Государственный учет ресурсов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эффективное управление природопользованием в условиях перехода к рыночным отношениям возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах. В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков. Это требует создания более совершенной информационной базы для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов.

Содержимое работы - 1 файл

ФГОУ СПО.doc

Эффективное управление природопользованием в условиях перехода к рыночным отношениям возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах. В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:

кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;

информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомственный характер;

не определен порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государственной власти и управления в регионах, не установлен также единый порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информации для заинтересованных организаций;

показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной территории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи возможностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, масштабы, степень сжатия, программное обеспечение и т. п.);

в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории;

в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально- экономических условий производства и потребления;

при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.

Все это требует создания более совершенной информационной базы для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов. По нашему мнению, информационного обеспечения должна формироваться и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных ресурсов (КТКПР). КТКПР представляет собой государственный СВОД данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования.

Создание такой системы должно происходить на основе единого организационного, методического, метрологического, нормативного и программного подхода к формированию базы данных, взаимодействию и координации всех ведомственных и региональных служб, причем на первом этапе без разрушения сложившихся федеральных, территориальных и административных ведомственных структур в этой области.

КТКПР формируется для принятия решений в эколого-ресурсной сфере:

по развитию и размещению производительных сил;

проведению функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентаций использования ресурсов территории;

обеспечению экономической и экологической безопасности;

реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

разграничению компетенций по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления;

комплексу вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

Структура КТКПР состоит из нескольких блоков:

блок адресно-правовой — содержит информацию о пространственном размещении ресурсов, их имущественном статусе и о субъектах владения, распоряжения и пользования природными ресурсами (объектами);

экологический блок — содержит данные о состоянии окружающей среды, экологические ограничения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды антропогенных воздействий, квоты на изъятие отдельных видов природных ресурсов, условия, при которых допускается использование (эксплуатация) природных ресурсов;

блок количественной и качественной оценок — объединяет базы данных о количестве и качестве природных ресурсов;

блок экономической оценки отдельных видов природных ресурсов;

сводный блок экономической оценки природно-ресурсного потенциала территории;

блок прогнозирования состояния и оценки природно- ресурсного потенциала территории.

Учету и оценке в комплексных кадастрах природных ресурсов (объектов) подлежат:

ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади;

ресурсы недр — полезные ископаемые минерального и органического происхождения;

поверхностные и подземные воды, естественные и искусственные водные объекты;

ресурсы растительного и животного мира (в т. ч. лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа);

ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально- культурного назначения;

особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений);

природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов и на их территориях предприятий и организаций;

вторичные ресурсы и места захоронения отходов производства и потребления;

климатические ресурсы территорий;

ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.

Учет природных ресурсов ведется по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических и иных карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки.

Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Министерством природных ресурсов РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Система программного обеспечения кадастрового управления водопользованием реализуется с использованием программных продуктов, позволяющих: дифференцировать и накапливать любую ресурсную информацию;

воспроизводить количественные и качественные изображения на экране монитора;

редактировать ресурсные блоки в привязке к экосистеме;

оперировать разнообразной информацией, привязанной к территории картографически;

передавать кадастровую информацию;

информационно обеспечивать управленческие и ресурсные расчеты.

Для хранения и обработки кадастровых данных, включая регулярные прогнозы состояния природно-ресурсного потенциала для целей природопользования, должна быть создана специальная информационная система, включающая при необходимости автоматизированную систему (АИС-стандарт), основанную на программных средствах, ориентированных на использование ЭВМ. Система программных средств должна осуществлять обработку кадастровой информации в соответствии с задачами различных уровней ведения государственной системы природно-ресурсных кадастров. Необходима единая нормативно-методическая основа кадастрового сопровождения природопользования. Система программных средств призвана осуществлять обработку кадастровой информации в соответствии с задачами различных уровней ведения государственной системы, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных по отраслевым кадастровым системам. Программные средства такой системы управления должны разрабатываться на основе унифицированного технического задания и позволять осуществлять передачу кадастровой информации из имеющихся отраслевых баз данных в базу государственной системы природно-ресурсных кадастров Министерства природных ресурсов РФ.

Понятие:Государственный учет природных ресурсов и источников негативного воздействия на окружающую среду – деятельность, направленная на получение сведений о количественных и качественных показателях, природных ресурсах, объектах и источниках воздействия на окружающую среду.

Виды учетаопределяются по природным ресурсам, объектам и источникам воздействия и выражаются в ведении соответствующих кадастров и реестров.

Выделяются три основных вида кадастров: государственные кадастры природных ресурсов, государственный кадастр ООПТ и государственный кадастр отходов.

а) государственный лесной реестрпредставляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 ЛК РФ). В государственном лесном реестре содержится документированная информация о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов и т.д.

б) государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

в) государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсам и ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

г) государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 14 Закона о животном мире). Особое место в системе документов государственного учета объектов животного мира занимают Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащие сведения об объектах растительного и животного мира, полностью изъятых из хозяйственного обращения.

д) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).




Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (ст. 20 Закона об отходах).

Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Экологическое лицензирование, разрешения в сфере природопользования.

Понятие:Государственный учет природных ресурсов и источников негативного воздействия на окружающую среду – деятельность, направленная на получение сведений о количественных и качественных показателях, природных ресурсах, объектах и источниках воздействия на окружающую среду.

Виды учетаопределяются по природным ресурсам, объектам и источникам воздействия и выражаются в ведении соответствующих кадастров и реестров.

Выделяются три основных вида кадастров: государственные кадастры природных ресурсов, государственный кадастр ООПТ и государственный кадастр отходов.

а) государственный лесной реестрпредставляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 ЛК РФ). В государственном лесном реестре содержится документированная информация о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов и т.д.

б) государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

в) государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсам и ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

г) государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 14 Закона о животном мире). Особое место в системе документов государственного учета объектов животного мира занимают Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащие сведения об объектах растительного и животного мира, полностью изъятых из хозяйственного обращения.

д) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (ст. 20 Закона об отходах).

Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Экологическое лицензирование, разрешения в сфере природопользования.

Природные ресурсы (естественные ресурсы) - часть всей совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей общества. Главные виды природных ресурсов: солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные ресурсы, минеральные ресурсы, растительные ресурсы, ресурсы животного мира, железная руда, природный газ, нефть, древесина.

Природные ресурсы в бухгалтерском учёте относятся к категории основных средств, и данная часть занятия посвящена учёту именно природных ресурсов как объектов основных средств, а не всего комплекса финансово-хозяйственной деятельности предприятия, связанной с их разведкой, разработкой и использованием.

ПРИМЕР 15-33

1.Природопользование– это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Природная средапредставляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.

2.2Принципы природопользования:

1) общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

2) принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.

Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:

1) по видам эксплуатируемых природных объектов;

2) по сферам человеческой деятельности;

3) по субъективному и объективному составу.

Государственный учет ресурсов

1. Учет и ведение кадастров природных ресурсов. Учет и регистрация при­родных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку она воз­можна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресур­сах. Так, в ст. 79 Водного кодекса сказано, что в целях обеспечения текущего и перспективного планирования, рационального использования водных объ­ектов, их воспроизводства и охраны осуществляется учет поверхностных и подземных вод, который представляет собой систему определения и фикса­ции в установленном порядке состояния водных объектов по качественным и количественным показателям, степени изученности и использования. Госу­дарственный учет лесного фонда ведется для организации рационального ис­пользования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, сис­тематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде ком­петентных органов, юридических лиц и граждан (ст. 67 Лесного кодекса РФ). Аналогичные нормы содержатся в других законах, определяющих правовой режим природных ресурсов.

Учет природных ресурсов осуществляется по административно-террито­риальным единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количествен­ном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.

Государственный кадастр природного ресурса представляет собой сово­купность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйствен­ном и правовом положении природного ресурса.

Органы, на которые возложены функции по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными норматив­ными актами. Законодательством предусмотрено ведение следующих видов кадастров природных ресурсов.

Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендато­рам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйст­венной ценности земель (ст. 110 Земельного кодекса РСФСР). В нем содер­жатся сведения о размерах и сравнительной оценке сельскохозяйственных угодий (бонитировка почв), экономические показатели урожайности, до­ходности, окупаемости и др. (экономическая оценка земель).

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъ­ятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного зе­мельного кадастра обеспечивается осуществлением топографических, геоде­зических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследова­ний и изысканий и возложено на Государственный комитет РФ по земельной политике и его территориальные органы на местах.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда РФ, которые используются при государственном управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные, изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей т. д. Веде­ние лесного кадастра возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России и ее территориальные органы (ст. 68 Лесного кодекса РФ).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных иско­паемых включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидро­логические, экологические и другие условия разработки месторождений, со­держащие геолого-экономическую оценку каждого месторождения и сведе­ния по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Своеобразным кадастром можно считать и Красную книгуРФ, так как она представляет собой официальный свод сведений о состоянии и распро­странении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений с целью их

Т.В. Семенистая
Управление охраной окружающей среды
Курс лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Среди таких документов, учитывающих значимые для охраны окружающей среды показатели, в том числе касающихся деятельности природопользователей, отмечаются:

— государственные кадастры природных ресурсов, а также соответствующие регистры и реестры;

— формы государственного статистического наблюдения (для природопользователей – формы госстатотчетности);

— паспорта природных и техногенных объектов, а также территорий;

Тем не менее, в соответствии с действующим российским законодательством, государственные кадастры природных объектов и их ресурсов ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. Их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные и иные органы.

В настоящее время в Российской Федерации ведутся следующие кадастры: земельный; водный; лесной; месторождений и проявлений полезных ископаемых; объектов животного мира; природно-заповедных объектов; лечебно-оздоровительных ресурсов природы и прочие. Для каждого из них устанавливается своя структура и порядок ведения, а также специально уполномоченный в этой области государственный орган.

Водный кадастр. Правовой основой его ведения является Водный кодекс Российской Федерации, в частности, его ст.79. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Этот кадастр ведется в Российской Федерации также по единой системе, и основывается на данных государственного учета вод.

Предоставление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.

На основе государственного водного кадастра осуществляется государственное управление в области использования и охраны водных объектов (ресурсов). Ведение кадастра осуществляется специально уполномоченными на это государственными органами — Росводресурсами и Росгидрометом.

Порядок ведения водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации. В рамках водного кадастра производится паспортизация рек и озер, имеющих экологическое, экономическое, рекреационное значение. Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством РФ.

Лесной кадастр. Правовой статус государственного лесного кадастра определен Лесным кодексом РФ, в частности, его ст. 67-68. Он содержит в себе перечень сведений о количественном и качественном состоянии лесов России по их видам (сосна, ель, береза, пихта, лиственница, кедр, дуб, бук и др.), по категории защищенности (особо охраняемые леса, первой группы, прочие леса первой группы, леса второй, третьей группы), по видам лесных пользований (основным – заготовка древесины и живицы, побочным – сбор грибов и ягод, сенокошение, пастьба скота, раскорчевка пней, заготовка лекарственного сырья и т.п.), по воспроизводству лесов.

Данные лесного кадастра широко используются для выбора лесосырьевых баз лесозаготовительных организаций, проведения лесовосстановительных работ, работ по реконструкции леса, замене малопродуктивных пород высокопродуктивными, для перевода лесных площадей в нелесные, организации природных парков, особо охраняемых лесных массивов и других мероприятий по охране и рациональному использованию лесных ресурсов.

Государственный лесной кадастр ведет Рослесхоз, его органы на местах. В соответствии с Положением этот орган обеспечивает государственный учет лесного фонда, определяет порядок ведения, и методику экономической оценки лесов, а также перечень показателей и формы документов Государственного лесного кадастра. В свою очередь Росприроднадзор составляет государственный кадастр подведомственных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется федеральным органом управления государственным фондом недр (Федеральным агентством по недропользованию). Он формируется на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу. Порядок предоставления такой информации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кадастровые данные необходимы в момент проведения конкурса (аукциона) на разработку разведанного месторождения полезных ископаемых. При этом размер начальной ставки платежа за пользование недрами, предлагаемый собственником недр (в лице государственного органа) определяется с помощью кадастровой информации о выставленном на конкурс месторождении.

Своеобразным кадастром природных ресурсов служит Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Включение вида в Красную книгу означает повсеместное его изъятие из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование. Она ведется Росприроднадзором. Порядок ведения Красной книги определяется Правительством Российской Федерации, так же как и ведение государственного кадастра объектов животного мира. При этом на ведомственном уровне этот порядок соответствующим образом конкретизируется.

Порядок ведения государственного кадастра ООПТ устанавливается Правительством России, а правила разрабатываются специально уполномоченным в этой сфере органом – МПР России. Ведение надзора осуществляет Росприроднадзор. По ООПТ регионального значения, являющимся собственностью субъектов РФ, – кадастр ведется органами исполнительной власти этих субъектов, а по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, – органами местного самоуправления.

Государственный кадастр отходов ведется Ростехнадзором по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации. Правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности и их паспортизации, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, также разрабатываются Ростехнадзором (ранее – МПР России).

При этом организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами совместно с органами архитектуры и строительства.

К прочим кадастровым документам следует отнести документы учета опасных производственных объектов (ОПО) и в том числе предприятий-загрязнителей окружающей среды, опасных веществ и отходов – по составу и токсичности, а также разрешений на их ввоз, учетные формы для горных отводов и лицензий на водопользование, зоологических коллекций и биологических добавок к пище. Рассмотрим некоторые их них.

К природным лечебным ресурсам относятся: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний, организации отдыха. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Все это должно быть учтено в государственном реестре, ведение которого возложено на специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган (Минздрав России).

Еще одним ведомством, имеющим отношение к реестрам (регистрам) в сфере охраны окружающей среды, является Госгортехнадзор России (ныне Ростехнадзор), который ведет Реестр опасных производственных объектов. Это же ведомство занимается Реестром (регистром) горных отводов совместно с Роснедрами.

Формы государственного статистического

наблюдения и отчетности

Для достижения этой цели необходимо решение комплекса задач: определение способов и организация получения учитываемой информации (ее сбор, обработка и анализ); разработка системы показателей и методов их исчисления; характеристика наличия, качества, состояния, размещения (территориальная привязка) природных ресурсов, источников воздействия на ОС и ущербов, ей наносимых, эффективности природоохранных мероприятий, а также прямых и косвенных последствий антропогенной деятельности для природы и здоровья жизнедеятельности людей.

Государственное статистическое наблюдение ведется под руководством Федеральной службы государственной статистики (Росстата), осуществляющего межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики совместно с иными специально уполномоченными в области охраны окружающей среды государственными органами, которым учитываемую информацию предоставляют как юридические лица-природопользователи, так и государственные органы по принадлежности.

Росстат и его территориальные подразделения собирают экологически значимую информацию по утверждаемым этой Федеральной службой формам статистического наблюдения, которых в сфере природопользования и охраны ОС сегодня насчитывается более 60, из, них число приоритетно используемых – около 30 (в зависимости от отрасли природопользования или вида деятельности хозяйствующего субъекта). Перечень этих форм госстатнаблюдения (отчетности) Росстата и Рослесхоза приводится далее. Формы Росстата:

1. Форма № 4-ос. Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах.

2. Форма № 1-экофонд. Сведения о начисленных платежах за загрязнение окружающей среды и движении средств государственных экологических фондов.

3. Форма №2-тп-воздух (годовая). Сведения об охране атмосферного воздуха.

4. Форма № 2-тп-воздух (срочная). Сведения об охране атмосферного

5. Форма № 2-тп (токсичные отходы). Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления.

6. Форма № 1-заповедник. Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках.

7. Форма № 01-гр. Сведения о геологоразведочных работах.

8. Форма № 2-тп (охота). Сведения об охотничьих хозяйствах.

9. Форма № 1-п (рыба). Сведения об улове рыбы, Добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции.

10. Форма №2-ос. Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах.

11. Форма № 5-ос (рыбвод). Сведения об охране и воспроизводстве ценных промысловых рыб.

12. Форма № 6-ос Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах.

13. Форма № 1-лх. Сведения о проведении лесовосстановительных работ.

14. Форма № 2-лх: Сведения по отпуску древесины, мерам ухода за лесом, подсочке и побочным пользованиям.

15. Форма № 3-лх. Сведения о рубках ухода и санитарных рубках леса.

16. Форма № 4-лх. Сведения об остатках древесины на лесосеках и очистке мест рубок.

17. Форма № 5-лх. Сведения о лесных пожарах.

18. Форма № 12-лх. Сведения о лесозащите.

19. Форма №1-рлх (Чернобыль). Сведения о лесовосстановлении и залесении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

20. Форма № 2-тп (радиоактивные вещества). Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников.

21. Форма № 2-тп (радиоактивность). Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных территориях.

22. Форма № П (Чернобыль). Сведения об изменении численности и возрастно-половом составе населения в зонах радиоактивного загрязнения,

23. Форма № 5-кс Сведения об использовании капитальных вложений по источникам финансирования.

24. Форма № 1-парк. Сведения о выполнении работ по благоустройству территорий национальных парков и проведении рекреационных мероприятий.

25. Форма № 19-лх (охота). Сведения по ведению охотничьего хозяйства.

26. Форма № 20-лх. Сведения о ведении хозяйства в кедровых лесах.

27. Форма № 22-лх (защита). Сводная ведомость инвентаризации очагов вредителей и болезней.

28. Форма № 23-лх (защита). Сведения о нарушениях санитарных правил и мерах наказания.

29. Форма № 24-пх (защита). Сведения о санитарных рубках.

30. Форма № 5-лесхоз. Сведения о лесонарушениях.

32. Форма № 2-РО. Сведения о ревизиях обходов.

Наиболее часто в деятельности большинства предприятий используются только 5 форм. Это:

1. Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежахформа № 4-ОС (годовая, утв. постановлением Госкомстата от 24.07.2000 № 68). Форма предоставляется до 25 января местному органу госстатистики – юридическими лицами, их обособленными подразделениями, имеющими очистные сооружения, а также осуществляющими природоохранные мероприятия. Отчет включает данные о идущих затратах по, охране природы, затратах на капитальный ремонт основных природоохранных фондов, их среднегодовой стоимости, а также сведения об экологических платежах за загрязнение окружающей среды и плате за природные ресурсы.

2. Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления – форма № 2-тп (токсичные отходы), годовая, (утв. постановлением Госкомстата от 11.09.98 № 95. Форма предоставляется до 20 января местному органу госстатистики, Ростехнадзору и органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики-юридическими лицами, их обособленными подразделениями, на которых образуются токсичные отходы (по перечню, установленному органами госстатистики). Отчет включает данные о наименовании (видах и классах опасности) отходов, их наличии, образовании на предприятии и поступлении от других предприятий, а также об и (пользовании, обезвреживании и передаче отходов другим предприятиям (дни использования, обезвреживания, хранения или захоронения) с подведением итога о суммарном наличии отходов на предприятии.

3. Сведения об охране атмосферного воздуха – формы № 2-тп-воздух (годовая) и № 2-тп-воздух (срочная), за 1 полугодие (утв. постановлением Роскомстата от 27.07.2001 г. ,№53 и 03.08.98 г. №81). Формы предоставляются до 12 января (годовая) и до 20 июня (срочная) местному органу госстатистики в субъекте РФ, а последняя также Ростехнадзору — юридическими лицами и их обособленными подразделениями, имеющими стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (по перечню, установленному органами госстатистики). Отчет включает разделы: 1) выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, их очистка и утилизация (т/год); 2) выбросы в атмосферу специфических ЗВ (т/год); 3) источники выбросов ЗВ в атмосферу; 4) выполнение мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферу.

4. Сведения об использовании водыформа № 2-тп (вода), годовая (утв. постановлением Роскомстата от 04.11.97 № 74).

Форма предоставляется до 10 января местному органу госстатистики и субъекте РФ, местному органу Федерального агентства водных ресурсов и органу, осуществляющему госрегулирование в соответствующей отрасли экономики — юридическими лицами всех форм собственности, их филиалами и представительствами, осуществляющими водопользование. При этом Росводресурсы, в свою очередь, до 30 мая отчитывается перед Росстатом по coгласованной программе. Отчет включает следующие разделы: 1) забрано из природных источников, получено от других предприятий (организаций), использовано и передано воды; 2) водоотведение.

Таким образом, в настоящее время из указанных в начале форм экологического учета наиболее широко применяются, формы кадастрового и статистического учета. Другие формы учета – паспорта, например, паспорт предприятия-природопользователя или паспорт токсичного отхода, применяются значительно реже и здесь не рассматриваются. Тоже самое можно отметить и в отношении геоинформационных систем и различных электронных банков и без данных, которые еще только входят в практику природоохранной работы.

Читайте также: