Гончарное искусство в дагестане кратко
Обновлено: 08.07.2024
Село Балхар расположено не так далеко от Махачкалы, но добираться туда по горным дорогам - не так просто. Но надо, и интересно - тут до сих пор делают глиняную посуду, игрушки и другую утварь по старым рецептам и с соблюдением всех традиций.
Село Балхар.
От Махачкалы, сперва на маршрутке, а потом вместе с какими-то попутчиками на жигулях, мы тряслись по горному серпантину. В село я приехал уже в сумерках. Пока искали место для ночлега, пока его нам готовили, я стоял у машины и наблюдал.
В узком просвете между двух домов появилась сгорбленная фигура с клюкой, отбрасывающая длинную тень в свете единственного на всю улицу фонаря. По мере того, как старая женщина шла в мою сторону, эта тень медленно удлинялась, подкрадываясь ко мне всё ближе и ближе. Я молча наблюдал за ней, и в голове промелькнуло достаточно много разнообразных мыслей, прежде чем старуха подошла так близко, что бы можно было поздороваться.
— Что, милок, машину охраняешь?
Я ещё не успел ответить, как она продолжила.
— У нас тут ничего не случается, ничего не случается. Повторяя несколько раз эту фразу, старуха так же неспешно поковыляла мимо меня, в кромешную темноту, куда уже не добивал свет уличного фонаря.
Жизнь в деревнях начинается рано. Мы ещё спим, а печь уже топится, пекутся пироги, кто-то за водой пошёл к ручью. Выйдя из дома, в котором устроили всю съёмочную группу, я обнаружил множество домов, часть в приличном состоянии, а часть в полуразрушенном. Видимо, не всё так благополучно тут, и многие уезжают в города. Из разговоров с хозяйкой я узнал, что ещё в 90 е тут было очень горячо, жизнь кипела и бурлила, но сошла на нет.
Молодёжи в селе не осталось, вот и гончарное искусство пришли показывать женщины в годах. Кто-то из них уже и ходит еле-еле, и согнут в три погибели, но горшок по-прежнему делают быстро, и узор наносят уверенно.
Всё начинается с глины.
Что бы из глины что-то сделать, её сперва надо размять и очистить от крупных включений, травы, камней и прочего мусора который ещё остался. Глину замешивают, расстилают палас и начинают мять. Одной ногой. Двумя это делать очень неудобно. Фатима рассказывает, что как-то на шпагат чуть не села, разминая очередную порцию глины. После того, как внутри неё раздаются звуки на вроде щелчков, считается что глина готова к употреблению.
Нужное количество глины кладут на круг и начинается самое главное — создание формы. Кстати, круг приводится в движение не ногами, а рукой. Всё так просто, что проще некуда. Минут 10-15 и уже можно узнать форму будущего кувшина. Тут же на кувшин наносятся узоры, и после этого его откладывают, чтобы глина подсохла. До того, как он попадёт в печь, он должен подсохнуть и после этого его ещё шлифуют.
В селе есть несколько домов, в которых есть рабочие печи, и мы отправились на поиски добровольцев. В одном доме нам не отказали, правда, пришлось подождать пока женщины закончат печь хлеб, что бы заняться печкой. Мы, конечно же, не отказались от чая с чабрецом и свежего хлеба.
Но вот чай закончился, и мы идём смотреть на печку. Печь сама по себе довольно большая, и ради одного-двух изделий её никто топить не будет.
Отблагодарив всех, кто нам помог в процессе съёмки вернулись в дом, где остановились на ночлег. Мне очень понравилась комната-музей, я сделал несколько фотографий. Тут собрана утварь, которой в разные года пользовался род, живущий в этом доме. Не ошибусь, если скажу что тут собрана посуда за несколько столетий.
Наверняка, у каждой вещицы есть своя история, но у нас, как всегда, нехватка времени, нужно было уезжать в Махачкалу.
В Дагестане есть несколько мест, славящихся своими мастерами по лепке из глины – искусству, которое за многие сотни лет достигло здесь невероятно высокого уровня. Аул Балхар – один из таких центров гончарного искусства. Увы, он не очень широко известен за пределами республики, однако если вам доведется побывать в Дагестане, непременно загляните в это горное село, чтобы собственными глазами увидеть затейливо расписанную посуду и удивительные самобытные фигурки.
Считается, что изготавливать изделия из глины в Дагестане начали еще во времена неолита. По крайней мере, некоторые черепки, которые находят в этих краях, датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Согласно древней легенде, гончарное искусство открыл местному населению бедняк по имени Калкуччи, который однажды увидел на берегу водоема ребятишек, лепивших что-то из глины, и решил последовать их примеру. Овладев этим мастерством в совершенстве, он рассказал, как обращаться с глиной, остальным, причем лучше всего этот вид искусства давался женщинам. И действительно, с давних времен гончарное дело здесь было исключительно женским ремеслом.
В последние годы балхарской керамикой в Дагестане заинтересовались мастера-мужчины и, надо сказать, у них стало неплохо это получаться.
Аул Балхар расположен в Акушинском районе Дагестана. Этот край славится большими залежами глины, причем, нескольких видов. Живут здесь лакцы – древний кавказский народ. Их жизненный уклад, стиль одежды, менталитет не сильно изменились за долгие годы существования этого аула.
Местные мастерицы также чтут традиции, используя технологию предков. Их керамические изделия лаконичны, в них чувствуется скромность и простота, что очень гармонично сочетается с изысканностью и самобытностью.
В Балхаре делают из глины всё: кувшины, кружки и другие расписные сосуды, сувенирные колокольчики, детские свистульки, фигурки людей и домашних животных (конечно же, коней и осликов) и даже целые художественные композиции.
Интересно, что местные мастерицы, работающие на гончарном кругу, не вытягивают глину из единого куска, а наращивают форму, используя глиняные жгуты. Поверхность сосудов шлифуют чаще всего при помощи кусочка сердолика.
Посуду мастерицы-лакцы украшают, как правило, узорами белого цвета, используя штриховку, волнистые линии, точки и другие элементы. Для росписи фигурок делают раствор из глины разных цветов (красной, охристой, желтой, белой). Рисуют сразу, без набросков – на глаз. Роспись балхарской посуды и фигурок – это чистая импровизация и полет фантазии.
Все, кто видел фигурки лакцев, отмечают, что глиняные персонажи очень добрые и обладают какой-то особой энергетикой. У посуды тоже свои особенности: она тонкая, изящная, легкая и в то же время прочная.
Историки отмечают, что керамика жителей Балхара по своему стилю очень сходна с античной, а также с гончарными изделиями крито-микенской культуры, развивавшейся в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.
Текст: Анна Белова
Культура и традиции Кавказа всегда вызывали интерес у других народов. Рекомендуем прочитать материал о том, Как кавказские горцы выбирали себе жён.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Гончарное искусство республики Дагестан
В республике Дагестан керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства расписной поливной керамики. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней великолепные по своим декоративным качествам кувшины, тарелки калинских и испикских мастеров. Как свидетельствует история, производство керамики в селении Кала прекратилось в XV в после татаро - монгольского нашествия и дальше не возобновлялось. Но в то же время недалеко расположенном селении Испик были продолжены традиции изготовления керамики с подглазурной росписью.
Традиционными центрами гончарного производства Дагестана также являются селения Сулевкент и Джули, где изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. По характеру производства самые ранние изделия сулевкентских мастеров украшались налепным узором в виде жгутиков, волнистых линий. На многих изделиях узор наносился методом процарапывания по сырой глине. Но с появлением гончарного круга глиняные изделия сулевкентские мастера стали украшать ангобной росписью красно-коричневого цвета.
Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских, сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах.
Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.
Чтобы расписать гончарные балхарские изделия, мастерицы готовят из местной глины ангобный раствор нужных цветов (белый, желтый, охристо-красный). Наносят узор на поверхность изделия самодельной кисточкой. При этом некоторые элементы узоров рисуют концом кисти тонкими линиями, а листочки, цветочные головки, кружочки всей кистью с разной силой нажима.
С древних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не только во всем Дагестане. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этого селения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью республики Дагестан, а также предметом национальной гордости.
В данной презентации говорится о том, что в республике Дагестан керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел.Изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью республики Дагестан,которые можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также о традиционных центрах гончарного производства.
Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)
Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)
В республике Дагестан керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства расписной Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней поливной керамики. великолепные по своим декоративным качествам кувшины, тарелки калинских и испикских мастеров. Как свидетельствует история, производство керамики в селении Кала прекратилось в XV в после татаро - монгольского нашествия и дальше не возобновлялось. Но в то же время недалеко расположенном селении Испик были продолжены традиции изготовления керамики с подглазурной росписью.
Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)
Традиционными центрами гончарного производства Дагестана где изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. также являются селения Сулевкент и Джули, По характеру производства самые ранние изделия сулевкентских мастеров украшались налепным узором в виде жгутиков, волнистых линий. На многих изделиях узор наносился методом процарапывания по сырой глине. Но с появлением гончарного круга глиняные изделия
Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)
Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских, сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах.
Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)
Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.
Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)
Чтобы расписать гончарные балхарские изделия, мастерицы готовят из местной глины ангобный раствор нужных цветов (белый, желтый, охристо-красный). Наносят узор на поверхность изделия самодельной При этом некоторые элементы узоров рисуют концом кисти тонкими линиями, а листочки, цветочные головки, кружочки всей кистью с разной силой кисточкой. нажима.
Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)
С древних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не только во всем Дагестане. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этого селения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью республики Дагестан, а также предметом национальной гордости.
Читайте также: