Государственный строй японии во второй половине 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.

Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.

Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.

Устройство системы государственного управления

Япония – унитарное правовое демократической государство, где в качестве формы правления главенствует парламентарная монархия. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.

Первостепенный закон – Конституция, вступившая в силу в 1947 году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.

Государственная территория разделена на 47 областей – префектур, которые, в свою очередь, принято относить к 4 типам. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43 района).

Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.

Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.

Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.

Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.

Партийная система Японии

Многопартийная система, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:

  • Коммунистическая партия;
  • ЛДП;
  • Демократическая партия;
  • Консервативная партия.

Вплоть до 1993 года монополию на власть удерживала партия умеренного консерватизма (ЛДП). Чрезмерная интеграция деятелей организации с деловыми и бюрократическими кругами Японии спровоцировала расцвет коррупции. По этой причине важные для дальнейшего продуктивного развития страны экономические и социальные реформы проводились в "заторможенном режиме".

Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.

Проведение внутренней и внешней государственной политики

Характер внутренней политики Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны. Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.

На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:

  1. расширение мирного экономического продвижения посредством комбинирования свободной предпринимательской деятельности с долей финансового вмешательства государства в индивидуальную бизнесдеятельность;
  2. укрепление и стабилизация политической устойчивости путем соблюдения положений, перечисленных в Конституции;
  3. развитие системы соцобеспечния, с целью предоставления населению минимально необходимых стандартов жизни, а также защиты от ряда финансово-экономических рисков.

Внешняя политическая деятельность правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 – 1905 гг).

В годы первой мировой войны Япония входила в Антанту. Японская буржуазия нажилась на военных поставках воюющим странам и заняла их место на рынках Восточной Азии. Поражение Германии дало возможность Японии укрепить свое положение и влияние в Китае. Японские войска участвовали в антисоветской интервенции.

В начале 20-х годов были сделаны попытки создать общенациональную профсоюзную организацию, добиться ее легального существования. В 1922 г. возник японский крестьянский союз. Деятельность социалистической лиги ускорила размежевание между анархистами и коммунистами.

В 1922 г. начался новый этап развития рабочего движения Японии — в июле этого года на I съезде произошло организационное оформление Коммунистической партии Японии. Организатором партии был старейший японский революционер С. Катаяма. Молодая Коммунистическая партия сразу вступила в борьбу за вывод японских войск из Советской России, против реакционной внутренней политики правящих кругов Японии.

Борьба коммунистов за осуществление этих требований была затруднена из-за постоянно обрушивавшихся на партию репрессий. Тем не менее влияние коммунистов на народные массы никогда не прекращалось. КПЯ явилась единственной партией, действовавшей в качестве самостоятельной политической силы весь период между войнами и во время второй мировой войны, тогда как другие партии перед второй мировой войной сошли с политической арены. Условия деятельности компартии были сложнейшими как в силу репрессий правительства, так и из-за раскольнической и ликвидаторской деятельности в ее рядах. Ликвидаторам на короткое время удалось взять верх в центральных органах партии и распустить ее (март 1924 г.). Но в 1925 г. партия снова возродилась и встала в первые ряды борцов против реакции.

Основными политическими партиями буржуазии и помещиков в период между двумя мировыми войнами были Сейюкай (партия конституционного правления) и Минсейто (партия демократического правления). Образование Сейюкай относится к 1900 г., что касается Минсейто, то она возникла в 1927 г. в результате реорганизации партии Кенсейкай (общество конституционного правления), существовавшей с 1915 г. С 1918 г. японское правительство возглавляли лидеры этих крупнейших партий, что создавало видимость формирования кабинетов по принципу партийного большинства в парламенте. Обе партии представляли интересы эксплуататорских классов. Основные различия между ними сводились к следующему: Сейюкай была тесно связана с монополистическим концерном Мицуи, а Минсейто — с Мицубиси. Сейюкай опиралась в основном на помещиков и сельскую буржуазию. Обе партии были верными слугами монополий.

В связи с ростом рабочего и крестьянского движения правящий класс не мог действовать, применяя только насилие. Правительство было вынуждено пойти на отдельные реформы и в то же время при удобном случае усиливало репрессии, в первую очередь против левых сил, против компартии.

По закону об избирательной реформе с 1919 г. был понижен имущественный ценз с 10 до 3 иен (сумма прямых налогов в год). Это увеличило число избирателей с 1,5 до 3 миллионов человек. Но и при сниженном имущественном цензе широкие массы трудящихся не получили избирательных прав, поэтому борьба за расширение избирательного права продолжалась.

В 1925 г. была объявлена вторая избирательная реформа. На этот раз активное избирательное право было предоставлено всем мужчинам, достигшим 25 лет, прожившим в данной местности не менее одного года. Всеобщее избирательное право не распространялось на военнослужащих, ч лиц, пользовавшихся пособием по бедности, банкротов, осужденных. Избирательный корпус вырос до 12,5 млн человек, что составило лишь 16 процентов населения страны. В этот же период было допущено легально существование профсоюзов и рабочих партий, намечалось некоторое послабление цензурные ограничений, введение суда присяжных.

Затем были приняты новые законы, направленные против рабочего и демократического движения: о принудительном арбитраже в трудовых конфликтах, о наказании за насильственные действия, об охране порядка полицией. Закон о принудительном арбитраже в трудовых конфликтах формально предназначался для государственных предприятий общественного пользования (транспорт, связь и т. д.). Но в нем предусматривалась возможность его распространения практически на все предприятия. Закон ставил целью пресечение стачечного движения и принудительное разрешение трудовых конфликтов в пользу капиталистов (в арбитражных комиссиях большинство голосов по закону всегда принадлежало представителям капиталистов и властей).

В полицейском департаменте министерства внутренних дел Японии был создан специальный отдел охраны общественного спокойствия, а во всех префектурных полицейских управлениях — подчиненные ему отделения особой полиции. Начальники этих отделений назначались приказом министра внутренних дел, они не подчинялись начальникам местной полиции и даже губернаторам префектур.

Первые военные авантюры японский империализм предпринял во второй половине 20 х годов. Разразившийся мировой экономический кризис, сильно поразивший и Японию, заставил ее правящие круги искать выход из тяжелого положения, который был усмотрен в активизации политики военных захватов. В 1931 г. японская армия оккупировала Северо-Восточный Китай (Маньчжурию), в 1932—1936 гг.— еще три китайские провинции. На захваченной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го.

Военная агрессия против Китая сопровождалась активизацией фашистских элементов. Особенностью японского фашизма по сравнению с немецким и итальянским было то, что его власть осуществлялась не через политические партии, а через военные круги. Невоенные фашистские организации, как правило, группировались вокруг военных кругов. Наиболее оголтелые фашистские группировки военных пытались захватить власть путем организации военных путчей, которые, однако, не сразу были поддержаны генералитетом и императорским двором. Это не значит, что верхушка армии, флота и монархическая бюрократия не сочувствовали путчистам. Они стояли за постепенное введение фашистской структуры государства и общества.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 397-401.

Оккупационный режим США на территории Японии сохранялся до 1952 года. За это время на посту руководителя военной администрации сменилось два представителя: Дуглас Макартур, занимавший эту должность до 1951 года, и Метью Риджуэй (1951-1952 гг).


На конференциях в Каире и Ялте союзники утвердили, что Япония обязана избавиться от всех своих колоний в Корее, Китае и Тихом океане. Тайвань и Маньчжурия были возвращены Китаю, а южная часть полуострова Сахалин и все без исключения острова Курильской гряды, включая принадлежащие до этого Японии Шикотан, Итуруп, Хабомаи и Кунашир, переходят под контроль СССР.

5 октября указом американской военной администрации было объявлено о частичном восстановлении гражданских свобод, до этого отмененных в результате законов военного времени.

И без того тяжелое экономическое положение, подорванное почти десятилетием непрерывных боевых действий, было усугублено разрушениями от ковровых бомбардировок. В стране ощущался серьезный недостаток рабочей силы – очень многие мужчины работоспособного возраста были призваны в армию и погибли на войне.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Восстановление независимости и либеральные реформы

Весной 1947 года в стране проходят парламентские выборы, инициированные американской военной оккупацией. После того, как Гоминьдан потерпел поражение от коммунистов, США решают противопоставить Японию Китаю и предоставляют стране большую автономию во внутренних делах. Одновременно с этим в Японии создается благоприятный инвестиционный климат и предоставляются огромные кредиты для восстановления экономического потенциала. Это позволило уже к 1952 году создать в стране золотовалютный резерв в размере почти 1 млрд долларов, а к 1953 году полностью убрать инфляцию и добиться постоянной дефляции и снижения цен.

Экономика Японии растет рекордными темпами. К 1957 году страна выходит на первое место в мире по объемам судостроения, к началу 1960-х годов темп экономического роста составляет примерно 20% в год.

После подписания мирного соглашения в Сан-Франциско в 1951 году со всеми странами, входящими в антигитлеровскую коалицию 28 апреля 1952 года, американская военная администрация прекратила свою работу. По этому соглашению Япония навсегда отказывалась от претензий на Тайвань, Пескадорские острова, южный Сахалин, Корею, а также передавала все свои колонии в Тихом океане под юрисдикцию ООН. Взамен этого победители обязали не взыскивать с Японии репарации.

Экономико-политическое развитие Японии в 1960-1990-х годах

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

К началу 1980-х годов состоянии японской экономики было настолько устойчивым, что японские компании смогли позволить себе наступление на рынки США – своего основного торгового партнера. На тот момент доля японских автомобилей составляла около 40% в общем автомобильном рынке США, проката – 16%, бытовой электроники – до 30%. В свою очередь, США поставляли в Японию 59% от общего объема зерна, 86% металлического лома и до 42% хлопка.

По совокупности социально-экономических, финансовых возможностей, научно-технического прогресса и потенциала Япония входит в десятку наиболее развитых стран мира.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Внешнеполитическое развитие Японии в 50-70е 20в.

Внешняя политика

На конференции в Сан-Франциско США предлагает подписать договор 1952 г. о национальной безопасности, по которому американские военные базы теперь могли размещаться на территории Японии.

1956 г. – декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений, но наличие территориальной проблемы не позволило заключить мирный договор. + подписывают Соглашение об обмене военнопленных.

18.12.1956 г. Япония вступает в ООН.

Серьезной проблемой стало восстановление отношений с бывшими противниками в Азии с Индией, Бирмой в 1964 г. мирные договоры подкреплялись репарационным соглашением – Япония вкладывала инвестиции в местные предприятия. 1956 г. соглашение с Филиппинами и Индонезией.

1957 г. премьер-министр Киси поехал в США, где договорился о продлении соглашения о национальной безопасности, но условия были изменены.

Общественное мнение Японии против США.

Когда Киси в очередной раз собрался лететь в Америку, 10 тыс чел. перекрыли аэропорт.

1961 г. японо-американский договор о взаимном сотрудничестве, о гаранте безопасности был подписан на 10 лет.

В Японии ратификация прошла с большим трудом. Начинается текстильная война Японии и США.

США – партнер № 1 для Японии.

Новый премьер-министр Японии Икеда поехал по странам Азии, поездка была неудачной.

1970 г. Америка наносит 2 шоковых удара по Японии США помирились с Китаем =>Япония устанавливает дипломатические отношения с Китаем, но разрывает с Тайванем, чтобы как-то урегулировать отношения Америка передает о. Оканава под юрисдикцию Японии и вновь продлевают договор.

Вторая попытка смены внешнеполитического курса на многостороннюю дипломатия. Япония готова поддерживать отношения со всеми странами.

1978 г.- японо-китайский договор о мире.

1974 г. поездки премьер-министра Японии по Азии, Латинской Америке и Черной Африке.

В 1970-е гг. стабилизируются отношения с СССР.

Основной критерий при определении экономической позиции был политический курс по отношению к Японии, Пакистану, Тайланду, Южной Корее, Турции, Филиппинам.

В конце 1970-х гг. резко ухудшаются отношения с СССР (1979 г. – ввод советских войск в Афганистан). Япония вводит экономические санкции. Отношения с США – краеугольный камень, в 1990-е гг. концепция глобального партнерства.

Читайте также: