Гончарное искусство в дагестане кратко

Обновлено: 08.07.2024

Село Балхар расположено не так далеко от Махачкалы, но добираться туда по горным дорогам - не так просто. Но надо, и интересно - тут до сих пор делают глиняную посуду, игрушки и другую утварь по старым рецептам и с соблюдением всех традиций.

Село Балхар.

От Махачкалы, сперва на маршрутке, а потом вместе с какими-то попутчиками на жигулях, мы тряслись по горному серпантину. В село я приехал уже в сумерках. Пока искали место для ночлега, пока его нам готовили, я стоял у машины и наблюдал.

В узком просвете между двух домов появилась сгорбленная фигура с клюкой, отбрасывающая длинную тень в свете единственного на всю улицу фонаря. По мере того, как старая женщина шла в мою сторону, эта тень медленно удлинялась, подкрадываясь ко мне всё ближе и ближе. Я молча наблюдал за ней, и в голове промелькнуло достаточно много разнообразных мыслей, прежде чем старуха подошла так близко, что бы можно было поздороваться.
Что, милок, машину охраняешь?
Я ещё не успел ответить, как она продолжила.
У нас тут ничего не случается, ничего не случается. Повторяя несколько раз эту фразу, старуха так же неспешно поковыляла мимо меня, в кромешную темноту, куда уже не добивал свет уличного фонаря.

Жизнь в деревнях начинается рано. Мы ещё спим, а печь уже топится, пекутся пироги, кто-то за водой пошёл к ручью. Выйдя из дома, в котором устроили всю съёмочную группу, я обнаружил множество домов, часть в приличном состоянии, а часть в полуразрушенном. Видимо, не всё так благополучно тут, и многие уезжают в города. Из разговоров с хозяйкой я узнал, что ещё в 90 е тут было очень горячо, жизнь кипела и бурлила, но сошла на нет.

Молодёжи в селе не осталось, вот и гончарное искусство пришли показывать женщины в годах. Кто-то из них уже и ходит еле-еле, и согнут в три погибели, но горшок по-прежнему делают быстро, и узор наносят уверенно.

Всё начинается с глины.

Что бы из глины что-то сделать, её сперва надо размять и очистить от крупных включений, травы, камней и прочего мусора который ещё остался. Глину замешивают, расстилают палас и начинают мять. Одной ногой. Двумя это делать очень неудобно. Фатима рассказывает, что как-то на шпагат чуть не села, разминая очередную порцию глины. После того, как внутри неё раздаются звуки на вроде щелчков, считается что глина готова к употреблению.

Нужное количество глины кладут на круг и начинается самое главное — создание формы. Кстати, круг приводится в движение не ногами, а рукой. Всё так просто, что проще некуда. Минут 10-15 и уже можно узнать форму будущего кувшина. Тут же на кувшин наносятся узоры, и после этого его откладывают, чтобы глина подсохла. До того, как он попадёт в печь, он должен подсохнуть и после этого его ещё шлифуют.

В селе есть несколько домов, в которых есть рабочие печи, и мы отправились на поиски добровольцев. В одном доме нам не отказали, правда, пришлось подождать пока женщины закончат печь хлеб, что бы заняться печкой. Мы, конечно же, не отказались от чая с чабрецом и свежего хлеба.

Но вот чай закончился, и мы идём смотреть на печку. Печь сама по себе довольно большая, и ради одного-двух изделий её никто топить не будет.

Отблагодарив всех, кто нам помог в процессе съёмки вернулись в дом, где остановились на ночлег. Мне очень понравилась комната-музей, я сделал несколько фотографий. Тут собрана утварь, которой в разные года пользовался род, живущий в этом доме. Не ошибусь, если скажу что тут собрана посуда за несколько столетий.
Наверняка, у каждой вещицы есть своя история, но у нас, как всегда, нехватка времени, нужно было уезжать в Махачкалу.



В Дагестане есть несколько мест, славящихся своими мастерами по лепке из глины – искусству, которое за многие сотни лет достигло здесь невероятно высокого уровня. Аул Балхар – один из таких центров гончарного искусства. Увы, он не очень широко известен за пределами республики, однако если вам доведется побывать в Дагестане, непременно загляните в это горное село, чтобы собственными глазами увидеть затейливо расписанную посуду и удивительные самобытные фигурки.

Искусство древнего аула. /Фото:welcomedagestan.ru

Считается, что изготавливать изделия из глины в Дагестане начали еще во времена неолита. По крайней мере, некоторые черепки, которые находят в этих краях, датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Согласно древней легенде, гончарное искусство открыл местному населению бедняк по имени Калкуччи, который однажды увидел на берегу водоема ребятишек, лепивших что-то из глины, и решил последовать их примеру. Овладев этим мастерством в совершенстве, он рассказал, как обращаться с глиной, остальным, причем лучше всего этот вид искусства давался женщинам. И действительно, с давних времен гончарное дело здесь было исключительно женским ремеслом.

Эти фигурки обладают особым обаянием. /Фото:livemaster.ru

В последние годы балхарской керамикой в Дагестане заинтересовались мастера-мужчины и, надо сказать, у них стало неплохо это получаться.

Фигурки до нанесения росписи. /Фото:livemaster.ru

Аул Балхар расположен в Акушинском районе Дагестана. Этот край славится большими залежами глины, причем, нескольких видов. Живут здесь лакцы – древний кавказский народ. Их жизненный уклад, стиль одежды, менталитет не сильно изменились за долгие годы существования этого аула.

Местные пастухи. /Фото:shandi1.livejournal.com

Высокогорный аул. /Фото:shandi1.livejournal.com

Местные мастерицы также чтут традиции, используя технологию предков. Их керамические изделия лаконичны, в них чувствуется скромность и простота, что очень гармонично сочетается с изысканностью и самобытностью.

В Балхаре делают из глины всё: кувшины, кружки и другие расписные сосуды, сувенирные колокольчики, детские свистульки, фигурки людей и домашних животных (конечно же, коней и осликов) и даже целые художественные композиции.

Шедевр искусства лакцев. /Фото:shandi1.livejournal.com

 Балхарские мастерицы часто изображают людей, лошадей и осликов, бытовые сценки. /Фото:welcomedagestan.ru

Интересно, что местные мастерицы, работающие на гончарном кругу, не вытягивают глину из единого куска, а наращивают форму, используя глиняные жгуты. Поверхность сосудов шлифуют чаще всего при помощи кусочка сердолика.

Изготовление посуды. /Фото:livemaster.ru

Посуду мастерицы-лакцы украшают, как правило, узорами белого цвета, используя штриховку, волнистые линии, точки и другие элементы. Для росписи фигурок делают раствор из глины разных цветов (красной, охристой, желтой, белой). Рисуют сразу, без набросков – на глаз. Роспись балхарской посуды и фигурок – это чистая импровизация и полет фантазии.

Посуда балхарских мастериц. /Фото:livemaster.ru

Изготовление и роспись изделий - это всегда импровизация. /Фото:livemaster.ru

Балхарская печь для обжига. /Фото:shandi1.livejournal.com

Все, кто видел фигурки лакцев, отмечают, что глиняные персонажи очень добрые и обладают какой-то особой энергетикой. У посуды тоже свои особенности: она тонкая, изящная, легкая и в то же время прочная.

Удивительно прочная и изящная балхарская посуда. /Фото:livemaster.ru

Историки отмечают, что керамика жителей Балхара по своему стилю очень сходна с античной, а также с гончарными изделиями крито-микенской культуры, развивавшейся в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

У колыбели. Конец XX века. Автор П. Шаммадаева.

Олик. /Фото:livemaster.ru

Бычок. /Фото:livemaster.ru

Мастерицы хранят древние традиции. /Фото:livemaster.ru

Текст: Анна Белова

Культура и традиции Кавказа всегда вызывали интерес у других народов. Рекомендуем прочитать материал о том, Как кавказские горцы выбирали себе жён.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гончарное искусство республики Дагестан

Описание презентации по отдельным слайдам:

Гончарное искусство республики Дагестан

Гончарное искусство республики Дагестан

В республике Дагестан керамическое дело является одним из самых древних видов.

В республике Дагестан керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства расписной поливной керамики. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней великолепные по своим декоративным качествам кувшины, тарелки калинских и испикских мастеров. Как свидетельствует история, производство керамики в селении Кала прекратилось в XV в после татаро - монгольского нашествия и дальше не возобновлялось. Но в то же время недалеко расположенном селении Испик были продолжены традиции изготовления керамики с подглазурной росписью.

Традиционными центрами гончарного производства Дагестана также являются селен.

Традиционными центрами гончарного производства Дагестана также являются селения Сулевкент и Джули, где изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. По характеру производства самые ранние изделия сулевкентских мастеров украшались налепным узором в виде жгутиков, волнистых линий. На многих изделиях узор наносился методом процарапывания по сырой глине. Но с появлением гончарного круга глиняные изделия сулевкентские мастера стали украшать ангобной росписью красно-коричневого цвета.

Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских, сулевкентских мастеров.

Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских, сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах.

Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее само.

Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.

Чтобы расписать гончарные балхарские изделия, мастерицы готовят из местной гл.

Чтобы расписать гончарные балхарские изделия, мастерицы готовят из местной глины ангобный раствор нужных цветов (белый, желтый, охристо-красный). Наносят узор на поверхность изделия самодельной кисточкой. При этом некоторые элементы узоров рисуют концом кисти тонкими линиями, а листочки, цветочные головки, кружочки всей кистью с разной силой нажима.

С древних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не тол.

С древних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не только во всем Дагестане. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этого селения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью республики Дагестан, а также предметом национальной гордости.

Презентация по КТНД на

В данной презентации говорится о том, что в республике Дагестан керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел.Изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью республики Дагестан,которые можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также о традиционных центрах гончарного производства.

Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)

Презентация по КТНД на

Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)

Презентация по КТНД на

В республике Дагестан керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства расписной Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней поливной керамики. великолепные по своим декоративным качествам кувшины, тарелки калинских и испикских мастеров. Как свидетельствует история, производство керамики в селении Кала прекратилось в XV в после татаро - монгольского нашествия и дальше не возобновлялось. Но в то же время недалеко расположенном селении Испик были продолжены традиции изготовления керамики с подглазурной росписью.

Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)

Презентация по КТНД на

Традиционными центрами гончарного производства Дагестана где изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. также являются селения Сулевкент и Джули, По характеру производства самые ранние изделия сулевкентских мастеров украшались налепным узором в виде жгутиков, волнистых линий. На многих изделиях узор наносился методом процарапывания по сырой глине. Но с появлением гончарного круга глиняные изделия

Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)

Презентация по КТНД на

Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских, сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах.

Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)

Презентация по КТНД на

Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.

Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)

Презентация по КТНД на

Чтобы расписать гончарные балхарские изделия, мастерицы готовят из местной глины ангобный раствор нужных цветов (белый, желтый, охристо-красный). Наносят узор на поверхность изделия самодельной При этом некоторые элементы узоров рисуют концом кисти тонкими линиями, а листочки, цветочные головки, кружочки всей кистью с разной силой кисточкой. нажима.

Презентация по КТНД на "Гончарное искусство республики Дагестан" (4 класс)

Презентация по КТНД на

С древних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не только во всем Дагестане. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этого селения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью республики Дагестан, а также предметом национальной гордости.

Читайте также: