Государственный кадастр отходов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государственный кадастр отходов (далее кадастр отходов) – это документ, содержащий в себе:

  1. федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);
  2. государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО);
  3. банк данных об отходах;
  4. банк данных о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Порядок ведения кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов".

Кадастр отходов включает в себя информацию по всем видам отходов, за исключением радиоактивных, биологических и медицинских.

Цель ведения данного кадастра - это оптимизация и совершенствование системы контроля, учета и управления отходами.

Поставщики информации в кадастр отходов:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • индивидуальные предприниматели / юридические лица, деятельность которых связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления.

То есть, если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность по обращению с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, размещение отходов), то он является потенциальным поставщиком информации в кадастр отходов.

Стоит обратить внимание, что при этом не во всех регионах лежит поголовная ответственность давать сведения в сводный кадастр, так как органы исполнительной власти субъекта РФ вправе вести региональные кадастры отходов и вместе с этим утверждать свой порядок, в том числе форму, сроки и ответственных за предоставление информации.

Кадастр отходов производства и потребления ведется по единой для Российской Федерации системе. Некоторые регионы специально разрабатывают программные обеспечения для того, чтобы природопользователям было проще подать сведения в кадастр отходов.

Для примера, рассмотрим сводный кадастр отходов для города Москва и Московской области.

Сводный кадастр отходов для г. Москвы

Сведения подают в обязательном порядке ИП и юр. лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления, либо деятельность которых связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления.

Срок сдачи: до 1 сентября.

Порядок ведения кадастра города Москвы утвержден Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 г. № 865-ПП.

Состав документации:

  1. сопроводительное письмо (2 экз.);
  2. сведения в виде информационных форм (1 экз. – бумажный носитель; 1 экз. – электронный носитель);
  3. приложения.

Информационные формы на бумажном носителе прошиваются, пронумеровываются и скрепляются печатью природопользователя.

Приложения к сведениям должны включать:

  1. копию документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  2. копию технического отчета об образовании и обращении с отходами с отметкой о его принятии ТО РПН – за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. копию отчета СМСП с отметкой о его принятии ТО РПН – для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. копию декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду с отметкой о его принятии ТО РПН;
  5. копия отчета по форме 2-ТП (отходы) с отметкой о его принятии ТО РПН.

Если природопользователь осуществляет свою деятельность на нескольких площадках в пределах города Москвы, то сведения подаются по каждой площадке отдельно.

Сведения представляются в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы лично, либо направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Сводный кадастр отходов Московской области

Сведения подают в обязательном порядке ИП и юр. лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (по месту их образования на территории Московской области).

Срок сдачи: до 20 апреля.

Порядок ведения кадастра Московской области утвержден Распоряжением Минэкологии МО от 25.01.2016 № 41-РМ.

Если информация заполнена корректно, то на сайте появляется возможность подписать пакет сведений электронной цифровой подписью или сформировать сопроводительное письмо со штрих-кодом (при отсутствии ЭЦП), которое необходимо будет подать в Министерство экологии и природопользования Московской области лично или посредством почтового отправления.

Сопроводительное письмо должно быть подписано руководителем организации. Помимо сопроводительного письма дополнительных документов в Министерство направлять не нужно.

Необходимо учитывать нюансы подготовки документов, особенно предприятиям, ведущим свою деятельность в нескольких субъектах РФ.

Информация по заполнению сводного кадастра отходов, формы и программное обеспечение находится в свободном доступе.

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь, консультации или вы хотите заказать подготовку Сводного кадастра отходов, пишите в наш адрес, наши Контакты.

Одним из обязательных требований природоохранного законодательства является ведение государственного кадастра отходов. Содержание и ведение кадастра, правила подачи отчета в кадастр отходов: обо всем этом вы узнаете далее.

1. Для чего нужен кадастр отходов?

Все регионы России в отдельности ведут кадастр отходов. Для каждого региона установлены свои сроки подачи кадастра. Так, например, порядок ведения регионального кадастра по СПб утвержден в соответствии с распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 15.03.2013 № 36-р.

На основании ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, сводный кадастр отходов – это упорядоченный список всех бытовых и промышленных отходов.

Государственный кадастр отходов на сегодняшний день принято считать источником информации об отходах. Он нужен для дальнейшего планирования мер по охране окружающей среды, для решения вопросов о переработке и т.д.

Кроме того, кадастр отходов необходим для:

  • Сбора и классификации информации о промышленных и бытовых отходах;
  • Аналитики полученной информации;
  • Получения оценки эффективности переработки и утилизации.

кадастр отходов

2. Содержание кадастра отходов

Кадастр отходов содержит в себе следующие данные:

  • Вся информация об отходах каждого субъекта;
  • Правила избавления от отходов (транспортирование и утилизация);
  • Способы вторичной переработки, обезвреживания и утилизации;
  • Информация о полигонах по классу опасности;
  • Методы использования полезных элементов ТКО;
  • Способы обезвреживания отходов.

Государственный кадастр отходов включает:

  • Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который представляет собой полный список отходов с указанием класса опасности, где I класс – чрезвычайно опасные отходы, а IV класс – малоопасные;
  • Список всех объектов, на которых размещают остатки отходов;
  • Справочную информацию об отходах.

3. Региональный кадастр отходов

В региональный кадастр отходов заносят сведения обо всех видах отходов, кроме радиоактивных.

Отметим, что для каждого региона свой срок подачи кадастра. Для удобства мы составили таблицу, в которой указана информация о том, согласно каким нормативным актам и в какие сроки необходимо подать кадастр именно в Вашем регионе. ЭкоПромЦентр настоятельно рекомендует ознакомиться с этой информацией всем компаниям, чья деятельность связана с отходами.

Во многих субъектах предусмотрена возможность предоставления отчета в электронной форме. Это гораздо удобнее, быстрее и экологичнее по сравнению с бумажным вариантом.

Данные об отходах предоставляются субъектом на основании уже полученных разрешительных документов и паспортов отходов. Если такая документация отсутствует, сведения подаются в соответствии с ФККО. Напоминаем, что отчетность, которую подали не вовремя, влечет наложение штрафов в соответствии с КоАП.

4. Кто подает сведения?

Практически все компании, деятельность которых связана с обращением с отходами передают сведения в кадастр. Но все же, давайте сформируем конкретный перечень предприятий:

  • Компании, занимающиеся сбором и накоплением (в т.ч. бытового) мусора;
  • Компании, которые перевозят, обезвреживают, захороняют и утилизируют отходы;
  • Организации по вторичной переработке;
  • Органы государственного природного и экологического надзора;
  • Государственные структуры по регионам.

5. Порядок ведения государственного кадастра отходов

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. Прежде всего, каждому из предприятий, в результате деятельности которых образуются отходы, присваивается свой регистрационный номер. Что касается формы отчетности – документ разрабатывается отдельно в каждом регионе.

Содержание формы кадастра отходов:

  1. Фактические объемы транспортировки;
  2. Полное описание места размещения;
  3. Подтверждающие документы на лимиты отходов;
  4. Описание технологий обезвреживания, сортировки, утилизации и хранения отходов;
  5. Копии лицензий на перевозку и утилизацию.

Важная особенность – при условии, что у предпринимателя имеется несколько объектов, образующих отходы, нужно получить единый регистрационный номер в Росприроднадзоре (РПН). Тогда сведения можно будет подавать обобщенно.

Отчетность заверяется руководителем, а далее ее можно передавать в РПН (в бумажной или электронной форме). В первом случае к отчету прикладывается сопроводительное письмо, в котором нужно указать перечень всех передаваемых документов. Если вы предоставляете сведения в электронном формате, дата передачи должна фиксироваться в программе.

6. Стоимость ведения кадастра отходов

Стоимость услуги ведения кадастра отходов зависит от конкретной ситуации на объекте. Важно учесть такие факторы: какая экологическая документация уже есть на объекте, виды отходов и их количество и т.д. В основном, стоимость ведения кадастра отходов составляет от 2000 рублей.

Компания ЭкоПромЦентр имеет многолетний опыт в экологическом сопровождении и в подготовке всех видов экологической документации для предприятий. Мы готовы рассмотреть любой вопрос, касающийся обращения с отходами в Вашей компании.

Необходимой частью системы государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации является Государственный кадастр отходов. Государствен­ный кадастр отходов представляет собой интегрированный информацион­ный ресурс, в котором систематизированы сведения об отходах, их свойствах, потенциальной опасности и/или ресурсной ценности, а также о существую­щих объектах размещения отходов и технологиях использования и обезвре­живания отходов.

—Федерального классификационного каталога отходов (ФККО);

—Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО);

—банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (банк данных).

Основными задачами создания и ведения Кадастра являются:

—обеспечение взаимодействия между природопользователями, осуществ­ляющими деятельность в области обращения с отходами, и органами управ­ления;

—обеспечение органов управления полной и достоверной информацией
об отходах, образующихся на территории Российской Федерации, объектах

размещения отходов, эксплуатируемых в России, а также о существующих технологиях использования и обезвреживания отходов. Наличие указанной информации необходимо органам управления (прежде всего МПР России и его территориальным органам) для принятия обоснованных управленческих решений в области обращения с отходами;

—обеспечение природопользователей и всех заинтересованных сторон
достоверной информацией о видах отходов, образующихся на территории
Российской Федерации (из ФККО). При этом информация из ФККО может
использоваться природопользователем для установления класса опасности
отходов для окружающей среды и их других опасных свойств;

—обеспечение природопользователей и всех заинтересованных сторон
достоверной информацией об объектах размещения отходов, эксплуатирующихся в России (из ГРОРО), что позволит производителям отходов подобрать наиболее экономически целесообразный способ размещения образованных отходов;

—обеспечение природопользователей и всех заинтересованных сторон
достоверной информацией о существующих технологиях использования и
обезвреживания отходов (из банка данных), что позволит содействовать пе­реработке отходов, а не их захоронению с потерей ресурсного потенциала;

—обеспечение связи между производителями отходов и их потенциаль­ными переработчиками (посредством информационных ресурсов банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов) с целью создания рынка отходов, обладающих ресурсной ценностью, и продукции, произведенной в результате использования отходов.

Данные информационных ресурсов Кадастра, полученные заинтересо­ванными сторонами, являются связующим звеном в единой системе государственного регулирования экологически безопасно­го обращения с отходами и могут быть использованы для создания производ­ной информации, разработки новых нормативно-правовых документов по совершенствованию системы государственного управления отходами.

Учет отходов в ФККО осуществляется в соответствии с 13-значными кодами.

Отходы в ФККО систематизируются по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опас­ным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.

Тринадцатизначный код определяет вид отхода, характеризующий его классификационные признаки.

Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения от­хода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 — данные не установлены , 1 — твердый, 2 — жидкий, 3 — пастообразный, 4 — шлам, 5 — гель, коллоид, 6 — эмульсия, 7 — суспензия, 8 — сыпучий, 9 — гранулят, 10 — порошкообразный, 11 — пылеобразный, 12 — волокно, 13 — готовое изделие, потерявшее потребитель­ские свойства, 99 — иное); одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 —- данные не установле­ны, 1 — токсичность (т), 2 — взрывоопасность (в), 3 — пожароопасность (п), 4 — высокая реакционная способность (р), 5 — содержание возбудителей ин­фекционных болезней (и), 6 — т +в, 7 — т + п, 8— т + р, 9 — в + п, 10 — в + р, И — в + и, 12 — п + р, 13 — п + и, 14 — р + и, 15 — т + в + п, 16 — т + в + р, 17 —т + п + р, 18 —в + п + р, 19 —в + п + и, 20 —п + р + и, 21—т + в + п + р, 22 — в + п + р + и, 99 — опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 — класс опасности не установлен, 1 — I класс опасности, 2 — II класс опасности, 3 — III класс опасности, 4 — IV класс опасности, 5 — V класс опас­ности).

Упомянутым приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786 предусмотре­но ведение ФККО силами МПР России, а также необходимость периодиче­ского (не реже раза в год) опубликования новых редакций каталога по мере его информационного наполнения. Информационное наполнение ФККО осуществляется при регистрации отходов в ФККО по результатам рассмотре­ния материалов обоснования отнесения отходов к классам опасности для окружающей среды.

Опубликование ФККО и его новых редакций производится в сети Ин­тернет и на печатных носителях.

Несомненным достоинством ФККО является то, что по мере его инфор­мационного наполнения будет расширяться перечень позиций с установлен­ным классом опасности отходов для окружающей среды.

Одиннадцатая и двенадцатая цифры говорят об опасных свойствах отхо­да, т. е. отработанные шпалы обладают токсичностью. Тринадцатая цифра указывает на класс опасности отхода. Итак, отработанные шпалы являются отходами III класса опасности.

Разработка и ведение сводного кадастра отходов

Земля постепенно становится похожей на кучу мусора. А ведь для XX века проблема утилизации отходов еще не была глобальной. Но уже сейчас она достигла такого апогея, что для ее предотвращения требуются совместные усилия международных организаций, государственных органов, а также разумные действия простых обывателей.

Что такое кадастр отходов

кадастр отходов


Для того, чтобы наиболее эффективно выполнять задачи по сохранению природной среды, органы государственной власти РФ контролируют использование организациями и предприятиями природных ресурсов. Одной из форм контроля является создание реестров.
Большое внимание уделяется отходам производства – они могут являться источником загрязнения природных ресурсов, негативно отражаясь на здоровье человека.
Информация о них заносится в кадастр отходов. Он представляет собой систематический каталог, содержащий информацию обо всех видах бытового и промышленного мусора, периодически пополняясь новыми данными.

Виды кадастров

На государственном уровне охрана природопользования, в том числе ведение кадастровой политики, осуществляется Правительством РФ. На местах его распоряжения исполняют региональные Министерства природопользования – на них возлагаются функции контроля над достоверностью предоставляемых сведений.
Различают три вида кадастров:

  • Государственный;
  • региональный;
  • сводный.

Государственный кадастр

Он содержит следующие информационные разделы:

  • Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) – подробная информация о всех типах отходов.
  • Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) – это список всех известных объектов для захоронения мусора.
  • Систематизированная информация о технологиях переработки всех видов мусора в стране.

Разработка кадастра отходов относится к деятельности Министерства природных ресурсов. В обязанности ведомства в сфере контроля над природопользованием входит сбор, обработка и выдача надзорным органам статистической информации об отходах.

Региональный кадастр

Российская Федерация имеет слишком большую территорию. Государственного кадастра будет недостаточно для решения вопросов на местах, особенно учитывая специфичность каждого из регионов. Для этих целей создаются региональные кадастры, в которые вносятся следующие данные:

  • реестр всех хранилищ и полигонов для утилизации мусора в регионе;
  • полный перечень встречающихся в данном регионе отходов;
  • список специализированных организаций, занимающихся перевозкой и переработкой мусора;
  • информация о технологиях переработки или ликвидации различных типов отходов.

На его основе осуществляется надзор за деятельностью промышленных предприятий и коммунальных хозяйств, происходит планирование профилактических мероприятий в сфере рационального пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Сводный кадастр

Сводный кадастр содержит текущую информацию о деятельности промышленных предприятий и частных предпринимателей-природопользователей. Они подают сведения в форме отчетов в региональные надзорные органы. Сводный кадастр включает информацию обо всех видах мусора, за исключением биологического, радиоактивного и медицинского.

Для чего нужна разработка кадастра отходов

Основная цель документа – не допускать неправомерной утилизации мусора, который впоследствии может привести к экологической катастрофе. Для утилизации отходов разработана технология, не позволяющая им в течение длительного времени проникнуть в недра, загрязнить почву, водоемы, лесные массивы.

Проанализировав данные кадастра, надзорные органы могут прийти к выводу о том, что какой-либо полигон или хранилище переполнено. Ими выносится постановление о временном прекращении деятельности полигона, направлении туда комиссии. Её предстоит вынести решение о закрытии свалки или о привлечении дополнительного финансирования с целью увеличения её вместительности. В случае закрытия старого полигона необходимо определить место для введения в эксплуатацию нового.

Создание кадастра позволяет отслеживать статистику воспроизводства и утилизации различных видов отходов. На основании этих данных уместно провести анализ ситуации, определить перечень необходимых природоохранных мероприятий.

Согласно данным кадастра можно оценить эффективность всех этапов утилизации и вторичной переработки мусора, а также определить следующие шаги по их усовершенствованию.

Ведение кадастра отходов.

Кто ведет кадастр отходов и сдает отчеты

Ведение кадастра отходов

Формированием всероссийского кадастра отходов занимаются федеральные органы власти. Для всеобъемлющего контроля над деятельностью предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, каждому из них присваивается личный регистрационный номер.

По мере развития информационных технологий для удобства природопользователей разрабатываются специальные электронные программы, а также пошаговые инструкции по ведению отчетности.

Формы отчетов разрабатываются региональными отделениями Министерства экологии и природопользования. Предоставление отчетов является обязанностью для предприятий, организаций, а также индивидуальных предпринимателей, деятельность которых предполагает появление промышленного или бытового мусора.

Данные, которые должны быть внесены в документ

Как правило, структура отчета следующая:

  • данные о фактическом объеме транспортировки мусора;
  • документация, отражающая допустимые нормы производства и хранения отходов;
  • данные о производственных технологиях;
  • документ, подтверждающий сведения об отсутствии изменений в процессе и объеме производства;
  • сопроводительное письмо, содержащее перечень всех документов в отчете.

Каждый документ обязательно заверяется печатью организации. После рассмотрения и одобрения отчетности выдаётся талон регистрации отходов природопользователя – обязательный документ для организации, чья деятельность связана с образованием отходов.

Всю интересующую подотчетных лиц информацию – о формах, сроках и возможности подачи отчета – можно получить в территориальных отделениях Министерства экологии и природопользования.

Сроки и порядок сдачи кадастровых отчетов

Организации, обязанные сдавать отчетность, предоставляют заполненную форму в ближайший орган Росприроднадзора. В случае наличия обособленных филиалов отчетность ведётся по ним отдельно.

Компании, приостановившие свою деятельность, предоставляют отчетность на общих основаниях с указанием времени, с которого они не работают.

В случае реорганизации юридического лица его правопреемник представляет отчет не только о своей деятельности, но также включает в него информацию о своем предшественнике.

Организации, объявившие о своем банкротстве, не освобождаются от представления отчетности.

Сведения о своей деятельности обязаны предоставлять филиалы и представительства иностранных компаний, действующих на территории Российской Федерации

Срок сдачи отчётов определяется законодательство РФ. Форму 2-ТП (отходы) Росстат требует сдать до 1 февраля года, следующего за отчетным.

Также предприятия, деятельность которых связана с производством отходов, обязаны представлять технический отчет о неизменности технологий производства. Для продолжения деятельности предприятия необходима отметка Росприроднадзора, имеющая установленный образец.

Отчет МСП об образовании отходов от субъектов мелкого и среднего предпринимательства. Предоставляется в отдел Министерства природных ресурсов по региону либо департамент Росприроднадзора при федеральном уровне контроля. Срок сдачи отчета истекает 15 января года, следующего за отчетным.

Расчет платы за негативное воздействие на экологию проводится за год и за каждый квартал. Расчет суммы платежей подается в Службу по надзору за природопользованием не позднее 20 числа того месяца, следующего за отчетным периодом.

Чтобы не запутаться, предлагаем распечатать небольшую памятку в виде таблицы:

Читайте также: