Годовой круг богослужения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Богослужебный круг – о чем говорит нам это словосочетание? Желающим понимать, что происходит с храме, хорошо бы начать обучение именно с богослужебных кругов.

Богослужебный круг – это цикл регулярных церковных богослужений. В Православной Церкви существует четыре богослужебных круга: суточный, седмичный, неподвижный годовой и подвижный годовой. Уже из самих названий несложно догадаться, каково их содержание, однако некоторые детали стоит все-таки рассмотреть подробнее.

Неподвижный годовой круг

Богослужебные тексты, посвященные неподвижным датам, читаются и поются на службах суточного круга, а количество этих текстов зависит от степени праздничности дня. Для этого в Типиконе была введена система знаков. Статус того или иного дня памяти или праздника также начал формироваться еще до VIII века. В это же время было положено начало возникновения таких богослужебных книг как Минея, Октоих и Триодь, а их полноценное оформление продолжалось до XI века.

На установление степеней торжественности дня в первую очередь повлияла как раз Минея, и сейчас именно в ней содержатся богослужебные тексты неподвижного годового круга. Сами же знаки праздников имеют более позднее происхождение. В XIV столетии в славянских рукописях можно встретить их использование, однако регулярное употребление знаков вошло в практику лишь с XVI века.

Стоит также отметить, что некоторые дни неподвижного круга не закреплены за конкретным числом, а привязываются к ближайшим субботе или воскресенью до или после неподвижного праздника. Так, например, случается в отношении Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления, да и той же, всем нам хорошо известной, Дмитриевской родительской субботы.

Подвижный годовой круг

Основной богослужебной книгой подвижного годового круга является Триодь, которая в свою очередь делится на Постную и Цветную. Постная Триодь, это уже понятно из самого ее названия, используется на протяжении всего Великого поста, а также на предшествующей Пасхе Страстной Седмице. С Пасхи и по Неделю всех святых используется уже Триодь Цветная.

Есть в периоде пения Триоди одна важная особенность. Дело в том, что структура нынешнего православного богослужения основана на константинопольской богослужебной традиции, сформировавшейся уже после иконоборческого периода. А вот в последованиях Постной Триоди отображено влияние более древнего иерусалимского богослужения.

Стоит также отметить еще одну богослужебную особенность Русской Православной Церкви. Сразу за неделей Всех святых мы празднуем неделю Всех святых, в земле Русской просиявших. Это сугубо наша традиция, хотя в некоторых других Поместных Церквях также в этот день молитвенно почитают своих национальных святых. Богослужебные тексты данного праздничного дня помещаются в майской или июньской Минее, а не в Триоди, хотя формально имеют отношение к подвижному годовому кругу.

После сказанного может возникнуть вопрос: почему период пения Триоди называют годовым кругом, тогда как он затрагивает лишь небольшую его часть? Дело в том, что дата празднования Пасхи определяет годовой круг евангельских и апостольских чтений, а также задает последовательность пения гласов Октоиха. Таким образом, период Триоди оказывает влияние на весь богослужебный год.

Седмичный круг

Система седмичного богослужебного круга окончательно сформировалась к XI веку и включает в себя цикл воспоминаний, приуроченных к дням недели. И центром, и началом этого круга является воскресенье, посвященное Воскресению Христову. Если на основных богослужениях годового цикла мы бываем постоянно (имеются в виду большие праздники), то для большинства работающих христиан, единственным частопосещаемый богослужебным днем седмичного круга становится воскресение.

К остальным дням недели приурочены те или иные памяти или воспоминания событий Священной истории. В разные временные периоды и в разных поместных Церквях тематика литургических дней может сильно различаться. В нынешней богослужебной традиции принято употребление двух тем на каждый из дней.

Суббота – почитание всех святых и заупокойная молитва.

Чествование Креста может быть отнесено также к пятнице, а Богородицы – к субботе.

Суббота вообще день особый, занимающий среднее место между буднями и воскресеньем, как во временном, так и в смысловом плане.

Суточный круг

Ориентировочная дата формирования суточного круга восходит к XI веку. Итак, он содержит восемь отдельных служб:

Божественная литургия

Как вы заметили, в этом перечне нет литургии. Есть пара довольно весомых аргументов, не позволяющих отнести литургию к суточному кругу, даже несмотря на ее практически каждодневное совершение. Во-первых, литургия – это не рядовое богослужение, а Таинство, более того, одно из важнейших Таинств Православной Церкви. Во-вторых, на протяжении года есть немало дней, когда не положено служение литургии (в принципе, они нам всем хорошо известны так как, в основном, относятся к великопостному периоду).

А вот все восемь перечисленных служб совершаются во все дни года без исключения. Кроме того, если богослужения суточного круга привязаны к определенному времени суток, то литургия может совершаться практически в любое время, хотя сегодня наиболее традиционным временем ее совершения является все-таки утро.

Вечерня

Вечерня, исходя из названия, служится вечером. Сегодня мы имеем три вида вечерни: малую, великую и вседневную. Согласно Типикону, малую положено служить до захода солнца, великую – после захода, а вседневную просто вечером.

Повечерие

Полунощница

Полунощница – утренняя служба, совершение которой положено рано утром, еще до восхода солнца, сразу после сна. Сегодня традиция ее служения сохранилась практически только в монастырях.

Утреня

Часы

Служение часов положено в том часу, на который указывает их название, учитывая, что, начиная с древней еврейской традиции, счет часов начинался от восхода солнца. Для нас это смещение примерно на шесть часов вперед.

Сегодня во временной привязке большинства служб суточного цикла произошел сдвиг. Утрени служатся вечером, вечерни (в Великом посту) – утром, а часы так вообще никак не соблюдаются, что производит определенный диссонанс между временем их служения и содержанием, смысловым наполнением богослужебных текстов. В частном порядке, по инициативе отдельных священников, сложившаяся ситуация иногда немного исправляется, что позволяет надеяться на возможный положительный результат в будущем.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Богослужебные круги́ - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

Суточный круг богослужений

Суточной богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Богослужебные "сутки" по еще ветхозаветной традиции ("И был вечер, и было утро - день один" и т.д.) начинаются с вечера (а не с полночи, как принято в гражданском календаре) и состоят из следующих чинопоследований (в скобках указано условное время их совершения по современному времяисчислению; на практике оно может быть существенно иным):

Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Недельный (седмичный) круг богослужений

Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.

  • Воскресенье - Воскресение Христово.
  • Понедельник - прославление бесплотных сил Ангельских.
  • Вторник - прославление св. Иоанна Предтечи и пророков.
  • Среда - воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным).
  • Четверг - прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца.
  • Пятница - воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный).
  • Суббота - прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. См. также осмогласие.

Годовой круг богослужений (неподвижный и подвижный)

Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пятидесятницы и Октоиха.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста), Триоди Цветной (Пятидесятницы) и Октоиха.

Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно "забывают", перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов [2], повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая "евангельская стихира", котороя должна петься на "славу" после стихир на хвалитех.

[1] Евхаристия, как таинство Царства и Будущего века, находится как бы за пределами времени сего, и поэтому не имеет определеного времени совершения в суточном круге. В большинстве случаев Литургия совершается после Шестого часа, реже - после Вечерни. Подробнее - в статье "Литургия"

[2] Число 11 символизирует одинадцать оставшихся на то время апостолов - после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.




Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ


Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и Литургии.

НАГЛЯДНАЯ СХЕМА СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЯ

Вечер
1. Девятый час — (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие

Утро
1. Полунощница — (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час — (7 часов утра)

День
1. Третий час — (9 часов утра)
2. Шестой час — (12 часов дня)
3. Литургия

Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дн ей недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду в оспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно , праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.


Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на н еподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 14 сентября н.ст, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Читайте также: