Гоголевские традиции в литературе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Гоголевское творчество можно разделить на несколько периодов. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя тесно связаны друг с другом.

Здесь Н. В. Гоголь поднимает проблемы, связанные с человеческими пороками: стремление к богатству и чинам, коррупция, пошлость, чинопочинание, низость и тупость. Смех над этими качествами стал орудием борьбы с человеческими пороками.

Третий этап, продлившийся с 1842 по 1852 годы, связан с внутренним миром писателя, его желанием размышлять на философские, религиозные и нравственные темы. Находясь за пределами Родины в полнейшем одиночестве, Н. В. Гоголь обращается к религии, переосмысливая при этом все свое творчество.

Гоголь в 40-е – 50-е гг. – один из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе, использующий в своих произведениях многообразные языковые средства устной и письменной речи.

Он шире, чем Пушкин и Лермонтов, раздвинул границы языка художественной литературы для принятия различных средств живой народной речи, и особенно ее лексических средств: диалектизмов, слов бытовой крестьянской речи, городского просторечия, профессионализмов, жаргонизмов. Пушкину, как известно, не были свойственны резкие приемы типизации на основе социальных и территориальных диалектизмов, профессионализмов и арготизмов. Возможность этого пути только намечалась в творчестве Пушкина. Гоголь же по сравнению с Пушкиным значительно раздвигает круг использования разнообразных пластов разговорной народной речи, вводит в свои произведения и украинизмы, и элементы социальных и профессиональных жаргонов, и черты речевого областничества.

В плане раздвижения границ русского литературного языка и привлечения новых источников, обогащающих литературный язык, он в ряде случаев пошел дальше Пушкина. В качестве этих источников сам Гоголь называет две речевые стихии: церковно-библейский язык и бесчисленные народные наречия русского языка.

В основном Гоголь черпал новые средства выражения из бесчисленных наречий русского народа, под которыми он подразумевал не столько местные диалекты, сколько различные социально-речевые стили, характерные для запорожцев, крестьян, духовных лиц, для чиновничества, старосветских помещиков, для городского просторечия.

Широко представлено в творчестве Гоголя городское просторечие – язык необразованных слоев городского населения.

; из речи Ноздрева:
эмпирей
.

(= 25 рублей);
по рукам
.

Гоголь, записывая характерные для русской народной речи слова и выражения, связанные с различными сторонами хозяйственной и общественной жизни народа, обогащал свою художественную палитру словами, непосредственно отражающими действительность.

Использование различных социально-речевых жаргонов у Гоголя становится оружием социальной сатиры.

С наибольшей полнотой и с наибольшим сатирическим блеском использует Гоголь чиновничий жаргон как в его официальном, так и в бытовом вариантах. Примером может служить рассказанная поч.

Писатель остроумно пародировал канцелярско-чиновничий жаргон, который служил средством маскировки мысли, запутывания ее. Канцелярско-деловые элементы Гоголь использовал в речи персонажей как средство их характеристики и как средство юмора и сатиры, например, в речи городничего, в речи Ивана Ивановича.

Гоголь прекрасно изучил быт чиновничества. Элементы чиновничье-канцелярского стиля выполняли у Гоголя различные функции: служили материалом для создания речи персонажей и употреблялись пародийно-иронически, выступая как речевые средства сатиры.

Гоголь талантливо пародирует канцеляризмы, которые отличались особой структурой предложений, которая культивировалась в документально-канцелярских стилях, множеством придаточных с устаревшими архаичными союзами, с отглагольными существительными, а также пунктуальностью и точностью, принятой в официальных документах.

Наряду с пародированием канцеляризмов Гоголь использовал многие атрибуты разговорно-бытовой речи чиновничества для речевой характеристики персонажей. Городничий, начиная официальную беседу с подчиненными, употребляет ряд выражений документально-делового характера.

Пародирование жаргонной речи и приемы использования характерных жаргонизмов позднее будут встречаться в языке Островского, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др.

Еще один источник пополнения языка Гоголя – украинизмы.

В числе украинизмов, употребляемых Гоголем, выделяются:

(арбуз),
покут
(красный угол),
тендитный
(нежный);

(посиделки),
дрибушки
(мелко заплетенные косы),
смутный
(печальный);

Украинизмы, использованные Гоголем, представляют следующие тематические группы лексики:

В 1830-е гг. украинский язык еще не сформировался в национальный литературный, поэтому Гоголь рассматривал украинские слова как диалектизмы русского языка, используя их для передачи местного колорита, в качестве этнографической лексики.

Судьба слов, толкуемых Гоголем, неодинакова:

(стопка);
порхлица
(часть мельницы);
пришипился
(притаился, присмирел);
заклекнуть
(завянуть, засохнуть).

Гоголь, продолжая пушкинское стремление синтезировать художественно ценные элементы письменной и устной речи, широко ориентировался на живой эмоциональный синтаксис русского бытового языка.

Экспрессивность разговорных структур превращает многие произведения Гоголя в задушевную, пронизанную теплым юмором, беседу с читателем.

Разговорность языка создается и употреблением последовательных отрицаний с противопоставлениями, приводящих к констатации приблизительности какого-либо качества.

Разговорные частицы, вводные слова и предложения, свободный порядок слов – все это придает произведениям Гоголя тональность живого устного общения с читателем.

Проза Гоголя, как и прозаические произведения Лермонтова, оказала большое влияние на дальнейшее развитие синтаксиса осложненного простого предложения, сложного предложения и сложного синтаксического целого. В отличие от Пушкина Гоголь широко употребляет предложения с обособленными распространенными второстепенными членами, с однородными членами.

Сложные предложения имеют в прозе Гоголя такой же удельный вес, как и простые; сложноподчиненные предложения употребляются так же часто, как и сложносочиненные; конструкции с союзной связью используются наряду с бессоюзными сложными предложениями. Часто в авторском повествовании встречаются периоды.

Для прозы Гоголя характерно строение предложений, содержащих образные сравнения, которые перерастают в самостоятельные поэтические красочные картины – объемные, подробные, развернутые. Сравнения строятся обычно как сложное синтаксическое целое, как ритмически организованный период, занимающий иногда свыше 15 печатных строк.

Часто тексты прозаических произведений Гоголя представляют собой сложное синтаксическое целое с подчинительной и сочинительной связью отдельных частей этого целого, с присоединением нескольких зависимых частей к главным по способу соподчинения и последовательного подчинения с помощью союзов или без них.

В этом отношении проза Гоголя отличается от прозы Пушкина и напоминает произведения Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Горького, дающие материал для изучения сложных синтаксических единств русского языка.

В.Г. Белинский указывал на другое качество гоголевских произведений – на их стилистическое совершенство. Он писал: «… у Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка, – есть слог

и
доспехи
,
доехал
и
отделал
,
жмурил
и
хлопал
). Это т.н. контекстные (индивидуально-авторские) синонимы. Автор сближает и употребляет как синонимы такие слова, которые в общепринятом словоупотреблении не являются эквивалентными.

Сатирическая расшифровка понятий, появление добавочных смысловых моментов, идущих вразрез с общепринятым значением слова, – также распространенное у Гоголя средство комического.

Комизм создается Гоголем и путем сочетания стилистических контрастов, резкой смены далеких, иногда прямо противоположных стилевых систем. Так, лирическое отступление о Руси и ее просторах, написанное в духе книжно-романтического, приподнято-торжественного слога, неожиданно прерывается диалогом весьма прозаического характера, с типичными для разговорной речи словами и выражениями.

В творчестве Гоголя происходит органичное соединение сатирического и лирического начал. Описание мелочей сочетается с лирическими отступлениями. Сплав различных стилевых пластов – поэтической речи и бытового просторечия, граничащего с бранной лексикой, является проявлением единства противоположных начал и служит для выражения контраста мечты и действительности, недостижимости идеала писателя.

Особенности творчества

Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.

Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.

Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.

Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы

Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно — Салтыкова-Щедрина.

Место и значение Гоголя в истории мировой литературы определяется ролью, которую он сыграл в развитии русской литературы, занявшей в XIX веке ведущее место в художественном творчестве всего человечества.

Продолжая традиции Пушкина, Гоголь внес в историю русской и миро­вой литературы особый реализм. Он усилил остроту критического изобра­жения действительности, он верил в русский народ, в его великое будущее.

Наконец, значительный вклад Гоголя в литературу — тот особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слезы.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Гоголевские традиции.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Сочинение на тему Гоголевские традиции Стр. 1

Сочинение на тему Гоголевские традиции Стр. 2


Современное литературоведение проявляет большой интерес к проблеме диалога культур. В этом отношении творчество М. А. Булгакова репрезентативно, поскольку тесная связь с русской классической литературой XIX века является одной из особенностей его поэтики.

Страшная тайна иного мира в облике ведьмы приходит к Хоме. А булгаковская Маргарита по своей воле становится ведьмой, существом, стоящим на грани двух миров.

Ещё один мотив, мотив страха-тоски, которому Гоголь придавал большое значение, проходит через весь роман Булгакова. У обоих авторов это не страх-боязнь (страх в обыденном, обывательском смысле), а страх-тоска (мистический страх) — безотчётное и неопределённое чувство тревоги, беспокойства. Хома страшится, предчувствуя Вия. В романе Булгакова страх-тоску испытывают почти все герои, соприкасающиеся с миром Воланда.

В вечерних сумерках усталому прокуратору мерещится, что кто-то сидит в кресле, и почти сразу на него находит тоска. И мы понимаем, что Пилату не померещилось, и Некто, чьё присутствие вызывает страх-тоску, действительно сидел в кресле прокуратора Иудеи.

Иррациональные и безотчётные проявления тоски — это предчувствие Воланда, иного бытия, соседствующего с реальным миром и порой напоминающего о себе. Предчувствия эти перекликаются с роковыми знаками в судьбе Хомы, постепенно нарастающими с приближением трагической развязки.

Заметим, что философ Хома Брут погибает вовсе не от взгляда Вия, а от собственного взгляда на него, дерзнув принять вызов всесильного врага. Взглянув в глаза смерти, он не выдерживает испытания. А доносчик и шпион барон Майгель погибает тотчас же, стоит лишь Абадонне снять очки. И неважно, встретились ли герои глазами. Взгляд ангела бездны смертоносен в любом случае.

Если сравнивать самого Воланда с Вием, то булгаковский Сатана в отличие от героя гоголевской повести обретает в романе зримые черты. Но когда в конце повествования Воланд предстаёт в своём истинном обличьи, становится трудно ответить на вопрос — каков же он настоящий. Воланд сохраняет свою тайну, как и Вий, который остался для нас комплексом предчувствий.

Основные термины (генерируются автоматически): роман, Гоголь, Мастер, булгаковский роман, лунный свет, повесть Гоголя, божественный свет, булгаковский Сатана, великий предшественник, демонический ростовщик.

Похожие статьи

роман, Мастер, Гоголь, булгаковский роман, повесть Гоголя, лунный свет, демонический ростовщик, великий предшественник, булгаковский Сатана, божественный свет.

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева. )

Гоголевские традиции в изображении демонических образов. И таким образом, чёрт на некоторое время лишает людей божественного света.

Если сравнивать самого Воланда с Вием, то булгаковский Сатана в отличие от героя гоголевской повести обретает в романе.

Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных.

Имеется в виду тема Гоголя

Булгаковский фольклоризм предстаёт в романе и как прямое заимствование мотивов, образов, и как тонкая стилизация.

Смех, как религиозная проблема и эффект комического в романе.

Интертекстуальность булгаковской прозы в аспекте.

Булгаковская идея написать реалистический роман о потустороннем мире, возможно, во многом была навеяна образами не только Н.В. Гоголя.

3. Герцен А.И. Рассказы и повести / Сост. и послесл. Вл. Семенова.

Гоголь: Кн. Для учителя.

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных.

Имеется в виду тема Гоголя, которая

Булгаковский фольклоризм предстаёт в романе и как прямое заимствование мотивов.

1. Громов М.П. 'Книга о Чехове' - Москва: Современник, 1989

2. Чудаков 'Мир Чехова' – М., Советский писатель, 1986

3. ИРЛИ в 4 т. Т.4

4. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. в 8 т.

5. Чехов А.П. Избранные сочинения – М., Худож. лит., 1988. – (Б-ка учителя)

6. Ст.: Красухин К.Г. Чины и награды персонажей в русской литературе

[1] Громов М.П. 'Книга о Чехове - Москва: Современник, 1989. Электронная версия

[2] Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 74

[3] Громов М.П. 'Книга о Чехове' - Москва: Современник, 1989. Электронная версия

Суботина Любовь Владимировна

Взаимосвязь этих произведений очевидна, но в том и уникальность их, что, написанные с разницей в столетие, они живут вне времени, дополняют друг друга и позволяют увидеть тонкие грани и оттенки звучащего авторского слова. Отсюда вытекают новизна и актуальность данной работы, в которой проводится параллель между двумя великими писателями и их бессмертными творениями.

Таким образом, целью работы является исследование взаимосвязи произведений, выявление общих и отличительных черт образа Чичикова.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_po_literature.docx 195.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя образовательная школа д. Первомайская муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Научно - исследовательская работа

Чичиков Гоголя – Чичиков Булгакова

Выполнила ученица 9 класса

русского языка и литературы

Суботина Любовь Владимировна

д. Первомайская, 2017

Глава 1. Булгаков – Гоголь во втором рождении 5

Глава 2. П.И.Чичиков – сюжетообразующий персонаж

произведений Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова 6-9

Глава 3. Средства раскрытия героя 10-12

Глава 4. Результаты социологического опроса 13

Информационные ресурсы 15

Взаимосвязь этих произведений очевидна, но в том и уникальность их, что, написанные с разницей в столетие, они живут вне времени, дополняют друг друга и позволяют увидеть тонкие грани и оттенки звучащего авторского слова. Отсюда вытекают новизна и актуальность данной работы, в которой проводится параллель между двумя великими писателями и их бессмертными творениями.

Таким образом, целью моей работы является исследование взаимосвязи произведений, выявление общих и отличительных черт образа Чичикова.

1. Изучить и проанализировать различные источники по выбранной теме.

2. Провести идейно – тематический анализ произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова, выявить их сходства и различия в изображении образа Чичикова.

3. Охарактеризовать художественные особенности текстов, мастерство писателей.

4. Обобщить результаты опроса среди учащихся школы.

Предметом исследования является герой произведений - Павел Иванович Чичиков.

Мною были выдвинуты следующие гипотезы :

  1. Рассмотрение взаимосвязи художественных текстов помогает лучше понять героев произведений.
  2. Чичиков – вечный образ литературы.
  1. Анализ художественного текста.
  2. Синтез полученной в ходе анализа информации.
  3. Опрос и обобщение полученных результатов.

Материалы данной работы будут интересны как старшеклассникам, так и учителям литературы.

Цель и задачи работы определяют ее структуру . Работа состоит из введения, теоретического раздела (глава 1), исследовательского раздела (главы 2-4), заключения.

Во введении обоснован выбор темы, определена актуальность, практическая значимость, методы исследования, объект и предмет изучения; сформулированы цель и задачи, выдвинута гипотеза.

В первом разделе – теоретическом – изложен теоретический материал из биографий Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.

В заключении сосредоточены основные выводы работы.

Глава 1. Булгаков – Гоголь во втором рождении.

Изучив теоретический материал о биографии писателей, мы пришли к следующим выводам:

- Гоголевские герои, мотивы стали частью жизни Булгакова, а затем шагнули в его художественный мир и прочно обосновались там.

Глава 2. П.И. Чичиков – сюжетообразующий персонаж произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.

Сюжетной основой в произведении М.Булгакова, как и в поэме Н.В. Гоголя, становится авантюрное путешествие героя. Но если у Н.В.Гоголя герой совершает путешествие по России помещичьей, по одной из губерний, конкретно не обозначенной, то у Булгакова герой оказывается уже в советской России и в самом сердце ее – Москве – столице государства. Изменилась эпоха, изменилось место действия (вместо отдаленной губернии – столица), изменился внешний антураж. А изменилось ли что – то внутренне? Именно это исследует М. Булгаков.

Образ Чичикова в поэме М.Булгакова предельно конкретен и ярко продолжает образ гоголевского Чичикова.

Читайте также: