Городецкая золотная вышивка история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Во время Великой Отечественной войны артель работала для фронта: шила солдатское белье и обмундирование, вышивала знамена.

Новый этап в истории городецкой золотной вышивки начался с приходом в артель выпускницы Московского художественно-промышленного училища им. Калинина Антонины Васильевны Богачёвой. К 50-м годам артель сумела выйти на довоенный уровень производства. В это же время на предприятии стали применять электрические швейные машины.

В 1951 и в 1952 годах работы городецких мастериц экспонировались на московских выставках и были отмечены наградами.

В 1960 году швейная артель была преобразована в строчевышивальную фабрику. В это время начинается плодотворное сотрудничество с искусствоведами и технологами Научно-исследовательского института художественной промышленности. Эта работа вместе с привлечением и поощрением талантливых художников и вышивальщиц привела к расцвету промысла в 1970-х годах. Фабрика участвовала в крупнейших отечественных и зарубежных выставках и конкурсах, изделия стали приобретать музеи и государственные учреждения.

К сожалению, в годы перестройки промысел сохранить не удалось.

Городецкая золотная вышивка

Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.

По историческим сведениям, видимо, ещё в XVII веке в Нижегородской губернии появилось золотное шитье. Промысел с историей, а главное — с будущим.

Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым, отсюда известное нынче выражение.

Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения, поэтому не была распространенной. Вещи с такой вышивкой хранились в сундуках как не обесценивающееся богатство, передавались от матери к дочери. Крупным промысловым центром золотной вышивки в Нижегородской губернии стал Городец. Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья, знали более ста вариантов вышивки. Сохранить все это наследие в наш век всеобъемлющей автоматизации и новых материалов невозможно. Вышивают сейчас не золотом, редко — нитью с позолотой. Но современные городецкие златошвейки не растеряли секреты мастерства.

Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти. Роскошные шали и элегантные платья, накидки, богато украшенные вышивкой, стоят, конечно, недешево, но появляются в гардеробе не только мировых знаменитостей, но и женщин, умеющих ценить ручную работу и созданную с любовью красоту.


О владелице золотого плата знала вся округа, он поднимал престиж невесты. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.

Современность Городецкой золотной вышивки

Творческий коллектив предприятия бережно хранит народные традиции, различные техники вышивки, пришедшие на городецкую Землю из глубины веков. Нежный ажурный , красочный гиюр, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотое шитье нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства.


Предприятие специализируется также на выпуске постельного белья, сувениров с вышивкой, гербов городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: холопок, лен, шелк.

Гармоничное сочетание модных силуэтных форм с декором вышивки, хорошая технологическая обработка моделей свидетельствует о качестве и уникальности изделий. В числе последних работ городецких вышивальщиц — панно герб рода Михалковых.


Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.

4809770__7_ (700x594, 141Kb)

По историческим сведениям, видимо, ещё в XVII веке в Нижегородской губернии появилось золотное шитье. Промысел с историей, а главное — с будущим.

4809770_t20_1_ (316x700, 133Kb)
4809770_t21_1_ (296x700, 118Kb)

4809770_22_1_ (700x525, 369Kb)

Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым, отсюда известное нынче выражение.

4809770_20 (578x699, 119Kb)
4809770_22 (200x300, 53Kb)

Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения, поэтому не была распространенной. Вещи с такой вышивкой хранились в сундуках как не обесценивающееся богатство, передавались от матери к дочери.

4809770_t54 (600x300, 74Kb)

Крупным промысловым центром золотной вышивки в Нижегородской губернии стал Городец. Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья, знали более ста вариантов вышивки.

4809770_t8nitka (700x252, 50Kb)

Сохранить все это наследие в наш век всеобъемлющей автоматизации и новых материалов невозможно. Вышивают сейчас не золотом, редко — нитью с позолотой. Но современные городецкие златошвейки не растеряли секреты мастерства.

4809770_t56 (500x375, 56Kb)

Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти.

4809770_4 (466x699, 196Kb)
4809770_40 (466x699, 194Kb)

Роскошные шали и элегантные платья, накидки, богато украшенные вышивкой, стоят, конечно, недешево, но появляются в гардеробе не только мировых знаменитостей, но и женщин, умеющих ценить ручную работу и созданную с любовью красоту.

4809770_t15 (700x603, 104Kb)

4809770_5 (250x178, 6Kb)

Узор равномерно заполнял всю переднюю часть душегреи и рассыпался удлиненными гирляндами по крупным сборам по спине. Как правило, такая душегрея становилась композиционным центром женского костюма. Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников, повойников.

4809770_t6nitki_1_ (666x500, 164Kb)

Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотого шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток.

4809770_t59 (599x509, 86Kb)

4809770_6495 (466x699, 131Kb)
4809770_6495_1_ (400x600, 52Kb)

О владелице золотого плата знала вся округа, он поднимал престиж невесты. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.

Современность Городецкой золотной вышивки

4809770_t2 (666x500, 139Kb)

4809770_t9 (700x301, 71Kb)

4809770_t79 (700x466, 163Kb)

Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шелка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки.

4809770_7 (333x500, 46Kb)
4809770_70 (379x500, 112Kb)
4809770_7330 (466x699, 309Kb)

Творческий коллектив предприятия бережно хранит народные традиции, различные техники вышивки, пришедшие на городецкую Землю из глубины веков. Нежный ажурный , красочный гиюр, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотое шитье нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства.

4809770_8 (699x576, 159Kb)
4809770_8288 (699x577, 166Kb)

Предприятие специализируется также на выпуске постельного белья, сувениров с вышивкой, гербов городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: холопок, лен, шелк.

4809770_9 (567x699, 734Kb)
4809770_90 (585x699, 120Kb)
4809770_9308 (375x500, 39Kb)

Гармоничное сочетание модных силуэтных форм с декором вышивки, хорошая технологическая обработка моделей свидетельствует о качестве и уникальности изделий. В числе последних работ городецких вышивальщиц — панно герб рода Михалковых.

4809770_t1 (700x525, 208Kb)

Мастерицы из г. Городца пользовались разнообразными приемами вышивки при украшении не только праздничной городской одежды, но и ансамблей одежды в народном стиле, а также — утилитарных вещей крестьянского быта, например, полотенец, которые сопровождали весь уклад древнерусского быта.

4809770_t8 (700x464, 200Kb)

Познакомиться с историей знаменитого российского промысла можно в музее фабрики. Здесь есть прекрасная возможность примерить старинные костюмы городецких модниц и сфотографироваться на память.

4809770_t12 (700x495, 121Kb)

Для туристов проводятся увлекательные экскурсии и мастер — классы. В столовой фабрики вас ждет чаепитие с не менее популярным городецким пряником, традиции изготовления которого насчитывают не одно столетие.

4809770_t22 (340x700, 129Kb)
4809770_t25_1_ (346x700, 138Kb)

Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.



К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли. Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.
В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА


Городецкая золотная вышивка традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья. Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.




Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные – отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.









Платок головной. Первая половина XIX в.


Головной убор с золотным шитьём


Головной убор с золотным шитьём


Русский головной убор. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью
с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем.


Панно: Сказки Александра Сергеевича Пушкина


Панно: Герб Москвы


Архангел Михаил, святые Варвара и Ульяна


Благовещение. XVIII - XIX вв.


Плащаница Успения Божией Матери




Читайте также: