Государственное регулирование цифровой экономики кратко
Обновлено: 05.07.2024
ИТ-концепции разрабатывались в России начиная с 1990-х и примерно до середины 2010-х годов. При этом большинство концепций из прошлого не имеет прямой связи с сегодняшними стратегическими документами в ИТ. Отдельные идеи и направления перекочевали в новые документы, не сохранив целостности и связи с предшественниками.
Рисунок А.1
Основные этапы государственной информатизации в России
ФЗ — федеральный закон
ПП — постановление Правительства
ФЦП — федеральная целевая программа
ГП — государственная программа
ФОИВ — федеральные органы исполнительной власти
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о совершенствовании управления на основе широкого использования средств вычислительной техники
Указ Президента РФ о совершенствовании информационно телекоммуника ционного обеспечения органов государственной власти
Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
Внедрена система электронного документооборота между федеральными и региональными органами власти (МЭДО)
Преобразование региональных органов власти, ответственных за информатизацию и развитие электронного правительства, в органы цифрового развития
Назначение в высших исполнительных органах государственной власти ответственных за цифровую трансформацию (CDTO)
А.3.1 Исторический экскурс
1986: ГКВТИ СССР
Практически все координационные функции ГКВТИ, определенные в Положении о ГКВТИ (утв. постановлением Совета Министров СССР от 21.04.1987 № 456), звучат вполне современно и актуально, несмотря на то, что они были сформулированы более 30 лет назад. Вот лишь пара примеров:
-
координация и научно-методическое руководство разработкой целевых программ по повышению эффективности использования вычислительной техники и автоматизированных систем в народном хозяйстве и контроль за их выполнением, подготовка и утверждение научно-методической документации для формирования этих программ, методическое руководство и координация деятельности межотраслевых научно-технических комплексов в области вычислительной техники и информатики;
Полномочия ГКВТИ вполне соответствовали возложенным на него задачам. Госкомитет имел право:
-
осуществлять контроль за выполнением министерствами и ведомствами и подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями решений Партии и Правительства по вопросам разработки, производства и использования средств вычислительной техники;
«В июле 1988 г. Политбюро ЦК КПСС поручило Госплану СССР, ГКНТ СССР, Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ СССР), Академии наук СССР и Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию организовать разработку на конкурсной основе вариантов проекта концепции информатизации общества и представить на рассмотрение Верховного Совета СССР…
Если теперь вернуться к упомянутым вариантам проектов концепции информатизации общества, то видно, что трактовка самого понятия "информатизация" в них далеко не однозначна.
Сегодня, с высоты исторического знания, следует признать, что ГКВТИ СССР был первым и, видимо, последним полноправным и полноценным координатором государственной информатизации в нашей стране. У ГКВТИ было все: финансовые и материальные ресурсы, властные и контрольные полномочия, четко определенные задачи и зоны ответственности, критерии оценки эффективности деятельности. Не оказалось у ГКВТИ только одного — времени, достаточного для реализации намеченных планов и достижения поставленных целей.
1994: Указы Президента РФ от 20.01.1994 № 170 и от 17.02.1994 № 328: Роскоминформ
- определены основные направления государственной политики в сфере информатизации;
- образован Комитет при Президенте РФ по политике информатизации (Роскоминформ);
- определены основные задачи Роскоминформа.
Среди наиболее значимых результатов деятельности Роскоминформа:
А.3.2 Концепции
За 30 с лишним лет российской госинформатизации было разработано около десятка концептуальных документов, содержавших стратегические аспекты. В силу ограниченных сроков, на которые разрабатывались эти концепции, ни одна из них не актуальна в качестве действующего документа, хотя некоторые базовые идеи из них нашли свое место в действующих сегодня НПА.
-
разобщенность и ведомственная изолированность ИТ-систем и решений, функционирующих в органах государственной власти;
-
разработку и реализацию единой государственной политики в сфере информатизации федеральных органов власти;
-
Необходимо повышение публичности и наглядности процесса координации, что позволит задействовать общественные ресурсы для проведения экспертизы целесообразности планируемых ведомствами мероприятий по информатизации, а также поспособствует выявлению нарушений органами, уполномоченными в соответствующей сфере.
Проект Концепции содержал также ряд конкретных мер и рекомендаций:
-
Предложения по формированию уточненного перечня стадий и этапов жизненного цикла АИС и/или компонентов ИТКИ государственных органов;
А.3.3 Стратегические документы про ИТ и информационное общество
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
развитие науки, технологий, техники и подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Первый вариант ГП ИО утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2010 № 1815-р. Первая редакция действующего варианта ГП ИО утверждена постановлением Правительства от 15.04.2014 № 313. В последующие годы в программу вносились изменения в общей сложности 25 раз — действующая редакция утверждена (в рамках сохраняющего силу базового ПП 313) 19.10.2020. В основном изменения касались параметров финансового обеспечения программы и контрольных значений показателей.
Ожидается, что в ближайшее время сроки реализации ГП ИО снова будут скорректированы — теперь до 2030 года, так как до этого года планируется продлить все нацпроекты. Все редакции ГП ИО, принятые после 2014 года, разрабатывались уже с учетом принятого Федерального закона № 172-ФЗ.
-
формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
-
формирование безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
«. создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства для широкого использования гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и интернета вещей;
. создать встроенные средства защиты информации для применения в российских информационных и коммуникационных технологиях;
. обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления;
. создать справедливые условия ведения предпринимательской деятельности для российских разработчиков;
Основные направления развития российских ИКТ:
- конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
- обработка больших объемов данных;
- искусственный интеллект;
- доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
- облачные и туманные вычисления;
- интернет вещей и индустриальный интернет;
- робототехника и биотехнологии;
- радиотехника и электронная компонентная база;
- информационная безопасность
Паспорт нацпрограммы утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, а паспорта федеральных проектов — президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. То есть правовой статус этих документов неясен: протоколы заседаний и президиума Совета при Президенте РФ и президиума Правительственной комиссии не имеют силы нормативных правовых актов.
Майский указ 2018 года и июльский Указ 2020 года, а также паспорта национальных и федеральных проектов, де-факто стали новой формой документов стратегического планирования, не вписывающейся в конструкцию 172-ФЗ.
Проведение оценки регулирующего воздействия возможно по решению президиума Комиссии, рабочей группы, центров компетенций
Подготавливает предложения в проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий
Подготавливает заключения на проекты планов мероприятий и на предложения по внесению изменений в планы мероприятий
Участвует в проведении оценки эффективности реализации Программы
Проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ, д.ю.н.
Директор Правового департамента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, заместитель директора, профессор ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации, д.ю.н.
Помощник ректора ЛГУ имени А.С. Пушкина, руководитель Центра урбанистки и прикладных социокультурных исследований ЛГУ имени А.С. Пушкина, к.п.н.
Начальник Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи
Финансовый уполномоченный в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций Центрального Банка России
Заместитель руководителя Департамента Информационных технологий города Москвы - руководитель контрактной службы
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Обеспечивает сбор предложений в проекты планов мероприятий и предложений по внесению изменений в планы мероприятий
Подготавливает проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий
Выполняет планы мероприятий в рамках своей компетенции и предоставляет информацию о ходе их выполнения в ответственный федеральный орган исполнительной власти и проектный офис
В центр компетенций по нормативному регулированию входят профессионалы из десятков российских компаний. Работа ведется в 14 подгруппах:
Чтобы стать экспертом и принять участие в тематических группах Центра компетенций по совершенствованию правового регулирования необходимо:
Читайте также: