Городская реформа петра 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Городская реформа Петра Алексеевича состояла из комплекса нововведений административного и сословного характера, которые проводились в 1699-1720 гг. Осуществлялась реформа с целью укрепления власти, увеличения выплат налогов в казну, деления населения в городах на группы и гильдии.

Причины и цели реформирования

Городскую реформу проводили в два этапа:

  • в 1699 г. учредили Бурмистерскую палату;
  • в 1720 г. сформировали Главный Магистрат и издали регламент к нему.

1699. Реформа городского управления

Необходимость реформирования была связана с потребностью государства в увеличении числа налогов и размеров их сбора для целей военного и флотского строительства и армейского оснащения. При этом правительство нуждалось в утверждении абсолютизма в стране. Сам властный механизм опирался именно на систему самоуправления на местах. Посетив в составе Великого посольства европейские страны, Петр I изучил устройство административного управления и принял его за базу.

Цели реформирования сводились к:

  • модернизации административного аппарата на основе опыта стран Европы и сформированной выборной вертикали осуществления властных полномочий;
  • упрочнению вертикали с классификацией жителей в целях повышения эффективности сбора налогов;
  • наращиванию надзора полицейских ведомств в связи с поиском беглого крестьянства и солдатского контингента.

Начало реформы

Ратуша и земские избы выполняли такие действия:

  • собирали налоги и обеспечивали армейский постой;
  • осуществляли судебный процесс в городах, за исключением вопросов политического характера;
  • вели надзорную деятельность по исполнению приказов и донесений по беглому крестьянскому люду.

Первоначально создавать и организовывать выборы в земские избы планировали в добровольном порядке, если город выплачивал все налоги в удвоенном размере. Однако большинство городов не приняли эти изменения. В итоге выборам придали обязательный характер, а условие двойного размера налогового платежа сняли. При этом ратуша со временем стала терять свое значение. С 1708 г. проводимая губернская реформа лишила ее значимости как центрального органа управления в городах. На смену ей пришли губернаторы.

Начало реформы

Второй этап

После завершения Северной войны Петр Алексеевич вернулся к реформированию местного самоуправления. Издается указ от 13.02.1720 г., по которому был создан Главный магистрат. Уже 16.01.1721 г. принимается его регламент, очертивший функции органа управления:

  • формирование городских магистратов;
  • разработка и утверждение их уставов;
  • надзор за правосудием;
  • формирование полицейского органа;
  • обеспечение увеличение числа фабричных и заводских предприятий.

По положениям реформы все города классифицировали на разряды в зависимости от численности дворов:

  • большие (около 2-3 тыс. дворов);
  • внутренние (1-1,5 тыс. ед.);
  • города на 500-1000 дворов;
  • города до 500 хозяйств;
  • города на 250 и менее дворов.

В 1724 г. издается инструкция, определившая полицейские функции магистратов. Принцип самоуправления горожан реализовывался через мирские сходы. Местные дела рассматривались специальными сходами. При этом слободские старосты:

  • вели списки налогоплательщиков;
  • собирали подати со сборами;
  • контролировали недоимки;
  • созывали слободские сходы;
  • контролировали обучение малолетних сирот;
  • надзирали за оброчными статьями.

Посадские люди делились на две группы – не податных и податных. В первую группу включали горожан, которые не оплачивали налоги. Это были иностранцы, священники, дворяне. Податные горожане выплачивали налоги. Они были регулярными (состояли из 2-х гильдий, принимавших участие в самоуправлении) и подлыми. К последним относили чернорабочих, наемных и т.д.

Читайте также: