в его современном понимании в Великобритании было создано в 1945 году [3, с. 9].

Действительно, соответствующие законодательные меры начали реализо-вываться только после Второй мировой войны. Однако фактически развитие государства благосостояния в Великобритании началось гораздо раньше.

• обязательность налога в пользу бедных;

• обеспечение контроля за предоставлением помощи бедным;

• обеспечение привлечения бедных к оплачиваемому труду [14].

Следующим периодом развития социальности государства в Великобритании можно считать период с середины XIX века по середину XX века.

Так, на 1848 год движение так называемого чартизма имело значительную поддержку и оставило след в развитии британского социального государства.

В конце XIX века акцент на политические права человека сместился в конце XIX века на необходимость закрепления социальных прав [3, с. 10].

Следует также выделить Закон о национальной помощи от 1948 года [12].

По сути, в указанный период была создана целая система социального обеспечения.

Послевоенная концепция обеспечения социальности государства в Великобритании была основана на сильно дифференцированной на основании половой принадлежности модели семейной жизни, в которой предполагалось, что мужчины работают полный рабочий день, а на женщинах лежат исключительно домашние обязанности, и женщины и дети, таким образом, полностью финансово зависят от мужчины. По сути, британская послевоенная концепция государства благосостояния основывалась на концептуализации социального гражданства, к социальным правам относились право на экономическое благосостояние и безопасность, а право на культурное наследие и право жить цивилизованной жизнью обеспечивались сообразно стандартам и убеждениям, превалировавшим в обществе. В такой концепции оплачиваемый труд является центральным элементом, и именно через оплачиваемый труд ин-

дивиды получали право на социальные пособия, и такие пособия предоставлялись только при условии того, что индивид готов искать и принимать предложения о работе [8, с. 2].

В контексте указанной модели, в Великобритании иное социальное обеспечение относилось к разряду частных вопросов и, в отличие от права на оплачиваемый труд, не считалось базовой потребностью граждан. Женщины почти не имели права на различные социальные льготы и пособия. Однако демографические изменения и массовое вовлечение женщин в трудовые отношения обусловили необходимость пересмотра данной основанной на половой принадлежности концепции [8, с. 2].

Управление социальным государством в Великобритании претерпело две основные реформы в период с момента начала его развития после Второй мировой войны. В первый из указанных периодов, охватывающий 1960-е и 1970-е годы, государством была проведена реформа с целью обеспечить планирование и усиленный контроль Казначейством за государственными расходами. Целями этой реформы явилось обеспечение эффективности управления и экономическое планирование, а последствием стало создание системы, в рамках которой Казначейство выделяло ресурсы соответствующим департаментам [14].

По мнению Кевина Фэрнсуорта, Великобритания является корпоративным государством благосостояния, начало функционирования которого приходится на начало 1970-х годов с распространением явления глобализации. Участие Великобритании в между-

Это также повлияло на распространение либеральных идей в государственном управлении в указанный период. В частности, в 1979 году избрание консервативного правительства привело к признанию неэффективными отдельных видов го

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: