Гоголь о жуковском кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена исследованию религиозного дискурса в переписке Гоголя и Жуковского. Определены основные христианские темы их переписки, установлена связь религиозного и эстетического мировоззрения писателей с средневековой и барочной традицией в русской и украинской литературах. Автор акцентирует внимание на близости религиозных взглядов писателей, отразившейся в их эпистолярном диалоге.

Ключевые слова: религиозный дискурс, эпистолярный диалог, христианская традиция, религиозная тема, мотив.

ALEKSANDRA VOLOSHKO. RELIGIOUS DISKOURSE IN CORRESPONDENCE OF N. GOGOL AND V. ZHUKOVSKY

The article is devoted research of a religious discourse in correspondence of Gogol and Zhukovsky. The basic Christian themes of their correspondence are defined, connection of religious and aesthetic outlook of writers with medieval and baroque tradition in Russian and Ukrainian literatures is established. The author focuses attention on affinity of religious sights of the writers, reflected in their epistolary dialogue.

Key words: a religious discourse, epistolary dialogue, Christian tradition, a religious theme, motive.

Говоря о религиозном дискурсе, следует отметить, что он появляется в переписке Гоголя и Жуковского не сразу. Их письма, датированные 1830-ми – началом 1840-х годов, практически не содержат размышлений на религиозные темы, тогда как сосредины 1840-х годов они становятся основными, ведущими. Темы эти повторяются, проходят лейтмотивом через всю переписку этого периода.

Концепция добродетельности как залога Божьего воздаяния, смирения перед Провидением, восприятия смерти как высшего блага сформировалась у Жуковского под влиянием масонства в юные годы. Религиозные убеждения поэта оставались неизменными на протяжении всей жизни, лежали в основе его поэтического творчества, критических, философских работ и, что не менее важно, оставались жизненным принципом.

Эпистолярный диалог писателей содержит несколько важных для них христианских тем: о предназначении человека вообще и писателя в частности; о таланте как Божьем даре и ответственности за этот дар; о религиозности и добродетельности как необходимых качествах писателя и залога воздаяния в Царствии Божием; о вере в Провидение, смирении перед Божьим Промыслом; а также смерти, молитве, церкви.

Каково же место и круг действия писателя в мире?

Ещё одна религиозная тема, важная для обоих писателей и оттого часто встречающаяся в их письмах – вера в Провидение, покорность Божьей воле.

Для Жуковского мотив Провидения был едва ли не основным в его поэзии. Тема большинства его баллад – принятие без ропота всего, что даёт Бог, наказание за отсутствие смирения.

Вера в то, что всё происходящее в жизни оборачиваются добром для человека, незыблема у обоих писателей, которые, подобно библейскому Иову, осознали, что Бог не только карает, но и посылает испытания для укрепления веры.

Несмотря на видимое согласие между писателями в важнейших религиозных вопросах, которое так заметно при анализе их эпистолярного диалога, определённые религиозные темы и мотивы для них важны поразному. Для Гоголя нет существеннее темы предназначения автора, его долга, нравственного облика. Жуковский много рассуждает, практически проповедует по поводу покорности Провидению (синонимы этого слова – жребий, удел, рок, определение, участь, судьба – встречаются в его лирике более 180 раз). Важной для него является тема смерти, её тайны.

В 1803 году 20-тилетний Жуковский писал о том же в связи с гибелью лучшего друга:

Переписка Гоголя и Жуковского является свидетельством не только духовной близости писателей, она отражает эволюцию их религиозных поисков, становление христианского мировоззрения, которое было основой их жизни и творчества.

Список использованных источников

1. Абрамович С. Д. В поисках утраченного рая: Духовное самоопределение русского писателя ХІХ – начала ХХ ст. Монография. / С. Д. Абрамович. – К. : Видавничий дім Дмитра Бураго. – 2009. – 216 с.

2. Гоголь Н. В. Переписка Н. В. Гоголя (Н. В. Гоголь и В. А. Жуковский) / Н. В. Гоголь // Переписка Н. В. Гоголя : в 2 т. Т. 1. – М. : Худож. лит. – 1988. – С. 150-235.

4. Жуковский В. А. Письма к Н. В. Гоголю / В. А. Жуковский // Собрание cочинений : в 4 т. Т. 4. – М. : Гос. изд-во худож. лит. – 1960. – С. 527-556.

5. Жуковский В. А. Письма Гоголю / В. А. Жуковский // Собрание cочинений : в 12 т. Т. 10. – СПб. – 1902. – С. 74-88.

6. Жуковский В. А. Стихотворения / В. А. Жуковский // Собрание cочинений : в 4 т. Т. 1. – М. : Гос. изд-во худож. лит. – 1960. – С. 3-413.

7. Карпов А. А. Николай Васильевич Гоголь в его переписке / А. А. Карпов // Переписка Н. В. Гоголя : в 2 т. Т. 1. – М. : Худож. лит. – 1988. – С. 5-28.

8. Лотман Ю. М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция / Ю. М. Лотман // Избранные статьи : в 3 т. Т. 3. – Таллин : Александра. – 1993. – С. 127-137.

9. Любомудров А. М. Духовный реализм как отражение религиозной культуры в художественной литературе / А. М. Любомудров // Вестник славянских культур. – 2008. – Т. ІХ. - № 1-2. – С. 113-120.

10. Набоков В. В. Лекции по русской литературе / В. Набоков. – Изд-во : Независимая газета. – 1999. – 440 с.

11. Петров В. К. Гоголь о России: о духовно-нравственных пороках и общественном идеале / В. К. Петров // Философия хозяйства. – 2009. - №5. – С. 269-276.

Живой журнал

Я давно не писал к вам. Я ждал, чтобы минуло лето, потому что в это время обыкновенно как-то мало вспоминается об отсутствующих. К тому ж у меня не было ничего достойного писать к вам. Но я знаю, что вы меня любите и что с наступлением осени вы вспомните обо мне, который каждую минуту вас видит перед собою. Я к вам писал, кажется, в самом начале моего путешествия.

Осень в Веве наконец настала прекрасная, почти лето. У меня в комнате сделалось тепло, и я принялся за Мертвых душ, которых было начал в Петербурге. Всё начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. Швейцария сделалась мне с тех пор лучше, серо-лилово-голубо-сине-розовые ее горы легче и воздушнее. Если совершу это творение так, как нуж его совершить, то. какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет мое имя. Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму, и смеху от этих страниц было для меня достаточно, чтобы усладить мой одинокий день. Но наконец и в Веве сделалось холодно. Комната моя была нимало ни тепла; лучшей я не мог найти. Мне тогда представился Петербург, наши теплые домы, мне живее тогда представились вы, не в том самом виде, в каком встречали меня приходившего к вам и брали меня за руку, и были рады моему приходу. и мне сделалось страшно скучно, меня не веселили мои Мертвые души, я даже не имел в запасе столько веселости, чтобы продолжить их. Доктор мой отыскал во мне признаки ипохондрии, происходившей от гемороид, и советовал мне развлекать себя, увидевши же, что я не в состоянии был этого сделать, советовал переменить место. Мое намерение до того было провести зиму в Италии. Но в Италии бушевала холера страшным образом; карантины покрыли ее как саранча. Я встречал только бежавших оттуда итальянцев, которые от страху в масках проезжали свою землю. Не надеясь развлечься в Италии, я отправился в Париж, куда вовсе не располагал было ехать. Здесь встретил я своего двоюродного брата, с которым выехал из Петербурга. Это лучший из выпущенных вместе со мною из Нежина. Жаль, что вы не знаете его стихов, которые под величайшим страхом показал он только одному мне, и то не прежде, как затворивши все двери, чтобы и французы не услышали.

Париж не так дурен, как я воображал, и, что всего лучше для меня: мест для гулянья множество — одного сада Тюльери и Елисейских полей достаточно на весь день ходьбы. Я нечувствительно делаю препорядочный моцион, что для меня теперь необходимо. Бог простер здесь надо мной свое покровительство и сделал чудо: указал мне теплую квартиру, на солнце, с печкой, и я блаженствую; снова весел. Мертвые текут живо, свежее и бодрее, чем в Веве, и мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы, словом вся православная Русь. Мне даже смешно, как подумаю, что я пишу Мертвых душ в Париже. Еще один Левиафан затевается. Священная дрожь пробирает меня заранее, как подумаю о нем: слышу кое-что из него. божественные вкушу минуты. но. теперь я погружен весь в Мертвые души. Огромно велико мое творение, и не скоро конец его. Еще восстанут против меня новые сословия и много разных господ; но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками. Терпенье! Кто-то незримый пишет передо мною могущественным жезлом. Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами влажными от слез, произнесут примирение моей тени. Пришлите мне портрет ваш. Ради всего, что есть для вас дорогого на свете, не откажите мне в этом, но чтобы он был теперь снят с вас. Если у вас нет его, не поскупитесь, посидите два часа на одном месте; если вы не исполните моей просьбы, то. но нет, я не хочу и думать об отказе. Вы не захотите меня опечалить. Акварелью в миниатюре, чтобы он мог не сворачиваясь уложиться в письмо, и отдайте его для отправления Плетневу. Я вам пришлю свой, который закажу я налитографировать только в числе пяти экземпляров, чтобы никто, кроме моих ближайших, не имел его. Напишите что-нибудь ко мне, хоть только две строчки, что вы здоровы и что получили мое письмо. Если б вы знали, какую бодрость вдвинут в меня ваши строки. Я думаю, что я пробуду в Париже всю зиму, тем более, что здесь жить для меня несравненно дешевле, нежели было доселе в Германии и Швейцарии. А с началом февраля отправлюсь в Италию, если только холера прекратится, и души потекут тоже за мною.

Адрес мой: Place de la Bourse, № 12.

Не представится ли вам каких-нибудь казусов, могущих случиться при покупке мертвых душ? Это была бы для меня славная вещь потому, как бы то ни было, но ваше воображение верно, увидит такое, что не увидит мое. Сообщите об этом Пушкину, авось либо и он найдет что-нибудь с своей стороны. Хотелось бы мне страшно вычерпать этот сюжет со всех сторон. У меня много есть таких вещей, которые бы мне никак прежде не представились; но несмотря , вы всё еще можете мне сказать много нового, ибо что голова, то ум. Никому не сказывайте, в чем состоит сюжет Мертвых душ. Название можете объявить всем. Только три человека, вы, Пушкин да Плетнев, должны знать настоящее дело. Прилагаемое письмо прошу вас покорнейше вручить Плетневу немедленно, оно нужное.

Будьте всегда здоровы и веселы, и да хранит вас бог от почечуев и от встреч с теми физиогномиями, на которые нужно плевать — и да бегут они от вас, как ночь бежит от дня.

Дружба. Гоголек. История с часами. Треугольник. Встречи. Одиночество. Богоискание – путем Антихриста и путем Агасфера.

Из всех друзей Жуковского Гоголь должен стоять и стоит особняком – это его единственно возможное состояние.

Удивительно, как же скрытный Гоголь сошелся с открытым Жуковским! За что он любил Жуковского? Скорее всего, за милую неспособность Василия Андреевича быть ему опасным или проникать дальше, чем позволительно. В какой-то мере, тип отношений Жуковского и Гоголя друг с другом чем-то похож на лермонтовских персонажей: Максима Максимовича и Печорина. Первый любит открыто, ясно, может быть, по-детски наивно; второй же – благосклонно позволяет себя любить…

Ситуация, в какой-то степени, унизительная для обоих – так, по меньшей мере, следует из нашего изложения. Но любое изложение обманчиво, не так ли, и для автора прежде всего.

Суть в том, что мне очень сложно поверить в искренность дружбы Жуковского и Гоголя (или хотя бы в ее взаимность). Из этого субъективного неверия есть два выхода – либо признать, что дружба двух писателей поверхностна и особо о ней распространяться не стоит, либо понять, что их отношения гораздо глубже того представления о дружбе, которое всю жизнь властвовало над Жуковским.

Познакомились они в начале 1831 года, когда Жуковский весь светился, горел поэзией, а Гоголь лишь высказывал свои претензии на писательство и гениальность. Этот малоросс был интересен, затейлив и забавен – но пока этим все дело и ограничивалось. Пленил Жуковского еще и тем, что давал какие-то частные уроки и пописывал статейки об учительстве, - на педагогике сошлись…

Но пока, в конце 30-х – самом начале 40-х годов, страданию еще не черед: жизнь Жуковского налаживается семейно, судьба Гоголя налаживается литературно.

Года три тому назад, когда я работал над биографией Гоголя (в стол, конечно), нашел у В. Вересаева забавную историю о карманных золотых часах с цепочкой, висевших на стене в кабинете Жуковского (Вересаев относит ее к 1844 году, во Франкфурте).

Часы эти (для меня) объявились еще раз – в книге Майи Бессараб о Жуковском, только теперь дело происходило в Риме в 1838 году и настрой был совершенно иным. (Не станем упрекать биографов – может быть, действительно было двое часов, а не одни).

- Эти часы взяты мною со стола Пушкина в минуту его смерти. Я остановил их и никогда не заводил, - сказал Василий Андреевич.

Гоголь улыбнулся. От волнения не мог говорить. Он снял с гвоздя реликвию, надел цепочку на шею, а часы положил в карман .

Так ли это? Тяга к прямой хронологической последовательности в развитии литературы, в принципе, сгубила не одно поколение литературоведов, а желание примирить непримиримое рождало казусы, подобные нашим часам (я, кстати, не удивлюсь, если эти же самые часы с цепочкой Жуковский подарил и Елизавете Рейтерн, когда делал ей предложение).

Если и есть развитие литературы, то это лишь цепочка случайных частных сопоставлений, возникших в силу индивидуальности художника и его выбора своих предшественников.

Пути же расходились: в 1848 году Гоголь отправился к Святым Местам и оттуда – вернулся в Россию, через Одессу и Москву. Теперь с Жуковским его связывали только письма. Так что встречу в Эмсе следует считать последней (жаль, что у меня нет подробного ее описания).

Личная же история, по А.Ф. Лосеву, всегда мифологична. И если философ прав, то мы можем позволить себе некоторую условность – и окрестить мифологическими именами богоискание Гоголя и Жуковского.

К гоголевским видениям, явившимся во время болезни в 1840-м году, можно относиться по-разному: искать психиатрическую подоплеку, списав все на нервическое расстройство, или признать, что Откровение действительно было явлено. По классификации Джемса, перед нами – чистый мистический религиозный опыт, результаты которого непредсказуемы и не поддаются однозначной оценке.

Так было у Гоголя – у Жуковского подобного опыта не встречалось; отсюда нервность одного и покойное движение другого.

Отсутствие упрека со стороны Жуковского многое значило – он единственный, кто понимает? Единственный, кто по своему наитию не наказал его за бесенка-антихриста?

Истоки религиозности Гоголя и Жуковского, возможно, шли менее всего от любви. Основание гоголевской веры, по Мочульскому, есть страх , преследующий его еще с детства. Исток религиозности Жуковского – одиночество и неприкаянность .

- Прощайте! Бог знает, увидимся ли еще… Как часто и я отходил так от одра друзей моих, и уже больше их не видал.

Похоронили его на загородном кладбище в Бадене, а в августе его прах перевезли в Петербург, в Александро-Невскую лавру…

Агасфер провожал его на берегу – теперь ему придется найти новую душу, новые стены, на которых бы вздрагивали от страданий и одиночества его бессмертные тени…

Жуковский и Гоголь. Диалог об искусстве в переписке писателей

3.Жуковский и Гоголь во второй половине 40-х гг. XIX в.:

Глава 2. Эстетические манифесты Жуковского и Гоголя 40-50-х гг. XIX в С.77-137

2. Личность поэта в переписке Жуковского и Гоголя С. 102-116

5.Гоголь и Жуковский о современном состоянии русской литературы С. 130-137

Библиография С. 142-155

Введение к работе

К сожалению, долгое время вопрос о взаимоотношениях двух писателей не получал детального рассмотрения, существует крайне мало специальных исследований. В основном это дореволюционные работы.

В советское время литературоведы чаще всего говорили о воздействии Жуковского на Гоголя в аспекте художественного творчества. Об этом

Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений : В 14т. М., 1952.Т.14.С.ЗЗ.(далее сноски.на данное издание приводятся в тексте работы с указанием арабскими цифрами номера тома и страницы)

2 Сумцов Н.Ф. В.А.Жуковский и Н.В.Гоголь. Харьков, 1902

3 Сумцов Н.Ф. В.А.Жуковский и Н.В. Гоголь. Харьков, 1902. С.63

Как отмечают исследователи, в частности Г. Фридлендер, в это время из письма уходят схематичность и эпистолярный канон, оно начинает

носить все более доверительный, эмоциональный характер , что было несвойственно письмам предшествующих времен.

В эпоху Просвещения письма нередко напоминали собой обширные статьи теоретического характера, в центре внимания корреспондентов -отношение к идеям Просвещения. В переписке не просматривается эмоциональной близости, отчетливо выступает рационалистическое начало. Многие из них насыщены литературной критикой, что делает их своеобразными манифестами литературно-критической мысли; в посланиях рассуждают о государственных вопросах: общественно-политическом устройстве, системе воспитания, положении дворянства, состоянии экономики (например, переписка Дидро и Фальконе 6 , Вольтера и Даржаталя 7 , письма А.Н. Радищева 8 , Д.И. Фонвизина 9 ). Письмо осознавалось как вид искусства, но подчиняется строгим канонам.

К концу XVIII века эмоциональное начало все более проникает в письмо. Письма становятся доверительными и искренними. Несомненно, само время влияет на характер письма. Вместе с тем, на протяжении всего XVIII века осуществлялось движение в сторону формирования многогранного диалога в письмах.

5 См. об этом: Фридлендер Г. Письма Гоголя // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 7т., М., I984.C.7

7 См.: Письма Вольтера. M., 1956

примером писем конца XVIII в. является переписка Гете и Шиллера , письма Н.И. Карамзина 12 .

11 См.: Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка. М., 1988

12 См.: Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982.

13 Батюшков К.Н. Сочинения: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 317

14 Переписка А.С. Пушкина: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 201

В интересующем нас аспекте показательна организация почтовой связи в начале XIX в. Как указывает А. Гордин, с самыми отдаленными селениями страны Петербург имел постоянную и по тем временам

Эпоха Романтизма открывает новый взгляд на мир и на человека. По словам Н.А. Гуляева, «романтики открыли человеческое в жизни,

Направлений, куда отсылалась и откуда приходила почта, было множество. Московская почта, малороссийская, белорусская, рижская, выборгская, архангельская и т.д. В месяцесловах (календарях) среди различных полезных сведений печатались известия о почтовых днях в Москве и Петербурге. Петербургским почт-директором с 1819 по 1835 гг. до самой своей смерти был К.Я. Булгаков. При нем были открыты в Петербурге первые городские почтовые отделения. К 1834 г. количество пунктов приема внутригородской корреспонденции увеличилось до 108. Это свидетельствует о том, что переписка была очень распространена, люди с удовольствием общались между собой, обсуждали различные идеи, делились мыслями не только в кружках и салонах, но и

посредством писем.// Гордин А., Гордин М. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983.С.147. См. об этом: Степанов Н. Дружеское письмо начала XIX в. //Степанов Н. Поэты и прозаики. М., 1966.

Таким образом, можно видеть, что тенденции, наметившиеся в переписке доромантической эпохи, достигают наивысшего расцвета в романтизме. Сама эпоха диктует факт сотворчества, единения, выдвигая письмо на первый план, и этот процесс ярко отразился в переписке Гоголя и Жуковского.

Гуляев H.A., Карташова И.В. Введение в теорию романтизма. Тверь, 1991. С. 68

18 См.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 20-24;

19 См.: Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Калинин, 1975. С. 64;

20 См. об этом: Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Шлегеля.
М., 1994.С.71.

Вопросы, возникающие в связи с рассмотрением переписки писателей, связаны с общим характером движения русской литературы начала 19 века, прежде всего - с движением русского романтизма. В эпоху Романтизма большое внимание уделялось проблемам эстетики, создавались, формулировались ее положения. Роль романтической эстетики чрезвычайно важна: разработанные в этот период идеи повлияли не только на формирование романтической литературы, но и всего последующего литературного процесса. Эстетические проблемы ставились и обсуждались не только в специальных работах писателей, статьях, но и в их письмах.

Вместе с тем, переписка Жуковского и Гоголя выделяется на фоне других писем этой поры тем, что писатели сознательно* устремляются к решению одних и тех же эстетических вопросов и тем самым выстраивают совместную концепцию искусства.

В настоящее время вопрос об эстетических взаимовлияниях писателей поднимается на новый уровень. Сейчас взгляды на взаимоотношения художников, в том числе Гоголя и Жуковского, на все их творчество, особенно поздних периодов, начинает меняться.

22 Канунова Ф.3. Некоторые проблемы идейного и творческого развития В.А. Жуковского (на основе

новых материалов поэта)//БЖ,11, 4

Великое нравственно-эстетическое значение Жуковского для русской литературы раскрывает В.Н.Касаткина в своей книге «Здесь сердцу будет

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. Томск, 1985

24 Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А.Жуковского. Томск, 1990

25 В.А. Жуковский эстетика и критика./ Вст. ст. Ф.З.Кануновой, А.С. Янушкевича. Подготовка текста,
сост., прим. Ф.З.Кануновой, О.Б. Лебедевой, А.С. Янушкевича. М., 1985.

27 Канунова Ф.З.,Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русских романтиков. Новоссибирск,
2001;

29 Смирнова Е.А. Жуковский и Гоголь (к вопросу о творческой преемственности)// Жуковский и русская
культура. Л., 1987.С.244-260.

Выстраивая взаимоотношения писателей, В.И.Сахаров отмечает, что не только Жуковский поддерживал в трудные минуты Гоголя, но и Гоголь явился своеобразной опорой для Жуковского. Именно Гоголь заговорил о Жуковском в то время, когда поэта журнальных статьях и литературных разговорах именовали устаревшим, исчерпавшим свой талант. В ответ

31 Сахаров В.И. Указ.соч. С.239.

32 См.: Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. Томск, 1985; Сахаров В.И.
Проза Гоголя и романтическая традиция.//Сахаров В.И. Русская проза XVIH-XIX в.. М.,2002

Авторы указанных исследований не ставили своей целью специально рассмотреть содержание и формы этого диалога. Между тем его изучение актуально и важно не только потому, что раскрывает взаимоотношения двух великих писателей, но и помогает глубже представить их творческую эволюцию, а также содержание и значение романтической эстетики.

Кроме того, рассмотрение переписки Жуковского и Гоголя дает возможность уточнить существующие представления о творческом методе писателей.

36 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т.М., 1955. T.1.C.62

' Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т.М., 1955. Т.З.С.504

38 Белинский В.Г.Полное собрание сочинений: В 13т. М., 1955.Т.6.С.460

39 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: ВІЗ т. М., 1955. Т.7. С.144

40 Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М, 1965. С.42-49; Семенко И. Жизнь и поэзия
Жуковского. М., 1975; Русский романтизм/ Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1974.

4! Веселовский А.Н. В.А.Жуковский: Поэзия чупства и сердечного воображения. М., 1999.С.320.

В отношении к творческому методу Гоголя разногласий гораздо больше. В настоящее время большинство исследователей считает, что Гоголь развивался под большим воздействием романтизма (например, И.В. Карташова, Н.Степанов, В.И.Сахаров) 43 . Однако до сих пор роль Гоголя в формировании романтических идей полностью не раскрыта.

Как следует из всего вышесказанного, специальной работы, которая бы исследовала личные взаимоотношения, эстетические взаимодействия и переписку Жуковского и Гоголя, в литературоведении нет, в то время как этот вопрос представляется очень важным для уяснения многих сторон творчества обоих писателей и процессов, которые происходили в русской литературе.

Как представляется, прежде всего, необходимо проследить развитие длительных, дружественных отношений Жуковского и Гоголя: от наставничества и покровительства Жуковского Гоголю, до кардинального перелома в отношениях, когда писатели не просто оказываются на равных

42 Семенко И.Указ.соч. С.121

Чем дольше длилась переписка, тем этот диалог становился согласнее, создавалась совместная, концепция искусства: в письмах один из писателей начинает разговор о важных и волнующих его проблемах искусства, другой - мысли подхватывает, продолжает и развивает, доводя их нередко до логического завершения.

Разумеется, работа не претендует на исчерпывающее решение творческих вопросов. Ее содержание представлено в двух главах.

Источниковедческую базу диссертации составляют, прежде всего, материалы личных писем Жуковского и Гоголя, их статьи и художественных произведений, в которых они излагают свои эстетические и религиозные воззрения. Для более полного раскрытия темы мы

привлекаем к работе философско-эстетические трактаты виднейших представителей западного и русского романтизма, а также мемуары и воспоминания современников художников.

В работе используются историко-литературный, сравнительно-типологический, историко-генетический, сравнительно-типологический способы анализа.

В диссертации учитываются труды:

по сравнительному литературоведению (В.М.Жирмунский, И.Г.Неупоковой, А.Н.Веселовский, А.С.Бушмин и др.) 44 , -

истории и теории романтизма (К.Я.Берковский, Ю.В.Манн, В.И.Сахаров, Н.А.Гуляев, И.В.Карташова, В.Н. Аношкина, О.Б.Вайнштейн и др.) 45 .

Важными для нас оказались труды исследователей

по творчеству Гоголя 46 (В.И. Сахаров, Ю.В. Манн, Ю.Я. Барабаш, К.Мочульский, В.Зеньковский, Е.И.Анненкова, В.В.Воропаев, И.В.Карташова, В.Гиппиус и др.);

44 Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы.Л., 1928, Жирмунский В.М. Сравнительное
литературоведение: Восток и ЗападЛ, 1979; Бушмин А.С. Методологические вопросы
литературоведческих исследований. Л.,1969; Веселовский A.H. Избранные статьи.Л.,1939; Веселовский
А.Н. Западное влияние в новой русской литературе:историко-сравнительные очерки.М., 1896 и др.

45 Берковский К.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.,1976;
Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Ф.Шлегеля. М., 1994;
Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школа, стили. М., 2004; Карташова И.В. О своеобразии
эстетических идеалов ранних романтиков// Проблемы романтического метода и стиля. Калинин, 1980;
Гуляев И.А., Карташова И.В. Введение в теорию романтизма. Тверь, 1991 и др.

по творчеству Жуковского (М.Я. Бессараб, В.Афанасьева, И.М.Семенко, Л.И.Кашкиной, Н.Г.Корниенко, С.А.Матяш, В.Н.Аношкина и ДР-)-

47 Бессараб М.Я. Жуковский. М., 1983; Афанасьев В. Жуковский. М., 1987; Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М, 1975; КашкинаЛ.И. В.А.Жуковский и риторические традиции русского классицизма: Автореф. Дис. канд филол.наук. М., 1985; Корниенко И.Г. К вопросу эволюции романтизма Жуковского. На материале 10-ЗОх гг XIX века: Автореф. Дис. канд. Филол. Наук. Льзов, 1978; Матяш С.А. Стих В.А.

Письма Жуковского и Гоголя настолько откровенны, искренни и душевны, что, представляют незаменимый источник для изучения их биографий; они наиболее полно отражают движение многих творческих замыслов, суждения по разным вопросам жизни и литературы, ярко рисуют картину взаимоотношений писателей.

Как уже говорилось, письма Жуковского и Гоголя представляют собой уникальное явление в русской литературе XIX века. Темы, затрагиваемые в письмах, носят не только личный характер, писателей волнуют проблемы искусства, его сущности и назначения, личности художника. Можно утверждать, что многие письма Жуковского и Гоголя предназначены не только для индивидуального прочтения, но представляют собой письма-статьи, обращенные к широкой общественности. Таковыми они осознавались и самими писателями.

Как было показано в первой главе, в переписке Жуковского и Гоголя возникает сложный философско-эстетический диалог: в письмах один из писателей начинает разговор о важных и волнующих его проблемах искусства, другой эти мысли подхватывает, продолжает и развивает, доводя их нередко до логического завершения. Подобный диалог - характерное и вместе с тем уникальное явление эпохи Романтизма.

Личность поэта в переписке Жуковского и Гоголя

В связи с рассмотрением вопроса о сущности искусства для обоих писателей особую значимость приобретает вопрос о высокой, божественной миссии художника.


Ранние годы

Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.

Образование и творчество

В биографии Жуковского стоит первое образование, которое было получено поэтом в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Личная жизнь

В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844 г.) и Александра (1842 г.).

Смерть писателя

Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

Читайте также: