Государственное регулирование безработицы в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации);

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, политику в сфере образования;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание условий для мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, в том числе для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;

создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

Вопросы занятости населения сегодня находятся в центре внимания государства, поскольку они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы жизнедеятельности российского общества. В настоящее время целью проводимой социально-экономической политики государства является увеличение уровня занятости и нацеленность на предупреждающие мероприятия по борьбе с безработицей.

Социально-экономическая защищенность важна для населения нашей страны, поэтому государство обеспечивает ее на законодательном уровне.Государство гарантирует минимальный размер пособия по безработице, который на 2017 г. не изменился и составил 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума. Проводится субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д. [22]

Все большую роль в регулировании занятости и оповещении о наличии свободных мест на рынке труда играют центры занятости населения, которые являются представителями государства и выполняют возложенные на них функции, об оказании помощи безработным. Реализация программных мероприятий способствует созданию условий для устойчивого развития рынка труда и обеспечивает достижение положительных результатов, определяющих социально-экономическую эффективность [5].

В 2017 г. государство проводило следующие мероприятия по борьбе с безработицей:

- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);

- переподготовка (повышение квалификации);

- профессиональное обучение (смена вида деятельности);

- создание собственного дела (самозанятость);

- общественные и временные работы;

- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Также принимались следующие меры борьбы с безработицей в 2017 г.:

- введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности);

- содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства;

- формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет;

- переход на частные и государственные платформы онлайн-обучения. С участием вузов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы, был составлен набор программ для переподготовки в области цифровой экономики [5].

В 2017 г. продолжалась смена модели регулирования безработицы: сокращение неэффективных рабочих мест. Данная мера потребовала реструктуризации градообразующих предприятий, создания программ для повышения квалификации, освоения новой специальности. В 2017 г. разрабатывались программы по стимулированию позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.




Таким образом, в последние годы в России менялась модель регулирования безработицы – упор был сделан на сокращение неэффективных рабочих мест. К числу внешних факторов регулирования безработицы можно отнести дальнейшее развитие сотрудничества с ключевыми торгово-экономическими партнерами, в том числе в сфере строительства газопроводов с Китаем и Турцией.

Вопросы занятости населения сегодня находятся в центре внимания государства, поскольку они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы жизнедеятельности российского общества. В настоящее время целью проводимой социально-экономической политики государства является увеличение уровня занятости и нацеленность на предупреждающие мероприятия по борьбе с безработицей.

Социально-экономическая защищенность важна для населения нашей страны, поэтому государство обеспечивает ее на законодательном уровне.Государство гарантирует минимальный размер пособия по безработице, который на 2017 г. не изменился и составил 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума. Проводится субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д. [22]

Все большую роль в регулировании занятости и оповещении о наличии свободных мест на рынке труда играют центры занятости населения, которые являются представителями государства и выполняют возложенные на них функции, об оказании помощи безработным. Реализация программных мероприятий способствует созданию условий для устойчивого развития рынка труда и обеспечивает достижение положительных результатов, определяющих социально-экономическую эффективность [5].

В 2017 г. государство проводило следующие мероприятия по борьбе с безработицей:

- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);

- переподготовка (повышение квалификации);

- профессиональное обучение (смена вида деятельности);

- создание собственного дела (самозанятость);

- общественные и временные работы;

- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Также принимались следующие меры борьбы с безработицей в 2017 г.:

- введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности);

- содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства;

- формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет;

- переход на частные и государственные платформы онлайн-обучения. С участием вузов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы, был составлен набор программ для переподготовки в области цифровой экономики [5].

В 2017 г. продолжалась смена модели регулирования безработицы: сокращение неэффективных рабочих мест. Данная мера потребовала реструктуризации градообразующих предприятий, создания программ для повышения квалификации, освоения новой специальности. В 2017 г. разрабатывались программы по стимулированию позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.

Таким образом, в последние годы в России менялась модель регулирования безработицы – упор был сделан на сокращение неэффективных рабочих мест. К числу внешних факторов регулирования безработицы можно отнести дальнейшее развитие сотрудничества с ключевыми торгово-экономическими партнерами, в том числе в сфере строительства газопроводов с Китаем и Турцией.

Государственное регулирование занятости и безработицы – это специальное направление внутренней политики государства, которое опосредует систему принципов, методов и мероприятий властного воздействия на соотношение спроса и предложения на рынке труда для обеспечения социально-экономического развития, благосостояния населения за счет реализации его трудового потенциала.

Понятие и значение государственного регулирования занятости и безработицы

Демократизация общественных отношений и утверждение рыночных механизмов хозяйствования коренным образом изменили экономическую систему, в том числе и рынок труда: экономические отношения теперь представляет собой общественные отношения, основанные на равенстве субъектов, свободе договора, свободе выбора предпринимательской деятельности и форм ее реализации.

При этом государство не должно отказываться от государственного регулирования экономических отношений, в том числе рынка труда, поскольку в условиях экономической нестабильности, экономических кризисов, возможных осложнений политических отношений или социальной напряженности баланс спроса и предложения не может обеспечиваться исключительно свободным рынком.

Государственное регулирование занятости и безработицы имеет своей целью обеспечить баланс спроса и предложения на рынке труда, гарантировать поддержку лицам, которые являются трудоспособными и по объективным причинам не могут найти работу.

Значение государственного регулирования занятости и безработицы обусловлено необходимостью предотвратить или минимизировать негативные последствия, которые влечет безработица для личности, общества и государства в целом:

  • сокращение доходов населения и возможности трудоспособных лиц обеспечивать собственные потребности и потребности членов своей семьи за счет реализации трудовой функции;
  • сокращение покупательской способности населения;
  • повышение социальной нагрузки на трудоспособное население и соответственно на бюджет государства и др.

Готовые работы на аналогичную тему

В самом общем виде государственное регулирование занятости и безработицы можно охарактеризовать как направления внутренней политики и целенаправленную деятельность уполномоченных должностных лиц и органов публичного управления по реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости, поддержку безработных и максимальную реализацию трудового потенциала российского населения. В Российской Федерации государственная политика в области занятости и безработицы реализуется на всех уровнях публичного управления от федерального до муниципального.

Направления государственного регулирования занятости и безработицы

Сегодня государственное регулирование занятости и безработицы как система мер обеспечения занятости и противодействия безработицы не ограничивается исключительно экономическими мерами и предполагает использование социальных, психологических, правовых инструментов.

Основным методом реализации государственного регулирования занятости и безработицы выступает программное регулирование. В качестве приоритетных направлений государственного регулирования занятости и безработицы можно выделить следующие:

  • формирование максимально возможного количества рабочих мест в системе публичного управления, а также стимулирование к формированию рабочих мест в сфере частного бизнеса;
  • обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки трудоспособного населения исходя из запросов рынка труда;
  • формирование инфраструктуры, обеспечивающей трудоустройство трудоспособного населения;
  • обеспечение социального страхования от негативных последствий безработицы.

Правовую основу государственного регулирования в сфере занятости и безработицы составляет специальное законодательство о занятости населения, которое:

  • регламентирует процедуру признания гражданина безработным;
  • устанавливает основы функционирования государственной службы занятости;
  • устанавливает основы социальной поддержки безработных.

Ежегодно разрабатывается система мероприятий по регулированию занятости; в связи с нестабильностью экономической среды такие мероприятия характеризуются усиливающейся социальной направленностью.

Задачи государственного регулирования занятости и безработицы

Государственное регулирование занятости и безработицы как целенаправленная деятельность по обеспечению занятости трудоспособного населения и преодолению негативных последствий безработицы предполагает комплексное решение следующих задач:

  • обеспечение равной доступности трудовой деятельности для всего российского населения, в том числе обеспечение свободного выбора вида такой деятельности и условий ее реализации;
  • обеспечение благоприятной среды для развития и реализации потенциала личности;
  • всесторонняя поддержка граждан в реализации предпринимательской инициативы, реализации инициативы в сфере трудовой деятельности;
  • разработка системы специальных мероприятий по предотвращению массовой и длительной, то есть превышающий продолжительностью год, безработицы, а также системы мероприятий и институтов, облегчающих поиск работы трудоспособным населением;
  • партнерство органов публичного управления, представителей частного бизнеса, представителей работников и институтов гражданского общества в разработке и реализации системы мероприятий по обеспечению занятости и противодействию безработице и др.

Эффективное государственное регулирование должно включать не только формирование благоприятной среды для развития и реализации потенциала личности, поиска, выбора и реализации трудовой деятельности, но и стимулировать трудоспособное население к активному поиску работы, к творческой трудовой и предпринимательской деятельности, к постоянному профессиональному саморазвитию и пр.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Безработица является одной из немногих социально-экономических проблем, которая касается любого человека. Под безработицей принято обычно понимать несоответствие на рынке труда, когда количество людей, желающих найти работу, превышает количество имеющихся рабочих мест. Оно влечет за собой глобальные изменения как в экономике, так и в социальное сфере. Эти изменения могут быть не только отрицательными (т.е. обострение криминогенной ситуации, сокращение производства), но и положительными, такими как повышение ценности рабочего места, стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

В экономической теории для изучения безработицы используется показатели как уровень безработицы и ее средняя продолжительность. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации. По статистическим данным, например, уровень безработицы в России вырос по итогам января 2010 г. до 9,2% против 8,2% в декабре 2009 г. Работу искали в 2009 г. менее трех месяцев 29,4% безработных, более одного года - 32,9%. Значительно выше доля застойной безработицы среди сельских жителей - 40,3%.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами динамики уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к снижению безработицы до ее минимального значения.

Государственное регулирование безработицы представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции рынка труда. Меры государства различают при этом:

1. По уровню воздействия:

  • федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);
  • региональные (субъекты Российской Федерации);
  • местные (города, районы, населенные пункты);
  • отраслевые (отраслевая структура экономики);
  • внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

2. По формам воздействия:

  • прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;
  • косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

3. По источникам финансирования государственной политики занятости:

  • федеральный бюджет (субвенции);
  • республиканский бюджет;
  • местный бюджет;
  • средства предприятий и организаций;
  • внебюджетные средства.[1]

Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.);
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ.

Во-первых, установлен единый порядок определения размера и срока выплаты пособия по безработице гражданам, уволенным от работодателей, независимо от их правового статуса (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем). Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности работников, и обратившимся в службу занятости после 1 января 2010 г., признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице назначается в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более максимальной величины пособия по безработице.

Во-вторых, сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности работников организации, о возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить в службу занятости населения.[2]

Кроме того, все центры занятости страны начали работать по четырем новым, модернизированным направлениям. Во-первых, теперь на общественные работы привлекаются не только безработные, но и те, кому уменьшили количество трудочасов на основном месте. Эту сумму работодателю будет компенсировать государство. Привлечь граждан на общественные работы через службу занятости могут как госпредприятия и учреждения (например, на благоустройство территории, проведение ремонта в школах, строительство дорог), так и частные. Второе направление: потенциальным безработным также будет предложено, пользуясь простоями на работе, повысить свой квалификационный уровень или получить новую специальность, опять же за счет бюджетных средств. Третье новое направление - это помощь в открытии собственного дела. Раньше центр занятости мог лишь проконсультировать будущего бизнесмена, обучить его азам предпринимательской деятельности и оплатить ее регистрацию, сейчас также предполагается выделение денег на так называемый первоначальный капитал. И четвертое - это помощь при переезде в другую местность. Служба занятости оплатит проезд к месту работы, суточные в пути и в течение трех месяцев - компенсацию аренды жилья.

Принимаемые в стране меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы.[3] В частности, уровень регистрируемой безработицы в Самарской области, входящей в двадцатку регионов России с наиболее низким уровнем общей безработицы, продолжает снижаться. По состоянию на 13 июля 2011 г. по информации департамента труда он составил 1,65% против 2,1% на начало года, 2,7% - в 2010 г., 2,8% - в 2009 г.

Изменение экономической обстановки качественно изменит рынок труда через несколько лет. Рабочая сила из промышленности постепенно перетекает в сферу услуг, что в принципе отражает общемировую тенденцию.[4]

Главными стратегическими целями регулирования безработицы должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития экономически активного населения страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.

Рынок труда Самарской области представлен широкой сетью центров занятости, основными задачами которых, в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации", являются:

  • давать оценку текущего состояния и прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на рынке труда властные структуры и население;
  • принимать участие в разработке и реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите населения;
  • оказывать населению необходимую помощь в профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении;
  • оказывать финансовую поддержку незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде социальных выплат, пособий, досрочных пенсий.

При рассмотрении изменений безработицы по полу, можно отметить, что уровень безработицы в 2008 г. в Самарской области по сравнению с 2000 г. значительно уменьшился, как у мужчин (с 10,7% до 4,8%), так и у женщин (с 9,7% до 3,5%).

Забота государства о регулировании безработицы с целью достижения в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно приспосабливаться к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройке производства, формированию социальной политики.

Читайте также: