Государство ацтеков и его достижения история медицины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Коренное населения Американского континента прошло в своем развитии 2 периода: 1) длившийся 30 000 лет – эпоха самобытной истории аборигенов континента 2) с 1492 г. – связан с открытием и колонизацией материка европейцами. В 1 период существовало 3 основных очага культур – майя – 1 тыс до н.э. (Центральная Америка), ацтеков – 7 в н.э. (тер. Мексики), инков – 14в. н.э. (тер. Перу).

Наиболее развитые представления о строении человеческого тела были у ацтеков, что связано с ритуальными жертвоприношениями. Причинами болезней считались особенности календарного года, несовершение жертвоприношений, магические силы наказания богов. Майя имели определенные представления о заразных болезнях. Лекарственное врачевание было тесно связано с магией. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. В древнем Перу существовало целое племя врачевателей, которое лечило правителей ацтеков. Врачеватели знали около 3000 лекарственных растений, большинство из которых остаются неизвестными современной

науке. Высокого уровня достигло родовспоможение и лечение женских болезней. При

патологических родах применяли эмбриотомию. В области оперативного врачевания наибольших успехов достигли инки. Врачеватели инков лечили раны и переломы,

применяя шины из перьев птиц, проводили ампутации и трепанации. Хирургические

инструменты для трепанации назывались туми и изготавливались из серебра, золота,

меди. Шовный материал был необычным. Так бразильские индейцы сближали края раны

и подносили к ним больших муравьев с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного

заживления. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и ее обеззараживание за счет муравьиной кислоты. Обезболивание достигалось

применением настоя трав и сока кактусов. В государстве ацтеков существовал орган,

который занимался регулированием деятельности врачей. В империи инков существовали

приюты для больных. Существовал запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и больным от рождения вступать в брак. Значительная часть медицины доколумбовой Америки была утрачена в результате конкисты, а оставшиеся знания послужили для формирования американской и европейской медицины.

Культура майя (с 1-го тыс. до н.э.). Изобретение иероглифической письменности. Лекарственное врачевание. Религиозные воззрения и врачевание. Традиционные обряды, связанные с врачеванием. Гигиенические традиции.

Государство ацтеков (XIV—XVI вв.). Религиозные жертвоприношения и врачевание. Лекарственные сады и огороды. Родовспоможение. Гигиена. Зачатки государственной организации медицинского дела. Больницы, приюты.

Империя инков (XIV—XVI вв.). Бальзамирование умерших. Высокое развитие оперативного лечения. Трепанация черепа. Организация медицинского дела.

Гибель цивилизаций доколумбовой Америки. Взаимные влияния Старого и Нового Света в области медицины и организации медицинского дела.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

Коренное населения Американского континента прошло в своем развитии 2 периода: 1) длившийся 30 000 лет – эпоха самобытной истории аборигенов континента 2) с 1492 г. – связан с открытием и колонизацией материка европейцами. В 1 период существовало 3 основных очага культур – майя – 1 тыс до н.э. (Центральная Америка), ацтеков – 7 в н.э. (тер. Мексики), инков – 14в. н.э. (тер. Перу).




Наиболее развитые представления о строении человеческого тела были у ацтеков, что связано с ритуальными жертвоприношениями. Причинами болезней считались особенности календарного года, несовершение жертвоприношений, магические силы наказания богов. Майя имели определенные представления о заразных болезнях. Лекарственное врачевание было тесно связано с магией. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. В древнем Перу существовало целое племя врачевателей, которое лечило правителей ацтеков. Врачеватели знали около 3000 лекарственных растений, большинство из которых остаются неизвестными современной

науке. Высокого уровня достигло родовспоможение и лечение женских болезней. При

патологических родах применяли эмбриотомию. В области оперативного врачевания наибольших успехов достигли инки. Врачеватели инков лечили раны и переломы,

применяя шины из перьев птиц, проводили ампутации и трепанации. Хирургические

инструменты для трепанации назывались туми и изготавливались из серебра, золота,

меди. Шовный материал был необычным. Так бразильские индейцы сближали края раны

и подносили к ним больших муравьев с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного

заживления. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и ее обеззараживание за счет муравьиной кислоты. Обезболивание достигалось

применением настоя трав и сока кактусов. В государстве ацтеков существовал орган,

который занимался регулированием деятельности врачей. В империи инков существовали

приюты для больных. Существовал запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и больным от рождения вступать в брак. Значительная часть медицины доколумбовой Америки была утрачена в результате конкисты, а оставшиеся знания послужили для формирования американской и европейской медицины.

Культура майя (с 1-го тыс. до н.э.). Изобретение иероглифической письменности. Лекарственное врачевание. Религиозные воззрения и врачевание. Традиционные обряды, связанные с врачеванием. Гигиенические традиции.

Государство ацтеков (XIV—XVI вв.). Религиозные жертвоприношения и врачевание. Лекарственные сады и огороды. Родовспоможение. Гигиена. Зачатки государственной организации медицинского дела. Больницы, приюты.

Империя инков (XIV—XVI вв.). Бальзамирование умерших. Высокое развитие оперативного лечения. Трепанация черепа. Организация медицинского дела.

Гибель цивилизаций доколумбовой Америки. Взаимные влияния Старого и Нового Света в области медицины и организации медицинского дела.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Изучение прошлого помогает избежать ошибок в будущем или настоящем. Как бы видишь прецеденты (то, что уже было), и стараешься избежать ошибок. Для этого историю учим, конечно, чтоб знать историю мира, но некоторым людям помогает избежать ошибок прошлых лет.

Это особенно ощутимо в наши дни, когда исследователи из разных стран мира стремятся восстановить, насколько это возможно, историю культуры и естественно-научных знаний аборигенов Американского континента.

Цель: расширение знаний о медицине ацтеков через организацию разных видов самостоятельной деятельности, изготовление простейшего лекарства ацтеков (особого шоколада)

Формировать представления о медицине, учить разбираться во взаимосвязи медицины в жизни людей.

Формировать интерес к сохранению здоровья, воспитывать уважительное отношение к гигиене;

Расширять кругозор и обогащать словарный запас медицинскими терминами.

Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитывать у школьников любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о здоровье родных людей.

Предмет проектирования: особенности информационной базы учащихся о медицине ацтеков.

Гипотеза: Формирование ценностных представлений о медицинских знаниях учащихся приведет к тому, что ценность о своём здоровье, будет расти в положительной прогрессии.

по доминирующему методу: информационный;

по характеру участия ученика в проекте: исполнитель;

по количеству участников: парный;

по характеру контактов: осуществляется внутри одного класса при тесном взаимодействии с родителями;

по продолжительности: средней продолжительности (3 недели).

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный (третья неделя марта 2016 г.): разработка стратегии деятельности участников проекта.

2 этап – реализационный (четвёртая неделя марта 2016 г.): реализация проекта по расширение представлений у учащихся о медицине ацтеков;

3 этап – результативно-аналитический (пятая неделя марта 2016 г.) – обобщение и оформление полученных результатов проектной деятельности.

Предполагаемые результаты проекта

Расширение о медицине ацтеков.

Понимание значимости медицинских препаратов в жизни каждого человека с древности и по настоящее время

Приобщение к ценностям медицинской науки, в результате которой формируется положительное отношение к получению новых знаний о способах сохранения здоровья.

Теоретическая значимость проекта заключается в поиске информации, разработке содержания, предусматривающих поэтапную организацию; повышению интереса к ценностям медицины и участия родителей в совместных мероприятиях.

Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию медицинских знаний об ацтеках.

Ацтеки (астеки самоназв.mēxihcah—индейскийнарод в центральной Мексике. Численность современных свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко, там, где сейчас располагается город Мехико.

Источники по истории и медицине

Важное значение имеет изучение культурных традиций и быта племен аборигенов, сохранившихся на территории Америки после конкисты.

Все это вместе взятое позволяет в некоторой степени воссоздать историю коренного населения континента и восполнить пробелы в наших знаниях о врачевании в доколумбовой Америке.

Развитие эмпирических знаний

Как уже упоминалось, народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня в различных областях знаний. Они возделывали картофель, кукурузу, томаты, фасоль, тыкву, дыни, какао, хлопок, ананасы, табак, которые до открытия Колумба не были известны в Восточном полушарии. В то же время в Америке не знали пшеницы, ячменя и риса — главных продуктов питания Старого Света. Обмен продуктами питания между обоими полушариями удвоил земледельческий потенциал мира.

Ацтеки, государство которых существовало менее ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных народов. Они пользовались двадцатиричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографическую (рисуночную) письменность. Их медицина была самой популярной на континенте.

Развитие медицинских знаний

Медицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных достижений развитых рабовладельческих обществ древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а в некоторых отношениях даже превосходила современную ей медицину феодальной Европы.

Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на континенте были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, значительно больше, чем знали древние -майя. Большинство исследователей связывает эти познания с традицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества людей, приносимых в жертву богам, вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись: в столице ацтеков. Теночтитлане рядом с храмом обнаружена пирамида из 62 000 человеческих черепов. (У майя человеческие жертвоприношения имели место лишь в постклассический период (с X в.) и в крайне редких случаях.)

Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела у определенных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов нефритом, обсидианом, яшмой и золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечений).

Причинами болезней считались особенности календарного года, дурные поступки и грехи, несовершение жертвоприношений, внеземные и магические силы, не зависящие от человека. Ацтеки, например, полагали, что болезни ног, язвы и простуды насылает бог дождя Тлалок.

Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. Ацтеки называли их ти-ситл (ticitl). В древнем Перу существовало целое племя врачевателей — колеуальа, которые лечили правителей-инков. Секреты своего искусства они сохраняли внутри племени.

Медицина доколумбовой Америки располагала богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Восточном полушарии.

По мнению некоторых ученых, ацтекские врачеватели знали около 3000 лекарственных растений.

Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени еще не знала аптекарских садов и огородов). В кодексе Бадиано (кн. X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуана и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средства, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.

Краткое описание документа:

Изучение прошлого помогает избежать ошибок в будущем или настоящем. Как бы видишь прецеденты (то, что уже было), и стараешься избежать ошибок. Для этого историю учим, конечно, чтоб знать историю мира, но некоторым людям помогает избежать ошибок прошлых лет.

Это особенно ощутимо в наши дни, когда исследователи из разных стран мира стремятся восстановить, насколько это возможно, историю культуры и естественно-научных знаний аборигенов Американского континента.

Цель: расширение знаний о медицине ацтеков через организацию разных видов самостоятельной деятельности, изготовление простейшего лекарства ацтеков (особого шоколада)

Формировать представления о медицине, учить разбираться во взаимосвязи медицины в жизни людей.

Формировать интерес к сохранению здоровья,воспитывать уважительное отношение к гигиене;

Расширять кругозор и обогащать словарный запас медицинскими терминами.

Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитывать у школьников любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о здоровье родных людей.

Предмет проектирования: особенности информационной базы учащихся о медицине ацтеков.

Гипотеза: Формирование ценностных представлений о медицинских знаниях учащихся приведет к тому, что ценность о своём здоровье, будет расти в положительной прогрессии.

по доминирующему методу: информационный;

по характеру участия ученика в проекте: исполнитель;

по количеству участников: парный;

по характеру контактов: осуществляется внутри одного класса при тесном взаимодействии с родителями;

по продолжительности: средней продолжительности (3 недели).

1 этап – организационный (третья неделя марта 2016 г.): разработкастратегии деятельности участников проекта.

2 этап – реализационный (четвёртая неделя марта 2016 г.):реализацияпроектапо расширение представлений у учащихся о медицине ацтеков;

3 этап – результативно-аналитический (пятая неделямарта 2016 г.) – обобщение и оформление полученныхрезультатовпроектнойдеятельности.

Предполагаемые результаты проекта

Расширение о медицине ацтеков.

Понимание значимости медицинских препаратов в жизни каждого человека с древности и по настоящее время

Приобщение к ценностям медицинской науки, в результате которой формируется положительное отношение к получению новых знаний о способах сохранения здоровья.

Теоретическая значимость проекта заключается в поиске информации, разработкесодержания, предусматривающих поэтапную организацию; повышению интереса к ценностям медицины и участия родителей в совместных мероприятиях.

Практическая значимостьпроекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию медицинских знаний об ацтеках.

Ацтеки (астеки самоназв.mēxihcah—индейскийнарод в центральной Мексике. Численность современных свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко, там, где сейчас располагается город Мехико.

Источники по истории и медицине

Важное значение имеет изучение культурных традиций и быта племен аборигенов, сохранившихся на территории Америки после конкисты.

Все это вместе взятое позволяет в некоторой степени воссоздать историю коренного населения континента и восполнить пробелы в наших знаниях о врачевании в доколумбовой Америке.

Развитие эмпирических знаний

Как уже упоминалось, народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня в различных областях знаний. Они возделывали картофель, кукурузу, томаты, фасоль, тыкву, дыни, какао, хлопок, ананасы, табак, которые до открытия Колумба не были известны в Восточном полушарии. В то же время в Америке не знали пшеницы, ячменя и риса — главных продуктов питания Старого Света. Обмен продуктами питания между обоими полушариями удвоил земледельческий потенциал мира.

Ацтеки, государство которых существовало менее ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных народов. Они пользовались двадцатиричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографическую (рисуночную) письменность. Их медицина была самой популярной на континенте.

Развитие медицинских знаний

Медицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных достижений развитых рабовладельческих обществ древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а в некоторых отношениях даже превосходила современную ей медицину феодальной Европы.

Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на континенте были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, значительно больше, чем знали древние -майя. Большинство исследователей связывает эти познания с традицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества людей, приносимых в жертву богам, вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись: в столице ацтеков. Теночтитлане рядом с храмом обнаружена пирамида из 62 000 человеческих черепов. (У майя человеческие жертвоприношения имели место лишь в постклассический период (с X в.) и в крайне редких случаях.)

Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела у определенных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов нефритом, обсидианом, яшмойи золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечений).

Причинами болезней считались особенности календарного года, дурные поступки и грехи, несовершение жертвоприношений, внеземные и магические силы, не зависящие от человека. Ацтеки, например, полагали, что болезни ног, язвы и простуды насылает бог дождя Тлалок.

Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. Ацтеки называли их ти-ситл (ticitl). В древнем Перу существовало целое племя врачевателей — колеуальа, которые лечили правителей-инков. Секреты своего искусства они сохраняли внутри племени.

Медицина доколумбовой Америки располагала богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Восточном полушарии.

По мнению некоторых ученых, ацтекские врачеватели знали около 3000 лекарственных растений.

Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени еще не знала аптекарских садов и огородов). В кодексе Бадиано (кн. X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуана и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средства, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.


Рисунок сопроводительного текста в книге XII XVI века Флорентийский кодекс (составлено 1540–1585 гг.), показывая Науа центральной Мексики эпохи завоеваний, страдающей оспой.

Ацтекская медицина касается совокупности знаний, убеждений и ритуалов, связанных со здоровьем и болезнями человека, как это наблюдается среди Науатль- говорящие люди в Ацтеков царство центрального Мексика. Ацтеки знали и использовали обширный инвентарь, состоящий из сотен различных лекарственные травы и растения. Разнообразие коренных Науа и Новоиспанский письменные работы, сохранившиеся после завоеваний и более поздних колониальных периодов, описывают аспекты ацтекской системы и практики лекарство и его лекарственные средства, заклинания, практическое управление и культурные основы. Элементы традиционных лечебных практик и верований до сих пор встречаются среди современных сообществ науа, часто смешанные с европейскими или другими более поздними влияниями.

Содержание

Духовные влияния

Ацтеки использовали магию, чтобы избежать болезней и носили амулеты как защита от него. Амулет - это небольшое украшение, которое надевают, чтобы избежать зла и зла. [4]

Болезнь от богов

Ацтеки верили в жизнь после смерти и находились под сильным влиянием богов. Они верили в Tonatiuh (небо) на солнце, предназначенное для героев после смерти, другое небо (Тлалокан) на земле и место упокоения умерших после опасного путешествия в преисподнюю (Mictlan). В Тоналаматль (религиозный календарь) оказал большое влияние на систему верований ацтеков. Они считали, что тоналаматль определяет в человеке все, кроме профессии. Долголетие, удача, болезнь и даже имя человека определялись месяцем и днем ​​его рождения. Тоналаматль был разделен на 13 месяцев, каждый месяц представлял другого бога. [5] В Кодекс Ватикана изображает взаимосвязь между человеческими органами и календарными знаками, демонстрируя магическое значение определенных органов или частей тела. [6]

Поскольку календарь имел такую ​​большую власть над жизнью человека, день, когда кто-то родился или заболел, имел большое значение и обычно указывал на то, какому богу человек должен был уважать. Считалось, что когда вы болеете, в некоторых случаях боги наказывают вас за свои грехи. Определенные болезни были связаны с отдельными богами и их наказаниями. [5] Тлалок, бог воды, был ответственен за болезни, связанные с влажностью и холодами, такие как ревматические недуги. [2] Тлалок также был ответственен за тремор, делирий и другие симптомы алкоголизма у тех, кто злоупотреблял пульке. Чтобы облегчить эти симптомы, люди отправлялись в горы и реки, чтобы преподнести богу подношения. [5]

Ободранный бог, Шипе Тотек, был ответственным за кожные высыпания и высыпания. Включены общие недуги чесотка, фурункулы и глазные болезни. Способ лечения этой болезни заключался в том, чтобы маршировать впереди других в шкурах человеческих жертв в течение второго месяца. После того, как они это сделают, Зипе Тотек вылечит их от недугов. Когда люди нарушали такие обеты, как пост или целомудрие, Тескатлипока вызовет неизлечимую болезнь. Macuilxochitl (Xochipilli), пошлют геморрой, фурункулы и другие подобные заболевания. Также было много других богов, каждый из которых был связан со своим набором болезней. Понимание причины недугов было основным способом узнать, какой бог послал наказание. Самих недугов часто было недостаточно, так как несколько богов, таких как бог удовольствия и бог любви, применяли одинаковые наказания. Оба послали бы венерические болезни. Богородица (Тетеоинам или Toci) поклонялись и следовали те, кто работал в области медицины. Ее образ как богини медицины и трав всегда сохранялся в поле зрения практикующих врачей. [5]

Ticitl

Диагностика и лечение

Ацтеки понимали, что в медицинской практике существует баланс между горячим и холодным, что очень похоже на Юморизм. [8] Процедуры, использованные ticitl, были эмпирическими и практичными. [9] Тичитль использовал часть растений для изготовления лекарств. Используемые растения были священными для Тлалок. Яухтли и Изтаухятль использовались часто. Ticitl лечит пациентов путем вдыхания, курения или растирания пациентов с помощью определенных растений. Растения будут заземлены и объединены, чтобы производить жидкости для создания лекарств. Сок из Maguey обычно используется для лечения ран и других травм, полученных в результате боя. [4]

Коренное население Американского континента прошло в своем развитии два периода: первый, длившийся более 30 тыс. лет, был эпохой самобытной истории аборигенов континента, создавших уникальные и неповторимые культуры древней Америки; второй начинается с 1492 г. и связан с открытием и колонизацией материка европейцами. Согласно современным представлениям, аборигены Америки пришли на континент из Азии через Берингов пролив (Берингийскую сушу). Расселившись по материку, они создали три основных очага великих культур: майя — в Центральной Америке (с I тысячелетия до н. э.), ацтеков — на территории современной Мексики (с XII в. н. э.) и инков — на территории современного Перу (с XIV в. н. э.). Другие земли континента были заселены множеством племен, находившихся на самых разных уровнях развития.

В период древнего мира (т.е. до V в. н. э.) на Американском континенте была создана первая великая цивилизация — майя. (Цивилизаций ацтеков и инков тогда еще не существовало — их расцвет приходится на период классического средневековья.) В первые века нашей эры майя построили первые на континенте города с каменными сооружениями (дома, храмы, ступенчатые пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более 100 городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен-Ица. В целом, значение майя для развития Американского континента сопоставимо с ролью древней Греции в истории античного мира Средиземноморья.

В средние века наиболее высокого развития на Американском континенте достигли народы Месоамерики и Империи инков. История великих цивилизаций средневековой Месоамерики делится на два периода: ранний, или классический (рубеж н. э.— IX в.), и поздний, или постклассический (X в.— начало XVI в.).

Наиболее яркими культурами классического периода стали теотиуаканская в Центральной Мексике, сапотекская в Оахаке, тотонакская в Веракрусе и майяская в Южной Мексике, Гватемале и Гондурасе. В конце I тысячелетия н. э. они погибли вследствие причин, которые пока окончательно не выяснены (иноземные нашествия, упадок хозяйственной жизни, внутренние социальные потрясения).

В постклассический период на территории Мексики и Центральной Америки возникли новые быстро растущие города-государства. К приходу испанских конкистадоров в этой части континента процветали три крупные цивилизации: ацтекская, (науа) — наиболее могущественная из всех, миштекская и юкатанских майя. В 1325 г. ацтеки основали поселение Теночтитлан (ныне на его месте располагается г. Мехико), который стал столицей Ацтекского государства. К 1427 г. ему подчинялись земли от Мексиканского залива до Тихого океана. В 1519—1521 гг. государство ацтеков и подвластные ему территории были завоеваны испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса. Дольше других (в течение 20 лет после завоевания ацтеков) сохраняли свою независимость майя — самая высокая в культурном отношении цивилизация доколумбовой Америки. Государство майя в Северной Гватемале (столица — Тайясаль на оз. Петен-Ица) оставалось самостоятельным до конца XVII в. (1696), когда его захватили испанцы.

Колонизация Америки сопровождалась уничтожением древних культур, жестокой эксплуатацией коренного населения и ввозимых из Африки рабов.

Испанские конкистадоры преследовали двоякую цель: обогатиться за счет своих завоеваний и любыми средствами распространять догматы католической веры; в результате чего XVI век полыхал в Америке кострами, в которых бесценные рукописи язычников сжигались вместе с их непокорными защитниками. В течение секунд уничтожалось то, что создавалось веками и тысячелетиями. Среди завоевателей почти не было людей, способных осознать эпохальное значение происходящего и понять, что в крови и огне безвозвратно гибнут неповторимые достижения выдающихся цивилизаций целого континента, которые так и не успели оказать свое влияние на развитие мировой культуры и науки; их история никогда уже не будет полностью восстановлена.

Источники по истории и медицине

Археологические данные

Данные этнографии Важное значение имеет изучение культурных традиций и быта племен аборигенов, сохранившихся на территории Америки после конкисты.

Все это вместе взятое позволяет в некоторой степени воссоздать историю коренного населения континента и восполнить пробелы в наших знаниях о врачевании в доколумбовой Америке.

Развитие эмпирических знаний

Как уже упоминалось, народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня в различных областях знаний. Они возделывали картофель, кукурузу, томаты, фасоль, тыкву, дыни, какао, хлопок, ананасы, табак, которые до открытия Колумба не были известны в Восточном полушарии. В то же время в Америке не знали пшеницы, ячменя и риса — главных продуктов питания Старого Света. Обмен продуктами питания между обоими полушариями удвоил земледельческий потенциал мира.

Майя — самая древняя и самая высокая цивилизация доколумбовой Америки определила культурное развитие всего континента. Майя создали единственную на континенте иероглифическую письменность и необычайно сложную философию, достигли больших высот в математике, архитектуре, астрономии. Календарь майя, охватывающий миллионы лет, так же как и их число, был значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов.

Ацтеки, государство которых существовало менее ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных народов. Они пользовались двадцатиричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографическую (рисуночную) письменность. Их медицина была самой популярной на континенте.

Инки достигли высокого совершенства в строительном деле и гончарном искусстве, работах по золоту, меди и бронзе, вели счет и письмо посредством системы узлов и пиктографии. Их мумии прекрасно сохранились до наших дней.

К началу конкисты великие цивилизации доколумбовой Америки находились на стадии раннерабовладельческих отношений. Они не знали колеса, железа и пороха, что значительно ускорило завоевание их европейцами, уже вступившими в период антифеодальных революций.

Развитие медицинских знаний

Медицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных достижений развитых рабовладельческих обществ древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а в некоторых отношениях даже превосходила современную ей медицину феодальной Европы.

Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на континенте были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, значительно больше, чем знали древние майя. Большинство исследователей связывает эти познания с традицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества людей, приносимых в жертву богам, вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись. (У майя человеческие жертвоприношения имели место лишь в постклассический период (с X в.) и в крайне редких случаях)

Языческие религии инков, ацтеков и других народов были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пышным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших.

Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось бальзамом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, таннин, многие другие местные природные вещества. При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специально построенные здания с множеством помещений, в вырытые под землей глубокие песчаные пещеры (культура Паракас) или в естественные высокогорные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохранению трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользовался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти. В мифологии инков существовал особый бог — покровитель трупов — Тотем Вари. Во время праздников мумии правителей (инков) выносили на главную площадь, одевали в дорогие одежды и увешивали золотым и серебряным оружием. По мнению исследователей, вынос мумий иногда сопровождался распространением продуктов гниения, что приводило к массовым заболеваниям.

Мумии аборигенов обнаружены также на территории Центральной и Северной Америки: в Долине мумий (штат Кентукки, США), в Пещере мумий (штат Аризона, США) и т. д. Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела у определенных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов нефритом, обсидианом, яшмой и золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечений). Понятие красоты у майя включало плоский лоб, вытянутый череп и косоглазие. В связи с этим сразу после рождения голову ребенка закрепляли между двумя досками, а на лоб между глаз вешали заметную бусину.

Причинами болезней считались особенности календарного года, дурные поступки и грехи, несовершение жертвоприношений, внеземные и магические силы, не зависящие от человека. Ацтеки, например, полагали, что болезни ног, язвы и простуды насылает бог дождя Тлалок, а майя связывали лихорадки, желтухи, кровавую рвоту и геморрой с обезьянами, которых считали своими предками. Наряду с этим признавались и вполне естественные причины заболеваний, связанные с жизнью самого больного.

Имели майя и определенные представления о заражении от больного человека. В дошедших до нас кодексах имеются описания массовых заразных болезней. Одна из болезней, сопровождавшаяся лихорадкой, впоследствии получила название малярия (лат. malaria, от исп. mal aires — плохой, воздух).

Для обозначения различных болезненных состояний существовало множество названий (свыше 200), что значительно превышало число аналогичных терминов, имевшихся к тому времени (период конкисты) в Западной Европе. Так, в языке майя были слова для обозначения болезней зубов, глотки, состояний несварения пищи и различной кислотности желудка, запора, различных видов поноса (понос с кровью; поносы, сходные с дизентерийными и холерными и т. п.), пульсирующей боли в кишечнике, кишечной и почечной колик, гортанного и бронхиального кашля, насморка, воспаления носоглотки, дифтерии, чахотки, одышки, асцита, сердечного приступа, различных видов кровотечений, болезненного мочеиспускания и гематурии и т. п. Майя различали несколько видов лихорадочных состояний и кожных заболеваний. При сифилисе определяли первичный шанкр, бубон и другие кожные проявления. Для обозначения нервных болезней и душевных состояний также имелись специальные термины (которые соответствуют современным понятиям: паралич лицевого нерва, гемиплегия, потеря сознания, эпилепсия, галлюцинации, меланхолия, помешательство и др.).

Наши знания о медицинском словаре майя в значительной степени пополнились после открытия советского ученого Ю. В. Кнорозова, расшифровавшего иероглифическую письменность майя.

Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. Ацтеки называли их тиситл (ticitl). В древнем Перу существовало целое племя врачевателей — колеуальа, которые лечили правителей-инков. Секреты своего искусства они сохраняли внутри племени.

Медицина доколумбовой Америки располагала богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Восточном полушарии.

По мнению некоторых ученых, ацтекские врачеватели знали около 3000 лекарственных растений. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени еще не знала аптекарских садов и огородов). В кодексе Бадиано (кн. X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуана и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средства, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.

Высокого уровня на континенте достигло искусство родовспоможения и лечения женских болезней. По мнению большинства исследователей, ацтекская медицина в этой области не уступала современной ей европейской.

Родовспоможением в доколумбовой Америке занимались женщины, которые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, для того чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время беременности. За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство сасауактли для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболиванию и стимуляции родов. Рожали стоя на четвереньках или сидя на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Кормление детей грудью начинали со 2—3 дня после рождения и продолжали иногда до 3—4 лет (для стимуляции выделения молока применяли специальные медицинские растения).

При патологических родах применяли эмбриотомию. Достоверных сведений о прижизненной операции кесарева сечения у ацтеков не имеется.

Лечение женских болезнен было весьма эффективным благодаря многочисленным лекарственным средствам, которые приготовлялись из местных растений, минералов и частей животных со строгим соблюдением их дозы. Некоторые средства медицины доколумбовой Америки используются сегодня в акушерско-гинекологической практике. Однако большинство из них неизвестно современной науке. В частности, это касается средств контрацепции и регуляции беременности. Так, если женщина современного индейского племени Бразилии решает воздержаться от деторождения, она выпивает настойку из известной ей местной травы, после чего перестает рожать; может пройти несколько лет, и, если она вновь захочет родить ребенка, она отыскивает другую траву, которая снимает эффект первой. Тайна об этих травах строго сохраняется внутри племени и передается в устной традиции из поколения в поколение.

Следы трепанации сохранили 2% ископаемых черепов, обнаруженных в районах гг. Куско и Паракас. Трепанационные отверстия, чаще в области фронтальной и париетальной костей, имели, как правило, квадратную или полигональную форму и в ряде случаев покрывались золотыми пластинами. Твердая мозговая оболочка, как правило, не повреждалась. Около 70% оперированных выздоравливало, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям операционного отверстия. Кропотливое изучение трепанированных черепов учеными Перу, Франции, США и других стран показало, что трепанации производились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травматических повреждениях черепа, воспалительных процессах в костной ткани, сифилитических язвах и т. д.).

Хирургические инструменты для трепанации, туми, изготавливались из обсидиана, золота, серебра, меди. "Шовный материал также был необычным и часто заимствовался у природы. Так, бразильские индейцы сближали края раны и подносили к ним больших муравьев с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления; количество используемых муравьев зависело от размеров раны. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и ее обеззараживание за счет муравьиной кислоты, о существовании и действии которой индейцы тогда еще не знали. Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обладающих наркотическим эффектом, соков кактусов и других растений; их соки и настои действовали в течение нескольких суток (что поразило испанских конкистадоров XVI в., прибывших из Европы, еще не знакомой с обезболиванием).

Организация медицинского дела

В государствах доколумбовой Америки (ацтеков и инков) выработались четкие формы организации медицинского дела.

В Империи инков также существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации. Это организация приютов для больных, запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и больным от рождения вступать в брак и т. д.

При всей фрагментарности наших знаний о медицине доколумбовой Америки очевидно, что она была блистательной медициной своего времени. Значительная часть ее достижений утрачена во время конкисты. Однако то, что уцелело, явилось одним из истоков формирования американской, европейской, а вместе с ними и мировой медицины. Трагический конец цивилизаций доколумбовой Америки постоянно напоминает о великом долге человечества: сохранять и изучать наследие прошлого, использовать его в настоящем и беречь для будущего.

Читайте также: