Горький об андрееве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Летом 1905 года Максим Горький и Леонид Андреев с женами посетили фотоателье в подмосковном Бутове, где сфотографировались на память. Через год Россию наводнили почтовые открытки с бутовскими фотографиями. Подписи к ним содержали ошибки, которые вводили в заблуждение читающую публику более 60 лет.

Андреев и Горький

Андреев и Велигорская

В феврале 1902 года Леонид Андреев женился на Александре Велигорской, внучатой племяннице Тараса Шевченко. Венчались молодые на Арбате в церкви Николы Явленского. Посаженым отцом был Николай Телешов. Уже через год жена родила Андрееву первенца Вадима.

Горький и Андреева

Весной 1900 года в Крыму Горький познакомился с известной московской актрисой Марией Андреевой. В 1903 году писатель стал двоеженцем.

С официальной женой Екатериной Пешковой он к тому времени прожил почти семь лет, имел от нее двух детей. Официально разводиться супруги не стали. Горький перебрался из Нижнего Новгорода в Москву и стал сожительствовать с актрисой МХТ. Мария Андреева к тому времени ушла от мужа и детей.

Она имела большое влияние на Горького. Уговорила его вступить в РСДРП, познакомила с Владимиром Лениным.

Фотографии на память

Летом 1905 года Леонид Андреев с Александрой Велигорской и Максим Горький с Марией Андреевой оказались под Москвой. Чем привлекло их внимание скромное фотоателье в Бутове, неизвестно. Были сделаны две фотографии семейных пар.

На следующий год книжные магазины России наводнили новинки – популярные тогда почтовые открытки с известными писателями. На лицевых сторонах были помещены те самые фотографии из Бутова. Однако подписи под ними гласили: "Леонид Андреев с женой Максима Горького" и "Максим Горький с женой Леонида Андреева".

Возникла она при передаче снимков от фотографа издателю. Сфотографировав известных людей, мастер записал их фамилии. С тем и отдал негативы издателю. Тот разумно предположил, что раз в ателье пришли Андреев и Андреева, значит, они муж с женой.

А поскольку фотографировались они с другими спутниками, значит, писатели зачем-то поменялись женами. Предположить, что Андреев и Андреева – однофамильцы, никому в голову не пришло.

А люди-то и не знали

Историю она знала от мужа и Елизаветы Добровой. Рассказала ее известному петербургскому букинисту Петру Мартынову. В 1969 году он опубликовал свои воспоминания "Полвека в мире книг", где ошибка наконец-то была озвучена на широкую аудиторию.

ОСНОВНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ: аналитическое сопоставление творчества двух писателей через организацию диалога.

ОБОРУДОВАНИЕ: словарь урока (см. Приложение 1), высказывания писателей и поэтов о Л.Андрееве (см. Приложение 1), портреты писателей, художественные тексты.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: дидактический словарный материал предоставлен отдельно и работа ведется в течение всего урока.

Сначала нужно

ответить, где есть

истина – в человеке

или вне его?

По-вашему,

в человеке. Тогда

это очень плохо,

очень ничтожно…

Эпиграф к уроку: Сначала нужно ответить, где есть истина – в человеке или вне его? По-вашему, в человеке. Тогда это очень плохо, очень ничтожно…

1. Организационный момент, приветствие.

2. Организация внимания учащихся:

Учитель: Все присутствующие сегодня на уроке понимают, что изучать литературу – это не просто читать книги. Изучать литературу необходимо еще и для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому для тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкоснуться с учебным предметом, а соприкоснуться с самой жизнью, что мы и постараемся сделать сегодня на уроке, пытаясь ответить на вопросы, ответы на которые, наверное, еще не найдены. Попытаемся построить урок в форме диалога: диалога между Горьким и Андреевым, между писателями и нами, читателями, диалога каждого с самим собой.

(Учитель определяет цели урока, раздает дидактический материал (см. Приложение 1), учащиеся записывают тему и эпиграф к уроку в тетрадь)

Учитель: Не правда ли, странный взгляд? В этих словах – весь парадокс жизненного и творческого пути Л.Андреева, человека и писателя, который не хотел принимать истину только потому, что истина – прекрасна, а реальная жизнь – страшна. Казалось бы, если жизнь действительно страшна, тем более следует верить в прекрасное, пусть не существующее, но хотя бы обещанное человеку в будущем (заключено ли это в бессмертии, обещанном мировыми религиями, или в совершенном общественном строе – неважно). Это ведь так естественно для человека – не мириться с неизбежностью (например, смерти), но надеяться и верить. Однако, Л.Андреев почему-то не хотел мириться именно с верой и предпочитал смотреть в лицо неизбежности. В этом и есть парадоксальность его творчества.

Учитель: при параллельном рассмотрении жизни и творчества М.Горького и Л.Андреева поражает почти буквальное совпадение этапов. Послушаем выступление учащихся.

(1 учащийся рассказывает о М.Горьком, 2 учащийся – о Л.Андрееве, делают это параллельно, по этапам их жизненного пути)

5. Аналитическая беседа с учащимися по теме через построение диалога с использованием сопоставительного анализа и работы с текстом. В результате беседы необходимо заполнить таблицу выводами и примерами из текста.

Учитель: 1. Как, анализируя названия произведений писателей, доказать, что Горький – романтик, становящийся реалистом, а Андреев – реалист, становящийся модернистом (см. Приложение 1)?

Учитель: 2. Жанровое своеобразие рассказов Горького и произведений Андреева уже определено. Докажите их определение на конкретных примерах.

Учащиеся: А главная особенность творчества Л.Андреева – его парадоксальность: сочетание сентиментализма с иронией, недоверие жизненной логике и ломка ее, злая сатира с откровенными конфузами – и не понять, то ли это возмущение писателя, то ли открытое сопротивление, то ли тайный заговор с самим собой и мятеж, но ясно, что это БУНТ ( см. Приложение1).

Учитель: Действительно, вся жизнь Андреева была своеобразным бунтом и подчеркиванием его парадоксальности.

Учащиеся: Андреева волнует тема отношений человека с роком, подчинения или неподчинения ему, он пытается открыть в литературе совершенно новый мир, овеянный дыханием мятежных стихий, тревожных мыслей, философских раздумий, неутомимых творческих исканий, мир, в котором смерть оборачивается одновременно и трагедией, и проверкой ценности прожитого – и в этом Андреев не хочет идти проторенными путями, защищает свое право на эксперимент, на свободный творческий поиск.

Учитель: 3. Вполне естественно, что выразителем взглядов писателя становятся либо повествователь-рассказчик, либо один из главных героев. И здесь продолжается спор Горького-романтика с Андреевым – писателем-модернистом. Что же характерно для горьковских героев-романтиков и для персонажей Андреева?

Учащиеся: Для горьковских персонажей характерно следующее: звучные имена, двоемирие (идеальный мир героя противопоставлен миру реальному), гордость и дерзость, свободолюбие и цельность, героичность и непокоренность судьбе и собственным страстям, уверенность и красота, герои Горького вступают в единоборство со средой, социальным злом.

Учащиеся: Персонажи Андреева не называются по именам, лишены каких-либо индивидуальных черт, у них нет быта, их судьбу предопределяет рок, среда, общество, история, природа, но не сам персонаж.

Учащиеся: Они беспомощны и безобразны, потерянные жертвы, прокаженные или разорвавшие связь с домом и семьей, постоянно надрывно бунтующие в человеческом страдании. Андреев изображает их в максимальном эмоциональном напряжении.

Учитель: А за какими героями хочется идти? А чьи герои более жизненны и почему?

Учащиеся: Сравним пейзаж: у Горького он широкий, одушевленный, это либо осенняя ночь с холодным ветром, либо безграничная степь или бесконечное море.

Учащиеся (перечисляют изученное ранее с обязательным приведением примеров по тексу): звукопись, рассказ в рассказе, образ повествователя, портретная и жестовая характеристика, уподобление птицам, элементы УНТ, характеристику речевую, символический параллелизм, переходящий в противопоставление (например, свет –тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце – каменная плоть и др.).

6. Исследование символа – образа (выступление учащегося, подготовленного заранее).

1 учащийся выступает по проблеме, высказывая свою точку зрения, приглашая к разговору, к диалогу других, остальные учащиеся записывают основное из услышанного, пытаются ответить на поставленные вопросы, включаясь в диалог.

Тьма, тьма и еще тьма. И это о России? О ее будущем? Неужели выбора нет? А как думаете вы?

Учащиеся высказывают свое мнение по услышанному и по прочитанному.

7. Практическая работа учащихся.

Учитель дает задание учащимся:

Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно, обсуждая между собой, высказывая выводы вслух.

8. Заключительное слово учителя, выводы.

Учитель: Действительно, этот спор бесконечен, как бесконечны наши разговоры и думы о счастье, как бесконечна наша вера, наша надежда и любовь. Только от нас, от нашей с вами гражданской позиции, от наших нравственных качеств, от того, чем заполнена наша душа – от этого зависит наше будущее.

Чтение Л.Андреева – это хождение по заминированному полю: ходить по нему опасно, но, не научившись различать мины, мы можем подорваться на случайной, залетевшей на вполне мирную территорию.

9. Итоги урока. Оценивание.

Леонид Андреев в кругу писателей.

Леонид Андреев и Максим Горький.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 – 1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза.

Андреев высоко ценил Горького – писателя и человека. Но его беспрестанно беспокоила мысль: представляет ли он сам для Горького большой интерес как личность? Не увлечен ли друг только его талантом?

Леонид Николаевич Андреев (1871–1919 гг.) – известный русский писатель, один из ярчайших представителей литературы Серебряного века. Для всего его творчества характерен своеобразный уникальный стиль, а также раскрытие тем, на которые в то время не принято было писать произведения.


Детство и юность

Изучая содержание краткой биографии Леонида Андреева, следует знать, что он родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской классической гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой, был большим поклонником творчества Шопенгауэра.

Через некоторое время умер отец, и материальное положение семьи пошатнулось. Сам Андреев вспоминает, что в это время он начал злоупотреблять алкоголем, временами голодать. В конце концов его отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета.

В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. После попытки суицида здоровье его сильно пошатнулось, диагностировали порок сердца. Эта болезнь в дальнейшем стала причиной смерти писателя.

Молодой человек был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.

Зрелые годы

Писатель и революция 1917 года

Смерть

На родину писатель так и не вернулся. Остался в Финляндии, где и умер от порока сердца в 1919 году.

Читайте также: