Городская планировка санкт петербурга кратко

Обновлено: 05.07.2024

В день очередной годовщины со дня рождения первого императора России расскажем, по каким образцам Петр I проектировал Санкт-Петербург, зачем он "гулял по работам", почему деревянные дома разрисовывали под кирпич, что общего в технологии фахверка и мазанки и обидно ли было жить в домах для подлых

Сколько всего создал Петр Великий, не поддается простому перечислению, но самое его значительное творение, которое не только живет уже более трех веков, но и активно развивается, — это, конечно, город, который создан его руками, по его чертежам, носит его имя и который император фактически подарил сам себе на день рождения. Этот город многие считают одним из красивейших на Земле.

"То, что Петр I, основав Санкт-Петербург, лично участвовал в строительстве и контролировал всех и вся, — это точно. Насколько он был архитектором — вопрос. Тогда еще даже такой профессии не существовало в нашем восприятии этого слова. Но он делал город — новый, под себя", — отмечает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

Дата основания Санкт-Петербурга хорошо известна — 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года. Именно в этот день на одном из островов только что отвоеванной у шведов территории на берегах Невы заложили деревянную крепость, которую Петр назвал Санкт-Петербургом.

"На закладке первой дерево-земляной крепости самого Петра не было. Тогда еще не понятно было, наши земли или не наши: может, их шведы отвоюют", — говорит Логунова. Закладка каменной крепости, как отмечает историк, состоялась, когда уже стало понятно, что здесь будет город, что граница государства отодвинулась за Нарву, уже появились корабли молодого российского флота и Северная война стала разворачиваться в более благоприятном для России ключе.

"Именно в день своего рождения в 1706 году Петр начинает строительство каменной крепости Санкт-Петербург, кладет закладной камень, начинает перестройку крепости в камне", — уточняет Логунова.

Чертежи с отпечатками пальцев

Поскольку город строился с нуля, Петр смог воплотить в нем принципы европейского строительства и применить собственные знания и "шпаргалки" из иностранных книг. Строительство Санкт-Петербурга должно было вестись, по его замыслу, не стихийно, а по плану (который тем не менее постоянно менялся по воле царя и под влиянием обстоятельств), здесь же впервые в России внедрялась практика типовой застройки.

Украденное чудо света.

"Не получив стройного образования, Петр Великий всю жизнь продолжал учиться самостоятельно. И помочь ему в этом были призваны книги из его библиотеки. Важным подспорьем в работе царя-зодчего оказывались теоретические трактаты Витрувия, Палладио, Скамоцци, Виньолы", — указано в опубликованном исследовании петербургского Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).

По оценке исследователей, Петр активно применял чертежи, воспроизведенные в европейских изданиях, и этим легко объяснить наличие в петровской архитектуре "голландизмов", "галлицизмов" и "англицизмов".

"Замечательно, что большинство книг из библиотеки Петра, посвященных строительству и архитектуре, явно были в работе — на их полях пометки, надписи, переводы иностранных текстов на русский язык того времени. Некоторые листы затрепаны. Нижние углы даже очень ценных фолиантов в буквальном, а не в переносном смысле слова хранят следы рук Петра — характерные, сильно удлинненные отпечатки запачканных работой пальцев. Он пользовался своей библиотекой как инструментом энергичной архитектурной и строительной деятельности, используя ее в качестве источника идей, почерпнутых из практики современной ему европейской архитектуры барокко и классицизма", — говорится в исследовании КГА.

Работа художника Пьетро Новелли

Французская архитектура Петру не нравилась, потому что дома строились не из кирпича, а из камня и имели, на его взгляд, мало украшений, но несмотря на это, создание градостроительного плана было поручено французу Жану-Батисту Леблону, назначенному генерал-архитектором Санкт-Петербурга.

Что касается участия самого Петра в строительстве, то, по оценке одного из ведущих современных историков петровской эпохи Евгения Анисимова — профессора Санкт-Петербургского филиала ВШЭ, главного научного сотрудника Санкт-Петербургского Института истории РАН, "он, скорее, выполнял роль архитектора, прораба, иногда показывал, как и в каком направлении нужно делать работу".

"В журналах Петра есть такое выражение: "гулял по работам", то есть даже в свободное время он прохаживался в компании со специалистами по стройке, нередко ехал с ними же на объект и обсуждал технические детали. Так, строительство Кунсткамеры оказалось провальным, один архитектор сменял другого, и последнее слово осталось за Петром. Известно, что он бывал с Меншиковым в мастерской архитектора Леблона, где они обсуждали чертежи, а главное — модели зданий", — рассказал Анисимов.

Исполняя волю Петра, Леблон поместил административный центр города на Васильевском острове, в результате чего возвышенные сухие берега будущей Литейной части и Выборгской стороны оказались за городской чертой, а стройку следовало развивать на болотистых, полузатопленных западных землях Васильевского и Адмиралтейского островов.

Впоследствии Петр не раз высказывал недовольство планами Леблона и требовал их изменить

Лучшим образцом застройки города Петр I считал голландскую архитектуру, которая к тому же создавалась в сходных климатических условиях — а жалобы на погоду в Петербурге пошли с первых месяцев его существования. Сподвижники Петра жаловались на слишком длинный световой день — "солнце здесь зело высоко ходит" и на подъем воды.

Самого Петра, строившего на берегах Невы свой, как он его называл, "парадиз", эти погодные явления не смущали, а даже веселили. В сентябре 1706 года он описал, как у него в комнатах стояла вода, а на противоположной стороне по улицам, как по реке, на лодках плавали люди. Но Петру "зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели".

Петербург начинался со стилизованной русской избы

Первой гражданской постройкой в Санкт-Петербурге стал дом его основателя, который сколотили за три дня напротив того самого первого строения — крепости, которая впоследствии стала называться Петропавловской.

Первоначальный дворец Петра Первого Пресс-служба Русского музея

Здание получило название "Первоначальный дворец Петра Первого". Его построили по старинным русским образцам — на две светлицы, соединенные между собой сенями. Бревна снаружи обтесали, сделали плоскими, окрасили масляной краской и расписали под кирпич. Окна прорубили широкие, по голландскому образцу.

Этот скромный деревянный домик до сих пор стоит и охраняется все века существования Петербурга как величайшая реликвия — его специально облачили в каменный футляр, чтобы защитить от непогоды и прочих неблагоприятных факторов. Это единственная сохранившаяся в Петербурге деревянная постройка начала XVIII века.

"Он назывался "Первоначальный дворец", "Красные хоромы". Дворцом Петр называл домик именно с расчетом на будущее, потому что город должен был расти, прирастать дворцами настоящими. Петр жил в нем пять лет, пока строился Летний дворец. Здесь уточнялись и рождались планы города, планировка Летнего сада", — рассказал генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.

Летний дворец Пресс-служба Русского музея

Именно по этой причине Первоначальный дворец и раскрасили под кирпич. "Петр торопил события, думал о будущем", — добавил Гусев.

Вокруг Петропавловской крепости спешно велась застройка, возводились деревянные и мазанковые дома, на фасадах которых, как и на домике Петра, имитировалась кирпичная кладка. По замыслу, это придавало Петербургу вид каменного города.

Строительство из подручных материалов

"Безусловно, город не мог строиться сразу из камня — это потом уже было принято решение, Петр издал указ о запрещении каменного строительства во всей стране, кроме Петербурга. Сначала и в землянках жили, и деревянное строительство было", — объясняет Марина Логунова.

При этом, как отмечает Евгений Анисимов, материалы для городского строительства было сложно достать в местности, которую выбрал Петр: сплошное болото и леса.

"Главные материалы все были завозные — камень (дикарь), песок, известь, дерево (хотя поначалу рубили сосны по островам — на месте Академии художеств был сосновый бор), изразцы и кирпич везли из Голландии, пока голландцы не построили кирпичный завод, фашины (связки прутьев для укрепления насыпей) резали по болотам, а главное — били сваи, тысячи свай. Все главные здания вдоль Невы стоят не просто на сваях, а на "островах" из плотно забитых друг возле друга свай", — сказал Анисимов.

Теплая одежда и холодная сдержанность.

Поначалу Петр I хотел массово строить в городе фахверковые дома (фахверк, нем. fachwerk — каркасная конструкция с несущей основой из наклонных балок, при этом балки видны снаружи, что придает дому характерный вид — прим. ТАСС). Это один из самых известных в Европе стилей, который зародился еще в XV веке. Но на каком варианте остановились в итоге — увы, остается тайной.

"Искусствоведы спорят о том, какие фахверковые дома у нас возникали: были они похожи на украинские мазанки или это фахверковые дома наподобие западноевропейских? Но тут возникает сомнение: если это дома наподобие западноевропейских, то почему ни одного такого дома не сохранилось?" — рассуждает Логунова.

Фахверковый дом, в основе которого каркас из бревен, заполняемый камешками, глиной и кирпичами, мог стоять не один десяток лет, а может быть, и не одну сотню, считает историк.

Как предположил профессор Анисимов, от идеи фахверка пришлось отказаться, поскольку технология не оправдала себя. "Стало ясно, что в Санкт-Петербурге это не проходит — холодно, фахверк промерзает, или просто строили быстро и плохо", — считает он.

Что могли себе позволить "подлые"

"Образцовые дома — это просто, и не надо ничего придумывать. В зависимости от своего статуса, материальных возможностей человек должен был, приходя в канцелярию, получать от архитектора Доменико Трезини некий план и по этому плану дом возводить. Потом это красиво называли "дома для именитых", "дома для зажиточных". Самые простые — "дома для подлых" — не в том смысле, что подлый человек в эмоциональном смысле слова, а тот, который подать платит. Но никто так не говорил в XVIII веке, это более поздние названия, искусствоведческие. А в конечном счете все сводилось к тому, что человек мог себе позволить. Это то, что мы и сейчас видим", — рассказывает Марина Логунова.

Инженерный дом Государственный музей истории Санкт-Петербурга

На территории Петропавловской крепости до нашего времени остались два образцовых дома для зажиточных и для именитых — это Инженерный дом и Комендантский. Жилища для подлых не сохранились, потому что это были маленькие домишки, которые уже много раз перестроены. Их остатки попадаются сейчас только археологам.

Не шведы, не финны и не каторжники

В 2014 году при проведении раскопок на участке между Сытнинской, Кронверкской улицами и городской застройкой вдоль Кронверкского проспекта и Сытнинской площади археологи Института истории материальной культуры РАН нашли коллективное погребение начала XVIII века и деревянные постройки и сооружения.

Научная обработка археологических находок показала, что люди, погребенные в этом месте, были первыми строителями Санкт-Петербурга. Антропологические исследования останков подтвердили, что у них был особенно развит плечевой пояс — это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не другими предметами.

Современные исследователи также установили, что в основном строителями Петербурга были крестьяне, выходцы из европейских областей России — северо-запада, Поволжья, а также карелы и ижоры, а не пленные шведы, финны и каторжники, как считалось ранее.

Среди них было много мужчин в возрасте до 20 лет и старше 40 лет — и почти нет людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. Это, по мнению ученых, говорит о том, что крестьяне, несмотря на указ царя, старались уклониться от работ по строительству Петербурга, посылая на них либо совсем молодых, либо уже представителей старшего поколения. Указ Петра I от 1 марта 1704 года требовал ежегодной присылки на строительство Санкт-Петербурга 40 тыс. человек. Указ действовал до 1718 года.

"Проблемой было поселение рабочих. Они жили в землянках, и Петр предписал за одно лето построить 500 однотипных деревянных домов. Это был выход, он соответствовал русской традиции — рубили сруб, помечали бревна, перевозили на место и собирали как конструктор. Но вообще, строили плохо — лес сырой, несколько раз город перестраивали, спешили", — отмечает Анисимов.

Низкие потолки для высокого царя

Город очень быстро разрастался: строительные работы велись по сменам, не прекращаясь. Помимо жилых домов и дворцов строились соборы, портовые сооружения, промышленные и торговые объекты, велось благоустройство, улицы мостили камнем, создавались сады, которым Петр придавал большое значение. На противоположной от Петропавловской крепости стороне Невы уже с 1704 года строилась верфь — Адмиралтейство.

 Адмиралтейство Петр Ковалев/ТАСС

Выдающимся зданием Петербурга того времени был Меншиковский дворец, который по роскоши превосходил любое, даже царское жилище. Тогда он назывался посольским и служил для приемов и официальных церемоний. Но представление о том, что Петр I позволял своим приближенным жить в роскоши, а сам скромно ютился в маленьких домах, ошибочно.

"Почему Петр строил для себя скромные дома? Он любил низенькие потолки, уют, шел от голландских образцов, да и протапливать было легче. Но это не были скромные, простецкие помещения. Они были богато украшены, отличная мебель, изразцы — посмотреть хотя бы Зимний дворец Петра в Эрмитаже. Меншиковский дворец только формально был Меншикова, это был дворец приемов, и когда Петру было нужно, он забирал оттуда мебель, посуду", — объяснил Анисимов.

К концу жизни Петра в Санкт-Петербурге было уже 6 тыс. зданий, а население достигло 40 тыс. человек. Уклад их жизни был совершенно не похож на то, к чему они привыкли в старых городах. Вместо замкнутого образа жизни им приходилось часто общаться, встречаться на ассамблеях, театральных представлениях и других собраниях, для которых была приспособлена инфраструктура молодого Петербурга. Поначалу многие воспринимали переселение в Петербург как неудобство и ссылку, но за несколько десятков лет отношение поменялось.

"При Петре I это было болото, назначенная столица, куда никто не хочет ехать, но ехать надо. К столетию Санкт-Петербурга в 1803 году уже выросло несколько поколений жителей, которые воспринимают этот город уже не как ссылку, а как родное место", — отметила главный научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга.

Сейчас, спустя более трех веков, по духу и виду город остался совершенно неподражаемым творением первого российского императора, как ни странно, до сих пор развивающимся в соответствии с планами, которые он обозначил. И здания, и события, и люди в нем хранят и продолжают традиции, заложенные Петром Великим.





Петербург подчиняется как собственной логике развития, так и общей логике развития городов. На примерах разных этапов застройки Санкт-Петербурга мы разбираем основные вехи в истории градостроительства Нового времени.

Петербургский стандартный квартал на Васильевском — почти в два раза длиннее, чем в Нью-Йорке, и примерно такой же по ширине.


Города эпохи барокко — условное название, поскольку сложившийся в XVII столетии принцип организации городских пространств просущес­твовал очень долго. Главной пред­посылкой к его возникновению было образование в Европе национальных государств. Тема централизации стала определяющей и для физического планирования городов: центр как символ власти монарха обрел более важную роль, чем когда-либо. Кроме того, город барокко предполагает восприятие его в движении: впервые со времен античности ширину улиц рассчитывали так, что по ним удобно ездить на колесном транспорте.

Ампир изобрели во Франции, но своего апогея этот стиль, особенно в том, что касается градострои­тельства, достиг в России. Ансамбли первой четверти XIX века практически не имеют аналогов в мире. Дело не только в строгости и выверенности деталей — и Захаров, и Тома де Томон, и Воронихин, и, конечно, Карл Росси, умели так встраивать свои здания в город, что они с любого ракурса выглядели цельно. Их вдохновителем, вероятно, был французский архитектор и визионер Николя Леду —автор первого проекта индустриаль­ного города Шо, центром которого должна была стать овальная площадь, а тщательно продуманная, несколько лапидарная форма зданий создала бы новую, более совершенную социальную структуру общества. В александровском Петербурге социализм по понятным причинам не мог стать идеологией архитекторов, но вот стремление к всеобъемлющей композиции реализовалось здесь лучше, чем, возможно, где-либо.

Типичные города XIX века — это Лондон Диккенса и Петербург Достоевского. Тот и дру­гой — средоточие бедности, пороков и несправедливости. Разница между Петербургом и Лондоном в том, что в последнем раньше начала развиваться система транспорта, и районы трущоб существовали отдельно, образуя подобие гетто. В Петербурге же социальный разрыв мог существовать внутри одного доходного дома. Этим российская столица скорее походила на Париж.

Общий принцип застройки второй половины XIX века состоял в том, что вдоль уже сплани­рованных улиц строился новый тип недвижимости, доходные дома — в них недвижимость сдавали в аренду. Собственникам было выгодно застроить участки как можно более плотно, их ограничивало только минимально допустимое расстояние между стенами дома внутри квартала и высотный регламент. Дворы-колодцы не всегда воспринимались в романтическом ключе — во времена их создания они скорее ассоциировались с нищетой, недостатком солнца и грязью.

Типичные города XIX века — это Лондон Диккенса и Петербург Достоевского. Тот и другой — средоточие бедности, пороков и неспра­ведливости. Разница между Петербургом и Лондоном втом, что в последнем раньше начала разви­ваться система транспорта, и районы трущоб существовали отдельно, образуя подобие гетто.

Существует миф, согласно которому расширение Петербурга в южном направлении со строительством Московского проспекта и Дворца Советов стоит в одном ряду с градос­троительной политикой других тоталитарных государств середины века — гитлеровской Германией, Италией Муссолини и Испанией Франко. Есть даже убедительные указания на то, чем именно проекты, созданные в этих государствах, похожи друг на друга.

Одновременно с Московским, важными проспектами стали проспект Стачек и Обуховской Обороны, то есть территория города увеличивалась одновременно во много раз.

План расширения Ленинграда на юг можно сравнить с более ранними проектами Нью-Дели и австралийской столицы — Канберры. Тот и другой относятся к началу XX века и никак не обусловлены политической диктатурой.

Фундаментальная связь с тоталитаризмом у советских проспектов, конечно, тоже есть. Следовало бы вспомнить еще древние города с сильной королевской властью, где непре­менным атрибутом была центральная дорога для массовых шествий. Характерно, что проспекты в Ленинграде виделись как нечто самодостаточное, пространства между ними по большей части не были спланированы.

План расширения Ленинграда на юг можно сравнить с более ранними проектами Нью-Дели и австралийской столицы — Канберры. Тот и другой относятся к началу XX века и никак не обусловлены политической диктатурой.

До 1712 г. вся застройка территорий островов дельты Невы осуществлялась по слободскому принципу с криволинейной (соответствовавшей рельефу и особенностям местности) трассировкой улиц. Улицы прокладывали и слободы возводили без плана, в соответствии с возникавшими потребностями.

Первоначально велась стихийная разбивка участков в жилых и производственных слободах. Участки были разновеликими, криволинейными, часто очень узкими, либо — сложной конфигурации, неудобными для строительных работ и для функционирования.

Первоначальная деревянная застройка участков велась по канонам традиционного русского городского и сельского градостроительства.

На каждом жилом участке были жилые и вспомогательные деревянные дома-срубы, сады, огороды, разные дополнительные строения.

С 1712 г. предложены первые градостроительные проекты на основе принципов регулярности с прямыми улицами и дорогами. С 1714 г. введены правила прямолинейности улиц и дорог, ориентации их на вертикальные доминанты. По этим правилам велось спрямление улиц и дорог, независимо от застроенности реконструируемых территорий. Во многих зонах еще сохранялась неупорядоченная планировка.

Застройка загородного типа. В зонах ближних и дальних дачных мест (по правому берегу Б. Невки, по р. Карповке, Мойке, Фонтанке, по Петергофской дороге, по берегу Невы к Шлиссельбургу) формировалась линейная нарезка загородных участков больших размеров (напр. 100 х 1000 саж., т.е. 216 х 2160 м). Отдельные участки вне этих линий (напр. Сарская мыза) не имели такой планировочной регламентации. Формировалась система вертикальных доминант (церкви, шпили зданий) на основе принципов поля восприятия.

Уникальные участки крупнейших зданий, сооружений, комплексов застраивались по индивидуальным проектам.

Стилевые характеристики — петровское барокко.

Продолжали сосуществовать нерегулярный (живописный) и регулярный типы трассировки улиц и дорог. Попытки Главной Полицеймейстерской канцелярии повсеместно добиться регулярности каркаса не были всегда реализованы.

Сохранялись разработанные в петровское время принципы создания регулярной городской и загородной застройки. Одновременно сохранялась стихийно сформировавшаяся застройка. Существовал уже запрет на разделение участков городского типа. Формировалась система вертикальных доминант (церкви, шпили зданий, кроншпицы и башенки)на основе принципов поля восприятия.

В Комиссии о Санкт-петербургском строении в 1737–1746 гг. разработаны проекты прокладки прямых проспектив, улиц, набережных и переулков шириною в 6–10–12 сажен (в зависимости от значимости улиц). Большая часть проектов осуществлена. Существовавшая до пожаров криволинейная планировка многих слобод с плотной неупорядоченной деревянной застройкой подверглась реконструкции (лишь на Санкт-петербургском острове она сохранилась). Осуществлен массовый переход к регулярной геометрически четкой системе планировочного каркаса.

На территориях загородного типа в границах города сохранялись участки большого размера с регламентацией размещения участков и геометрически четкими линиями границ межевания. На пригородных (вне общих линий пригородной застройки) усадебных участках Императорского двора и знати не соблюдалась геометрическая регламентация участков, участки выделялись и уточнялись в соответствии с особенностями территорий и рельефа. Существовал запрет на разделение участков городского типа. Формировалась система вертикальных доминант на основе принципов поля восприятия.

Стилевые характеристики — анненское и елизаветинское барокко.

В Комиссии о каменном строении Санкт-петербурга и Москвы (1762–1796 гг.) разработаны проекты реконструкции всех территорий, всех административных частей Санкт-Петербурга. Проводилась реконструкция планировочного каркаса, создавались системы площадей, реконструировались и старые и прокладывались новые каналы со стандартизированными габаритами высоты набережных каналов, самими набережными и полной реконструкцией застройки вдоль набережных.

Территории города проранжированы по регламентируемой высоте лицевых зданий, по материалу стен (кирпичные или деревянные).

Уникальные участки крупнейших зданий, сооружений, комплексов застраивались по индивидуальным проектам.

Стилевые характеристики — ранний классицизм.

Намеченные с 1760-х гг. градостроительные реконструктивные мероприятия продолжены. Создавалась система площадей, велась прокладка улиц, каналов, дорог. Формировались отдельные центральные ансамбли. Проводилось зонирование территорий на центральные, периферийные, предместья и загородные со своими особыми параметрами застройки.

Продолжала интенсивно формироваться брандмауэрная периметральная застройка с единой композицией лицевого и дворовых корпусов и со средней высотой лицевых домов в 2–3 этажа и дворовых корпусов (флигелей) в 1–2 этажа. Данный тип застройки стал главным в центральных зонах города. На периферии и в предместьях сохранялась застройка предыдущего типа.

Уникальные участки крупнейших зданий, сооружений, комплексов застраивались по индивидуальным проектам.

Стилевые характеристики — высокий классицизм, неоготика.

Продолжалась практика создания отдельных крупных ансамблей (напр. Зона Стрелки Васильевского острова с Биржей, Адмиралтейство, Казанский собор). В связи с присоединением к городу территорий Галерной гавани и Галерного селения и др. проработаны варианты создания на этих территориях планировки и застройки городского типа.

Сохранялись правила разбивки кварталов и участков, разработанные в Комиссии о Санктпетербургском строении. Сохранялся запрет на разделение участков городского типа. В центральных зонах города продолжала формироваться система вертикальных доминант на основе принципов коридоров восприятия. На периферии и в предместьях сохранялась система вертикальных доминант на основе принципов поля восприятия.

Продолжала формироваться брандмауэрная периметральная застройка со средней высотой лицевых домов в 2–3 этажа и дворовых корпусов (флигелей) в 2-3 этажа.

Уникальные участки крупнейших зданий, сооружений, комплексов застраивались по индивидуальным проектам.

Стилевые характеристики — поздний классицизм.

[С. В. Семенцов. Градостроительная охрана исторического наследия Санкт-Петербурга //
Пространство Санкт-Петербурга: Памятники культурного наследия и современная городская среда.
СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2003. С. 56–76.]

Первым делом стоит отметить, что Петербург основал сам Петр Великий, в годы Северной жесточайшей войны. Тогда городу, казалось бы, как расти — война, опасность того, что враги вот-вот нападут на строящийся молодой городок. Петр сам предпринимал действия по строительству города, он основал его в 1703 году.

Заложив первый камень, Петр начинал привлекать иностранных Архитекторов для разработки генерального плана и самого облика города. Стоить отметить, что царь решил построить город по подобию Амстердама и Венеции — двух городов, которые являются одними из самых Классических в современной Европе, это два города, которые наполнены каналами и реками, а по бокам — расположились дома, Архитектура которых по сей день демонстрирует историческую и культурную Эстетику прошлого времени. Начались громкие и пышные работы уже в ближайшие годы. Петр сам рассматривал планы, которые планировали иностранные Архитекторы. К тому же, сначала город состоял только из деревянных построек.

Вот две гравюры, которые показывают, каковы были первые годы истории города. Так называемое нами "Великое наводнение" не смогло свергнуть новый город с лица земли, которое произошло в 1824 году. Причиной стал подъем воды в дельте Невы и восточной части Невской губы. Из-за этого крупную часть города просто затопило, многие рабочие просто отказались во время строительства, мало кто сможет выжить во время такой ситуации. Основным фактором того наводнения являлась суровая и пасмурная погода, насыщенная ветрами и ураганами, и такой климат вполне обосновывает затопление. Это было одно из крупнейших чрезвычайных ситуаций за всю историю города. Часть Питера скрылась под водой аж на целых семь с половиной метров! И это произошло в 1824 году, через 121 год после начала основания!

Это карта, которая показывает ту часть города, которая погрузилась под воду. Весь центр просто оказался под водяными волнами и город охватил воздух атмосферы Финского залива.

Вот и свидетельство наводнения от одного тогдашнего современника:

Первым каменным зданием в новой Российской столице стал Дворец Меншикова, который построили в 1710 году, всего через 7 лет после основания! Вот как тогда рос Петербург! Петр строго настрого приказывал работниками и строителям строить так, что они боялись сделать погрешность на 1 см, 1 мм, 1 градус! Архитекторами были знаменитые Архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.

Это здание, построенное в строгих и четких канонах, что дворец стал построен в стиле Петровского Барокко. Три этажа с чердаком делают здание более выразительным и главенствующим в городской одностилевой среде города. Немного напоминает здания, предназначенные под военные цели. Фасады слегка мягкие и плавные. Дворец был построен для первого губернатора Петербурга Александра Меншикова, приближенного Петра I. Работ над интерьерами длились до 1727 года.

После постройки Меншиковского дворца началось строительство величайшего здания Петербурга — Летнего Дворца Петра I.

Читайте также: