Государственное устройство сша после войны за независимость кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

США после войны за независимость

В 1789 г. первым президентом США был избран Джордж Вашингтон.

В состав конгресса вошли в основном представители плантаторов и буржуазии. Рабовладельцы, торговцы, спекулянты землей объединились в партию федералистов, стоявшую у власти в США до 1800 г.

Один из ее лидеров, министр финансов Л. Гамильтон, провел ряд мер, способствовавших укреплению буржуазного государства: упорядочил денежную систему, создал Национальный банк США.

Политика федералистов, в частности высокое таможенное обложение, тяжелые налоги, вызывала недовольство фермеров и мелкого городского люда. С 1793 г, оппозиция сплотилась вокруг выдающегося политического деятеля Томаса Джефферсона (1743—1826), который выступал за демократизацию политического устройства США.

За Джефферсоном шли широкие массы. В городах возникли многочисленные демократические общества, поддерживавшие Джефферсона. Партия Джефферсона получила название республиканской.

Расхождения между федералистами и республиканцами коснулись и внешней политики. Крупная торговая буржуазия, составлявшая ядро федералистов, ориентировалась на Англию и враждебно относилась к революционной Франции.

Наоборот, среди республиканцев идеи Французской революции встречали самый живой отклик и сочувствие. Враждебная политика федералистов по отношению к Франции усилила недовольство в широких народных массах.

В президентство Джона Адамса (1797—1801), который сменил Вашингтона, борьба между федералистами я республиканцами обострилась. В 1798 г. были приняты законы об измене и об иностранцах, отменившие свободу слова и дававшие возможность высылать из США любого иностранца.

Правительство использовало закон об измене для борьбы со своими политическими противниками. Политика федералистов окончательно подорвала их позиции. На очередных выборах 1800 г. победила республиканская партия, и президентом стал Т. Джефферсон.

На посту президента (1801—1809) Джефферсон пытался примирить интересы различных слоев общества. Он неоднократно заявлял, что только умеренная программа может сплотить большинство населения. Законы об измене и иностранцах были отменены,как и ненавистный акциз на спиртные напитки.

Правительство Джефферсона пошло также навстречу малоимущим переселенцам, желавшим приобрести землю на западе: в 1804 г. минимальный размер земельного участка, поступающего в продажу, был снижен с 320 до 160 акров, что облегчало покупку.

Джефферсон был противником рабства; однако он не предпринял шагов к его отмене, ограничившись проведением закона о запрещении ввоза рабов. На посту президента он проводил политику невмешательства в европейские дела. При нем впервые были установлены дипломатические отношения с Россией.

Президентство Джефферсона в истории Соединенных Штатов сыграло прогрессивную роль. Победа республиканской партии над федералистами знаменовала успех тех сил, которые стояли за буржуазно-демократическое развитие Соединенных Штатов.

Республиканцы закрепили более передовой по сравнению с монархической Европой политический строй, что способствовало быстрому экономическому развитию Соединенных Штатов.

Новому государству предстояло решить три крупных комплекса вопросов: 1) найти оптимальную модель государственного устройства; 2) снять, по возможности, напряженность в сфере социально-экономических отношений; 3) получить международное признание и определить перспективный внешнеполитический курс.

В таком состоянии новое государство закончило войну. Молодая республика оказалась в сложном экономическом положении. В стране бушевала инфляция, новые деньги мало что стоили. Кредиторы стремились получить свои долги в твердой валюте, должники — отдавать их в дешевых деньгах. Само государство переживало тяжелый финансовый кризис. Его платежеспособность была предельно низкой. Не хватало средств для содержания даже небольшого государственного аппарата. Остро стоял и вопрос об условиях доступа к западным землям.

Частично развязку этих проблем удалось найти после принятия в 1785—1786 гг. Северо-западных ордонансов. Западные земли были открыты для заселения. Было заявлено, что там будут создаваться новые штаты. На этих территориях изначально запрещалось рабство. Наконец, создавался фонд государственных земель. Они поступали в продажу участками по 640 акров по цене 1 доллар за акр. Эти средства и создали основу государственных финансов. Однако проблема долгов по-прежнему стояла достаточно остро. В 1786 году вспыхнуло восстание во главе с бывшим офицером революционной армии Д.Шейсом. Восстание было подавлено, но социальная обстановка оставалась достаточно острой.

Южные штаты настаивали на том, чтобы представительство штатов в этом органе исчислялось в зависимости от общего населения штата. Северные штаты выступали за то, чтобы все штаты (и большие, и малые) имели там равное представительство. В итоге был достигнут компромисс: Конгресс (так назывался высший законодательный орган) было решено сделать двухпалатным, в верхнюю палату — сенат — каждый штат посылал равное количество представителей (по 2 человека), в нижней палате делегация штата формировалась в зависимости от численности его населения. Серьезные споры возникли и в процессе обсуждения вопроса о налогах, а также о судьбе института рабства. Но и здесь удалось достичь компромисса. Конгресс Получил право вводить налоги в соответствии с потребностями государства; институт рабства оставался в неприкосновенности (правда, после 1808 г. запрещался ввоз новых рабов в США из Африки), при исчислении доли прямых налогов в общее число населения штата включалось 3/5 рабов, которое, однако, не имели никаких прав.




В Северной Америке образовалось и прошло серьезное испытание на прочность первое чисто буржуазное государство. Строительство нового государства шло параллельно с развитием нового общества, свободного от наследия прошлого. Перед новым государством стояло немало проблем, по существу начинался эксперимент огромного исторического масштаба. Но уже само его начало серьезнейшим образом отозвалось на развитии событий в Европе.

Новому государству предстояло решить три крупных комплекса вопросов: 1) найти оптимальную модель государственного устройства; 2) снять, по возможности, напряженность в сфере социально-экономических отношений; 3) получить международное признание и определить перспективный внешнеполитический курс.

В таком состоянии новое государство закончило войну. Молодая республика оказалась в сложном экономическом положении. В стране бушевала инфляция, новые деньги мало что стоили. Кредиторы стремились получить свои долги в твердой валюте, должники — отдавать их в дешевых деньгах. Само государство переживало тяжелый финансовый кризис. Его платежеспособность была предельно низкой. Не хватало средств для содержания даже небольшого государственного аппарата. Остро стоял и вопрос об условиях доступа к западным землям.

Частично развязку этих проблем удалось найти после принятия в 1785—1786 гг. Северо-западных ордонансов. Западные земли были открыты для заселения. Было заявлено, что там будут создаваться новые штаты. На этих территориях изначально запрещалось рабство. Наконец, создавался фонд государственных земель. Они поступали в продажу участками по 640 акров по цене 1 доллар за акр. Эти средства и создали основу государственных финансов. Однако проблема долгов по-прежнему стояла достаточно остро. В 1786 году вспыхнуло восстание во главе с бывшим офицером революционной армии Д.Шейсом. Восстание было подавлено, но социальная обстановка оставалась достаточно острой.

Южные штаты настаивали на том, чтобы представительство штатов в этом органе исчислялось в зависимости от общего населения штата. Северные штаты выступали за то, чтобы все штаты (и большие, и малые) имели там равное представительство. В итоге был достигнут компромисс: Конгресс (так назывался высший законодательный орган) было решено сделать двухпалатным, в верхнюю палату — сенат — каждый штат посылал равное количество представителей (по 2 человека), в нижней палате делегация штата формировалась в зависимости от численности его населения. Серьезные споры возникли и в процессе обсуждения вопроса о налогах, а также о судьбе института рабства. Но и здесь удалось достичь компромисса. Конгресс Получил право вводить налоги в соответствии с потребностями государства; институт рабства оставался в неприкосновенности (правда, после 1808 г. запрещался ввоз новых рабов в США из Африки), при исчислении доли прямых налогов в общее число населения штата включалось 3/5 рабов, которое, однако, не имели никаких прав.

В Северной Америке образовалось и прошло серьезное испытание на прочность первое чисто буржуазное государство. Строительство нового государства шло параллельно с развитием нового общества, свободного от наследия прошлого. Перед новым государством стояло немало проблем, по существу начинался эксперимент огромного исторического масштаба. Но уже само его начало серьезнейшим образом отозвалось на развитии событий в Европе.


Урок описывает положение Соединенных Штатов Америки после окончания Войны за независимость. Анализируются причины переустройства системы власти США. Рассматривается государственное устройство США после принятия Конституции 1787 года.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки часть 2"

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

США после Войны за независимость

Устройство системы власти

Конституция 1787 года

В 1776 году 13 колоний Англии в Северной Америке провозгласили о своей независимости. Они образовали новое государство – Соединенные Штаты Америки. Но только после длительной войны с Англией, по итогам Парижского мира 1783 года, оно было признано.

В конце XVIII века США занимали территорию от Атлантического побережья до реки Миссисипи. В 1790 году на этих землях проживало около 4 миллионов человек.

В основе государственного устройства США лежали принципы Просвещения.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о положении США после окончания Войны за независимость. О причинах, по которым понадобилось переустроить систему власти США. Рассмотрите государственное устройство этой страны после принятия Конституции 1787 года.

США после окончания Войны за независимость.

После Войны за независимость США оказались в очень тяжелом положении. Сильно пострадало хозяйство страны, не в последнюю очередь из-за потери связей с бывшей метрополией.

Между штатами не было согласия в решении общих дел, фактически они действовали только в собственных интересах. Первоначальное государственное устройство США было несовершенным. Во многом из-за этого страна не могла наладить нормальную жизнь.

Устройство системы власти.

Начиная с 1781 года общим (федеральным) правительством штатов стал Конгресс Конфедерации. Но его полномочия оказались очень ограниченными. Несмотря на то, что Конгресс решал вопросы войны и мира, международных отношений, колонизации западных территорий, денежного обращения, все остальные полномочия оставались в руках штатов. Конгресс не имел права устанавливать общие налоги, вводить общие для всех штатов законы. Кроме того, в Конгрессе для принятия любого решения требовалось согласие представителей всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу.

Еще одним важным событием, повлиявшим на изменение государственного строя США, стало восстание Ше́йса – вооруженное выступление разоренных войной и долгами фермеров штата Массачусетс. Оно длилось около полугода, и было подавлено с большим трудом. Одним из основных итогов восстания стало то, что влиятельные американцы пришли к выводу о необходимости срочно пересмотреть всю систему власти, с целью ее укрепления и централизации.

От решения этих проблем зависела судьба достигнутой независимости. В 1787 году представители штатов собрались в Филадельфии для пересмотра прежнего союзного договора.

Конституция 1787 года.

В ходе дискуссий было решено выработать новый единый общегосударственный закон. Им стала конституция США, принятая 17 сентября 1787 года. Вдохновителем создания этого документа стал Джеймс Мэ́дисон – впоследствии четвертый президент США.

Источниками конституции США стали:

· идеи французского Просвещения, главным образом работы Монтескьё, касающиеся разделения властей;

· английская традиция верховенства закона – Хабеас корпус акт, Билль о правах;

· учение Джона Локка и его последователей;

· собственный исторический опыт американских колоний.

В преамбуле (вступительной части) американской конституции были изложены основные мотивы и цели принятия этого документа. В ней говорилось:

Теперь обо всем по порядку.

Согласно конституции, США оставались республикой - государством с формой правления, при которой основные органы власти избираются населением на определенный срок. А граждане обладают личными и политическими правами.

Но из конфедерации (объединения нескольких самостоятельных государств для решения общих дел) США становились федерацией - единым государством, части которого обладали широкими полномочиями в проведении внутренней политики. То есть, отдельные штаты сохранили за собой право решать местные вопросы. Но вопросы, касающиеся всего государства, перешли к Федеральному правительству.

· составление общих законов и контроль их исполнения.

Конституция США устанавливала разделение властей на исполнительную – в лице президента. Законодательную – Конгресс США. Судебную – Верховный суд.

Глава исполнительной власти – президент США избирался сроком на 4 года. Он являлся главой государства и правительства. Главнокомандующим армией и флотом. Заключал международные договоры. Президент назначал высших должностных лиц и послов.

В случае серьезной болезни или смерти президента его пост занимал вице-президент – второе по важности лицо в государстве. Правда, впервые такое произошло только в 1841 году, после кончины девятого президента США Уильяма Генри Гаррисона.

Законодательная власть принадлежала Конгрессу. Он был двухпалатным. Нижняя палата – Палата представителей. В ней был представлен каждый штат пропорционально численности его населения. Она избиралась сроком на два года. Верхняя палата – Сенат. В него выбирали по два представителя от каждого штата (при этом независимо от количества населения штата). Сенат избирался сроком на 6 лет с обязательной заменой трети состава каждые два года.

Конгресс имел право:

· устанавливать налоги и сборы;

· определять федеральный бюджет;

· объявлял войну, решал вопросы набора и содержания войск;

· вел международные дела.

Особым полномочием Конгресса было право на импичмент – отстранение от должности государственных служащих, вплоть до президента, в случае если они нарушили закон.

В истории США только два президента были представлены к импичменту, но в итоге оправданы.

Высшая судебная власть принадлежала Верховному суду. Его состав (9 пожизненно назначаемых судей) определялся президентом. Главной задачей Суда был контроль над тем, чтобы принимаемые законы соответствовали конституции. В противном случае он мог приостановить их действие.

Одним из самых главных достоинств конституции США было то, что она не просто декларировала принцип разделения властей – для того, чтобы не допустить усиления отдельных ветвей, устанавливалась система сдержек и противовесов. Конгресс не имел права вмешиваться в формирование правительства, которое назначал президент. В то же время президент не имел права распустить Конгресс. Но Конгресс мог провести процедуру импичмента президента, если тот нарушал закон. Верховный суд в свою очередь был полностью независим от президента и Конгресса.

Правом голоса, согласно Конституции, наделялись все белые мужчины (возраст был различным, в зависимости от штата). При этом существовал имущественный ценз, поэтому к выборам не допускались бедняки. Также права голоса не имели рабы и женщины.

В ходе утверждения конституции штатами возник вопрос о дополнении ее положений списком гарантированных гражданских прав американцев.

Многие считали, что конституция не ограждает их личные свободы от посягательства государства.

В нем провозглашались

· свобода вероисповедания, слова, печати, собраний;

· право на неприкосновенность личности и жилища, хранение и ношение оружия;

· на справедливое правосудие и введение суда присяжных.

Для своего времени конституция США была самой передовой и демократической. Принятая в 1787 году, она действует до сих пор. За почти 230 лет своего существования в нее было внесено всего 27 поправок.

· после окончания Войны за независимость в США разразился экономический и политический кризис, приведший к идее переустройства системы власти;

· в 1787 году в США была принята конституция, согласно которой государство становилось федераций при сохранении республиканской формы правления;

· система государственного управления США стала основываться на принципе разделения властей;

· в 1791 году в конституцию были внесены поправки, обеспечивающие неприкосновенность прав и свобод американцев.

После 4 июля 1776 г. антиколониальная война продолжалась семь лет, до 1783 г., но революционный период, включающий наряду с достижением независимости также внутриполитическое переустройство, завершился в 1787 г. с принятием федеральной Конституции и основанием самостоятельного государства на территории Северной Америки.

Если вопрос о независимости развел американцев на ее сторонников и противников, на патриотов и лоялистов, то отношение к политическому устройству Северной Америки разделило уже самих патриотов. Главными были две группы: демократы, намеревавшиеся всесторонне преобразовать политический строй провинций, и умеренные, которые после отмены колониальной зависимости хотели расширить и упрочить уже имевшийся у них контроль над политической системой.

Мелкобуржуазные фракции возглавлялись или пользовались поддержкой политиков и идеологов демократических убеждений, а элитарные - политиков и идеологов умеренных и консервативных воззрений. Мелкобуржуазные фракции и демократы добились наибольшего успеха на первом этапе революции, воплотив многие свои требования в конституциях и законодательных актах штатов. Каковы были эти требования и как они воплощались в жизнь?

Среди эгалитарных планов, выдвинутых демократами, американским условиям в наибольшей степени соответствовали проекты Джефферсона. Огромные просторы неосвоенных плодородных западных территорий представляли, по его убеждению, идеальную возможность для обращения в добропорядочных фермеров всех бедняков. В самом начале революции Джефферсон предложил аграрный законопроект: огосударствленные западные земли впредь распределяются бесплатно участками по 50 акров (20 гектаров. - Авт.) между гражданами, не имеющими такого надела; доступ к незанятым территориям плантаторов, латифундистов, земельных спекулянтов прекращается. Джефферсону казалось, что демократический аграрный закон может восторжествовать мирным путем: чтобы предоставить наделы неимущим, не нужно было посягать на владения плантаторов и латифундистов, ведь в Северной Америке было предостаточно пустующих земель. Превращение Северной Америки в фермерское общество создавало, согласно Джефферсону, и самую прочную основу для увековечивания республиканских свобод и прав человека.

Демократам была свойственна вера в то, что характер политической власти определяется в первую очередь конституцией. Не случайно их интерес к конституции становился временами всепоглощающим. Важнейшим положением демократической мысли революционного периода стало то, что конституция не может быть результатом нормотворчества парламентской или судебной власти, как это имело место в Англии. Единственным источником конституции или Основного закона признавалось волеизъявление гражданского сообщества.

В начале Войны за независимость в среде демократов была выдвинута идея, что конституция может приниматься только в результате непосредственного волеизъявления избирателей. В двух штатах - Массачусетсе и Нью-Гемпшире — это требование получило практическое воплощение: проекты конституций, выработанные конвентами, были переданы для ратификации рядовым избирателям. Некоторые демократы потребовали наделить избирателей правом вынесения окончательного суждения по поводу любого законопроекта. Так, в 1776 г. в обращении избирателей графства Олбемарль (Виргиния) и ремесленников Нью-Йорка почти слово в слово утверждалось о верховенстве народных референдумов в принятии или отклонении всякого закона. В демократической мысли очень быстро оформилась концепция прямой демократии, которая наряду с ратификацией избирателями конституций и народными референдумами включала в себя также наказы избирателей депутатам, право отзыва депутатов и т.п. Правда, ее практическая реализация оказалась весьма ограниченной, а большинство американцев высказали все же поддержку представительной, а не прямой демократии.

Гораздо большую поддержку завоевала демократическая идея о том, что конституция должна одобряться специально созданным для этой цели конвентом. В отличие от обычных законодательных собраний он должен был избираться на более широкой основе. В 1787 г. все демократы единодушно потребовали, одержав в этом вопросе верх, передачи федеральной Конституции для ратификации чрезвычайным конвентам штатов, обладавших более широким представительством в сравнении с обычными легислатурами. Результатом стало то, что проект федеральной Конституции, выработанный умеренными отцами-основателями в Филадельфии, был подвергнут на многих конвентах штатов острой критике, а более половины среди них согласились одобрить Конституцию только при условии, что она будет дополнена Биллем о правах (он был принят в 1791 г.).

Что касается конституций штатов, то они были одобрены тремя способами. В Массачусетсе и Нью-Гэмпшире их ратифицировали рядовые избиратели. В Нью-Джерси, Виргинии и Южной Каролине революционные провинциальные конгрессы приняли конституции штатов, не будучи уполномочены на то специально избирателями. В Пенсильвании, Нью-Йорке, Делавэре, Мэриленде, Северной Каролине и Джорджии конституции штатов были выработаны и одобрены избранными для этой цели собраниями, которые выступали в качестве и конституционных конвентов, и легислатур.

Процесс выработки и принятия конституций штатов развивался необычайно быстро: Южная Каролина одобрила конституцию 26 марта 1776 г., Виргиния — в июне, Нью-Джерси — 2 июля, Делавэр — 20 сентября, Пенсильвания — 28 сентября, Мэриленд — 9 ноября, Северная Каролина — 18 декабря того же года. Джорджия одобрила конституцию 5 февраля, Нью-Йорк — 20 апреля 1777 г., Вермонт, будущий 14-й американский штат, обнародовал свою конституцию 8 июля 1777 г. Род-Айленд и Коннектикут, в которых все органы власти создавались на выборной основе еще до революции, преобразовали в конституции колониальные хартии, изъяв из них упоминания о королевской власти. Процесс принятия конституций несколько затянулся только в Массачусетсе и Нью-Гэмпшире, где ратификация осуществлялась в избирательных округах.

Конституции штатов революционного периода были краткими - от 5 до 7 страниц, - но емкими документами. Их содержание свидетельствовало о разрыве с политическим устройством колониальной поры в ряде принципиальных отношений. Отныне все органы власти стали создаваться на выборной основе, а невыборные монархическая и аристократическая ветви были уничтожены. Американские провинции стали чисто республиканскими государствами.

Идея отмены имущественного ценза вступила в противоречие с популярным политическим постулатом колониальной поры о том, что неимущие не в состоянии сделать собственный рациональный выбор и в ходе голосования или подчинятся имущим, или превратятся в толпу, управляемую искусным демагогом. Данному постулату демократы во главе с Джефферсоном противопоставили то положение, что главным препятствием для свободного рационального волеизъявления является в действительности невежество, а посему усилия должны быть сосредоточены на широком просвещении народа. Именно в революционный период ими были выдвинуты проекты введения всеобщего образования для детей простого люда на государственные средства.

Идея полной отмены имущественного ценза все же не получила широкой поддержки, законодательные собрания штатов ограничились его снижением. В Пенсильвании к выборам были допущены все мужчины-налогоплательщики старше 21 года, в Нью-Йорке понижался вдвое имущественный ценз для тех, кто участвовал в выборах нижней палаты. В Нью-Джерси, Джорджии и Нью-Гэмпшире имущественный ценз более не связывал право голоса с владением недвижимостью. В штате Вермонт, образовавшемся в результате отделения от Нью-Йорка одного из западных графств, право голоса распространилось на всех свободных мужчин. В Мэриленде, Северной и Южной Каролине имущественный ценз стал более либеральным. В Коннектикуте, Род-Айленде, Виргинии и Делавэре он сохранился без изменений, а в Массачусетсе был несколько повышен. В целом же конституции штатов способствовали расширению мелкобуржуазной части электората.

Демократический характер носило расширение во многих штатах норм представительства западных территорий, означавшее еще большее возрастание роли мелкобуржуазных избирателей. До 1776 г. почти во всех без исключения провинциях квоты представительства в ассамблеях создавали явное преимущество приатлантических графств над западными районами. В Пенсильвании, например, к началу 1776 г. три восточных графства совместно с административным центром Филадельфией избирали в ассамблею 26 депутатов, а восемь западных графств, где жила половина колонистов, лишь 15.

Уже в первые годы революции нормы представительства для западных районов, населенных по преимуществу фермерами, были существенно расширены. В Южной Каролине западные районы, не имевшие ни одного представителя в колониальной ассамблее, получили в 1778 г. право избирать 76 депутатов в нижнюю и 11 — в верхнюю палату. Восточные графства, посылавшие в нижнюю палату 126, а в верхнюю 18 человек, сохранили контроль над законодательным собранием, но их прежнему монопольному положению в представительном органе власти был положен конец. Наиболее радикальными оказались последствия расширения представительства для западных районов в Пенсильвании. Согласно квотам представительства, определенным конституцией штата 1776 г., восточные графства имели в нижней палате 24 места, а западные — 48.

В проектах организации государственной власти демократы опирались на принципы, ставшие классическими в идеологии Просвещения. Самый основной из них - разделение властей. Большинство американских демократов давали ему своеобразную трактовку: судебной власти особого значения не придавалось, законодательная власть серьезно возвышалась, а исполнительная ущемлялась. Исполнительная власть казалась демократам наиболее опасной для свободы: она ассоциировалась в их сознании с деятельностью губернаторов колоний и английского монарха. В конституциях штатов проявилась четкая тенденция возвысить законодательную власть как наиболее близкую к избирателям, а исполнительную власть превратить в ее служанку.

Нижние палаты были более демократичны, чем верхние. Они повсеместно переизбирались ежегодно (исключение составлял Мэриленд, где устанавился двухгодичный срок полномочий членов палаты представителей), что должно было обеспечить максимальный контроль над палатами со стороны избирателей. Для верхних палат подобный минимальный срок был уже исключением. В Мэриленде сенаторы избирались на пять лет, Нью-Йорке и Виргинии — на четыре, Делавэре — на три, в Южной Каролине — на два года. Во всех штатах, кроме Виргинии и Делавэра, имущественный ценз для кандидатов в сенаторы был выше, чем для депутатов нижних палат. В Северной Каролине и Нью-Йорке сенат — вследствие повышения имущественного ценза уже для избирателей — избирался более узким электоратом, нежели нижняя палата. Сенаты, насчитывавшие в среднем от 15 до 20 членов, значительно уступали в численности нижним палатам.

В целом именно нижние палаты олицетворяли демократические перемены революции. Об этом свидетельствует изменение их социального состава: число делегатов от верхнего класса, по подсчетам Д.Т. Мейна, снизилось в нижних палатах по сравнению с колониальным периодом с 60 до 35%, а представительство фермеров и ремесленников увеличилось с 20 до 40%. В верхних палатах картина была иной, и тем не менее, по заключению того же Мейна, сенаты революционного периода, как правило, проводили линию, мало чем отличавшуюся от курса нижних палат. При этом только в Мэриленде, Южной Каролине и Виргинии представители верхнего класса явно преобладали в верхних палатах. Консервативный же характер носила деятельность одного мэрилендского сената.

Законодательным собраниям были переданы многие традиционные полномочия исполнительной власти: объявление войны и заключение мира, назначение должностных лиц, в том числе членов исполнительных советов, казначея, генерального атторнея, судей и пр., создание армии, ведение международных дел и заключение договоров, право помилования и некоторые другие. Наконец, в большинстве штатов (исключение составили Нью-Йорк, Вермонт, Род-Айленд, Коннектикут и, на этот раз, Пенсильвания) законодательные собрания получили право избирать губернаторов.

Это явно нарушало классическую схему разделения власти и означало подчинение исполнительной власти законодательной. Оно подкреплялось наделением законодательных собраний правом импичмента — отстранения от должности главы и других представителей исполнительной власти.

Подходы, созвучные демократическим доктринам, оказали существеннoe влияние и на формирование центральной североамериканской власти эпохи Войны за независимость. В глазах большинства патриотов единственной конкретной формой централизованной власти накануне революции выступала метрополия. Неудивительно, что центральная политическая власть долгое время рассматривалась ими как главный источник деспотизма, а ее искоренение объявлялось одной из важнейших целей Американской революции. В канун революции и на ее первом этапе патриоты относились отрицательно к любому проекту, если только общеамериканскому правительственному органу в нем делегировались обширные полномочия. Суверенные штаты отвергали как унитарную, так и федеративную форму государственного объединения, соглашаясь на создание только конфедерации, то есть самой зыбкой формы союза.

Проект Дикинсона предполагал не только наделение государственного общеамериканского центра широкими и неопределенными полномочиями, но также создание наряду с законодательным собранием исполнительного органа власти. Члены Континентального конгресса решительно отвергли подобный подход. Одобренный ими 14 ноября 1777 г. и переданный для ратификации штатам проект по всем основным вопросам отличался от плана Дикинсона.

Из трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной — Статьи Конфедерации зафиксировали (в том виде, как она уже оформилась стихийно) создание лишь одной, законодательной, в лице конгресса. Что касается исполнительного органа, то он выступал в качестве придатка законодательного: конгресс мог создавать из своих делегатов всевозможные комитеты, наблюдавшие за проведением принимаемых решений в жизнь. Исполнительная власть оказалась крайне распыленной: конгресс отказался назначить как главу исполнительной власти, так и какое-либо подобие исполнительного совета. Только в 1781 г. под давлением объективных обстоятельств Континентальный конгресс отважился создать в обход Статей Конфедерации иностранный, военный, военно-морской и финансовый департаменты и поставить во главе каждого из них постоянного секретаря.

Сам конгресс состоял из одной палаты, где депутаты ежегодно сменялись легислатурами штатов и могли быть в любой момент отозваны. Каждый штат, независимо от числа делегируемых депутатов, имел на заседаниях конгресса один голос. Как показала политическая практика революционного периода, члены конгресса воспринимали себя зачастую как посланников суверенных республик, обязанных неукоснительно проводить в жизнь волю своих легислатур. Временами правительства штатов как будто вообще забывали о существовании конгресса. На одну из его сессий явились делегации лишь от трех штатов. В 1784 г. в конгрессе едва наскребли кворум для утверждения договора с Англией, признававшего независимость США.

Для ратификации Статей Конфедерации требовалось единодушное согласие всех штатов. Это привело к тому, что они вступили в силу только 1 марта 1781 г. Окончательный вариант Статей Конфедерации отличался от проекта в одном пункте: право собственности на западные земли закреплялось не за штатами, а за Континентальным конгрессом (только при этом условии согласился одобрить Статьи Мэриленд, у которого не было собственного фонда свободных земель).

Статьи Конфедерации внешне соответствовали демократическим принципам. Так, они провозглашали создание однопалатного Континентального конгресса, максимально ослабляя исполнительную власть. Для ряда американских историков это послужило основанием утверждать, что принятие Статей Конфедерации означало торжество демократического крыла революции и поражение умеренных. Подобное мнение не представляется вполне убедительным. Дело в том, что в Континентальном конгрессе, выработавшем Статьи Конфедерации, демократы никогда не были в большинстве. Этот документ отразил в первую очередь острые разногласия между штатами, их нежелание поступиться своими экономическими и политическими интересами ради достижения национального единства. Сторонники Статей Конфедерации скорее воспользовались демократической аргументацией и принципами для того, чтобы закрепить суверенитет штатов. Что же касается непосредственно демократов, то отнюдь не все из них были децентралистами, а некоторые, среди них Пейн и Франклин, первыми выступили за провозглашение верховенства Континентального конгресса в отношении правительств штатов.

Обращает на себя внимание тот факт, что соотношение сил между децентралистами и централистами менялось в пользу последних на каждом новом этапе революции. До революции


Пилигримы, причалившие к Плимутской скале 11 декабря 1620 года. Гравюра издательства Sarony & Major. 1846 год Library of Congress

На нем в Северную Америку прибывает первая группа переселенцев-пуритан, не признающих авторитет официальной Англиканской церкви. В дальнейшем миграция религиозных диссидентов на новый континент станет массовой


По обвинению в колдовстве повешены 19 человек, почти 200 человек заключены в тюрьму, где несколько из них умирают

Активизируются протестантские учения, делающие упор на искренность личного религиозного чувства. В результате колонии в значительной степени будут отрицать атеистическую сторону европейского Просвещения

Североамериканский театр Семилетней войны. Приводит к вытеснению Франции с континента и становится предтечей конфликта английских колонистов с метрополией, попытавшейся за их счет компенсировать затраты на войну

Второй Континентальный конгресс в Филадельфии — съезд депутатов от 13 колоний — принимает ее 4 июля, год спустя после начала Войны за независимость. Война закончится американской победой еще через семь лет





Главнокомандующий Континентальной армией во время Войны за независимость, первый президент США (1789–1797)


Политический деятель, философ, дипломат, основной автор Декларации независимости, третий президент США (1801–1809)


Битва на Куинстонских высотах. Картина Джона Дэвида Келли. 1896 год The Osoyoos & District Museum and Archives

Выработанные после провозглашения независимости Статьи Конфедерации и вечного союза оказались неэффективны, и к 1787 году специально созванный Конституционный конвент разрабатывает текст Конституции. К 1789 году документ ратифицируют две трети штатов, что дает возможность провести выборы Конгресса и президента США (остальные штаты ратифицируют Конституцию в течение следующих двух лет, после того как к основному тексту будут приняты 10 поправок, защищающих права и свободы граждан, — Билль о правах)

Сторонники действующего президента Джона Адамса считали его оппонента Томаса Джефферсона опасным радикалом и всерьез рассматривали возможность отказаться от передачи власти. Тем не менее Адамс уступает полномочия победителю, создавая прецедент перехода власти в результате демократического волеизъявления

При президенте Томасе Джефферсоне США впервые расширяются за счет покупки: у Франции приобретены земли от границы с Канадой до Мексиканского залива, по размеру примерно равные территории, которую Соединенные Штаты занимали до этого


Начинается после аннексии Соединенными Штатами Техаса, а завершается переходом примерно половины предвоенной территории Мексики к США

Первое собрание женщин в защиту своих прав. На нем, в частности, принимается Декларация чувств, провозглашающая равенство полов и берущая за образец Декларацию независимости США. Ее главный автор — аболиционистка Элизабет Кэди Стэнтон


Председатель Верховного суда США (). Именно решения Маршалла по ряду судебных дел утвердили право надзора со стороны Верховного суда за решениями исполнительной и законодательной властей, превратив его в полноценную третью ветвь власти




Беглый раб, ставший лидером аболиционистского движения, писатель, оратор, общественный деятель. В отличие от основателя американского аболиционизма Уильяма Ллойда Гаррисона, который придерживался стратегии ненасильственной борьбы, Дуглас считал применение оружия необходимым ради освобождения рабов



Миротворцы. Картина Джорджа Хили. 1868 год В центре — главнокомандующий армией Севера генерал Улисс Грант и президент США Авраам Линкольн. White House; Wikimedia Commons

По нему любой гражданин США может получить участок земли из государственного фонда при уплате только регистрационного взноса и с условием, что будет обрабатывать эту землю и жить на участке в течение пяти лет. Закон облегчит освоение западных территорий и обеспечит землей небогатых американцев, желающих стать фермерами


Через несколько дней после сдачи в плен основных сил Конфедерации во главе с генералом Робертом Ли сторонник южан актер Джон Уилкс Бут стреляет в Линкольна во время представления в театре Форда в Вашингтоне. Месяц спустя Гражданская война закончится арестом президента и правительства Конфедерации и полной победой северян

После Крымской войны Россия понимает, что защитить удаленные территории в случае нового конфликта с Велико­британией будет невозможно и само содержание Аляски убыточно (последнее, впрочем, оспаривается Российско-американской компанией). Несмотря на существование в США серьезной оппозиции покупке незаселенного и непригодного для сельского хозяйства куска земли, сделка состоится. Есть мнение, что российский посланник в Вашингтоне Эдуард Стёкль потратил часть денег из полученных за Аляску 7,2 миллиона долларов на подкуп сенаторов

Дорога связывает восточное и западное побережья США и облегчает заселение Великих равнин — огромного предгорного плато в центре континента


16-й президент США (1861–1865), первый — от Республиканской партии. На его президентство пришлась Гражданская война, которую он поначалу пытался разрешить компромиссом. Убедившись в его невозможности, пошел на осво­бождение рабов Юга. Был убит за месяц до окончания войны


Политический деятель Юга, военный министр США в середине 1850-х, сенатор от штата Миссисипи. Президент Конфедеративных Штатов Америки (КША) в 1861–1865 годах. После войны вел частную жизнь, написал мемуары


Военачальник, в годы Гражданской войны — командующий Северовиргинской армией и Главнокомандующий армией КША. Один из самых известных военных в истории США и самый популярный лидер Конфедерации. После войны возглавлял колледж Вашингтона в Виргинии



Политик, аболиционист, лидер фракции радикальных республиканцев в Конгрессе 1867–1868 годов, сторонник Реконструкции Юга, автор 14-й поправки к Конституции. Конфликтовал с 17-м президентом США Эндрю Джонсоном, которого обвинял в нерешительности и желании компромисса с южанами в ущерб правам негритянского населения, в 1868 году инициировал процедуру импичмента президента (безуспешно)


Генерал КША, после войны — один из первых членов и, по некоторым данным, первый гроссмейстер ку-клукс-клана

Читайте также: