Гоголь нос отзыв кратко

Обновлено: 02.07.2024

Есть ценности материальные, а есть духовные. Материальные ценности могут сопровождаться эмоциональными ценностями, связанными с вещами и положением человека в обществе. Например, чувство превосходства над другими, самодовольство, тщеславие, высокомерие. В моем понимании, Гоголь показал неустойчивость подобных качеств, их зыбкость и непостоянство. Вроде такая нелепость – исчез нос, но у человека сразу рушиться его внутренний мир, основанный на хлипких ценностях, ставиться под сомненье карьера и будущая жизнь в целом.

Потеря самого себя выразилась через потерю носа. И обратно, сколько радости было и удовлетворения, когда нос нашелся. Произведение подводит к мысли о необходимости вечных, неразрушимых ценностей, которые должны стать фундаментом человеческой жизни, например, к истинному христианскому смирению, когда целью становиться душа и её качества, а не внешние социальные атрибуты жизни.

Вся значимость главного героя произведения, майора Ковалева, оказалась в его носе. Насколько над этим можно смеяться? Ведь ценности выдвигает общество. Ковалевы ориентируются и формируют подобные ценности. Гоголь показывает не только зыбкость этих ценностей, но и природу тех, кто формирует нам эти ценности.

Из мнимых ценностей Гоголем создается мнимая личность на два чина выше, чем основная личность. Стремление Ковалева найти свой нос, можно понимать, как попытка восстановить себя в ценностях выстроенных обществом, вернуть себя в привычную систему ценностей, так как без них он ничто.

Отдельно стоит рассмотреть цирюльника (Иван Яковлевич), с утраченной фамилией, и нашедшего чужой нос в хлебе. Человеком утрачено что-то важное, зато наносное (нос) пристало и от него не так просто избавиться.
К небесному (евангельскому) хлебу примешалось инородное, земное и чужое – нос.
Утрату фамилии можно трактовать как потерю единства с супругой, (а ещё глубже с самим собой) которая и подает ему хлеб с чужим носом. Встает вопрос о разделенности как между супругами, так и с самим собой. Появляется инородная примесь, совершенная лишняя и ненужная.
Хлеб необязательно может быть духовной пищей, это то, что мы потребляем, например информация, различные СМИ, чужие мнения, в том числе и в книгах. Наряду с чистой информацией можно получить вкрапления нам совершенно не нужные и даже, если мы осознаем эту чуждость, от неё непросто избавиться, будучи разделенными, несвободными и находясь под властью общепринятых условностей.
Ещё про фамилию, когда Ковалев пришел публиковать объявление:

Символически, здесь отказ от внутреннего в пользу внешнего.

Когда к Ковалеву вернулся нос, ему было важно, чтобы все увидели это, ему важна не сама его суть, а отражение его в чужих глазах. Как в начале повести, так и в конце Ковалев постоянно смотрится в зеркало. И даже зеркалу он не верит, ему надо подтверждение другими людьми.

Потеря собственной самоидентификации, самодостоинства, собственных ценностей и т.п.

С первых строчек писатель знакомит нас с одним из главных героев, цирюльником Иваном Яковлевичем. Герой разбужен запахом ароматного свежеиспеченного хлеба и встает с постели в предвкушении вкусного завтрака. Еще бы чашечку кофейку в придачу к хлебу с луком, но это большая прихоть. Жена, Прасковья Осиповна, будет ворчать, поэтому герой решает ограничиться хлебом. Но вкусно позавтракать не удалось. В хлебе Ивана Яковлевича ждал неприятный сюрприз - отрезанный нос. И даже владельца этого органа цирюльник знает. Нос принадлежит коллежскому асессору, Платону Ковалеву. Ивану Яковлевичу становится страшно, еще и жена начинает кричать и требует немедленно убрать находку из дома. Нам жалко героя. Но следующий его поступок уже больше не вызывает симпатии. Цирюльник заворачивает нос в тряпицу и сбрасывает в реку с моста. Так подленько он поступает, что все расположение к герою, сложившееся в начале повести, тут же проходит.

А дальше Гоголь знакомит нас с еще одним персонажем, тем самым майором Ковалевым. Платона Кузьмича м ы тоже застаем в постели. Герой так волнуется о вскочившем на носу прыщике, что с утра пораньше торопится его рассмотреть. И какого же удивление майора, когда он обнаружил отсутствие носа на своем лице. Рассуждения героя о важности данного органа мне не близки. Конечно ,потеря любого органа абсурдна и не возможна, но все же не стоит уделять такое внимание внешности. Ковалев же очень зациклен на том ,как он выглядит, ведь в Петербург он приехал с целью подыскать себе теплое местечко. Герой мечтает о блестящей карьере. А без носа достигнуть желаемого будет очень проблематично.

Ковалев пытается отыскать нос. Он отправляется сначала к обер-полицмейстеру, затем в газету, а после уже и к частному приставу. Только везде получает отказ. По пути к полицейскому Ковалев встречается с собственным носом. Это неожиданное событие удивляет нас так же, как и самого героя. Разве такое вообще возможно? Но вот образ носа мне нравится больше всего. Этот важный господин одет дорого и со вкусом, он занимается привычными делами: ездит с визитами, ходит в собор. И ему совершенно нет дела до того, как чувствует себя Ковалев. Гоголь будто дает пощечину своему герою: вот он твой нос, и даже рангом выше. Полюбуйся! Но Ковалев ничего не может добиться .и разговор между носом и хозяином ни к чему не приводит. Платон даже теряет тайного советника из вида, потому что увлекся стоящей рядом барышней.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Читает Александр Леньков, Василий Бочкарев, Александр Вдовин, Андрей Ярославцев, Вячеслав Шолохов, Марк Гейхман, Михаил Васьков, Сергей Кутасов

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

С этой книгой читают

Отзывы 22

Как до такого сюжета мог додуматься писатель? Это какое-то запредельное мышление и творчество, на грани нормальной психики. Но оно и увлекает, невозможно оторваться от этой невероятной истории, чего желаю и всем читателям. Не пожалеете!

Как до такого сюжета мог додуматься писатель? Это какое-то запредельное мышление и творчество, на грани нормальной психики. Но оно и увлекает, невозможно оторваться от этой невероятной истории, чего желаю и всем читателям. Не пожалеете!

Самая мистическая и абсурдическая повесть того времени. И потому самая, на мой взгляд, запоминающаяся книга Гоголя. Представить, что описывается в книге – совершенно невозможно (однако, она ничего не теряет от этого, что удивительно! Только приобретает. Свою непохожесть на другие, например). Посудите сами, разве вы можете представить себе Нос, одетый по моде XIX века, самостоятельно и совершенно отдельно от хозяина разгуливающего по бульварам, разъезжающего в карете и даже занимающего чиновничий пост? Трудновато. Однако именно это и произошло. А уж каким образом это случилось – читайте на страницах повести :)

Гоголь Николай Васильевич

Ковалев — человек, для которого чин – основная ценность и преимущество в жизни. Он находится в должности коллежского асессора, но считает себя майором. Ковалев опрятен, неравнодушен к женскому полу. Главный герой теряет свой нос, но по счастливой случайности, он возвращается на место.
Цирюльник — боязливый, неряшливый, вечно пьяный. Подразумевается, что именно он, будучи нетрезвым, отрезал Ковалеву нос. Вместо того, чтобы вернуть недостающую часть тела своему владельцу, цирюльник малодушно выбрасывает его в воду.

Однажды цирюльник нашел в хлебе нос своего клиента - майора Ковалева, которого регулярно брил. Он выбросил нос с моста. Проснувшись утром, Ковалев не обнаружил носа. Он увидел свой нос на улице, а затем – в церкви. Тот не узнавал своего хозяина и был одет в мундир статского советника. После долгих хождений по разным инстанциям, разочарованный майор вернулся домой. Вдруг к нему пришел полицейский и вернул ему нос, который, пусть и не сразу, но возвратился к своему владельцу.

Мы читаем про Ковалева - внутренне пустого человека. Его духовный мир беден. Карьера, полезные связи и женщины – это все его мечты. Образ майора собирательный. Таким Гоголь видит общество, скудность его интересов, его духовный кризис. Произведение учит обогащать свой внутренний мир, стремиться к общечеловеческим духовным ценностям.

Мне понравилась повесть своей художественной смелостью. Гоголь отбросил условности, написав абсурдное необычное произведение. Автор высмеивает слепое поклонение социальному статусу. Если человек видит свой нос в чине статского советника, то он будет подобострастно вести себя даже перед собственным носом. Он не будет считать себя вправе схватить и забрать свой нос назад, ведь именно он – его владелец. Такое отношение пагубно сказывается на человека, опустошает его, создает преграды в жизни.

Я считаю, что Ковалев лишился носа, потому что его задирал. Будучи коллежским асессором, он называл себя майором. Ковалев считал, что основная ценность человека заключена в его должности и в высокопоставленном окружении. К примеру, для Ковалева имело большое значение то, к кому он приглашен на обед.

Испытание, посланное амбициозному майору, пошло ему на пользу. Он научился радоваться не только должностям, но и каждому новому дню. Он стал улыбчивым и жизнерадостным человеком. Ведь судьба так одарила его – вернула ему его же драгоценный нос.

Образ носа вышел у Гоголя довольно забавным. Солидный нос щеголяет по Невскому проспекту в мундире статского советника. Оказавшись самозванцем, нос пойман и отправлен владельцу. Интересно описание поведения носа и Ковалева в церкви. Нос серьезен, он думает о душе, а Ковалев засматривается на красавицу.

Образ Ковалева конфликтует с носом. После того, как нос появился на прежнем месте майор находится в единении со своей частью тела. Он стал жизнерадостным и улыбчивым человеком. Скорее всего, изменилось и его отношение к другим людям в лучшую сторону. В конце повести образ Ковалева и его носа находятся в полнейшем единстве и взаимопонимании.

Обер-полицмейстер — начальник полиции всего города.
Плюмаж — композиция перьев, украшающая головной убор.
Гайдук — выездной слуга, состоявший при богатом дворе.
Частный пристав — полицейский, начальник части, охватывающей небольшое количество кварталов.
Цирюльник — так называли парикмахеров и банщиков.
Смирительный дом — дом, в котором находились и работали люди, отбывающие наказание.

Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный.

Нос спрятал совершенно лицо свое в большой стоячий воротник и с выражением величайшей набожности молился.

Читайте также: