Городская культура средневекового казахстана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Работа состоит из 1 файл

реферат городская культура1.docx

Материальная культура городских и степных жителей. Традиционная планировка средневековых городов – округлая. Города были обнесены глинобитными стенами, жилища состояли из одного или нескольких помещений. В жилищах имелись очаги для их обогрева и котлы для приготовления пищи. Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и ограждались стенами. Эта часть города называлась шахристан. Обычно на территории шахристана строилась крепость – цитадель, где правитель и знать могли укрыться в случае опасности. Во второй части, в предместье, окружавшем город, жили мелкие торговцы и ремесленники (рабад). Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы и бедняки (земледельческая округа). Центральная часть средневекового города, обнесенная стенами, называлась Хисар. Наличие множества кладбищ вокруг городов, зимовок, кентов, крепостей говорит о том, что население постоянно проживало в этих местах в течении многих веков. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада наблюдается в 10-12вв., в этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников. В средневековом Казахстане периодом расширения и укрепления торговых взаимоотношений между городом и кочевым миром были 10-12вв.. Санитарно-очистительное устройство средневекового города – ташнау.

Металлообработка. Тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с 5в., будучи зависимыми от Жужанского каганата, которому они платили дань железом. Письменные источники свидетельствуют, что в городах Талассокой долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйской долине, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы.

Религиозное зодчество. Памятники в стиле дын – это разновидность зодчества доисламского ериода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в 8в. В период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие памятники сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей. До прихода ислама в тюркской среде находили место не только тенгрианство, но и другие религии, тому пример – найденные на месте города Суяба остатки буддийских храмов 7-8вв.. Судя по археологическим раскопкам, исламские мечети стали строиться со второй половины 9в., и стоились в 10-13вв.. В 10-12 вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве 10-12вв. являлось строительство мечетей.

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:

1. Среднее течение Сырдарьи — один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб — столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи — округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.

2. Нижнее течение Сырдарьи — города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.

3. Юго-западное Жетысу — регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу — Суяб и Баласагун.

4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути.

5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак.

6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу — города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая — Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.

Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе — Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений.

Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения — Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.

Благоустройство и структура города.

Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани.

Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв.м. Строились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI вв. приписывали росписям гигиенические свойства.

Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн-Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должна быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.

Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан — район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными.
Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения.

В X-XII вв. в Казахстане отмечался быстрый рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов -Крачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент. А. Зубовский указывал, что в эпоху Караханидов города Средней Азии и Казахстана превосходили по численности города Европы. Так, в Мерве и Самарканде в Х в. население превышало 200 000 человек. По подсчетам К. Байпакова, для городов Семиречья чис-лмность населения Талгара составляла 3,5-4 тысячи, Челека — 4,5-5гыс. человек, Каялыка — 10-13 тыс., а Ики-Огуза — 5-6 тыс. чоовек. Общее количество оседлого населения Илийской долины оценивает в 40-50 тыс. человек.

О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сылтам — в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул — в Центральном Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево) Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовы-ваись фигурными терракотовыми плитками.

В заключение выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана:
во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с мевым миром и не могли существовать без последнего;
во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, на летних кочевьях;

в-третьих, города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или на Руси. Величина и значение города определялись не только удобным местоположением, но и административной ролью.

Так, Баласагун сохранял свое значение благодаря тому, что здесь последовательно располагались столицы Западно-Тюркского, Карлыкского и Кара-киданского государства, а Сыгнак стал крупным центром после того, как превратился в ставку восточно-кыпчакских ханов.
Таким образом, Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой городской жизни, развивающейся под влиянием Согда и Маверанахра, с одной стороны, и культуры кочевников — с другой.

Рост числа средневековых городов. По данным археологиче­ских исследований, по сравнению с ранним средневековьем (VI— IX вв.) в середине средних веков (Х-ХП вв.) в Казахстане значи­тельно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов. Если в раннем средневековье в Южном Казахстане на­считывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37. А по письменным источникам, если на пер­вых порах было известно 6 городов, то в последующее время — 33.

Рост числа городов был связан с усилением их значимости, раз­витием экономических, культурных связей Востока с Западом. Вто­рой причиной этого является переход в окрестностях и внутри горо­дов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни, что также влияло па увеличение числа городов, а также численности их населения.

Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьж В среднем течении Арыси сформировался густонаселенный округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарыо был сформирован Фарабский ок­руг с центром в городе Отрар. В регионе Шавгара (Йасы) имелись города Карнак, Ка- рачук, Шур (Сури) и Сауран. В среднем те­чении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем — города Сыгнак, Жанкент, Аш- нас и Баршынлыкент. У северных предгорий Каратау были расположены города Баладж и Берукет.

Высоко развита была оседлая городская культура в Жетысу. Так, например, на юго- западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, имелось 36 городов. А на его северо- востоке (центры Лабан, Алматы, Талхир) было найдено 70 городищ - местонахожде­ний древних городов.

Города росли не только численно, но и по площади, экономическому положению. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран и другие. Вторая группа включает городища площадью of 15 до 30 гектаров. В их числе можно назвать Бурух, Хурлуг и другие города. В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие города наи­более многочисленны. Площадь городов за­висела не только от численности их жите­лей, но и от наличия общественных соору­жений (торговых, религиозных и т.д.).

Особенностью, присущей Х-ХН векам, было распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахста­на и увеличение числа городов. Свидетель­ством этому являются города Баскамыр и Аяккамыр у подножий Улытау или Сарайлы и Торайлы на берегах реки Кенгир.

Изменения в градостроительстве. Археологические раскоп­ки дали полную картину внутренней системы застройки городов.

Новым элементом в градостроительстве Х-ХИ веков являлось сооружение мечетей в связи с распространением исламской рели­гии. Также новым элементом градостроительства можно считать и восточные бани. Так, например, в Отраре были найдены остатки двух восточных бань. Подобные бани были построены в Таразе, Туркестане и других городах. К баням в Таразе, Отраре были про­ведены глиняные водопроводы. Даже этот факт многое говорит об уровне культуры средневековья.

Археологические исследования позволяют охарактеризовать и оборонительные укрепления городов. Например, если толщина нижней крепостной части стены Отрара достигала 6,2 м, то квер­ху она сужалась до 1,5 м. Система оборонительных сооружений зависела от их площади. Например, стены шахриетана - централь­ной части города Баба-Ата были возведены из кирпича в два ряда.

11о краям стены имелись специальные башни для караула или за­щитников в случае нападения врага. А в Жетысу как оборони­тельные сооружения, так и внутренние городские здания отлича­лись своей спецификой. Это объясняется тем, как они были при­способлены к обороне переходящими к оседлости местными рода­ми и племенами. Об этом свидетельствуют жилые и хозяйствен­ные сооружения, построенные в городе Талгаре.

Таким образом, в Х-ХП веках в системе архитектурных соору­жений произошли значительные изменения. Это формргрование рабадов (внутренних и внешних (наружных) частей города), увеличе­ние площадей самих городов, строительство таких общественных за­ведений, как мечети и бани, а также более качественное возведение мощных оборонительных сооружений.

Жилища. Археологические исследования городов Х-ХП ве­ков показали, что внутренняя структура жилых зданий того пе­риода была схожей с архитектурой раннего средневековья (VI- IX вв.). Однако в X веке в жилых зданиях увеличилось количество комнат. Уровень пола при входе в комнату находился на уровне порога. Справа от входа находился тандыр - очаг (печь), обращен­ный к входной двери. Возле тандыра располагался дымоход от­крытого очага, размером 30 x 30 см, с помощью которого обогрева­ли жилище. Перекрытие дома было плоским и поддерживалось 3 или 5 столбами. Рядом, справа от тандыра, были устроены спе­циальные ниши для посуды. Посреди стены также делались ниши для светильников или хранения мелких инструментов. А перед оча­гом имелись ямы для золы.

Еще одним новшеством в XII веке было то, что появились ташнау - сани­тарно-очистительные устройства средне- пекового дома. Первоначально это было устройство, представляющее собой пря­моугольную глиняную площадку с бор­тиками и сливом, присоединенным к тру­бе или сосуду, врытому в землю. Таш- пау строили следующим образом: перед очагом рыли яму глубиной два-три мет­ра, на краю которой устанавливали гли­няный горшок с разбитым дном и сверху обкладывали обожженным



План многокомнатного дома с надворными постройками

прямоуголь­ным кирпичом (30 x 30 см) толщиной в 4- 5 см. Диаметр обложенного кирпичом стока совпадал с диаметром горлышка горшка. Эти дыры делались для отвода коды после мытья посуды и рук. В неко­торых крупных городах в нижней части ташнау устанавливались гли­няные трубы, через которые выводилась грязная вода.

В жилищном строительстве Жетысу Х-ХП веков имелись свои специфические особенности, присущие местным условиям. Жили­ща в основном имели центрический план. Для них характерен был центральный зал или двор, из которого вели входы в жилые и хозяйственные помещения. Это были многочисленные постройки с общей площадью 500-600 квадратных метров. Такие жилища кыглядели как небольшие крепости. Иногда на свободных местах ко дворе устанавливали юрты или содержали скот. Все эти факты свидетельствуют о широком развитии поселений в Жетысу в пе­риод средневековья.

1. Что вы знаете о росте числа городов в Южном Казахстане? В ок­рестностях каких больших городов было много малых поселений?

2. Вдоль какой реки было расположено много городов?

3. Какие известные средневековые города Жетысу вы знаете?

4. Какие изменения в градостроительстве произошли в Х-ХН веках?

5. Какие мастерские имелись в городах? Что в них производили?

6. Какие общественные заведения стали возводить в городах в это время?

7. Запишите в тетради по истории, какие изменения произошли в архитектуре жилых домов в период средневековья.

Вопросы для самопроверки

1. Сколько городов было на территории Казахстана во второй половине средневековья?

Цель: выявить основные черты средневековой культуры Казахстана.

Задачи: сформировать представление о развитии литературы, поэзии, научной мысли

I . Основные черты культурного развития Средневековья.

Говоря о культуре Казахстана в период Средневековья следует оговорить тот факт, что духовное и материальное состояние культуры того периода целиком нельзя отнести и причислить конкретно к казахам. Процесс становления казахского этноса был затяжным, в данном случае следует говорить о корнях и этнокультурной основе в формировании казахского этноса.

Все достижения культуры эпохи Средневековья могут быть в равной мере отнесены всем тюрским народам –киргизам, уйгурам, туркменам, узбекам, казахам, азербайджанцам, туркам, татарам, башкирам и др.

На территории Казахстана в период Средневековья существовало множество царств, ханств, каганатов.

В период Моголистана казахи обособились в Старший, Средний, Младший жузы. Судьбы народов этого государства тесно переплелись с судьбами Индии, Кашмира, Тибета.

Тюркские племена Центральной Азии, входившие в состав тюрских каганатов, уже в VI –VIII вв. широко пользовались собственным письмом. Первоначально использовался согдийский алфавит, на основе которого в первой половине VII в. зародился древнетюрский рунический алфавит, особенности его в отличии от согийского является то, что он был лучше приспособлен для фиксации на дереве и камне. Древнетюрское руническое письмо использовалось до Х –ХI вв. Памятниками древнетюрской письменности являются каменные стелы –памятники, сооруженные в честь Бильге –Кагана, Куль –тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, монетах и предметах быта.

Начиная с раннего средневековья могущественным фактором развития культуры в Азии, в частности государств на территории Казахстана был Шелковый путь. Он обеспечивал связи между народами, влиял на историб и развитие цивилизации. За сферы влияния на различных участках пути велись воины, расцветали и гибли города и государства, исчезали с исторической арены и появлялись на целые народы и племена, плели политические интриги могущественные государства –Византия, Персия и др.

Летописцы отмечают, что в средневековых городах говорили одновременно до 9-11 языках и понимали друг друга.

Буддизм проник на территорию Казахстана в I в. до н.э. Он имел своих последователей в среде Западных тюрок, жителей Чуйской долины. Это подтверждено находками в таких городах как Суяб, Ак –Бешим, Ипиджаб, и др. буддийские храмы, святилища украшались скульптурами Будды, стелами с буддисткими сюжетами росписями и резьбы.

Ислам в Казахстане появился в конце VI –VIII вв. и постепенно распространился повсюду, вытеснив все другие. Ислам сыграл цивилизованную роль, дал возможность приобщения к более обширному культурному миру.

II . Ислам в Казахстане.

Арабы пришли в Центральную Азию в 712 г. он сыграл связующую роль для тюркских племен, дал перспективу приобщения к другим культурам. Поначалу ислам насаждался насильно, но процесс шел довольно трудно, постепенно он начинает распространяться среди местного населения добровольно. В государстве Караханидков мусульманство принял каган Сатук, его сые Мусса в 955 г. объявил ислам государственной религией. К Х веку значительная часть племен кипчаков и Огузов принимают мусульманство.

Казахи, уйгуры, узбеки и другие народы Средней Азии являются суннитами ханафитского мазкаба, которое характеризется терпимостью к инакомыслящим, использование местного обычного пава, применения в правовых вопросах свободного индивидуального суждения (рай), и суждения по аналогии (кияс). С усилением вляние релегии в Казахстане начал проникать суннизм хатбалитского мазхаба, отличающийся отрицанием свободы мнений в релегии, фанатической строгостью соблюдений обрядовых и правовых норм шариата, ограничением применения кияса.

Характерной чертой суфизма является его гибкость. Он позволил подвести под него любуб концепцию и мировоззрение, в том числе народов Средней Азии и Казахстана. Культ предков (аруах) соединился с культом святых. Некоторые обычаи противоречат догмам официального ислама.

Ахмет Ясави получил начальное образование Отраре, затем влился в ряды суфитов, возглавляемых Юсупом Хамадани в Бухаре. После смерти Ю.Хамадани власть переходит к Ахмету. Но через короткое время он возвращается на родину, пропагандируя суфизм. Народ называет его Азрет Султаном.

III . Устное народное творчество, наука и литература Средневековья.

В IV-VIII вв. среди тюркоязычных племен существовала устная поэтическая традиция.

В фольклоре отражается быт, со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, легенды, сказки, пословицы, поговорки.

В XI – XII появляются уже крупные литературные произведения благодаря двору Караханидов, которые стремятся к славе просвещенных правителей поощряли поэтов, ученых, архитекторов, астрологов.

Произведение Ю.Баласагунского это энциклопедия, основанная на исламских догмах на тюрском языке о разумном устройстве государства, которое предполагает:

1. стройную систему правления;

2. подбор чиновников;

3. упорядоченную систему налогов.

В философии Аль Фараби основываясь на Аристотеля сумел развить свою собственную философскую. Линию.

Творческое наследие Аль-Фараби органически вписывается в современную культуру, они не устарели и представляют интерес и поныне. Махмуд Кашгари родился в 1029 г. в Кашгари в знатной караханидской семье. Образование получил в центрах науки и культуры – Бухаре, Самарканде, Багдаде и др. городах.

Невозможно перечислить обилие имен и перечисление произведений. Многое еще требует специального исследования.

Наиболее значительные литературные произведения писались в основном в придворной среде талантливыми поэтами, которые находились на государственной службе или при правителях. Обычно свои творения они посвящали или дарили им.

Читайте также: