Государство благосостояния в германии кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Идеи государства благоденствия зародились в Германии в конце XIX века вместе с развитием социального законодательства в Европе. Впервые в европейской конституции социальные права граждан (права на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья) были закреплены в Веймарской конституции 1919 г.

Развитие социальной политики европейских стран было прервано экономическим кризисом 30-х гг. Особое развитие идеи государства благоденствия получили после Второй мировой войны, когда внимание стало уделяться программам достижения высокого жизненного уровня населения, системам образования, здравоохранения, поддержки малообеспеченных слоев населения.

Суть же теории государства всеобщего благоденствия заключалась в том, что, во-первых, государство наделяется функциями по регулированию экономической, социальной, культурной и других сфер с целью обеспечения высокого уровня жизни граждан, а во-вторых, государство является надклассовым и обеспечивает интересы всех слоев населения.

К. Мюрдаль считал, что индустриальные страны Запада уже достигли всеобщего благоденствия. И другие страны также встанут на этот путь развития.

Согласно его теории общественного благоденствия, в государстве должна проводиться мирно и без революции политика, направленная на достижение экономики, соответствующей интересам большинства граждан.

Ученый выделил общие признаки государства всеобщего благоденствия:

  • смешанная экономика, в которой сочетаются рыночные отношения с государственным планированием. Последнее необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики;
  • децентрализация государства, т. е. делегирование ряда функций органам местного самоуправления и объединениям граждан. Это стало возможным благодаря демократизации политической жизни: провозглашению всеобщего избирательного права и росту общественного благосостояния;
  • расширяющийся народный контроль, тенденция к демократизации политической жизни Государство всеобщего благоденствия К. Мюрдаль видел как государство, в котором царит гармония и отсутствуют какиелибо идеологические разногласия.

После экономического кризиса 70-х гг. теория государства благоденствия утратила целостный характер, но появились теории, развивающие отдельные стороны благоденствия (теория справедливости Дж. Роулса, прав граждан на равную долю социального благоденствия Р. Дворкина и др.).

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами. С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.

Под политикой социального благоденствия в 40-50-^ гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В официальных документах и законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется крайне редко. Чаще употребляется термин “социальное государство”. Эта формула содержится в программных документах многих политических партий, а также в конституциях трех государств Западной Европы: в Основном законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г.

Общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание. Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами средних классов и демократически настроенной интеллигенции. В идеологии именно этих слоев сложилась теория государства благоденствия. Она возникла в 50-е гг. - в период экономического подъема в странах Западной Европы и США.

Государства благоденствия, согласно его концепции, обладают рядом общих признаков.Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются в них с государственным планированием. Государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование призвано урегулировать деятельность крупных экономических объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы.

Для государств социального благоденствия характерна также тенденция к демократизации политической жизни. Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан.

Недостатком современного государства теоретики считали его национальный характер. В связи с этим Мюрдаль призывал выйти за пределы организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Экономический кризис 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории государства благоденствия.

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами. С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.




Под политикой социального благоденствия в 40-50-^ гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В официальных документах и законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется крайне редко. Чаще употребляется термин “социальное государство”. Эта формула содержится в программных документах многих политических партий, а также в конституциях трех государств Западной Европы: в Основном законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г.

Общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание. Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами средних классов и демократически настроенной интеллигенции. В идеологии именно этих слоев сложилась теория государства благоденствия. Она возникла в 50-е гг. - в период экономического подъема в странах Западной Европы и США.

Государства благоденствия, согласно его концепции, обладают рядом общих признаков.Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются в них с государственным планированием. Государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование призвано урегулировать деятельность крупных экономических объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы.

Для государств социального благоденствия характерна также тенденция к демократизации политической жизни. Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан.

Недостатком современного государства теоретики считали его национальный характер. В связи с этим Мюрдаль призывал выйти за пределы организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Экономический кризис 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории государства благоденствия.

Государство всеобщего благосостояния, благополучия или благоденствия (англ. Welfare state ) — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан.

Концепция всеобщего благосостояния основана на принципах равенства возможностей (англ.) ( рус. , справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни, то есть благоденствия.

Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации [1] . Социолог Томас Хамфри Маршалл (англ.) ( рус. определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Как правило, в такой модели посредством прогрессивного налогообложения осуществляется перераспределение богатства, благодаря которому гражданам, независимо от уровня их дохода, в качестве бесплатных услуг предоставляются среднее (часто и высшее) образование и всеобщее здравоохранение, а социально незащищённые получают адресные программы социальной помощи.

Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. При этом, появление современного государства благосостояния в основном было сопряжено с внедрением кейнсианской модели социально ориентированного капитализма, часто при участии социал-демократических партий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ФАЗА ВЫЗОВА

На какие проблемы следует обратить внимание? Опыт какой модели цивилизационно.

На какие проблемы следует обратить внимание? Опыт какой модели цивилизационного развития полезно будет использовать в нашей стране? Цивилизационная модельКакой опыт будет полезен?На какие проблемы следует обратить внимание?

«Государство благоденствия: панацея или повод для дискуссии?

«Государство благоденствия: панацея или повод для дискуссии?

Причины возникновения государства благоденствия? СЕМЬЯ ФЕРМЕРОВ США 1938 ГОД.

Причины возникновения государства благоденствия? СЕМЬЯ ФЕРМЕРОВ США 1938 ГОД ПРАВИТЕЛЬСТВО К. ЭТТЛИ

Бурный экономический рост, связанный с применением достижений НТР. Избиратели.

Бурный экономический рост, связанный с применением достижений НТР. Избиратели отдают свои голоса партиям, выступающим за расширение и углубление социальных реформ (лейбористы в Англии). Реализация программ по предотвращению кризиса перепроизводства. Социальные реформы – необходимое условие борьбы с коммунизмом. ПРИЧИНЫ:

Идеологи государства благоденствия:

Идеологи государства благоденствия:

Понятие государства благоденствия: Программы, направленные на достижение высо.

Понятие государства благоденствия: Программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, так же оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. Государство, которое стремится преодолеть посредством социальной интеграции конфликт между индустриальным классовым обществом и традиционной государственностью. (Э. Губер ФРГ) Социал-демократические партии рассматривают государство благоденствия (социальное государство) как ступень к демократическому социализму. Мирно и без революции проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан. (К. Мюрдаль) Отличительные признаки государства благоденствия: смешанная экономика, децентрализация политической власти и отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев.

Новая система социального обеспечения. Регулирование трудовых отношений. Акти.

Новая система социального обеспечения. Регулирование трудовых отношений. Активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Европейское и международное экономическое сотрудничество. Государство благоденствия – демократическое государство с рыночной экономикой, гарантирующее своим гражданам определенный уровень социального обеспечения. ПРИЗНАКИ: ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

Шарль де Голль Конрад Аденауэр Джон Кеннеди Действующие лица…

Шарль де Голль Конрад Аденауэр Джон Кеннеди Действующие лица…

Новая система социального обеспечения. Пособия по безработице; страхование на.

Новая система социального обеспечения. Пособия по безработице; страхование на случай болезни (от 72% до 100% трудоспособного населения стран Запада); пенсионное обеспечение; программы по медицинскому обслуживанию. До 60% бюджета составляют социальные расходы (политика Ф.Миттерана во Франции). Регулирование трудовых отношений. Наемные работники получают гарантии в области занятости, найма и увольнений. Растет реальная заработная плата: в Европе за пятидесятые годы вдвое, в США за годы президентства Д. Эйзенхауэра на 20%.

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь (Людвиг Эркхарт, ФРГ.

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь (Людвиг Эркхарт, ФРГ). Антикризисная политика. Политика стимулирования экономического роста.

Европейское и международное экономическое сотрудничество (ЕЭС).

Европейское и международное экономическое сотрудничество (ЕЭС).

В результате энергетического кризиса 1974 – 75 годов государство благоденстви.

В результате энергетического кризиса 1974 – 75 годов государство благоденствия вступает в полосу кризиса. В большинстве стран Запада к власти приходят неоконсерваторы: Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и тд. Однако кризис не привел к полной ликвидации государства благоденствия, а дал толчок к его реформированию.

Читайте также: