Психика и отражение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Понятие о психическом отражении и его особенностях. Рефлекторный характер психического отражения.

Традиционно они определяют понятие психики - как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающейся в способности отражать окружающий объективный мир в его отношениях и отношениях с его состояниями.

Этимологически слово "психея" (по-гречески "душа") имеет двойное значение. Ценность несет смысловое бремя сущности вещи.

Психика - это существо, в котором внеположность и многообразие природы собираются в единое целое, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в ее связях и отношениях.

Проблему можно поставить так: психика - это всего лишь свойство нервной системы, специфическое представление о ее работе, или психика тоже имеет специфический субстрат? Единственное, что здесь еще можно сказать, это то, что психику нельзя просто свести к нервной системе. На самом деле нервная система - это орган (по крайней мере, один из органов) психики. Когда нарушается деятельность нервной системы, нарушается психика человека.

Тесная связь психики и мозговой деятельности не подвергается сомнению, повреждение или физиологическая неполноценность мозга явно приводят к неполноценности и психики. Хотя мозг - это орган, деятельность которого обусловлена психикой, но содержание этой психики вырабатывается не самим мозгом, а его источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат свойства внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, в результате которых возникает психическое. Трансформация сигналов, осуществляемая в мозге, воспринимается человеком как события, происходящие вне его, во внешнем пространстве и в мире.

Характеристики психических процессов выводятся не только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.

Теория механической идентичности, напротив, утверждает, что психические процессы - это, по сути, физиологические процессы, то есть мозг выделяет психику, мысли, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостатком этой теории является то, что психика отождествляется с нервными процессами, вы не видите между ними качественных различий.

Теория единства гласит, что психические и физиологические процессы происходят одновременно, но они качественно различны.

Психические явления не связаны с собственным процессом, а не с отдельными специализированными отделами мозга и организованным сочетанием таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека на протяжении всей жизни и осваивают исторически сложившиеся формы деятельности и опыт человечества посредством собственной активной деятельности.

Человеческая психика не дана человеку с рождения в готовом виде и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, когда ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него сформировалась человеческая психика, иначе при отсутствии общения с людьми у ребенка не появляется ничего человеческого ни в поведении, ни в психике (явление Маугли). Таким образом, человеческая психика, обладающая специфически человеческими свойствами (сознанием, языком, трудом и т. д.), формируется у человека только на протяжении всей жизни в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя как минимум 3 компонента: внешний мир, по характеру, его отражение — полная активность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Умственная рефлексия характеризуется рядом особенностей:

• есть возможность правильно отразить окружающую реальность, а правильность отражения подтверждается практикой;

• сам мысленный образ формируется в процессе активной деятельности человека,

* умственная рефлексия углубляется и совершенствуется;

* обеспечивает адекватность поведения и активности;

* нарушенная индивидуальностью человека:

* имеет опережающий характер.

Функции психики: отражение окружающего мира и регулирование поведения и деятельности живого существа с целью обеспечения его выживания.

Существуют различные подходы к филогенезу, чтобы понять, кому присуща психика:

1) Антропсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2) Панпсихизм (французские материалисты) - общая духовность природы, всей природы, всего мира присуща психике (и камню в том числе);

3) Биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присущее и растениям);

4) Нейропсихизм (Х. Дарвин) - психика характерна только для организмов, имеющих нервную систему;

5) м (К. К. Платонов) - психика только у организмов с нервной системой с мозгом (при таком подходе у насекомых психика отсутствует, так как у них завязана нервная система, без выраженного мозга);

6) критерием появления микробов психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способности реагировать на жизненно важные раздражители окружающей среды (звук, запах и др.), сигналы на жизненно важные раздражители (пища, опасность) из-за их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность формировать условные рефлексы - естественную связь внешнего или внутреннего раздражителя с определенной деятельностью через нервную систему.

Теория эволюции гласит, что люди, адаптированные к этой среде, оставляют больше потомства, чем менее приспособленные, чье потомство постепенно уменьшается и исчезает. Эта теория позволяет понять, как происходило развитие поведения и психики с момента появления жизни на Земле до наших дней. Психика возникает и развивается именно у животных, потому что в противном случае они не могли бы ориентироваться и существовать в окружающей среде.

Простейшие формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами - это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более конкретные и точные реакции на раздражение определенных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение намного сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой из его форм заложены генетически. Инстинкт - это врожденные, неизменные формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм-реакции в ответ на строго определенные стимулы. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный триггер обнаружит, что для этого были созданы соответствующие внутренние и внешние условия. Тиснение - это особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое тиснение первой информации после рождения. В результате импринтинга у мальчиков (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются. По мере развития способности к обучению животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, тем самым приспосабливаясь к изменяющейся среде.

Увеличение сложности поведения связано с развитием психики животных.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

На первом этапе элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства объектов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питание, самосохранение, размножение и т.

На II этапе предметного восприятия отражение реальности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно к обучению, возникновение интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать индивидуально приобретенные поведенческие способности.

Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - разумный человек). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, возникающей из-за необходимости совершать совместные действия по добыванию пищи при внезапном изменении условий жизни первобытного человека. И хотя биологически морфологические особенности вида человека стабильны на протяжении тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе труда. Трудовая деятельность носит производительный характер; труд, осуществляющий производственный процесс, запечатлен в ее продукте, т.е. происходит процесс воплощения, выявления в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества является объективной формой воплощения достижений духовного развития человечества.

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс влияния человека на природу. Характерная для трудовой деятельности:

1) использование и изготовление инструментов, сохранение их для последующего использования;

2) продуктивный характер и целесообразность рабочих процессов;

3) подчинение труда представлению о продукте труда — цели труда, которая, как и закон, определяет способ трудовых действий;

4) общественный характер работы, ее осуществление в условиях совместной деятельности;

5) работа направлена на преобразование внешнего мира. Изготовление, использование и сохранение инструментов, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, языка, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

Натуралисты и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности предполагали, что психические явления связаны с деятельностью мозга и рассматривают психические заболевания как следствие нарушения их деятельности, существенной опорой этих взглядов были наблюдения за пациентами с определенными нарушениями работы мозга в результате травмы, травмы или болезни. У таких больных, как известно, наблюдаются сильные нарушения умственной деятельности - страдают зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. Однако связь психической деятельности с деятельностью мозга была лишь первым шагом на пути научного изучения психики. Эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе умственной деятельности.

Мы уже упоминали, что естественнонаучное развитие и обоснование рефлекторного характера всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее крупных представителей - ИМ. Сеченова (1829- 1905) и

Путем последовательного анализа психических явлений Сеченов показал, что все они заключены в целостном рефлекторном акте, в целостной реакции организма на воздействие окружающей среды, регулируемой человеческим мозгом. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший для научной психологии вывод о детерминизме, причинно-следственной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Он писал: "Первоначальная причина любого поступка всегда заключается во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна", при этом Сеченов предостерегал от упрощенного понимания внешних условий. Он неоднократно указывал, что здесь имеют значение не только внешние воздействия, но и совокупность испытанных человеком прошлых влияний, весь его прошлый опыт. Также И. М. С Было показано, что несправедливо о церебральная конечность рефлексирует от своего естественного начала (воздействие на органы чувств) и конца (встречное движение).

Какова роль психических процессов? Это функция сигнала или регулятора, которая адаптирует действие к изменяющимся условиям. Психическое - это регулятор реакции не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и обрабатывается информация о внешнем мире. Психические явления - это реакции мозга на внешнее (окружающее) и внутреннее (состояние организма как физиологической системы) воздействие. То есть психические явления являются постоянными регуляторами активности, возникающими в ответ на раздражение, которое действует сейчас (чувство и восприятие) и когда-то было в прошлом опытом (памятью), обобщая эти эффекты или предвидя результаты, к которым они приводят (мышление, воображение). Таким образом, У Сеченова выдвинулась идея отражения психики и психической регуляции деятельности.

Свое развитие и экспериментальное обоснование принцип рефлекса получил в трудах И. П. Павлова и его школы. И. П. Павлов экспериментально доказал правильность понимания психической деятельности как деятельности мозга, открыл основные физиологические законы, создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

Между раздражителями, действующими на организм, и реакциями организма образуются временные связи. Их формирование является важнейшей функцией коры головного мозга. Для любого вида умственной деятельности, кроме деятельности мозга, временная нервная связь является наиболее важным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без воздействия на мозг тех или иных раздражителей. Конечным результатом каждого психического процесса и временной связи является действие, идентифицированное вовне в ответ на это внешнее воздействие. Таким образом, психическая деятельность - это рефлексивная, рефлекторная деятельность мозга, вызванная воздействием объектов и явлений реальности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Итак, психика - это свойство мозга. Чувство, мысль, сознание - это высший продукт материи, организованной особым образом. Умственная деятельность организма осуществляется с помощью множества специальных физических устройств. Некоторые из них воспринимают воздействие, другие — преобразуют его в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи — стимулируют мышцы. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию в окружающей среде.

Психическое отражение

Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности настоящего;
  • действий и событий, которые должны произойти.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:

  • Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
  • Дает возможность правильно отражать действительность.
  • Носит упреждающий характер.
  • Преломляется через индивидуальность человека.
  • Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
  • Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.

Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

Уровни психического отражения

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный. Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
  2. Уровень представлений. Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, память и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
  3. Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень. Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.

Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.

Формы психического отражения

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

  • Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
  • Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
  • Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем саморегуляцию, с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.

Саморегуляция

Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:

  1. Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
  2. Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
  3. Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
  4. Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.

Если человек обладает развитой силой воли, он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
  2. Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет чувство юмора или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
  3. Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
  4. Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
  5. Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.

Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:

  • Нервно-мышечная релаксация. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
  • Идеомоторная тренировка. Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
  • Сенсорная репродукция образов. Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
  • Аутогенная тренировка. Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.

Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.


Оглавление

  • 1. Возникновение психологии как науки
  • 2. Отрасли психологии
  • 3. Задачи и место психологии в системе наук
  • 4. Этапы развития психологической науки
  • 5. Методы психологии
  • 6. Психика и ее основные функции
  • 7. Структура психики
  • 8. Строение нервной системы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Психика и ее основные функции

Психика — свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.

Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:

• физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;

• физиологическая форма отражения;

• психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения — сознанием.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

Особенности психического отражения:

• субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью: мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;

• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу; ее отражение (полноценную деятельность мозга); взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.


Психика - внутренний, субъективный мир человека. Это функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя также сферу подсознания. Многие авторы также говорят о сверхсознании и надсознании.

Читайте также: