Гостиный двор казань кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гостиный двор: беглые заметки

С площади перед Гостиным двором открывается один из лучших, если не самый лучший вид в городе. Старый Гостиный двор, понесший утраты, нелепо надстраивавшийся, горевший и тяжело и долго приводившийся в порядок сейчас радует глаз. О здании величиной с квартал, буквально насыщенном историей, до сих пор не написано приличной книжки. В его документальной истории есть некоторые лакуны, но они совершенно несущественны по сравнению с обилием сохранившихся документов. Так что перед исследователями истории Гостиного двора лежит обширное поле с еле видными кое-где вспаханными полосками – небольшими статьями в прессе и сборниках.

Верные своему обыкновению, мы повторим общеизвестное в самом сжатом виде, а потом перейдем к подробностям. Этими подробностями на этот раз будут Гостинодворская церковь (ее изображения и ее перестройка) и только одно из заведений – Бюро похоронных процессий.

Нынешние размеры и конфигурацию в плане гостиный двор принял при перестройке в 1770 году по проекту В.И.Кафтырева. Однако пугачаёвский разгром и пожары привели к запустению двора. При посещении Казани императором Павлом Петровичем была выделена значительная сумма для приведения гостиного двора в порядок. Отстроенное по проекту Ф.Е.Емельянова здание было уже двухэтажным по Воскресенской улице и трёхэтажным (из-за понижения рельефа участка) по Малой Проломной.

imgB

В.С.Турин. Вид Гостиного двора. 1820-е гг.

0_d9ae2_f38800d8_orig

Этот портик исчез при перестройке Гостиного двора архитекторами Х. Крампом и И.П.Бессоновым после очередного катастрофического пожара августа 1842 года. Последней дореволюционной перестройкой было переоборудование части здания под Городской музей и городской ломбард в 1895 году по проекту архитектора И.Н. Колмакова.

В декабре 1987 года выгорели два надстроенных этажа, и после долгих дискуссий здание бывшего Гостиного двора было восстановлено в двухэтажном варианте. Сторонние организации были отселены и теперь все строение занимает Национальный музей РТ.

А сейчас к Николо-Гостинодворкой церкви. Основные вехи ее истории можно узнать в краеведческой литературе. Сейчас же хочется обратить внимание на своеобразие архитектуры церкви: восьмерик на четверике, довольно условное пятиглавие (четыре маленьких угловых главки еле заметны) и кажущийся огромным шатер. Именно на это своеобразие обращали внимание как русские, так и иностранные художники. Эдвард Трейси Турнерелли (англичанин, лектор английского языка Казанского университета) создал впечатляющий рисунок, повторенный позже граверами и опубликованным. Сейчас листы этих гравюр иногда попадаются в антиквариатах и на аукционах. Вот один из этих листов, гравюра на меди, 1839г. из Антиквариата Краузе в Дилленбурге. Там этот лист дан как башня Сююмбеки)).

0_cc32a_5d328e82_orig

Э.Т. Турнерели. Николо-Гостинодворская церковь. 1839 г.

Ниже показана фотография остатков Гостинодворской церкви, решение о передаче которой епархии принято не так давно. Кубический объем, видный на фото, это и есть четверик старой Гостинодворской церкви, вошедший в нее при перестройке. Ничего грандиозного в этом четверике нет, он довольно скромен по размеру и составляет небольшую часть нового храма. Искажение размеров и пропорций английским художником сделало Гостинодворскую церковь известной и вне России – иллюстрации с ее изображением не были редкостью в иностранных журналах.

8614ab36b0cb1edf516e56760da63d36

Перестройка же была предпринята в связи ветхостью старой церкви. Долго не находилось денег для нее, пока два казанских купца не пожертвовали значительные суммы. Но и тогда дело двигалось не слишком быстро.

Вот очень кратко содержание дела (номер фонда, описи и дела опускаю), содержащего бумаги по перестройке:

Под Ложкинской богадельней, принадлежащей приказу общественного призрения, расселась земля и здание треснуло. Часть его разобрана. В богадельне была церковь, к которой по распоряжению местной духовной консистории причислена упраздненная Николо-Гостинодворская церковь. Казанская градская дума, впредь до перестройки богадельни и церкви при ней ходатайствует о перестройке Гостинодворской церкви на счет пожертвований с пристройкой алтаря, на что и составлен проект губернской строительной и дорожной комиссией, основываясь на свидетельстве гг. губернского архитектора Бессонова и городского архитектора Жуковского, что к перестройке Гостинодворской церкви нет препятствий и находя составленный на это проект удовлетворительным и примененным к существующему зданию, - проект этот имеет честь представить Вашему Высокопревосходительству.

л.6 Доклад департамента проектов и смет ГУПС и ПЗ 31 июня 1862 г. № 1359

л.11 Чертежи и акт свидетельствования. Составил арх.-художник Романов. Генплан, фасад, разрез и план.

л.20 Всеподданнейший доклад ГУПС и ПЗ. СПб., 12 сентября 1864. № 275

Высочайше утвержден 14/26 сентября 1864 г.

Но и после утверждения проекта дела шли вяло. Но все же шли: последний лист дела датирован 1883 годом, именно этот год можно считать финишным для перестройки храма, который принял вид, изображенный на иллюстрации внизу:

gostinodvorskaya_595

4343435435

О разрядах похорон. В Казани, насколько удалось выяснить, их было четыре – это на два меньше, чем в столице. Добыть сведения о стоимости похорон по первому разряду не удалось. Поэтому приведем питерские расценки. Казанские, естественно были ниже.

  1. Гроб (высокий и широкий) 1 р. 80 к.
  2. Обивка гроба (коленкор с позументом или глазет) 4 р. 50 к.

Обивка бархатом особо по соглашению от 10 р. до 16 р. 70 к.

Гроб металлический заграничный лучший от 32 р. до 60 р.

Такой-же русский от 9 р. до 16 р.

Бронзировка гроба 10 р.

  1. Балдахин (прокатная цена) от 5 р. до 95 р.
  2. Шесть лошадей (прокатная цена по 2 руб.) 12 р.
  3. 16 факельщиков (по 60 коп.) 9 р. 60 к.
  4. Читальщики 3 р.
  5. Свечи 6 р.
  6. Катафалк (прокатная цена) 1 р.
  7. Наряд полиции 3 р.
  8. Публикации в газетах 12 р.
  9. Хор певчих до 60 р.
  10. Траур (в церкви и квартире с растениями) по особому соглашению вне разряда

Итого гробовщик расходует 112 р. 40 к., получая 950 руб., или 189 р. 90 к., получая 1200 рублей.

4343435435regegtg

Мажор, факельщики и парадный катафалк. СПб.

4343435435rege444

Факельщики в траурной процессии. СПб.

Процессия привозила покойного на кладбище. А там уже были свои разряды. В Казани они не были официально оформлены в отличие от столицы. Существовала градация цен на могилы: от 50 коп. до 4 руб. 50 коп. Предусматривались и бесплатные могилы, но нужно было представить документ о бедности. Некоторые могилы обкладывались кирпичом. Но это уже кладбищенская тема – интересная, но не имеющая отношения к Гостиному двору. Возможно, мы еще напишем о казанских кладбищах с хозяйственной точки зрения: жизнь там была, прямо скажем, не скучная.

Гостиный Двор Казань

Гостиный Двор Казани, памятник-комплекс русской архитектуры, находится там, где был средневековый караван-сарай ханской Казани на 635 торговых точек.

Дореволюционная Казань, Гостиный Двор.

Долгие годы по закону Гостиный Двор Казани имел монополию на торговлю в городе. Его каменное здание, построенное в 1770 году, основательно разрушили в ходе штурма города пугачевцы (1774), оставшееся поглотил пожар 1797 года. Посетивший Казань император Павел Петрович велел восстановить здание и выделил на это значительные средства.

Пожары тревожили вновь отстроенное здание Гостиного Двора весь XIX век, после чего его северную часть в 1895 году реконструировали под городской музей, основательно перепланировав внутренние помещения.

В 1933-1935 годах над северным и восточным корпусами надстроили два этажа по проекту архитектора А. Г. Бикчентаева. После пожара 1987 года и реконструкции обгоревшие надстроенные этажи вновь демонтировали и возвратили зданию черты исторического облика конца XIX века.

Экипаж императрицы Екатерины Великой в Гостином Дворе Казани.

Сегодня в здании Гостиного Двора находится Национальный музей Республики Татарстан, основанный в 1895 году.

С 1896 года в Гостином Дворе Казани хранилась уникальная реликвия - громадная карета с позолотой, обшитая дорогим бордовым бархатом. Городские власти подарили ее Екатерине Великой, когда та посетила Казань. Императрица растрогалась, осыпала всех милостями, а перед отъездом передарила роскошный экипаж архиепископу Казанскому Вениамину.

Долгое время карета была собственностью Городской думы, а в 2000 году ее точная бронзовая копия была, к радости туристов и маленьких казанцев, установлена на улице Баумана, неподалеку от Никольского кафедрального собора.

Вы совершите небольшое путешествие вокруг одной из интереснейших достопримечательностей Казани – здания бывшего Гостиного двора, который в течение четырёх веков являлся главным торговым центром нашего города. Сохранилось третье здание Гостиного двора, занимающее целый квартал, в котором вот уже 119 лет (с 1895 года) располагается Национальный музей Республики Татарстан. Его окружает немало интересных сооружений – Казанский Кремль, Площадь 1 Мая, Казанская мэрия, Ивановский мужской монастырь, улица Кремлёвская.

В Казани в нынешнем здании Национального музея РТ раньше был гостиный двор. Когда-то деревянный, позже каменный, много раз перестроенный, гостиный двор стал городским музеем в 1895 году. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним! На дальнем плане фотографии виден Иоанно-Предтеченский.

Гостиный двор — другое крупное строение на фотографии. В допетровское время он был деревянным, одноэтажным и занимал меньшую площадь. Долгое время по закону того времени гостиный двор имел монополию на торговлю в городе. В конце XVII века деревянный двор был заменён каменным.

Нынешние размеры и конфигурацию в плане гостиный двор принял при перестройке в 1770 году по проекту В.И.Кафтырева. Однако пугачаёвский разгром и пожары привели к запустению двора. При посещении Казани императором Павлом Петровичем была выделена значительная сумма для приведения гостиного двора в порядок. Отстроенное по проекту Ф.Е.Емельянова здание было уже двухэтажным по Воскресенской улице и трёхэтажным (из-за понижения рельефа участка) по Малой Проломной.

В декабре 1987 года выгорели два надстроенных этажа и после долгих дискуссий здание бывшего гостиного двора было восстановлено в двухэтажном варианте. Сторонние организации были отселены и теперь все строение занимает Национальный музей РТ.

Фотография 30-х годов прошлого века Фрэнка Феттера. Современное фото Марии Зверевой.

Читайте также: