Голицынское барокко особенности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля — церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690—1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другие характерные постройки — Знаменская церковь в Перово (1705) и Никольская церковь в Полтево (1706). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды.

Архитекторы голицынских построек неизвестны, но можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые — в отличие от мастеров московского барокко — не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. Отличие голицынских построек от петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на итальянские образцы (которые, в свою очередь, могли быть подчерпнуты в третьих странах-Речи Посполитой, Австрии).

Связанные понятия

Ги́рька — фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовались в русской архитектуре XVI—XVII веков в декоре ворот, крылец, оконных проёмов.

Московский ампир — московская разновидность стиля ампир (поздний классицизм), достигшая своего расцвета во второй четверти XIX века. Толчком к появлению московского ампира послужил пожар 1812 года.

Бровка — декоративный элемент в архитектуре. Рельефная арка над оконным или дверным проемом, нишей. Бровки использовались в церковной средневековой архитектуре. В особенности часто они применялись в зодчестве Великого Новгорода. Бровки могли быть одинарные или многолопастные, объединяющие под собой несколько ниш или окон. Края арки-бровки обычно делались прямыми, горизонтальными. Часто бровки сочетались с фигурной кирпичной кладкой — поребриком.

Крабб (нем. Krabbe) — крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий.

Голландский классицизм — художественный стиль, доминировавший в архитектуре Соединённых провинций в период Золотого века (начиная с 1620-х годов по конец XVII века). Расцвет стиля пришелся на период с 1625 по 1665 годы, а его основными представителями были архитекторы: Якоб ван Кампен (1595 — 1657) и Питер Пост (1608 — 1669).

Нарышкинский стиль — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., иногда также называемого нарышкинским или московским барокко, — ошибочность последнего наименования доказала И.Л. Бусева-Давыдова, которая и предложила принятое сейчас понятие "нарышкинской стиль". Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с элементами архитектуры маньеризма.

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках.

Венец капелл — ряд капелл, окружающих апсиду, исходящих лучами и отделенных от хора обходом. Появились в связи с увеличением количества алтарей, что было стимулировано популярностью культа мощей, хранящихся в церкви, массовым характером паломничества и устраиваемых торжественных богослужений.

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Софи́т, соффит (итал. soffito — потолок) в архитектуре — обращённая вниз поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других архитектурных деталей, часто имеющая декоративную обработку.

Термальное или Диоклетианово окно — окно, которое две вертикальные стойки (средники) делят на три отделения — центральное пошире и боковые поуже. Такие окна типичны для римских терм Диоклетиана, ныне перестроенных в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.

Му́тул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.

Клеевая живопись — живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок.

Хо́рос (др.-греч. χορός — хор, хоровод) — одноярусное или многоярусное поликандило, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса. Хорос символизирует звёзды на тверди небесной и является наиболее древней формой поликандила.

Венецианское окно (также называемое палладианским и серлианским; итал. serliana) — форма трёхчастного окна, типичного для палладианской архитектурной традиции.

Квадрифолий (лат. quadrifolium — четырёхлистник) — мотив декоративного обрамления в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками. Широко применялся в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных временных периодов и стилей (Средневековье, раннее итальянское Возрождение, готика и др.) При использовании для оформления литературных памятников с его помощью отдельные эпизоды повествования художественным образом отделялись друг от друга. Как следствие, это.

Алькеж (польск. alkierz, старопольск. alker, родственное ― альков) ― в архитектуре угловая обособленная часть здания, сильно выступающая снаружи за плоскость стен.

Церковь Иоасафа царевича Индийского — один из храмов царской усадьбы Измайлово, основанный в 1678 г. и снесённый в 1936 г. (по другим данным — в 1937 г.).

Па́зуха сво́дов (синонимы: па́зуха сво́да, антрво́льт, антрево́льт, надсводное строение) — термин в архитектуре, обозначающий пространство между двумя арками или между аркой и многоугольным перекрытием.

Лекальный кирпич — кирпич, изготовляемый в виде деталей разной формы, с плоскими постелями и криволинейными боковыми гранями, например с вырезом в форме сегмента цилиндра; употребляется вместо обыкновенного кирпича при кладке колонн, дымовых труб и других частей сооружений с криволинейными очертаниями, чтобы избежать обтёсывания, которое уменьшает прочность кирпича.

Пропорция в архитектуре — отношение подобных отрезков или фигур, составляющих архитектурное сооружение и придающих ему целостность и гармоничность (см. Гармоническая пропорция). Архитектурные пропорции определяются как художественным замыслом, так и конструктивно-техническими требованиями.

Те́рем — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка.

Дынька — декоративное украшение столбов, колонок в виде различных утолщений, по форме приближающихся к шару, в каменной и деревянной архитектуре. Декоративная деталь в древнерусской архитектуре XV—XVII веков для украшения резных столбов, колонок, дверных порталов и оконных наличников, напоминающих по форме дыню. Распространено в деревянном зодчестве до конца XVIII века, и в псевдорусском стиле в XIX — начале XX веков.

Воскресенская церковь (укр. Воскресенська церква) — православный храм в Киеве на Подоле, построенный 1670 году и разрушенный в 1930-е годы.

Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.

Амфипростиль (др.-греч. ἀμφιπροστῦλος: ἀμφι- — приставка со значением двойственности, προ- — впереди, στῦλος — колонна) — тип древнегреческого храма в антах, на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд (ордер). Иначе называется двойным простилем.

Церковь Иоанна Богослова на Ишне — деревянная церковь, расположенная в трёх километрах к юго-западу от Ростова в небольшом селе Богослов на реке Ишне. Построена в 1687 году архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Это единственный столь древний деревянный храм в Ярославской области.

Фуст (лат. fustis — палка) — средняя часть или стержень колонны. Находится между её базой и капителью.

Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Большой ордер (также колоссальный или гигантский ордер) — ордерная декорация здания, в которой колонны или пилястры охватывают 2 и более этажа, в отличие от декорации, называемой малый ордер или поэтажный ордер, в котором на каждом этаже расположен свой ряд колонн.

Опистодо́м или опистодо́мос (раньше иногда: описфодо́м, вариант произношения от др.-греч. ὀπισθόδομος) — задняя (внутренняя) часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный выход — как правило, на западном фасаде.

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.


Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля — церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690—1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другие характерные постройки — Знаменская церковь в Перово (1705) и Никольская церковь в Полтево (1706). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды.

Архитекторы голицынских построек неизвестны, но можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые — в отличие от мастеров московского барокко — не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. Отличие голицынских построек от петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы (которые, в свою очередь, следовали итальянским прототипам).

Поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России и не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко.

  • Архитектурные стили
  • Русское барокко
  • Голицыны

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Голицынское барокко" в других словарях:

Нарышкинское барокко — Русское барокко Голицынское барокко Нарышкинский стиль Петровское барокко Аннинское барокко Елизаветинское барокко Екатерининское барокко Сиби … Википедия

Московское барокко — Московское барокко условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических… … Википедия

Русское барокко — Русское барокко общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII XVIII веках: Московское барокко (с 1680 х по 1700 е годы, ранее неточно называлось… … Википедия

Нарышкинский период — Русское барокко Голицынское барокко Нарышкинский стиль Петровское барокко Аннинское барокко Елизаветинское барокко Екатерининское барокко Сиби … Википедия

Нарышкинский стиль — … Википедия

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — Православная церковь Знаменская церковь Церковь Знамения в Дубровицах Страна … Википедия

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах — Православная церковь Знаменская церковь Церковь Знамения в Дубровицах Страна … Википедия

Барокко в России появляется в 18 веке, в годы правления Петра I. Царь и его окружение строят новую империю с прицелом на Западную Европу. Заимствование традиций, подходов, технологий происходит во всех областях жизни государства, в том числе в архитектуре. Стиль, пришедший в Россию с Запада, обогащается национальным колоритом и получает название русского барокко.

русское барокко

Характерные черты стиля

Узнаваемые черты барочных сооружений — торжественность форм и обилие декоративных элементов. Внутренние пространства имеют форму овала, границы между помещениями размыты, свет потоком врывается в интерьер через приоткрытые проемы. Главное назначение построек — поразить монументальностью и вычурностью исполнения.

Особенности русского барокко в архитектуре

Барочную архитектуру отличает композиционная целостность, которая достигается за счет смыкающихся внутренних и внешних частей здания. На фасадах размещают элементы лепного декора, архитектурный орнамент. В интерьерах присутствуют большое количество проемов и зеркал, живописные плафоны.

Так реализуется одна из ключевых идей барочного искусства — безграничное пространство.

Снаружи постройки покрывают штукатуркой, которую окрашивают в два цвета: само здание — в красный, желтый или голубой, декоративные элементы — в белый. В отделке активно используется позолота.

Творения архитекторов в стиле русское барокко

Основные виды русского барокко получили свои названия по именам царствующих особ или вельмож, которые были заказчиками построек:

  • петровское;
  • елизаветинское;
  • нарышкинское;
  • строгановское;
  • голицынское.

При этом три последних типа вместе составляют московское барокко. Большинство памятников расположено в Москве и пригородах, поэтому стиль называют московским.

Петровское

В традиции петровского барокко возводятся в начале XVIII в. первые постройки Санкт-Петербурга. Петр приглашает в новую столицу зодчих из разных стран, поэтому петербургская архитектура отходит от привычных византийских канонов и обогащается европейскими традициями: итальянской, французской, немецкой, голландской. Особенность зданий, построенных в этот период, — в простых формах, сдержанном декоре, четких членениях.

Дворцы петровской эпохи отличаются простыми объемами, единой плоскостью фасадов, выраженной горизонталью и вертикалью архитектурных форм.

Двухцветное решение фасада, расстекловка окон, фигурная кровля — характерные элементы петровского стиля.

В России в это время с успехом работают приглашенные Петром I Доменико Андреа Трезини, Жан-Батист Александр Леблон, Джованни Мария Фонтана, Никола Микетти, Андреас Шлютер, Георг Иоганн Маттарнови.

Образцами петровского барокко в Петербурге можно считать такие памятники:

  • Петропавловскую крепость, архитектор Д. Трезини;
  • Кунсткамеру, архитектор Г. Маттарнови;
  • Здание 12 коллегий, архитектор Д. Трезини;
  • Меншиковский дворец, архитекторы Дж. М. Фонтана и И. Г. Шедель;
  • Летний дворец Петра I, архитектор Д. Трезини;
  • Кикины палаты, архитектор А. Шлютер.

Московские образцы петровского барокко:

  • Лефортовский дворец, архитектор Д. В. Аксамитов;
  • Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила), архитектор И. Зарудный.

Елизаветинское (Растреллиевское)

Черта

Расцвет русской барочной архитектуры приходится на правление Елизаветы Петровны — середину XVIII в.

В Петербурге и пригородах возводятся роскошные императорские резиденции, которые подчеркивают могущество великой империи.

Большинство из них создано итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, поэтому в названии стиля используют также имя мастера.

Дворцы, построенные в елизаветинскую эпоху, отличают масштаб и пышный декор. Фасады приобретают объем за счет выступающих колонн, пилястр, балконов.

Масштабности зданиям добавляют большие высокие окна. Живописные полотна и зеркала на стенах, золоченый декор, наборный паркет подчеркивают богатство и роскошь интерьеров. Елизаветинское барокко — это преимущественно столичный стиль, не получивший развития в русской провинции.

Кроме Растрелли, представителями елизаветинской эпохи являются архитекторы С. И. Чевакинский, А. В. Квасов, Ф. С. Аргунов, Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин.

Образцами елизаветинского барокко в Петербурге и пригородах можно назвать шедевры Растрелли:

  • Зимний дворец;
  • Смольный собор;
  • Екатерининский дворец в Пушкине;
  • Большой дворец в Петергофе.

В Москве в стиле елизаветинского барокко построены:

  • Зимний Анненгоф, архитектор Ф. Б. Растрелли;
  • Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе, архитектор Д. В. Ухтомский;
  • Красные ворота, архитектор Д. В. Ухтомский (не сохранились);
  • Покровская церковь в усадьбе Покровское-Рубцово, архитектор Ф. Б. Растрелли.

Нарышкинское

Нарышкинское барокко объединило в себе элементы патриархального московского зодчества и новой архитектуры, привнесенной в Россию Петром I. Родоначальники стиля — род князей Нарышкиных. В имениях семьи под Москвой в первой половине XVIII в. возводятся первые сооружения.

Нарышкинские здания отличает соединение разнородных объемов: гигантских вертикалей и небольших горизонтальных форм.

Элементы наружного декора располагаются на ребрах построек, оформляют пролеты. Внутренний декор приобретает барочную вычурность.

В традициях русского зодчества внутренние пространства по-прежнему изолированы от внешних. В наружной отделке сочетаются красный кирпич и белый камень, в интерьерах используются изразцы и деревянная резьба, традиционные для русского узорочья.

К образцам построек нарышкинского стиля относятся:

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, архитектор Я. Бухвостов;
  • Сухарева башня, архитектор М. И. Чоглоков;
  • Колокольня Новодевичьего монастыря с двумя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, архитектор Я. Бухвостов;
  • Успенская церковь на Покровке, архитектор П. Потапов.

Голицынское

К голицынскому барокко относятся постройки, возведенные по заказу сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. Он выступал за европеизацию русской культуры и в своих архитектурных предпочтениях следовал западной барочной традиции.

Отличия голицынских построек от других сооружений московского барокко — в пластичности и сложности форм, мягких переходах во внешнем и внутреннем пространстве, богатом скульптурном декоре и резном орнаменте.

барокко

Примерами построек этого стиля являются:

  • Знаменская церковь в поселке Дубровицы;
  • Знаменская церковь в селе Перово;
  • Никольская церковь в селе Полтево.

Голицынские здания резко выделялись на фоне патриархальной московской архитектуры того времени своей инородностью и вычурным орнаментом. Стиль не получил развития в дальнейшей истории России.

Строгановское

Постройки, выполненные в начале XVIII в. по заказу Г. Д. Строганова, представляют строгановское барокко. Кто был ведущим мастером и разрабатывал планы сооружений, точно неизвестно. Строительство велось одной артелью зодчих. Есть предположения, что многие постройки выполнены по эскизам крепостного мастера С. Д. Нарыкова. Строгановские здания отличают традиционный для русского храма пятиглавый силуэт и ювелирный барочный декор.

За 13 лет на землях Строганова было построено 5 православных храмов того времени:

  • Сольвычегодский Введенский монастырь в Архангельской области;
  • Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская) в Нижнем Новгороде;
  • Смоленская церковь в Нижнем Новгороде;
  • Иоанно-Предтеченская церковь Троице-Сергиевой лавры;
  • Казанская церковь в Вологодской области.

Народное русское барокко

Стиль русского барокко, несмотря на западноевропейские истоки, прижился в России. Масштабы, нарядная отделка, богатый декор, золочение, характерные для сооружений этого типа, стали восприниматься в русской архитектуре как народные черты.

Эта православная церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры около Подольска. Она знаменита уникальной архитектурой в стиле барокко, необычной для русского зодчества. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года. Время постройки — с 1690 по 1703 год.

Предположительно, в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.

Отличие голицынских построек от петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на итальянские образцы (которые, в свою очередь, могли быть подчерпнуты в третьих странах-Речи Посполитой, Австрии).

Церковь Богородицы строилась из местного белого камня, из каменоломен с берегов Пахры.

Наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Фасад украшен множеством различных изображений ангелов, скульптур старцев, одетых в мантии: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого.

Хотя скульптурное изображение библейских персонажей не являлось традиционным для русской церковной архитектуры того времени.

Читайте также: