Горизонтальные восходящие и нисходящие коммуникации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении. К вертикальному направлению относятся следующие коммуникации: нисходящие и восходящие.

- положительное отношение менеджеров к коммуникациям;

- предоставление информации интересной для работников;

- планирование коммуникаций, т.е. когда мы говорим о коммуникациях, должны быть четко определены получатель, каналы передачи данных, отправитель.

- доверие отправителя получателю.

Восходящие коммуникации - это коммуникационный поток, при котором восхождение информации движется от более низкого к более высокому уровню. Этот вид коммуникаций используется для обратной связи подчиненных с руководителями с целью проинформировать о результатах работы, о текущих проблемах, с целью доведения до руководства мнения сотрудников, предложений по совершенствованию работы.

К методам данных коммуникаций относятся: - процедура обжалования; - политика открытых дверей; - консультации и собеседования с увольняющимися сотрудниками; - представитель; - широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия решений.

Проблемы восходящих коммуникаций: - задержка информации на нижних уровнях; - фильтрация информации (информация из объективной может превратиться в субъективную); - потребность в ответе (руководитель должен показать реакцию и ответ).

Вопрос 16. Горизонтальные (интерактивные) коммуникации. Типы сетей коммуникаций.

Горизонтальные коммуникации – процесс, при котором общение происходит на одном уровне. Цепь горизонтальных коммуникаций включает в себя: - координацию работы; - решение проблем; - обмен информацией; - разрешение конфликтов.

Поскольку классические организационные структуры не удовлетворяют потребности работников в горизонтальных или интерактивных коммуникациях, возникают или создаются неформальные организации и группы, в которых происходит неформальное общение. На этой основе возникают сети коммуникаций, которые представляют собой определенное соединение участвующих в коммуникационном процессе индивидов.

Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом. Совокупность каналов передачи или обмене информацией связывающих несколько организационных единиц, образует коммуни­кационную сеть. В коммуникационной сети в процессе коммуникации происходит соединение определенным образом людей с помощью ин­формационных потоков. Сети могут быть открытыми и закрытыми.

Существуют различные типы цепей:

Эффективность различных сетей коммуникаций может быть оценена по следующим параметрам: - быстродействие; точность; организованность; - роль лидера; - мораль группы; - количество результатов.

Правила построения системы коммуникаций в организации:

- основные каналы коммуникаций должны быть хорошо известны;

- обязательно должен существовать определенной формы канал коммуникаций с каждым членом организации;

- цепочки коммуникаций должны быть по возможности прямыми и короткими;

- люди, через которых осуществляются коммуникации, должны быть компетентны;

- цепочка коммуникаций не должна прерываться до тех пор, пока существует организация;

- необходимо проверять результаты (эффективна ли коммуникация к организации).

Коммуникации – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей фактов, мыслей, чувств и ценностей. Коммуникации представл. собой один из наиболее дискуссионных процесов в области орг. поведения. Они явл. Основным необходимым условием для успешного достижения стоящих перед орг-ей целей. Коммуникации могут быть восходящими, нисходящими и горизонтальными. Нисходящие организационные процессы являются одной из ведущих тем, связанных с орг. Коммуникациями. Их следует понимать как скорее как установление межличностных процессов. Они представляют собой поток информации от высших уровней руководства к нижним. В процессе нисходящих коммуникаций менеджер должен обратить внимание на реализацию следующих действий:

1. Инструктаж по поводу выполнения рабочих заданий, предполагающий формулировку инструкций менеджерам.

2. Ответная реакция менеджмента по поводу результатов выполнения рабочих заданий.

3. Получение новостей. Своевременная информация способствует повышению производительности труда.

4. Получение социальной поддержки, т.е. стремление индивида к ощущению заботы, уважению со стороны окружающих, их высокой оценки.

Восходящие коммуникации – это поток информации от низших уровней организации к высшим уровням управления. Данный процесс предполагает проявление инициативы. Однако он сопряжен с рядом трудностей. К ним относят:

- медленное восхождение информации на высшие уровни организации;

- трудность возникновения обратной связи, т.к. отклик руководителя может быть несвоевременным, что подавляет восходящие коммуникации;

Методами восходящих коммуникаций являются:

1. Вопросы к сотрудникам, демонстрирующие интерес руководства к мнениям работников. Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

2. Умение показать заинтересованность.

3. Проведение встреч менеджеров с небольшими группами сотрудников.

4. Участие в социальных группах.

5. Система обжалования.

Горизонтальные (перекрестные) коммуникации. Необходимы для координации усилий по достижению орг. Целей. Они соединяют между собой командные цепочки организации и позволяют координировать взаимодействие ее различных отделов и подразделений. Сотрудников, которые играют значительную роль в горизонтальных коммуникациях, называют пограничными игроками. Они обладают сильными коммуникативными связями в своих отделах и обычно с внешним сообществом. Пограничные игроки, как правило, не выходят за пределы официальной сферы своей ответственности, но весьма значительная часть горизонтальных коммуникаций осуществляется менее формальными путями, в т.н. сетях.

Сеть – это группа людей, развивающих и поддерживающих неформальный обмен информацией по представляющим взаимный интерес вопросам. Сети могут создаваться как внутри, так и вне организации, но чаще всего они существуют на базе внешних интересов.

Коммуникации – передача информации от одного человека к другому. Один из способов доведения до других людей эмоций, мыслей и чувств.

1. Кодирование информации (слова, жесты, эмоции).

Типы барьеров.

Особое внимание следует уделить этапу декодирования, в рамках которого существует целый ряд коммуникативных барьеров. Среди них выделяют:

1. ●личностные барьеры, т.е. коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, определенной системой ценностей и неумением слушать собеседника;

2. ●физические барьеры - это коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций;

3. ●семантические барьеры - возникают вследствие ограничений используемых нами в коммуникациях символов. Разновидностями таких барьеров являются замещающе-искажающие барьеры; фонетические барьеры; стилистические барьеры; логические барьеры.

1. информационно-дефицитный барьер – механический обрыв информации.

2. замещающие барьеры – искажающие барьеры присутствуют в условиях, когда получатель слышит передаваемые слова, но придает им другое значение.

3. фонетические барьеры – имеют место, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют существенный дефект речи.

4. стилистические барьеры – возникают при несоответствии стиля речи отправителя и получателя.

5. логистические барьеры – возникают тогда когда логика рассуждения отправителя либо сложна для получателя, либо кажется ему неверной.

Приемы преодоления коммуникационных барьеров.

Принцип организации виноградной лозы.

1. Цепочка, в которой А передает Б, далее В и так до тех пор пока через 28 человек информация не дойдет до Я со значительным опозданием и в искаженном виде.

2. Гроздевая цепь, когда А сообщает информацию трем сотрудникам.

Полученную информацию передают дальше только некоторые из

них, но не одному, а сразу нескольким коллегам, таким образом по

менее устаревания информации увеличивается число владеющих ей

сотрудников и новость постепенно умирает. Б, Д – связные. самый

популярный и вероятный метод.

3. Вероятностная цепочка –когда информация распространяется

случайно и некоторые члены коллектива не располагают ей.

4. Сплетня –один передает информацию всем остальным.

Типичными ситуациями, провоцирующими развитие виноградной лозы могут являться:

· Смена собственника организации

· Увольнение или прием на работу нового сотрудника

· Внедрение новых технологий

· Карьерный рост коллег.

Организационная культура: сущность, структура, функции. Сильные и слабые культуры. Доминирующая и субкультура. Стихийная и моделируемая культура. Здоровая и токсичная культура. Адаптивная и фиксированная культура.

Организационная культура – это картина явных и неявных разделяемых ключевыми сотрудниками орг-ии убеждений, ценностей, и норм поведения, которые направляют орг. поведение и которые с течением времени приобретают новые члены орг-ии. Значение организационной культуры определяется рядом обстоятельств. Во-первых, она придает сотрудникам организационную идентичность; во-вторых, является важным источником стабильности и чувства безопасности у сотрудников; в-третьих, помогает новым сотрудникам правильно ориентироваться в организационном взаимодействии.

Организационная культура обладает рядом важных характеристик. К ним относят:

1. наблюдаемые регулярные формы поведения. При взаимодействии членов коллектива, они используют общие понятие, жесты, принятые в данной организации ритуалы;

3. доминирующие ценности (высокое качество продукции, высокая производительность и.т.д.)

4. философия. Организацией вырабатывается политика, отражающая ее убеждение в том, как надлежит обращаться с сотрудниками компании;

5. правила. В организациях имеются жесткие правила поведения. Вновь принятые сотрудники должны их усвоить, чтобы стать полноправными членами организации.

6. организационный климат, т.е. общее ощущение, которое создается пространством, стилем общения сотрудников между собой с посторонними лицами.

Следует отметить, что культура организации имеет многослойный характер: она проявляет себя на трех последовательно углубляющихся уровнях. На поверхности находятся артефакты, представляющие собой наблюдаемые, физические проявления культуры. На следующем уровне организационной культуры находятся ценности, стоящие за культурными артефактами. Третий слой культуры – допущения - заключается в формировании ключевых факторов гарантирующих успех компании.

Орг. культура делится на сильную и слабую культуры. Сильная означает высокую степень воздействия на поведение работника, а слабая подразумевает ограниченное воздействие на поведение работника.

Организационная культура неоднородна. Она подразделяется на доминирующую культуру и множество субкультур.

Доминирующая культура – это сумма некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации.

Субкультура – это свод ценностей, которые разделяет незначительное меньшинство членов организации.

Стихийная орг. культура формируется спонтанно, моделируемая – лидером.

Здоровая орг. культура признает ценность человекаорганизации и подтверждает это действиями, токсичная настроена негативно по отношению к человекау.

Фиксированная культура негативно настроена по отношению к изменениям и их инициаторам, не анализирует опыт конкурентов, продвигаются менеджеры-исполнители, политизация внутренней среды. Адаптивная культура ориентирована на изменения, корректировку курса и сохранение важнейших принципов и ценностей. (нет настороженности по отношению к изменениям)

Функции: формирование индивидуальности организации, стабильность соц. системы, формирование коллективной приверженности организации.

Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении. К вертикальному направлению относятся следующие коммуникации: нисходящие и восходящие.

  • - постановка задач;
  • - описание работ и процедур и их исполнение;
  • - обеспечение информации, необходимой для работы;
  • - обратная связь по результатам работы.
  • - положительное отношение менеджеров к коммуникациям;
  • - предоставление информации интересной для работников;
  • - планирование коммуникаций, т.е. когда мы говорим о коммуникациях, должны быть четко определены получатель, каналы передачи данных, отправитель.
  • - доверие отправителя получателю.

Восходящие коммуникации - это коммуникационный поток, при котором восхождение информации движется от более низкого к более высокому уровню. Этот вид коммуникаций используется для обратной связи подчиненных с руководителями с целью проинформировать о результатах работы, о текущих проблемах, с целью доведения до руководства мнения сотрудников, предложений по совершенствованию работы.


Нисходящие организационные коммуникации представляют собой поток информации от высших уровней руководства к нижним. Почти половина контактов менеджеров приходится на подчиненных, а вторая - делится между начальниками, коллегами и внешними субъектами.

Для построения эффективных нисходящих коммуникаций менеджеры, во-первых, должны развивать положительное отношение к коммуникациям, убедить себя, что общение с подчиненными - важнейшая часть их работы. Во-вторых, необходимо работать над получением информации, которая будет интересна работникам. В-третьих, менеджеры должны сознательно планировать коммуникации. И, наконец, менеджеры призваны завоевать доверие, которое является важнейшим условием коммуникаций всех видов.

Для того чтобы вовремя получать информацию от работников организации, менеджеру следует провести ряд предупредительных мероприятий:

Модель управления двухсторонними коммуникациями в организации отражена на рис.20.

Рисунок 20 - Схема управления коммуникациями в организации

Если двусторонний информационный поток ослабевает в силу ограниченности восходящих коммуникаций, руководство компании начинает испытывать нехватку данных, необходимых для принятия взвешенных решений, утрачивает представление о потребностях сотрудников, а значит, утрачивает возможность обеспечить эффективное выполнение своих функций и социальную поддержку.

Осуществление восходящих коммуникаций сопряжено с преодолением ряда трудностей:

Кроме программных заявлений на каких-либо официальных мероприятиях, необходимо разработать практические методы улучшения восходящих коммуникаций:

  • - Конкретные вопросы менеджеров сотрудникам организации, демонстрирующие интерес руководства к мнениям работников.
  • - Собрания работников - проведение встреч менеджеров с небольшими группами сотрудников, на которых работники имеют возможность высказаться по актуальным рабочим проблемам, методам управления и т.д.
  • - Политика открытых дверей. Она предполагает обращение сотрудников компании к непосредственным их начальникам по любым волнующим вопросам. Это позволяет разблокировать восходящие коммуникации.

К другим формам коммуникаций следует отнести горизонтальные коммуникации, электронные коммуникации и неформальное общение.

Читайте также: