Этническая идентичность это в социологии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Этническое самосознание – чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе.

Важен эмоциональный компонент: неосознование сопереживание своего единства с другими членами этнической группы.

В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.

Это явление и в наши дни подпитывает предрассудки в отношении к другим народам, порождает различные этнические страхи как на уровне индивидуально-личностного, так и группового сознания.

Национальный характер – некоторые общие четы психологии, связанные с историческим и культурным единством этнической группы.

Наиболее отчётливо он проявляется в общении, когда взаимодействуют группы людей различной национальной принадлежности, т.е. в этноконтактной среде, которая даёт представление об этноконсолидирующих и этнодифференциирующих признаках.

2. Типы этнической идентичности.

Любая трансформация этнической идентичности происходит относительно нормальной (позитивной) этнической идентичности, которая характерна для большинства людей. Все остальные типы – это отклонения от нормы.

Нормальная (позитивная) этническая идентичность:

• это баланс толерантности в отношении к другим этническим группам, а также к своей собственной;

• она одновременно является условием самостоятельного, стабильного существования этнической группы и условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире;

• 80% представителей различных национальностей относят себя к категории людей, для которых этот тип идентичности наиболее приемлем.

Этноцентричная идентичность:

• этничность рассматривается как нечто очень важное;

• безусловное и некритическое предпочтение своего народа всем остальным;

• стремление к замкнутости, к этноизоляции, негативное отношение к межнациональным бракам;

• отдельные элементы агрессии ко всем остальным.

Этнодоминирующая идентичность:

• интересы народа как целого превалируют над всем остальным;

• этническая идентичность в тестах всегда занимает первое место;

• может вызвать напряженность в общении с представителями других этнических групп.

Этнофанатизм:

• крайний вид идентичности;

• убеждение, что любые действия в мире являются этически окрашенными;

• готовность идти на любые действия во имя этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями другим народам, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этнодоминирующую идентичность и этнофанатизм в быту чаще всего называют национализмом.

Этническая индиффирентность:

• реальное равнодушие к этничности.

Этнонигилизм в форме космополитизма:

• всё человечество рассматривается как нечто целое, этничности нет вообще;

• Связано с этнической неполноценностью, ущемлённостью, стыдом за представителей своего этноса.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности.

Понятие "И.Э." не эквивалентно понятиям "этничность", "этническая принадлежность", "этническое самосознание" , "этническая идентификация" . Если этничность (или этническая принадлежность) - это приписываемая обществом категория на основе объективных критериев, то И.Э. - это результат самокатегоризации, достигаемой индивидом в итоге конструирования образа окружаемого мира и своего места в нем (Т.Г. Стефаненко). Истинная И.Э. человека может не совпадать с официально предъявляемой или приписываемой этнической принадлежностью.

И.Э. не тождественна и этническому самосознанию, поскольку И.Э. не сводится только к осознанию этнической принадлежности, т.к. содержит в себе слой этнического бессознательного (В.С. Лурье, Г.У. Солдатова, А.В. Сухарев и др.), а также потому, что предполагает эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической принадлежности (Т.Г. Стефаненко). Наряду с причислением индивидом себя к представителям своего этноса И.Э. включает прежде всего глубоко значимое переживание данной принадлежности, как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе.

Если идентификация - это процесс, благодаря которому реализуется этническое отождествление, то идентичность - это результат и итог процесса идентификации (Tajfel H.). Становление и развитие идентичности заключается в синтезе идентификаций, которые интегрируются в систему составляющих компонентов целостной идентичности (Erikson E. - Эриксон). Среди основных критериев этнической идентификации могут быть такие, как родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей территории проживания и мн. др. В разные исторические периоды у разных народов доминирующая роль как ведущих критериев этнической идентификации, так и этноидентифицирующих признаков может меняться. Посредством идентификации транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, нормы и ценности, традиции и обряды народа, осуществляется становление этнически обусловленного мировосприятия.

В исследовании И.Э. выделяются психологический, социально-психологический и социологический подходы (Е.М. Галкина). В центре внимания психологического подхода личность как носитель этнокультурных особенностей и качеств. Здесь И.Э. рассматривается как одна из составляющих структуры личности и ее самосознания. В рамках социально-психологического подхода человек рассматривается как представитель этнической группы, а И.Э. - как компонент социальной идентичности. Главным объектом исследований, выполненных в ключе социологического подхода, является этническая общность, или группа (В.П. Павленко). И.Э. здесь исследуется как один из базовых феноменов этнического самосознания.

В структуре И.Э. выделяют два основных компонента: когнитивный и аффективный (эмоционально-ценностный). Первый из них, характеризуя содержательное наполнение И.Э., объединяет знания и представления о этнической принадлежности, о своей и чужих этнических группах (этническую осведомленность), самоназвание (этнический ярлык-этноним), основные критерии этнической идентификации, а также этнодифференцирующие и этноидентифицирующие признаки, которые лежат в основе этнического отождествления и уподобления. Эмоционально-ценностный компонент, объединяя переживание человеком тождественности с этнической общностью, удовлетворенность собственной этнической принадлежностью, оценку ее значимости, желание принадлежать этнической группе, а также комплекс этнических чувств (гордости, любви, преданности, приверженности, солидарности, самоуважения и достоинства, обиды, стыда, вины, ущемленности, униженности и мн. др.), в целом отражает отношение индивида к факту собственной этнической принадлежности, его отношение к своей этнической общности в целом, а также ее оценку.

Среди параметров И.Э. выделяют: 1) значимость И.Э.; 2) актуальность И.Э.; 3) валентность И.Э. (В.Н. Павленко и др.). Под значимостью И.Э. понимается субъективная важность этнической суб-идентичности для человека. В соответствии с валентностью И.Э. характеризуется как позитивная или негативная. Позитивная И.Э. является наиболее естественной, нормальной, более распространенной для большинства людей формой И.Э., когда чувство этнической принадлежности порождает ощущение стабильности, безопасности и защищенности. Негативная И.Э., являясь результатом неблагоприятного межэтнического сравнения, отражает негативную оценку представителей своей этнической группы. Негативная И.Э. чаще присуща представителям недоминантных этнических групп и этнических меньшинств. Негативная И.Э. связана с комплексом таких чувств, обусловленных этнической принадлежностью, как неуверенность, неполноценность, униженность, ущемленность, стыд за свой народ и др.

Следствием негативной оценки своей этногруппы и самоотождествления с ней могут выступать следующие стратегии поведения: 1) принятие индивидом собственной негативной И.Э. (Т.Г. Стефаненко); 2) "разотождествление" себя и своего народа, относя негативные суждения к другим членам этнической группы, но не к себе самому (В.С. Собкин); 3) стремление сменить свою этническую группу и, соответственно, сменить свою этническую принадлежность (Tajfel H., Turner J.C. и др.). Результатом последней стратегии могут являться такие типы измененной И.Э., как: моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; биэтническая идентичность, маргинальная И.Э. (J. Berry).

Под влиянием различных факторов И.Э. актуализируется, "оживает", претерпевает определенные трансформации. Если позитивная И.Э. представляет собой баланс толерантного отношения к своей и другим этническим группам, являющийся важным условием самостоятельного стабильного существования этнической общности в полиэтническом окружении, то изменения И.Э. (относительно позитивной И.Э.) могут происходить в направлении как ее ослабления, так и усиления.

Выделяют следующие виды трансформаций И.Э. по типу: а) этнической индифферентности; б) гиперидентичности (национального фанатизма, этноизоляционизма и этноэгоизма); в) гипоидентичности (этнонигилизма). Гипоидентичность характеризуется негативизмом по отношению к собственной этнической группе. Гиперидентичность сравнивают со своеобразным этническим нарциссизмом , базирующемся на этноцентризме. Проявлением крайних форм гиперидентичности является сверхпозитивное отношение к своему этносу, готовность к любым жертвам во имя его интересов наряду с выраженной нетерпимостью, враждебностью, даже ненавистью к другим народам (С.В. Рыжова и Г.У. Солдатова).

Являясь одним из важнейших составляющих компонентов социальной идентичности, И.Э. тесно взаимосвязана с другими из них. Такими, как гражданская , конфессиональная, европейская и др. идентичности. Вместе с тем к особенностям, присущим только И.Э., относят ее мифологичность, основывающуюся на идеях и мифах об общих культуре, происхождении, истории (Г.У. Солдатова); обращенность И.Э., воплощенной в культурной традиции, в прошлое, в отличие от других форм идентичности, ориентированных на настоящее или будущее (G. De Vos); чувствительность и зависимость И.Э. от ряда обстоятельств, этносоциального статуса этнической группы в системе межэтнического взаимодействия, условий социокультурного контекста, динамики межэтнических отношений, их характера и состояния и др. факторов.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. Но в последние годы она обрела свое место в психологии познания.

Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены достаточно глубоко. Однако исследования в этой области характеризуются многоплановостью. Перед исследователями встает вопрос выбора традиции, которой они будут придерживаться, занимаясь проблемами идентичности. В данной области социологического знания существует множество направлений, решающих вопросы этнической идентификации, исходя из различных посылок.

В современной отечественной психологии при изучении этнической идентичности делается акцент на тех изменениях, которые происходят в ней в эпоху коренных социальных преобразований (Лебедева Н.М., 1999; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У., 1996; Солдатова Г.У., 1998; Рыжова С.В., 1995; Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Ионин Л.Г., 2000; Сикевич З.В., 1996 ).

В частности, современные ученые говорят о кризисе социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье, который проявляется в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной идентичности (Лебедева Н.М., 1999).

В связи с вышесказанным особую роль играет изучение этнической идентичности, разработка путей ее формирования.

Понятие этнической идентичности, структура, типы

Анализируя литературу, мы выделили классическое определение этнической идентичности, которое чаще всего используется учеными.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [4].

В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [5].

Рассматривая этническую идентичность как важную составляющую процесса становления личности, нельзя не остановиться на ее структуре.

В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента:

  1. Когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков).
  2. Аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

Рассмотрим более подробно основные компоненты этнической идентичности. И первое, на чем мы остановимся, это когнитивный компонент.

В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются:

  1. Этническая осведомленность.
  2. Этническое самоназвание.

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках.

Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных [1].

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9–10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом [4].

Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой - аффективный, эмоциональную. Причем, в каком то смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.

Далее мы кратно остановимся на типах этнической идентичности.

В научном мире выделяют несколько типов этнической идентичности:

  1. Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.
  2. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Н-р, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы.
  3. Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах.
  4. Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них [5].

Возможна четко не выраженная идентичность или даже ее отсутствие в ряде случаев на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности в жизни.

Таким образом, выделяется 4 типа этнической идентичности, которые в различной мере влияют на поведение человека и на определение его места в социуме.

Этапы становления этнической идентичности

Существует несколько теорий, касающихся этапов становления этнической идентичности. Рассмотрим некоторые из них.

Как показывают результаты исследований процесса развития этнической идентичности, первые представления об этничности дети приобретают довольно рано, еще в дошкольном или раннем школьном детстве (Clark K. B., Clark M.K, 1939, 1940; Piaget J., Weil A.M., 1951; Allport G.W., 1976; Pushkin I., Veness T., 1973; Снежкова И.А, 1982; Титова Т.А., 1996). Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Причем для представителей этнических меньшинств уже в этом возрасте собственная этничность становится нередко источником неприятных переживаний. Так, еврейские и черные дети часто обнаруживали негативные самоустановки, личностные конфликты и ощущение небезопасности (Pushkin I., Veness T., 1973).

Следующий важный этап - это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности (Титова Т.А., 1996), происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением (Снежкова И.А, 1982).

Но лишь в ранней юности - 16-17 лет - этнические установки приобретают устойчивость (Pushkin I., Veness T., 1976), укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа (Хотинец В.Ю., 2000) [2].

Ж. Пиаже один из первых, кто собрал все данные о становлении этнической идентичности и выделил основные этапы ее развития.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.

Значение этнической идентичности

Говоря об этнической идентичности, нельзя не остановиться на ее значении для становления личности человека.

Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в процессе межнационального общения, в поликультурной среде. Этнодифференцирующими признаками при этом являются родной язык, культура, религия, историческая память, национальный характер, эмоционально-ценностные отношения. Эволюционное развитие человечества постепенно сформировало осознание народами общности происхождения, понятия о родине, предках, культурных различиях, религиозных взглядах и т.д.

Таким образом, этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций:

  • ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;
  • задавать общие жизненные ценности;
  • защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что:

  • Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;
  • в структуре этнической идентичности выделяется когнитивный и аффективный компоненты, которые влияют на человека;
  • в научном мире выделяют 4 типа этнической идентичности, которые в той или иной степени преобладают в обществе;
  • становление этнической идентичности проходит несколько последовательных этапов, которые охватывают всю жизнь человека от рождения до преклонного возраста;
  • этническая идентичность позволяет человеку ощутить свою значимость, найти свое место в жизни.

Библиографический список

2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

4. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН,1999.

5. Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010

Понятие этнической идентичности в научных исследованиях является одной из наиболее сложных и дискуссионных тем, что обусловлено разнообразием теоретических и методологических подходов к исследованию данного вопроса. Изучением этнической идентичности занимаются различные дисциплины: этнология, социология, психология, политология, социальная философия.

В начале 70-х годов XX в. создатель структурной антропологии К.Леви-Стросс утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века и прогнозировал изменение статуса выдвинутой проблемы: социально-философское и психологическое рассмотрение расширится до междисциплинарного подхода.

Именно Э. Эриксон окончательно придал идентичности статус самостоятельной научной парадигмы и все дальнейшие исследования данной проблематики так или иначе соотносились с его концепцией. Э. Эриксон понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я, что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Э. Эриксон определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру, которое состоит из трех взаимосвязанных уровней анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

На индивидном уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной пространственно-временной протяженности. Это представление о себе как о некоторой относительной неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющее принадлежащее ему прошлое и устремленное в будущее.

- соотнесение личности с группой,

- представления о группе,

- социальные механизмы самоопределения индивидов в многообразных группах.

Существует ещё одна стратегия позитивной этнической идентичности - стратегия социальной конкуренции. В этом случае позитивные различия устанавливаются в прямом соревновании. Очень часто такая стратегия социальной конкуренции перерастает в ситуации межэтнической напряжённости. Таким образом, этническая идентичность является разновидностью социальной идентичности, результатом самокатегоризации в этнической принадлежности.

И, наконец, кратко представим место этнической идентичности в структуре этнического самосознания.

Рассмотрение основных направлений, парадигм и толкований понятия этничность показало насколько их существование, порой взаимоисключающих в них позиций, подчеркивает сложность и многослойность самого феномена этнической идентичности.

С середины 1980-х годов в отечественной психологии начинает реанимироваться этнопсихологическое направление исследований, в котором сначала этническое самосознание, а позже этническая идентичность становятся центральными объектами изучения: В.С.Агеев, А.Г.Асмолов, Э.Ц.Данзанова, С.Н.Ениколопов, Н.М. Лебедева, Г.В.Старовойтова, Т.Г. Стефаненко, В.П.Трусов, А.С.Филиппов, Е.И.Шлягина.

Этническая идентичность личности — это осознание себя представи­телем определенного этноса, переживание человеком сво­его тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

Личностная идентичность оп­ределяется персональными качествами и характеристиками этнофора.

Этническая групповая идентичность описывает­ся социальными категориями и базируется на анализе этни­ческих групп, к которым этнофор принадлежит и с которы­ми себя отождествляет.

Личностную идентичность этнофора характеризуют в ос­новном три фактора:

• место этнофора в отношениях с другими (доминиру­ют понятия этнической структуры и этнических ро­лей);

• качества, которыми этнофор наделяет себя (деловые, поведенческие, интеллектуальные);

• самооценка эткофора (адекватная — неадекватная). Этническая идентичность — это не только осознание сво­ей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являютс важнейшими критериями межэтнического сравнения, Э1 чувства опираются на глубокие эмоциональные связи чел1 века с этнической общностью и моральные обязательсп по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида).

Выделяют позитивную этническую идентичность, когда позитивные этнические чувства и аттитюды (социальные установки) включают в себя удовлетворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.

Негативная этническая идентичность — наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтения других групп и народов в качестве референтных.

Теоретические подходы к анализу понятия этнической идентичности

В основе когнитивных процессов лежит категоризация, представляющая собой адаптивную функцию человеческой психики, структурирующей беско­нечное многообразие стимулов окружающей среды в более упорядоченную совокупность отдельных категорий.

В про­цессы категоризации включаются как сам субъект, так и его окружение. Воспринимая других людей, субъект акценти­рует внимание на их сходстве и различии с собой.

Он постоянно воспринимает других людей или как членов той же категории, что и он (своя группа), или как членов категории, к которой он не принадлежит (чужая группа).

Социальная категоризация и неразрывно связанное с ней социальное сравнение (для достижения позитивного отли­чия своей группы) сами по себе достаточны для возникно­вения предубежденности по отношению к другим группам.

Когнитивисты считают, что самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт— минимизировать различия между группами. Кооперация должна восприни­маться не как межгрупповая, а как внутригрупповая. Если же групповые границы сохраняются, взаимная кооперация не ведет к улучшению межгрупповых отношений. Как толь­ко непосредственная цель кооперации будет достигнута, со­храняющееся деление на группы вновь вызовет к жизни ког­нитивно воспринимаемый конфликт интересов и внутри-групповую пристрастность. Выход может быть найден, если учитывать то положение, что пересекающаяся категориза­ция эффективно нейтрализует дифференциацию. То есть принадлежность к нескольким группам смягчает конфликт между конкурирующими группами.

С позиции деятелъностного подхода процесс иденти­фикации индивида с группой — не спонтанная, изначаль­ная характеристика (как считают представители когни­тивного подхода), а зависимая величина, определяемая структурой межгрупповой деятельности (цели межгруппового взаимодействия, критерии оценки межгруппового взаимодействия, степень зависимо­сти индивида от группы, а также успех или неудача группо­вой деятельности).

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование, по­этому внешние социальные обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этниче­ской принадлежности в его жизни, приводить к трансфор­мации этнической идентичности, особенно в случае межэт­нического брака.




Три основных типа этнической идентичности: эт­ноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.

Полиэтническая идентичность характеризуется равно­ценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. (Жители Швейцарии и США)

Трансэтнизм – личность не причисляя себя нм к одному этносу, относит себя ко всему этносу.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два ос­новных компонента

когнитивный(знания, представления об осо­бенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах — своей и чу­жих, их истории, обычаях, особенностях культуры, и, во-вто­рых, этническое самоназвание.

аффективный (чувство при­надлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Отражает отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах.

Аттитюд – социальная установка – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта.

Настроенность на поведение для удовлетворения дан­ной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в от­личие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определен­ных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии.

Установка в контексте концепции Узнадзе более все­го касается вопроса реализации простейших физиологических потреб­ностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Этническая идентичность личности — это осознание себя представи­телем определенного этноса, переживание человеком сво­его тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

Личностная идентичность оп­ределяется персональными качествами и характеристиками этнофора.

Этническая групповая идентичность описывает­ся социальными категориями и базируется на анализе этни­ческих групп, к которым этнофор принадлежит и с которы­ми себя отождествляет.

Личностную идентичность этнофора характеризуют в ос­новном три фактора:

• место этнофора в отношениях с другими (доминиру­ют понятия этнической структуры и этнических ро­лей);

• качества, которыми этнофор наделяет себя (деловые, поведенческие, интеллектуальные);

• самооценка эткофора (адекватная — неадекватная). Этническая идентичность — это не только осознание сво­ей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являютс важнейшими критериями межэтнического сравнения, Э1 чувства опираются на глубокие эмоциональные связи чел1 века с этнической общностью и моральные обязательсп по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида).

Выделяют позитивную этническую идентичность, когда позитивные этнические чувства и аттитюды (социальные установки) включают в себя удовлетворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.

Негативная этническая идентичность — наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтения других групп и народов в качестве референтных.

Теоретические подходы к анализу понятия этнической идентичности

В основе когнитивных процессов лежит категоризация, представляющая собой адаптивную функцию человеческой психики, структурирующей беско­нечное многообразие стимулов окружающей среды в более упорядоченную совокупность отдельных категорий.

В про­цессы категоризации включаются как сам субъект, так и его окружение. Воспринимая других людей, субъект акценти­рует внимание на их сходстве и различии с собой.

Он постоянно воспринимает других людей или как членов той же категории, что и он (своя группа), или как членов категории, к которой он не принадлежит (чужая группа).

Социальная категоризация и неразрывно связанное с ней социальное сравнение (для достижения позитивного отли­чия своей группы) сами по себе достаточны для возникно­вения предубежденности по отношению к другим группам.

Когнитивисты считают, что самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт— минимизировать различия между группами. Кооперация должна восприни­маться не как межгрупповая, а как внутригрупповая. Если же групповые границы сохраняются, взаимная кооперация не ведет к улучшению межгрупповых отношений. Как толь­ко непосредственная цель кооперации будет достигнута, со­храняющееся деление на группы вновь вызовет к жизни ког­нитивно воспринимаемый конфликт интересов и внутри-групповую пристрастность. Выход может быть найден, если учитывать то положение, что пересекающаяся категориза­ция эффективно нейтрализует дифференциацию. То есть принадлежность к нескольким группам смягчает конфликт между конкурирующими группами.

С позиции деятелъностного подхода процесс иденти­фикации индивида с группой — не спонтанная, изначаль­ная характеристика (как считают представители когни­тивного подхода), а зависимая величина, определяемая структурой межгрупповой деятельности (цели межгруппового взаимодействия, критерии оценки межгруппового взаимодействия, степень зависимо­сти индивида от группы, а также успех или неудача группо­вой деятельности).

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование, по­этому внешние социальные обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этниче­ской принадлежности в его жизни, приводить к трансфор­мации этнической идентичности, особенно в случае межэт­нического брака.

Три основных типа этнической идентичности: эт­ноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.

Полиэтническая идентичность характеризуется равно­ценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. (Жители Швейцарии и США)

Трансэтнизм – личность не причисляя себя нм к одному этносу, относит себя ко всему этносу.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два ос­новных компонента

когнитивный(знания, представления об осо­бенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах — своей и чу­жих, их истории, обычаях, особенностях культуры, и, во-вто­рых, этническое самоназвание.

аффективный (чувство при­надлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Отражает отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах.

Аттитюд – социальная установка – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта.

Настроенность на поведение для удовлетворения дан­ной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в от­личие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определен­ных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии.

Установка в контексте концепции Узнадзе более все­го касается вопроса реализации простейших физиологических потреб­ностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Читайте также: