Городецкая золотная вышивка история кратко
Обновлено: 07.07.2024
Во время Великой Отечественной войны артель работала для фронта: шила солдатское белье и обмундирование, вышивала знамена.
Новый этап в истории городецкой золотной вышивки начался с приходом в артель выпускницы Московского художественно-промышленного училища им. Калинина Антонины Васильевны Богачёвой. К 50-м годам артель сумела выйти на довоенный уровень производства. В это же время на предприятии стали применять электрические швейные машины.
В 1951 и в 1952 годах работы городецких мастериц экспонировались на московских выставках и были отмечены наградами.
В 1960 году швейная артель была преобразована в строчевышивальную фабрику. В это время начинается плодотворное сотрудничество с искусствоведами и технологами Научно-исследовательского института художественной промышленности. Эта работа вместе с привлечением и поощрением талантливых художников и вышивальщиц привела к расцвету промысла в 1970-х годах. Фабрика участвовала в крупнейших отечественных и зарубежных выставках и конкурсах, изделия стали приобретать музеи и государственные учреждения.
К сожалению, в годы перестройки промысел сохранить не удалось.
Городецкая золотная вышивка
Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.
По историческим сведениям, видимо, ещё в XVII веке в Нижегородской губернии появилось золотное шитье. Промысел с историей, а главное — с будущим.
Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым, отсюда известное нынче выражение.
Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения, поэтому не была распространенной. Вещи с такой вышивкой хранились в сундуках как не обесценивающееся богатство, передавались от матери к дочери. Крупным промысловым центром золотной вышивки в Нижегородской губернии стал Городец. Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья, знали более ста вариантов вышивки. Сохранить все это наследие в наш век всеобъемлющей автоматизации и новых материалов невозможно. Вышивают сейчас не золотом, редко — нитью с позолотой. Но современные городецкие златошвейки не растеряли секреты мастерства.
Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти. Роскошные шали и элегантные платья, накидки, богато украшенные вышивкой, стоят, конечно, недешево, но появляются в гардеробе не только мировых знаменитостей, но и женщин, умеющих ценить ручную работу и созданную с любовью красоту.
О владелице золотого плата знала вся округа, он поднимал престиж невесты. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.
Современность Городецкой золотной вышивки
Творческий коллектив предприятия бережно хранит народные традиции, различные техники вышивки, пришедшие на городецкую Землю из глубины веков. Нежный ажурный , красочный гиюр, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотое шитье нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства.
Предприятие специализируется также на выпуске постельного белья, сувениров с вышивкой, гербов городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: холопок, лен, шелк.
Гармоничное сочетание модных силуэтных форм с декором вышивки, хорошая технологическая обработка моделей свидетельствует о качестве и уникальности изделий. В числе последних работ городецких вышивальщиц — панно герб рода Михалковых.
Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.
По историческим сведениям, видимо, ещё в XVII веке в Нижегородской губернии появилось золотное шитье. Промысел с историей, а главное — с будущим.
Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым, отсюда известное нынче выражение.
Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения, поэтому не была распространенной. Вещи с такой вышивкой хранились в сундуках как не обесценивающееся богатство, передавались от матери к дочери.
Крупным промысловым центром золотной вышивки в Нижегородской губернии стал Городец. Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья, знали более ста вариантов вышивки.
Сохранить все это наследие в наш век всеобъемлющей автоматизации и новых материалов невозможно. Вышивают сейчас не золотом, редко — нитью с позолотой. Но современные городецкие златошвейки не растеряли секреты мастерства.
Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти.
Роскошные шали и элегантные платья, накидки, богато украшенные вышивкой, стоят, конечно, недешево, но появляются в гардеробе не только мировых знаменитостей, но и женщин, умеющих ценить ручную работу и созданную с любовью красоту.
Узор равномерно заполнял всю переднюю часть душегреи и рассыпался удлиненными гирляндами по крупным сборам по спине. Как правило, такая душегрея становилась композиционным центром женского костюма. Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников, повойников.
Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотого шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток.
О владелице золотого плата знала вся округа, он поднимал престиж невесты. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.
Современность Городецкой золотной вышивки
Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шелка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки.
Творческий коллектив предприятия бережно хранит народные традиции, различные техники вышивки, пришедшие на городецкую Землю из глубины веков. Нежный ажурный , красочный гиюр, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотое шитье нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства.
Предприятие специализируется также на выпуске постельного белья, сувениров с вышивкой, гербов городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: холопок, лен, шелк.
Гармоничное сочетание модных силуэтных форм с декором вышивки, хорошая технологическая обработка моделей свидетельствует о качестве и уникальности изделий. В числе последних работ городецких вышивальщиц — панно герб рода Михалковых.
Мастерицы из г. Городца пользовались разнообразными приемами вышивки при украшении не только праздничной городской одежды, но и ансамблей одежды в народном стиле, а также — утилитарных вещей крестьянского быта, например, полотенец, которые сопровождали весь уклад древнерусского быта.
Познакомиться с историей знаменитого российского промысла можно в музее фабрики. Здесь есть прекрасная возможность примерить старинные костюмы городецких модниц и сфотографироваться на память.
Для туристов проводятся увлекательные экскурсии и мастер — классы. В столовой фабрики вас ждет чаепитие с не менее популярным городецким пряником, традиции изготовления которого насчитывают не одно столетие.
Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.
К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли. Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.
В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.
ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА
Городецкая золотная вышивка традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья. Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.
Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные – отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.
Платок головной. Первая половина XIX в.
Головной убор с золотным шитьём
Головной убор с золотным шитьём
Русский головной убор. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью
с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем.
Панно: Сказки Александра Сергеевича Пушкина
Панно: Герб Москвы
Архангел Михаил, святые Варвара и Ульяна
Благовещение. XVIII - XIX вв.
Плащаница Успения Божией Матери
Читайте также: