Государственное регулирование экологопользования кратко

Обновлено: 06.07.2024

Государственное регулирование экологопользования рассматривается с помощью моделей, объединяющих функции регулирования, методы и формы. Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву право­вую и неправовую формы.

Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах:

1) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования. Например, отнесение земель к той или иной категории явля­ется экономическим вопросом. При обращении недовольных этим решением лиц, например, в прокуратуру, прокурор не сможет принести протест на это решение, поскольку оно находится за пределами закона;

2) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций.

В подавляющем большинстве формы регулирования по своей природе бывают неправовыми, т.к. правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устраняемые только право­вым путем.

Правовые формы выражаются в трех основных видах:

1) в правотворческой – в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму;

2) в правоприменительной – в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь;

3) в правоохранительной – в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

Правовые методы регулирования бывают следующих видов:

а) метод обязательных предписаний (императивный метод). Он предполагает точное, неукос­нительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Такой метод применяется, когда не требуется учет местных условий и особенностей при выпол­нении решения;

б) метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей;

в) метод санкционирований, или метод ограниченного самоуправления, при котором управ­ленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом.

Деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования осуществляется посредством мониторинга природной среды.

Согласно Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности (особо охраняемые природные территории), а соответственно, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах отнесены к совместному ведению Российской федерации и субъектов РФ. В силу этого экологическое законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Кроме того, источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, если в соответствии с Конституцией РФ эти органы наделены законом необходимыми государственными полномочиями.

К функциям органов исполнительной власти того и другого уровня относятся: комплексное регулирование экопользования; обеспечение экологической информацией; оценка воздействия на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологический контроль, экологическое нормирование, лицензирование, планирование и мониторинг; экологическая паспортизация, аудит, сертификация.

Рассмотрим отдельные составляющие.

Государство представляет экологическую информацию. Основной формой является публикация ежегодного Государственного доклада о состоянии окружающей среды РФ и соответствующих докладов субъектов РФ. Подлежат публикации международные юридические документы, включая резолюции или рекомендации конференций с участием РФ, о процедурах обеспечения доступа общественности к экологической информации или правах, касающихся участия общественности в принятии экологически значимых решений, и др.

Целью ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) является предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономический и иных последствий. Принципы и этапы проведения ОВОС, требования к материалам, порядок информирования и участия общественности в ОВОС устанавливается законодательством.

Целью экологической экспертизы (ЭЭ) – является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий определенной деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы.

По видам она делится на государственную и общественную.

ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, органов местного самоуправления общественными организациями. Заключение ее приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Предприятия и организации тоже осуществляют контроль состояния окружающей среды, для чего существует экологическая служба предприятия. Она же отслеживает загрязненность атмосферного воздуха, если предприятие имеет источники вредного воздействия на атмосферу. Такой же контроль существует по водным ресурсам и земле.

Целью экологического нормирования – установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность человека, сохранение генетического фонда и биоразнообразия, обеспечивающих устойчивое использование природных ресурсов. Различают такие виды: 1) санитарно- гигиенические: предельно допустимые концентрации вредных веществ, вредных микроорганизмов; 2) допустимое воздействие на окружающую среду: допустимые выбросы и стоки веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение и т.д.

Целью экологического контроля служит обеспечение достижения и поддержания качества окружающей среды как места и условия жизни деятельности живущего и будущих поколений. Виды контроля: производственный, государственный, общественный, муниципальный, а так же: предупредительный, текущий, последующий.




Целью экологического регулирования экономического механизма окружающей среды является формирование системы взаимосвязанных и взаимоприспособленных элементов, функционирующих для достижения целей охраны окружающей среды. Ключевым элементом этой системы являются – экологические платежи. Они направлены на снижение воздействия за счет разных механизмов: страхование гражданской ответственности за экологический вред, возмещение затрат на проектирование и строительство природоохранных сооружений; снижения выбросов и т.д.

Целью экологического мониторинга – это отслеживание за состоянием окружающей среды.

Целью экологической паспортизации является прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, таки вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Целью экологического аудита является независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности. Подразделяется на обязательную и инициативную.

Органы власти и управления, осуществляющие государственное

регулирование экологопользования.

Деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования осуществляется посредством мониторинга природной среды.

Согласно Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности (особо охраняемые природные территории), а соответственно, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах отнесены к совместному ведению Российской федерации и субъектов РФ. В силу этого экологическое законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Кроме того, источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, если в соответствии с Конституцией РФ эти органы наделены законом необходимыми государственными полномочиями.

К функциям органов исполнительной власти того и другого уровня относятся: комплексное регулирование экопользования; обеспечение экологической информацией; оценка воздействия на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологический контроль, экологическое нормирование, лицензирование, планирование и мониторинг; экологическая паспортизация, аудит, сертификация.

Рассмотрим отдельные составляющие.

Государство представляет экологическую информацию. Основной формой является публикация ежегодного Государственного доклада о состоянии окружающей среды РФ и соответствующих докладов субъектов РФ. Подлежат публикации международные юридические документы, включая резолюции или рекомендации конференций с участием РФ, о процедурах обеспечения доступа общественности к экологической информации или правах, касающихся участия общественности в принятии экологически значимых решений, и др.

Целью ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) является предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономический и иных последствий. Принципы и этапы проведения ОВОС, требования к материалам, порядок информирования и участия общественности в ОВОС устанавливается законодательством.

Целью экологической экспертизы (ЭЭ) – является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий определенной деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы.

По видам она делится на государственную и общественную.

ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, органов местного самоуправления общественными организациями. Заключение ее приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Предприятия и организации тоже осуществляют контроль состояния окружающей среды, для чего существует экологическая служба предприятия. Она же отслеживает загрязненность атмосферного воздуха, если предприятие имеет источники вредного воздействия на атмосферу. Такой же контроль существует по водным ресурсам и земле.

Целью экологического нормирования – установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность человека, сохранение генетического фонда и биоразнообразия, обеспечивающих устойчивое использование природных ресурсов. Различают такие виды: 1) санитарно- гигиенические: предельно допустимые концентрации вредных веществ, вредных микроорганизмов; 2) допустимое воздействие на окружающую среду: допустимые выбросы и стоки веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение и т.д.

Целью экологического контроля служит обеспечение достижения и поддержания качества окружающей среды как места и условия жизни деятельности живущего и будущих поколений. Виды контроля: производственный, государственный, общественный, муниципальный, а так же: предупредительный, текущий, последующий.

Целью экологического регулирования экономического механизма окружающей среды является формирование системы взаимосвязанных и взаимоприспособленных элементов, функционирующих для достижения целей охраны окружающей среды. Ключевым элементом этой системы являются – экологические платежи. Они направлены на снижение воздействия за счет разных механизмов: страхование гражданской ответственности за экологический вред, возмещение затрат на проектирование и строительство природоохранных сооружений; снижения выбросов и т.д.

Целью экологического мониторинга – это отслеживание за состоянием окружающей среды.

Целью экологической паспортизации является прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, таки вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Целью экологического аудита является независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности. Подразделяется на обязательную и инициативную.

Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.

Регулирование экологической системы подразумевает совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий их эффективного функционирования.

Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользованием, тесно связанным с охраной окружающей среды; для него характерны и общие черты управленческой деятельности государства делами общества, и специфические, обусловленные регулируемым объектом – экологической системой страны.

Регулирование экологопользования характеризуется принципами:

1) законности: государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы, а также граждане действуют на основе законности;

2) приоритета охраны окружающей природной среды – предполагает две основные стороны:

а) в случае столкновения интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем;

б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом;

а) важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, после утверждения обретающих обязательную силу;

б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ осуществляется постоянный контроль;

4) сочетания государственного регулирования с местным и самоуправлением:

а) максимальное вовлечение граждан в регулирование экологопользования (непосредственная демократия – сход граждан, представительная демократия, договорная демократия – граждане заключают определенные договорные обязательства по совершенствованию экологопользования в данной местности);

б) расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенную часть работы.

Система государственных органов регулирования экологопользования. Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид потому, что решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды не является специальной функцией этих органов, и решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции.

Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов занимается лишь вопросами экологопользования и охраны окружающей среды. Постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, а приказ министра по охране окружающей среды и природных ресурсов – только на тех участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого направлен данный приказ.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции – Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет), Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие – выделены в особую группу потому, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. (Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для службы ГИБДД, проводящей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.)

Государственное регулирование природопользования – это направление государственной политики, призванное обеспечивать эффективное и рациональное использование окружающей среды, ее охрану в соответствии с рядом принципов правовой защиты и регулирования данной сферы экономики.

Необходимость и назначение государственного регулирования природопользования

Современное общество не может функционировать без осуществления использования благ природы. При этом любая экономическая система стремится к максимально эффективному использованию природных ресурсов, невзирая на тот вред, который она может нанести окружающей среде за счет своих действий. Нивелировать эту отрицательную черту экономических субъектов призвано государственное регулирование природопользования.

Воздействие человека на природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности влечет экологические последствия. Между экономическим и экологическим благополучием существует тесная взаимосвязь.

Государство в настоящее время уделяет значительное внимание системе государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Возникновение эколого-экономических проблем способно оказывать влияние на эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов, а также условия жизнедеятельности каждого отдельного человека.

Государственное регулирование природопользования выступает в виде отдельного направления общегосударственной политики управления экономикой.

Содержание государственного регулирования природопользования

Система государственного регулирования природопользования включается в свой состав ряд элементов и действий, к числу которых относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, разработка и утверждение экологической политики государства;
  • во-вторых, выработка стратегии природопользования;
  • в-третьих, отбор методов государственного регулирования природопользования;
  • в-четвертых, создание нормативно-правовой базы управления природопользованием;
  • в-пятых, создание инфраструктуры, направленной на формирование условий для регулирования природопользования.

Система государственного регулирования природопользования применяет ряд инструментов для своего эффективного функционирования, к числу которых относят: систему управления взаимодействием человека и природы, правовую защиту прав физических и юридических лиц в сфере экологии, квотирование использования природных ресурсов, платность использования природных ресурсов и так далее.

Государственное регулирование природопользования призвано выполнять следующие функции:

  1. формирование системы органов государственного управления природопользованием и обеспечение координации их функционирования;
  2. управление ресурсами природы;
  3. осуществление планирования охраны и оптимизации окружающей среды;
  4. осуществление экологического нормирования;
  5. осуществление оценочной деятельности по результатам воздействия хозяйствующих субъектов и физических лиц на природную среду;
  6. проведение экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации, экологического аудирования, экологического мониторинга, экологического контроля;
  7. организация экологического воспитания и образования и так далее.

Место государственного мониторинга окружающей среды в системе государственного регулирования природопользования

Государственное регулирование природопользования предполагает осуществление регулярного государственного мониторинга окружающей среды. Под государственным мониторингом окружающей среды понимают систему наблюдений долгосрочного характера, призванную оценивать и прогнозировать состояние природной среды в будущем, а также предвидеть ее изменения.

В Российской Федерации функционирует Государственная служба, призванная осуществлять мониторинг окружающей среды. Цель функционирования этой службы состоит в наблюдении за процессами природной среды физического, химического, биологического характера. Также эта служба отслеживает загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, последствия влияния загрязнений на животный и растительный мир. Данная служба призвана информировать граждан и хозяйствующих субъектов о состоянии окружающей среды и прогнозах относительно его динамики.

Система государственного мониторинга окружающей среды включает в свой состав различные органы государственного управления исполнительного характера, уполномоченные на осуществление охраны окружающей среды на различных территориях и пространствах, в том числе в космосе.

Методы государственного регулирования природопользования

Система методов государственного регулирования природопользования включают:

7.2. Государственное регулирование экологопользования.

7.3. Законодательное регулирование и международно – правовая охрана окружающей природной среды экологопользования.

7.4. Особенности регулирования отдельных видов деятельности.


7.1. Общая характеристика экологического права

Углубление кризисного состояния экономики России, увеличение в ее формировании доли топливно-сырьевого сектора, падение научно-технического потенциала и отсутствие ресурсосберегающих и безотходных технологий, использование России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды вредных веществ, ведут к обострению экологических проблем в нашей стране и в то же время значительно повышают роль и значение правовых средств борьбы за выживание человечества, улучшение и оздоровление окружающей природной среды.

Решению этих сложных задач призвана служить эколого-правовая наука и самостоятельная отрасль права – экологическое право. Утверждению ее как самостоятельной отрасли способствовало активное развитие природоресурсового и природоохранительного законодательства (особенно с середины 90-х гг.).

Важнейшими интересами экологического права является сохранение и улучшение окружающей природной среды, охрана и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения. Экологическое право как отрасль права имеет своим предметом волевые общественные экологические отношения, возникающие в различных сферах жизни и деятельности общества. По своему содержанию данные отношения весьма разнообразны, они могут возникать по поводу собственности на природные ресурсы, по поводу управления природными ресурсами, по поводу нормирования качества окружающей природной среды, по поводу обеспечения рационального природопользования, по поводу восстановления и воспроизводства природных ресурсов, по поводу заповедования, создания особо охраняемых природных территорий. Важное место в системе экологических отношений занимают охранительные отношения, которые связаны с применением мер юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. Ответственность эта предусмотрена в нормах не только экологического, но и уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства. Эти отношения также составляют предмет экологического права.

Проводимый в условиях социально-экономических перемен пересмотр общечеловеческих ценностей привел к тому, что на первое место в системе экологических отношений поставлены задачи охраны жизни и здоровья граждан, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан и их экологической безопасности. В этой связи отношения в сфере экологической безопасности человека занимают центральное место в системе экологических отношений.

Охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения на территории РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране в соответствии с действующим законодательством подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях сохранения и восстановления природных ресурсов, обеспечения их рационального использования, улучшения и оздоровления окружающей природной среды, а также экологической безопасности человека и общества.

Читайте также: