Государственный строй римской империи принципат и доминат кратко

Обновлено: 05.07.2024

Республиканские учреждения Рима сложились как органы управления небольшим полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим в результате проведения активной военной политики, они не могли. Эту задачу исторически суждено было выполнить Римской империи. Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б) доминат (IV-V в.).

1. Принципат. Период принципата получил своё название по титулу лица, стоящего во главе римского государства, принцепса. С точки зрения организации государственного механизма период принципата имеет видимость переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Еще в 36 г. до н.э. Октавиан был избран пожизненно трибуном. В 31 г. он избирается консулом, в 29 г. ему была предоставлена власть цензора. Октавиан получил звание "первый сенатор". Этот титул существовал и раньше: так назывался сенатор, который стоял первым в списке ораторов, но он никакими особыми правами не пользовался. Наоборот Октавиан, как принцепс, стал

рассматриваться как высшее должностное лицо. В 27 г. Октавиан был облечен высшей властью и вскоре после этого принял имя Августа (т.е. "возвеличенного" богами). Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями.

Власть принцепсов первоначально не была наследственной. Избрание нового прин-цепса производилось сенатом. По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений власть все более консолидируется в руках принцепса. В начале III в. знаменитый римский юрист Ульпиан с полным основанием сказал: "что решил принцепс - то имеет силу закона". Отходят на второй план и даже вовсе утрачивают свое значение республиканские учреждения.

Потребности управления огромной империей вызвали необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Этот аппарат состоит не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, которых он назначает и смещает по своему усмотрению и которые являются послушными орудиями в его руках. При принцепсе состоит совещание, которое обсуждает важнейшие дела.

Опорой власти принцепса являлась армия. При Августе была закреплена организация постоянной армии (в составе 500 000 человек), размещенной преимущественно в пограничных провинциях. По общему правилу армия комплектовалась путем найма на срок службы в 20 лет. Но в некоторых случаях производился и принудительный набор и не только полноправных римских граждан, но и вольноотпущенников. Высший командный состав назначался принцепсом из лиц сенаторского и всаднического сословий. Армия, скованная строгой дисциплиной и своими профессиональными интересами, представляла собой грозную силу. Особое положение занимала императорская гвардия (преторианцы), составлявшая гарнизон Рима и личную охрану императора.

Существует особая казна императора (фиск). В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. В этой казне сосредоточиваются огромные средства, дающие принцепсу возможность проводить его политику, - и соответственно падает значение общегосударственной казны, находящейся в ведении сената.

Народные собрания утрачивают всякое значение. Лишь в некоторых случаях и лишь в начале периода принципата проекты законов, одобренные сенатом, вносятся на голосование центуриатных и трибутных собраний, но это голосование является чистой формальностью.

В начале принципата сенат еще сохраняет некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений происходит постепенно, и между сенатом и принцепсом происходит в некоторых случаях борьба, но эта борьба неизменно заканчивается победой принцепса. Комплектование сената производится всецело принцепсом, и при таких условиях становится понятным, что в некоторых отношениях компетенция сената формально расширяется: в интересах монархии используются привычные республиканские формы. Так, сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса.

Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам. Единственным магистратом, сохранившим свое значение до II в., является претор. Однако, если он и удержал значительную часть своих функций, то характер его деятельности изменился: развитие частного права путем преторского эдикта ослабляется и основным источником права становятся распоряжения императора.

Постепенно сглаживается различие между Италией и провинциями: вся территория римской империи получает единообразное устройство. Италия постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Некоторые общины сохраняют известную самостоятельность во внутренних делах и во взаимоотношениях их граждан действует местное право. Существуют и некоторые провинциальные учреждения, однако компетенция их сильно урезана. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права правом римским. Эксплуатация провинций в пользу казны принцепса становится систематической, глубокой и рассчитанной на длительный период.

2. Доминат. (III – IV вв.). Перед лицом восстаний рабов и военных поражений от "варваров" эксплуататоры делают последнюю попытку отсрочить час своей гибели и ищут спасения в дальнейшем усилении военного террора. Римская государственная машина последнего периода является военной деспотией императора, выражающей централизованную военную диктатуру верхушки класса рабовладельцев. В связи с этим в конце III в. и начале IV в. была произведена военная реформа. Армия была сильно увеличена и разделена на подвижные войска, предназначавшиеся для борьбы с восстаниями и походов, и на

пограничные войска. В начале IV в. была введена особая должность главнокомандующего. Изменился и порядок комплектования армии.

Землевладельцы в зависимости от числа их рабов должны были выставлять определенное количество рекрутов. Пограничные войска комплектовались преимущественно из варваров. Христианская церковь стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться государство. Христианские общины получили право свободной деятельности и право владеть имуществом. В IV в. христианство стало государственной религией. Христианская церковь всем своим авторитетом поддерживала господствующие классы и "оправдывала" императорскую власть.

В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение, вводится мелочная регламентация. Но идет распад римской империи, и все попытки спасти положение являются тщетными - Рим быстрее идет к своей гибели.

Необходимость усиления государственной власти для защиты рабовладельческого строя от рабов, напора "варваров" и децентралистских стремлений эксплуатируемых Римом провинций, вызвала серьезные изменения государственного строя. Еще при Диоклециане (конец III в.) намечается разделение империй на две половины - восточную и западную. Окончательно это разделение произошло при Феодосии 1 (395 г.). Этот процесс знаменовал собой ослабление хозяйственных связей между различными частями империи.

Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря. Первоначально обе половины рассматривались как части единого государства, но в дальнейшем эти части постепенно обособлялись, и к концу домината уже можно говорить о двух отдельных государствах (Западная и Восточная Империи).

Во главе империи (а впоследствии - каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии.

Сенат и некоторые магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре (консистория). Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности.

Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской. Все нити местного управления сходились в Рим, и задачами местных учреждений являлось выжимание из подданных разнообразных тягостных налогов и натуральных поставок, беспощадная борьба со всякого рода волнениями и проявлениями недовольства.

Каждая половина империи разделялась на две префектуры, префектуры делились на диоцезы (на западе было 6 диоцезов, на востоке – 7 диоцезов), диоцез разделялся на провинции (в одной Западной империи было 34 провинции), и наконец, провинции делились на округа. В этих округах были и органы из местного населения (сенат и муниципальные магистраты), но подчинявшиеся императорским чиновникам. Во главе Рима стоял префект города, непосредственно подчиненный императору. Сенат сохранился, но ведал чисто местными делами города Рима.

Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная Римская империя - Византия - просуществовала ещё почти тысячу лет, войдя в мир феодализма .

После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, вправе был налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет (консилиум), который со времени правления императора Адриана (начало II в.) стал официальным учреждением. Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии начальник полиции и др.

Ко II в. на нет сошла римская завоевательная волна, иссяк основной источник рабов, стали исчезать латифундии; стали отказываться от принудительного рабского труда, появляется колонат (прикрепление формально свободных крестьян к земле и их эксплуатация). Возрастает варварское (германское, славянское и т. п.) давление на границы Римской империи.

Доминат (в отличие от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетиан поделил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию: страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы. Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана император Константин упразднил тетрархию.

В 313 г. император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане): была признана веротерпимость в империи. В 325 г. в Никее собрался I Вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе была выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры II Вселенский собор христианской церкви (прошел в Константинополе (Царьграде)). Феодосии Великий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. После его кончины образуются независимые Западная Римская империя (с центром в Риме) и Восточная Римская империя (с центром в Константинополе).

Западную Римскую империю начали разрушать вандалы и варвары. Столица Западной Римской империи была перенесена из Рима в Равенну. Последний малолетний западноримскии император Ромул Августул в 476 г. был свергнут начальником гвардии Одоакром который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Одоакр провозгласил себя правителем Италии, однако вскоре сам был свергнут. Античность кончилась, начались средние века.

Принципат

Принципат Когда в стране воцарился мир, Октавиан решил реорганизовать правительство. В то время Римом правил сенат, то есть группа людей, избранных из самых богатых и знатных римских семейств. Эта форма управления хорошо работала, пока Рим владел небольшой территорией,

ДОМИНАТ - ТВЕРДАЯ ВЛАСТЬ НА ПЕПЕЛИЩЕ

ДОМИНАТ - ТВЕРДАЯ ВЛАСТЬ НА ПЕПЕЛИЩЕ Империя все-таки устояла - ей было отмерено еще два столетия. И не все они были агонией, такой длительной муки никакой народ не выдержит.Около 270 г. появились признаки некоторой стабилизации. Победоносный полководец Аврелиан (правил в

Принципат и община

Принципат и община Римская действительность эпохи принципата была насыщена пережитками общинного уклада. Подчас то были даже не пережитки, а органические элементы жизни, растворенные в ней воззрения, привычки, традиции. Они находили себе выражение в отношениях

Ранний принципат

Ранний принципат Наиболее яркими примерами осадной техники эпохи раннего принципата могут служить осады Веспасиана и Тита во время иудейского восстания (66 — ок. 73 гг. н.э.). Три из них, осады Иотапаты, Иерусалима и Масады, достаточно подробно описаны Иосифом Флавием.

ГЛАВА XIII МОНАРХИЯ ДИОКЛЕЦИАНА И КОНСТАНТИНА (ДОМИНАТ)

ГЛАВА XIII МОНАРХИЯ ДИОКЛЕЦИАНА И КОНСТАНТИНА (ДОМИНАТ) Приход к власти Диоклециана в 284 г. знаменовал собой не только конец кризи­са и стабилизацию в империи, но и рождение новой системы власти — домината. Доминат — абсолютная монархия, в которой официальным титулом

Доминат и его социальная опора

Доминат и его социальная опора Диоклециан окончательно подавил социально-политические смуты III в. В этом отношении он являлся завершителем дела, начатого Аврелианом. Но преодоление политического кризиса означало некоторое изменение формы государства, что также было

Ранний принципат

Ранний принципат Наиболее яркими примерами осадной техники эпохи раннего принципата могут служить осады Веспасиана и Тита во время иудейского восстания (66 — ок. 73 гг. н.э.). Три из них, осады Иотапаты, Иерусалима и Масады, достаточно подробно описаны Иосифом Флавием.

Принципат Августа

Принципат Августа Мы уже говорили о том, как переход от длительной эпохи граждан­ских войн к устойчивому гражданскому миру породил в кругах римской интеллигенции творческий подъем, хотя последний носил довольно огра­ниченный и специфический характер. К сказанному

ГЛАВА XIII МОНАРХИЯ ДИОКЛЕЦИАНА И КОНСТАНТИНА (ДОМИНАТ)

ГЛАВА XIII МОНАРХИЯ ДИОКЛЕЦИАНА И КОНСТАНТИНА (ДОМИНАТ) Приход к власти Диоклециана в 284 г. знаменовал собой не только конец кризи­са и стабилизацию в империи, но и рождение новой системы власти — домината. Доминат — абсолютная монархия, в которой официальным титулом

Доминат и его социальная опора

Доминат и его социальная опора Диоклециан окончательно подавил социально-политические смуты III в. В этом отношении он являлся завершителем дела, начатого Аврелианом. Но преодоление политического кризиса означало некоторое изменение формы государства, что также было

Принципат Августа

Принципат Флавиев (69–96 гг.)

Принципат Флавиев (69–96 гг.) Сенат и народ признали императором Веспасиана (69–79 гг.). В 70 г. он прибыл в Рим и принял тяжелое наследство. Империя находилась в плачевном состоянии: казна истощена, хозяйство пришло в упадок, войска деморализованы, в провинциях неспокойно.

Новгородский принципат

1. Периодизация Период Римской империи подразделяется на:

· период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.);

· кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

· период домината (284 - 476 гг. н. э.).

2. Государственный и общественный строй в период принципата

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило (закона):

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

· сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе;

· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

3. Государственный строй в период домината

Со 193 по 284 н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый кризис третьего века.

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином..

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей -сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Особое положение среди этих ведомств занимали:

  • государственный совет при императоре;
  • финансовое ведомство;
  • военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

4. Распад Римской империи При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:

· Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;

· Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

1. Периодизация Период Римской империи подразделяется на:

· период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.);

· кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

· период домината (284 - 476 гг. н. э.).

2. Государственный и общественный строй в период принципата

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило (закона):

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

· сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе;

· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

3. Государственный строй в период домината

Со 193 по 284 н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый кризис третьего века.

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином..

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей -сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Особое положение среди этих ведомств занимали:

  • государственный совет при императоре;
  • финансовое ведомство;
  • военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

4. Распад Римской империи При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:

· Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;

· Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

Читайте также: