Этнические проблемы в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

На многие из этих противоречий и трудностей натолкнулась реформа политической системы в России. Так, естественное и вполне объяснимое стремление народов к самостоятельности при его практическом осуществлении породило сильные и во многом непредсказуемые центробежные тенденции, приведшие к неожиданному распаду Советского Союза. Многие негативные последствия в настоящее время непредсказуемы и вызывают тревогу. Ряд входивших в СССР республик (членов СНГ) ставят вопрос о создании структур, которые регулировали бы межгосударственные отношения в области экономики, экологии, культурного обмена и т.д. Налаживание равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами СНГ потребует решения многих вопросов, включая психологические и идеологические, связанные с преодолением национализма и шовинизма в сознании и поведении людей, политиков.

По-своему остро стоит национальный вопрос в Российской Федерации. Здесь есть свои достижения и пока еще нерешенные проблемы. Фактически все бывшие автономные республики своими решениями изменили свой национально-государственный статус. Ряд автономных областей также провозгласили себя самостоятельными и независимыми республиками в составе России.

Повышение государственной самостоятельности и независимости субъектов Российской Федерации иногда соседствует с проявлениями национализма и сепаратизма как в идеологии, так и в реальной политике. Кое-кто из сепаратистов стремится нарушить единство и целостность. Как показывает опыт, националистическая и сепаратистская политика отдельных лидеров, политических группировок и партий наносит большой ущерб экономическому развитию республик, материальным, политическим и духовным интересам народов России, которые связаны между собой экономическими узами, общей судьбой, кровным родством.

Задача новой демократической России - обеспечить условия для того, чтобы каждый индивид, каждая этническая группа чувствовали принадлежность к Российскому государству, частью русской культуры и языкового пространства. Путь России и ее культуры к возрождению и державной мощи пролегает, как в лучшие времена царской России и СССР, через использование творческой энергии населяющих нашу страну народов, с тем чтобы они использовали свои силы не на конфликты друг с другом, гибельные для страны, а на созидание. Необходимо разработать программу межнационального сотрудничества народов России, в которой необходимо учитывать интересы каждого народа страны, формировать общие идеалы и ценности, развивать сотрудничество вокруг общенациональной идеи могучей России.

При решении национального вопроса невозможно механически выравнивать нации в экономическом, социальном и духовно-нравственном плане. Только всестороннее развитие гражданского общества, демократической политической системы и создание правового государства - важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.

Этническая ситуация в современной России испытала на себе воздействие коренных перемен, происшедших в стране, – слома советской цивилизации, распада многовековой империи, несоответствия между провозглашаемыми либерально-демократическими идеологиями и реальными социально-экономическими отношениями, переживающими многолетний и многосторонний кризис. Процесс демократизации вызвал резкое возрастание роли этнического фактора в общественной жизни. Относительно спокойные в предыдущий период межнациональные отношения, поддерживаемые политикой межэтнического (интернационального) сплочения, достигнутого по большинству социальных параметров (урбанизации, социальной стратификации, материальным доходам, подвижности, занятости) относительного равновесия в развитии этносов, приобрели теперь напряженный характер. Демократизация в известной мере стала этапом этнического возрождения, если под этим понимать активизацию национального самосознания.

Этническое самосознание – это сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, реально существующим этническим связям. Оно проявляется в форме самоназвания (этнонима). Самосознание может быть широким - соотнесено с культурой, историческим прошлым, языком и т.д. своего этноса и узким – сознанием принадлежности к этносу. Этническое самосознание стало выполнять функцию духовного обеспечения национального самоопределения, способствуя превращению каждого этноса в субъект своей исторической судьбы. Реально в связи с общей невысокой политической культурой подавляющей части населения мобилизационные задачи стали решать элиты титульных этносов.

В борьбе старых и новых элит на первое место вышла проблема права наций на самоопределение в государственной форме, что своеобразно отразило трансформацию важнейших особенностей российского менталитета равенства и патернализма.

Результатом процесса суверенизации явилось обеспечение приоритетного положения титульных этнических групп. К примеру, в Татарстане доля татар в управлении промышленными предприятиями поднялось с 2 % (до перестройки) до 65 %; в настоящее время доля татар в населении – 48 %. Для других этнических групп, в том числе русской, это снижает возможность конкуренции, понимается как ущемление собственного достоинства из-за национальной принадлежности.

Социологические исследования, проведенные в первой половине

С начала 90-х годов возникли целые зоны межнациональных конфликтов и напряженности – Северный Кавказ, Поволжье, Тува, Якутия.

Вместе с тем в массовом сознании представителей различных этнических групп сильны интеграционные настроения, национально-патриотические установки, выраженные в готовности отстаивать целостность страны, межнациональное единство общества. Остается еще вера в интегрирующий характер государства: от 60 до 80 % граждан высказываются против выхода своих субъектов федерации из ее состава, готовы защищать страну от распада. Расчленение СССР вопреки желанию подавляющего большинства населения (за сохранение его высказывалось на референдуме 17 марта 1991 года свыше 76 % населения) способствовало обострению кризиса идентичности по проблемам межэтнической территории. В начале 90-х годов исконной территорией России, равной всей территории СССР, считали от 12 до 39 % опрошенных в разных районах; равной нынешней территории страны – от 41 до 68 %; равной территории России без автономий – от 7 до 34 %[35]. В середине 90-х гг. мнения россиян по поводу части территорий бывших союзных республик, населенных русскими этническими группами (после распада СССР за пределами России осталось 25,3 млн. русских), и мнения о том, должна ли Россия стремиться к присоединению этих территорий, разделились примерно пополам, но при этом пологали, что территори не должны возвращаться силовым способом[36]. Объединяющую роль играет русский язык, которым в 1994 году владело (как родным языком межнационального общения) 97,8 % населения.

Учитывая сокращение рождаемости, тенденцию ориентации на однодетные семьи у молодых русских, демографы делают вывод, что численность русских в ближайшие годы может сократиться вдвое и в населении страны они составят лишь половину. Последствия этого отрицательны во многих отношениях. Они изменят и этническую картину в широком ее спектре, и социальную ситуацию.

Во-вторых, духовное здоровье русского народа. Здесь и утрата традиционной культуры как результат ускоренной урбанизации и проходящее разрушение той культуры, которая сформировалась в советский период, и усиленное насаждение стандартов иного – западного мира, наконец, формализм в восстановлении во многом отжившего дореволюционного прошлого.

В отличие от многих этносов бывшего СССР русские ориентируются как на свою, так и на иноэтническую культуру. В то же время ученые отмечают отставание развития их национального самосознания, слабую организованность, особенно в иноэтническом окружении, чрезмерную надежду на государство, что не позволяет русскому этносу стать самостоятельным субъектом социальной ситуации. Имущественное расслоение, безработица, сокращение промышленного производства (здесь в основном заняты русские), невнятная политика правящей элиты по отношению к русскому народу – все это не содействует сплочению и активизации социальной роли самого крупного этноса страны.

Выводы

1. В современную эпоху возросли роль и значимость этносов как на

уровне развития общества, так и на уровне личности, что проявляется в росте этнического самосознания.

2. В отношении сущности и происхождения этнонации существует ряд

концепций, основное отличие между которыми состоит в акценте либо на исторические, либо на социальные, либо политические факторы. Современные концепции отражают сложность и противоречивость этнонациональных общностей, возрастающее влияние на них, прежде всего, политических факторов.

3. Межэтнические (межнациональные) отношения имеют

многоаспектный характер, что вытекает из включенности этносов во все стороны жизни общества. Они проявляются на разных уровнях.

4. Приметой времени являются вспыхивающие межэтнические

конфликты, востребованность национализма, который принимает новые формы.

5. Раскрытие сущности, природы этносов, отношения между ними

позволяют видеть сложившуюся в постсоветский период картину этнической жизни современной России как результат проводимых в ней реформ и готовности к ним, приспособления различных этносов страны.

6. Несмотря на изменения, происходящее в этническом составе

общества, они не являются такими кардинальными, как в политической и социальной жизни. Из этого вытекает необходимость усиления внимания к этносам по социально-экономическим и политическим проблемам.

Контрольные вопросы

1. Каково место этничности в современном мире?

2. Назовите численность этносов на рубеже XX –XXI вв.?

3. Как отразились в итогах переписи населения России 2002 г. этнические параметры общества?

4. Какие Вам известны концепции этнических общностей людей?

5. Какие, на Ваш взгляд, концепции этноса в большей мере учитывают социальные факторы?

6. В чем особенность взглядов Л.Н.Гумилева на этническую общность людей?

7. Каковы структура и уровни межэтнических (межнациональных) отношений?

8. Какие факторы влияют на формирование отношений между этносами?

9. Какую типологию межэтнических конфликтов в современной России называет Л.М.Дробижева?

10. Какие существуют, по мнению западных ученых, стратегии поведения этносов?

11. Какие проблемы в развитии русской нации Вы можете назвать?

12. Какую из этих проблем Вы считаете главной?

Список литературы

1. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для вузов./ Ю.В.

Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов – М - 1998.

2. Аршба О.B. Этническое измерение социальной стабильности в

России / О.В. Аршба // Вестник МГУ, серия 18.Социология и политология. - 2001, № 2.

3. Богоявленский Д. Д. Этнический состав России / Д.Д. Богоявленский // Социс. – 2001. № 10.

4. Здравомыслов А. Г. О национальном самосознании россиян / А.Г. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения. – 2001, - № 1.

5. Иванов И. В. Социология межнациональных отношений./ И.В. Иванов. - М. : 1996.

6. Клямкин И. М. Русский вопрос в России / И.М. Клямкин, В.В. Лапкин // Полис.- 1996, - № 1.

7. Ковалева Т. В. Этнополитическое самосознание студенчества в первой половине 90-х гг. / Т.В. Ковалев, И.А. Селезнев // Социс. – 2000. - № 4.

8. Матвеева Н. Ю. О характере русской нации / Н.Ю. Матвеева, С.Н. Булгаков // Вестник МГУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2002.- № 4.

9. Народы мира. Историко-этнографический справочник / Гл. ред. Бромлей Ю. В. – М. -1988.

10. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Госкомстат - Россия. КРОС. – C.3-15.

11. Этнос и политика. Хрестоматия. / Автор-составитель А.А. Празаускас. М. – Изд-во. УРАО – 2000.

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕCТВО

а) личность как элемент социальной системы; б) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе в процессе ее социализации, воспитания); в) личность как субъект общественных отношений, социальная деятельность и активность личности.

В обоснование и разработку социологического учения о личности, ядром которого является статусно-ролевая теория, большой вклад внесли

Р. Линтон, Ч. Кули, Г. Мид, Д. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер и др.


Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств, сложившимся на федеративной основе, где проживают представители 182 этнических общностей (народов), обладающих уникальными особенностями традиционной материальной, соционормативной и духовной культуры. В России, по одной из классификаций, используется 239 языков и диалектов. При этом, большинство народов нашей страны на протяжении веков формировались именно на территории России, и в этом смысле являются коренными народами, сыгравшими свою историческую роль в формировании российской государственности.

Российская цивилизация синтетична по своей природе и является результатом тесного, многовекового межкультурного и межэтнического взаимодействия народов России, сформировавшего единое цивилизационное пространство на основе этнокультурного многообразия и региональных отличий.

Историко-культурный облик, настоящее и будущее Российской Федерации тесно связаны с такими ее чертами как многонациональность, поликонфессиональность и многоукладность при наличии этнического (русские) и религиозного (православные) большинства. Именно эти черты, наряду с громадными территориями, находящимися в разных климатических и географических условиях, определяют самобытность России и российской цивилизации, обладающей мощным стратегическим ресурсом - человеческим капиталом.

Однако Россия существует не в изолированном пространстве. Мировой тенденцией является обострение межэтнических противоречий, рост нетерпимости в странах, обладающих высоким качеством жизни, на фоне нарастания миграционных потоков, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, поиск в демократическом обществе правового выхода из ситуации абсолютизации прав меньшинств в ущерб правам большинства и т.д. На рубеже XX-XXI веков оказалось, что ряд концептов и идеологем, выработанных мировой социологией, не способны не только предупредить, но и объяснить межэтнические, этнорелигиозные и социокультурные конфликты и противоречия современного общества. Примером тому являются некогда благополучные европейские страны.

За два последних десятилетия сформировался комплекс этнополитических и религиозно-политических проблем, многие из которых обусловлены последствиями советской национальной политики (например, этнический принцип административно-территориального устройства ряда субъектов Российской Федерации, неоднократные изменения границ автономий, краев, областей в составе РСФСР, проблемы искусственного укрупнения народов СССР в 1920-1930-е гг., последствия репрессий и депортаций в отношении некоторых народов СССР и т.д.). Вместе с тем, часть проблем обусловлена новыми вызовами, имеющими общемировой характер (международный терроризм, нелегальная миграция, сложности с интеграцией и адаптацией новых миграционных потоков, последствия мирового финансового кризиса), а также внутрироссийской ситуацией. Накопление нерешенных проблем вкупе с реализацией на территории Российской Федерации рядом зарубежных стран и международных организаций различных геополитических проектов, угрожающих территориальной целостности и общественно-политической стабильности России, сформировало матрицу вызовов, угроз и этнополитических рисков.

Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений являются:

- слабая общероссийская гражданская идентичность, в том числе у северокавказской молодежи, при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм, в том числе в молодежной среде;

- сложное социокультурное самочувствие русского народа на фоне этнической мобилизации других этнических сообществ и роста числа мигрантов, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

- рост националистических настроений в среде русской молодежи;

- отсутствие общественного согласия по вопросу базовых ценностей российского общества, по-прежнему, незначительная роль традиционных (в т.ч. семейных и религиозных) ценностей в жизни современного россиянина на фоне роста активности как традиционных, так и новых религиозных организаций;

- попытки реализации на территории Российской Федерации ряда геополитических проектов в интересах отдельных зарубежных государств, этнических или религиозных сообществ и направленных на дестабилизацию общественно-политической ситуации в России вплоть до распада государства по этническому или религиозному принципу.

Ключевыми проблемами в сфере реализации государственной национальной политики являются:

- отсутствие четко выраженных концептуальных подходов к реализации государственной национальной политики, несоответствие действующей Концепции государственной национальной политики Российской Федерации современным вызовам и угрозам, отсутствие региональных концептуальных документов, определяющих основные направления реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации;

- недостаточная координация государственной национальной политики как на федеральном, так и на региональном уровне;

- ситуативная реакция на существующие и возникающие вызовы и угрозы в этнополитической сфере, включая противодействие геополитическим угрозам;

- отсутствие полномочий у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики, как следствие, недостаточное внимание региональных и местных властей к межэтническим отношениям на подведомственной территории;

- отсутствие на федеральном и региональном уровне системы мониторинга и прогнозирования состояния межэтнических отношений, а также оперативного реагирования на рост межэтнической и межконфессиональной напряженности;

- недостаток или полное отсутствие финансовых ресурсов для реализации эффективной государственной национальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях, при значительном зарубежном финансировании проектов этнополитического и религиозно-политического характера на территории Российской Федерации.

На основе вышеуказанных проблем перед этнонациональной политикой Российской Федерации стоят следующие цели:

Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:

  • Политического характера:
  1. Создание специального коллегиального органа, отвечающего за вопросы этнонационального развития. Состоит из:
  • представителей от каждой этнической группы, представляющих и отстаивающих интересы данного конкретного этноса( по одному делегату от этноса),
  • глав основных конфессий представленных на территории РФ: Православия, ислама, буддизма, иудаизма,
  • представителя от Президента РФ.

Коллегиальный орган избирает на 3 года Председателя и выдвигает своих кандидатов в Совет Федерации и Государственную Думу.

  1. Адаптация правовой, законодательной, судебной и правоохранительной систем современным вызовам и угрозам, придавая особое внимание существующим этнонациональным проблемам.
  • Социально-экономического характера:
  • Разработка образовательной программы, опирающейся на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, как системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь идет о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур. Уделение особого внимания всему культурному многообразию РФ, просвещение молодежи в области культурно-национального богатства России;
  • Финансовая поддержка программ сохранения и развития культур и языков национальных меньшинств;
  • Создание многочисленных культурных центров народов России.
  • Развитие спорта и здравоохранения: создание спортивных баз, оздоровительных центров, детских лагерей, санаториев;
  • Выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  • Рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;
  • Осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных" районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;
  • Развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
  • Содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем.
  • Духовно-нравственного характера:
  • Формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
  • Сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
  • Обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;
  • Укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
  • Учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Для реализации поставленных задач необходимы следующие механизмы:

9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации

1. 9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации

Основные вызовы этнонациональной политике в современной РФ. Этнонациональную политику современной России пришлось создавать в начале 1990-х гг. практически на пустом месте, в обстановке множественных этнических конфликтов.

В июне 1996 г. была опубликована Концепция государственной национальной политики Российской Федерации – первый посвященный исключительно этнополитике программный документ постсоветской России. Главными проблемами этнических отношений в России, согласно этому документу, были: развитие федерализма, развитие национальных культур и языков народов РФ, политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, достижение стабильности, прочного мира на Северном Кавказе и поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии[1].

Реализация Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 г . способствовала сохранению единства и целостности России. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межэтнических отношений имеется ряд нерешенных проблем, связанных с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:

а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

В декабре 2012 г . была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г . Она была разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур[2].

Стратегия провозглашает следующие цели государственной национальной политики Российской Федерации:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов (в Концепции 1996 г . данная цель отсутствовала, поскольку проблемы трудовой миграции тогда еще не существовало).

Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в Стратегии провозглашены:

а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России и др.

Реализация настоящей Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе.

Вопросы и задания

1. Какие основные документы, определяющие этнонациональную политику современной Российской Федерации, вы можете назвать?

2. Какие основные проблемы в области регулирования межэтнических отношений существуют в Российской Федерации?

3. Какие цели государственной национальной политики Российской Федерации, согласно Стратегии 2012 г .?

4. Какие из этих целей являются новыми, не упоминавшимися в более ранних документах, определявших российскую этнополитику в 1990-е гг.?

5. Что является приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации, согласно Стратегии 2012 г .?

Читайте также: